Что важнее урегулировать конфликт между двух субъектов или разрешить спор по существу
Как управлять конфликтами и разрешать их
Выбрать правильную стратегию, выслушать все стороны, сохранять спокойствие
Конфликт — это столкновение двух и более людей из-за несовместимости интересов, потребностей или ценностей. Конфликты возникают постоянно, и их не надо бояться. В психологии считается, что конфликт — это один из способов развития отношений, и у него есть много полезных функций.
Чем полезен конфликт
Разрешение противоречий
Например, ваш друг постоянно опаздывает, и его приходится подолгу ждать. Пока вы не заявляете о своём недовольстве, он будет думать, что всё в порядке. Если вы скажете, что вам это не нравится, возникнет конфликт. В результате обстоятельства изменятся: либо вы перестанете ждать непунктуального товарища, либо он научится уважать ваше время.
Чтобы противоречия разрешились благополучно, желательно выявить их как можно раньше. Как правило, чем быстрее случился конфликт — тем лучше.
Глубина отношений
Когда люди сближаются, рано или поздно у них найдётся повод для несогласия. Выражая несогласие и разрешая возникший после этого конфликт, люди узнают друг друга лучше, и отношения углубляются. Если же вы стремитесь всегда быть хорошим и не показывать своего недовольства, взаимодействие остаётся поверхностным.
Ясность
Зачастую именно в конфликте человек чётко осознаёт, что нужно ему, а что оппоненту. Кроме того, в конфликте легче понять самого себя. Например, узнать — вы за или против толерантности, как вы относитесь к несправедливости и так далее.
Поддержка
Конфликт помогает находить друзей и союзников. Например, одноклассник исподтишка дразнил вас, и этого никто не замечал. Когда же вы открыто возмутились и потребовали прекратить, оказалось, что он доводил не только вас. Теперь, объединившись, вы можете вместе противостоять агрессору.
Однако любой конфликт принесёт не пользу, а вред, если его запустить. Порой эмоции достигают такого накала, что восстановить мир очень трудно либо стороны переходят к насильственным методам. Бывает, что конфликт приносит большие моральные и материальные потери. Например, вы узнаёте, что человек, которому вы доверяли, вас обманывает. Но если правильно действовать во время конфликта, этого можно избежать.
Как вести себя во время конфликта
Сотрудничество
Это наиболее эффективный стиль поведения в конфликте. Он же требует самых больших усилий от участников. Подразумевается, что стороны отстаивают свои интересы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение.
Компромисс
В отличие от сотрудничества, при компромиссе каждый участник отказывается от части своих интересов и потребностей, чтобы прийти к согласию. Например, вы с другом выбираете, как провести выходной: он хочет в музей, а вы в кино. После обсуждения вы решаете пойти на интерактивную выставку. Вы оба отказались от своих планов и выработали компромиссный вариант.
Уклонение
Уклонение, как и приспособление, — не лучший стиль поведения в конфликте. Вы не решаете проблему, не взаимодействуете с другими и не получаете новый полезный опыт.
Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:
🙄 Проблема не настолько важна,
чтобы тратить силы на её разрешение.
Например, вам не важно, в чём ехать за город. Мама настаивает на спортивной куртке с капюшоном — и вы не спорите.
😶 Вы не планируете продолжать отношения с человеком. Это касается конфликтов с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, спора с учителем, который пришёл на замену.
Вам не придётся дальше взаимодействовать с ними, и проще уклониться от конфликта, чем начинать его.
Приспособление
Приспособиться — это действовать совместно с другой стороной, но не отстаивать свои интересы в целях сохранения мира.
Этот стиль эффективен в двух случаях:
😒 Исход дела не очень существенен для вас, но очень важен другой стороне.
Например, подруга просит пойти с ней на дискотеку: туда придёт одноклассник, который ей нравится. Вам не очень интересно такое времяпровождение, но вы соглашаетесь, ведь ей это важно.
😬 Вы сознательно жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, чтобы выразить свои чувства и расположение.
Например, сестра проиграла в конкурсе, и вы решаете уступить ей своё новое платье. Так вы заботитесь о ней.
