Что важнее всего в гонках
За кого болеть в «Формуле-1», если вы ничего не понимаете в гонках
В эти выходные в австралийском Мельбурне стартует новый сезон «Формулы-1». Нас ждут новые болиды, новые правила, новые пилоты и, возможно, новые лидеры – самое время присоединиться к миллионам болельщиков по всему миру и начать смотреть гонки.
Если вы просто давно не следили за «Ф-1» и слегка потерялись в том, что произошло за последнее время, вас спасет небольшой гид по главным изменениям в серии.
Но что делать, если вы совсем ничего не понимаете в автоспорте? Ниже – детальная инструкция.
Что нужно знать о гонках
Прежде чем выбрать, за кого болеть в «Формуле-1», важно слегка подтянуть теоретические знания.
Как определяется победитель в гонке и чемпионате?
Чемпионат мира (сезон) разбит на два десятка этапов – Гран-при. В каждом Гран-при пилотам необходимо проехать по трассе на своих машинах дистанцию в 300 км, однако поскольку трассы закольцованные и короткие (от 3 до 6 км в длину), дистанция разбивается на круги. В результате – в зависимости от длины трека – каждая гонка состоит из 40-80 кругов.
Кто быстрее всех преодолеет дистанцию Гран-при, будет объявлен победителем этапа и получит 25 зачетных очков. Кроме победителя очки получат еще девять финишировавших следом спортсменов (схема распределения очков в топ-10: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1).
После каждого этапа заработанные очки суммируются, и в конце сезона чемпионом мира будет объявлен пилот с наибольшим числом зачетных баллов.
Команды – что важно о них знать?
Несмотря на престижность зачета пилотов, следует помнить, что «Формула-1» – командный (и технический) вид спорта. Болиды, на которых выступают гонщики, создаются усилиями сотен людей (на базе одной конюшни может работать от 200 до 600 сотрудников).
Всего в чемпионате мира выступает 10 команд, и каждая может подписать контракты только с двумя пилотами. Очки, которые зарабатывают гонщики одной команды, суммируются и идут в командный зачет (Кубок конструкторов) – по итогам чемпионата мира самые успешные конюшни получат наибольшее количество призовых.
Команды не равны – есть богатые и бедные, заводские и частные, есть те, где работают очень талантливые сотрудники, а есть такие, где трудятся просто хорошие ребята. Некоторые конюшни поддерживаются крупными автопроизводителями («Мерседес»), а другие существуют на деньги, заработанные только в гонках («Заубер»).
Считается, что чем богаче и крупнее конюшня, тем больше вероятность, что она создаст хорошо проработанную, быструю машину (но так бывает не всегда), с которой можно бороться за чемпионское звание.
Что важнее: талантливый гонщик или быстрый болид?
Быстрый болид. Эксперты считают, что в достижении успеха соотношение между болидом и пилотом составляет примерно 80/20. То есть, если за руль самой медленной машины сядет лучший гонщик – он вряд ли доберется до больших очков и уж тем более не финиширует в тройке лучших.
Однако таланты пилотов начинают проявляться, если болиды разных команд примерно равны по скорости. В таком случае действительно важно, насколько хорош спортсмен.
Зачем проводят практики и квалификацию?
Гонка – это кульминация Гран-при, однако прежде чем сесть в болид и поехать к финишу, командам и пилотам необходимо потренироваться и подобрать настройки для машины. Для этого перед каждым этапом проводят три тренировки (практики) – их транслируют по телевидению, однако если вы только-только начали следить за «Формулой-1», смотреть их необязательно (более того, они могут вас запутать, ведь команды тренируются с разным количеством топлива в баках и демонстрируют разную скорость).
А вот квалификацию смотреть нужно: во-первых, во время этой сессии определяется стартовый порядок; во-вторых, по ее итогам становится понятно, кто насколько быстр.
Формат квалификации очень простой: сессия разбита на три сегмента, в каждом пилоты выезжают из гаражей (боксов) и проезжают быстрый круг (или несколько кругов). Чем быстрее гонщик проедет круг – тем более высокое место он займет в протоколе. После каждого сегмента пилоты на последних местах отсеиваются и прекращают борьбу, времена сбрасываются, а оставшиеся гонщики все повторяют сначала.
