Что важнее опыт или знания
Что важнее опыт или знания
Построение успешной карьеры сегодня невозможно без опыта работы и профессиональных знаний. Выпускники университетов оказываются в тупике, когда на собеседовании у них спрашивают об имеющемся опыте работы, ведь где его брать? В мире фриланса куда важнее владение опытом, определенными навыками, чем сухой теорией.
В чем польза теоретических знаний?
Если все работодатели требуют опыт работы, то конечно же зачем тратить столько лет на обучение? Ответ прост для того, чтобы быть компетентным в сфере своей деятельности. Для нанимателя наличие высшего или профильного образования у будущего сотрудника — гарантия структурированного мышления для решения сложных задач, грамотности.
Начать работать можно и без профессиональных знаний и даже достичь в этом успеха, но особого продвижения по карьерной лестнице не стоит ждать — рано или поздно от вас потребуют получить образование или пройти курсы для повышения квалификации. Кроме того, наличие образование или даже нескольких, всегда ставит человека на уровень выше от его коллеги, который имеет только опыт работа. Образование — это всегда возможность быть конкурентоспособным на рынке труда.
Сегодня все реже и реже, люди работают по специальности, которую получили в высшем учебном заведении. Многие еще при учебе понимают, что будут проявлять свои способности в совсем другой сфере деятельности, чем предполагает их квалификация в дипломе. Эта ситуация возникает и на фрилансе. Обязательным наличие профильного образования является в медицине, инженерии, юриспруденции, преподавании и прочих точных науках. Помните, что образования в престижном вузе вам будет достаточно, только если вы претендуете на позицию стажера или начинающего специалиста. Если же вы намерены занять должность среднего или высшего уровня, то здесь без опыта работы уже не обойтись.
Где и как приобрести опыт?
Выходом из ситуации, для приобретения требуемого опыта, будет прохождение разного рода стажировок, практик. Конечно, каждая специальность в конце прохождения курса предполагает практическое применение приобретенных знаний. Предприятия и компании, где студенты должны закрепить определенные навыки, часто играют только формальную роль для приобретения опыта. Стажировка должна выбираться в зависимости от предпочтений, интереса — осознавать, что это поможет ему в построении своей карьеры. Удачное прохождение стажировок в различных компаниях заинтересуют работодателя не только приобретенным опытом, а желанием кандидата постоянно учиться чему-то новому.
Как говорит официальная статистика, что 13 процентов нанимателей, вообще не интересует наличие базового образования кандидатов на ту или иную должность. В каких же сферах уровень образования уходит на второй план? В сферах предоставления и продажи услуг таких, как реклама, маркетинг, продажи, управление персоналом работодатели в большей степени ориентированы на персональные качества каждого из претендентов на вакансию: коммуникабельность и ориентация на клиента. В этих сферах гораздо более важны практические навыки общения с людьми, нежели наличие корочки диплома. Обучиться таким профессиям можно в процессе работы.
Постоянное изменение тенденций в бизнесе определяет самые востребованные профессии на сегодняшний день, но образовательная система пока еще не успевает предоставить должную специализацию по возникающим профессиям — их даже нет реестре, что уже говорить о факультетам с такими специальностями. В таком случае, приобретение знаний происходит через опыт.
Опыт и знания на фрилансе
Что же касается работы на фрилансе, то здесь все намного проще. Наличие теоретических знаний в той или иной области проверяется на практике, к примеру, тестовое задание или пробный урок. Применять полученные знания на практике и приобретать бесценный опыт можно и нужно сразу же. Для этого существуют различные биржи труда, где можно попробовать свои силы и способности. Ярким примером удачного решения для новичков и профессионалов является биржа Автор24.ру. Каждый новый исполнитель создает личный аккаунт, где размещена информация о наличии профильного образования, а в последующим будет и портфолио с работами. Уже после нескольких месяцев работы на этом ресурсе, можно приобрести бесценный опыт, сформировать хорошую репутацию. Кроме того, на сайте доступна интересная информация по разным темам, которая позволит не только освежить старые знания, но и приобрести новые.
