Что важнее искусства по мнению базарова

Спор Базарова и Павла Петровича – таблица взглядов и отношения к искусству

Что важнее искусства по мнению базарова. Смотреть фото Что важнее искусства по мнению базарова. Смотреть картинку Что важнее искусства по мнению базарова. Картинка про Что важнее искусства по мнению базарова. Фото Что важнее искусства по мнению базарова

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Источник

Мнение Базарова об искусстве в произведении «Отцы и Дети». Да и нет 2 аргумента

БАЗАРОВ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ (И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ»)
Базаров — представитель молодого поколения. В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах.
Д. И. Писарев

В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «. я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство пообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи поэта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».
И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наизусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Купера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?
Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения. Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами., В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников» демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и самоискусство.
Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.
Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «искусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина.
Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист-разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.
Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.
Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Источник

Базаров и его отношение к искусству

Базаров – представитель молодого

Поколения. В его личности сгруппированы

Те свойства, которые мелкими

Долями рассыпаны в массах.

В статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев писал о Базарове: “…я исключил из круга его симпатий все художественное”, – подчеркнув при этом, что “должен был именно так нарисовать его фигуру”. Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.

На вопрос Павла Петровича: “Вы,

В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла, – да во мне действительно его нет”.

Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря “чистого искусства” выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения.

Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров “шестидесятников”-демократов и сторонников “чистого искусства”. Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков “чистого искусства”, склонны были отрицать и само искусство.

Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

Своим идейным противникам – либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превозносите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом “жизни действительной”. Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, “Капитанской дочки”, “Истории села Горюхина” и других произведений критического направления.

Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем “искусства для искусства”. Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта.

Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества – чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист – разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.

Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Related posts:

Источник

Что важнее искусства по мнению базарова

Итоговые тестовые задания для 10 класса

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. А.С. Пушкина принято считать создателем:

А) Русской литературы

+ Б) Современного русского литературного языка

В) Толкового словаря русского языка

2. Основы какого литературного направления в России заложил А.С. Пушкин?

3. Какой праздник основали в День рождения А.С. Пушкина?

А) День славянской письменности

Б) День русской литературы

+ В) День русского языка

Г) День русского стихотворения

4. Во сколько лет погиб А.С. Пушкин?

5. Какую идею провозглашает А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт»?

+ А) Идею свободы и независимости поэта от толпы

Б) Идею служения народу

В) Патриотическую идею

Г) Идею величия человеческой души

6. О каком городе идёт речь в повести А.С. Пушкина «Медный всадник»?

7. Как звали главного героя повести А.С. Пушкина «Медный всадник»?

8. В какое время года происходят события, описанные в повести А.С. Пушкина «Медный всадник»?

9. Какая главная тема поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?

+ А) Отношение общества к реформам Петра I

Б) Значение человека для общества

В) Неразделённая любовь

Г) Воспитание и образование при правлении Петра I

тест 10. Какая фамилия была у Николая Васильевича Гоголя при рождении?

11. Кем хотел стать Н.В. Гоголь?

12. Что представляет собой «Вечера на хуторе близ Деканьки»?

13. В каком городе происходят события повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»?

14. В каком часу Невский проспект становится педагогическим?

15. Где началась трагическая история Чарткова в повести Н.В. Гоголя «Портрет»?

А) На Невском проспекте

+ Б) Перед лавочкой на Щукинском дворе

В) На Старом Арбате

Г) На овощном рынке

16. Кем был Чартков из повести Н.В. Гоголя «Портрет»?

17. Какую картину купил за последние деньги Чартков в повести Н.В. Гоголя «Портрет»?

А) Девушку с апельсинами

Б) Горный пейзаж с одинокой сосной

В) Портрет грустной старушки

+ Г) Портрет старика в азиатских одеждах

18. От чего умер Чартков в повести Н.В. Гоголя «Портрет»?

В) Ранили ножом при ограблении

+ Г) От чахотки и лихорадки

19. К какому жанру относится роман И.А. Гончарова «Обломов»?

А) Исторический роман

+ Б) Социально-бытовой роман

В) Психологический роман

тест-20. К какому литературному направлению относится роман И.А. Гончарова «Обломов»?

21. И.А. Гончаров поднял в своём романе проблему:

Б) Воспитания и образования

В) Социального неравенства

+ Г) Становления нового русского общества

22. Обломовщина – это:

+ А) Безволие, состояние лени, апатии и бездеятельности

Б) Угнетение крепостных крестьян

В) Тяжёлая судьба простого русского человека

Г) Необразованная часть населения

23. Сколько всего частей в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

24. Кто был школьным другом Обломова?

25. Что произошло с Захаром в конце романа И.А. Гончарова «Обломов»?

Б) Продолжал служить Обломову

+ Г) Стал просить милостыню

26. Какая характеристика не подходит Кабановой из драмы А.Н. Островского «Гроза»?

27. Кем был Борис из драмы А.Н. Островского «Гроза»?

+ А) Племянник Дикого

В) Племянник Кабановой

28. Что стало кульминацией драмы А.Н. Островского «Гроза»?

