Что важнее искусства по мнению базарова
Спор Базарова и Павла Петровича – таблица взглядов и отношения к искусству
Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».
Политические взгляды
Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.
Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.
Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.
В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.
Отношение к дворянству, аристократии и принципам
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;
«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»
«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;
«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»
Планы на общественное будущее
«Сперва нужно место расчистить»
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»
Отношение к народу
«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»;
«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)
«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;
«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)
Философские взгляды
Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.
Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы
Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»
«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;
«И эта зараза уже далеко распространилась»
Нравственные ценности
«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;
«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»
«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»
Отношение к искусству
«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;
«Рафаэль гроша медного не стоит»
Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»
Отношение к природе
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.
Мнение Базарова об искусстве в произведении «Отцы и Дети». Да и нет 2 аргумента
БАЗАРОВ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ (И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ»)
Базаров — представитель молодого поколения. В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах.
Д. И. Писарев
В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «. я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство пообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи поэта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».
И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наизусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Купера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?
Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения. Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами., В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников» демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и самоискусство.
Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.
Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «искусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина.
Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист-разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.
Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.
Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.
Базаров и его отношение к искусству
Базаров – представитель молодого
Поколения. В его личности сгруппированы
Те свойства, которые мелкими
Долями рассыпаны в массах.
В статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев писал о Базарове: “…я исключил из круга его симпатий все художественное”, – подчеркнув при этом, что “должен был именно так нарисовать его фигуру”. Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: “Вы,
В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла, – да во мне действительно его нет”.
Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря “чистого искусства” выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения.
Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров “шестидесятников”-демократов и сторонников “чистого искусства”. Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков “чистого искусства”, склонны были отрицать и само искусство.
Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.
Своим идейным противникам – либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превозносите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: “Рафаэль гроша медного не стоит”.
Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом “жизни действительной”. Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, “Капитанской дочки”, “Истории села Горюхина” и других произведений критического направления.
Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем “искусства для искусства”. Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта.
Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества – чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист – разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.
Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.
Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.
Related posts:
Что важнее искусства по мнению базарова
Итоговые тестовые задания для 10 класса
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. А.С. Пушкина принято считать создателем:
А) Русской литературы
+ Б) Современного русского литературного языка
В) Толкового словаря русского языка
2. Основы какого литературного направления в России заложил А.С. Пушкин?
3. Какой праздник основали в День рождения А.С. Пушкина?
А) День славянской письменности
Б) День русской литературы
+ В) День русского языка
Г) День русского стихотворения
4. Во сколько лет погиб А.С. Пушкин?
5. Какую идею провозглашает А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт»?
+ А) Идею свободы и независимости поэта от толпы
Б) Идею служения народу
В) Патриотическую идею
Г) Идею величия человеческой души
6. О каком городе идёт речь в повести А.С. Пушкина «Медный всадник»?
7. Как звали главного героя повести А.С. Пушкина «Медный всадник»?
8. В какое время года происходят события, описанные в повести А.С. Пушкина «Медный всадник»?
9. Какая главная тема поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?
+ А) Отношение общества к реформам Петра I
Б) Значение человека для общества
В) Неразделённая любовь
Г) Воспитание и образование при правлении Петра I
тест 10. Какая фамилия была у Николая Васильевича Гоголя при рождении?
11. Кем хотел стать Н.В. Гоголь?
12. Что представляет собой «Вечера на хуторе близ Деканьки»?
13. В каком городе происходят события повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»?
14. В каком часу Невский проспект становится педагогическим?
15. Где началась трагическая история Чарткова в повести Н.В. Гоголя «Портрет»?
А) На Невском проспекте
+ Б) Перед лавочкой на Щукинском дворе
В) На Старом Арбате
Г) На овощном рынке
16. Кем был Чартков из повести Н.В. Гоголя «Портрет»?
17. Какую картину купил за последние деньги Чартков в повести Н.В. Гоголя «Портрет»?
А) Девушку с апельсинами
Б) Горный пейзаж с одинокой сосной
В) Портрет грустной старушки
+ Г) Портрет старика в азиатских одеждах
18. От чего умер Чартков в повести Н.В. Гоголя «Портрет»?
В) Ранили ножом при ограблении
+ Г) От чахотки и лихорадки
19. К какому жанру относится роман И.А. Гончарова «Обломов»?
А) Исторический роман
+ Б) Социально-бытовой роман
В) Психологический роман
тест-20. К какому литературному направлению относится роман И.А. Гончарова «Обломов»?
21. И.А. Гончаров поднял в своём романе проблему:
Б) Воспитания и образования
В) Социального неравенства
+ Г) Становления нового русского общества
22. Обломовщина – это:
+ А) Безволие, состояние лени, апатии и бездеятельности
Б) Угнетение крепостных крестьян
В) Тяжёлая судьба простого русского человека
Г) Необразованная часть населения
23. Сколько всего частей в романе И.А. Гончарова «Обломов»?
24. Кто был школьным другом Обломова?
25. Что произошло с Захаром в конце романа И.А. Гончарова «Обломов»?