В остальных случаях приспособление обычно приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой, перестаёт получать удовольствие от общения или начинает злиться. Часто в таких случаях конфликт всё равно возникает, но по менее важным поводам. Чтобы этого не происходило, стремитесь к сотрудничеству или компромиссу.
Правила разрешения любого конфликта
Задайте два вопроса:
«Чего хотят участники конфликта?» и «Почему они этого хотят?»
За целями в конфликте всегда стоят определённые потребности. Например, одноклассник пытается списывать у вас на контрольных, а вас это бесит. Его цель — получить хорошую оценку, но его потребность — не чувствовать себя хуже других, отстающим. Поняв это, вы вместе сможете найти устраивающее обоих решение: дадите ему списать или поможете подтянуть предмет.
Техники разрешения конфликта
Я-высказывание
Состоит из трёх частей:
Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает. Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях.
Постепенное снижение напряжённости
Техника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества.
Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же.
Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать.
Посредник
Для разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей. Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как урегулировать все аспекты правовых споров
Как урегулировать все аспекты правовых споров
Урегулирование правовых споров
Конфликты, которые проистекают из норм права, требуют юридически грамотного разбирательства, а не обыкновенной ругани между сторонами. В современной практике разрешения существующих проблем в правоотношениях особое место уделено урегулированию правовых споров – комплексной и крайне важной процедуре.
Какие правовые споры можно урегулировать?
Фактически любой юридический конфликт требует аналогичного юридического решения. Именно поэтому урегулированию могут подлежать все разновидности споров:
Разногласия встречаются во всех отраслях, от споров по наследственным правам и разделу имущества при разводе до выселения гражданина из квартиры и получения компенсации за причинение вреда. И все указанные конфликты решаются правовыми средствами, указанными в законодательстве и выведенными юридической практикой.
Нетрудно догадаться, что наиболее верное решение проблемы достигается только при участии компетентных юристов, которые знают, какие возможности и опции предоставляет современное законодательство и как нужно правильно применять имеющиеся инструменты.
Какие способы урегулирования правовых споров существуют?
В юридической практике на данный момент существует большое количество методик по разрешению правовых разногласий. Наиболее распространены следующие способы:
Каждый из способов имеет как достоинства, так и недостатки. Некоторые типы конфликтов, к слову, можно разрешить только некоторыми методиками (к примеру, уголовное преступление бессмысленно регулировать через переговоры). Стоит рассмотреть каждый из вариантов, чтобы при возникновении правового спора выбрать правильный способ.
Переговоры как вариант урегулирования правовых споров
Все начинается с переговоров. Существуют строгие требования к организации общения между сторонами конфликта, которые включают взаимное уважение и необходимость обосновывать свою точку зрения. Переговоры по правовым спорам в обязательном порядке должны основываться на букве закона и юридических доводах. Не получится просто настаивать на неправоте противоположной стороны разногласия – необходимо опровергать имеющиеся аргументы и приводить доказательства собственной позиции.
Именно поэтому при ведении переговоров рекомендуется обращаться к компетентным представителям, которые на практике применяют переговорную технику. Только на основе юридической грамотности и аргументированности своей позиции можно добиться результата и прийти к взаимовыгодному решению.
Несмотря на то, что переговоры во время юридических конфликтов должны основываться на нормах закона, данная форма сама по себе не является законодательно закрепленным способом урегулирования проблемы. Однако на практике это полноценная методика, которая используется с давних времен.
Претензионное урегулирование правовых споров
Современным законодательством предусмотрена «усовершенствованная» форма переговоров – претензионный порядок. В рамках указанной формы одни из сторон конфликта оформляет особый документ – претензию, и направляет его в адрес нарушителя. Таким образом, претензионный порядок, как правило, используется в разногласиях, которые вызваны нарушением пунктов соглашений со стороны конкретного участника правоотношений. Примеры:
В указанных ситуациях есть нарушитель и потерпевшая сторона. Претензионный порядок подразумевает выставление конкретных требований в адрес нарушителя. К примеру, гражданин приобрел некачественный товар, или контрагент недопоставил нужное количество продукции. Речь идет про гражданско-правовые споры, и претензионный вариант урегулирования является одним из самых распространенных способов их разрешения.