В последние минуты 10 гонщиков выявляют лучшего. По результатам квалификации определяется стартовый порядок – лучшие стартуют впереди, худшие – последними. В день гонки все болиды будут выстроены на стартовой решетке парами друг за другом.
Для чего нужны пит-стопы?
Болид «Формулы-1» может проехать 300 км на одном комплекте шин, но для этого резину придется экономить и ехать медленно. Однако поскольку командам на Гран-при выделяется несколько комплектов покрышек, по ходу гонки пилоты атакуют, а когда покрышки изнашиваются – заезжают за новыми в боксы.
Вот два самых простых примера, показывающих, насколько важны пит-стопы:
1. Один из гонщиков из середины пелотона совершает дополнительную остановку в боксах, выезжает на свежих шинах, а затем летит по трассе с небывалой скоростью. Он наверняка догонит группу более медленных машин, разберется с ними и вырвется вперед.
2. У многих пилотов стерлись покрышки, они отправляются в боксы за свежей резиной, но один остается на трассе, не меняет покрышки и все равно едет с приличным темпом (он сумел их сберечь) – за счет того, что остальные поехали в боксы и потеряли много времени из-за соблюдения скоростного режима на пит-лейн, он выходит в лидеры.
В зависимости от степени износа шин на каждой трассе наблюдается баланс между скоростью и пит-стопами: на каких-то треках выгоднее атаковать и проводить больше остановок в боксах – все равно затем потраченное время компенсируется высокой скоростью на треке. На других лучше поберечь резину и совершить минимальное число пит-стопов.
Как правило, благодаря использованию компьютеров команды хорошо знают, сколько пит-стопов выгоднее проводить на каждой трассе, однако из-за меняющихся погодных условий, состояния и температуры асфальта им приходится часто корректировать данные и делать выбор: совершить лишний пит-стоп или нет?
Зачем так много разных покрышек?
Если бы шины были одного типа жесткости, то многие гонки проходили бы по одному сценарию: у всех примерно с одной скоростью изнашивались бы покрышки, все примерно в одно время заезжали бы в боксы и затем ехали паровозом (поскольку обгонять соперников сложнее, если нет значительной разницы в свежести покрышек).
Для того, чтобы разнообразить гоночные стратегии, командам предоставляют возможность выбирать на Гран-при три из пяти типов покрышек (от самых мягких до самых жестких), которые по-разному изнашиваются и позволяют с разной скоростью проезжать круги. Обычно с мягкими шинами болиды едут очень быстро, но недолго, а с жесткими – медленно, зато проезжают солидную дистанцию.
Как правило, команды на тренировках и пытаются выяснить, с какой скоростью позволяют ехать те или иные шины и через сколько кругов их лучше менять.
Что такое DRS и как эта система влияет на гонки?
В один прекрасный день команды решили, что необходимо увеличить число обгонов. Для этого разработали специальное устройство – drag reduction system (DRS – система снижения лобового сопротивления), общий принцип которого следующий: на определенных участках трассы гонщик, плотно преследующий соперника, получает право нажать на специальную кнопку и на время слегка трансформировать заднее антикрыло. Благодаря этой трансформации у машины меняются аэродинамические свойства и на прямой она становится намного быстрее.
Многие болельщики не любят DRS, поскольку, по их мнению, эта система значительно упрощает обгоны и делает их «искусственными».
Что еще надо знать?
Роли двигателя и шасси. Время от времени степень их важности менялась. Например, всего несколько лет назад двигатели были примерно равны по мощности, поэтому наиболее ценными считались аэродинамические свойства машин – одна из команд, «Ред Булл», создавала лучшее шасси и регулярно выигрывала гонки.
Однако с 2014 года в «Формуле-1» поменялся регламент, сильно возросла роль двигателей и в гонках стали побеждать машины с лучшими моторами – власть в чемпионате мира захватил «Мерседес». И хотя со временем разница между лучшими и худшими моторами постепенно сокращается, силовые установки по-прежнему очень важны в достижении успеха.
Впрочем, если лучший мотор интегрировать в худшее шасси – такая команда успеха не добьется. Важен баланс.
За кого болеть?
