Что важнее для ученика с овз констатирующее или формирующее оценивание
Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися с ОВЗ основной образовательной программы
В соответствии к современным требованиям к коррекционному образованию в настоящее время идет разработка основной образовательной программы начального коррекционного образования. Одним из разделов данной программы является система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, так как если результат планируем, то необходимо проследить и оценить достижения обучающихся.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основными функциями системы оценки являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и обеспечение эффективной обратной связи.
Основные результаты начального общего образования:
— формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
— воспитание основ умения учиться – способности к самореализации с целью решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
— воспитание основ жизненной компетенции (социальной компетенции);
— индивидуальный прогресс в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с ОВЗ.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность учащимся с ОВЗ освоить элементарные эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовность выражать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям.
Отличительные особенности системы оценки:
— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов);
— использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
— оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
— оценка динамики образовательных достижений учащихся с ОВЗ;
— сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
— использование персонифицированных процедур и неперсонифицированных процедур;
— уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представления данных;
— использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
— использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценивания, как практические работы, творческие работы, самооценка, наблюдения и др.;
— использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Оценка достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание.
Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно прошедшего учебного года, позволяющего учителю организовать эффективно процесс повторения и определить эффекты от обучения за прошлый учебный год.
Предметом текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Такое оценивание производится как самим обучающимся, так и учителем и осуществляет две важные функции: диагностическую и коррекционную. Цель такого оценивания увидеть проблемы и трудности в освоении предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших проблем и трудностей.
Предметом промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного года является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей. Проводит такое оценивания внешняя относительно учителя школьная служба оценки качества образования (завуч).
Формирующая оценка образовательных результатов обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с согласованным подходом к планированию и реализации образовательного процесса для всех учащихся на протяжении всего периода обучения. Цель такого оценивания выявлять сильные и слабые стороны каждого ученика, разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на повышение успеваемости обучающихся с ОВЗ. У учеников должно сложиться четкое понимание того, в каких разделах программы происходит их рост и что именно они могут сделать для улучшения своей успеваемости.
В целях эффективности, оценка образовательных результатов учащихся с ОВЗ включает в себя:
— указание технологии оценивания, которая будет использоваться в ходе образовательного процесса;
— краткие сведения о способах оценивания, которые будут использоваться, а также указание на то, когда и каким образом будет происходить;
— сведения о том, каким образом предполагается обеспечить дифференцированный подход к обучению, т.е. каким образом будут варьироваться организация класса/методики обучения, учебные ресурсы и оценка знаний учащихся с целью развития всего спектра способностей учащихся;
— сведения о том, каким образом предполагается производить анализ и оценку учебной программы (включая все элементы процесса оценивания).
В соответствии со ст. 15 п.3 Закона РФ “Об образовании” все аспекты внутреннего контроля и оценки результатов образования учащихся оформляются в специальном школьном локальном нормативном акте.
Общая система оценивания носит уровневый характер и состоит из следующих элементов:
— оценка предметных, личностных и метапредметных результатов по итогам учебного года: базовый и минимально необходимый (сниженный) уровень.
К числу планируемых результатов отнесены:
личностные результаты, основным объектом оценки которых является сформированность трех блоков:
метапредметные результаты это:
— познавательные учебные действия.
оценка предметных результатов не вызывает затруднений, т.к. наблюдаем, отслеживаем и фиксируем уровень усвоение знаний на основе проверочных, контрольных, комплексных работ;
оценка развития жизненных компетенций включает в себя следующие планируемые результаты: развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, овладение социально-бытовыми умениями, овладение навыками коммуникации, дифференциация и осмысление картины мира и своего социального окружения.
Личностные и метапредметные результаты в новых стандартах называются универсальными учебными действиями (далее УУД), и мы тоже должны оценивать уровень их сформированности. Каким образом это делать?
В первом классе осуществляется диагностика предпосылок сформированности УУД. Задания для диагностики перерабатывются с учетом психофизического развития детей с ОВЗ на основе учебного пособия Галины Федоровны Кумариной “Коррекционная педагогика в начальном образовании”. Разрабатываются критерии и показатели (четырехуровневая система оценки) сформированности предпосылок УУД первоклассников с ОВЗ. Анализ результатов мониторинга позволяет проследить динамику образовательных результатов первоклассников и создать банк педагогических данных на каждого обучающегося, проектировать индивидуальную траекторию его развития.
