Что важнее шикша наставления духовного учителя или дикша посвящение у духовного учителя
Взаимоотношения с дикша и шикша гуру
В свое время я тоже поделился со своим духовным учителем сомнениями о том, что ограничен в общении с ним и что поэтому он меня не знает и.т.д. В ответ он привел один очень красивый пример, который помог мне в будущем выстроить правильные взаимоотношения со своими духовными учителями. В примере говорилось, что духовный учитель подобен глубокому океану, и то, что происходит на поверхности (шторм или штиль) никак не говорит о том, что происходит в недрах этого океана. Точно также, есть у нас много личного общения с духовным учителем или мало, улыбается он нам…
— Как в нашем положении, задавать вопросы гуру, находясь за тысячи километров, куда писать, кому, так как сайты в основном для общения между учениками, либо собирать их и задавать при редких встречах на фестивалях? Дживы, которые в мужских телах, имеют намного больше возможностей для общения с гуру, чем у нас в женских или это мое заблуждение?
В свое время я тоже поделился со своим духовным учителем сомнениями о том, что ограничен в общении с ним и что поэтому он меня не знает и.т.д. В ответ он привел один очень красивый пример, который помог мне в будущем выстроить правильные взаимоотношения со своими духовными учителями. В примере говорилось, что духовный учитель подобен глубокому океану, и то, что происходит на поверхности (шторм или штиль) никак не говорит о том, что происходит в недрах этого океана. Точно также, есть у нас много личного общения с духовным учителем или мало, улыбается он нам или ругает, хвалит или просто игнорирует, в недрах своего сердца, он всегда молится о нашем духовном благополучии и хочет вернуть нас домой обратно к Богу, даже больше чем мы сами того желаем.
» Вы всегда думаете, что вы Драшта, тот кто видит, и что Садху это Дришта, тот кого видят. Но все наоборот. Вас видят, и на вас смотрит Садху. Подумайте об этом хорошо. Садху это тот, кто видит. Если он прольет свою милость на вас, он увидит вас. Если вы получите этот милостивый взгляд, то вы очень удачливы. Однако вы не поймете это, находясь в телесной концепции. Гуру это проявление Сверхдуши, Чайтья-гуру в сердце. Он проявляется во вне, в теле гуру. Но он знает ваше сердце». (Шрила Гоур Говинда Свами)
Второй момент, это то, что если мы все еще не достигли уровня, на котором мы можем искать и находить утешение в Вани – наставлениях Шри Гуру и нуждаемся в Вапу – в его физическом присутствии, тогда нам необходимо зреть и учиться строить свои взаимоотношения с различными Шикша Гуру, в форме старших Вайшнавов, духовных наставников, и старших духовных братьев. Шрила Прабхупада много раз писал и говорил о важности взаимоотношений как с Дикша Гуру, так и с Шикша Гуру. Вот один из таких примеров:
«Теперь я отвечу на твой последний вопрос: того, кто обучает, можно почитать как Духовного Учителя. Не следует думать, что, получив посвящение, мы сразу достигаем совершенства. Нет. Для этого необходимо обучение. И если мы получаем наставления от своих старших духовных братьев, к ним можно относиться как к гуру, в этом нет ничего плохого. В действительности, у тебя есть только один Духовный Учитель, давший тебе посвящение — подобно тому, как у тебя есть только один отец. Но каждого Вайшнава следует воспринимать как Прабху, господина, который выше меня; и если он обучает меня чему-либо, то в этом смысле его можно считать гуру. Но не следует понимать это таким образом, будто я отказываюсь повиноваться своему настоящему Духовному Учителю и называю так кого-то другого. Это ошибка. Духовным Учителем я могу называть лишь обучающего меня в точности тому, что было раскрыто давшим посвящение Духовным Учителем. Понимаешь, в чем тут смысл?» (Письмо Шрилы Прабхупады, 20 ноября 1971 года).
«Нет никакой разницы между Верховным Господом, предоставляющим прибежище всем живым существам, и дающими посвящение и наставления духовными учителями. Если человек по глупости своей относится к ним по-разному, он совершает оскорбление в процессе преданного служения» (Ч.-ч., Ади, 1.47, комм.).
Как найти баланс в отношениях с дикша- и шикша-гуру?
