Что важнее математика или русский язык
Зачем нужна математика
Интересные факты про математику
Математика — это не только арифметические задачки. Это особый язык, который учит думать и рассуждать.
Математику называют междисциплинарной наукой, потому что она тесно связана с физикой, географией, геологией, химией. Социология и экономика неотделимы от математики, поэтому многие выводы из гуманитарных исследований опираются на математические понятия и логические законы.
Мир изменился и стал более технологичным, поэтому для любителей математики открыто множество вариантов профессионального развития.
Если 15 лет назад перспективными были сферы маркетинга и юриспруденции, то сегодня лидирует IT.
Профессиональная востребованность = понимание технологий + способность к решению нестандартных задач. И ключ к успеху — знание математики.
Что отличает математику от других школьных предметов:
Математика развивает мышление
Зачем заниматься физкультурой? Ответ простой — для здоровья и красоты тела.
Зачем учить математику? Ответ на этот вопрос кажется менее очевидным.
Математика — это гимнастика для ума. Хочешь не хочешь, но в процессе изучения будут крепчать качества, которые влияют на способ мышления. Для этого не обязательно учиться в профильном классе и участвовать в олимпиадах — решение даже самых простых задачек на пропорции или с процентами дает значительный эффект.
Обобщение, сокращение, анализ, систематизация, выделение важного, поиск закономерностей, формулирование гипотез и доказательство теорий — все это помогает развить мышление, сделать его более гибким. Точно также, как физические упражнения делают наше тело подвижнее, дают заряд сил и тренируют выносливость, математика тренирует ум.
Математика развивает интеллект. Набор правил и функций, которые мы изучаем в школе, делают наше мышление последовательным и логичным. Это отражается на умении рассуждать, формулировать мысли и замечать взаимосвязи. И самое увлекательное, что эти знания можно (и нужно!) применять не только в школе, но и в нестандартных ситуациях: чтобы выбрать самую выгодную банковскую карту, просчитать литры краски для ремонта или создать карту сокровищ, чтобы не забыть где они спрятаны.
Математика — универсальный международный язык, которым владеют почти все люди на земле. Эти знания пригодятся в любой стране и могут стать предметом интересной беседы.
Что понять, зачем учить математику в школе, только представьте, как приятно, когда в голове нет «каши» и путаницы в рассуждениях. На этот счет еще в прошлом веке великий учёный Ломоносов сказал: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Как тут можно спорить? 😇
Курсы обучения математике помогут подтянуть оценки, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.
Математика формирует характер
Чтобы правильно решать математические задачи, недостаточно одних лишь знаний. Нужны такие качества характера, как внимательность, настойчивость, последовательность, точность и аккуратность. Чем регулярнее мы практикуемся, тем сильнее укрепляются эти черты. И еще бонус: эти качества можно применять не только на уроках в школе, но и в других сферах жизни.
Чем сложнее математические задачи, тем больше усилий и навыков нужно приложить для их решения.
Благодаря математике можно избавиться от вредных привычек:
Домысливать и не уметь объяснять, почему думаешь именно так
Оперировать фактами и точными терминами и быть более убедительным
Запоминать информацию механически, «зазубривать»
Оценивать, анализировать, строить аналогии и подвергать критике
Математика тренирует память
Ученые из Стэнфордского университета в США изучили, как человек решает математические задачи и выяснили, что взрослые люди используют для этого навык «доставать» из памяти ответы на основе прошлого опыта.
Почему учителя настаивают на регулярном посещении уроков? Дело не в их вредности, а в том, что при решении математических задач, мы «достаем» из памяти ответы на основе прошлого опыта. А чтобы этот опыт закрепить, нужно повторять материал и тренироваться в решении примеров. Только так можно запомнить все правила и формулы. 🤓
В журнале Nature Neuroscience в 2014 году опубликовали исследование про роль определенных областей головного мозга в развитии познавательной активности детей. Оказалось, что на интерес к знаниям оказывает сильное влияние гиппокамп — часть мозга, которая отвечает за память.
Интересный факт! Определенные области головного мозга влияют на развитие познавательной активности детей. Например, на интерес к знаниям влияет часть мозга, которая отвечает за память — гиппокамп. Поэтому:
Математика — волшебница, не иначе! Систематизируем все волшебные свойства и повторим, какие навыки можно развить с помощью математики:
Исследовательская работа по теме «Математика в русском языке»
МБОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Математика в русском языке»
Ширинова Арзу, учащаяся 7б класса
Серебрякова Юлия Васильевна
Красный Холм, 2017 год.
3. Математика в русском языке…………………………………………7 стр.
3.1 Симметрия букв и слов….…..……………………………………….7 стр.
3.2 Множества и подмножества.………………………………. ………8 стр.
3.3 Фразеологизмы с использованием чисел…………………………. 9 стр.
3.4 Числа в пословицах и поговорках………………………………….10 стр.
3.5 Числа в разных частях речи………………………………………. 12 стр.
3.6 Математические понятия в русском языке…………………..……14 стр.
4. Русский язык в математике…………………………………………..16 стр.
4.1 Происхождение чисел………………………………………………16 стр.
4.2 Правила чтения буквенных выражений……………………………17 стр.
4.4 Склонение числительных……………………………………………19 стр.
4.5 Вопрос взаимосвязи математики и русского языка в представлении учащихся…………………………………………………………………..20 стр.
6. Список использованной литературы……………………………. ….24 стр.
Приложение 1. Таблица симметрии
Приложение 2. Примеры фразеологизмов с числительными
Приложение 3. Примеры пословиц и поговорок с числительными
Приложение 4. Анкетирование
Приложение 5. Результаты анкетирования
Актуальность проблемы заключается в том, что тема моей исследовательской работы касается взаимосвязи двух очень разных наук: математики и русского языка. При подготовке к исследованию я обратила внимание, что эта тема поднималась учеными как прошлых столетий, так и учеными современности. И важным в данной теме является спорный вопрос: «Какой предмет важнее – математика или русский язык?»
Цель исследования : показать, как взаимосвязаны между собой две науки, как и насколько одна из этих наук проникла в другую.
1) Узнать из дополнительной литературы о взаимосвязи математики и русского языка.
2) Определить общие понятия для математики и русского языка.
3) Использовать результаты проектной работы на уроках русского языка и математики.
В данной работе используется аналитический метод исследования, чтение и анализ научно-популярной литературы, опрос, анализ результатов.
Теоретическая ценность заключается в том, что эта тема является интересной и познавательной для молодого поколения.
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов работы на уроках русского языка и математики.
В.А. Садовничий также говорит о том, что первые труды, упоминающие о взаимосвязи наук, появились ещё до создания университета М.В.Ломоносова. Достаточно назвать хотя бы «Грамматику» Мелетия Смотрицкого (1619), которую вместе с «Арифметикой» Леонтия Магницкого (1703) Ломоносов назвал «вратами» своей учёности. Как указывается в докладе Садовничего, глубокий смысл ломоносовской метафоры связывает в единое целое два фундаментальных школьных предмета – русский язык и математику. Эта связь «красной нитью проходит через всю историю развития научного знания, то теряясь из виду, то вновь отмечая новый поворот научной мысли, новый научный результат».
Автор упоминает также о том, что ключевой фигурой доломоносовского этапа развития русской словесности являлся Василий Евдокимович Адодуров, проходивший в Академии наук прежде всего по математическому ведомству. Он был первым русским студентом, получившим в Академии звание адъюнкта (1733) по кафедре высшей математики у Л.Эйлера. За свои филологические способности был назначен переводчиком Академии. В частности, переводил математические работы Эйлера. В 1736 году ему был вверен надзор за присланными из Москвы учениками, в числе которых был Ломоносов. Адодуров учил русскому языку будущую Екатерину II, тогда ещё невесту наследника престола.
А среди первых профессоров Московского университета, читавших лекции уже не по-латыни, а по-русски, был ученик Ломоносова Антон Алексеевич Барсов – математик и грамматист. По заказу Комиссии об учреждении народных училищ, созданной Екатериной II, он написал «Грамматику», которая, однако, была отвергнута Комиссией, поскольку Барсов отступил от предложенных немецких образцов. Эта «Грамматика» увидела свет только в 20 веке.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что взаимосвязь математики и русского языка прослеживалась ещё в 18 веке, когда особое внимание уделялось системе преподавания этих предметов в школах и университетах.
В другой работе, « Взаимодействие математики и языкознания», автором которой является ученый-лингвист Рональд Шлейфер, указывается, что в ХХ веке наблюдается продолжение к взаимодействию и взаимопроникновению различных областей знаний, в том числе и взаимосвязь математики и русского языка.