Для обучающихся второго, третьего, четвертого классов подбираются и перерабатываются диагностические задания на основе учебных пособий Александра Григорьевича Асмолова “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе” и “Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли”. Методики мониторинга возможно включать как педагогу во время урочной деятельности, так и психологу и тогда результаты более объективны.
Рассмотрим конкретно в действии отдельное задание и как результат можно отследить. Например, на уроке развитие психомоторики и сенсорных процессов или на уроке изобразительного искусства включить следующее задание: “Рукавичка” (автор Г.А. Цукерман).
Цель задания: выявление уровня сформированности действий по согласованию в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые УУД: коммуникативные.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результатов.
Описание задания: каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Инструкция: “Рукавички постирали и все узоры смылись. Необходимо украсить рукавички одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару (левую и правую рукавичку). Можете сами придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор будете рисовать”.
Во время выполнения задания педагог оценивает результаты по следующим критериям:
— продуктивность совместной деятельность оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
— умение детей договориться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
— взаимопомощь по ходу рисования;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.)
Самым сложным представляется отслеживание жизненных компетенций. Они конкретизированы и отражаются, как и все остальные результаты в “Портфолио достижений” учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет на основе систематического фиксирования результатов создать полную картину развития обучающегося и оказать действенную помощь педагогу в обучении и воспитании воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Особенности оценивания детей овз
Особенности оценивания результатов обучения детей с ОВЗ как составляющих образовательного процесса.
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
В своем выступлении я хотела бы остановиться на проблеме инклюзивного обучения и оценивания результатов обучения как составляющих образовательного процесса, раскрыть основные принципы, которых должны придерживаться преподаватели при оценивании в условиях инклюзивного обучения.
Такое образование дает ребенку возможность обучаться по индивидуальной программе, без каких-либо трудностей вне отрыва от классного коллектива. Тем не менее, реализация инклюзивного образования порождает некоторые трудности для преподавателей. Встает вопрос о технологии и методах оценивания результатов обучения при инклюзивном обучении.
Разработка методов и форм оценки результатов обучения конкретного ребенка является одним из ключевых вопросов в области реализации адаптированной учебной программы. Наиболее важные показатели эффективности работы отражаются в положительной динамике развития ребенка. Оценка содержания «движения» ребенка в определенный период времени непосредственно связано с задачами, которые установлены учителем, родителями. Чтобы избежать трудностей при оценке результатов обучения при инклюзивном образовании, деятельность учителя должна основываться на следующих принципах:
1. Оценивание представляет собой непрерывный процесс. В зависимости от этапа обучения допускается диагностическое и срезовое использование оценки. Также итоговая оценка может быть установлена как общий результат накопленных оценок за период обучения.
2. Оценка может быть только критериальной. Основными критериями оценки являются планируемые результаты обучения (в случае разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП)). В то же время правила и критерии оценки должны быть известны заранее учителю.
Иногда необходимо разделить общие критерии оценки работы на более мелкие, местные. В каждом случае, учитель говорит ребенку, по каким критериям будут оцениваться работы, а также информирует об этих критериях наставника и родителей. Ведущий критерий влияет на форму выполнения конкретной задачи ребенком.
3. Оцениванию с помощью отметки может подвергаться только деятельность учащегося и результаты этой деятельности, но никак не личные качества ребенка.
4. Система оценки должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся были включены в деятельность по контролю и оценке, приобретая навыки и привычки к самооценке и взаимооценке.
Рекомендациями учителям по обучению детей с ОВЗ.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Это должно быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
В процессе обучения учителю следует:
— использовать четкие указания; поэтапно разъяснять задания;
— учить последовательно выполнять задания; повторять инструкции к выполнению задания;
— демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).