Принятие наставника как единственный способ вырваться из материального плена
Принятие духовного учителя, ачарйопасанам, – это часть вайшнавской культуры и неотъемлемое качество человека, обладающего знанием. Принцип принятия авторитетного наставника, принадлежащего к парампаре, встроен в структуру этого мира и является единственным утвержденным свыше способом вырваться из круговорота самсары.
Материальное творение имеет две функции – дать возможность обусловленным дживам наслаждаться независимо от Господа и в тоже время дать им шанс освободиться от материальных желаний и вернуться назад, домой к Богу. Сменяя одни тела за другими, удачливая душа, бхагьяван джива, задумывается о бренности своего существования: «Что-то прогнило в датском королевстве…» Такая душа обретает страстное желание вырваться из материального плена.
Можно ли вырваться из этого плена самостоятельно? В невероятно интенсивном комментарии к стиху «Бхагавад-гиты» 4.34 Шрила Прабхупада говорит, что путь духовного самопознания очень труден. Самостоятельное изучение Вед, философские рассуждения и бессмысленные словопрения не приведут человека на истинный путь.
Шрила Прабхупада объясняет, что цена билета домой к Богу – это сильнейшее желание приобрести его. Что же делает Господь в ответ на желание души вернуться к нему? «Мундака-упанишад» говорит: тасйаиша атма вивринуте танум свам. В ответ на искренность преданного Господь ни много ни мало воплощается перед ним. И как Он воплощается перед преданным? В образе духовного учителя. И это не является аллегорией. Кришнадас Кавираджа Госвами говорит еще более конкретно в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.47), что Господь предстает перед преданным как шикша-гуру, то есть гуру, дающий наставления.
Итак, Кришна проявляет себя как шикша-гуру. Кто же такой шикша-гуру? Шрила Прабхупада объясняет, что процесс передачи трансцендентного знания называется шикшей, а личность, передающая ученику это знание, является шикша-гуру.
Единство разных проявлений принципа гуру
В жизни каждого садхаки есть множество разных шикша-гуру, каждый из которых является уникальным проявлением принципа гуру. Кто же такой дикша-гуру? Шрила Прабхупада объясняет, что, как правило, им становится тот шикша-гуру, который дает ученику наиболее регулярные наставления. Дикша-гуру инициирует ученика в повторение святого имени и подключает его к цепи ученической преемственности. Прабхупада объясняет, что дикша-гуру является проявлением Мадана-Мохана, дающего самбандху, а различные шикша-гуру являются проявлением Говиндадевы, наставляющего преданного на пути абхидхеи.
Что означает тезис «дикша-гуру дает ученику самбандху»? Самбандха означает «отношения». Дикша-гуру своими наставлениями дает мощный импульс к развитию отношений ученика с Господом. В свою очередь, конкретная реализация, воплощение этих отношений происходит под руководством различных шикша-гуру.
Таким образом, и дикша-, и шикша-гуру передают трансцендентное знание, обеспечивающее полноценное развитие ученика. Неправильное понимание роли дикша-гуру состоит в том, что преданные думают о дикше как о событии. Но дикша – это не событие. Это процесс передачи сокровенного знания. Сутью дикши является шикша.
Все шикша-гуру, а не только дикша-гуру, являются проявлениями Верховного Господа. В начале «Чайтанья-чаритамриты» Кришнадас Кавираджа предлагает поклоны всем шикша-гуру, а также своему мантра-гуру (дикша-гуру). Билвамангала Тхакур предлагает поклоны своему шикша-гуру Чинтамани, затем своему дикша-гуру Сомагири.
Важно отметить следующий момент. Среди гуру могут быть как освобожденные, так и те, кто идут по пути садхана-бхакти. Но Шрила Прабхупада детально объясняет, что тот, кто идет за освобожденным гуру, уже является таковым. Как правило, освобожденные гуру дают общие наставления, а гуру, идущие по их стопам, – ситуативные наставления. Чаще всего дикша-гуру дают концептуальные наставления, касающиеся самбандхи, а разнообразные шикша-гуру дают конкретные наставления, касающиеся абхидхеи. В этом состоит их единство в сотрудничестве, которого так хотел Шрила Прабхупада.
