Что важнее пушки или масло эссе по экономике
А. Что важнее: пушки или масло?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума?
· Роль ограниченности ресурсов в экономике и необходимость выбора.
· Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)?
· Какая пропорция пушек и масла нужна современной России?
· Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае?
· Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары — инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания?
За данным выказыванием стоит проблема в необходимости выбора одного из двух товаров: пушек либо масла. Истоки это высказывание берёт из первой фундаментальной проблемы экономики: то производить. Выбор одного товара подразумевает ограниченность другого, ведь чем больше общество будет производить пушек, тем меньше оно произведет масло. Различные комбинации выбора содержит в себе сама кривая производственных возможностей.
Точка А отображает компромиссные варианты производства и масла, и пушек, тогда когда точка М отображает недоиспользование экономического потенциала общества. Это происходит в случаях с остановкой предприятий, неэффективным государственным регулированием экономики, безработицей, структурными изменениями. Что касается точки В, то она предполагает экономический рост, НТР, увеличение экономического потенциала. Только при достижении этих условий и будет достигнута точа В.
Экономисты определяют понятие оптимума исходя из ситуации, характерной для данного времени. А на изменение ситуации влияют множество факторов, как-то: экономические, политические, исторические, социальные и др.
Таким образом, я не соглашаюсь с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны, так как в то время людям было необходимо основательное вооружение, оборудование для уничтожения врага, и соответственно пушки играли одну из главных ролей в победе русского народа. Также мною опровергается тезис «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-х годов, так как не было необходимости в приобретении пушек, когда люди жили впроголодь без основных продуктов пропитания. Следовательно, определить, оптимальны ли пропорции производства в конкретном случае, возможно только при оценке общего состояния населения: удовлетворяет ли его данная ситуация, возможно ли реализовать функционирование населения, каким образом данное распределение товаров влияет на другие аспекты жизни населения, политические вопросы, проблема необходимости выбора и т.д.
Подобно этому примеру можно продумать эту проблему для пары «потребительские товары – инвестиционные товары». На кривой производственных возможностей может реализоваться всего лишь один вариант, соответствующий фактическому выбору общества. Опять же, если общество решит больше выпускать потребительские товары, причём максимально много, то оно полностью сократит выпуск инвестиционных товаров, и наоборот. Но, по моему мнению, предложить критерий выбора самого лучшего их сочетания невозможно, так как обществу необходимы и инвестиционные товары, и потребительские. Другой вопрос – в каком количестве. И опять же это зависит от данной ситуации, от нужд населения.
Далее считаю важным отметить, что большую роль играет ограниченность ресурсов и необходимость выбора. Ограниченность ресурсов, несомненно, влияет на приоритеты общества. Так, при недостатке молока страна не сможет выпустить задуманное количество масла, даже если нуждается в нём. Либо при ограниченности чугуна общество не сможет произвести ранее запланированное количество пушек в разгар Мировой войны. В таком случае. Я считаю необходимо воспользоваться заменителями материалов или заменить саму продукцию. В противном случае прекратить производство.
Необходимость выбора – условие, которое толкает потребителей приобретать товары. Соответственно, эти два условия являются фундаментальными в определении экономической теории. Ведь экономическая теория – наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя ограниченные ресурсы.
Таким образом, именно экономическая теория занимается решением вопроса: «Что важнее: пушки или масло?» В наше время нельзя сказать, что возможно производство всех благ в нужном количестве. В первую очередь здесь играет роль ограниченности ресурсов. Также должны учитываться нужды и потребности самого населения, ведь пропорции производства будут не оптимальны, если во время войн производить масло, а во время голодовки – пушки.
Итак, я считаю, что производство пушек либо масла зависит от конкретной ситуации, от природных ресурсов, их богатства, разнообразия, разработанностью и эффективностью использования; от предпринимательской инициативы нации, благодаря которой расширяется национальное производство. Также от размера капитала, эффективности его использования, способности техники к его увеличению; от технологий, их развитости, возможности создавать или применять новые технологии; от трудовых ресурсов, их численности, уровнем образования и квалификации работников и многого другого.
Мною подведён итог: общество само решает, что ему лучше производить, исходя из собственных интересов, экономических фактов, методов и возможностей использования этой продукции в будущем.
Что важнее, пушки или масло?
Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:43, творческая работа
Описание работы
На протяжении многих веков человечество сталкивалось с проблемой выбора: «Что важнее: пушки или масло?» Этот вопрос актуален и в наше время. Пушки и масло в данном случае понимаются не буквально. Эти товары, как правило, используют для иллюстрации альтернатив проблемы гражданского и военного производства.
Работа содержит 1 файл
Эссе.doc
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
Кафедра «Экономическая теория»
«ЧТО ВАЖНЕЕ: ПУШКИ ИЛИ МАСЛО?»
студентка группы У1-4
На протяжении многих веков человечество сталкивалось с проблемой выбора: «Что важнее: пушки или масло?» Этот вопрос актуален и в наше время. Пушки и масло в данном случае понимаются не буквально. Эти товары, как правило, используют для иллюстрации альтернатив проблемы гражданского и военного производства.
Итак, мы подошли к проблеме выбора. Если государство направит все свои производственные мощности на выпуск пушек, то обороноспособность нашей страны возрастет. Но производство масла при этом упадет до ноля, а «масло» в нашем примере – это «мирные» потребительские товары. Дефицит последних приводит к снижению уровня и качества жизни населения. Однако нельзя снизить до ноля и производство пушек, так как государство без военной мощи может стать легкой мишенью и быть подвергнуто нападению со стороны более сильных держав. Таким образом, каждому государству приходится выбирать некоторую промежуточную точку.