Приоритетность опыта или знаний зависит от конкретной должности, сферы, где человек планирует работать. Определяющим фактором в получении желаемой вакансии личные качества и поставленные перед собой цели, достижения в сфере, в которой планируете работать, а также неотъемлемое стремление к самосовершенствованию.
Когда после множества бессонных ночей диплом, наконец, готов, хочется сдать его и забыть. Но так просто университет от студента не отстанет. Ведь полный текст диплома читал только научный руководитель, а оценивать его соберется целая комиссия. Поэтому во многом именно от того, как студент защитит диплом, зависит его оценка.
Итак, в чем же заключается успешная защита?
Структура речи
Конечно, что именно говорить на защите зависит главным образом от темы дипломной работы и от того, что конкретно в ней написано, но существуют общие рекомендации, которые подойдут для всех.
С одной стороны кажется, что речь к диплому написать гораздо проще, чем сам диплом. Однако качественная речь это умелая выжимка из работы, а также грамотное ее преподнесение. И часто бывает так, что диплом написан на высший балл, а студент получает оценку хуже. Поэтому, если существует неуверенность в своих силах, можно заказать речь у нас на сайте. И тогда исчезнет вероятность провала из-за плохой речи. Ведь мы даем двадцатидневную гарантию на работу, и если вас что-то не устроит – вы можете бесплатно потребовать от автора доработать заказ. Мы заботимся о том, чтобы студенты оставались довольны, поэтому если и в окончательном варианте работа не удовлетворяет заявленным требованиям – вы получите назад свои деньги.
Формальные требования
При написании речи к дипломной работе необходимо также учитывать, что существуют и чисто формальные требования.
Конечно, это лишь рекомендации, и никто не заставляет строго им следовать. Однако отбрасывание некоторых позиций во время защиты создаст дополнительные вопросы от аттестационной комиссии, которая не всегда настроена лояльно. Поэтому лучше всего продумать все возможные вопросы и дать на них ответы заранее в защитной речи. Тогда у преподавателей останется минимум вопросов, и они будут благодарны за сохраненное время.
Образование или опыт: что важнее для карьеры?
Условно всех людей можно разделить на 3 группы. Те, кто считает высшее образование аппендиксом прошлого, лишней тратой времени и не обязательным критерием при устройстве работу. Вторая группа уважает хорошее академическое образование, считает его важным, но не обязательным. И последняя группа – те, кто придает образованию особую ценность и считают наличие нескольких дипломов единственным ценным вкладом в будущее.
Разберемся, кто прав и оказывается в выигрыше на белорусском рынке труда.
Аргументы в пользу опыта
Аргументы в пользу образования
Джордж Д.Кух – автор «Хроники высшего образования» в своей книге предоставил исследования, которые показывают, что учеба в колледже и ВУЗе связана с приобретением таких предпочтительных для работодателя навыков, как работа в команде и управление временем.
Бюро трудовой статистики США (BLS) за 2019 провело исследование и резюмировало следующее: «Трудно дать количественную оценку всей ценности образования. Но данные постоянно показывают (в долларовом выражении): чем больше вы учитесь, тем больше вы зарабатываете». Поэтому получается, что для получения весомого опыта и совершенствования, необходимо регулярно образовываться (не обязательно в университете). Существует множество курсов, которые помогут быстро получить узкоспециализированные отраслевые знания либо общие навыки (решение конфликтных ситуаций, навыки переговоров и делового общения).
Что важнее: образование или опыт?
Образование важно, с ним вы сможете набрать первый опыт в отрасли, но если у вас достаточно опыта по специальности, тогда образование не является важным при трудоустройстве. Идеальной же комбинацией для устройства на хорошую должность – опыт от 1 года и высшее образование.