Не только единство, но и отличие
Понимая единство всех гуру (включая дикша-гуру), ученик тем не менее получает наибольшее благо, если различает их функции и оказывает им соответствующее поклонение. Дикша-гуру принимает обязательство вернуть ученика в духовный мир и забирает часть его кармы (при условии, что ученик следует его наставлениям). Поэтому элементарный этикет таков, что ученик оказывает максимальное почтение дикша-гуру. Даже если в силу разных причин со временем он развил более глубокую привязанность к одному из своих шикша-гуру, он все равно оказывает наибольшее почтение дикша-гуру.
Прабхупада объясняет, что только через дикшу мы можем обрести чистое воспевание святого имени. И это должно быть единственной мотивацией для принятия дикша-гуру – обретение трансцендентного знания о природе святого имени, сад-дхарма приччха.
Памятуя о том, что вани, наставления дикша-гуру, наиболее важны, ученик не должен пренебрегать вапу – возможностью прямого служения ему. Это могут быть вьяса-пуджи, фестивали, отдельные проекты. Однако это должно происходить в разумных пределах, не в ущерб другим шикша-связям и административным связям, которые есть у ученика.
Отклонения от сбалансированного подхода
Каковы типичные отклонения от сбалансированного подхода к отношениям с дикша- и шикша-гуру?
1.Самый распространенный пример состоит в скором или постепенном разрыве отношений с наставником после получения официального посвящения. Подобно майявади, отвергающему гуру, преданный вырывает свою руку из руки наставника, потратившего на его становление годы и галлоны духовной крови. Как правило, на этом заканчивается духовная жизнь преданного из-за совершенных оскорблений.
Часто преданные с «умилением» вспоминают, как они посещали наставнические группы, считая, что теперь они уже выросли. Это напоминает положение ребенка, отвергнувшего родителей.
2.Другие преданные считают, что дикша-гуру благополучно выполнил свою роль, дав им имя и положение в Обществе. Как следствие, они не слушают его наставлений, что служит причиной их падения.
3.Еще одна известная крайность состоит в отвержении всех гуру под прикрытием так называемого поклонения ачарье-основателю.
4.Имеет также место отвержение принципа гуру вообще как такового.
Корень проблемы
Интересно, что все эти проблемы вызваны отсутствием правильной самбандхи, единого образования. В первую очередь это непонимание положения Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя. Известен замечательный пример из Рамануджа-сампрадайи, в которой присутствуют понятия «гуру-спасителя» и «гуру-помощников». Для нас это означает, что дикша-гуру и различные шикша-гуру сотрудничают и совместно приводят ученика к стопам «гуру-спасителя», Шрилы Прабхупады. Систематическое проведение курса «Ученичество в ИСККОН» призвано устранить непонимание этих базовых принципов гуру-таттвы.
Пути решения проблемы
Как же обеспечить баланс отношений с дикша- и шикша—гуру на практике? К счастью, есть авторитетное решение, преодолевающее также параллельную проблему установления полноценных отношений между дикша- и шикша—гуру. Мы знаем, что сейчас развивается система наставничества, система заботы о преданных. В развитии этой системы заинтересованы как подопечные, так и наставники всех уровней.
Шрила Бхактисиддханта говорил, что наставления его гуру – это батарея корабля его проповеди. Подобным образом система заботы о преданных является двигателем движения Шрилы Прабхупады, который не даст ему опуститься до уровня обычной ритуальной религии.
Система наставничества не отвергает институт дикша-гуру, а наоборот, более полноценно связывает преданных с инициирующими духовными учителями. Самое сильное желание всех дикша-гуру, как и любых родителей, видеть то, что их ученики счастливы в сознании Кришны. Система наставничества обеспечивает заботу о всех преданных, а также включает мониторинг их духовного и физического здоровья. Это помогает инициирующим духовным учителям иметь информацию о своих учениках и своевременно реагировать на проблемы, которые возникают у них. Некоторые из дикша-гуру уже всячески поддержали это начинание, вплоть до того, что изъявили желание принимать только тех учеников, которые задействованы в системе наставничества. Такой подход является залогом процветания и роста уникального общества – семьи Шрилы Прабхупады.
Подготовил Двиджа Говинда дас
Шикша-гуру. Возрождение традиции в ИСККОН (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
В предыдущих разделах объяснялось, что шикша является главным отличительным признаком гуру. Теперь же, в ходе нашего изучения вани и вапух проявились два других ее аспекта:
б) это важнее, чем физическое присутствие гуру.
