Что важнее для человека истина или сострадание в пьесе на дне
Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе «На дне» удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?
Сатин выступает борцом за истину. Он убежден, что знать правду достоин каждый и только сильная личность способна ее принять. Только правда имеет способность влиять на человека, подталкивать к осознанию и пониманию своего истинного положения, правда заставляет преодолевать преграды, совершенствовать свое поведение и таким образом менять свою жизнь, в то время как сострадание способно лишь сеять ложь мнимых надежд. Истина придает человеку силы и уверенности. По словам героя ложь проповедуют только рабы.
В качестве антипода Сатину в пьесе выступает Лука. Мировоззрение странника кардинально отличается от Сатина. Лука ведущий отшельнический образ жизни сам не понимает куда приведёт его дорога странствий. Как человек он добр, милосерден, отзывчив. Его душа полна сострадания к чужим неудачам и вызванные ее порывами поучительные речи побуждают людей тянуться к жизни. Но это сострадание чаще всего основано на лжи и обмане. И как он лично уверен, эта ложь во благо. Лука наполняет души ранимых людей пустыми иллюзиями, которые не сподвигли никого начать действовать и пытаться менять свою жизнь к лучшему. Скорее всего, это было вызвано бессилием и слабостью. Люди не чувствовали в себе силы к изменениям, им проще было смириться и окончательно погрузиться в безысходность.
Анализируя пьесу Горького «На дне» нельзя прийти к четкому ответу, что лучше истина или сострадание? Каждый волен считать по своему, в зависимости от собственных взглядов и убеждений. Кто-то примет сторону Сатина и скажет, что только правда, какой бы она не была, способна менять людей, ведь сострадание только расслабляет человека и делает его более апатичным. А кто-то будет солидарен с Лукой и посчитает, что и без того сломленных людей нельзя добивать жестокой правдой.
2 вариант
«На дне» произведение написанное «пролетарским» писателем Максимом Горьким, в начале двадцатого века (1901-1902). Само произведение не являлось чисто литературным, это была пьеса для театра. Постановка этой пьесы была запрещена, затем её постановку разрешили только в Москве.
В итоге первой русской революции (1905) пьеса (урезанная) была разрешена к постановке в театрах.
В 1907 году пьеса начала ставится в Европе. Этому способствовал коммерсант а так же революционер (друг Ленина) доктор Гельфанд (Парвус). Однако часть средств (кассы что собрала пьеса) он просто украл. Кстати именно Парвус был посредником между Лениным и немцами во время Первой мировой войны, именно Парвус помог Ленину перебраться в «пломбированом вагоне» в Россию.
Именно эту пьесу использовали как орудие пропаганды революционные партии, в первую очередь большевики.
Суть произведения передана уже в названии «на дне», о тех кто опустился на дно социальной иерархии (в финансовом, духовно-культурном отношении). Им уже никогда не подняться.
Горький как бы воспроизводит тему «униженных и оскорблённых» Достоевского в реалиях начала двадцатого века, разницы нет никакой (кроме почти пол столетия времени).
Горький показал всю суть и отталкивающую правду социального низа. Это произвело фурор не только в культурной жизни России но и Европы.
В то же время не всё так ужасно и однобоко под темными и угрюмыми сводами старого дома, сами бродяги ведут разговоры о жизни и человеке, о его предназначении в этом мире и т. д. Не смотря на всю мерзость и отвратительность кругом происходящего, не убили полёт мысли и чувства в этих опустившихся людях.
Истина конечно превыше всего, это не только идея произведения, но и сам читатель приходит к этому, читая пьесу. Но, по мере чтения ты сопереживаешь героям, не смотря на их отталкивающий «вид».
Истина и сострадание это то что понимаешь и чувствуешь, читая произведение. Каждый читатель должен дать себе ответ после прочтения. И в этом безусловный плюс пьесы.
Также читают:
Популярные сегодня темы
Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу самых великих русских писателей. Это безусловный и абсолютный факт. Произведения Михаила Юрьевича написаны на остросоциальные темы
Весна – это одно из лучших времен года. Самая замечательная и удивительная пора. Как много счастья приносит она людям. Весна – это как глоток воздуха, которого катастрофически не хватает суровой лютой зимой.