+ А) Признание Катерина о своём грехе

29. Кем была Варвара из драмы А.Н. Островского «Гроза»?

А) Прислугой в доме Кабановых

Г) Племянницей Дикого

тест_30. Как звали сына Николая Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

31. Почему не состоялась военная карьера Николая Петровича Кирсанова, персонажа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Г) Был слаб здоровьем

32. Чему посвятил всё свое время Николай Петрович Кирсанов после смерти жены?

33. Кем собирался стать Евгений Базаров?

34. С кем всё время спорил Евгений Базаров?

+ Б) С Павлом Петровичем

В) С Николаем Петровичем

35. Что важнее искусства, по мнению Базарова?

36. От чего умер Евгений Базаров?

Г) От воспаления лёгких

37. Как сложилась судьба Николая Петровича Кирсанова?

В) Остался жить один в деревне

+ Г) Женился на Фенечке

38. Кто начал спор о том, кому на Руси хорошо живётся в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

В) Три деревенских бабы

39. В чём заключается счастье, по мнению попа, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

+ А) В покое, богатстве и чести

Б) В любви, дружбе и чести

В) В семейном благополучии и здоровье

тест*40. Кто рассказал мужикам историю о двух грешниках в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

+ В) Божий странник Иона Ляпушкин

41. В чём заключался грех Глеба-старосты в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Б) Ограбил дом старушки

+ Г) Скрыл за деньги последнюю волю адмирала

42. С какого месяца начинаются «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого?

43. Как называли в детстве Ивана Северьяныча Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»?

44. Сколько прослужил Иван на Кавказе в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»?

45. Кто рассказал автору историю о тупейном художнике?

+ В) Няня младшего брата

46. Чем занимался Аркадий – главный герой рассказа Н.С. Лескова «Тупейный художник»?

А) Был парикмахером при императорском дворе

Б) Был мелким чиновником

В) Был управляющим в доме графа

+ Г) Причёсывал крепостных артисток графа

47. Что сделал граф с Аркадием после его побега с возлюбленной в рассказе Н.С. Лескова «Тупейный художник»?

Б) Отправил в Сибирь

В) Заключил пожизненно в темнице

+ Г) Отправил в солдаты

48. Из-за чего Любовь Онисимовна не вернулась к игре в театре в рассказе Н.С. Лескова «Тупейный художник»?

А) Из-за шрама на лице

+ Б) Из-за болезни ног

В) Из-за болезни горла

49. Кем был Буркин из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»?

А) Ветеринарным врачом

+ В) Учителем гимназии

тест№ 50. В какой сборник сочинений А.П. Чехова вошёл рассказ «Человек в футляре»?

+ А) «Маленькая трилогия»

Б) «Маленькие трагедии»

В) «Нескучная трилогия»

51. Какая главная тема рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»?

+ Б) Одиночество и апатия к жизни

В) Образование и воспитание

Г) Социальное неравенство

52. Чей сад должен быть продан за долги в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?

+ А) Любови Андреевны Раневской

Б) Веры Павловны Мироновой

В) Антонины Андреевны Башмачкиной

Г) Настасьи Филипповны Удельцовой

53. Из-за чего хозяйка имения и сада уехала заграницу в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?

А) После смерти мужа

Б) После смерти дочери

+ В) После смерти сына

Г) Вслед за любовником

54. Из-за чего Матильда чувствовала себя несчастной в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»?

А) Из-за неразделённой любви

+ Б) Из-за бедного гардероба

В) Из-за хронической болезни

Г) Из-за одиночества

55. Почему Андрей Балконский собирается отправиться на войну в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?

Б) Хочет отдать долг родине

В) По настоянию отца

+ Г) Мечтает о славе и подвигах

56. Кого вызвал Пьер Безухов на дуэль в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?

А) Андрея Болконского

+ Б) Анатолия Курагина

57. Для чего семья Ростовых приехала в Петербург?

+ Б) Старый граф искал место службы

В) Выдать Наташу замуж

58. За кого Наташа Ростова вышла замуж?

А) За Андрея Болконского

Б) За Анатолия Курагина

+ В) За Пьера Безухова

Г) За Фёдора Долохова

59. Где познакомился Родион Раскольников с Мармеладовым в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

+ А) В дешёвой распивочной

В) Они были соседями

тест»60. Как сложилась в итоге жизнь у сестры Раскольникова Дуни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Источник

«Базаров и его отношение к искусству»

Базаров — представитель молодого

поколения. В его личности сгруппи­рованы

те свойства, которые мелки­ми

долями рассыпаны в массах.

В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «. я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров от­рицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, жи­вопись, музыку.

На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Ба­заров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи по­эта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполага­ете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».

И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наи­зусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Ку­пера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?

Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех граж­данских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разре­шения.

Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В выс­казываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в поле­мике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к ис­кусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

Своим идейным противникам — либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превоз­носите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: «Рафаэль гроша медного не стоит».

Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюби­вых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора роман­тических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «ис­кусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототи­пов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта.

Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая ста­ла противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикры­тия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист- разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночин­ца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими выска­зываниями об искусстве.

Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель­ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *