Что важнее печать или подпись
3. Что важнее подпись или печать?
Объясните пожалуйста и если можно ссылкой на статьи законов или других нормативных документов.
1. Каким документом определяется статус печати юридического лица.
2. В каких случаях подпись должностного лица должна заверяться печатью юр.лица.
3. Что важнее подпись или печать?
4. В каких документах ставится подпись, а в каких только печать?
Ответы на вопрос:
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 2 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 4 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» указанные в данных законах организации должны иметь круглую печать, содержащую их полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов РФ. Печать в обязательгном порядке должна проставляться на доверенности, выданной юридическим лицом. Печать проставляется на документах, которые представляются в налоговые органы и в иные государственные органы. На договорах проставление печати организации не обязательно. Во всяком случае договор не может быть признан недействительным. если на нем отсутствует печать организации, за исключением случая, когда стороны договорились, что договор считается недействительным только при наличии печатей сторон (данное положение должно содержаться в тексте договора).
Правовое значение подписи и печати на договоре
Подпись, совершаемая на документах, исходящих от организации, имеет даже более важное значение, чем проставление на них печати. Наличие только одной подписи на документе при отсутствии на нем печати подтверждает его действительность. Такая точка зрения в настоящее время получила распространение в юридической литературе и в судебно-арбитражной практике.
Так, по одному из дел суд решил, что акт сверки взаиморасчетов имеет доказательственную силу даже при отсутствии на нем круглых печатей, так как имеются подписи руководителей и главных бухгалтеров*(84). В другом случае было признано, что отсутствие печати организации на письменном договоре не влечет его недействительности. Дополнительные требования к форме сделки, в том числе скрепление печатями, устанавливаются законом или самим договором*(85). Отсутствие или подделка печати на письменном договоре не влияет на его действительность*(86).
Согласно п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Традиционное наличие оттисков печатей на договорах действующим законодательством не предусматривается. Например, законы о хозяйственных обществах предусматривают, что общества должны иметь круглые печати, но не указывают, для чего именно. Зачастую необходимость наличия печатей на договорах трактуется как обычай делового оборота в предпринимательской деятельности (ст. 5 ГК).
Однако обычай делового оборота как правовая норма может применяться только в двух случаях:
а) если к нему есть отсылка в законодательстве;
б) при наличии пробела в законодательстве.
В судебно-арбитражной практике считается, что проставление печати на договоре позволяет обезопасить стороны от возможных ошибок при выборе контрагента путем предоставления дополнительных доказательств идентичности лица, совершающего сделку, а также для удостоверения его полномочий*(87).
То же самое можно сказать и о так называемом «парафировании» или «визировании» договоров. Оно имеет правовое значение только в тех случаях, когда стороны сочли это необходимым и необходимость визирования договоров обусловлена в тексте договора*(88).
Вместе с тем, в Гражданском кодексе РФ существует норма о необходимости печати применительно к порядку оформления доверенностей от имени юридического лица. Такая доверенность требует наличия подписи руководителя и приложения печати организации (п. 5 ст. 185 ГК). На доверенностях, выданных от имени государственных и муниципальных предприятий, на получение и выдачу денег и имущественных ценностей необходима также подпись главного бухгалтера.
В современной торговой практике в основном используются два аналога собственноручной подписи: факсимиле и электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Возможность использования при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи, электронно-цифровой подписи (ЭЦП)*(89) либо иного аналога собственноручной подписи (кода, шифра) предусмотрена в п. 2 ст. 160 ГК. Вместе с тем использование любых аналогов собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Что касается ЭЦП, то проставление ее на документе возможно только тогда, когда сам документ существует в электронной форме, а не на бумажном носителе, как это обычно бывает. Для того чтобы электронный документ мог иметь доказательственную силу, в нем должен быть предусмотрен порядок разрешения возможных разногласий*(90).
Возможность использования аналогов собственноручной подписи предусмотрена Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П, опять же со ссылкой на нормативные акты. Сейчас ЭЦП получила распространение именно в банковской практике в связи с внедрением системы «Банк-Клиент» и прочих.