Б) Продолжал служить Обломову
+ Г) Стал просить милостыню
26. Какая характеристика не подходит Кабановой из драмы А.Н. Островского «Гроза»?
27. Кем был Борис из драмы А.Н. Островского «Гроза»?
+ А) Племянник Дикого
В) Племянник Кабановой
28. Что стало кульминацией драмы А.Н. Островского «Гроза»?
+ А) Признание Катерина о своём грехе
29. Кем была Варвара из драмы А.Н. Островского «Гроза»?
А) Прислугой в доме Кабановых
Г) Племянницей Дикого
тест_30. Как звали сына Николая Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
31. Почему не состоялась военная карьера Николая Петровича Кирсанова, персонажа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
Г) Был слаб здоровьем
32. Чему посвятил всё свое время Николай Петрович Кирсанов после смерти жены?
33. Кем собирался стать Евгений Базаров?
34. С кем всё время спорил Евгений Базаров?
+ Б) С Павлом Петровичем
В) С Николаем Петровичем
35. Что важнее искусства, по мнению Базарова?
36. От чего умер Евгений Базаров?
Г) От воспаления лёгких
37. Как сложилась судьба Николая Петровича Кирсанова?
В) Остался жить один в деревне
+ Г) Женился на Фенечке
38. Кто начал спор о том, кому на Руси хорошо живётся в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
В) Три деревенских бабы
39. В чём заключается счастье, по мнению попа, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
+ А) В покое, богатстве и чести
Б) В любви, дружбе и чести
В) В семейном благополучии и здоровье
тест*40. Кто рассказал мужикам историю о двух грешниках в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
+ В) Божий странник Иона Ляпушкин
41. В чём заключался грех Глеба-старосты в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
Б) Ограбил дом старушки
+ Г) Скрыл за деньги последнюю волю адмирала
42. С какого месяца начинаются «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого?
43. Как называли в детстве Ивана Северьяныча Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»?
44. Сколько прослужил Иван на Кавказе в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»?
45. Кто рассказал автору историю о тупейном художнике?
+ В) Няня младшего брата
46. Чем занимался Аркадий – главный герой рассказа Н.С. Лескова «Тупейный художник»?
А) Был парикмахером при императорском дворе
Б) Был мелким чиновником
В) Был управляющим в доме графа
+ Г) Причёсывал крепостных артисток графа
47. Что сделал граф с Аркадием после его побега с возлюбленной в рассказе Н.С. Лескова «Тупейный художник»?
Б) Отправил в Сибирь
В) Заключил пожизненно в темнице
+ Г) Отправил в солдаты
48. Из-за чего Любовь Онисимовна не вернулась к игре в театре в рассказе Н.С. Лескова «Тупейный художник»?
А) Из-за шрама на лице
+ Б) Из-за болезни ног
В) Из-за болезни горла
49. Кем был Буркин из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»?
А) Ветеринарным врачом
+ В) Учителем гимназии
тест№ 50. В какой сборник сочинений А.П. Чехова вошёл рассказ «Человек в футляре»?
+ А) «Маленькая трилогия»
Б) «Маленькие трагедии»
В) «Нескучная трилогия»
51. Какая главная тема рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»?
+ Б) Одиночество и апатия к жизни
В) Образование и воспитание
Г) Социальное неравенство
52. Чей сад должен быть продан за долги в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?
+ А) Любови Андреевны Раневской
Б) Веры Павловны Мироновой
В) Антонины Андреевны Башмачкиной
Г) Настасьи Филипповны Удельцовой
53. Из-за чего хозяйка имения и сада уехала заграницу в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?
А) После смерти мужа
Б) После смерти дочери
+ В) После смерти сына
Г) Вслед за любовником
54. Из-за чего Матильда чувствовала себя несчастной в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»?
А) Из-за неразделённой любви
+ Б) Из-за бедного гардероба
В) Из-за хронической болезни
Г) Из-за одиночества
55. Почему Андрей Балконский собирается отправиться на войну в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Б) Хочет отдать долг родине
В) По настоянию отца
+ Г) Мечтает о славе и подвигах
56. Кого вызвал Пьер Безухов на дуэль в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
А) Андрея Болконского
+ Б) Анатолия Курагина
57. Для чего семья Ростовых приехала в Петербург?
+ Б) Старый граф искал место службы
В) Выдать Наташу замуж
58. За кого Наташа Ростова вышла замуж?
А) За Андрея Болконского
Б) За Анатолия Курагина
+ В) За Пьера Безухова
Г) За Фёдора Долохова
59. Где познакомился Родион Раскольников с Мармеладовым в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
+ А) В дешёвой распивочной
В) Они были соседями
тест»60. Как сложилась в итоге жизнь у сестры Раскольникова Дуни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
«Базаров и его отношение к искусству»
Базаров — представитель молодого
поколения. В его личности сгруппированы
те свойства, которые мелкими
долями рассыпаны в массах.
В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «. я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи поэта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».
И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наизусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Купера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?
Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения.
Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.
Своим идейным противникам — либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превозносите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: «Рафаэль гроша медного не стоит».
Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «искусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта.
Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист- разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.
Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.
Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.