В учебном процессе использовать различные виды деятельности :
— чередовать занятия и физкультурные паузы;
— предоставлять дополнительное время для завершения задания;
— предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
— использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
— использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;
— обеспечивать школьника копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
— использовать индивид-ную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
— ежедневно оценивать с целью выведения четвертной отметки;
— оценивать работу учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями, на уроке;
— акцентировать внимание на хороших оценках;
— разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
— проводить оценку переделанных работ; использовать систему оценок достижений учащихся.
В организации учебного процесса необходимо:
— использовать вербальные поощрения;
— свести к минимуму наказания за невыполнение правил;
— Ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
— составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
-предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
— разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
— игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
— разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
-осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому следует предлагать им задания дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей
детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом. В работе с детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. Поэтому неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие.
Известно, что деятельность человека, и в частности ребёнка, является фактором развития его личности. Однако фактором развития личности становится не столько совершение трудовых операций, сколько получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. Именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемое субъектом как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.
Технологически деятельность учителя по созданию ситуации успеха его учеников обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными и невербальными средствами:
• подбадривающие слова и мягкие интонации, •мелодичность речи,
• корректность обращений, •открытая поза и доброжелательная мимика.
Предлагая ребёнку выполнить какое-либо задание, вначале следует: «снять страх» — помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих.
Используются следующие фразы: «Мы все пробуем и ищем. Только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому…», «В контрольной работе нет таких заданий, с которыми вы бы не справились…», «Этот материал мы с вами полностью изучили…», «Подобные задания мы выполняли не один раз…».
В целях усиления педагогического воздействия операция «снятие страха» дополняется операцией «авансирование» — фиксация на достоинствах ученика — память, внимание, быстрота реакции, рассудительность и т. п.
Большое значение в стимулировании активности ребёнка имеет операция «внесение мотива» — смещение с цели на мотив (объясняется ради чего, ради кого совершается деятельность). Формула внесения мотива выглядит примерно так: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу никогда не справиться…»
Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть дополнена для ребёнка обозначением важности его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. Для этого предлагается использовать операцию «персональная исключительность» — персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат. Ёе парадигмы: «Только ты и мог бы…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с такой просьбой…», «Вы у меня молодцы, я на вас надеюсь!».
Особую необходимость в ней испытывают ученики слабые, имеющие множество проблем и традиционно негативно оценивающие себя и своё поведение. Персональная исключительность меняет их стереотипы, способствует проживанию новых отношений.
Завершается технологический алгоритм операцией «педагогическое внушение», которое побуждает к выполнению конкретных действий: «Начинай же…», «Нам уже не терпится…», «Так хочется поскорее увидеть…». При произнесении этих парадигм педагогом большое значение имеет тон (он должен быть ровным, спокойным и убедительным), пластика и мимика.
Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживанием в связи с увиденным: «Больше всего в твоей работе мне понравилось…», «Особенно тебе удалось…».
Для обеспечения доступного качественного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов большое значение играет профессионализм педагогов.
Использование технологии формирующего оценивания при работе с детьми с ОВЗ
Лемешева Анна Николаевна
МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района
Учитель английского языка
Использование технологии формирующего оценивания
при работе с детьми с ОВЗ
Технологию формирующего оценивания можно применить и при обучении иностранному языку детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья ).
На данный момент, я думаю, такие дети есть практически в каждом классе. И, к сожалению, становится их все больше. Все мы знаем, что это дети особенные. А значит и подход к их обучению тоже должен быть особенным и немного отличаться от обычного общеобразовательного процесса.
Давайте с вами вспомним особенности этих детей. Таких детей условно можно разделить на 2 группы (слайд 2), это:
психологический инфантилизм (эмоционально незрелые и часто болеющие дети). Для таких детей часто свойственны нарушение памяти и повышенная утомляемость.
дети с задержкой психического развития. Обучаемость, конечно, у таких детей значительно снижена.
Но тем не менее обучать таких детей так или иначе надо. В том числе и иностранному языку. Но здесь необходимо помнить, что главной целью обучения иностранного языка таких детей является все же не практическое овладение языком, а общее развитие такого ребенка.(слайд3)
И поэтому приоритетной задачей должна выступать задача развития:
— активизация их познавательной деятельности,
Обогащение их знаниями об окружающем мире.
Чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет.(слайд 4)
Низкомотивированные дети как правило имеют:
1. скудный словарный запас;
2. пониженную способностью к восприятию речевых звуков;
3. часто имеют дефекты произношения;
4. аграмматизм (нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении и восприятии предложений).
Нарушение психических процессов:
1. неустойчивость внимания (мерцающее внимание)
2. двигательная расторможенность
3. эмоциональная неустойчивость
И нам как педагогам необходимо все это учитывать при оценивании таких детей. И как мы понимаем, это одна из сложных задач, которая перед нами стоит.
Учитель имеет право:
— уменьшить объем изучаемой лексики;
— выбрать для предъявления, легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
— подобрать упрощенные тексты;
— снизить требования к изучению иностранного языка.
Вот несколько рекомендаций, как советуют оценивать детей с задержкой психического развития (сайд 9):
•Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся.
• В тестировании и контрольных срезах знаний такие учащиеся не принимают участие.
•В учебно-воспитательном процессе ориентироваться на возможности ученика.
•Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза, не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический материал.
А теперь давайте рассмотрим, как в данном случае можно использовать технологию формирующего оценивания.
Я бы хотела поделиться с вами своим опытом, как я его попробовала применять на уроках при работе с такими детьми.
Как мы знаем, формирующее оценивание помогает ученику самому себя оценить, отследить свой прогресс в развитии. Что подходит в данном случае как нельзя кстати.
На своих уроках я попробовала использовать с детьми карты развития.
Приоритетные виды деятельности:
•чтение, а также умение пользоваться словарем;
•игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом;
•развитие моторики через интегрированные уроки:
иностранный язык + музыка
иностранный язык + рисование
иностранный язык + труд
Карточки для чтения
Учитель имеет право:
— уменьшить объем изучаемой лексики;
— выбрать для предъявления, легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
— подобрать упрощенные тексты;
— снизить требования к изучению иностранного языка.
Оцени, насколько хорошо ты знаешь правило чтения гласных в закрытом слоге:
Образовательный проект » Подходы к оцениванию в урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
учитель начальных классов МАОУ ПГО
«Политехнический лицей № 21 «Эрудит»
Подходы к оцениванию в урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«Чтобы обрести знание, каждый день что-нибудь добавляй»
Чтобы попасть в этот мир «особого ребёнка», необходимо стать для него добрым другом и мудрым наставником. Есть множество разных способов показать «особому ребёнку» его значимость, его уникальность, его индивидуальность. Хочу поделиться своими наработками, как вовлечь учащихся в процесс оценивания своих достижений по учебным предметам и во внеурочной деятельности.
Василий Александрович Сухомлинский сказал: « С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий и безжалостный… Ребёнок привыкает учиться не для личной радости, а для отметки». Фактически мы пользуемся трехбалльной системой оценивания, зачастую «тройку» получает и ученик, который прилагает усилия для подготовки, и бездельник. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ делает акцент на приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.
Так как сделать оценку объективной? Как сделать так, чтобы оценочный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе?
Цель моего образовательного проекта.
— на основе техники критериального оценивания разработать систему оценивания в урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).
— спрогнозировать возможные результаты применения различных методик,
— обеспечить обратную связь (учащийся, учитель, родители),
— оценить степень достижения намеченной цели.
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, адекватно оценивать свои достижения.
Для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему критерии, по которым производится оценивание. В этом может помочь формирующее оценивание. Оно необходимо для диагностирования процесса обучения и наблюдения за динамикой развития учебных навыков обучающихся.
— вовлекает в этот процесс каждого ученика,
— мотивирует на улучшение результатов,
— элемент эффективного преподавания.
Техника формирующего оценивания урочной деятельности:
Техника формирующего оценивания во внеурочной деятельности:
Критериальное оценивание фиксирует динамику индивидуального развития.