В современной судебно-арбитражной практике встречаются примеры негативного отношения к использованию факсимиле. Так, оформление векселей возможно только собственноручной подписью векселедателя*(91). Контрагентам необходимо заключать отдельное соглашение о возможности использования факсимиле, иначе договор с его использованием будет признан недействительным*(92). Законодательство о налогах и сборах не предусматривает использования аналогов собственноручной подписи, поэтому счета-фактуры, подписанные факсимиле, считаются недействительными*(93).
§ 3. Правовое значение подписи уполномоченного лица и печати организации на договоре
Подпись, совершаемая на документах, исходящих от организации, имеет даже более важное значение, чем проставление на них печати.
Немаловажным является вопрос о том, чьи подписи должны стоять на договоре, достаточно ли подписи руководителя (первого лица организации) или требуются подписи других уполномоченных лиц. Дело в том, что законом или договором могут устанавливаться дополнительные требования к письменной форме сделки (договора). В этой связи некоторые юристы-практики полагают, что Закон о бухгалтерском учете является именно тем Законом, который в качестве дополнительного реквизита договора предусматривает подпись главного бухгалтера (ст. 7).
С одной стороны, это действительно эффективно для того, чтобы бухгалтер мог контролировать движение имущества и расходование денежных средств.
Традиционное наличие оттисков печатей на договорах действующее законодательство не устанавливает. Например, законы о хозяйственных обществах предусматривают, что общества должны иметь круглые печати, но не указывают, для чего именно. Зачастую необходимость наличия печатей на договорах трактуется как обычай делового оборота в предпринимательской деятельности (ст. 5 ГК РФ). Однако обычай делового оборота как правовая норма может применяться только в двух случаях: если к нему есть отсылка в законодательстве и при наличии пробела в законодательстве.
Норма ст. 160 ГК РФ о письменной форме сделки сформулирована предельно четко, поэтому нет оснований рассматривать проставление печатей на договоре в качестве обычая делового оборота. Скрепление печатью следует считать дополнительным требованием к форме договора, несоблюдение которого влечет последствия несоблюдения письменной формы, т.е. невозможность в случае спора ссылаться на свидетельские показания (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
Несмотря на то, что скрепление договора печатями сторон относится к дополнительным его реквизитам, использование печатей весьма целесообразно.
Все подписи можно разделить на два вида: автографы (собственноручные подписи) и их аналоги. В современной практике, в основном, используются два аналога собственноручной подписи: факсимиле и электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Что касается ЭЦП, то проставление ее на документе возможно только тогда, когда сам документ существует в электронной форме, а не на бумажном носителе. Для того чтобы электронный документ мог иметь доказательственную силу, в нем должен быть предусмотрен порядок разрешения возможных разногласий*(146). Поскольку договоры пока существуют не в электронной, а в бумажной форме, использовать на них ЭЦП не представляется возможным.
Таким образом, в нашей стране не существует закона или иного правового акта, которые могли бы устанавливать порядок использования аналогов подписи при заключении сделок. Если же стороны желают проставлять на договоре факсимиле, они должны прийти к соглашению об этом. Контрагентам необходимо заключать отдельное соглашение о возможности использования факсимиле, иначе договор с его использованием будет признан недействительным*(147).
В современной судебно-арбитражной практике встречаются примеры «негативного» отношения к использованию факсимиле. Так, оформление векселей возможно только собственноручной подписью векселедателя*(148). Законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможности использования аналогов собственноручной подписи, поэтому счета-фактуры, подписанные факсимиле, являются недействительными*(149).
От имени юридического лица договор подписывает его орган, уполномоченный на это учредительными документами, т.е.
При отсутствии (превышении) полномочий действовать от имени другого лица сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только представляемый впоследствии прямо не одобрит данную сделку (ст. 183 ГК РФ). Эта норма применяется независимо от того, знала ли другая сторона о том, что представитель действует с превышением полномочий или при отсутствии таковых. Кроме того, закон не предусматривает возможности считать такую сделку недействительной; напротив, сделка действительна и считается совершенной в интересах представителя. Конечно, контрагенту может быть невыгодно иметь договор с физическим лицом, вышедшим за пределы доверенности или не имевшим ее. Но суды не выясняют согласие контрагента на такой договор, а также способность физического лица быть стороной этого договора и возможность исполнить его условия.
