Что важно для князей а что для автора
«Слово о полку Игореве»: краткая характеристика автора. «Слово о полку Игореве»: проблема, образ автора
«Слово о полку Игореве» — это памятник литературы Древней Руси, в котором описываются события 12 века. Множество споров ходило об этом произведении: о подлинности, о времени создания и о человеке, который создал его. Проблема автора в «Слове о полку Игореве», к сожалению, так и осталась неразрешенной. И Кириллу Туровскому, и князю Игорю приписывалось его создание. Однако это не означает, что будет лишена смысла характеристика автора. «Слово о полку Игореве» — произведение, о создателе которого все-таки можно сказать что-то вполне определенное. Этому и посвящена данная статья.
Краткая характеристика автора
«Слово о полку Игореве» создал писатель, оставшийся неизвестным. Однако мы можем говорить об образе автора. В произведении он просматривается довольно хорошо. Какова же характеристика автора? «Слово о полку Игореве» создал, безусловно, современник описанных в нем событий. Весьма вероятно, что он был одним из воинов князя Игоря. Однако мог быть и монахом, поскольку в то время они были одними из самых образованных людей. О том, что это мог быть один из приближенных князя, свидетельствует детальность и точность в изображении сражений. Еще один вариант — государственный деятель, которому было прекрасно известно о положении дел в государстве.
Широким историческим кругозором может быть дополнена характеристика автора. «Слово о полку Игореве» наполнено множеством экскурсов в историю, на основании чего и можно сделать такой вывод.
Автор прекрасно разбирается также в политических перипетиях времени, поскольку он явно понимает, каковы причины поражения князя Игоря, и знает, как можно оградить родину от посягательств кочевников. Создатель «Слова…» — образованный человек и настоящий патриот. Не подлежит сомнению такая характеристика автора. «Слово о полку Игореве» — произведение, исполненное патриотического духа. Являясь участником описываемых событий, автор не мог не отметить доблесть князя и его воинов. Он как будто вновь переживает поражение его войска и радуется тогда, когда князь возвращается домой.
Сочинение: Образ автора в «Слове о полку Игореве…»
Литеровед предлагает вашему вниманию краткое сочинение на тему «Образ автора в «Слове о полку Игореве», в котором дается характеристика рассказчика, раскрываются особенности его повествования.
Самым популярным произведением древнерусской литературы по праву считается «Слово о полку Игореве». Оно же вызывает множество споров среди знатоков литературы. В частности, предметом спора является время написания произведения. Существует даже такая версия, что оно было написано в 18 веке и стилизовано под древнерусское произведение. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что это все-таки памятник древности и время его создания относится к началу 12 века.
Следующий вопрос, вызывающий споры, это автор «Слова». Некоторые из сторонников более современного происхождения произведения считают автором графа А. И. Мусина-Пушкина, нашедшего рукопись. Писатель В. А. Чивилихин отдает авторство самому новгород-северскому князю Игорю. Филолог А. Н. Ужанков придерживается другой версии. По его мнению, автором является участник похода, сопровождавший князя Игоря, а позже ставший монахом. Он даже называет его имя, это игумен Моисей. Как его звали в миру неизвестно. Литературовед установил, что его перу принадлежит и статья в Киевской летописи.
В произведении нет прямых указаний на должность, социальное положение автора. И все-таки, прочитав «Слово…» можно многое сказать о личности этого человека. Время, о котором говорится в произведении, имело свои особенности. Страна была раздроблена на княжества, что делало ее легкой добычей для врагов. Эту проблему поднимает автор, что говорит о его патриотизме. Он переживает за судьбу родины и призывает князей к объединению. Суждения автора близки народному мнению. Он старается быть правдивым в своем рассказе. Рассказчик занимает независимую позицию, описывая события и высказывая свое мнение.
Автор с уважением относится к князьям. Он признает их положительные качества, что отражается в тех определениях, которыми он их наделяет. Игорь, по его мнению «свет светлый», у него «храброе» войско. «Славный» и «могучий» Всеволод, брат Игоря, восхищает ратными подвигами. Вспоминает автор и «храбром Олеге». Он дает объективную оценку действиям князей, отмечая их достоинства и недостатки. Князь Игорь храбрый воин, он не боится смерти, умереть в бою для него честь. Недостатком князя является его тщеславие, он стремится к славе любой ценой. Князь нимало не заботится о жизни простого народа, не думает о том, чем обернется его поражение для страны. Этот факт говорит не в его пользу, так как человек, стоящий у власти несет ответственность за свой народ.