Потенциальным работодателям следует помнить, что диплом о высшем образовании, особенно в ведущих университетах Европы, дает кандидату важнейшие знания в инженерной, медицинской, строительной области.
Однако в такой сфере, как продажи и педагогика, результат работы важнее всего. И вы не научитесь этому по программе магистратуры. Некоторые направления работы требуют высшего образования, другие – уровня опыта работы, который просто не дает учеба в аудитории.
Деньги и Карьера
О нас
«Деньги и Карьера» – это электронное сетевое издание в формате интернет-журнала.
Последнее
Опрос
Битва титанов: знание vs. опыта — что важнее?
Идеальный сотрудник для руководителя — это тот, кто обладает обширными познаниями в выбранной сфере деятельности и за плечами у него имеется приличный опыт работы. Но жизнь — штука сложная, и сочетаться эти два компонента могут в разных пропорциях. Если выбирать одно из двух, что же окажется важнее: знания или опыт? На что же больше обратит внимание работодатель? Чтобы иметь представление о всей картине, не помешает познакомиться с результатами опроса компании «HeadHunter» и мнением наших экспертов. Но это всего лишь прогноз-предположение. Окончательный вариант ответа будет зависеть непосредственно от работодателя и от конкретной ситуации.
Опыт и знания в равной степени прекрасно дополняют друг друга. Однако жизнь подбрасывает такие ситуации, где соотношение между ними варьируется то в ту, то в другую сторону. К примеру, у молодого специалиста, окончившего вуз с красным дипломом, есть огромный багаж знаний, но нет достаточного опыта в выбранной им профессии. Другой вариант — управляющий магазина крупной розничной торговой сети, который поднялся по карьерной лестнице, начиная с должности продавца-консультанта, но при этом он не имеет профильного образования управленца. Что же важнее: знания или опыт? На что в первую очередь обратит внимание работодатель при трудоустройстве?
Однозначного ответа на вопрос нет, так как точки зрения на этот счёт могут быть абсолютно разными. «Пожалуй, не существует единого правильного ответа на вопрос о том, что же всё-таки важнее „теоретические знания“ или „практические навыки и опыт“, — соглашается старший консультант департамента „Executive Search & Management Selection для индустрии ИТ и Телекоммуникаций“ „Агентства Контакт“ Анастасия Овчаренко. — На первый взгляд, опыт работы всегда имеет большее значение как для работодателей, так и для HR-агентств, помогающим им в поиске и отборе нужного специалиста. Как правило, кандидатов без высшего образования отсекают уже на первом этапе отбора, аргументируя это тем, что такие люди в большинстве своём несистемные и не всегда доводят свои дела до конца, а значит, они в любой момент могут бросить начатый проект на середине его реализации. Как таковое, высшее образование не даёт каких-то уникальных специализированных знаний, оно учит быть ответственным и системно-мыслящим человеком, который знает где и как он сможет получить необходимую ему информацию. Конечно же, человек, не закончивший высшее учебное заведение, также сможет быть системным и грамотным специалистом, но для этого ему придётся приложить куда большие усилия, самостоятельно изучая горы литературы».
« Думаю, правильным здесь будет соотношение: 75% — опыт и 25% — знания. Даже если человек обладает высочайшим уровнем знаний, но они не подкреплены опытом, практикой успешного решения профессиональных кейсов и задач в реальном времени и на конкретном предприятии, то как профессионал он не востребован. Любые знания, которыми сотрудник владеет до трудоустройства, пересматриваются, модернизируются и дополняются в тот момент, когда он выходит на новое рабочее место и сталкивается с необходимостью решения качественно новых задач», — считает партнёр Академии «Skills of the Future» Екатерина Лукьянова.
« При трудоустройстве важно сочетание обоих факторов: как наличие диплома о высшем образовании, так и опыта работы. Во многом важность требований зависит от позиции, её уровня и конкретных обязанностей специалиста», — полагает специалист по работе с клиентами компании «Coleman Services» Эльвира Сандрако.