В «Недоросле» показывается то, насколько важным порой бывает умение быть достаточно искренним и воспитанным человеком. Также, на примере весьма отрицательных персонажей, показывается, насколько несоблюдение данных принципов
Самым увлекательным предметом в школе я считаю историю. Так интересно узнать, каким был первый человек, чем он занимался. Наскальные рисунки первобытного человека похожи на первые художества ребёнка.
На картине Михаила Сатарова Мороз зритель видит зимний лесной пейзаж. На заднем плане полотна небо ещё освещается лучами солнца, которое садится за далёким горизонтом. Чистое небо переливается оттенками жёлтого и оранжевого цветов
«Горькая правда» и «сладкая ложь» всегда стоят рядом, и каждый человек сам решает, что ему выбрать. Сколько бы ни прошло времени, а проблема правды и лжи останется неразрешенной, эта тема является вечной в литературе, поэтому к ней часто обращаются различные авторы.
М. Горький в пьесе «На дне» поднимает проблему истины и лжи. В произведении противопоставляются два героя – Сатин и Лука. Первый считает, что всегда нужно говорить правду, ведь «правда – бог свободного человека», люди же которые врут, являются для Сатина «слабаками». Лука утверждает, что необходимо сострадать людям, а сострадание, в его понимании, часто ложь – ложь во благо. Мне кажется, оба героя были в чем-то правы, к каждому человеку необходим был свой подход. Клещ и Актер, например, нуждались в «горькой правде», им был необходим такой толчок, который спровоцировал бы изменения, смог их «всколыхнуть», именно истина положила бы начало их борьбе и, возможно, они бы выбрались из этой «ямы». Кому-то нужна была успокоительная, «сладкая ложь» как Анне.
Таким образом, «спасительная ложь» бывает, но довольно редко. В большинстве случаев «горькая правда» лучше любого обмана, ведь в иллюзиях нельзя жить вечно. Человек, осознающий критичность ситуации, знающий истинное положение дел, начинает бороться и часто именно «горькая правда» помогает ему избежать множества проблем.
2 вариант
Наверное, тем людям, которые читали произведение и даже думали над ним, делились на два вида. Одни разделяли сторону истины, а вот другие наоборот были за сострадание. А вот определенно узнать, что лучше я считаю нельзя. Все будет напрямую зависеть от ситуации или от последствия выбора.
Многие согласны с этим главным героем, иногда человеку нужно сказать то, что ему хочется услышать и это не обязательно должна быть, правда.
Не каждый человек сможет определить когда другой человек ему говорит правду, а когда обманывает. Конечно, в некоторых ситуациях это можно понять, но бывают ситуации, когда до последнего не понятно обманул вас человек или нет. Иногда вымысел и правда очень близко находятся друг с другом, и отличить одно от другого бывает очень сложно или практически невозможно. В этом случае человек должен научиться взвешивать правду и ложь, и тогда станет понятно, где вымысел, а где он говорит правду.
Что лучше: истина или сострадание? по пьесе На дне
Популярные сочинения
Любовь-это великое чувство и в своем сочинение я хочу рассказать одну историю, которая доказывает, что человек способен на все, чтобы сохранить трепетную, глубокую и настоящую любовь.
Любая мечта является основоположником дел и великих свершений. Когда-то и маленький Юра Гагарин мог лишь мечтать о космосе и звездах и едва ли предполагал, что он к этим звёздам приблизится и увидит планету
Сюжетообразующий центр труда Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» составляют образы семи мужиков, которые решили отыскать того, кто счастлив на Руси.
Что лучше – истина или сострадание? На дне.
сочинение по литературе 11 класса
Пьеса М. Горького «На дне» — сложное произведение с глубоким философским смыслом. Что делает человека сильнее? Что помогает или мешает ему жить? Что лучше истина или сострадание? Именно на эти вопросы и пытаются найти ответы обитатели ночлежки Костылева.
Философия дна
Иллюстрация С. Гонкова
Главной особенностью пьесы является то, что на эти вечные темы рассуждают не люди из высшего общества, а те, которые оказались на самом дне. Среди всех них можно выделить только двух «идеологов»: странника Луку и шулера Сатина. Лука проповедует философию сострадания, а Сатин выступает за культ истины.