Мы может говорить об уме, образованности и творческой одаренности автора. Об этом свидетельствует язык «Слова…». Повествователь использует лирические отступления, такие художественно-изобразительные средства как сравнения, олицетворения, метафоры. В лирических отступлениях он вспоминает о других князьях, их деяниях, размышляет о судьбе Русской земли. Он хорошо ориентируется в исторических событиях, знает о стиле и результатах правления русских князей. Это говорит о его образованности и мудрости.
Автору близка народная поэзия. Он сравнивает Игоря и его братьев с соколами, с «молодыми месяцами». Когда пленили половцы князей, автор говорит, что «два солнца померкли». Плач Ярославны о муже на стене Путивля близок к обрядовой поэзии. Автор сравнивает ее с кукушкой, которая в славянской культуре является символом печали, тоски, несчастья. Княгиня готова птицей обернуться, полететь к мужу и омыть раны его.
Так же, как в произведениях фольклора, природа становится участницей событий. Солнце в день выступления в поход покрылось тенью, что предупреждало князя о плохом исходе. Игорь пренебрег знаком, данным свыше, и жестоко поплатился за это. Ярославна обращается за помощью к солнцу и ветру.
Узнав о пленении сыновей, князь Святослав говорит «золотой слово». Он восхищается их храбростью и силой, но корит за стремление «прошлую славу себе похитить». Он мечтал, что его сын, «великий князь Всеволод», займет место отца. Сыновья решили по-своему, не посоветовавшись с ним.
Когда Игорь возвращается на Русскую землю, автор вместе с народом радуется этому событию. Он славит Бога, желает здоровья князьям и их дружинам, которые борются за христиан. Это подтверждает то, что автор глубоко верующий человек.
Для автора Россия – это и земля, и природа, и народ. Он понимает, что безрассудный поход Игоря обернулся слезами жен и матерей, сиротством детей, разорением земли Русской. Половцы жестоко мстили за набег князя Игоря. Автор находит слова, чтобы выразить свои чувства, вызванные горестными событиями. Читая произведение, чувствуешь ту боль, сожаление, безысходность, которые он испытывал, говоря о поражении Игорева войска. Становится понятно, что он активный участник событий, обо всем знает не понаслышке. Автор переживает за судьбу родины, хочет, чтобы она стала сильным государством.
Темы, которые поднял автор «Слова о полку Игореве» нашли отражение в более поздних произведениях искусства. Любовь к Родине стала неотъемлемой темой русской литературы.
Отношение автора к войне
Размышляя о стране, он обращается к ее прошлому для того, чтобы понять настоящее. «Слово…» — это последовательное повествование об одном трагическом эпизоде, относящемся ко времени войны с половцами. Эта война, казалось бы, была просто одной из множества других, которые русские князья вели за независимость, сражаясь с кочевниками. Однако автор «Слова…» рассматривает ее как очень важное событие для Руси. Он призывает русских князей объединиться, поскольку лишь так можно победить врага. Голос истинного патриота звучит в этом призыве. Это человек, желающий своей родине мира и благоденствия.
Монах или нет?
Многие летописи создавались в средние века иноками. Предположение о том, что и «Слово о полку Игореве» тоже было создано в монастырских стенах, вызывает сомнения из-за отсутствия каких-либо цитат из священных книг. Символика произведения, состоящая в основном из образов природы, может быть рассмотрена, скорее, как языческая, чем как христианская.
Сам тон произведения, местами неистовый и возмущенный, вряд ли можно приписать православному монаху. Скорее всего, он был всё же человеком мирским и к тому же довольно знатным, который мог себе позволить критику в сторону высокопоставленных особ. Глубокие познания автора в сфере военного дела наводят на мысль о его причастности к военному сословию. Автор разбирается не только в отечественном оружии и обмундировании, но и в зарубежном. Это видно из описания воинов русской и половецкой армий.
«Слово о полку Игореве»: описание предзнаменований
Дальнейший рассказ о предвещающих трагический исход грозных знамениях представляет резкий контраст всему этому. Автор описывает тревожное поведение животных, раздающиеся в ночной тишине необычные зловещие звуки, солнечное затмение. Он будто снова переживает все эти события. Автору хочется предупредить князя о предстоящих несчастьях. Несмотря на то, что далее рассказывается о победе, принесшей богатые трофеи русским, автор снова возвращается к описанию грозных предзнаменований: «черные тучи с моря» и «кровавые зори» пророчат беду.