Автор отмечает, что наблюдается стремление к изучению структур и составляющих их элементов. Поэтому всё большее место как в научной теории, так и на практике уделяется математике. Соприкасаясь, с одной стороны, с логикой и философией, с другой стороны, со статистикой (а, следовательно, и с общественными науками), математика всё глубже проникает в те сферы, которые на протяжении долгого времени было принято считать чисто «гуманитарными». Исключением не стало и языкознание, а точнее с таким его разделом, как лингвистика. Шлейфер также говорит, что начиная с 50-х годов прошлого века, математика применяется в лингвистике при создании теоретического аппарата для описания строения языков (как естественных, так и искусственных).
Первоначально математические методы в лингвистике стали использоваться для того, чтобы уточнить основные понятия языкознания, однако с развитием компьютерной техники теория стала находить применение на практике. Разрешение таких задач, как машинный перевод, машинный поиск информации, автоматическая обработка текста требовало принципиально нового подхода к языку. Автор указывает, что популярным в наше время термином «математическая лингвистика» называют любые лингвистические исследования, в которых применяются точные методы (а понятие точных методов в науке всегда тесно связано с математикой). В лингвистике используются как количественные (алгебраические), так и неколичественные методы, что сближает её с математической логикой.
Таким образом, можно сделать ещё один вывод о том, что взаимосвязь наук изучается и в наше время, этой теме уделяется серьёзное внимание.
Математика в русском языке.
Как я уже говорила выше, М.В.Ломоносов сказал: “Все науки в грамматике нужды имеют”. Поэтому в своей проектной работе я решила проверить, можно ли в математике обойтись без знаний русского языка и наоборот.
Справедливым считается утверждение, что миром управляют числа, что математика – самая важная наука, что она царица всех наук. С другой стороны мы знаем другое утверждение: «Язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики». И с этим тоже нельзя поспорить.
Так какой же науке отдать первенство?
Как учебные предметы, математика и русский язык различны не только по названию, но и по содержанию. А если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос, что важнее, нельзя.
А чтобы разобраться в проблеме, я рассмотрю такие понятия, которые докажут «присутствие» математики в русском языке и русского языка в математике.
Симметрия букв и слов.
Симметрия – свойство геометрической фигуры, характеризующее некоторую правильность формы, неизменность её при действии движений и отражений.
Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу, я пришла к выводу, что все буквы можно разбить на 4 группы:
1. Буквы с горизонтальной осью симметрии: В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю.
2. Буквы с вертикальной осью симметрии: А Д Ж L М Н О П Т Ф Х Ш.
3. Буквы, не имеющие ось симметрии: Б Г И Р У Ц Ч Я Щ.
4. Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии: Ж Н О Х Ф.
(См. таблицу Приложение 1.)
Из букв, которые обладают горизонтальной осью симметрии можно
составлять слова, которые также обладают горизонтальной симметрией.
А вот такие слова как: А LL А, ША L АШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии.
Множества и подмножества.
С этим математическим понятием мы сталкиваемся практически при выполнении каждого упражнения.
Например. Дано множество слов:
Это множество состоит из 10 элементов – слов с суффиксом – чик –
Задание: Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс
Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В Ì А и
Фразеологизмы с использованием чисел.
Существует множество фразеологизмов в русском языке, в состав которых входят числительные. Причем, как это часто и бывает с фразеологизмами, это числительное утрачивает свое прямое, числовое, значение и приобретает смысл неопределенного количества. Иногда неопределенно малого, иногда неопределенно большого и значительного. А чаще всего количественное значение вообще отсутствует или переосмыслено. Например: используя фразеологизм «опять двадцать пять», мы выражаем недовольство по поводу чего-либо много раз повторяющегося и надоевшего, а вовсе не пытаемся утверждать, что этих повторений было именно 25.
Попытаюсь привести ряд фразеологизмов в порядке возрастания числового значения (от нуля – «ничтожества» и единицы – «очень малого и незначительного» к мифической тройке и семерке, выражающей неисчислимо большое множество, и так далее… до ста).
0 – передает понятие ничтожества (и действительно, в математике это число, от прибавления которого никакое число не меняется).
1 – означает 1. ничтожно малое количество 2. одиночество, незначительность, беспомощность; 3. одинаковость, похожесть 4. единство.
3 – несет значение высокого качества или высокой степени экспрессивности действия.
В три шеи (гнать) – грубо, с побоями и руганью гнать.
