Что важно для успешного развития хозяйства география
Презентация по географии на тему «Развитие хозяйства» (9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Подготовила:
учитель географии
МБОУ «Отрадненская СОШ № 2»
Пожидаева Ю.В.
Развитие хозяйства
Описание слайда:
Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение.
Слово состоит из двух корней «ойкос» (дом) и «номос» (знание).
Таким образом, первоначально экономикой называлась
наука об управлении домашним хозяйством.
Хозяйство – сферы производства и
потребления различных благ и услуг
Экономические ресурсы
Природно-ресурсный капитал
Человеческий капитал
Производственный капитал
Что Важно для успешного развития хозяйства?
Описание слайда:
Как организовано хозяйство?
Предприятия, производящие однородную
продукцию или оказывающие однородные услуги
(транспортные или медицинские), объединяются в отросли.
Отросли, производящие сходную продукцию, объединяются
в отраслевые комплексы
(агропромышленный, топливно-энергетический).
Виды экономической деятельности
(добыча полезных ископаемых)
составляют функциональную структуру хозяйства.
Промышленные узлы, города, дороги, сельскохозяйственные
районы образуют территориальную структуру хозяйства.
Описание слайда:
Размещение производства зависит от многих факторов,
и по его рисунку можно определить историю
экономического развития страны
Производство
Географическое положение
Природные
условия
Экологические
условия
Трудовые
ресурсы
Потребитель
Энергия
Плотность
населения
Природные
ресурсы
Интересы
государства
Транспорт
Густота
транспортной сети
Описание слайда:
Секторы экономики
Первичный сектор
Сельское и лесное хозяйство, добыча
полезных ископаемых,
рыболовство
Обрабатывающая промышленность
и строительство
Третичный сектор
Сфера услуг
Четвертичный
сектор
Производство и обработка информации
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Программа по географии по теме:» География Земли»
Рабочая программа по географии для 5 класса
Рабочая программа по географии 11 кл.
МЕтодические указания к выполнению зачета по географии
Презентация по географии на тему «Природа Австралии»
Презентация ученического проекта: «Уникальные южные материки»
Выступление на РМО учителей географии по теме: «Организация и сопровождение учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта»
Выступление на педсовете по теме:«Урок в соответствии с требованиями ФГОС» Выступление на тему: «Приёмы и методы работы на этапе объяснения нового материала (постановка проблемы)»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5425571 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что важно для успешного развития хозяйства география
Подробное решение параграф § 38 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016
1. Что такое хозяйство? Что нужно для его успешного развития?
Хозяйство – это система отношений людей и средств производства. Для успешного развития хозяйства необходимо эффективно управлять природно-ресурсным, человеческим и производственным капиталом.
Природно ресурсный капитал – месторождения полезных ископаемых, сельскохозяйственные угодья, альтернативные ресурсы. Человеческий капитал, представляющий собой образованное население. Производственный капитал – средства производства и другие материальные ресурсы.
2. Какие факторы определяют размещение производства в России? Сформулируйте основные факторы размещения одного из производств вашего района.
К факторам размещения производства относят: географическое положение, природные условия, транспорт и густоту транспортной сети, интересы государства, плотность населения, энергию, экологию, природные ресурсы, трудовые ресурсы, потребителей.
Рассмотрим факторы размещения производства на примере предприятия «Макфа». Расположение предприятие практически посередине страны сопровождается удобной транспортной сетью во всех направлениях. Относительная приближённость к центральным газовым месторождениям страны обеспечивает производство относительно недорогой экологически чистой электрической и тепловой энергией. Соседство с соседними регионами обеспечивает предприятие гарантированным спросом на выпускаемую продукцию, а город Челябинск с населением в миллион человек наличием трудовых ресурсов. Таким образом, обеспечивая население страны выпускаемой продукцией, предприятие успешно защищает продовольственные интересы государства как внутри страны, так и за её пределами.
3. Как организовано хозяйство нашей страны?