Ключевое значение будет иметь претензия, которая должна содержать следующую информацию:
К претензии прилагаются доказательства и основания для выставления требований (на практике таковыми выступают договоры). От содержания документа будет зависеть эффективность регулирования разногласия. По этой причине рекомендуется заручиться поддержкой компетентного юриста, который владеет техникой составления претензии и знает, как нужно подавать данный документ нарушителю договорных обязательств.
В гражданских правоотношениях претензионный порядок является крайне распространенным вариантом разрешения конфликтов. Во многом это связано с соответствующим законодательным закреплением отправления претензии нарушителю как обязательного условия перед судебным разбирательством.
Судебное разбирательство
Судебное разбирательство традиционно является основным и наиболее эффективным способом урегулирования правовых споров независимо от их типа. Через рассмотрение дела судом можно:
И это – лишь небольшая часть правовых ситуаций, которые разрешаются судебной инстанцией. Для того, чтобы использовать данный вариант урегулирования спора, нужно соблюсти строгий порядок. В первую очередь это касается составления особого типа заявления. В большинстве случаев речь идет про исковое заявление, но при обжаловании или приказном производстве составляются иные документы.
Заявление в суд имеет четкую структуру и включает обязательные части. Само содержание должно включать следующие сведения:
В отличие от претензии, исковое заявление должно быть детально изложено и составлено в правильной форме. В противном случае суд не примет документ и потребует исправить существующие ошибки. Цена ошибок, таким образом, здесь гораздо выше. В современной практике уже принято за норму, что оформлением иска занимается юридический представитель, а не сам истец (или ответчик – в случае возражений). Только юрист владеет в совершенстве техникой составления искового заявления и знает особенности его подачи и принятия. Это главная причина того, что перед обращением в суд необходимо обратиться за поддержкой к компетентному специалисту.
Но составление иска – еще половина успеха. В ходе судебного разбирательства будут составляться ходатайства, привлекаться третьи лица, собираться доказательства и организовываться прения между сторонами спора. Во всех указанных процедурах без юридической поддержки не обойтись. Из практики уже давно известно, что в разбирательствах выигрывает та сторона, которая своевременно обратилась за помощью к юристу, а не пыталась в гордом одиночестве составлять иск и собирать доказательства.
Помимо классических вариантов урегулирования конфликтов на основе права, на практике и в законодательстве также присутствуют и альтернативные способы разрешения юридических разногласий.
Медиация
Медиация как особая форма урегулирования правовых споров появилась в России сравнительно недавно, но за короткий промежуток времени обрела своих сторонников. В отличие от традиционных способов разрешения юридических конфликтов, медиация основывается не на правовых позициях сторон, а на удовлетворении их истинных интересов.
Медиация организуется в добровольном порядке. В рамках данной процедуры действует равноправие сторон. При этом сам медиатор не принимает непосредственного участия в разбирательстве и не навязывает верное решение участникам разногласия. Особенно актуальна медиация при наличии следующих факторов:
В указанном плане медиация очень схожа с переговорами, но сама процедура организуется компетентными специалистами. Главная цель – добиться взаимовыгодного решения разногласия и при этом сохранить прежние правоотношения. В этом медиация выгодно отличается от судебного разбирательства, которое фактически ставит крест на будущем сотрудничестве между участниками спора.
Третейский суд
Второй альтернативный способ урегулирования правового спора – это организация третейского суда. В отличие от медиации, в рамках третейского разбирательства ищется не компромисс и примирение сторон, а правота. Проводится полноценное рассмотрение дела с состязанием сторон – это ключевая разница между двумя указанными методиками. Участники разбирательства должны предоставлять доказательства и доводы собственной правоты, чтобы добиться положительного решения со стороны привлеченного третейского суда.
Решение третейского суда также является не гражданской сделкой, а полноценным актом, который не получится оспорить в обычном порядке. Третейские судьи назначаются самими сторонами по соглашению, но сам судья независим от участников конфликта. Таким образом, данная форма урегулирования юридических разногласий является аналогом судебного разбирательства, но в сфере гражданских правоотношений. Разрешить уголовное дело, разумеется, в рамках третейского рассмотрения не получится.