С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.
В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко.
Фразеологизмы придают нашей речи особую выразительность и точность. (См. все примеры фразеологизмов Приложение 2.)
Числа в пословицах и поговорках.
Посмотрите сколько, оказывается, пословиц с цифрами и числами придумал народ! Неудивительно, что в таких простых пословицах раскрывается суть человеческих взаимоотношений, некоторые из которых осуждаются, а другие – ставятся в пример. Впрочем, и все другие пословицы и поговорки также отражают народную мудрость:
Например, пословицы с числом и цифрой 1:
Одна весна на родине лучше, чем сто вёсен на чужбине.
Один про Фому, другой про Ерёму.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Пословицы с цифрой и числом 2:
Две собаки дерутся – третья не приставай.
Два века не изживёшь, две молодости не перейдёшь.
Пословицы с числом и цифрой 3:
Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года.
Три жены имел, от всех терпел.
Три деньги в день, куда хочешь, туда и день.
Я постаралась найти пословицы с примерами на все цифры и представить их в таблице. После проделанной работы я сделала вывод, что с давних времен народ использовал числа в устной речи активно, вкладывая в изречения нравственный смысл. (См. Приложение 3.)
Числа в разных частях речи.
На уроках русского языка в 6 классе мы познакомились новой частью речи – числительным. При изучении этой части речи мы узнали также, что ч исловое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.
Числительные обозначают количество предметов, отвлечённое число, порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? и который? Например: сколько? – шесть, сто двадцать, двадцать три, три пятых; который? – первый, сотый, двести двадцатый.
Другие слова со значением числа имеют другие общие грамматические значения и отвечают на другие вопросы.
существительные обозначают предмет и отвечают на вопрос что? – пятёрка, тридцатка, сотня, треть, четверть;
глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать и что сделать? – утраивать, утроить, удесятерить;
прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопрос какой? – пятиэтажный, семнадцатилетний, сорокавёдерный, двухлитровая (вторая корень таких прилагательных – от существительных: этаж, лета, ведро, литр и т. п.) ;
наречия обозначают признак действия и отвечают на вопрос как? вдвоём жить, надвое разделить, втрое увеличить.
Кроме того мы узнали, что цифры присутствуют во многих словах, особенно, если они имеют отношения к цифровым обозначениям какого-то параметра (например, семиметровый кабель). Но есть слова, которые не так очевидно связаны с цифровым рядом. Какие же?
Цифры можно обозначать и прописью, иногда подобные слова оказываются включёнными в состав других слов, как правило, они продолжают нести в себе собственную (счётную) смысловую нагрузку. Вот некоторые примеры подобных словоформ:
11. Квартет, квинтет;
Таким образом, я могу сделать вывод о том, что математика присутствует и морфологии, и в словообразовании некоторых слов русского языка.
Математические понятия в русском языке.
Следующим шагом в моей исследовательской работе является выяснение, какие математические понятия используются на практических занятиях по русскому языку.
Например, используется ли понятие «прямая» (в значении линия, черта) в русском языке? Оказывается, используется! Как мы подчеркиваем грамматическую основу предложения? Правильно, используя прямую!
Например, в предложении это выглядит так: Рано утром дети спешат в школу.
На уроках математики мы используем скобки.
В математике скобки точно есть, они необходимы при записи алгебраических выражений:
А когда мы используем скобки в русском языке?
Скобки (обычно круглые) употребляются в качестве знаков препинания в естественных языках. В русском языке употребляются для выделения пояснительного слова или вставного предложения.
Например: Краснохолмский район (мы говорим о районном центре Тверской области) расположен в северо-восточной части области, граничащей с Ярославской областью.
В математике также особое значение занимает четкий порядок действий. От этого зависит правильность вычисления. А важен ли он в русском языке?
Я думаю, что нужен. Порядок действия или алгоритм мы используем при выполнении разбора, например, морфологического, синтаксического или словообразовательного.
Например, при словообразовательном разборе сначала необходимо выполнить морфемный разбор, а уж потом словообразовательный, иначе ответ будет ошибочным. (например, каким способом образовано слово досрочно, а каким докрасна?)
Какие математические действия мы используем в русском языке?
Я поняла, что сегодня будет дождь, потому что все небо было затянуто серыми низкими облаками.
Таким образом, я могу сделать вывод о том, что математика тесно связана с русским языком. Это подтверждается использованием в русском языке определенных математических понятий, действий, различных алгоритмов, например при руководстве в выборе орфограмм, знаков препинаний и т.д. Многие слова в русском языке были образованы с помощью математических чисел. И это очень интересно.
Русский язык в математике.
Доказав влияние математики на русский язык, я задалась вопросом, а влияет ли русский язык на математику, важен ли он для такой точной науки?
Как я уже отмечала выше, в 6 классе мы познакомились с числительными как частью речи. На уроках мы узнали много интересного из истории чисел.
Оказывается, что сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много. Эта система счета напоминает нам местоимения: я (один, первый, един), ты (второй, другой, не я), он (третий) и мы (много).
Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать.
На Руси не было слова тысяча, а было другое слово —тьма. Осталось оно сейчас только в фразеологизмах (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.)
У слова миллион тоже интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир, таким образом, получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.
Правила чтения буквенных выражений
В математике часто мы имеем дело с выражениями, имеющими буквенное обозначение, например, в уравнениях. И тут мы должны понимать, а как грамотно произносить такие обозначения?
В русском языке название латинских букв x, y, z – мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода.
а = 8 «а равно восьми»,
х = 8 «икс равен восьми»,
у = 15 «игрек равен пятнадцати».
При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:
15у «пятнадцать игрек», а не «пятнадцати игрека»,
8х «восемь икс», а не «восемь иксов».
Если число представляет собой десятичную запись, то выражение читают во множественном числе: 3,5х = 75 «три целых пять десятых икс равны семидесяти пяти».
Так как буквенные выражения в математике используют греческие буквы, то необходимо учитывать и правила произношения таких выражений.
Ударение в названиях всех греческих букв, кроме омега и омикрон – на первом слоге. Например: альфа, бета, гамма, дельта и т.д.
Ударение в фамилиях английских математиков всегда на первом слоге: Ньютон, во французских на последнем слоге: Декарт, а в именах греческих ученых – Евклид, Архимед, Пифагор, ударение на последнем слоге.
Таким образом я делаю вывод о том, что мы должны правильно ставить ударения в математических выражениях, а это и задача грамматики тоже.
Немаловажным является также при вычислениях на уроках математики не только правильно ставить ударения, но и правильно произносить числовые выражения.
Часто мне приходится слышать от одноклассников при решении, например, такого примера: 7,5+8,45=15,95 следующую фразу: «семь целых пять десятых плюс восемь целых сорок пят сотых равно …». Правильно можно сказать и так: «К пяти целым пяти десятым прибавить восемь целых сорок пять сотых получится …»
Дело в том, что в русском языке существуют правила склонения числительных, и мы должны их использовать в математике.
Например, возьмем число 5555. вот как выглядит склонение этого числительного в русском языке:
И. п. пять тысяч пятьсот пятьдесят пять
Р. п. пяти тысяч пятисот пятидесяти пяти
Д. п. пяти тысячам пятистам пятидесяти пяти
В. п. пять тысяч пятьсот пятьдесят пять
Т. п. пятью тысячами пятьюстами пятьюдесятью пятью
П. п. о пяти тысячах пятистах пятидесяти пяти
А если же мы в математике имеем дело с порядковым числительным, то также должны знать, что в составном порядковом числительном будет склоняться только последнее слово:
И.п. пятьдесят пятый километр
Р.п. пятьдесят пятого километра
Д.п. пятьдесят пятому километру
В.п. пятьдесят пятый километр
Т.п. пятьдесят пятым километром
П.п. о пятьдесят пятом километре
Таким образом, я хочу сделать вывод о том, что мы должны грамотно говорить не только на предметах гуманитарного цикла, но и на уроках математики в том числе. А следовательно, русский язык влияет на математику.
Вопрос взаимосвязи математики и русского языка
в представлении учащихся.
Готовясь к исследованию по моей теме, я задалась вопросом, а что знают о взаимосвязи таких разных наук мои одноклассники? Из опроса учащихся 7б класса (19 человек) я узнала, что ребята разделились во мнениях. Мы составили вопросы (см. Приложение 4 и Приложение 5), которые позволили мне узнать, что именно знают ученики о теме моего исследования.
Большинство ребят (54%) было уверено, что главнее всего математика, так как эта наука встречается во всех отраслях нашей жизни.
