Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему

Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть картинку Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Картинка про Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему Алена Левашова
Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Статья на тему:

«Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возрас та»

Воспитатель :Левашова Алена Николае вна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, т. е. правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе и исследовательской деятельности.

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней. Благодаря этому формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней и решения некоторых экологических проблем.

Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана исследованиями П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой и др. [16]. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядности.

Дальнейшее отношение к природе будет зависеть не только от того как дети понимают влияние природы на жизнь человека, но и от понимания значения природы в жизни человека и от того как развиты и воспитаны эстетические и нравственные отношения к объектам природы.

Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи со средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Эффективность экологического образования и воспитания зависит от уровня развития познавательной активности детей. Формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и его объектам строится на изучении особенностей жизни объектов живой природы, это роста и развития отдельных живых существ и влияние на них неживой природы.

Исходным звеном экологического воспитания дошкольников является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы: многообразие живых видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития.

Формирование экологического воспитания строится в направлении расширений знаний. В раскрытии единства живого и неживого. Наряду с растениями и животными в природе рассматривается и человек. Формирование представлений о жизненной сущности растений, животных и человека помогает раскрыть дошкольнику идею единства всего живого, что существенно меняет отношение ребенка к живым существам.

В содержании программы учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе экологические представления углубляются, насыщая содержание темы и переходя в понятия, которые формируются определенные знания. В соответствии с возрастом материал дается по принципу «от простого к сложному». Не стоит забывать, что дошкольникам свойственно неустойчивое внимание, кратковременность интересов, утомляемость. Поэтому к одной и той же теме можно возвращаться в течении года еще не раз, отражая ее в разных видах продуктивной деятельности играх и игровых ситуациях, что способствует развитию внимания и длительному сохранения интереса.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе. Наряду с образовательными воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть картинку Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Картинка про Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почемуКонспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник» Цель: расширить знания детей о лекарственном растении шиповник. Задачи: Образовательные: расширить кругозор детей, познакомив с кустарником,.

Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть картинку Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Картинка про Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почемуКонспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Цель: расширять знания о многообразии.

Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть картинку Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Картинка про Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почемуКонспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Цель: расширять знания о многообразии.

Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть картинку Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Картинка про Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почемуКонспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.

Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть картинку Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Картинка про Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почемуКонспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осень листопадная, самая нарядная» Цель: продолжить знакомство с деревьями, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с осенью. Задачи: Образовательные:.

Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Смотреть картинку Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Картинка про Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почему. Фото Что важнее экологические знания детей или их отношение к природе и почемуКонспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осенние наблюдения за березой» Цель:продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года, воспитывать бережное отношение.

Источник

Экологическое образование дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.
Циклы наблюдений – это организационно-методическая форма педагогического процесса, включающая ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада, которая охватывает разные стороны жизни и поведения объектов наблюдения.

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.

Циклы наблюдений – это организационно-методическая форма педагогического процесса, включающая ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада, которая охватывает разные стороны жизни и поведения объектов наблюдения.

1). Программы, которые включают одно или несколько направлений развития ребенка называются парциальными.

2). Занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдения за объектами природы, на которых педагог дополняет знания детей относятся к углубленно-познавательному типу.

4). В процессе ознакомления детей с природой наибольший интерес дети проявляют к животным.

5). Последовательное описание всех частей занятия, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для них и т.д. – это ход занятия.

С.Н. Николаева в концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста выделила 4 раздела.

В первом разделе «Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников» автор определил цель и задачи экологического воспитания дошкольников, содержание экологических знаний детей.

Содержание экологических знаний включает:

— связь организмов со средой обитания, приспособленность к ней;

— многообразие живых организмов, сообщества живых организмов;

— человек как живое существо, среда его обитания;

— использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;

— охрана и восстановление природных богатств.

Под формированием начал экологической культуры С.Н. Николаева понимает процесс становления осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.

Задачи экологического воспитания:

— создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

— создать в ДОУ условия, обеспечивающие педагогический процесс экологического воспитания;

— создать условия для повышения квалификации педагогов;

— совершенствовать методы и формы экологической пропаганды среди родителей;

— осуществлять систематическую работу с детьми в рамках той или другой технологии по экологическому воспитанию;

— осуществлять мониторинг уровня экологической культуры детей дошкольного возраста.