Легкий уровень
Аспекты боления, для которых не нужны энциклопедические знания в «Формуле-1». Они такие же, как и в любых других видах спорта: футболе, хоккее, биатлоне, боксе и остальных. Просто с автогоночным колоритом.
За лидеров
Да, вас назовут глором в комментариях, ну и что? Чтобы обрести прочные эмоциональные связи со спортом, нужно чему-то сильно радоваться. А что может быть приятнее побед?
В стартующем сезоне успехов ожидают от «Мерседеса» (3 чемпионства подряд в предыдущие сезоны), «Ред Булл» (4 титула подряд до «Мерседеса») и «Феррари» (потому что это «Феррари»). Тесты показали, что эти команды очень сильно оторвались от всех прочих.
Можно болеть и за самых титулованных пилотов. Это будут как раз гонщики «Феррари» Себастьян Феттель (4 чемпионских титула) и «Мерседеса» Льюис Хэмилтон (3 чемпионских титула). Оба в хорошей форме и расцвете сил, так что в любом случае не ошибетесь.
За соотечественника
Даниил Квят – пилот «Торо Россо», самый успешный российский гонщик в истории «Формулы-1». Два подиума, один быстрейший круг, опыт выступления за «Ред Булл» и всего 22 года. Уфимец еще очень молод и перспективен. В прошлом сезоне ему очень сильно не везло, так что в стартующем он должен исправиться. Его машина позволяет бороться за очки.
Если чем-то не устраивает Квят, можно переживать за «Форс-Индию» и «Рено». Там в запасных пилотах числятся Сергей Сироткин и Никита Мазепин. Они пока не дебютировали в «Формуле-1», но такая вероятность существует.
За красоту
Любите необычно раскрашенные болиды? Дизайнеры команд представляют вам широчайший выбор. Тут и розовая «Форс-Индия», и желтая «Рено», и серебристый «Мерседес», и очень красивая «Торо Россо», и просто очень стильный «Уильямс». Есть даже частично оранжевый «Макларен». У каждой команды — уникальный окрас, который может понравиться именно вам.
Дамам стоит присмотреться к испанцу Фернандо Алонсо (двукратный чемпион мира), немцу Нико Хюлькенбергу и англичанину Джолиону Палмеру.
Старики против дебютантов
Если вы хотите лучше ассоциировать себя с пилотом, за которого будете болеть, можете выбрать дебютанта. Он тоже только постигает мир «Формулы-1» вместе с вами, и никто не знает, чего от него ожидать. Такой в нынешнем сезоне только один — Лэнс Стролл, 18-летний канадец. Он будет выступать за достаточно сильный «Уильямс» и уже успел отличиться на тестах.
Ну а если хотите некоторой стабильности и уверенности, то можете выбрать из тех, кто гоняется очень давно. Например, второго пилота «Уильямса» Фелипе Массу, который в прошлом году уходил из «Формулы-1», но затем вернулся. Или Кими Райкконена, который ездит за «Феррари», жжет по радио и в интервью и обладает чемпионским титулом. Среди ветеранов затесался и Фернандо Алонсо – один из самых крутых пилотов столетия.
Сложный уровень
Если не хотите повторять за большинством, начните поддерживать менее очевидных героев. В «Формуле-1» интересно следить не только за Льюисом Хэмилтоном или «Феррари».
За богатых неудачников
Одна из самых влиятельных команд «Формулы-1», «Макларен», сейчас переживает кошмарные времена. Пару лет назад в конюшне решили возвращать чемпионский титул через смену поставщиков двигателей, что обернулось провалом и несколькими мучительными сезонами вдали от первых мест. Рано или поздно «Макларен» все-таки вернется к борьбе за победы, но начинать болеть за него нужно именно сейчас, чтобы потом рассказывать презренным глорам, как вы поддерживали команду в трудные времена.
Первые пару сезонов, пока в «Макларене» не решат все проблемы, вам придется терпеть постоянные поломки болидов, жалобы пилотов и самые фантастические слухи о будущем. За эти годы вы прочитаете столько новостей о нестабильной работе двигателей, что начнете разбираться в основах моторостроения. Сочетание огромных проблем и огромного бюджета делают «Макларен» самой непредсказуемой командой чемпионата — то, что нужно для начинающих (но мечтающих стать хардкорными) болельщиков.