В то же время судебная практика довольно широко трактует понятие «прямое последующее одобрение сделки», при наличии которого сделка будет считаться совершенной в интересах самого юридического лица. Прямым последующим одобрением сделки может считаться, например, частичная или полная оплата товаров, работ, услуг, их приемка, уплата процентов и неустойки и проч.*(151). Подписание договора неизвестным лицом путем подражания подписи руководителя дает основания признать договор недействительным, однако наличие печати организации свидетельствует о последующем одобрении договора*(152).
В любом случае суд самостоятельно решает, применять или нет ст. 183 ГК РФ, учитывая прежние и последующие деловые отношения сторон*(154). Допустим, договор подписан неуполномоченным лицом, но отгруженный товар принимался по накладным и оплачивался. Данный факт не был признан судом «прямым последующим одобрением сделки», так как в накладных и счетах не было ссылок на номер и дату договора*(155). Подписание договора неуполномоченными лицами не является основанием для признания его незаключенным, так как это обстоятельство само по себе не создает препятствий для надлежащего исполнения договора*(156).
Статья 174 ГК РФ о недействительности сделки, заключенной органом юридического лица за пределами своих полномочий, применяется при одновременном наличии нескольких условий. Во-первых, полномочия руководителя организации должны быть ограничены учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе. На сегодняшний день, в основном, применяются три способа ограничения полномочий: по сумме сделки, по виду сделки и по соотношению суммы сделки со стоимостью чистых активов организации. Допустим, в уставе компании указывается, что генеральный директор вправе заключать все виды сделок на сумму не более 1 млн. руб. Сделки, превышающие эту сумму, должны быть предварительно одобрены советом директором или общим собранием участников компании. Следовательно, если директор совершит сделку на более крупную сумму, не получив одобрения от вышестоящего органа управления, такая сделка будет считаться оспоримой по ст. 174 ГК РФ. Ограничения полномочий руководителя по видам сделок встречаются на практике довольно редко, они могут быть связаны с возникновением обременительных обязательств для компании (например, выдача собственных векселей, поручительств за третьих лиц и т.п. независимо от суммы). Наконец, ограничения полномочий по соотношению со стоимостью чистых активов в чем-то похожи на процедуру заключения крупных сделок в хозяйственных обществах (допустим, директору разрешается свободно заключать сделки, не превышающие 10-15% от стоимости чистых активов).
Во-вторых, в подобных случаях заключенная сделка является не просто недействительной, она оспорима. Следовательно, иск о признании ее недействительной может быть заявлен в течение года со дня, когда истец узнал или должен был узнать о соответствующих обстоятельствах.
В-третьих, иск может быть заявлен лицом, в интересах которого были ограничены полномочия руководителя. Важно подчеркнуть, что таким лицом является не контрагент по договору, а сама организация. Но суды могут признавать такие сделки недействительными и по своей инициативе без предъявления иска, в том числе встречного.
В-четвертых, для признания сделки недействительной необходимо доказать, что другая сторона по сделке знала или заведомо должна была знать об ограничениях полномочий. На первый взгляд, нет прямых доказательств того, что директор организации-контрагента вышел за пределы своих полномочий. Однако в предпринимательской деятельности нужно действовать с той степенью разумности и осмотрительности, которая требуется по условиям оборота (ст. 401 ГК РФ). Данное обстоятельство должно оцениваться с учетом всех обстоятельств дела, но обычно суды подходят к этому вопросу проще. Как правило, в преамбуле любого договора указываются полномочия руководителя. Например, «. ООО «Свет» в лице директора, действующего на основании устава. «. Таким образом, другая сторона по сделке заведомо должна ознакомиться с текстом устава своего контрагента и знать о существующих ограничениях полномочий.
Если впоследствии заключенная сделка одобрена, оснований для признания ее недействительной нет. Одобрением может считаться принятие исполнения по сделке, а также (что стало встречаться в судебной практике) одобрение ее на последующем заседании совета директоров или общем собрании участников (акционеров).