10. Определение гуру: «любой, кто дает наставления на основе богооткровенных писаний«.
Ниже мы приводим кардинальное утверждение Шрилы Прабхупады, которое подводит итог содержанию всей главы. Его слова также служат подтверждением предыдущего и дают простое эмпирическое определение гуру.
«Кришнадаса Кавираджа Госвами составил этот стих на санскрите, чтобы начать им свою книгу, и теперь объясняет его подробно. Он почтительно склоняется перед Абсолютной Истиной в Ее шести проявлениях. Слово «гурун» здесь употреблено во множественном числе, потому что любой, кто дает духовные наставления, основанные на священных писаниях, считается духовным учителем» (Ч.-ч., Ади, 1.34, комм.).
Определение гуру, данное Шрилой Прабхупадой, поистине очаровывает. Он пишет, что любой, кто передает трансцендентное знание на основе шастр –- гуру.
Гуру с различными обязанностями
1. Знание науки о Кришне
В 1970 году в Ахмедабаде Шрила Прабхупада вновь подтвердил, что гуру обязан быть вайшнавом и знать науку о Кришне. «Даже если вайшнава, который постиг вишну-таттву, кришна-таттву, родился в семье шва-пача, собакоедов, чандалов, его тем не менее можно считать гуру. Таким образом, истинный критерий гуру заключается в том, является ли он вайшнавом и знает ли науку о Кришне».
2. Шикша-гуру
Все шикша-гуру, освобожденные или не достигшие освобождения, исполняют свои роли, которые определяются наставлениями Шрилы Прабхупады. Сейчас мы проведем процедуру, неоднократно повторяющуюся на протяжении всей книги. На основе этого метода были сформулированы Правила Этикета.
Сначала приведем некоторые высказывания Шрилы Прабхупады (или из других источников), соответствующие обсуждаемой теме. Исходя из этого, сделаем определенные заключения, выражающие смысл данных утверждений, и выведем черновой вариант Правил Этикета. Результаты такого анализа будут собраны, отредактированы, представлены в окончательном виде в форме Правил Этикета в тринадцатой главе.
Теперь мы приступаем к изучению роли или обязанностей шикша-гуру.
1. киба випра, киба нйаси, шудра кене найа
йеи кршна-таттва-ветта, сеи гуру хайа
2. «…Тому, кто становится искренним преданным и посвящает себя служению с полной
серьезностью, Господь Кришна посылает шикша-гуру, демонстрируя таким образом Свое особое расположение и пробуждая дремлющую способность служить Всевышнему. Этот наставник предстает прямо перед взором удачливого бхакты… « (Ч.-ч., Ади, 1.58, комм.).
3. «В начале той книги он выражает почтение различным гуру и, следует отметить, делает это в равной степени по отношению ко всем им. Первым из учителей упоминается Чинтамани, которую он считал гуру-наставником, поскольку именно она указала ему на духовный путь» (Ч.-ч., Ади, 1.57, комм.).
4. «На самом деле Сунити, мать Дхрувы Махараджа, была его вартма-прадаршака-гуру,
то есть «гуру (духовным учителем), указывающим путь». Иногда такого духовного учителя называют шикша-гуру. Дикша-гуру Дхрувы Махараджа (духовным учителем, дающим посвящение) был Нарада Муни, но первым, кто объяснил ему, как добиться благосклонности Верховной Личности Бога, была его мать, Сунити. И шикша-гуру, и дикша-гуру обязаны указывать ученику истинный путь, а ученику надлежит следовать наставлениям своего учителя. Согласно шастрам, между шикша- и дикша-гуру нет никакой разницы и, как правило, шикша-гуру становится впоследствии дикша-гуру» (Бхаг., 4.12.32, комм.).
5. «Опытный духовный учитель прекрасно понимает, как занять энергию ученика в трансцендентном любовном служении Господу и потому поручает ему какое-то дело, соответствующее его наклонностям. У преданного может быть только один дикша-гуру, поскольку шастры запрещают принимать посвящение более чем у одного гуру. Однако не существует никаких ограничений в количестве гуру-наставников. Как правило, духовный учитель, постоянно наставляющий ученика в духовной жизни, становится впоследствии его дикша-гуру» (Ч.-ч., Ади, 1.35, комм.).