Новое сражение
Русские воины перегородили дорогу идущей на них неприятельской рати. Рассвет, своим алым цветом напоминавший цвет крови, предвещал трагический исход сражения. Здесь автор делает философское отступление, высказывая своё сожаление по поводу того, что новое поколение русских людей плохо знает историю родной страны.
В качестве нравоучения он приводит пример из истории, когда многочисленные междоусобные войны, развязываемые в былые времена князем Олегом Вещим, принесли Руси огромные страдания, так как ослабили её, позволив врагам совершать успешные набеги на Русь. И на этот раз сбылись пророчества, которые совершала природа, предостерегая русских воинов от неудачи на бранном поле. После жестокой кровопролитной битвы войско Игоря и Всеволода оказалось разгромленным, а сами главные герои «Слова о полку Игореве» попали в плен.
Возвращение Игоря
Автор торжественно описывает возвращение Игоря в Киев. Он говорит, что для всех это большая радость. Ни слова упрека не слышится в его словах. Характеристика Игоря из «Слово о полку Игореве» лишена негативных оценок. Автор понимает, что причина того, что лучшие из князей не в состоянии одержать победу, не в них самих, а в разобщенности князей. Игорь — воплощение различных княжеских доблестей, какого бы осуждения он ни заслуживал. Характеристика Игоря из «Слово о полку Игореве», данная автором, просто не может быть другой в силу огромного патриотизма создателя произведения. Вместе с народом он прощает ошибки князя и поет ему славу, благодарит за то, что тот не пожалел себя, когда отправился бить врага. Талантливый повествователь, создавая свое произведение, думал о будущем. Он предполагал, что неудача, постигшая Игоря, послужит хорошим уроком князьям, и они осознают необходимость объединения в единое государство раздробленных русских княжеств.
Реальные события
В 1184 году к южным границам Древней Руси подошли половцы. Киевский князь Святослав, опытный правитель и полководец, нанес поражение чужакам. Князю Новгорода-Северского, Игорю, пришлось не по душе, что он не смог поучаствовать в разгроме половецкой орды. Именно поэтому спустя год, в 1185-ом, он решил отправиться в собственный поход, ища сражений и побед в них. Князь хотел собственными силами дойти до берегов Черного моря, которое уже почти век было закрыто от русичей половецкими землями. С Игорем отправились его сын Владимир и племянник Святослав.
Впрочем, поход завершился весьма и весьма печально. Часть дружины была уничтожена половецкими отрядами, часть бежала. Все князья попали в плен: впервые за всю историю русской государственности.
Спустя время Игорю удалось с помощью половца бежать из плена и вернуться в свой родной город.
Талант автора
Остается неясным то, как автор смог передать столь точно события, разворачивавшиеся в разных местах одновременно. Это можно объяснить лишь его невероятным талантом. Автор «Слова…» оставил потомкам грандиозное произведение, которое проливает свет на события давно минувших дней. Сквозным образом является образ земли русской, дорогой и близкой его сердцу. Автор смотрит на нее будто с высоты птичьего полета. Всю русскую землю охватывает его взгляд. Все надежды, все мысли создателя «Слова…» связаны именно с ней. Таков образ автора «Слова о полку Игореве», который, безусловно, мыслил очень широко.
Начало произведения
Автор говорит о цели написания поэмы. Он хотел передать исторические события как можно лаконичнее, обращая внимание только на существенные факты. Автор противопоставляет свой литературный стиль стилю древнего сказителя Баяна, язык которого был чересчур вычурным.
Слово о полку Игореве. Образ автора
Во вступлении автор сообщал, что хочет «по былинам сего времени» рассказать о важных событиях в истории страны. В основной части повествуется о сборах Игоря в поход, о зловещих предзнаменованиях и продвижении войск к реке Каяле. Первый бой с половцами был успешным, а затем последовал полный разгром, гибель и пленение русских. Сражение с половцами, возглавляемое Игорем и его братом Всеволодом, закончилось поражением, гибелью многих воинов и пленом для князя Игоря.
Автор данного произведения был не только талантливым писателем, но и настоящим патриотом, достойным гражданином земли Русской. Его нельзя считать просто свидетелем событий, летописцем, пожелавшим запечатлеть исторические факты. Высказывая свою точку зрения, он отразил и общественное мнение, то есть «мысль народную» о необходимости единства Руси, единения князей и всего населения, чтобы сделать Русь сильным государством. Поэтому и о походе Игоря автор пишет как об ошибке: князь идёт на половцев с немногочисленным войском, не призвав других князей с их дружинами.
