Что важней всего считалось у ребят в игре на деньги уроки французского
Краткое содержание произведения Распутина «Уроки французского»
Валентин Распутин написал своё произведение «Уроки французского» в 1973 году. Впервые рассказ напечатали в газете «Советская молодёжь». Это повествование о жизни автора, оно является автобиографичным. Произведение было написано в традиции деревенской прозы, в то время это литературное направление активно развивалось. Если требуется быстро ознакомиться с сюжетом рассказа «Уроки французского», краткое содержание окажется наилучшим решением.
Новая жизнь в другом городе
Главный герой произведения — ребёнок одиннадцати лет из небогатой семьи. Первая глава начинается с того, что он отправляется в школу. Действие происходит в 1948 году.
В селе, где жил ребёнок, была только начальная школа, поэтому он был вынужден переехать в районный центр для продолжения обучения. У мамы в этом городе жила знакомая, она договорилась с ней, чтобы сын остановился у неё.
Семья мальчика была очень бедной, постоянно приходилось голодать. Помимо сына, у женщины было ещё двое деток, жили они без отца. У мальчика никогда не было проблем с учёбой, он испытывал сложности лишь с французским, ему трудно было добиться правильного произношения. Преподаватель Лидия Михайловна закрывала глаза, будучи неспособной это слушать.
Город, в который переехал мальчик, находился в пятидесяти километрах от родной деревни. На новом месте ребёнок сильно потерял в весе. Мать не могла отправлять ему много продуктов, поэтому он похудел.
Игры на деньги
Однажды главный герой увидел, как его сверстники играют в «чику» на деньги. Мальчуган быстро освоил правила и тоже решил испытать судьбу. Мама иногда пересылала ему 5 рублей на молоко, которое он должен был пить «от малокровия». Так, разменяв денежки, парень вступил в игру. Довольно быстро он приловчился и стал каждый день выигрывать по рублю. Получая «вознаграждение», он сразу же уходил. Теперь он мог пить молоко чаще. Однажды парень по имени Вадим, местный заводила, заметил, что главный герой слишком рано выбывает из игры. Тогда он устроил драку, в которой мальчика избили.
На следующий день ребёнок пришёл в школу. Первым уроком по расписанию был именно французский. Когда Лидия Михайловна увидела опухшее лицо своего ученика, она тут же поинтересовалась, что произошло. Один из ребят в классе сказал, что его побили из-за игры на деньги. Женщина попросила беднягу остаться после урока. Он переживал, что она нажалуется директору, однако его опасения оказались напрасными. Учительница лишь спросила, куда он тратит выигранные денежки. Когда она узнала, что за эти средства парень покупает себе молоко, и всегда ограничивается одним рублём, она сильно удивилась.
После случившейся драки мальчик решил больше не участвовать в игре. Мать стала отправлять ещё меньше еды, и голод усилился. Ему так сильно хотелось чем-то наполнить желудок, что он не выдержал, и снова решил поиграть с ребятами.
Его тактика осталась прежней. Когда он выиграл деньги и по обыкновению захотел уйти, мальчишки снова его побили. Когда учительница его увидела, она решила назначить ему дополнительные уроки.
Индивидуальные занятия
Лидия Михайловна усердно заставляла паренька работать над произношением. Через какое-то время они стали заниматься у неё на дому. Ей было жаль ученика, и она предложила ему поужинать, на что он ответил категорическим отказом и в страхе убежал. Всякий раз, когда она пыталась угостить парня, он вскакивал и уходил.
Однажды ему пришла посылка с едой прямо в школу. Вначале он подумал, что её отправила мать, однако, увидев, что внутри, тут же понял, чьих это рук дело. В посылке были:
У них в селе достать подобные продукты было невозможно. Парень сразу поспешил к Лидии Михайловне. Невзирая на её уговоры, он всё же отказался от еды.
Тем не менее уроки французского продолжались. Совсем скоро произношение мальчика заметно улучшилось. Он перестал стесняться в гостях у учительницы, и уже чувствовал себя не так зажато. Постепенно он ощутил «вкус к языку».
Однажды женщина рассказала ему по секрету, что в свои детские годы тоже играла на деньги. Она просила ученика ничего не рассказывать директору, поведав ему правила «замеряшек». Именно так называлась эта игра.
Лидия Михайловна предложила мальчугану испытать удачу, но только «понарошку», он согласился. Потом они стали играть «по-настоящему». Довольно быстро парень стал выигрывать у женщины. Так, у него опять появились деньги. Он уже заказывал себе молоко со сливками. Ему было неудобно брать средства у преподавателя, но он понимал, что это честный выигрыш. Парень никогда сам не напрашивался на игру, инициатором всегда выступала учительница. Главному герою было неудобно ей отказывать. К тому же ему казалось, что Лидии Михайловне и самой нравится такое времяпровождение:
Если бы они только могли знать, чем всё завершится…
Печальный конец
Однажды в разгар игры, когда Лидия Михайловна и подросток шумно выясняли, кто выиграл, а кто проиграл, и подводили счёт, в дом вошёл директор. Когда они заметили его в дверях, им стало не по себе. Мужчина обратился к учительнице, спросив, что здесь происходит. Она сказала правду. Директор был в гневе, ему не хватало воздуха. Он назвал поступок преподавателя растлением, совращением и преступлением. По его словам, за все двадцать лет работы в школе ему никогда не доводилось видеть что-либо подобное, и никто из учителей ещё себе такого не позволял.
Учительнице пришлось уехать. Понятно, что после произошедшего она не могла продолжать работать в этой школе. Перед своим отъездом она встретила главного героя после школы и провела до дома. Она сказала, что вернётся к себе на Кубань. Женщина сказала, что сама во всём виновата, и парня никто не тронет. Потрепав его по голове, она удалилась. Больше он никогда с ней не встречался.
После зимних каникул мальчик получил посылку. Он открыл её при помощи топора, который находился в школе под лестницей. Внутри обнаружились макароны, лежащие аккуратными, плотными рядами. Парень извлёк их и увидел на самом дне три красивых яблока красного цвета, они находились в толстой обёртке. До этого главный герой мог их видеть лишь на картинках. Было ясно, кто отправитель этой посылки.
Таким образом, в своём произведении автор раскрывает тему отношений между учителем и учеником. Преподавателя французского писатель изображает как талантливого наставника, который очень хочет помочь своему ученику не умереть от голода и находит способ, как этого добиться, не задев гордость парня.
Лучше всего читать «Уроки французского» в полной версии, однако, можно ознакомиться и с пересказом онлайн, если мало времени.
В. Г. Распутин. Уроки французского. Какая роль в этом рассказе отводится игре?
В. Г. Распутин. Уроки французского. Какая роль в этом рассказе отводится игре?
Попробуйте объяснить, почему в рассказе нет имени повествователя. Что достигает таким приемом автор? Нет необходимости вводить имя повествователя, автор заявил, что пишет о себе и что за прототипом ходить далеко не пришлось.
Так достигается приближение автора к читателю и создание рассказа автобиографического жанра.
Какой вы представляете себе Лидию Михайловну? Какие черты ее характера и поведения вызывают симпатию?
Большую симпатию вызывает ее отношение к ученикам. Вспомним, как она внимательно осматривает их перед началом урока. Узнав об игре героя с мальчишками на деньги, она обрывает ябедника, не докладывает директору, а сама пытается выяснить причины, побудившие хорошего ученика вступить в азартные
Лидия Михайловна ищет нестандартные пути в общении со школьником, проявляя при этом высокую человечность. Ее также можно считать хорошим педагогом, заинтересовавшим ученика французским языком.
Какая роль в этом рассказе отводится игре? Опишите игры, в которые играл герой.
Герой рассказа любил игры. В деревне он возился с бабками – для этого был нужен точный глаз. Придумывал и сам игры, тоже на развитие меткости, например бросание камней в цель до получения полного результата, т. е. десять из десяти. Ребята играли на деньги.
И постепенно герой втянулся в коллективные игры на деньги и даже благодаря сноровке добился выигрыша. Деньги давали возможность покупать каждый день молоко и пить его от малокровия. Фактически к игре на деньги его подтолкнул голод. Из-за его успехов в игре возникает его конфликт с ребятами, которые не хотели допустить, чтобы он постоянно выигрывал.
Для Лидии Михайловны игра стала тем приемом, через который она смогла найти подход к мальчику и, не унижая его гордости и чувства собственного достоинства, оказывать ему помощь деньгами и тем самым спасать от голода. И даже посылка, которую он получил от своей учительницы, объективно тоже была уроком доброты, преподаваемым учительницей французского языка.
Перечитайте эпилог и оцените его важность для понимания позиции автора.
Красные яблоки в данном случае являются символом неизведанного. Виденное на картинке оживает в реальности. Это подарок из другого, еще незнакомого мальчику мира. Он свидетельствует о необъятности жизненных просторов как в прямом, так и в переносном смысле.
И конечно, это напоминание о добре.
Предложите возможный вариант эпиграфа к этому рассказу, который бы подчеркнул основную идею произведения.
Эпиграфом могут служить строки Н. А. Некрасова:
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Related posts:
«Уроки французского»: краткое содержание рассказа Распутина. 6 класс
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»: кратчайшее содержание, пересказ. Главные герои: учительница Лидия Михайловна и безымянный 11-летний мальчик. Анализ рассказа: тема и смысл, что писать в сочинении по литературе? Почему рассказ называется «Уроки французского»? Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Фильм 1978 года.
«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина о живущем без родителей мальчике, которому в голодные послевоенные годы пытается помочь молодая учительница Лидия Михайловна. Ученик отказывается от любой помощи, и тогда она «проигрывает» ему деньги в азартную игру. За игрой их застает директор, и учительнице приходится покинуть школу. Она уезжает домой, на Кубань, откуда однажды присылает мальчику посылку с яблоками.
Впервые рассказ был опубликован в 1973 году. Входит в школьную программу по литературе, его проходят в 6 классе.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа «Уроки французского» доступен в интернете. На YouTube можно послушать его в формате аудиокниги.
В 1978 году режиссер Евгений Ташков снял фильм «Уроки французского» по мотивам произведения Распутина.
Краткое содержание
Время действия — 1948 год. Война закончилась три года назад, страна в разрухе, люди живут впроголодь. Главного героя, безымянного 11-летнего деревенского мальчика, мама отправляет учиться в районный центр.
В городе он поселяется у тети Нади, которой нет до него дела. Мальчику постоянно хочется есть. А еще у него малокровие, поэтому каждый день приходится тратить рубль на стакан молока. В школе он учится на «отлично». Проблемы лишь с французским языком: молодая учительница Лидия Михайловна недовольна его произношением.
Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)
Однажды другие мальчишки зовут главного героя сыграть в «чику» — азартную игру на деньги. У него неплохо получается выбивать монеты камешком, каждый день он выигрывает рубль и уходит. Но как-то раз другие ребята не позволяют ему уйти и заставляют играть дальше. Мальчик замечает, что семиклассник Вадик мухлюет. Он говорит об этом, и тогда Вадик с другими ребятами его избивают.
Узнав о случившимся, Лидия Михайловна вызывает его на разговор. Она узнает, что мальчик играл не ради денег на конфеты или на книги, а чтобы купить молока. Учительница поражена нуждой, в которой живет ребенок.
Мальчик снова играет с ребятами в «чику», его снова бьют. На этот раз у него распухает губа, и на уроке французского он совсем не справляется с произношением. Тогда Лидия Михайловна велит приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. На самом деле она просто ищет способ помочь одинокому ребенку.