Электронная библиотека
Подпись – это реквизит, которым завершается составление договора. Подпись подтверждает, что содержание договора соответствует действительной воле стороны. Гражданское законодательство не содержит легального определения термина «подпись», однако подпись уполномоченного лица требуется во всех документах (договорах, актах, доверенностях, оферте о заключении договора и ее акцепте).
Подпись, совершаемая на документах, исходящих от организации, имеет большее значение, чем проставление на них печати. Наличие только одной подписи на документе при отсутствии на нем печати подтверждает его действительность. Такая точка зрения в настоящее время получила распространение в юридической литературе и в судебно-арбитражной практике.
Так, по одному из дел суд решил, что акт сверки взаиморасчетов имеет доказательственную силу даже при отсутствии на нем круглых печатей, так как имеются подписи руководителей и главных бухгалтеров[1]. В другом случае было признано, что отсутствие печати организации на письменном договоре не влечет его недействительности. Дополнительные требования к форме сделки, в том числе скрепление печатями, устанавливаются законом или самим договором[2]. Отсутствие или подделка печати на письменном договоре не влияет на его действительность[3].
Согласно п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Традиционное наличие оттисков печатей на договорах действующим законодательством не предусматривается. Например, законы о хозяйственных обществах предусматривают, что общества должны иметь круглые печати, но не указывают, для чего именно. Зачастую необходимость наличия печатей на договорах трактуется как обычай делового оборота в предпринимательской деятельности (ст. 5 ГК РФ).
Однако обычай делового оборота как правовая норма может применяться только в двух случаях:
1) если к нему есть отсылка в законодательстве;
2) при наличии пробела в законодательстве.
Норма ст. 160 ГК РФ о письменной форме сделки сформулирована предельно четко, поэтому нет оснований рассматривать проставление печатей на договоре в качестве обычая делового оборота. Скрепление печатью следует считать дополнительным требованием к форме договора, несоблюдение которого влечет последствия несоблюдения письменной формы, т.е. невозможность в случае спора ссылаться на свидетельские показания (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
В судебно-арбитражной практике считается, что проставление печати на договоре позволяет обезопасить стороны от возможных ошибок при выборе контрагента путем предоставления дополнительных доказательств идентичности лица, совершающего сделку, а также для удостоверения его полномочий[4].
То же самое можно сказать и о так называемом «парафировании» или «визировании» договоров. Оно имеет правовое значение только в тех случаях, когда
[1] Постановление ФАС Поволжского округа от 2 августа 2001 г. № А65-12750/2000-СГ-1-13.
[2] Постановление ФАС Поволжского округа от 9 февраля 2001 г. № А12-8829/2000-С5.
[3] Постановление ФАС Московского округа от 9 марта 2004 г. № КГ-А40/945-04.
[4] Постановление ФАС Поволжского округа от 22 августа 2007 г. № А57-27486/05-19.
стороны сочли это необходимым и необходимость визирования договоров обусловлена в тексте договора[1].
Вместе с тем, в Гражданском кодексе РФ существует норма о необходимости печати применительно к порядку оформления доверенностей от имени юридического лица.
Такая доверенность требует наличия подписи руководителя и приложения печати организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). На доверенностях, выданных от имени государственных и муниципальных предприятий, на получение и выдачу денег и имущественных ценностей необходима также подпись главного бухгалтера.
В современной торговой практике в основном используются два аналога собственноручной подписи: факсимиле и электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Факсимиле (от лат. «fac simile» – сделай подобное) – это:
1) клише-печать, воспроизводящая собственноручную подпись;
2) точное воспроизведение графического оригинала (рукописи, подписи) фотографическим или печатным способом.
Возможность использования при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи, электронно-цифровой подписи[2] либо иного аналога собственноручной подписи (кода, шифра) предусмотрена в п. 2 ст. 160 ГК РФ. Вместе с тем использование любых аналогов собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Что касается ЭЦП, то проставление ее на документе возможно только тогда, когда сам документ существует в электронной форме, а не на бумажном носителе, как это обычно бывает. Для того чтобы электронный документ мог иметь доказательственную силу, в нем должен быть предусмотрен порядок разрешения возможных разногласий[3].