Сама по себе цель была бы благородной, если бы Игорь имел намерение только отогнать половцев. Однако князь ещё желал «добыть себе славы», доказать другим князьям, что и он «мужество избрал себе опорой». Автор отмечает, что он хотел бы воздать Игорю и почести, и славу, но князь навлёк беду на Русскую землю. Игорь – сын этой земли, поэтому природа и всё вокруг будто предупреждает об опасности и удерживает его от похода. И автор тоже переживает за последствия необдуманного решения князя. Он сочувствует ему, горюет о гибели воинов, сожалеет о разрозненности русских княжеств:
А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата.
Малое великим называют
И куют крамолу друг на друга.
Рассказывая о вещем сне Святослава, его размышлениях, повествуя обращение киевского князя к другим князьям, автор отражает народную точку зрения по всем важным проблемам данного периода. Скорбь автора видна в описаниях человеческих переживаний, когда он с болью пишет о плаче по всей Руси (в том числе и о плаче Ярославны, жены Игоря). Позже мы узнаём, каким образом князь совершает побег из плена. При этом показано участие сил природы, которая способствовала успешному освобождению Игоря. Автор, как и другие русские люди, рад возвращению князя и приветствует всех, кто готов сражаться за родную землю.
Образ автора «Слова. » вырисовывается очень рельефно, как образ мудрого и смелого человека, готового сказать князьям, чего от них ждет народ. Поэтому в «Слове. » чётко поставлены проблемы того времени. Прежде всего, осуждаются распри между князьями из-за власти и территорий, что вело к раздробленности и ослаблению Руси, позволяло половцам совершать набеги. От этого страдало мирное население, простые селяне.
Автор размышляет о прошлом, настоящем и будущем Руси, прославляя героизм народа, умение отстоять свою землю. Говоря о мирных пахарях, их труде, о страданиях женщин, потерявших мужей, автор призывает к разумным действиям, чтобы благополучие и мир торжествовали на просторах родины.
Ставится также проблема воинской доблести и чести, преданности и долга по отношению к Отчизне. По мнению автора, главное для князей и их княжеств – быть едиными и сплочёнными ради интересов всего народа, всей Руси. Призыв к единению, прозвучавший в «Золотом слове» киевского князя Святослава, обращённый ко всем князьям, был очень важным в период раздробленности русского государства.
Автор создал также идеальный образ женщины с типичным национальным характером. Свою единственную героиню он показывает в небольшом эпизоде, приоткрывая её душевные переживания в плаче по мужу. Нежный образ любящей жены вызывает симпатию и сочувствие читателей, так как она не скрывает свои страдания и доверяет ветру перенести её слова, обращённые к любимому. Она называет себя «бедной», то есть соприкоснувшейся с бедой, и готова «птицей полететь» к мужу, чтобы залечить его раны, быть рядом, помогать, спасать от смерти. Не один раз приходила Ярославна на утренней заре к берегу реки, смотрела вдаль и просила могущественные силы природы помочь князю Игорю.
Автор «Слова. » вместе с народом готов простить Игорю его ошибки и петь ему славу, желать здоровья и благодарить за то, что князь не пожалел себя, когда пошёл бить врага. Создавая своё произведение, талантливый повествователь думал о будущем, поэтому предполагал, что поражение Игорева войска станет хорошим уроком всем князьям, и они сделают выводы о необходимости объединения княжеств в единое государство на благо народу и во имя мира.
Имя автора осталось неизвестным, но благодарные потомки видят в нём истинного патриота земли Русской.
Чем ценно идейное содержание “Слова о полку Игореве”
“Слово о полку Игореве” – величайший из памятников древнерусской литературы – является неподражаемым не только с точки зрения своего художественного значения и поэтической красоты, но и с точки зрения масштабности, сложности и важности затрагиваемых в нем вопросов и проблем. Идейное содержание “Слова” настолько глубоко, что невозможно осознать всю его глубину и значимость при поверхностном чтении, его также невозможно осмыслить, не зная историю Древней Руси.
В основе произведения лежит реальное историческое событие
Феодалы вели непрерывные междоусобные войны, которые разоряли государство, делали его слабым и легко уязвимым.