За очевидных аутсайдеров
Если сопереживать гигантам, грызущимся между собой за победу в чемпионате, вам не по душе, то можно обратить внимание на главного аутсайдера чемпионата – «Заубер». В нынешнем состоянии швейцарская команда способна бороться лишь за редкие очки и выходы во второй сегмент квалификации. Зато каждый маленький успех вы будете воспринимать радостнее очередной пресной победы какого-нибудь «Мерседеса».
«Заубер» действительно заслужил поддержку. Эта маленькая команда будет проводить в «Формуле-1» уже 25-й сезон — дольше держатся только «Феррари», «Макларен» и «Уильямс». Сейчас для конюшни наступил тяжелый период как в спортивном, так и финансовом плане. Поэтому те, кто решит болеть именно за «Заубер», станут свидетелями настоящей борьбы за выживание.
За темную лошадку
Попробуйте вычислить гонщика, который выступит лучше ожиданий в новом сезоне. Например, почти никто не верит, что Валттери Боттас сможет опередить Льюиса Хэмилтона в первом сезоне в «Мерседесе». Хэмилтон на самом деле очень опасен, особенно после упущенного в прошлом году чемпионского титула. Но Боттас до сих ни разу не проигрывал своим напарникам по итогам сезона, и никто не может точно предсказать, как финн справится с переходом в топ-команду.
Метод боления от Sports.ru – болейте за тех, кто ближе вам по духу
Если вы дочитали до этого места и так и не решили, за кого болеть в этом году, воспользуйтесь нашим особым методом. С его помощью вы сможете найти родственную душу в мире гонок, человека, за которого можно не только болеть, но и с которым можно себя ассоциировать.
Выбор стильных
«Формула-1» – это собрание звезд, поэтому пилоты должны быть постоянно на виду и делиться чем-то крутым со своими фанатами, устраивать конкурсы, нести веселую чушь на ток-шоу, тусоваться вместе с другими селебрити вроде Рианны. В общем, если вы знаете, что значит xoxo, зависимы от Инстаграма и читаете модные паблики – болейте за Льюиса Хэмилтона. Он точно не даст вам скучать как на трассе, так и за ее пределами.
Отдельный гламурный вариант для девочек: если визжать от радости, глядя на прекрасный розовый болид «Форс-Индии», в отсутствии вкуса вас точно никто не упрекнет.
Выбор стойких
Солидная команда с историей, постоянно борется за чемпионство, но вот уже почти 10 лет без побед, обладает самой заметной армией фанатов – «Феррари». Возможно, именно в этом году они прервут свою беститульную серию, и вы вытянете счастливый билет. Спросите у болельщиков «Спартака», такое действительно случается.
Выбор пофигистов
Люди постоянно парятся из-за мелочей. Пробки, сорванные дедлайны, увольнения, измены, разводы, проваленные квалификации. Зачем переживать, если все равно этим ничего не исправить? Лучше спокойно поесть мороженку и собраться с силами, не так ли? Интроверты всего мира должны держаться вместе, а в «Формуле-1» им проще всего сгруппироваться вокруг Кими Райкконена – одного из мировых символов пофигизма.
Выбор всего класса
Если вам еще нет 18, скорее всего стоит выбрать кого-то, кто недавно закончил школу. Помимо ментальной близости, стоит принять во внимание еще вот что: если вы будете смотреть «Формулу-1» в ближайшие 20 лет, то вам не хотелось бы ухода любимого гонщика в ближайшее время. Именно по таким соображениям один из нас начал болеть за Ромена Грожана в 2009 году. Возможно, вам повезет больше, тем более сейчас столько перспективной молодежи в серии: Эстебан Окон, Стоффель Вандорн, Паскаль Верляйн, Лэнс Стролл. А если любите потроллить в комментариях, топите за Макса Ферстаппена. Тонны ненависти и обвинения в глорстве обеспечены.
Выбор веселых
Гонщик это или нет, главное в человеке – чувство юмора. И в «Формуле-1» нет никого жизнерадостнее Даниэля Риккардо. Постоянная улыбка на улице, позитивные ответы на пресс-конференциях и аккаунты в соцсетях, а также главный мем прошлого сезона – шампанское из ботинка – делают австралийца лучшим выбором для тех, кто всегда на яркой стороне.