Возможность использования аналогов собственноручной подписи предусмотрена Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. №2-П, опять же со ссылкой на нормативные акты. Сейчас ЭЦП получила распространение именно в банковской практике в связи с внедрением системы «Банк – Клиент» и прочих.
В современной судебно-арбитражной практике встречаются примеры негативного отношения к использованию факсимиле. Так, оформление векселей возможно только собственноручной подписью векселедателя[4]. Контрагентам необходимо заключать отдельное соглашение о возможности использования факсимиле, иначе договор с его использованием будет признан недействительным[5]. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает использования аналогов собственноручной подписи, поэтому счета-фактуры, подписанные факсимиле, считаются недействительными[6].
[1] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2000 г. № А56-12485/2000.
[2] Об электронной цифровой подписи: федер. закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ.
[3] Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике: письмо ВАС РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587.
[4] Пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 июля 1997 г. № 18 «Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте», п. 6 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 4 декабря 2000 г. № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей».
[5] Постановление ФАС Уральского округа от 30 августа 2000 г. № Ф09-1193/2000-ГК.
[6] Постановление ФАС Поволжского округа от 3 мая 2007 г. № А57-4249/46. Более того, согласно письму МНС России от 1 апреля 2004 г. № 18-0-09/000042@ факсимиле не допускаются на доверенностях, платежных документах и других документах, имеющих финансовые последствия.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Тема: что важнее на договоре печать или подпись
Опции темы
Поиск по теме
Коллеги, беспокоит такой вопрос: что важнее на договоре печать или подпись, например, когда указано ареса, реквизиты и подписи сторон (в одном случае) и адреса, реквизиты, подписи и печати сторон.
если в этих двух случаях, например, печать будет нормальная (именно организации), а подпись непонятно кого (договор не признают незаключенным. ). и что делать.
Исходя из ст.434 ГК РФ, договор в письменной форме м.б. заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами. А в ст. 160 ГК РФ говорится о том, что сделка в письменной форме д.б. подписана лицом, совершающим сделку или должным образом уполномоченным лицом. Таким образом, печать на договоре не является обязательным элементом, а подписан договор д.б. только уполномоченным лицом (на основании Устава или доверенности), если это не соблюдено, то договор явл. недействительным. НО в разделе ГК недействительности сделок чего-то не сказано про такой случай, если договор подписан неуполномоченным лицом!
Аноним, если лицо не имело право на заключене сделки от имени другого лица, то оно само принимает обязанности и права по данной сделке.
В ГК есть фраза, что в определенных законом случаях или по соглашению сторон к сделке могут применяться дополнительно и другие правила заключения (напрмер, на бланке или скрепление печатью). вот только не могу найти закон, где была бы такая обязанность.
все-таки, если на договоре есть печать, а подпись неуправомоченного лица, то он будет действующим, не будет признан недействительным, если кто-то из сторон обратиться в суд
доверенность например ГК определено для юриков обязательна печать.
Если мне память не изменяет- в страховании что то такое есть. но точно не помню
про одобрение сделки вспомните.
2 последних анонима sema)
Действующим в отношении лица, чья подпись стоит, если нет последующего одобрения юл.
Правовед Вы хотите сказать, что если дядя Вася подпишет договор и скажем поставит печать, которую можно за небольшую сумму изготовить. сами знаете где, то этот договор будет иметь юридическую силу? Ну знаете ВЫ неправы. Печать ставиться на подписи директора, подтверждая тем самым его полномочия. А если дог. подписал «дядя Вася», то он ну никак не принимает на себя обязательства по договору,т.к. он ф.л., а договор и реквизиты ю.л. и все обязанности возникают у ю.л. в лице Генерального директора.
Печати на документах будет достаточно только в том случае, когда между сторонами нормальным образом будет заключено соглашение в котором они подробно распишут этот момент. В остальных случаях договор не породит для вас юридических последствий без одобрения подписи неуполномоченного лица.
Аноним, а вы ГК вообще открывали.
Цитата:
а договор и реквизиты ю.л. и все обязанности возникают у ю.л. в лице Генерального директора.
Аноним, а вы ГК вообще открывали.