Основные идеи “Слова о полку Игореве” – объединение Руси перед лицом половецкой опасности, прекращение
Автор постепенно раскрывает тему и чем дальше, тем более страстно начинает отстаивать свою точку зрения. Определив диапазон описываемых событий “от старого Владимира до нынешнего Игоря”, он рассказывает о дерзком замысле Игоря “испити шеломом Дону” и завоевать славу и богатство.
Игорь не ищет себе союзников, самоуверенно положившись на свое войско и дружину брата, он отправляется в опасный поход, движимый желанием постоять за родную землю и добыть себе славу. Игорь терпит поражение, попадает в плен, и с этого момента на Русь обрушиваются страшные бедствия. “Уже ведь, братья, невеселое время настало, уже степь русское войско одолела.
Поднялась обида в войска Дажь-Божьих внуков, вступила девою-лебедем на землю Троянову, восплескав лебедиными крылами на синем море у Дона, прогнала добрые времена. Борьба князей с погаными прекратилась, потому что сказал брат брату: “Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое “это великое” молвить и сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победою на землю Русскую”.
После описания всех бедствий в произведении появляется образ “великого и грозного” Святослава, который выступает символом единения Руси. Святослав видит страшный сон и, очнувшись от него, произносит свое “золотое слово, со слезами смешанное”, которое является идейным центром произведения. Он по очереди обращается к различным князьям, прославляя их мужество и отвагу и призывая забыть о своих мелочных интересах.
“Слово о полку Игореве” заканчивается торжественной речью: “Слава Игорю Святославовичу, Буй Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князья и дружина, сражаясь за христиан с погаными полками! Князьям слава и дружине!
Такой конец не случаен, потому что автор верит в то, что Русь – великое государство, а ее князья не так уж и плохи. Они всего лишь жертвы заблуждений своей среды, их предки были великими людьми, и они унаследовали от них это величие. Автор верит в торжество разума и в то, что на Русской земле наступит мир, покой и гармония.
Related posts:
Образ и характеристика автора в «Слове о полку Игореве», описание в цитатах для сочинения
Образ и характеристика автора в «Слове о полку Игореве»: описание в цитатах для сочинения
«. Ни в «Слове о полку Игореве», ни в каких-либо других исторических и литературных памятниках данных об авторе «Слова о полку Игореве» нет. « («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. поиски имени автора, основанные на данных самого «Слова», и тех источников, которыми мы сейчас располагаем, не могут завершиться успехом..» («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. Автор «Слова» был человеком широкой начитанности, он был хорошо знаком с исторической литературой своего времени, с памятниками книжной культуры своей эпохи. « («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. автор „Слова о полку Игореве“ не историк и не летописец, он не стремится хотя бы в какой-либо мере дать представление о русской истории в целом. Он предполагает знание русской истории в самом читателе. И вместе с тем его отношение к событиям современности в высшей степени исторично. « (Д. С. Лихачев «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени»)
«. Одни исследователи считают, что автор «Слова» был участником похода Игоря Святославича и вместе с ним находился в плену; другие источник сведений видят в устных рассказах об этом очевидцев событий и самого Игоря. С уверенностью ответить на этот вопрос вряд ли удастся. » («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. основой гипотезы, считающей автора «Слова» черниговцем, членом дружины Игоря Святославича. Многие исследователи предполагают, что автор «Слова» был киевлянин, человек близкий к киевскому князю Святославу Всеволодовичу. Основой этого предположения служит прежде всего то, что А. С. осуждает поход Игоря и вместе с тем восхваляет киевского князя Святослава. » («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
Д. С. Лихачев считает, что автор «Слова» был приближенным Святослава Киевского или самого Игоря Святославича:
«. Есть только два князя, при которых певец мог именно так воспеть поход Игоря и произнести над ним осуждающие и, одновременно, похвальные слова, — это князь Святослав Киевский, „отец“ по своему положению в стольном городе, и Игорь Святославич. «
«. за гениальностью автора „Слова“ чувствуется наличие не дошедших до нас традиционных форм профессиональной поэзии. «
«. Общепризнанным следует считать и предположение о том, что автор принадлежал к высшему классу тогдашнего общества. Аргументами для такого заключения служат отличное знание им междукняжеских отношений, профессиональная осведомленность в военном деле, независимость авторской позиции. « («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. Подлинный смысл призыва автора „Слова“, может быть, заключался не в попытке организовать тот или иной поход. Задачей „Слова“ было не только военное, но и идейное сплочение русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли. » (Д. С. Лихачев «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени»)
Образы князей в «Слове о полку Игореве»
сочинение по литературе 9 класса
«Слово о полку Игореве» — это не только повествование о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. В первую очередь, это история судьбы всего русского народа в 12 веке.