Выходит, что окончательное решение будет зависеть от многих моментов. Но, в целом, «картинка» по ситуации на рынке труда выглядит следующим образом. По данным опроса компании «HeadHunter», для большинства работодателей скорее важен опыт кандидата, чем соответствующие знания, подтверждённые нужным документом. При этом 59% респондентов отметили, что положительно относятся к претендентам, не имеющим профильного образования, так как уверены, что «корочка» особых преимуществ не даёт. По мнению 22%, такие специалисты являются хорошими работниками и профессионалами своего дела: они освоились в принципиально новой для себя сфере деятельности. А это говорит о многом. Данную точку зрения разделяет и наш эксперт. По словам Екатерины Лукьяновой, для работодателя важно, чтобы сотрудник не только владел определённым набором знаний, но и был способен быстро погружаться в какую-либо профессиональную область, оперативно искать и находить лучшие решения профессиональных задач. «Если мне нужно провести глобальную конференцию, то я возьму на работу человека, который успешно организовал десять международных событий, при этом — ему 22 года и у него неоконченное образование, чем эксперта в области организации событий, у которого бэкграунд — более 20 лет опыта проведения обучающих тренингов и мастер-классов в этой теме, — заявляет она. — Да, он классный теоретик, обучающий по авторским методикам, но по факту в его резюме — 2 — 3 небольших события, которые он сделал „вручную“ где-то в начале своего профессионального пути».
Интересно, что в ряде случаев опыт будет играть не последнюю роль, а на наличие профильной «корочки» на разных этапах продвижения по карьерной лестнице будут закрываться глаза. Всё будет зависеть от конкретной ситуации. «В начале карьеры выпускникам вузов может выпасть шанс попасть к работодателю, готовому обучить профессии „с нуля“ при наличии любого образования, в том числе и незаконченного высшего. В тоже время важную роль играет срочность: если специалисту, обладающему хотя бы первичными навыками, необходимыми на данную позицию, требуется приступить к работе немедленно, то работодатель предпочтёт человека с опытом вне зависимости от „корочки“. Что касается позиций более высокого уровня, то здесь на первом плане выступают знания, полученные в ходе работы: по мнению представителей компаний, если специалист успешно работает в данной сфере уже некоторое время, при этом не имея соответствующего диплома, то он уже зарекомендовал себя и может развиваться в данном направлении и дальше», — рассуждает Эльвира Сандрако.
При всём при этом одним глазом работодатели оценивают опыт, а вторым заглядывают в диплом. По данным опроса компании «HeadHunter», большинство из них (87%) всё-таки проверяет соответствие специализации в дипломе соискателя с той позицией, на которую он претендует. «Некоторыми компаниями наличие „корочки“ воспринимается как показатель некой усидчивости, они считают, что эти люди в своей жизни всё делают правильно. Особенным преимуществом для такой группы работодателей становится красный диплом по какой-то сложной специальности, обучение по которой требует максимальных усилий, ведь это означает, что человек не хочет быть дилетантом в своём деле, он не боится трудностей и хочет действительно правильно мыслить», — добавляет Анастасия Овчаренко.
Кстати, многие HR-менеджеры делают такие проверки избирательно, только для определённых позиций. В обязательном порядке подтвердить уровень своего образования соответствующей «корочкой» должны бухгалтеры и финансисты (по 89%), юристы (88%), айтишники (55%). Опросная статистика подтверждается и на практике. По словам Эльвиры Сандрако, акцент на образовании ставится при поиске специалистов на технические должности, а также на позиции в финансах, переводческой сфере, маркетинговых исследованиях и юриспруденции. Уровень образования, по мнению Екатерины Лукьяновой, также важен в научно-исследовательской сфере и близкой к ней — сфере образования. «Хотя уже сейчас в сфере образования рынком востребованы преподаватели-практики, представители реальных бизнес-компаний и предприятий, те, кто способен рассказать о том, как всю полученную теорию применить на практике, какие методики и инструменты в каких ситуациях работают, и от чего стоит отказаться», — замечает она.