Поразительно, что о необходимости истины говорит именно шулер, картежный мошенник, ежедневно обманывающий других людей. Тем не менее он считает, что только правда является Богом свободного человека, а ложь –
Религия (от лат. religio — благочестие, святость) — мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил. Религия — одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира индивидом, социальной группой, обществом в целом.
В структуре религии выделяются религиозное сознание (обыденное и теоретическое), культ, религиозные отношения, институты и организации. Религиозное сознание предполагает веру в наличие сверхъестественных сил, влияющих на деятельность индивида и общества, возможность общения с этими силами и воздействия на них, истинность религиозных догматов, священных текстов, действительное свершение описанных в них событий, в религиозные авторитеты. Благодаря религиозной вере определённые персоны, действия, предметы, тексты наделяются религиозным значением и символическим смыслом и включаются в культ. Религия как социальный институт выполняет ряд функций: мировоззренческую, регулятивную, интегрирующее-дезинтегрирующую, коммуникативную, познавательную, психологическую и др. Учёные выделяют политеистические (см. Политеизм) и монотеистические (см. Монотеизм) религии.
Различают также религии племенные или архаические (тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм, знахарство, магия и др.), национальные (индуизм, иудаизм) и мировые (см. Мировые религии).
Странник Лука, неожиданно появившийся в ночлежке, придерживает иной точки зрения. Он добрый, снисходительный и терпимый к чужим порокам. Лука всегда готов выслушать того, кто нуждается в этом, он искренне интересуется жизнью других людей. Единственным его недостатком является излишнее сострадание к человеку. Из жалости к обречённым жителям ночлежки Лука начинает лгать им, убеждая в том, что их несбыточные мечты обязательно сбудутся. Он считает что человек – это то, во что он верит.
Сострадание Луки
До неожиданного исчезновения Луки жизнь обитателей дна заметно улучшилась, многие из них начали верить в то, что их ждёт лучшее будущее. Анна стала меньше волноваться из-за своей болезни, поверив в то, что её ожидает покой и умиротворение на том свете, Пепел начинает мечтать о свободной и честной жизни в Сибири, а Настя живёт мечтами о высокой любви. Воодушевлённый рассказами о бесплатной лечебнице для алкоголиков Актёр, даже начинает работать и на некоторое время бросает пить. Но все эти перемены оказались временными.
Выходит, что главная истина в жизни – это сам человек, и только ему выбирать, как жить дальше. Однако в любом случае каждому нужна реальная надежда, а не утешительная ложь из сострадания. Финал пьесы остаётся неопределённым. Подняв тему сильной личности, автор даёт возможность героям что-то почувствовать, осознать. Но ответа на вопрос: «Что лучше истина или сострадание?» М. Горький так и не дал.
В пьесе «На дне» затронут вечный вопрос, который никогда не потеряет своей актуальности. Что лучше истина или сострадание? На этот вопрос трудно дать ответ, так как эти понятия нельзя противопоставить друг другу.
Лука и Сатин: сострадание или истина
Сам автор явно предпочитает истину, и свои мысли он вложил в уста Сатина, который всё время отстаивает права и свободу человека. Ему в произведении противопоставляется старец Лука, который случайно попал в ночлежку Костылевых. С его появлением многие здешние обитатели обрели надежду, которая, хоть и была ложной, но всё-таки помогала им двигаться дальше.
Лука – очень добрый и отзывчивый человек, однако его милосердие напрямую связано с ложью. И неважно, что эта ложь было во спасение, обман всегда остаётся обманом. К чему может привести эта спасительная ложь? М. Горький показывает трагические последствия такого сострадания.
Лука, действительно сочувствует обитателям ночлежки, но он вселяет губительные надежды в уязвимые души несчастных людей.
У Сатина другое мировоззрение. Несмотря на свою мошенническую деятельность, он – настоящий философ. В далёком прошлом он служил телеграфистом и любил читать книги. Его судьба полностью изменилась после того, как он угодил в тюрьму, защищая честь своей сестры. К прежней жизни он уже не вернулся, после долгих лет тюремного заключения обратного пути не было. Этот печальный опыт изменил его отношение к окружающему миру, изменил нравственные ценности и приоритеты.