Экологическая воспитанность включает:

— отношение к миру природы,

Экологическая воспитанность реализуется через следующие аспекты:

— познавательный (ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе);

— эстетический (внешние, сенсорные качества явлений, оценочные суждения;

— гуманистический (сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи).

1) понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;

2) профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;

3) общая ориентация и практика новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

В экологическом воспитании С.Н. Николаева выделила следующие методы: совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ, наблюдение, моделирование, восприятие произведений искусства, словесные методы. Данные методы отличаются тем, что они направлены на формирование экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор описывает особенности каждого метода. Особое внимание уделяется наблюдению и моделированию (работа с календарем).

Для экологического воспитания детей важное значение имеет реализация функций каждого структурного уровня системы управления.

На федеральном уровне разрабатываются программы, методические материалы, практические материалы.

На республиканско-областном уровне осуществляется повышение уровня экологической культуры различных специалистов дошкольного воспитания, методическая поддержка инициативы по внедрению существующих и созданию новых программ экологического воспитания, открытие экспериментальных площадок.

На районно-городском уровне осуществляется координация усилий отдельных учреждений и создание комплектов непрерывного экологического образования (общеобразовательные школы, станции юных натуралистов, дома творчества). Другой важной задачей районно-городского отдела образования является подготовка дошкольных учреждений к аттестации.

На уровне дошкольного учреждения осуществляется:

1) организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого- оздоровительной развивающей среды для детей;

2) накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

3) проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения;

4) пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей;

5) установление связей с учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по экологическому образованию.

В ДОУ процесс управления экологическим образованием осуществляет заведующая ДОУ, которая ставит задачи, координирует связь с внешними учреждениями, создает атмосферу всеобщей заинтересованности в работе.

Непосредственно процесс экологического воспитания осуществляют воспитатели групп и (или) эколог. Корректируя работу учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который остается главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.

В работе экологического воспитания участвуют и другие специалисты. Медсестра следит за поддержанием гигиенических нормативов среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным работником формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни.

Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизнь личностно-ориентированного стиля взаимодействия взрослых с детьми и их родителями. Вместе с методистом психолог руководит регулярно проводимой диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяет скорректировать работу всего учреждения.

Музыкальный руководитель вместе с руководителем изодеятельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию экологического направления.

Сравнительный анализ программ экологического образования

«Мы» Кондратьева Н.Н. и др.

«От рождения до школы» раздел «Экологическое воспитание» под ред. Вераксы Н.Е. и др.

Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

— максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;

— творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

— единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

— соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности

От рождения до 7 лет

В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе.

Программа начинается с раздела:

Организация жизни и воспитания детей ( общие принципы построения режима дня, создание предметно-развивающей образовательной среды).

Ядром содержания программы являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях». Главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. Основу экологической культуры личности, по мнению автора, составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.

Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.

Программа содержит разделы:

Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

В программе представлены следующие виды познавательной деятельности: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие. Программа предусматривает также художественно-творческую деятельность, слушание, чтение и рассматривание с детьми книг с рисунками о природе.

Организованная образовательная деятельность: игры дидактические, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач; чтение и обсуждение произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

беседы социально-нравственного содержания, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

проектная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность, экспериментирование

Источник

Отношение детей к природе как результат экологического образования

2.2 Отношение детей к природе как результат экологического образования

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания – к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.

Исследование В.А. Ясвина, посвященное проблеме формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней, показало, что сложившийся культурно-исторический опыт человечества способствует проявлению такого отношения к природе, которое не может обеспечить ее сохранение, устойчивое сосуществование на планете сообщества людей и природы. В современном обществе преобладает прагматизм – природу рассматривает лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам.

Исследованием установлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъектно-этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (с позиций этических норм) взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого отношения может быть с успехом решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду), а субъективный – как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы».

Важнейшим компонентом такого отношения является поступок. Формирование субъектно-этического отношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на перцептивно-эмоциональную, когнитивную и практическую сферу личности.

Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов:

— Отношение к природе поддается формированию: у школьников отношение не носит обобщенный характер – это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности.

— Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т.е. на основе знаний.

— Формирование отношений и его проявление всегда связаны с деятельностью – трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.

— Первоосновой возникновения у ребенка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами.