Впрочем, для работодателя важен бывает не только сам факт наличия «корочки». «Во многих российских компаниях, а также в консалтинге, большое внимание уделяют не только специальности, но и вузу, который специалист закончил, а также среднему баллу диплома, — сообщает Эльвира Сандрако. — Таким образом, компания поддерживает имидж престижного работодателя, принимая специалистов, казалось бы, заведомо обладающих определённым набором навыков, полученных в университете (стрессоустойчивость, дисциплина, умение работать с большими объёмами информации, владение офисным и программным обеспечением). Однако данная политика не всегда успешна, поскольку успехи в учебной деятельности не гарантируют подобных результатов в работе».
Важность «имени» вуза отмечает и Анастасия Овчаренко: «Существует множество работодателей, которые предпочитают брать на работу выпускников из определённых вузов с определённой специальностью, в силу того, что с такими людьми им будет комфортнее выстраивать взаимодействие. А вот западные компании куда более критичны к факту наличия самого диплома. Для них это некий „must“, который, за исключением очень редких случаев, не подвергается обсуждению. Более того, для топ-менеджмента в таких компаниях одним из ключевых требований выдвигается наличие МВА, особенно, если речь идёт о работе за пределами нашей страны».
Однако не всё так критично. К примеру, 13% работодателей вообще не интересуются базовым образованием кандидатов на ту или иную специальность. В каких же сферах уровень образования уходит на второй план? В тех, где его перекрывают другие, не менее важные, факторы. «К примеру, такие сферы услуг, как реклама, маркетинг, продажи, управление персоналом в большей степени ориентированы на персональные качества кандидатов: насколько они коммуникабельны и клиентоориентированы. В этих сферах гораздо более важны практические навыки общения с людьми, нежели наличие диплома. Обучиться же профессии можно в процессе работы», — говорит Эльвира Сандрако. А чтобы обучение по разным специальностям проходило в формате совмещения приятного с полезным, по словам Екатерины Лукьяновой, многие корпорации запускают огромное количество стажировок для студентов, чтобы уже во время учёбы они не только осваивали, но и тут же применяли и соотносили их значимость и практичность в работе.
Рабочий процесс для человека не ограничивается только на одном трудоустройстве и выполнении профессиональных обязанностей в рамках занимаемой должности. В перспективе времени он включает ещё и линию построения карьеры. Здесь будет актуальным вопрос о том, какой опытно-образовательный багаж позволит добиться определённых высот по карьерной лестнице. Многие работодатели уверяют, что построить карьеру без профильного образования весьма проблематично. При этом 40% работодателей полагают, что без «корочки» на российском рынке труда вертикальный рост будет прокладываться тернистыми тропами. 20% утверждают, что на успех без базовых знаний, которые дают вузы, рассчитывать не стоит. «Специалисту без высшего образования крайне сложно найти квалифицированную работу, — поддерживает эту точку зрения Эльвира Сандрако. — Примеры обратного были актуальны в 90-е годы, когда специалисты, его не имеющие, могли устроиться в только начинавшие развиваться финансовую, банковскую и другие сферы. К тому же 20 лет назад был развит институт среднего специального образования, постепенно отмирающего в наше время». Кстати, на менеджерских позициях многие работодатели предпочли бы видеть именно кандидатов с высшим образованием (55%), нежели со средним или средне-специальным (41%).
Вместе с тем любопытно, что наличие у соискателя от трёх «вышек» и более не даст ему при трудоустройстве каких-либо явных преимуществ перед другими конкурентами. Согласно опросу, 66% менеджеров по персоналу указали, что настороженно отнесутся к такому количеству дипломов у кандидата, так как это им ещё ни о чём не говорит. «Что касается второго высшего образования, то оно представляется работодателю менее значимым, чем первое, — подтверждает Эльвира Сандрако. — Его специалист получает для себя, чтоб освоить новые знания и навыки, помогающие раскрыться в уже имеющейся профессии. На шансы трудоустройства дополнительное образование, как правило, не влияет». 12% больше склоняются к тому, что данный специалист, скорее всего, набрался по верхам и ни в одной из областей не сможет проявить себя в качестве настоящего профессионала. Тем не менее, лишь для 22% эйчаров кипа «корочек» — это верный признак высокого уровня образованности соискателя.
Тем же, кто немного не дотянул до «вышки» отчаиваться не стоит. В любой практике есть исключения. «Существует масса примеров того, как специалистам, не имеющим высшего образования, удавалось достигнуть нереальных высот. Например, в нашей практике был опыт работы с кандидатом, который в свои 23 года занял позицию руководителя группы разработки, не имея высшего образования, а другой кандидат стал отличным Project Manager`ом, имея за плечами консерваторию», — рассказывает Анастасия Овчаренко.
В любом случае, знания и опыт играют важную роль в карьере каждого человека. Всё будет зависеть от конкретной ситуации, так как в каждой — работодатель сам выбирает то соотношение компонентов, которое его больше устраивает. Екатерина Лукьянова считает, что карьера и успех — это дело случая, везения, а также неимоверной трудоспособности, энергии и желания самого человека. «Можно быть круглым двоечником, прогуливать уроки, быть исключённым из школы или университета, но при этом быть по натуре деятельным человеком, инициативным лидером, точно знающим, чего он хочет, который идёт к достижению своей цели, несмотря на какие-либо помехи и ограничения, то тогда успех будет за ним. Важно уметь переводить негативный опыт, который человек получает в жизни, промахи и неудачи в позитивный конструктив. Если он этому научится, то он — Победитель! С другой стороны, можно закончить три высших учебных заведения, прослушать образовательную программу в Европе. Но если человек не умеет применять свои знания в работе, то на рынке он — не конкурентоспособен. В этой ситуации есть два пути: либо прекратить учиться и идти накапливать опыт в той сфере, в которой он хочет профессионально развиваться, либо обратиться к хорошему коучу, „профориентатору“, специалисту кадрового агентства, который поможет ему найти ту область и то профессиональное поле, где он будет востребован и сможет применить себя с максимальной пользой», — подводит итог она.
В заключение добавим, что для любого специалиста важны те знания, которые он может применить на практике. Ярким примером этого может послужить одна недавняя история. Один мой знакомый журналист, закончивший журфак МГУ, решил получить юридическое образование. К этому времени у него как раз уже была опубликована пара-тройка книжек по правовой тематике, и он захотел переключиться на юридическую сферу деятельности. Для этого поступил в НИУ ВШЕ на факультет права по магистерской программе «История, теория и философия права». Но его радость от учёбы была недолгой, так как через пару недель обучения он понял, что это не те знания, которые он ожидал получить. Интересующие его отрасли права изучаются в бакалавриате, а магистратура — «это странная совокупность теоретических научных дисциплин, не имеющих никакого практического применения». В результате он проучился там недолго и отчислился по собственному желанию, так как посчитал, что преподаваемые дисциплины никак не связаны с той юридической практикой, по которой он хотел бы работать. Здесь главное вовремя определиться с тем, что хочешь и желаешь получить от жизни, учёбы и работы, а потом целенаправленно двигаться по выбранному пути. Если идти к своей цели-мечте и не сдаваться, то тогда любая карьера по плечу.
Разница между знаниями и опытом
Знания и опыт — понятия очень близкие. В чем заключаются особенности их интерпретации в науке?
В чем заключается специфика знаний?
В науке под знаниями принято понимать некоторую информацию, которую человек может применить в полезных целях — например, при изучении какого-либо объекта или при проведении исследования.