Во всех спорах, происходящих в ночлежке, Сатин отстаивает могущество человека. Именно он осуждает позицию Луки. Он считает ложь, даже спасительную, уделом рабов. А свободному человека нужна только правда, по его мнению. Сатин не говорит о подлости или злых умыслах Луки, он понимает, что стариком двигали только благие намерения, но он уверен в том, что сострадание унижает других людей, и вселяет в них ложные надежды.
Авторская позиция
М. Горький поддерживает позицию Сатина. Он считает, что у человека должно хватать мужества принять правду такой, какая она есть, потому что лишь истина делает человека сильнее и увереннее в себе. Только правда способна изменить общество, погрязшее в пороках. Человек должен понимать, что вокруг него происходит, и самостоятельно делать выбор, а сострадание лишает его этой возможности.
Размышляя над главным вопросом пьесы «На дне», автор испытывает жизнью философию Луки и Сатина. Он наглядно показывает, как повлияли на обитателей их слова. Выходит, что нет в жизни ничего важнее истины, но иногда без сострадания и утешительной лжи – не обойтись.
Что лучше – истина или сострадание? Это вопрос, который при более глубоком рассмотрении вызывает большие сомнений, чем определенности.
Истина
Что такое истина? Это нечто существующее в реальности, утверждение, проверенное опытом. Что такое сострадание? – эмпатия, сочувствие к несчастьям другого человека. Эти понятия сложно противопоставить друг другу. Но именно это делает М. Горький – автор пьесы «На дне».
Действие пьесы происходит в ночлежке для босяков, «бывших людей». Это место больше напоминает тюремный подвал, нежели помещение, пригодное для жизни. Жители ночлежки – люди, озлобленные на жизнь, потерявшие всякую надежду на лучшее будущее, равнодушные друг к другу и к себе. Они забыли свое прошлое, они не имеют настоящего, у них не будет будущего. Сами они говорят, что они не живут, а существуют. Какой-то критик отметил, что «На дне» — потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди».
В этот черный мир врывается светлый странник Лука. Он пытается утешить людей, дать им новый взгляд на жизнь, расширить замкнутость ночлежки мечтами и надеждами. И люди тянутся к нему. Настя обретает надежду на настоящую любовь, Пепел задумывается о поездке в новую жизнь в Сибирь, Актер начинает мечтать о лазарете для пьяниц, Анна умирает с мыслями о райском спокойствии.
Противопоставление Луке
Явно противопоставлен Луке Бубнов – циничный и мрачный человек, с которым никто и разговаривать-то никто не хочет, он успевает лишь вставить свои фразы в чужой разговор. Он убежден, что нужно прямо говорить всю правду, как она есть, не стесняясь. И, когда Лука исчезает, Бубнов обвиняет старика в том, что он растревожил души ночлежников ложной надеждой и бросил их.
Немного другой позиции придерживается Сатин. Сатин – бывший телеграфист, человек, поддерживающий взгляды философа Ф. Ницше, кричащий вслед за ним, что «Бог умер!». Он говорит, что Лука – не шарлатан, потому что врет из сострадания, от доброты душевной. А Сатин восклицает: «Человек – вот правда!». Он уверен, что сострадание унижает людей, из-за жалости к самому себе человек не способен изменить жестокий мир. Для революции людям нужно трезво смотреть на жизнь.
Ответ на вопрос
Мы не знаем и того, на чьей стороне автор. Современники утверждают, что М. Горький плакал, когда читал сцены утешения Анны старцем Лукой. Возможно, именно его позиция ближе всего писателю, а позиции остальных героев введены, чтобы подтвердить правоту Луки?
На мой взгляд, истина безусловно важна для человека, но наступают такие моменты, когда без утешения, без веры во что-то лучшее жизнь просто не может продолжаться. А вера – и есть сама жизнь.
Сочинение на тему: Что лучше истина или сострадание? в пьесе На дне, Горький
Что лучше истина или сострадание?
Одной из лучших драм М. Горького считается пьеса “На дне”, вышедшая в свет в 1902 году. В ней писатель затронул вопрос, который был и останется актуальным: Что лучше – истина или сострадание. Если бы вопрос стоял о правде и лжи, можно было легко ответить, что правда лучше, важнее и правильней.