— Отношение к объектам и явлениям природы у школьника появляются только на основе эмоций – чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение.

— Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания.

— Отношение к природе может носить разные оттенки – бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно – правильное, экономно – бережное, характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее достижения.

Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению – это результат специальной организации педагогического процесса. В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других – подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.),

В третьих – взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными). В. Д. Сыч подчеркивает, что у школьников развивать эстетические чувства и сформировать эстетическое отношение к природе средствами телевидения можно, но все же не исключаются экскурсии в природу, живое общение с природой, восприятие ее натуральной красоты.

З.П. Плохий обращает внимание на правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе.

Большое значение имеет игра, которая вызывает положительные эмоции – ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.

Все детские психологи обращают внимание на значение эмоций в развитии детей. А.В. Запорожец подчеркивает: в нравственном воспитании имеют значение движущие мотивы поведения, поэтому необходимо, чтобы нравственные представления были понятны детям и вызывали положительный эмоциональный отклик на их обязанности.

Отношение к природе имеет разные оттенки, что связанно с направленностью воспитательно-образовательного процесса, личностными особенностями ребенка.

Экологическому подходу более других отвечает характеристика отношения как осознанно-правильного. При этом под «правильным» понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей между любым живым организмом и средой его обитания. Под «осознанным» подразумевается то, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить почему надо так поступать, или понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает.

Осознанно-правильное – это общее (базовое) отношение школьника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Красивое в природе, например с экологических позиций, рассматривается совершенно однозначно: прекрасно любое живое существо, которое находится в оптимальных (т.е. полностью соответствующих его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растет, развивается и функционирует. Им можно любоваться – это красота здорового организма, живущего в благоприятной среде. Другому (хилому, слабому из-за плохих условий) – надо сочувствовать и помогать.

Осознанно-правильное отношение к природе, являющейся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения детей к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста, развития, жизнь в сообществах.

Каким же образом метод совместной деятельности по созданию условий для растений и животных, которую осуществляют учитель и дети способствует формированию положительного отношения к природе?

Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают от учителя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить, они узнают, что каждый из обитателей получает свой, совершенно определенный, корм. В эти пояснения вкладывает конкретные, небольшого объема программные знания, многократно повторяя их в сходных ситуациях.

Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому педагог на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил словом. Действие и слово дополняют друг друга – это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. Трудовые действия взрослого и детей восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент.

Влияние на становление правильного отношения детей к природе оказывает интонация. Мягкая, ласковая, сочувствующая интонация выражает отношение самого учителя и служит для детей примером проявления чувств и заботы о питомцах.

Таким образом, положительное отношение детей к природе должно являться стержнем формируемой у них культуры взаимодействия с природой, являться важным направлением экологического образования, отражающим результат всей эколого-педагогической работы с детьми, ее конечным продуктом и показателем.

Глава 3. Проектирование экологоразвивающей среды образовательного учреждения

3.1 Проект экологоразвивающей среды МОУ «Гимназия г. Омска №4»

Во время прохождения педагогической практики в МОУ «Гимназия г. Омска №4» было проведено изучение состояния экологоразвивающей среды на территории данного образовательного учреждения. Для этого были проведены беседы с заместителем директора Петровой В.И., учителями начальных классов Смирновой В.М., Титовой С.В., а также произведен осмотр учебно-опытного участка и дан анализ его соответствия целям и задачам учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении На основании полученных данных был разработан проект экологоразвивающей среды МОУ «Гимназия г. Омска №4»

Анализ соответствия оснащения территории МОУ «Гимназия г. Омска №4»

1. Отсутствует единое ограждение забором территории МОУ «Гимназия г. Омска №4», а также «живой изгороди» по периметру.

2. К зданию ведет асфальтированная дорожка, с одной стороны которой имеются небольшие клумбы с однообразным подбором декоративных растений, что является недостаточным для формирования представлений учащихся о разнообразии этой группы природных объектов.

3. На территории МОУ «Гимназия г. Омска №4» недостаточное количество отдельно стоящих деревьев, кустарников, а также отсутствуют аллеи, рощи и другие формы посадки зеленых насаждений.

4. На территории МОУ «Гимназия г. Омска №4» отсутствуют плодово–ягодные посадки, однако учащиеся данного образовательного учреждения имеют возможность посещать МУДОД «Станция юных натуралистов», территория которой находится в непосредственной близости и где представлены некоторые виды плодово–ягодных растений.