Каждый раз она хочет накормить ученика ужином, но тот отказывается и убегает. Тогда учительница пытается поддержать мальчика, прислав посылку с продуктами, якобы от мамы. Тот понимает, от кого на самом деле посылка (в деревне не бывает ни макарон, ни гематогена), и возвращает ее Лидии Михайловне. Как она ни уговаривает ученика взять продукты, тот наотрез отказывается от помощи.
Тогда женщина придумывает новый способ: во время домашнего урока предлагает сыграть в азартную игру с монетками — «замеряшки». Учительница специально поддается, и ученик раз за разом выигрывает. Мальчик берет деньги, успокаиваясь тем, что это «честный заработок». Со временем они все меньше времени тратят на французский, и больше — на игру. Видно, что Лидии Михайловне это нравится, она становится веселее.
Однажды за этим занятием их застает директор школы. Он возмущен, что учительница втянула ребенка в игру на деньги. Ей приходится оставить работу в школе. Через три дня Лидия Михайловна уезжает домой, на Кубань.
Посреди зимы мальчик получает от бывшей учительницы посылку с яблоками, которых никогда раньше не видел.
Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)
Анализ: главные герои, тема, о чем писать в сочинении
Тема рассказа — доброта. Даже один человек в силах сделать мир немного лучше, если искренне хочет помочь другому.
Главные герои
В произведении два главных героя — безымянный деревенский мальчик и учительница Лидия Михайловна.
Ребенку 11 лет, он всегда считался «башковитым», и мать отправила его в райцентр учиться — в деревне была лишь начальная школа. Он страдает от тоски по родной деревне, но терпит все невзгоды. Мальчик сообразительный: хорошо успевает в школе, быстро учится играть в «чику». Он смел: идет на конфликт с Вадиком, когда тот жульничает, и не отказывается от своих слов. Он не жаден: выигрывает лишь столько денег, сколько нужно на молоко. Он горд: отказывается принимать любую помощь от Лидии Михайловны, кроме «честного» выигрыша.
Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)
Лидия Михайловна — молодая учительница лет 25. Ей выпала непростая работа — обучать ребят в небольшом городке французскому языку, который им вряд ли когда-либо пригодится. Она уверенная в себе, но мягкая женщина. Учительница видит свою цель не только в том, чтобы преподавать предмет. Она старается понять ребенка и помочь ему. Лидия Михайловна не спешит осуждать ученика за азартную игру, а сначала спрашивает: зачем ему нужны деньги? Когда ей открывается бедственное положение мальчика, у нее появляется цель — любыми средствами поддержать полуголодного мальчишку. Ради этого она идет на различные ухищрения и в итоге теряет работу. Но даже после отъезда не забывает о ребенке — присылает ему посылку.
Почему рассказ называется «Уроки французского»?
Название «Уроки французского» неизбежно озадачивает читателя. Да какая разница, чему учила детей Лидия Михайловна? И вообще, какой толк мальчишке из глухой провинции от уроков французского?
Задумываясь над этими вопросами, мы понимаем истинный смысл названия. Преподавая французский, Лидия Михайловна одновременно дала ребенку гораздо более важный урок — урок человечности. Он навсегда запомнил, что в мире есть место добру и бескорыстному сочувствию другим. К несчастью, эти качества в послевоенном райцентре кажутся такой же диковинкой, как и французский язык Лидии Михайловны.
В чем смысл рассказа? Что писать в сочинении
Произведение Распутина построено на контрасте. С одной стороны, мы видим голод и нужду, одиночество оторванного от матери ребенка, жестокость других мальчишек. Единственное, что противостоит всему этому, — доброта учительницы.
Молодая женщина проникается симпатией к мальчику. Раз за разом она пытается помочь, хотя гордый ребенок отвергает ее помощь. У Лидии Михайловны нет никакого корыстного интереса. Ею руководят простые человеческие чувства: жалость, сочувствие, стремление поддержать попавшего в беду. В итоге учительница находит способ помочь ученику, втянув его в азартную игру. В этот момент читатель единственный раз видит Лидию Михайловну счастливой: она рада, что все-таки смогла сделать добро.