А вот истину и сострадание трудно противопоставить друг другу. Сам автор по натуре гуманист и предпочитает истину. Свое мнение он вложил в слова Сатина, который на протяжении всей пьесы отстаивает пава человека.
Однако его сострадание иногда связано с ложью, может и утешающей, но все же ложью. В своей пьесе Горький показывает трагичные последствия такого сострадания. Возможно Лука вовсе не проходимец или шарлатан, как подозревают некоторые постояльцы.
Возможно, он сострадает от всей души, но это лишь вселяет обманчивые иллюзии в
У Сатина другая правда жизни. Несмотря на то, что он теперь картежник и шулер, в душе он настоящий философ. В прошлой жизни он был умным и высокообразованным телеграфистом.
Защищая свою сестру от одного подлеца, угодил в тюрьму почти на пять лет. А после тюрьмы оказался в этой ночлежке. Во всех спорах, происходящих в пьесе, он провозглашает культ человека. Именно он разоблачает неверный подход Луки.
Он считает ложь, хоть и утешительную, религией рабов. А для настоящего человека – есть правда. Он не обвиняет Луку в плохих намерениях, и прекрасно понимает добрые мотивы старика.
При этом все равно говорит, что сострадание лишь унижает человека и вселяет в него ложные надежды.
Сам автор солидарен с Сатиным. Он считает, что человек должен иметь смелость принять истину такой, какая она есть. Она делает человека сильнее и уверенней. Этим произведением драматург также пытался показать, что истина может послужить толчком для положительных изменений в обществе, которое к тому времени погрязло во лжи и несправедливости.
Вывод очевиден. Только истина может возвысить человека и сделать его счастливей. Человек должен сам выбирать, что ему нужно, а сострадание с примесью лжи к добру не приводит.
Related posts:
Сочинение на тему «Что лучше — истина или сострадание? (по пьесе М. Горького «На дне»)»
«Горькая правда» и «сладкая ложь» всегда стоят рядом, и каждый человек сам решает, что ему выбрать. Сколько бы ни прошло времени, а проблема правды и лжи останется неразрешенной, эта тема является вечной в литературе, поэтому к ней часто обращаются различные авторы.
М. Горький в пьесе «На дне» поднимает проблему истины и лжи. В произведении противопоставляются два героя – Сатин и Лука. Первый считает, что всегда нужно говорить правду, ведь «правда – бог свободного человека», люди же которые врут, являются для Сатина «слабаками». Лука утверждает, что необходимо сострадать людям, а сострадание, в его понимании, часто ложь – ложь во благо. Мне кажется, оба героя были в чем-то правы, к каждому человеку необходим был свой подход. Клещ и Актер, например, нуждались в «горькой правде», им был необходим такой толчок, который спровоцировал бы изменения, смог их «всколыхнуть», именно истина положила бы начало их борьбе и, возможно, они бы выбрались из этой «ямы». Кому-то нужна была успокоительная, «сладкая ложь» как Анне.
Анна после слов Луки не боялась смерти и «с легким сердцем» ушла «в мир иной». Для другого героя пьесы – Актера ложь оказалась смертельной. Он всем сердцем поверил в лучшее, в свое излечение от зависимости, но вскоре даже призрачная надежда на что-то хорошее разрушилась, а вместе с ней разрушилась и жизнь Актера. Он в отчаянии решился на самоубийство. На самом деле, Лука не был виноват в гибели Актера, и ухудшении положения жителей ночлежки. Он от всей души пытался помочь этим людям, Лука, действительно, переживал и сострадал, он думал, что своим милосердием и жалостью сможет «достучаться» до людей и их душ. Лука хотел дать им надежду и веру, чтобы они начали действовать, стремиться к чему-то. Его добро было основано на обмане, но для Луки это не было ложью, потому что, по его мнению, истинно то, что человечно. Смог понять «философию» Луки лишь Сатин, сказав: «Человек — вот правда!»