Основной критерий знания — передаваемость. Оно может быть зафиксировано в каком-то письменном источнике или же присутствовать в общественном сознании какой-либо социальной или этнической группы в качестве устного коммуникативного элемента. Но в обоих случаях возможна его передача от одного носителя к другому.
Один из аспектов передаваемости знаний заключается в том, что обмениваться ими могут носители разных языков и культур (при условии перевода, если это необходимо). Знания — универсальная категория человеческих коммуникаций, и их передача, как правило, возможна, даже если ценности и особенности мышления людей, передающих знания, отличаются от тех, что характеризуют людей, которые принимают знания.
Однажды полученные человеком знания могут периодически дополняться, совершенствоваться. Поэтому в науке принято считать, что они не имеют практических границ.
Еще один важнейший критерий знаний — их обоснованность. Дело в том, что во многих случаях представление человека о чем-либо выражается в теоретическом аспекте и отражает его догадки и предположения о том, как могут проходить те или иные процессы. В то время как на практике человек зачастую не имеет возможности проверить то, каким образом данные процессы могут проходить в реальности. Обоснованность знаний — главный фактор их достоверности с точки зрения возможности описать ход тех или иных процессов с высокой точностью.
Качество знаний, выражаемое, в частности, в их обоснованности, может быть чаще всего объективно (то есть при участии достаточно большого количества людей и высказывании ими своих мнений) оценено.
Таким образом, знания — это информация, которая:
Достаточно близкая к знаниям категория — опыт. Рассмотрим то, что под ним может пониматься в науке.
В чем заключается специфика опыта?
Под опытом исследователи чаще всего понимают, прежде всего, совокупность ощущений человека — применительно к каким-либо воспоминаниям или, например, касательно поведения в какой-либо ситуации. В первом случае опыт может быть положительным или не очень. Во втором — большим или, наоборот, недостаточным.
Человек «опытный» — значит, имевший возможность испытать в прошлом определенные ощущения — на физическом или психологическом уровне, которые впоследствии могут быть применены им в тех или иных ситуациях.
Опыт — категория субъективная, поскольку отражает специфику ощущений конкретного человека. Частично он может передаваться от одних людей к другим, но полностью это возможно в очень редких случаях — попросту потому, что ощущения у каждого человека свои собственные.
Весьма затруднена передача опыта между людьми разных культур, ведь специфика отдельных культур зачастую предполагает формирование уникальных механизмов восприятия человеком окружающего мира. То же во многих случаях характеризует обмен опытом между носителями разных языков. Если, в принципе, современные лингвисты могут переводить практически любые слова с одного языка на другой, то «перевод» ощущений — крайне затруднен.
Важнейший критерий опыта — его высокая практическая эффективность. Он в меньшей степени теоретизирован в сравнении со знаниями, привязан к достижению реальных результатов. Обоснованный опыт, если проводить аналогию со знаниями, — тот, который позволяет человеку достичь чего-то полезного. Если, к примеру, говорить о спорте — стоящим будет тот опыт, который даст атлету возможность что-то выиграть. Если речь идет о предпринимательстве — важен будет опыт человека в принятии эффективных решений в бизнесе.
Способный принести реальную пользу опыт обычно не требует обоснования. Собственно, успешный результат его применения и заменяет соответствующее обоснование.
Стоит отметить, что, как и знания, опыт постоянно совершенствуется, дополняется новыми ощущениями.
Сравнение
Главное отличие знаний от опыта заключается в том, что первая категория представляет собой информацию, вторая — ощущения человека. Кроме того, разницу между знаниями и опытом можно проследить в аспекте:
Знания и опыт объединяет тот факт, что они постоянно дополняются — соответственно, новой информацией и ощущениями, совершенствуются.
Определив,в чем разница между знаниями и опытом, отразим основные выводы в небольшой таблице.