8. «Шри Говиндаджи поступает в точности как шикша-гуру (духовный учитель-наставник), рассказывая Арджуне «Бхагавад-Гиту». Он является изначальным наставником, ибо дает нам различные указания, а также возможность служить Себе. …Шикша-гуру непосредственно представляет Шрила Говиндадева виграху» (Ч.-ч., Ади, 1.47, комм.).
9. «Он подобен родителям, без чьих забот и внимания ребенок не может развиваться должным образом. Точно также без опеки духовного учителя невозможно достичь уровня трансцендентного преданного служения» (Ч.-ч., Ади, 1.46, комм.).
Итак, давайте выделим главные моменты в этих утверждениях Шрилы Прабхупады.
1. Преданный приходит в контакт с гуру по высшей воле Господа.
2. Тот, кто знает науку о Кришне, является гуру.
3. Шикша-гуру, указавший первым путь духовной жизни, называется вартма-прадаршака-гуру.
4. Не существует никаких ограничений в том, сколько духовных учителей-наставников может быть у преданного.
5. Шикша-гуру дает ученику наставления, способствующие его духовному прогрессу. Объясняя трансцендентную науку, он, таким образом, пробуждает его к деятельности в преданном служении, известной как абхидхея, или выполнение своих обязанностей в духовной жизни.
6. Наставник вовлекает ученика в служение согласно его природе.
7. Существует два типа гуру: освобожденные и не достигшие освобождения. Каждый из них дает наставления, в соответствии со своим уровнем понимания.
9. Освобожденный шикша-гуру полностью погружен в преданное служение и дает указания в духовной жизни, находясь на абсолютном уровне.
10. Шри Говиндаджи, рассказывая Арджуне «Бхагавад-Гиту», поступает в точности как шикша-гуру. Он является изначальным наставником, ибо дает нам различные указания и возможность служить Себе. Таким образом, духовный учитель, дающий наставления, является личным представителем Шрила Говиндадева виграхи.
11. Поскольку шикша-гуру учит нас тому, как приблизиться к Кришне, он действует как проявление Личности Бога.
12. Как правило, шикша-гуру, обучающий ученика чаще других, впоследствии становится его дикша-гуру.
13. Этим двум типам шикша-гуру могут соответствовать различные уровни обязательств за своих учеников. Один из них относится к гуру, полностью берущим на себя руководство учеником до окончания срока пребывания своего подопечного в материальном мире. От садху, которые принимают меньшую долю ответственности, исходят наставления и руководство, адекватные конкретной ситуации.
Здесь завершается изучение функций гуру-наставников. Поскольку ачарья-основатель занимает особое место среди шикша-гуру, мы посвящаем ему целый раздел.
3. Ачарья-основатель
Хотя положение ачарьи-основателя уже обсуждалось в предыдущей главе, мы описываем здесь некоторые дополнительные моменты с целью прояснить и расширить понимание его роли в жизни своих последователей.
В одной из лекций в 1975 году Шрила Прабхупада достаточно подробно объяснил этот принцип:
В «Нектаре преданности» (глава 6) Шрила Прабхупада переводит формулировку четвертой анги преданного служения как «следование по стопам великих ачарьев под руководством духовного учителя». Это утверждение основано на том же принципе, который был ясно сформулирован в упомянутой выше лекции. Вайшнав должен следовать учению предыдущих ачарьев опираясь на наставления ачарьи-основателя.
Из этих высказываний Шрилы Прабхупады и приведенных ранее цитат Бхактивиноды Тхакура из «Хари-нама-чинтамани», можно выделить следующие моменты:
2. Ачарья-основатель является шикша-гуру для всех последователей в своей ученической преемственности (вплоть до явления следующего основателя).
3. Он берет на себя ответственность за ведение и спасение всех, кто идет за ним.
4. Его последователи должны понять его наставления и верить в них.
5. Последователям ади-гуру не следует обращаться за наставлениями к другим учителям или вайшнавам, которые не строго следуют учению ачарьи-основателя.
7. Все преданные должны осознать наставления ачарьев и следовать им, исполняя указания ачарьи-основателя.