Таким образом, «спасительная ложь» бывает, но довольно редко. В большинстве случаев «горькая правда» лучше любого обмана, ведь в иллюзиях нельзя жить вечно. Человек, осознающий критичность ситуации, знающий истинное положение дел, начинает бороться и часто именно «горькая правда» помогает ему избежать множества проблем.
Популярные сочинения
Что лучше: истина или сострадание? (По драме М. Горького «На дне»)
Драма М.Горького «На дне» — сложное, многогранное произведение с глубоким философским содержанием. Что делает человека человеком? Что помогает и мешает жить? Каковы пути к обретению счастья? На эти вопросы автор ищет ответ вместе со своими героями – обитателями костылёвской ночлежки.
Интересно, что по проблемам, издавна волновавшим умы мыслителей, в пьесе высказываются не мастера философских диспутов, а люди «дна», необразованные или опустившиеся, косноязычные или не находящие нужных слов. Каждый из ночлежников имеет определённый взгляд на жизнь, исповедует свою «правду»: Бубнов и Барон, бесчувственные, далёкие от иллюзий люди, — сторонники жестокой «правды факта», довольствующиеся грубой реальностью; Анна, Пепел, Клещ, Настя, Актёр живут мечтой, но при этом мучаются, жаждут сочувствия.
Однако своеобразными «идеологами» «дна» можно, по-моему, считать лишь двух обитателей ночлежки – Луку и Сатина. Ведь «основной вопрос» драмы Горький сформулировал так: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? За истину в пьесе ратует Сатин, сострадание проповедует Лука.
Сатин – человек сильный, получивший определённое образование. Когда-то он служил на телеграфе, где и нахватался «умных» слов. Теперь он ловкий картёжник. Парадоксально, что правду воспевает шулер, то есть человек, живущий ложью. Тем не менее монологи Сатина ярки, эмоциональны, афористичны: «Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека. » Взгляды Сатина близки Горькому. В одном из своих писем автор как бы вторит своему герою: «Существует только человек, всё же прочее есть мнение».
Сатин утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека. Он и сам пренебрегает возможностью жить на честно заработанные деньги. По мнению Сатина, людей надо уважать, а не «унижать жалостью», не лгать им, а окончательно добивать правдой: так благороднее.
Другой точки зрения придерживается странник Лука. Этот герой добр, снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбы о помощи. «Мяли много, оттого и мягок», — говорит он о себе.
Ещё одна симпатичная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, в каждом из которых он способен разглядеть индивидуальность, «изюминку»: «Всякая блоха не плоха…»
Лука, безусловно, нужен страдальцам, которых в пьесе немало: Насте, Пеплу, Наташе, Актёру, Анне, Клещу. Им необходимо утешение и ободрение – своеобразная анестезия от преследующих их бед и стимулятор интереса к жизни. Чтобы утешить собеседника, Лука не придумывает никаких рецептов, он лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из ночлежников мечту: Актёра убеждает в существовании больницы для алкоголиков, в Анне укрепляет веру в загробную жизнь, в Насте – в идеальную любовь.
«Во что веришь, то и есть», — говорит странник. По-моему, неплохой девиз для «дна». Как бы подтверждая свои слова, Лука рассказывает ночлежникам притчу: мечта о «праведной земле» давала человеку силы жить, а правда толкнула его на самоубийство.
По словам Сатина, речи Луки – «ложь утешительная, ложь примиряющая», «ложь во спасение». Можно долго спорить о целесообразности такого обмана. Однако, на мой взгляд, нельзя не согласиться с Беранже, стихотворение которого постоянно декламирует Актёр:
Мир дороги найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Думаю, Лука и является таким «безумцем».
Размышляя над «основным вопросом» драмы «На дне», Горький испытывает жизнью философии Сатина и Луки, показывает, как повлияли на ночлежников речи шулера и как – монологи странника.
До неожиданного ухода Луки самочувствие обитателей «дна» заметно улучшается; у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше. Умирающей Анне старик советует набраться терпения и обещает райскую жизнь на небесах. Женщина поверила ему и умерла спокойно. По философии же Сатина, который, кстати, довольно спокойно взирал на страдания умирающей, не стоило унижать её: ведь ложь под видом жалости не может не унизить человека.