Приведем пример. Перед Второй мировой войной правительство перевело все военные заводы на повышенную производительность, увеличило их финансирование и качество снабжения ресурсами. Но при этом производство «масла» не сократилось, то есть точка, сначала лежавшая внутри кривой, приблизилась к ней. Во время же Второй мировой войны обстановка изменилась, армия нуждалась в огромном количестве военной техники, боеприпасов и прочего. Поэтому кроме военных заводов, производством «пушек» занялась также бóльшая часть гражданских предприятий. Страна должна была обороняться, защищать свой суверенитет и, следовательно, отказаться от многих благ.
В 70-е же года, когда СССР воевал с Афганистаном, заявление, что пушки важнее масла, было бы крайне неверным. Ведь страна вела войну не на своей территории. Необходимость заботы о гражданах своей страны являлась на тот момент превыше всего, поэтому вкладывать все деньги в производство пушек было нецелесообразно.
По-моему, в современной России необходимо уделять основное внимание производству «масла», потребительских товаров. Россия сейчас стремится стать страной с рыночной экономикой, а для этого необходимо сформировать рынок товаров, которые нужны конкретному покупателю, а не безликой военной машине. Но в это же время нельзя забывать и о производстве «пушек», которые обладают огромным экспортным потенциалом. Для определения оптимальной пропорции в конкретной ситуации необходимо сначала определить цели, которые в данный момент желательно достичь. Исходя из поставленных задач, и необходимо определять оптимальное соотношение «пушек» и «масла».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Микроэкономика: Практический подход. (Managerial Economics): Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.- М.: КноРус, 2008.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под. ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 1999.
Что важнее пушки или масло эссе по экономике
A. Что важнее: пушки или масло?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
• Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных
возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций
пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют
понятие оптимума?
• Роль ограниченности ресурсов в экономике и необходимость выбора.
• Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частно
сти, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй миро
вой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца
70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)?
• Какая пропорция пушек и масла нужна современной России?
• Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как
определить, оптимальны ли они в конкретном случае?
• Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары — инвестицион
ные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого
лучшего их сочетания?
Б. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
• Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса
«Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого
производить?» на проблему «Что производить?»? Связаны ли вопросы «Что про
изводить?» и «Как производить?»? Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех
трех фундаментальных вопросов экономики.
• Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Мно
гие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят
из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте
свое отношение к такому подходу.
• Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то
более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.
B. Объективно ли экономическое знание?
• Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике?
Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нор
мативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического
состояния экономики (позитивный подход).
• С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как
должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на
оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример.
Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раз
дираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге ги
гантских потрясении, и предложит соответствующую программу преобразований
(например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либе-
ральнои экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).
• Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она
не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные пред
сказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не явля
ются ли они бездоказательными?
• Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность
(личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а про
верка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)?
И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной кар
тиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?
• Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?
• Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?
Г. Свободное эссе по вводным проблемам курса (истории экономической науки, ее предмета, метода, связи с другими дисциплинами). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое «экономическая система»?
2. Какова взаимосвязь понятий «экономическая система» и «цивилизация»?
3. Какие типы цивилизаций вы знаете? Что служит решающим признаком для выде
ления того или иного типа цивилизации?
4. Назовите главные черты традиционной цивилизации.
5. Какие основные черты присущи социалистической цивилизации? В чем ее сильные
и слабые черты? Дайте прогноз дальнейших перспектив социалистической цивили
зации.
6. Есть ли что-то общее между традиционной и социалистической цивилизациями?
7. Назовите определяющие черты рыночной цивилизации. Все ли они одинаково
важны по вашему мнению? Какова роль отношений собственности в рыночной
системе?
8. Сравните рыночную и социалистическую цивилизации.
9. В чем состоит суть формациоиного подхода к анализу общественно-экономических
систем?
10. В чем заключаются специфические черты чистого капитализма, смешанной и пе
реходной экономик? Каковы плюс и минусы развития России по каждой из этих
моделей общества?
11. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? Как усилить первые
и ослабить вторые?
12. Какие факторы производства вы знаете?
13. Перечислите основные субъекты экономики и опишите их роль.
Б. Опишите взаимосвязи основных черт рыночной экономики
На приведенной ниже схеме в виде прямоугольников схематически изображены основные черты рыночной экономики. Соедините стрелками те черты, которые, на ваш взгляд, являются взаимосвязанными. Подпишите на стрелках характер влияния одной черты на другую. Например, черта А «порождает» (стрелка с соответствующей надписью) черту Б, которая, в свою очередь, «противодействует» (надпись на стрелке) черте В и т.д.
Личный (корыст-ный) интерес
Свобода предпринимательства
Роль государства
Принцип «невидимой руки»
Рынок и цены как механизм саморегуляции
1. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит:
а) темпы экономического роста; Ь) используемые технологии и уровень благосостояния членов общества; с) способ ответа на три фундаментальные проблемы экономической жизни; d) эффективность использования редких ресурсов; е) степень социальной справедливости.
2. В конкурентной рыночной экономике при производстве и распределении продукта приоритет отдается интересам:
конкурентным механизмом, действующим на ос- | ||||||
нове цен, прибылей и убытков; | ||||||
b) обеспечение общественными благами; с) определение цен на продукты и ресурсы; d) перераспределение доходов; е) достижение макроэкономической стабилизации. |
a) | рыночную экономику; |
b) | смешанную экономику; |
c) | переходную экономику нового типа; |