4. Дикша-гуру
К следующей категории относятся гуру, дающие посвящение (дикшу). Шрила Прабхупада много раз объяснял роль дикша-гуру, и ниже приводим некоторые из этих наставлений, вытекающие из них заключения представлены в конце раздела.
1. «У преданного может быть только один дикша-гуру, поскольку шастры запрещают принимать посвящение больше, чем у одного гуру. Как правило, тот духовный учитель, который постоянно дает ученику наставления в духовной науке, впоследствии становится его дикша-гуру» (Ч.-ч., Ади, 1.35, комм.).
5. Ученик: Эта та самая церемония, которая часто упоминалась как мантра-дикша?
6. «Когда человек принимает духовное посвящение, считается, что он стал брахманом; не получив же дикшу от достойного брахмана, невозможно самому стать брахманом. (…) В действительности, дикша означает посвящение ученика в трансцендентное знание, благодаря которому он освобождается от всей материальной скверны» (Ч.-ч., Мадхья, 4.111, комм.).
7. «Итак, те, кто принимают сегодня вечером посвящение… Я уже несколько раз объяснял смысл посвящения: оно знаменует собой начало процесса обретения духовного знания» (лекция, Вриндаван, 4 апреля 1976 г.).
8. «Дикша-гуру посвящает человека в процесс повторения святого имени и дикша-мантр. Нама-гуру, или дикша-гуру, объясняет выводы писаний, а также раскрывает глубинную, эзотерическую природу святого имени» («Хари-нама-чинтамани», глава 6).
Ниже перечисляются главные моменты, вытекающие из этих цитат. Они раскрывают роль дикша-гуру и определяют назначение дикши.
1. Чтобы стать духовным учителем, необходимо знать науку о Кришне.
2. У преданного может быть только один дикша-гуру.
3. Как правило, тот, кто постоянно наставляет ученика относительно его взаимоотношений с Господом, становится дикша-гуру.
6. Посвящение означает получение маха-мантры. Когда ученик очищается благодаря повторению святого имени, его посвящают в Гаятри мантру.
7. После духовного посвящения ученик обретает право поклоняться Божествам и получает наставления о смысле Вед.
8. Дикша-гуру обязан позаботиться о том, чтобы его ученик вернулся к Богу.
9. Дикша-гуру воспитывает ученика, чтобы тот стал квалифицированным брахманом.
11. Подобно шикша-гуру, дикша-гуру может быть как освобожденным, так и не достигшим освобождения.
5. Заключение
В третьей главе были проанализированы положение и образ действий шикша-гуру, ачарьи-основателя и дикша-гуру. Необходимо понять их различные функции, поскольку именно в них отражаются характерные особенности этих типов духовных учителей. Здесь объяснялось, каким образом гуру ведут своих учеников, какова природа их наставлений и степень ответственности. Среди всех дикша- и шикша-гуру ачарья-основатель играет исключительно уникальную роль, возрождая сампрадаю. Снова подчеркнем, что, несмотря на различные функции гуру, читатель всегда должен помнить о единстве и тождестве их как представителей Господа.
РАЗЛИЧНЫЕ ФУНКЦИИ ГУРУ
различия между ними.
Мы уже объяснили, в чем выражается единство шикша- и дикша-гуру, и как различаются их функции. Однако в ИСККОН пока еще распространено неверное понимание, поскольку большее значение уделяется-таки различиям. Другими словами, шикша-гуру отводится второстепенная роль.
В этой главе рассматриваются различия между гуру и то, что их объединяет, с целью еще глубже прояснить их положение. Она также послужит предисловием к следующей главе, которая будет подробно описывать природу отношений между духовными учителями, явно отводя им главные и второстепенные роли. Если не изучить досконально, каким образом они взаимосвязаны друг с другом, сохраняется опасность использовать концепцию Традиционного Порядка (в пятой главе) для того, чтобы вновь принизить значение шикша-гуру.
Понимание единства и различий, относящихся к шикша- и дикша-гуру, чрезвычайно важно для формулировки «Основных положений поведения» (или этикета), которые определяют отношения между учителями и учеником.
Нас могут спросить: «Есть ли потребность в дальнейшем объяснении? Разве есть еще что-то непонятное?» Наш ответ заключается в том, что даже в случае взаимоотношений освобожденных душ приходится сталкиваться с множеством расхождений во мнениях. Что же тогда говорить о преданных, еще не достигших освобождения, и учениках, которые по определению нуждаются в руководстве, совершая служение своим гуру?
Нарахари Саракара говорит в «Кришна-бхаджанамрите» (3-4): «В век Кали преданные всех уровней, уттама, мадхьяма и каништха-адхикари, будут постоянно пребывать в беспокойстве. В своих сердцах они будут сомневаться в верном понимании вечных истин преданного служения».
2. Предварительные замечания
Отношения между шикша- и дикша-гуру проясняются при тщательном изучении наставлений Шрилы Прабхупады. Очень важно обсудить природу этих взаимоотношений, чтобы понять обязанности этих гуру и как себя с ними вести.
При чтении писем и бесед Шрилы Прабхупады можно заметить определенный акцент на описании отношений между шикша- и дикша-гуру.
Он подчеркивает, что дикша-гуру является «изначальным» или «настоящим» духовным учителем. Шикша-гуру подкрепляет его наставления и исполняет подчиненную роль. Приведем несколько примеров, здесь и в последующих главах.
«Духовным Учителем я могу называть лишь обучающего меня в точности тому, что было раскрыто Духовным Учителем, давшим посвящение. Понимаешь в чем тут смысл?» (письмо, 20 ноября 1971 года).
«Если К. Махараджа говорит то же, что и я, его можно принять в качестве шикша-гуру. Гуру шастра садху. Духовный учитель один, это бесспорно. К. Свами можно скорее считать садху, а не духовным учителем, или же гуру-наставником» (письмо, 20 июля 1974 года).
«Шикша-гуру не означает говорить то, что противоречит учению дикша-гуру. Тогда он не шикша-гуру, а негодяй. Потому что это является оскорблением, гурор авагья. Первое оскорбление известно как гурор авагья, или открытое неповиновение духовному учителю. Это первое оскорбление. Разве может такой оскорбитель прогрессировать в повторении святого имени? Конечно, нет. Все завершается в самом начале. Гурор авагья: в этом кроется все. Если человек действует вопреки воле духовного учителя, он будет не в состоянии сохранить чистоту своего положения. У него нет права играть роль шикша-гуру или кого-нибудь еще. С ним покончено немедленно» (лекция, Гонолулу, 4 июля 1974 года).
Ударение, поставленное Шрилой Прабхупадой в этих утверждениях, звучит достаточно ясно. Однако, в то же время, он пишет в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 1.47, комм.): «Нет никакой разницы между Верховным Господом, который дает прибежище всем живым существам, и дающими посвящение и наставления духовными учителями. Если человек по глупости своей относится к ним по-разному, он совершает оскорбление в процессе преданного служения».
Не парадоксально ли это? Сначала Прабхупада отводит шикша-гуру строго подчиненную роль по отношению к дикша-гуру, а потом заявляет, что между ними вообще отсутствует какая-либо разница. Суть в том, что они «равны» и «тождественны» Самому Господу. В конце цитаты Шрила Прабхупада предостерегает нас от опасности совершить вайшнава (или гуру) апарадху, если мы будем по глупости своей проводить между ними какие-либо различия. Это и является целью данной главы: понять, почему, хотя дикша-гуру оказывает преимущественное духовное влияние на ученика, шикша-гуру все же считается равным ему.
В попытке установить равенство среди множества шикша-гуру, несомненно, мы должны бескомпромиссно придерживаться ясного акцента, поставленного Шрилой Прабхупадой. В то же время необходимо донести до преданных-неофитов, что, если «по глупости относиться к ним по-разному» на основе соображений типа » дикша-гуру выше, а все наставники по сравнению с ним не так важны», то это может явиться причиной оскорблений и больших препятствий на пути духовной жизни.
Мы надеемся, что всестороннее и глубокое изучение этих духовных принципов навсегда похоронит такие ложные представления и поможет избежать подобных оскорблений.
3. Примеры единства и различий
В последующих цитатах приводятся примеры двух типов утверждений, относящихся к выше сказанному. Одни из них отводят дикша—гуру доминирующую роль, а согласно другим утверждениям, дикша- и шикша-гуру равны друг другу.
«Согласно шастрам, между шикша- и дикша-гуру нет никакой разницы» (Бхаг., 4.12.32, комм.).