Что важнее усвоение экологических знаний или выработка отношения к природе могут ли
Развивающая экологическая среда
Понятие технологии экологического образования как экологического непрерывного процесса образования дошкольников, процесс воспитания и развития ребенка. Порядок обследования при наблюдении за живым объектом. Этапы организации дежурства по уголку природы.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.10.2013 |
Размер файла | 26,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Дайте определение понятиям «Развивающая экологическая среда», «Технология экологического образования»
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
Прогулка на природе
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
1.Выбрать правильный ответ:
Отберите ответы, характеризующие задачи экологического воспитания дошкольников:
— развитие основных видов деятельности детей в процессе экологического образования: игровой, трудовой, познавательной;
— формирование у дошкольников понимания идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе;
2.Выбрать правильный ответ:
Цель экологического воспитания дошкольников.
Закончите утверждающее высказывание.
« Главная экологическая идея воспитания детей дошкольного возраста: любой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством живого организма ( живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды.
4.Установите правильный порядок обследования при наблюдении за живым объектом:
— органы, находящиеся на разных частях тела животного
— качественная характеристика объекта ( цвет, покров, форма, величина и т.д.)
5. Установите правильный порядок этапов организации дежурства по уголку природы в старшем возрасте:
— практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий для жизни обитателей уголка природы;
— осмотр обитателей уголка природы и выявление их самочувствия и недостающих компонентов жизненно важных условий;
— кратковременное наблюдение за животными во вновь созданных благоприятных условиях.
3. Изучите концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой и проанализируйте по вопросам
1. Сколько разделов в Концепции и как они называются? Какие ведущие идеи они в себе несут?
С.Н. Николаева в концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста выделила 4 раздела.
В первом разделе «Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников» автор определил цель и задачи экологического воспитания дошкольников, содержание экологических знаний детей.
2. Что составляет сущность экологического воспитания детей? В чем заключается его содержание?
Содержание экологических знаний включает:
— связь организмов со средой обитания, приспособленность к ней;
— многообразие живых организмов, сообщества живых организмов;
— человек как живое существо, среда его обитания;
— использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;
— охрана и восстановление природных богатств.
3. Каковы цель и задачи экологического воспитания?
Под формированием начал экологической культуры С.Н. Николаева понимает процесс становления осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.
Задачи экологического воспитания:
— создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
— создать в ДОУ условия, обеспечивающие педагогический процесс экологического воспитания;
— создать условия для повышения квалификации педагогов;
— совершенствовать методы и формы экологической пропаганды среди родителей;
— осуществлять систематическую работу с детьми в рамках той или другой технологии по экологическому воспитанию;
— осуществлять мониторинг уровня экологической культуры детей дошкольного возраста.
4. Что важнее: усвоение экологических знаний или выработка отношения к природе? Могут ли категории «знания» и «отношение» обойтись друг без друга?
5. Что входит в понятие «показатели экологической воспитанности детей»?
Экологическая воспитанность включает:
— отношение к миру природы,
Экологическая воспитанность реализуется через следующие аспекты:
— познавательный (ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе);
— эстетический (внешние, сенсорные качества явлений, оценочные суждения;
— гуманистический (сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи).
6. Почему воспитатель должен стать носителем экологической культуры? Что составляет ее содержание?
1) понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;
2) профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;
3) общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
7. Какие методы являются значимыми в экологическом воспитании детей? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?
В экологическом воспитании С.Н. Николаева выделила следующие методы: совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ, наблюдение, моделирование, восприятие произведений искусства, словесные методы. Данные методы отличаются тем, что они направлены на формирование экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор описывает особенности каждого метода. Особое внимание уделяется наблюдению и моделированию (работа с календарем).
8. Какое значение для экологического воспитания детей имеет система управления? Каковы организация и управление этим процессом в ДОУ?
Для экологического воспитания детей важное значение имеет реализация функций каждого структурного уровня системы управления.
На федеральном уровне разрабатываются программы, методические материалы, практические материалы.
На республиканско-областном уровне осуществляется повышение уровня экологической культуры различных специалистов дошкольного воспитания, методическая поддержка инициативы по внедрению существующих и созданию новых программ экологического воспитания, открытие экспериментальных площадок.
На районно-городском уровне осуществляется координация усилий отдельных учреждений и создание комплектов непрерывного экологического образования (общеобразовательные школы, станции юных натуралистов, дома творчества). Другой важной задачей районно-городского отдела образования является подготовка дошкольных учреждений к аттестации.
На уровне дошкольного учреждения осуществляется:
1) организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
2) накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
3) проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения;
4) пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей;
5) установление связей с учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по экологическому образованию.
В ДОУ процесс управления экологическим образованием осуществляет заведующая ДОУ, которая ставит задачи, координирует связь с внешними учреждениями, создает атмосферу всеобщей заинтересованности в работе.
Непосредственно процесс экологического воспитания осуществляют воспитатели групп и (или) эколог. Корректируя работу учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который остается главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.
В работе экологического воспитания участвуют и другие специалисты. Медсестра следит за поддержанием гигиенических нормативов среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным работником формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни.
Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизнь личностно-ориентированного стиля взаимодействия взрослых с детьми и их родителями. Вместе с методистом психолог руководит регулярно проводимой диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяет скорректировать работу всего учреждения.
Музыкальный руководитель вместе с руководителем изодеятельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию экологического направления.