Благодаря Луке, Пепел живёт мечтой о честной жизни в Сибири, а Настя – верой в идеальную любовь. По Сатину, необходимо вернуть их к прозаической действительности…
Итак, драма «На дне» — это примерка возможности помочь людям при помощи сострадания или правды. Абсолютно однозначного ответа на вопрос: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?» — в произведении нет.
Думаю, Горький испытывает определённые симпатии и к Сатину, и к Луке. А единственно верного решения подобной проблемы быть не может: истина, безусловно, лучше обмана, но иногда нужнее сострадание, «утешительная ложь».
Учебные материалы.. первая помощь в учебе…
«Милосердие и сострадание — вот чем мы можем уподобиться Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего.» Иоанн Златоуст.
«И познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32)
Что есть истина? (сочинение по пьесе «На дне» Горького)
В определённых жизненных ситуациях человеку приходится выбирать между двумя возможностями, решая вопрос о том, что лучше преподнести ближнему — горькую правду или спасительную ложь. Ответ на него ищут и обитатели ночлежки Костылёвых из пьесы М. Горького «На дне». Каждый из них предлагает свой рецепт достижения счастья, поскольку счастье, правда, истина становятся в контексте разговора словами-синонимами, а спор об истине превращается в спор о человеке, о правде и лжи. Герои по-разному трактуют понятие правды.
Другие герои — Настя, Анна, Наташа, Актёр, Пепел, Клещ — понимают правду как мечту, идеал, справедливость. Они верят в человека, и эту веру поддерживает новый жилец ночлежки — сладкоречивый старик Лука. Настя мечтает об идеальной любви — красивой, настоящей, чистой — и выдумывает её для себя, так как не находит ничего похожего в реальной жизни. Анна, веря в Бога, мечтает о рае — счастливой загробной жизни, так как её реальная жизнь подобна аду. Наташа надеется на чудо, мечтает об идеальном мужчине, который был бы избавителем и героем. Она хотела бы устроить самостоятельную семейную жизнь, избавиться от тирании сестры. Актёр грезит о былой славе, надеется вернуться на сцену. Пепел мечтает уйти в Сибирь, где ему видится вольная и праведная жизнь. Честный Клещ, не имея работы, верит в труд, успех.
В лагере «мечтателей» противостоят друг другу иллюзорная мечта и грубая реальность. Среди обитателей ночлежки выделяются милосердный Лука и внешне грубый Сатин. Кто из них прав?
С появлением Луки, который всех утешает и каждому сулит счастливое будущее, призрачные надежды несчастных растут. Но крушение их иллюзий приводит к цепной реакции трагедий. Настя и Клещ впадают в отчаяние. Анна умирает. Едва не погибает Наташа. Актёр вешается, не выдержав правды жизни. Пепел, убивший Костылёва, в тюрьме. При появлении Луки обитатели ночлежки впервые ощущают боль по поводу загубленной жизни. Он виноват в серии потрясений и смертей тех, кто ему так доверчиво внимал.
«Не всегда правдой душу вылечишь», — полагает Лука. Он утешает людей выдумкой, ложью. Правда, считает Лука, не нужна, ибо положение человека безнадёжно. А может быть, не так уж и плохо, что он поддерживает уже сложившуюся у каждого из героев мечту, стремится помочь каждому найти свою правду? «Во что веришь, то и есть», — убеждён он.
«Человек — вот правда», — говорит Сатин. Ложь — костыль для человека, а он настолько силён, что в состоянии встать на ноги без подпорок. Сатин верит во внутренние силы человека, в то, что он способен обойтись без поддержки извне. По логике Сатина, спасение человека — в нём самом. Человек — творец, преобразователь жизни.
Так кто же из двух философов «дна» прав? С одной стороны, можно согласиться с Лукой: вера, высокая мечта необходимы каждому человеку. Сильная вера позволяет мечте стать реальностью, правдой.
Однако прав и Сатин: только уверенность человека в собственных силах и его мужество могут изменить окружающий мир. Борись, и ты всё преодолеешь, если умеешь мечтать. Таким образом, правда Луки дополняет правду Сатина, как и наоборот.
Истина или сострадание? Ответа в пьесе нет. Да и в жизни его быть не может. У каждого свой выбор. У каждого своя правда.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004