Всё произведение, от первого до последнего слова, проникнуто одной общей идеей – идеей единства Русской земли. Постоянные атаки внешних врагов, плач Ярославны, поражение дружины князя Игоря и его дальнейшее раскаяние, тревожные думы Святослава Киевского – всё это изображается автором для того, чтобы убедить княжества в необходимости объединения их сил. Но это решение зависело целиком от воли русских князей, а многие из них заботились только о личном благополучии.
Роль князя Игоря и Всеволода в «Слове о полку Игореве»
Сцена из оперы «Князь Игорь». Красноярский театр оперы и балета
Большое место в «Слове о полку Игореве» отводится освещению поступков главных участников похода – князя Игоря и его брата Всеволода.
Князь Игорь Святославич отличается своим мужеством и отвагой. Он храбрый воин, который с готовностью отправился защищать родную землю. Ради блага Руси Игорь готов на любые жертвы и лишения. Перед началом похода князь вдохновляет торжественной речью свою дружину, призывая их сложить головы за свободу Русской земли. Даже ужасное предзнаменование не в силах поколебать решимость князя Игоря постоять за свою Родину. Не обращая внимания на солнечное затмение, он всё-таки выступает в поход, а за ним следуют его преданные воины.
Таким же доблестным князем представляется в «Слове о полку Игореве» и младший брат Игоря Всеволод. Автор описывает его, как яростного и храброго воина, который, не задумываясь, кидается в атаку. Неслучайно он получил прозвище «бой-тура», ведь тур – это древний дикий бык, отличающийся своей немыслимой силой и выносливостью.
Всеволод всегда рвался в бой первым, увлекая следом за собой своё войско. Его воины гордились своим предводителем, и никогда не падали духом, беря пример с отважного князя.
Однако автор не только восхищается мужеством Всеволода, он также обращает внимание и на его негативные стороны. Он упрекает молодого князя в том, что тот в пылу битвы позабыл о близких и своей Родине. Увлечённый сражением Всеволод не смог реально оценить силы противника, поэтому обрёк большую часть своего войска на гибель.
Отношение автора к русским князьям
У автора «Слова о полку Игореве» двойственное отношение к русским князьям. С одной стороны он симпатизирует им, а с другой – осуждает.
Автор осуждает Игоря и Всеволода за их стремление к личной славе. Он говорит, что нельзя ставить свои потребности, выше нужд Русской земли. Именно поэтому Игорь, сбежав из плена, сразу направляется в Киев. Он осознал свою вину, и хочет исправить содеянное, попросив помощи у великого князя Святослава.
Но в то же время автор сочувствует потерпевшему поражение войску. Он скорбит вместе с природой, Ярославной и другими русскими женщинами о невосполнимой для русской земли утрате.
Идеал правителя
Автор «Слова о полку Игореве» воплотил свой идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли в князе Святославе Киевском. Его образ раскрывается в тревожном сне и золотом слове. Он скорбит о безрассудных князьях, не захотевших помочь ему в объединении Руси.
Святослав – настоящий защитник своей Родины, хранитель её чести и славы. Но таким он представляется именно в «Слове», а в действительности его образ во многом не соответствует герою древнерусской повести. Согласно неопровержимым фактам, Святослав Всеволодович не оказал особого влияния на политическую жизнь Руси. Он владел только одним Киевом, и часто его власти не хватало даже для управления этим городом-государством.
Но автор осознанно преувеличил достоинства каждого из князей, потому что только они, по его мнению, могли спасти Русскую землю от надвигающейся беды. Именно поэтому князья изображены, как русские богатыри, настоящие патриоты, сильные и мужественные воины. Они готовы сложить голову ради свободы и независимости своей Родины, и их бесстрашие служит примером для многих поколений.
Битва с половцами. Иллюстрация В. Фаворского
«Слово о полку Игореве» — один из самых значительных памятников литературы Киевской Руси. Уже более двух столетий оно не перестаёт будоражить умы литературоведов и историков. Несмотря на многочисленные исследования, это произведение до сих пор остаётся одним из самых непонятных в мировой литературе.
Интересной его особенностью является то, что автор намеренно избегает описания внешности и характеров своих героев. Тем не менее, это не является помехой для понимания образов русских князей.
Прославление русских князей
Автор «Слова о полку Игореве» прославляет воинскую доблесть правителей русских княжеств. Для их прославления служат образы-символы: солнце, свет, ветер, сокол, орёл, соловей. В «Слове» отмечаются заслуги многих князей, и даже, несмотря на осуждение поступка князя Игоря, автор отмечает, что земле будет тяжело без него, как телу без головы.
Князь Игорь
Новгород-северский князь Игорь Святославич предстаёт в «Слове о полку Игореве» в роли доблестного воина, способного всем пожертвовать ради защиты своей Родины. Его даже не остановило солнечное затмение, являющееся на Руси дурным предзнаменованием, предвещающим верную погибель.
Однако кроме положительных качеств, автор упоминает и те черты, которые привели князя Игоря к совершению необдуманного поступка. Главный герой оказывается самолюбивым и тщеславным. Желая прославиться, он не стал просить помощи у соседних княжеств, и отправился в опасный поход против половцев только в сопровождении своего младшего брата.
Силы и опыта одного молодого князя оказывается недостаточно. Игорь проигрывает решающий бой, и теряет большую часть своего войска из-за собственной недальновидности.
Учитывая всё вышесказанное, образ Игоря оказывает двоякое впечатление. Им невозможно не восхищаться во время сражения с половцами, но в то же время его нельзя не осудить за безрассудное поведение, повлекшее за собой сотни смертей.
Князь Всеволод
Князь Всеволод также наделён героическими чертами, он изображён сильным и отважным воином. Во время битвы он ведёт себя, как настоящий богатырь. Не обращая внимания на боль и страхи, младший брат Игоря яростно сражается за свободу Русской земли.
Сравнивая Всеволода с диким быком, автор показывает его безграничную храбрость и твердое намерение одержать победу над своим врагом. Однако в сражении молодой князь забыл об интересах своей Родины. Будучи одержимым страстью битвы, он не смог реально оценить окружающую его обстановку, и тем самым погубил большую часть своего войска.
Князь Святослав
Воплощением мудрости и величия выступает в «Слове о полку Игореве» киевский князь Святослав Всеволодович. Его образ несколько идеализирован. Автор видит его во главе всех русских княжеств, поэтому превозносит качества правителя всей Руси.
Именно Святослав призывает князей забыть былые распри и обиды, и объединиться, для того чтобы вместе встать на защиту родной земли от общего врага. Из страшного сна он узнает о несчастье, постигшем северских князей. Его сильно огорчает поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает правителей остальных княжеств и просит их помочь оказавшимся в беде братьям.
Его золотое слово – очень важный эпизод «Слова о полку Игореве», потому что именно в нём выражена основная авторская идея о единении Русской земли.
Другие князья в «Слове о полку Игореве»
В «Слове о полку Игореве» автор упоминает и других русских князей. К примеру, он рассказывает о великом галицком князе Ярославе Осмомысле, который не даёт напасть на Русь венгерскому королю. Его могущество простирается далеко за пределы его владений, и даже Киев зависит от воли галицкого князя, и старается ему всячески угодить.
Также в «Слове» вспоминается князь Роман Мстиславович Волынский, прославившийся своим мужеством и отвагой. Автор призывает его прийти на помощь Русской земле и оградить её от посягательств внешних врагов.
В этом призыве к сражению заключается искренняя забота о будущем великой Руси. Путь к успеху будет нелёгким, но он обязательно окончится победой. Именно поэтому всем русским князьям необходимо объединиться, собрать общее войско, вдохновить своих воинов на подвиги, и отправиться в новый поход, который навсегда положит конец нападкам половцев.
Отношение автора
Все княжеские образы «Слова о полку Игореве» подчинены главной авторской идее — необходимости объединения Русских земель. Летописец с большим уважением относится к личным качествам русских князей, как воинов: доблести, мужеству, храбрости. При этом он справедливо упрекает своих героев в том, что их жажда личной славы приводит к эгоизму, а в конечном счете, к бесконечным раздорам.
Князья в «Слове» — трагические порождения своей эпохи. Они по-своему любят свою родную землю, но честолюбие в их душах одерживает верх над трезвым расчетом. Роковая феодальная формула «Мы собе, а ты — собе» оборачивается для всей Руси бесконечными бедами и страданиями.
Игорь
Князь Игорь — центральный герой «Слова». В начале повествования он выглядит настоящим защитником Русской земли против половцев. Игорь мужественно обращается к дружине: «Луцу жъ бы потяту быти [зарубленным в битве], неже полонену быти». Смелый князь прав: бесконечные половецкие набеги можно было прекратить лишь мощным ответным ударом.
Страстному желанию Игоря одержать над врагом победу не могут помешать даже грозные предзнаменования. Игнорируя явные зловещие приметы, честолюбивый князь, с точки зрения автора, уже совершает большую ошибку.
Победа над передовым отрядом половцев совсем вскружила голову Игорю. Захватив вражеские боевые знаки («стягъ», «хорюговь», «чолка», «сребрено стружие»), он уже не сомневается в своей окончательной победе.
Накануне решающей битвы предзнаменования становятся еще более грозными, но князь рвется в бой. Слепое безрассудство Игоря приводит к его унизительному поражению и пленению половцами. Он сам виноват в том, что пересел «изъ сҍдла злата, а въ сҍдло кощиево [рабское]». Через Святослава Киевского автор обвиняет Игоря с братом Всеволодом в забвении общерусских интересов ради собственной славы. Поход был изначально обречен на поражение, потому что многочисленному половецкому войску могли противостоять только объединенные русские дружины.
Несмотря на весь вред, который повлек за собой неудачный поход, автор испытывает искреннее сочувствие к Игорю. Князь совершил большую ошибку, но продолжает оставаться одним из главных защитников Руси. Именно поэтому бегству Игоря из плена помогает бог и вся природа. Вернувшегося из плена князя автор сравнивает со светящимся на небе солнцем, при виде которого ликует вся Русская земля: «страны ради, гради весели».
Всеволод
Князь Всеволод дополняет образ своего брата. Он с радостью соглашается принять участие в походе, не заручившись поддержкой остальных русских князей. Главным для Всеволода является также принадлежность к одному роду: «Одинъ братъ… ты, Игорю! оба есвҍ Святъславличя!».
Очень характерной чертой Всеволода является его упоение битвой, затмевающее перед князем все на свете. «Яръ туре Всеволодҍ» в пылу сражения забывает не только о ранах, но даже о феодальных обязанностях, своем княжестве и любимой жене. Такое безрассудное поведение может быть характерно для рядового воина, но никак не для князя.
Всеволоду приходится разделить участь брата. Оба храбрых Святославича слишком поздно понимают, что для победы над сильным врагом нужно прежде всего забыть о личных амбициях и покончить с внутренними разногласиями между русскими князьями.
Зачинатели междоусобиц
Автор с осуждением отзывается о виновниках феодальной раздробленности. Одним из них он считает родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, который «мечемъ крамолу коваше и стрҍлы по земли сҍяше». Имеется в виду печально известная битва на Нежатиной Ниве между потомками Ярослава Мудрого. В ней принимали активное участие наемные половецкие отряды. Называя Олега иронически Гориславичем, автор с горечью отмечает, что в те времена произошло небывалое запустение русских земель: «рҍтко ратаевҍ кикухать» (редко пахари погоняли лошадей).
К зачинателям усобиц, по мнению автора, относится и родоначальник полоцких князей — Всеслав. Добыв киевское княжение силой, этот князь навлек на себя божественную кару и был вынужден всю жизнь «влъкомъ рыскаше».
«Золотое слово»
В горькой речи умудренного жизненным опытом Святослава Киевского автор выражает свою главную мысль. «Золотое слово» Святослава содержит справедливое обвинение Игорю и Всеволоду в том, что они проступили вопреки его воле. Святослав прославился победами над половцами, но сейчас лишен необходимой поддержки: «Княже ми непособие» (князья мне не помогают). Отсутствие единства на Русской земле уже привело к первым гибельным последствиям: поражению Игоря и нападению половцев на Переяславль Русский.
Остальные князья
Ко всем удельным князьям автор обращается со страстным призывом постоять за Русь. В этих образах намеренно преувеличены могущество и слава. Всеволод Юрьевич может веслами расплескать Волгу; дружина Рюрика и Давида Ростиславичей «рыкаютъ акы тури»; Ярослав Владимирович Галицкий подпирает венгерские горы и т. д.
Вся эта сила и мощь ничего не будут стоить, пока на Руси продолжаются кровавые междоусобицы. Крамолы лишают нынешних могучих князей славы предков («выскочисте изъ дҍдней славҍ») и помогают половцам безнаказанно грабить и разорять русские земли.