Выбор «либерастов»
Давайте признаемся: мы все на этом сайте любим США. И «Хаас» олицетворяет все, что у них есть хорошего. Целеустремленность, практичность, профессионализм, четкое понимание, что они делают и зачем. После предыдущих многострадальных команд-новичков смотреть на американскую экспансию в «Формулу-1» одно удовольствие. Присоединяйтесь – или вас присоединят силой.
Выбор самураев
Воин – это не тот, кто всегда побеждает, а тот, кто всегда борется. Никому это не известно лучше, чем Фернандо Алонсо, который возвел принципы Бусидо в ранг жизненной философии. Если вы похожим образом смотрите на жизнь или просто обожаете японскую культуру во всех ее многообразных проявлениях, однозначно болейте за испанца. Никого ближе по духу вам найти не удастся.
На скорости 160 км/ч, или Как работают гоночные игры
Не так давно мы рассказывали вам, как работают экшены для мобильных платформ. В этот раз мы затронем гоночные игры, и не только мобильные, но и крупные, класса ААА. С какими трудностями сталкиваются разработчики во время их создания? На какие хитрости им приходится идти? Об этом мы и постараемся рассказать, а в качестве примера возьмем серию Forza, ведь, по мнению многих, лучшей гонкой этого года стала именно Forza Horizon 3.
У нас на сайте заработал новогодний парк развлечений «Мир Windows Store»!
И этот материал — его маленькая частичка! Заходите по этой ссылке каждый день, читайте эксклюзивные статьи, смотрите ролики, участвуйте в необычных игровых конкурсах и зарабатывайте жетоны, которые позволят выиграть Xbox One и другие призы!
И самое главное — предпраздничное мандариновое настроение гарантируем!
В погоне за реализмом
Первый и чуть ли не самый важный пункт, на котором стоит остановиться, — это, конечно, физика. Ведь именно от нее зависит, получат ли игроки удовольствие от вождения автомобиля, да и от самих гонок в целом. И здесь, что не удивительно, разработчики стараются больше всего. Они годами настраивают десятки деталей, от углов поворота руля до тормозного баланса и поведения подвески, чтобы смещение веса при торможении, разгоне и поворотах ощущалось как можно более настоящим.
Безумное количество внимания в серии Forza уделяется даже таким вещам, как физика шин. В реальных гонках резина оказывает огромное влияние на результат, но долгие годы игроделов вообще мало беспокоили подобные тонкости — шины были чуть ли не декоративным элементом и не влияли на пилотирование. Разработчики отталкивались только от основных характеристик автомобиля: вес и мощность.
Но со временем подход пришлось изменить. Так, серия Forza Motorsport долгие годы сотрудничала с компаниями Michelin и Goodyear, чтобы получить достоверную физическую модель шин. Впрочем, самый большой шаг в этом направлении они сделали при разработке четвертой части, когда им помогала компания Pirelli, предоставившая свои данные о поведении резины в самых разных ситуациях.
► В зависимости от типов машин и дорожных покрытий, поведение авто, само собой, кардинально меняется. |
Разные типы покрышек тестировали на стенде, чтобы собрать данные о нагрузке на резину и о ее поведении в зависимости от автомобиля и действий игрока: как ведут себя покрышки в медленных и скоростных поворотах, во время дрифта, при разгоне или торможениях. Учитывались даже такие незаметные, казалось бы, простому игроку детали, как нагрев поверхности шины, загрузка, высота профиля и расширение воздуха внутри колеса.
По следам Германа Тильке
Отдельный повод для раздумий для создателей серии Forza — это трассы. И нет особой разницы, реальный это трек или вымышленный, в обоих случаях есть свои трудности и легкие моменты. Чтобы создать свой трек, разработчики все равно отправляются в реальные места в поисках вдохновения и референсов для дизайнеров. Они делают десятки тысяч фотографии, в том числе и панорамные на 360 градусов, чтобы у художников была возможность увидеть место во всех деталях. И даже придумывают реальные истории для своих изобретений, чтобы вымышленная трасса из какой-нибудь Forza Motorsport 6 ни в чем не уступала реальным трекам из игры.
В Forza Horizon 3 задача представлялась еще более сложной, ведь разработчикам предстояло воссоздать полноценный открытый мир, для чего понадобилось еще больше фотографий. При этом ребята из Playground Games уделили внимание даже. небу. У Forza Horizon 3 чуть ли не самое красивое, реалистичное и разнообразное небо в играх. Каждый игровой день там можно увидеть совершенно уникальную картину, а все потому, что шесть членов команды месяцами снимали австралийские небеса от заката до рассвета камерой с разрешением в 12К. сидя в траве, отмахиваясь от ядовитых пауков и прочей местной живности.
Но нельзя забывать, что, несмотря на красивые небеса и детали, трассы нужно сделать еще и интересными: чтобы повороты способствовали обгонам, а динамика сохранялась. Ведь если налепить длинную связку из медленных поворотов или затяжную цепочку из длинных прямых, пилотировать будет просто не интересно.
И таких тонкостей множество: нельзя делать трассу чрезмерно узкой, где невозможно обогнать, или, наоборот, слишком широкой, где ошибиться трудно. А конфигурация каждого поворота напрямую влияет на скорость в следующей связке и, соответственно, на удовольствие. Допустил ошибку — игроки заскучают. А сделать это, не приняв во внимание навыки игроков и физику авто, проще простого.
► Города не предназначены для гонок, поэтому разработчикам зачастую приходится идти на хитрости и менять планировку реальных мест, чтобы ездить там было захватывающе. |
Когда дело касается реальных трасс, которых много в Forza Motorsport 6, появляется еще больше сложностей. Так, разработчики могут столкнуться с трудностями с приобретением лицензии. Несмотря на то, что хозяева автодромов охотно договариваются с игровыми студиями, стоимость лицензии все равно исчисляется в десятках, а то и сотнях тысяч долларов.
Иногда появляются непредвиденные сложности: например, когда у автодрома внезапно меняются владельцы. Если речь идет о городской трассе, появляется новая переменная — ведь на фоне то и дело попадаются какие-то достопримечательности, знаковые здания или памятники. И зачастую права на эти объекты принадлежат кому-то еще, что пожирает не только деньги, но и уйму времени на юридические проволочки. А ведь трассу еще нужно до мельчайших деталей перенести, ведь стоит допустить ошибку, и гоночные фанаты со стажем не простят.
Разработчикам приходится самим отправляться на автодром, и там почти вручную собирать нужную информацию. Для этого они проезжают по трассе, снимая видео, делают десятки тысяч фотографий, причем важно запечатлеть каждый поребрик, бортик и кочку, чтобы воссоздать финальную картину как можно детальнее и ближе к оригиналу.
Важны также и GPS-данные, чтобы не было проблем с размерами трека, а в последнее время крупные разработчики, вроде создателей той же Forza Motorsport, прибегают к лазерному сканированию (в этом им помогает компания SmartGeoMetrics), позволяющему перенести рельеф с точностью до миллиметров. Получается эдакая трехмерная модель трассы и окружения, ее каркас, который разработчики долго приводят в нужный вид: работают над детализацией, наносят текстуры, часами сидят над каждым объектом, от рекламной таблички до рисунка на асфальте. Ну и конечно, тестируют получившуюся трассу.
В этом им помогают настоящие гонщики вроде Стефана Сарразена (чемпиона серии «Ле-Ман»), которые знают автодромы чуть ли не наизусть, до каждой ямки. Они проезжают в виртуальной версии и рассказывают о своих ощущениях. При этом речь заходит даже о таких деталях, как кочки, ведь выбоины или неровности зачастую заметно влияют на результат. Если верить разработчикам, на их версии легендарной Северной петли Нюрбургринга даже лужи скапливаются в тех же местах, что и в реальности.
Когда дело касается реальных автодромов, во время тестирования приходится решать проблемы и с жуликами — любителями срезать и тем самым получить нечестное преимущество. Разработчики Forza набирают целые команды опытных онлайновых игроков, чтобы те тестировали трассы и находили там срезки. Затем проблемные участки либо убираются, либо машины там искусственно замедляют. В итоге на создание одной трассы у команды уходит от полугода до года реального времени. И это действительно кропотливый и тяжелый труд.