5. На территории МОУ «Гимназия г. Омска №4» отсутствуют овощные посадки, которые также имеются в МУДОД «Станция юных натуралистов». Учащиеся школы имеют возможность посещать теплицу, расположенную на территории МУДОД «Станция юных натуралистов».

6. На территории МОУ «Гимназия г. Омска №4» много пустующего пространства, занятого сорными растениями и пригодного для оформления газонов, экологической тропы, где возможен посев разнообразных травянистых растений данной местности.

7. Территория МОУ «Гимназия г. Омска №4» располагает большой площадью, отведенной для занятий учащихся физической культурой, спортом. Она позволяет дополнить эту площадь и местом для организации игр учащихся на свежем воздухе вне уроков физкультуры, для работы с природными материалами, для общения с животными, временно содержащимися на участке.

3.2 План и макет школьного учебно-опытного участка

Для конкретизации проекта экологоразвивающей среды МОУ «Гимназия г. Омска №4» разработан примерный план школьного учебно–опытного участка

Кроме этого изготовлен макет учебно–опытного участка и даны рекомендации по его оснащению.

Рекомендации по оснащению учебно–опытного участка МОУ «Гимназия г. Омска №4»

1. По периметру участка вдоль забора высадить древесные и кустарниковые растения для создания «живой изгороди», которая будет защищать территорию от шума близлежащей дороги, от выхлопов автомобильного транспорта и других неблагоприятных воздействий.

2. Увеличить количество цветников, площадь газонов, оформить партер, рабатки вдоль асфальтированной дорожки у входа в здания образовательного учреждения.

3. Заложить на пустующей территории хвойный бор, березовую рощу, аллею из древесных пород данной местности.

4. Совместно с МУДОД «Станция юных натуралистов» разнообразить подбор плодово–ягодных растений и заложить плодовый питомник. Возможна установка ульев в удаленной части территории МУДОД «Станция юных натуралистов».

5. Совместно с МУДОД «Станция юных натуралистов» разнообразить подбор овощных растений и заложить парники.

6. Совместно с МУДОД «Станция юных натуралистов» оформить экологическую тропу в соответствии с имеющимся проектом с целью расширения представлений учащихся о лекарственных и об охраняемых травянистых растениях данной местности.

7. Рядом с имеющейся спортивной площадкой оформить игровую площадку, оснастив ее игровым оборудованием, местом для игр с природными материалами (песком, глиной, галькой, водой, льдом), а также заложить мини водоем.

8. Оснастить место для работы учащихся с природным материалом, место для временного содержания животных. Для привлечения птиц в течение всех сезонов установить «птичий столб».

Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к заключению о том, что важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты оказывают или могут оказывать развивающее воздействие на ребенка. Предметная среда, воздействующая на чувства, эмоции, психику ребенка участвует тем самым в формировании его личности. Успешность обучения, воспитания и развития детей, их благополучное эмоциональное состояние связаны с созданием благоприятной обстановки, развивающей среды.

Создание учебно-опытных участков помогает эффективной реализации задач по всестороннему развитию личности школьника. Учебно-опытный участок способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые получают дети на участке, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширить и углубить знания, полученные на уроках. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебно-опытном участке обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. На участке постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувств и действий. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждённой личности. Работа на участке помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дети постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе и своей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие детей в улучшении общего состояния природы на территории образовательного учреждения.

Создание учебно-опытного участка помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на участке, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации образовательного процесса на учебно-опытном участке.

6. Грецова В.Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней. – М., 1969

17. Маркова Т.А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности школьников. – СПб., 1999.

20. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе-М.: Новая школа, 1993.

22. Новоселова С.А. Развивающая и предметная среда. – М., 1995.

24. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка школьного учреждения.- М., 1988.

27. Саморукова П.Г. Роль деятельности и руководство ею в развитии наблюдения. – Л., 1968

30. Сыч В.Д. Воспитание эстетического отношения к природе. – М., 1979

35. Экологическое образование / под ред. В.И. Данилова – Данильяна, С.Н. Глазачева, Р. Лоба. – М., 1997.

36. Ягодин Г.А., Третьякова Л.Г. Проблемы экологического образования. – Казань, 1990.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *