Что важнее знания или здоровье
Что более важно для успеха: здоровье или образование?
Когда у американцев спросили, какой 5-летний ребенок будет более успешным — с доступом к хорошему образованию, но без медицинской помощи или тот, у которого будет доступ к хорошему медицинскому специалисту, но с посредственными школами — подавляющее большинство выбрало первый вариант.
Если основательно разбираться в вопросе, то можно быстро понять, насколько тесно связаны эти два аспекта — отличное здоровье обеспечивает более прочную основу, на которой строится образование. И это не должно принуждать родителей или общество делать выбор между здоровьем и образованием — особенно для наших детей. Тем не менее, с точки зрения того, как распределяются ресурсы, время и энергия, нам приходится делать этот выбор каждый день.
Первые 1000 дней
Наукой доказано, что первая тысяча дней жизни ребенка является абсолютным, критически важным моментом в развитии человека. Основы для здоровья и образования закладываются посредством питания и уходом за ребенком в первые годы его жизни. То, что ест мать во время беременности, как долго и как часто она может кормить грудью, будет ли она терпеливо позволять своим детям приспосабливаться к еде, к которой нужно привыкнуть, или будет ли она использовать шаблонную фразу, вроде: «Мой ребенок просто не любит это». Все это важные решения, которым зачастую уделяется мало внимания, потому что мы действительно не считаем, что все это имеет важное значение.
В исследовании, проведенном по заказу организации «1000 дней», которая особое внимание акцентирует на этом вопросе, трое из четырех матерей сказали, что они не чувствуют себя так, как будто люди ценят, насколько важна связь между матерью и ребенком, когда речь заходит о питании.
Можно в качестве примера привести великих мыслителей и людей творческих профессий, которые не были на грудном вскармливании, или чьи матери не питались свежими овощами и фруктами во время беременности. Все они — исключения, которые опровергают правило.
Все дело в системе
Когда речь заходит о нашем здоровье, принятие личной отвественности за этот аспект жизни является ключевым фактором. Каждый из нас мог бы лучше питаться, есть больше фруктов и уделять больше внимания физической активности, — иными словами, лучше заботиться о себе. Вокруг нас есть люди, места и правила, совокупность которых в большей или меньшей степени упрощают или усложняют процесс заботы о здоровье. Связь и взаимодействие этих факторов называется системой.
В то время, как иногда бывает трудно определить ее уровень, мы все же в состоянии распознать хорошую систему, и увидеть, когда она нуждается в изменениях. Некоторые системы являются личными и ограниченными, другие — безличными и пассивными. На самом деле, они, как правило, состоят из такого огромного количества людей, мест и правил, что практически невозможно понять, как именно они работают. Наши системы здравоохранения и образования прекрасно иллюстрируют последний пример.
Я вообще не очень доверяю бесплатной медицине, поэтому по серьезным поводам стараюсь обращаться в платную клинику. Не буду говорить название, чтобы не посчитали рекламой.
Но не так давно простыла, пролежала пару дней дома, потом пролежала пару выходных и поняла, что надо брать больничный, не могу даже говорить. Но в платную ради простуды не пойдешь, так что в понедельник пошла на прием к терапевту в эту поликлинику.
После очередной речи о том, какие студенты говнюки, она выписала мне названия таблеток. На резонный вопрос «а как их пить?» сказала, что на листе все написано (нет) и выписала таки больничный на 21 число (не без возмущений по поводу наглых студентов)
Собственно, этот терапевт была гораздо культурнее и добрее предыдущей, которая орала на пациентов матом (она же, кстати, на мои жалобы, которые по симптомам напоминали аппендицит заявила, что мне просто нужно не нажимать на живот, чтоб тот не болел. А то ишь, ходють тут, учится не хотят. Заболевание, кстати довольно серьезное было. Простым «не нажимать» не вылечить. После этого и начала ходить по платным)
Вчера я поняла, что ОКАЗЫВАЕТСЯ у нас последняя учебная неделя и в пятницу три пары зачетов с 8:30 до 13:40, а врач работает в первую смену до двух. Пришла на прием и сходу прошу закрыть больничный, так как из-за зачетов не смогу дальше лечиться.
Я резко оказалась умницей, которая говорит все честно, не забивает на учебу, «не то, что другие. Ходят, больничные выпрашивают, а то мы не знаем, что они просто не хотят на учебу. А ты молодец, тебе некогда болеть».
Осмотрела осторожно, нашла мои уже менее надутые лимфоузлы, увидела красное горло и поверила в вечернюю температуру. В конце расписала курс лечения чуть ли не посекундно, пожелала выздоровления, а если не вылечусь, то обязательно-обязательно обратно к ней на прием.
Эссе на тему: «Образование или здоровье: что важнее?»
«Образование или здоровье: что важнее?»
К сожалению, в период глубоких социально-экономических перемен в России факторы риска для детства резко обострились. При этом, пожалуй, единственным социальным институтом защиты детства осталась школа. Однако низкие ресурсные возможности школы (как и образования в целом), не восполненные в свое время государством и обществом, не позволили в должной мере выполнить эту важнейшую социальную миссию.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Здоровье школьников наряду со знаниями, умениями, навыками, личностным ростом и т.п. является одним из показателей качества образования.
По данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков, сегодня только каждый третий ребенок может быть признан здоровым. 16% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Более половины детей имеют те или иные функциональные отклонения, которые могут привести к хроническим заболеваниям. Все это делает очевидным неотложное восстановление и развитие школьного здравоохранения.