Следующий вопрос касался нашего почерка, и ребята удивились, причем тут математика. На вопрос: «Важно ли учитывать симметрию в написании букв?», ответы были такими: важно – 32%, неважно – 56%, зависит от настроения – 12%.
Я поинтересовалась также, знают ли ребята, какие математические понятия и действия используются на уроках русского языка? 2% ребят посчитали, что множества и подмножества встречаются в упражнениях русского языка, 68% согласились с сложением, 30% обозначили деление.
Не вызвал затруднения вопрос: « Какие математические фигуры присутствуют в русском языке?». О скобках знают все ребята (100%), прямую линию отметили 93%, и 1% согласился с ломаной линией.
Также оказалось, что мои одноклассники мало интересуются устным народным творчеством. Только 54% ребят привели примеры пословиц, поговорок и фразеологизмов с использованием чисел, а 46% затруднились с ответом.
Ребятам также было предложено задание привести другие примеры, доказывающие взаимосвязь математики и русского языка. 93% не смогли ответить на этот вопрос, и только 7% привели в качестве примеров ребусы с использованием чисел.
Последний вопрос касался понятий русского языка, необходимых в математике: ударение в словах считают важным 5% ребят, а склонение числительных отметили 78%.
Таким образом, после проведения опроса среди одноклассников я пришла к выводу, что ребята мало осведомлены о вопросе взаимосвязи математики и русского языка. Поэтому материал моей исследовательской работы может восполнить пробелы учеников и заинтересовать их изучением данной темы.
Проделав объемную работу по изучению вопроса взаимосвязи математики и русского языка, я сделала следующие выводы:
1. Данная тема глубоко изучалась учеными прошлых столетий и учеными современности, которые доказали, что взаимосвязь наук существует.
2. Связь наук просматривается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, так как математика не терпит неточности, приблизительности изложения фактов.
В то же время, русский язык необходим в точных науках для грамотного изложения мысли, доказательства, ясности понимания.
3. В русском языке наблюдается активное использование многих математических понятий, действий и алгоритмов, что ясно прослеживается в словообразовании, морфологии, синтаксисе и даже в орфографии (алгоритм рассуждения в выборе орфограмм)
4. В устной речи многие числа активно использовались еще с древних времен и используются до сих пор, о чем свидетельствуют примеры ярких, образных пословиц, поговорок и фразеологизмов, которые в огромном множестве присутствуют в нашей речи.
5. Тема взаимосвязи математики и русского языка является актуальной для изучения в школе, о чем свидетельствует проведенный мною опрос среди одноклассников.
6. Изученная мною тема может использоваться на уроках и на внеклассных мероприятиях как математики, так и русского языка, что еще раз подтверждает взаимосвязь этих наук.
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала и проанализировала доказательства из научно-популярной литературы по интересующему меня вопросу. Также я узнала значение сложных для меня понятий, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о важности взаимосвязи математики и русского языка.
В устной речи мы активно используем пословицы, поговорки и фразеологизмы с цифрами и числами. В них раскрывается суть человеческих взаимоотношений, некоторые из которых осуждаются, а другие – ставятся в пример.
Числа присутствуют в разных частях речи русского языка: в числительных, существительных, прилагательных, наречиях, глаголах. Многие математические понятия используются в русском языке: прямая линия, скобки, деление (выделение, разделение), сложение и т.д.
Русский язык также влияет на математику и важен для такой точной науки: я узнала о п роисхождении чисел от существительных, ударение в математических понятиях важно учитывать, также необходимо грамотно проговаривать числовые выражения в решениях примеров и задач, так как мы должны быть грамотными всегда.
Данный материал будет интересен на уроках русского языка и математики.
Список использованной литературы.
7. Арапов, М.В., Херц, М.М. Математические методы в лингвистике. М., 1974.
8.Башлыков А.М. Система автоматизированного перевода. / А.М. Башлыков, А.А. Соколов. – М.: ООО «ФИМА», 1997.
9. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс//Учебное пособие – М., «Просвещение», 2014
10. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 7 класс//Учебное пособие – М., «Просвещение», 2014
11. Гладкий А.В., Элементы математической лингвистики. / Гладкий А.В., Мельчук И.А. –М., 1969
12. Пиотровский Л.Г. Математическая лингвистика: Учебное пособие/ Л.Г. Пиотровский, К.Б. Бектаев, А.А. Пиотровская. – М.: Высшая школа, 1977
14. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении/ Л.В. Щерба – Л.: Наука, 1983.