Привлечение третейских судов на практике получило хорошую поддержку в предпринимательстве. Споры между коммерческими организациями и бизнесменами разрешаются либо в арбитражном суде, либо в третейском. Медиация же, напротив, больше подходит для физических лиц (граждан).
Получение юридического заключения
В некоторых случаях правовой спор можно разрешить гораздо проще, чем кажется – необходимо лишь получить компетентное заключение от юриста. Данная методика урегулирования разногласий фактически встречается повсеместно, но она никак не афишируется. Дача авторитетного экспертного мнения по конкретному вопросу может стать поворотным пунктом во всем конфликте. И к данному способу прибегает большое количество сторон.
Эффективность и польза получения юридического заключения всецело зависит от привлеченного эксперта. Важно обращаться к проверенным специалистам, которые разбираются в волнующих вопросах и способны дать объективно правильное решение.
Партнер24: компетентное урегулирование правовых споров
Юридическая служба «Партнер24» уже много лет занимается урегулированием правовых споров. Мы работаем как во благо граждан, так и в интересах организаций. Среди наших клиентов – как обычные должники и кредиторы, так и предприниматели. К нам обращаются, потому что мы предоставляем для клиентов следующие преимущества:
Наша задача – дать полное и ясное изложение норм права, которые относятся к вашей конфликтной ситуации. Мы сделаем все возможное для того, чтобы разногласие не повлекло за собой нежелательных последствий.
Если вы не можете прийти к общему согласию со своим кредитором, контрагентом или партнером, то обращайтесь в «Партнер24». Мы знаем, как нужно правильно и быстро закрыть все волнующие вопросы и исчерпать конфликт с соблюдением ваших интересов.
Почему суд — это плохо
От урегулирования споров до независимого арбитража
Хотите узнать, как избежать и решить проблемы? Узнать оптимальный алгоритм действий, чтобы вы обрели внутренний покой и умели контролировать свою жизнь. Чтобы умели обезопасить себя, свое личное имущество, бизнес, а поэтому иметь дополнительное свободное время и сбереженные деньги, которые могли быть потрачены на решение проблем.
Первые необходимые действия для предотвращения возможных проблем
В своих делах, даже личных и домашних, позаботьтесь о вариантах решения возможных проблем, а для этого:
Последовательность стадий по разрешению проблем такова, как я изложил ее только что. От одной стадии следует переходить к следующей, если предыдущая исчерпала свои возможности и стала бесполезной. Иначе вас ждут энергетические, временные и финансовые затраты.
Основные стадии разрешения проблем
Переговоры — как стадия урегулирования
Переговоры начинайте и проводите самостоятельно, а если не дают результата, то привлекайте медиатора, и в последнюю очередь пытайтесь урегулировать спор в стадии судебного производства вашего дела путем заключения мирового соглашения.
Помните, что результатом переговоров должно быть письменное соглашение об урегулировании спора, иначе договоренности могут быть бесполезны. Помните о юридических последствиях и значимости письменных доказательств!
Почему суд — это плохо
В качестве представителя стороны спора я всегда стараюсь не доводить дело до рассмотрения в суде и пытаюсь разрешить проблему без обращения в суд. Суд — это крайняя и не желательная стадия разрешения проблем, которая свидетельствует о том, что стороны исчерпали все возможности для урегулирования спора. Это означает, что проблема значительная, требующая властного разрешения независимой стороной.
Надо понимать, что обратившись в суд за разрешением спора, стороны утрачивают инициативу влияния на разрешения своей проблемы и уступают ее суду. В суде инициатива переходит к судье независимо от степени активного участия сторон в споре и только от него зависит результат по вашему делу.
Разрешение спора в судебном порядке является лишней и затратной частью решения проблем спорщиков и я всегда рекомендую по возможности избегать судебную стадию, не обращаться в суд.
Самое важное в судебной стадии решения проблем
Но если уж не получилось урегулировать спор с оппонентом и вы вынуждены обратиться в суд, необходимо знать и понимать как и в какой суд обращаться, почему именно туда и какой результат вы можете ожидать от своих действий.