В рассказе нет счастливого конца. Уличенная директором школы в «преступлении», Лидия Михайловна за свой добрый поступок лишается работы. Она навсегда расстается с мальчиком, о котором так заботилась. Ему остается только память об этой женщине и понимание, что даже небольшие добрые поступки способны оставить глубокий след в судьбе человека. А еще — непонятное чувство вины перед доброй учительницей.
Они играли в низинке, на чистой и ровной небольшой поляне.
Однажды одноклассник Федька предложил пойти с ним на поляну, где тайно собирались мальчишки для игры в «чику» на деньги, что было под строгим запретом – взрослые гоняли детей и грозили директором и полицией. Обладая некоторой сноровкой, сообразительностью и ловкостью подросток вскоре приловчился к игре и попробовал выиграть немного мелочи на молоко, необходимое ему от малокровия, за что незамедлительно поплатился – его побили после того, как один из ребят сжульничал, а это заметил и всего лишь хотел справедливости.
далее текст самого рассказа
Однажды, еще в сентябре, Федька спросил у меня:
— Ты в «чику» играть не боишься?
— В какую «чику»? — не понял я.
— Игра такая. На деньги. Если деньги есть, пойдем сыграем.
— И у меня нету. Пойдем так, хоть посмотрим. Увидишь, как здорово.
Федька повел меня за огороды. Мы прошли по краю продолговатого, грядой, холма, сплошь заросшего крапивой, уже черной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздьями семян, перебрались, прыгая по кучам, через старую свалку и в низинке, на чистой и ровной небольшой поляне, увидели ребят. Мы подошли. Ребята насторожились. Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой. Я вспомнил: он ходил в седьмой класс.
— Этого еще зачем привел? — недовольно сказал oн Федьке.
— Он свой, Вадик, свой, — стал оправдываться Федька. — Он у нас живет.
— Играть будешь? — спросил меня Вадик.
— Гляди не вякни кому, что мы здесь.
— Вот еще! — обиделся я.
Больше на меня не обращали внимания, я отошел в сторонку и стал наблюдать. Играли не все — то шестеро, то семеро, остальные только глазели, болея в основном за Вадика. Хозяйничал здесь он, это я понял сразу.
Почему мальчик стал играть на деньги? («Уроки французского»)
Распутин Валентин Григорьевич «Уроки французского».
Почему мальчик стал играть на деньги? Согласны ли вы с тем, что правила жизни и игры в этой группе подростков жестокие? Чем вы могли бы это доказать? Почему мальчик; рассказчик быстро разобрался в тонкостях игры и стал выигрывать? Почему так жестоко с ним обошлись? Чего ему не простили? Какими в этой расправе выглядят Вадик и Птаха? На чём держатся их отношения? Что это за пара?
Обсуждение вопроса:
Он стал играть на деньги из-за голода. Правила подростков были очень жестокими, они несколько раз избивали героя, нападая кучей на одного.
Они не просто играли честно, а наоборот, пытались жульничать, страшно завидовали, если кто-то у них уводил «кассу».
Мальчик быстро разобрался, потому что был сообразительным, ловким и метким, этому он был научен, еще живя в деревне.
В случае с Вадимом и Птахой вскрывается огромное мужество мальчика, его смелость и храбрость. Ведь эти ребята были на несколько лет старше рассказчика и сильнее. Когда он решил было воспротивиться мнению авторитета и отстоять правду, его избили эти же мальчишки. Но рассказчик не пал духом, он не стал преклоняться перед сильнейшим и упорно добивался своей правды.
Вадик и Птаха типичные хулиганы, которые жили по принципу прав тот, кто сильнее. Их отношения держаться только на условиях взаимовыгодных (Птаха подыгрывал Вадику и сам оставался не в накладе).