Из чего складывается понятие здоровья? Безусловно, под здоровьем мы понимаем здоровье физическое или физиологическое. Оно характеризуется оптимальным и соответствующим возрасту развитием и совершенной работой всех органов и систем организма. Человек не должен страдать от болезней. Он должен быть сильным и выносливым. Иммунная система делает неизбежные в жизни каждого здорового человека инфекционные заболевания сравнительно редкими и протекающими легко.
Совершенно здоровый человек должен быть обязательно и ярко умен, и разносторонне талантлив, и добр. Состояние здоровья во многом определяется в детстве, в дальнейшем же оно может поддерживаться на достигнутом уровне.
Что может сделать человек и, что очень важно, его родители для создания этого «багажа здоровья»? Первым и очень важным является правильное питание, которое обеспечивает организм всеми необходимыми питательными веществами для роста, развития и оптимальной работы всех органов и систем. Питание должно быть полноценным и в качественном, и в количественном отношении.
И, наконец, для сохранения и приумножения здоровья необходимо медицинское и гигиеническое образование человека, воспитание навыков поведения, сберегающего здоровье (своевременные прививки, отказ от вредных привычек, профилактика возникновения травм и инфекционных заболеваний, защита от неблагоприятных воздействий различных токсических веществ и факторов окружающей среды).
О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. Следуя за технологическим процессом, школа продолжает наращивать объем и интенсивность информационных потоков, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок.
В 1805 г. великий педагог-просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до трех лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пишу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были менее информационно нагружены.
Содержание школьных программ меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянный рост учебной нагрузки учащихся в школах существовал в течение длительного периода.
Из факторов, влияющих на формирование здоровья детей, большое значение имеют не только объем нагрузки и организация учебного процесса, но и те условия, в которых он происходит. Установлено, что среди факторов, влияющих на здоровье, 20% приходится на условия внутришкольной среды. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Важно поэтому, чтобы все то, что формирует эту среду, включая сами занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков. А этому может способствовать только учитель, не учитель-предметник, а учитель-воспитатель, думающий о здоровье каждого конкретного ребенка.
Успех: здоровье или знания?
Сегодня хочу поделиться своими мыслями на тему здоровья школьников.
В современном обществе сложилось убеждение, что для достижения успеха юноша или девушка должны иметь высокую успеваемость в школе, знать в совершенстве несколько языков, блестяще сдать ЕГЭ и поступить в итоге в престижный ВУЗ. Отчасти, это так. Однако, мало кто задумывается, что чаще всего подобный путь к успеху, сопряженный с высокими нагрузками и стрессом, чреват нанесением значительного вреда для здоровья молодого организма. А, между тем, многие эксперты в течение длительного времени трубят о том, что здоровых детей больше нет.
Я бы выделил несколько основных факторов, влияющих на ухудшение здоровья современных школьников.
Во-первых, стремительно снижается физическая активность детей. В школе преобладают, так называемые, «сидячие» занятия, в младших классах редко проводятся прогулки, игры, экскурсии. Физическая подготовленность современных учащихся почти в два раза хуже, чем у их ровесников в 60-70-е гг. прошлого века.
Уроки физкультуры лишь в небольшой степени компенсируют дефицит физической активности. Да и сами занятия зачастую проводятся неэффективно: мало уделяется внимания игровым видам спорта и массовым спортивным мероприятиям. А между тем, увеличение уроков физкультуры до 3-5 часов в неделю может снизить, по данным ученых, острую заболеваемость школьников в 3-4 раза.
В-третьих, на здоровье детей значительным образом сказывается ухудшение качества питания. Школьники едят на бегу, обычно всевозможные снэки (батончики, крекеры, шоколадки), отличающиеся высоким содержанием углеводов и сахара. Дети не дополучают белковую пищу.
В-четвертых, современные дети нередко очень рано приступают к дошкольному обучению. В детских садах и подготовительных группах малыши все чаще занимаются несоответствующей их возрасту деятельностью: читают, пишут, начинают изучать несколько иностранных языков одновременно, проходят программу первого класса вместо того, чтобы гулять, подвижно двигаться и играть.
Это приводит к тому, что уже в первый класс дети приходят с ослабленным здоровьем. К концу первого года обучения процент полностью здоровых детей сокращается с 4% до 0%. К старшим классам 20% учащихся имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
Я вовсе не против этого эксперимента. Хотя признаюсь, что отношусь к нему с определенной долей скепсиса и фантастических результатов на выходе не ожидаю. На мой взгляд, один специалист попросту физически не способен отследить изменение состояния здоровья каждого ученика в школе с высоким количеством обучающихся.
Итак, в вопросе «что важнее для успеха: знания или здоровье?»- выбор остаётся за вами.
Психолог расскажет, что важнее: хорошие оценки или здоровье
Психолог расскажет, что важнее: хорошие оценки или здоровье. Многим из нас известно, как тяжело порой даются хорошие оценки в школе и как, не смотря ни на что, дети стремятся их получить, чтобы заслужить похвалу родителей.
— Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?
— У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… И получают неврозы и все, что к ним прилагается.
— В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.
— Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.
— Трудно сказать у кого больше психологических проблем – у отличника или у двоечника.
Отличники, которые берут усердием и «высиживают» свои пятерки – тревожные дети с пониженной самооценкой.
— Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам – у этого всегда есть причина. Лень тут не при чем. Такой категории как лень в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
— Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и геперактивность). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками – лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
— Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.
И бывают родители, цель которых – тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет не так и важно – главное, чтобы не срывался с поводка.
— Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.
Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.
Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?
Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях.
Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно — не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…
Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить отношений.