Формально такая стадия разрешения проблем называется судебным способом защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. По закону такую защиту вправе осуществлять только суд или арбитражный суд, или третейский суд.
Из правовой принадлежности предмета вашего спора вытекает его подведомственность и подсудность. То есть, определяется гражданский, арбитражный или административный порядок рассмотрения будет применим к разрешению вашего спора, определено место и уровень суда.
Это все формальные и вторичные, на мой взгляд, свойства судебного этапа решения проблем.
Главное свойство, на что следует обратить особое внимание — кто судья!
Критическая проблема государственного суда
Доверие суду — это ключ ко всему правосудию, без которого оно невозможно!
Внимание! Решить проблему доверия суду возможно только одним способом — выбрать судью для своего спора! Но такой возможности в государственных судах не имеется по закону…
Почему арбитраж — это правильно и целесообразно
Государством законодательно закреплена возможность избирать сторонами суд для своего спора по гражданским делам. Спорить в таком суде могут физические лица друг с другом, физические лица с юридическими, а также юридические лица между собой.
Понятно, что арбитр является основной фигурой третейского процесса. Утратив доверие, он утратит его безвозвратно, чем исключит себя из числа возможных арбитров по другим делам между этими же сторонами споров.
Согласитесь, что это мощная мотивация оставаться порядочным, честным и справедливым арбитром! Это, если хотите, своеобразная мера ответственности за свои решения, в отличие от государственных судей, которые за качество решения не несут никакой ответственности.
В арбитраже, в случае избрания судьи, для дела не имеет значения, какая сторона предложила его кандидатуру, важнее, чтобы обе стороны спора доверяли этому судье.
Выбор судьи — это главное достоинство независимого арбитража!
Компетенция третейского разбирательства (арбитража)
При всей очевидной привлекательности и выгоде рассмотреть спор в таком негосударственном суде, вы не сможете это сделать, если ваш спор по закону не подлежит рассмотрению в третейском суде.
Законодатель обозначил пределы компетенции третейского суда и спорщики должны об этом знать, чтобы принять правильное решение о передаче дела на рассмотрение в государственный суд или в третейский.
Не всякий спор может быть передан на рассмотрение в независимый арбитраж, а только вытекающий из гражданских правоотношений (устных и письменных договоров). К таким правоотношения относятся:
P.S. В том числе по этой причине в начале статьи я советовал все сделки оформлять письменными договорами и обязательно оговаривать в них способ разрешения споров. Это необходимо для формирования доказательств и для передачи возможных споров на разрешение в третейский, а не только в государственный суд!
Согласно процессуальному законодательству не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда:
Эта информация определяющего свойства, для понимания самой возможности третейского суда рассматривать ваше дело!
Полную информацию по каждой позиции этого списка вам предоставит юридический специалист, специализирующийся на таком способе разрешения проблем своих клиентов.
Что делать сейчас, как поступать
Сейчас я уже не буду описывать алгоритм действий по подготовки к переговорам, к суду, не буду описывать процесс рассмотрения дела в третейском суде и действия по исполнению вынесенного решение арбитража. Подробный алгоритм этих действий я опишу отдельно.
Но уже сегодня вы можете подбирать себе авторитетного человека, способного разрешить ваши, имеющиеся или будущие споры, и даже если еще нет предпосылок к ним.
Важное! Ваш человек, которого вы хотите видеть своим арбитром, должен соответствовать требованиям закона:
Мои рекомендации для практического применения
ВНИМАНИЕ! Уже сейчас вы можете начать претв орять в жизнь мои советы, можете спросить у меня детали все этапов разрешения проблем. Я совершенно бесплатно подробно подскажу оптимальный алгоритм ваших действий и дам другие полезные советы!
Помните, проблемы имеют свойство появляться незаметно и возникать внезапно, разрушая спокойствие и создавая трудности для их обладателя, принося убытки, расходы. Профилактируйте проблемы!
Если мой сайт РОСТОВСКИЙ АДВОКАТ Вы считаете полезным и он может еще пригодиться в жизни, оставьте его в закладках или поделитесь им с друзьями. И не забудьте получить мой бесплатный СПРАВОЧНИК КЛИЕНТА.