Skynet близок
Еще один важный аспект любой гоночной игры — ИИ противников. И разработчикам серии Forza здесь тоже есть что рассказать, ведь они уже не первый год пытаются заставить работать систему Drivatar, в которой компьютерные соперники пытаются заимствовать стиль вождения и приемы у реальных игроков. Получается не всегда, но в последних играх серии в этом направлении наметился определенный прогресс.
В ранних частях разработчики сами «учили» противников совершать определенные ошибки и манипулировали мощностью их двигателя в зависимости от уровня сложности, но постепенно эта система становилась глубже. Так, вместо понижения мощности, разработчики решили изменить стиль прохождения поворотов у соперников, чтобы те теряли время на торможениях. При этом уровень противников подстраивался под навыки игрока, отслеживая его скорость и мастерство.
Постепенно Drivatar превратился в полноценную самообучающуюся систему, которая подгружала телеметрию игроков, сравнивала ее и на основе этого выстраивала модели поведения. Получился чуть ли не самообучающийся ИИ, который спустя несколько месяцев после релиза вел себя совсем не так, как на старте.
Это, правда, спровоцировало самые разные ситуации: некоторые ИИ учились устраивать завалы на старте, другие — тормозить перед самым носом, а третьи отчего-то становились непобедимы. Но Forza Horizon 3 наконец-то вывела эту модель на более или менее приемлемый уровень. Противники там куда больше напоминают живых оппонентов из сетевой игры. Правда, пока до идеала далеко, но система определенно подает большие надежды.
Автомобильные маньяки
Ну и конечно, главный пункт, без которого не было бы ни одной гоночной игры, — это сами автомобили. И здесь разработчики серии Forza откровенно теряют контроль над собой, хотя проблемы начинаются задолго до того, как сами машины переносятся в игру.
► Режим Autovista давно стал фишкой серии и именно благодаря ему можно увидеть, насколько детально проработаны автомобили. На одну машину у разработчиков уходит примерно полгода работы. |
Дело в том, что первым делом создателям любой гоночной серии необходимо приобрести лицензию на ту или иную машину. И если владельцы автодромов более-менее идут навстречу, то с автопроизводителями все выходит куда труднее. Ценник на автомобили доходит до сотен тысяч долларов, а требования крупных компании могут наложить сильный отпечаток на облик всей игры. Например, кто-то запрещает разбивать их машины, кто-то требует, чтобы их автомобили были самыми быстрыми, а кому-то важно, чтобы их машины нельзя было перекрашивать или тюнинговать.
При этом после разрешения юридических трудностей, новые проблемы начинаются уже при переносе машин в игру. Да, какие-то производители отправляют разработчикам CAD-модели и всю необходимую информацию по своему автомобилю. А с какими-то приходится труднее. Некоторые модели и вовсе сканируют лазером, перенося их с точностью до тысячных долей миллиметров. Причем оцифровывают их как с внешней стороны, так и внутри салона.
Где-то приходится работать, ориентируясь исключительно на фотографии. Здесь разработчики делают тысячи снимков с самых разных ракурсов, чтобы дизайнер мог с помощью них воссоздать автомобиль до мельчайших деталей. Причем учитывать необходимо даже такие, казалось бы, мелочи, как механизм работы дверей, кнопочки на магнитоле или материал, которым обшиты сиденья, ведь в фирменном режиме серии Forza Autovista любой поклонник может изучить салон авто до мельчайших деталей. И, если что-то не так, обязательно найдет изъян.
Иногда возникают действительно напряженные ситуации. Так, например, для воссоздания новой Lamborghini Centenario для Forza Horizon 3 разработчикам пришлось сильно поторопиться. На тот момент компания подготовила всего одну такую машину, которую после демонстрации планировали полностью разобрать, чтобы сделать формы для производства новых деталей. Ребятам из Playground пришлось спешно отправить в Италию своего работника, чтобы он сделал тысячи фотографии суперкара. А потом потратить еще кучу сил и времени, чтобы воссоздать машину к демонстрации на Е3. Учитывая, что при сборке настоящей Centenario использовалось более 600 типов самых разных материалов, от карбона до специальной кожи, задача оказалась невероятно сложной.
Впрочем, еще интереснее становится, когда дело касается раритетов, любимых фанатами и разработчиками Forza Horizon. Ведь их еще нужно отыскать! И ни о каких CAD-моделях, само собой, речи не идет — создателям игры приходится разыскивать оставшиеся экземпляры редких авто, связываться с владельцами или коллекционерами и договариваться о встречах, на которых можно собрать необходимый материал: звуки, фотографии и прочее.
► Иногда с переносом автомобиля разработчикам помогают сами автопроизводители, предоставляя всю необходимую информацию. Но зачастую приходится разыскивать редкие машины чуть ли не на свалках, чтобы получить необходимые данные и сделать нужное количество фотографий. |
К слову, запись звуков двигателя и не только — отдельная тема для разговора, ведь здесь тоже зачастую возникают трудности. Приходится устанавливать многоканальные микрофоны объемного звука как на месте водителя, так и в других точках, чтобы зафиксировать все типы звучания, на которые только способно авто. Нужно постараться записать как можно больше звуков — от рычания, с которым машина заводится, до ее рева при разгоне или на максимальной скорости. Для этого авто разгоняют на динамометрическом стенде и записывают звуки, делая при этом замеры мощности, чтобы рокот двигателя в игре точно соответствовал реальному поведению на треке.
К ответвлению Forza Horizon вообще пришлось подходить в высшей степени творчески. При создании второй части авторы колошматили несчастный старый Ford Ka кувалдами, записывая весь этот скрежет и стуки, чтобы затем озвучить столкновения автомобилей. А чтобы передать стрекот камушков о корпус машины в третьей части, разработчики кидались настоящими булыжниками в старое авто одного из членов команды.
Гонки в кармане
Когда дело касается мобильных гонок, главной проблемой становится управление. Само собой, ни о реалистичной физике с правдоподобным поведением шин, ни о переносе трасс до миллиметров пока не идет и речи. Но главное здесь — сделать гонки по-настоящему приятными и интересными, ведь ни геймпадов, ни рулей у большинства обладателей смартфонов нет.
Так, управление автомобилем в «Asphalt 8: На взлет» реализовано с помощью гироскопа. То есть стоит вам накренить телефон вправо, будто вместо мобильника у вас в руках руль, и машина поедет направо. И наоборот. При этом педали газа вообще нет, зато есть возможность нажатиями на экран тормозить, пуская машину в дрифт, и использовать нитро. Получается простая, но приятная модель, по ощущениям напоминающая о Need for Speed: Hot Pursuit.
Иной подход у разработчиков другой популярной мобильной забавы — Traffic Rider. Да, повороты в игре так же завязаны на гироскоп, но если Asphalt предлагает полноценные трассы с поворотами и срезами, то здесь весь «трек» — одна длинная прямая, на которой нужно уворачиваться от других автомобилей. Зато можно выжимать газ самому.
Примерно то же самое есть в еще одной популярной игре, Traffic: Road Racing — Asphalt Street Cars Racer 2. Кроме того, разработчики реализовали довольно нестандартную физическую модель, при которой машина поворачивает весьма плавно.
А вот, например, раннер Sonic Dash и подобные ей игры работают уже по другим принципам. Да, назвать их гонками можно с большой натяжкой, но все-таки во главе угла тут тоже скорость. А вместо гироскопа используется сам экран смартфона. Именно проводя пальцем по сенсору в нужном направлении, игроки отдают команды ежику Сонику: перестраиваться вправо или влево, совершить прыжок или подкат. И это кому-то наверняка покажется вполне себе удобной схемой. Да такой она и является.
Многие любят соревноваться в гоночных играх, но мало кто задумывается о том, сколько труда стоит за этими аттракционами. А главное, мало кто представляет, насколько разработка гонок отличается от создания шутера или квеста. Игростроение — само по себе процесс трудный и творческий, ведь общепринятых методов и приемов, как правило, нет. Разработчикам то и дело приходится заново изобретать велосипед и искать выход из трудных ситуаций, в которые еще никто не попадал.
Но, когда речь заходит о гонках, задачи порой предстоит решать еще более оригинальные. И хочется верить, что после этой статьи хотя бы часть игроков поймет, сколько усилий вкладывают в свои проекты люди из компаний вроде Playground Games.