Критерии должны быть:
— естественность процесса контроля и оценки,
Критериальное оценивание помогает:
— учителям разрабатывать пошаговой алгоритм отслеживания знаний и достижений учащихся, видеть проблемные моменты;
— ученикам с желанием оценивать свои сильные и слабые стороны, а также своих одноклассников и видеть по каким критерием будет оценивать его работу учитель;
— родителям без лишних вопросов отслеживать продвижение своего ребёнка.
Данный вид оценивания способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами.
Во время ответа у доски устного или письменного, ученик сам оценивает свой результат по «Алгоритму самооценки» и, сам определяет себе отметку. Я корректирую, если вижу, что ученик занижает или завышает отметку и ставлю свою отметку, комментируя её. Она может совпадать с ученической, а может и не совпадать.
В процессе самоконтроля происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется отметка.
Критерии оценивания диктанта и контрольного списывания. (Приложение 1).
Работы учащиеся проверяют красным карандашом, ошибки выносят на поля, в листе оценивания заполняют зелёным, синим, желтым и красным карандашами.
1 и 3 пункт только зелёный или красный.
После того, как учащиеся оценили свою работу по критериям, они ставят себе отметку в работе и в листе оценивания.
Потом работу проверяет учитель по тем же критериям и ставит отметку.
Аналогичную работу проводим по математике.
В листе оценивания по математике другие критерии (Приложение 2).
По литературному чтению использую технику «Взятие горы»
На листах оценивания прописана норма техники чтения по полугодиям каждого года обучения. В соответствии с нормой учащиеся на шкале находят место расположения уровня чтения на данный момент и закрашивают кружок соответствующим цветом.
Итоговая задача к окончанию начальной школы добраться до вершины горы.
Оказать существенную помощь в проведении контроля и мониторинга качества знаний могут интерактивные системы тестирования.
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это интерактивная система тестирования, которая предназначена для оперативной проверки знаний учащихся.
Применение системы PROClass позволяет анализировать уровень восприятия и понимания учебного материала каждым учащимся, а также проводить промежуточные и итоговые контрольные работы.
К компьютеру подключается приемник сигналов, мультимедийный проектор и устанавливается программа. Учащимся раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы преподавателя. В ходе занятия вопросы отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, и учащиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.
По окончании проведённого тестирования PROClass автоматически создает подробный отчет для учителя – полную таблицу результатов ответов на вопросы с именами и фамилиями всех учеников. По результатам опроса учитель может определить, кому из учеников было трудно усвоить материал, и оказать дополнительную помощь. По итогам теста изученной учебной темы, учебной четверти и года можно легко проводить мониторинг качества знаний учащихся.
Критерии оценивания проекта:
• Творческий, неординарный подход к проблеме.
• Актуальность проекта для города, территории.
• Практическая значимость выдвигаемых проектов и идей.
• Умение применять теоретические знания для решения проблемы.
Систематическая работа с портфолио поможет решить очень важные задачи :
— своевременно отмечать успехи ученика;
— проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;
— поддержать интерес школьника к учебному труду;
— развить уверенность ребенка в себе на пути достижения маленьких школьных побед;
— учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач;
— формировать самооценку учащегося.
Раздел «Моя учеба». Этот раздел посвящен школьном предметам. Ученик, учитель или родитель наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, графиками роста скорости чтения, листами оценивания.
Раздел «Мое творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, поделки, сочинения. Результаты мини – проектов. Если выполнена объемная поделка, нужно поместить ее фотографию
Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.
Свой образовательный проект я начала с вопроса: « Как сделать так, чтобы оценочный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе?»
Мотивировать обучающегося к самооценке, используя предложенные критерии, научить его видеть свои трудности в обучении и учиться их преодолевать.
Такая совместная работа учителя и ученика будет способствовать развитию динамики образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Если учитель раскроет возможности ученика, он будет окрылён своими успехами и будет достигать всё новых и новых высот.
Список используемых источников.
1. Доклад на тему: « Формирование навыков критериального оценивания учащихся начальных классов» Алматинская область Жамбылский район КГУ «Каргалинская средняя школа №3», Учитель начальных классов : Зекенова Д.Е.
2. «Применение системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLass при изучении математики », Малашко Елена Ивановна,директор ГБОУ СОШ пос.Октябрьский г.о.Похвистнево Самарской области