4. Изучите тему «Современные программы экологического образования дошкольников» и составьте таблицу «Сравнительный анализ программ экологического образования»
Сравнительный анализ программ экологического образования
«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
«Юный эколог» С.Н. Николаевой
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
— максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;
— творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
— единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
— соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности
Цели и задачи подпрограммы «Экологическое воспитание дошкольников»:
— формирование осознанно-правильного отношения детей к природе посредством чувственного ее восприятия, живое общение с растениями и животными;
— расширение и дополнение тех впечатлений, которые ребенок получает от контакта с природой;
— создание «экологического пространства».
Задачи подпрограммы «Повышение квалификации педагогов ДОУ»:
— формирование в сознании педколлектива значимости проблем экологии;
— освоение педколлективом содержания, форм и методов экологического воспитания детей;
— освоение воспитателями технологий экологического воспитания детей
1.1. Мироздание (вселенная)
2. Многообразие растений и их связь со средой обитания
2.1. Комнатные растения
2.2. Растения на участке детского сада
3. Многообразие животных и их связь со средой обитания
3.1. Обитатели уголка природы
3.2. Домашние животные
3.3. Перелетные и зимующие птицы
4. Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания
5. Жизнь растений и животных в сообществе
5.1. Лес как экосистема
Тайга как экосистема
Тропический лес как экосистема
5.2. Пруд, озеро, река как экосистема
Море как экосистема
5.3. Луг как экосистема
Степь как экосистема
6. Взаимодействие человека с природой
6.2. Как человек использует природу
6.3. Как человек охраняет природу
В каждой возрастной группе выделены частные задачи и содержание наблюдений
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Содержание программы основывается на чувствительном восприятии детьми природы (триада «вижу-слышу-осязаю»), эмоциональном взаимодействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Получив знания, ребенок формирует умения применять эти знания на практике
Организованная образовательная деятельность: игры дидактические, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач; чтение и обсуждение произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
беседы социально-нравственного содержания, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование
Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ;
Метод моделирования (работа с календарями природы)
Знакомство с изо продукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы. Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми;
Словесно-литературный метод: диалог (разговор, обсуждение), монолог (рассказ воспитателя, чтение книг), беседа
5. Составить конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия) по ознакомлению с экосистемами в любой возрастной группе
экологический образование природа дошкольник
Тема: Мой любимый цветок.
Образовательные задачи: создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов ухода за разными растениями.
Развивающие задачи: формировать наблюдательность, внимание, экологическое мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, желание заботиться о растениях.
Речевые задачи: формирование умения составлять рассказы-описания.
Словарная работа: фиалка, комнатные растения.
Оборудование: комнатные растения.
— Труд в уголке природы.
— Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений.
— Рассматривание схем способов ухода.
— Беседы с детьми об их любимом комнатном растении.
Организационный момент (приветствие, объяснение темы занятия).
1. Игровой сюрпризный момент.
Дети рассматривают фиалку.
В гости приходит сказочный персонаж и приносит детям кактус; говорит, что купил в магазине елку. Дети объясняют, что это комнатное растение, которое называется «кактус».
2. Составление рассказа-описания.
3. Игра «Кому что нужно?».
Детям предлагаются карточки, необходимо выбрать, что нужно для роста и развития растений (вода, воздух, свет, тепло).
4. Исследовательско-поисковая деятельность.
Задание. Определить состояние почвы (сухая, мокрая, рыхлая). Дети сами определяют, что необходимо сделать: полить, порыхлить, поставить на свет и т.п.
5. Игра «Как выросла фиалка».
Дети на мольберте или фланелеграфе выкладывают последовательность выращивания фиалки (листик поставить в воду, с корнем, посадить в маленькую емкость с землей, детки рассадить в маленькие стаканчики, подросшее растение посадить в горшок). Сказочный персонаж благодарит детей за помощь, и дети дарят ему листик фиалки.
— Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
6. Спроектируйте план кратковременного наблюдения на прогулке за объектом неживой природы в подготовительной к школе группе в летний период
1. Название наблюдения: «Роса».
Образовательные задачи: познакомить детей с таким природным явлением, как роса.
Развивающие задачи: формировать наблюдательность, интерес к неживой природе.
Воспитательные задачи: воспитывать умения работать в группе.
Словарная работа: роса.
3. Оборудование: растения на участке.
4. Методические приемы
Почему трава влажная?
Что это за влага и откуда она взялась?
Что это за явление? (Роса)
Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками).
В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов)
В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе).
А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).
б) Дополнительные приемы: художественное слово; игра, близкая по содержанию, опыты, продуктивная деятельность, пение песенки, трудовые действия.
— Что такое роса и чем она полезна?
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студ. сред. И высш.пед.учеб.заведений.- М.:Академия, 1999.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Способы определения психолого-педагогических основ экологического образования детей дошкольного возраста. Характеристика методики использования игр как средства экологического образования дошкольников. Анализ задач экологического воспитания дошкольников.
курсовая работа [67,0 K], добавлен 23.01.2014
Проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Значение природы как универсальной ценности. Задачи и содержание экологического образования в дошкольном возрасте. Изучение опыта педагогов-новаторов в решении проблемы экологического воспитания.
реферат [25,6 K], добавлен 10.10.2015
Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе. Экологическая культура, ее проявления и задачи. Цели и результат экологического образования дошкольников. Учебно-тематический план по программе «Берёзка».
курсовая работа [66,8 K], добавлен 13.06.2014
Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников.
курсовая работа [59,3 K], добавлен 23.08.2013
Историческое становление экологического воспитания дошкольников. Место этого направления в дошкольной педагогике. Современное состояние методики экологического образования. Структурно-функциональная модель преподавания в системе современного ДОУ.
курсовая работа [48,3 K], добавлен 19.01.2016