Хозяйство нашей страны представлено отраслевой, функциональной, территориальной структурой хозяйства. Кроме того, этапы исторического развития хозяйства отражают первичный, вторичный, третичный и т.д. секторы развития экономики во времени.
4. Какой сектор экономики преобладает в России: а) первичный; б) вторичный; в) третичный?
5. Распределите профессии взрослых (родителей родственников, соседей и др.) по секторам хозяйства. Какой из секторов играет ведущую роль в вашем районе или таких нет?
Профессии первичного сектора: агроном, лесничий, геолог, охотник, рыбак.
Профессии вторичного сектора: строитель, токарь, инженер-конструктор.
Профессии третичного сектора: парикмахер, продавец, водитель.
Профессии третичного сектора: ученый, педагог, архитектор.
6. Как ы понимаете слова Н.Д. Кондратьева о том, что проблема изменений народного хозяйства в целом есть прежде всего проблема ступеней его развития? Актуальны ли эти слова для хозяйства вашего края?
Смысл слов Н.Д Кондратьева заключен в том, что накапливающиеся проблемы в экономике невозможно решить в итоге без качественного изменения ведущих производственных отраслей, определяющих ступень развития народного хозяйства, тянущих за собой все остальные отрасли, а вместе с тем решающие все остальные, менее существенные экономические проблемы.
§ 38. Развитие хозяйства России
Что важно для успешного развития хозяйства. Как организовано хозяйство.
Что важно для успешного развития хозяйства России?
Изучение хозяйства показывает, за счёт чего существует человеческое общество и каждый из нас в отдельности. В XIX в. понятие «хозяйство» определяли как «заведование, управление порядками и расходами по заведению, но заводу и пр.» (В. И. Даль). То же означает и понятие «экономика». Это слово образовано от греческого слова oikonomike, буквально — искусство ведения домашнего хозяйства. В наши дни эти понятия используются в более широком смысле: как обозначение сферы производства и потребления различных благ и услуг. Для успешного управления хозяйством нужно хорошо представлять, чем располагает страна — что есть в избытке, чего не хватает и как правильно распорядиться имеющимися экономическими ресурсами.
Вспомните, что такое человеческий капитал; природно-ресурсный капитал; валовой внутренний продукт.
Природно-ресурсный капитал растёт с открытием новых месторождений полезных ископаемых, введением в оборот новых угодий после орошения или осушения земель или отвоевания суши у моря (например, марши в Голландии). По мере роста технического прогресса может стать ценным сырьём то, что ранее казалось отходами, например нефелины для производства алюминия. 100 лет назад никто не задумывался о ценности рекреационных ресурсов, а о «сельском туризме», или экотуризме, вообще никто не слышал.
Характеристика человеческою капитала — одна из важнейших черт экономики любой страны. Если население образованное, трудолюбивое, дисциплинированное, мирное (и вместе с тем сильное, способное дать отпор любому агрессору), быстро усваивающее всё новое, стремящееся улучшить свою жизнь, тогда и экономика будет развиваться успешно. В противном случае никакие природные богатства страну не спасут — они могут быть растрачены и разграблены без заметного улучшения жизни.
Любое хозяйство — это система отношений людей и средств производства. Производственный капитал — средства производства и другие материальные ресурсы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, сырьё, материалы, энергия, лес, скот и др.) составляют основу реального капитала.
ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА ВАЖНО ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫМ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ.
Как организовано хозяйство России?
Элементарные «кирпичики» экономики это предприятия: заводы, фабрики, магазины, поликлиники, аэропорты и др. Предприятия, производящие однородную продукцию или оказывающие однородные услуги (например, транспортные или медицинские), объединяются в отрасли. Набор отраслей составляет отраслевую структуру хозяйства, например животноводство, цветная металлургия, нефтяная промышленность и т. д. Отраслевая структура постоянно изменяется. Доля одних отраслей уменьшается, других увеличивается. Отрасли, производящие сходную продукцию, объединяются в отраслевые комплексы, например топливно-энергетический, агропромышленный, транспортный.
Вспомните этапы развития хозяйственной деятельности человека.
В мире принято анализировать хозяйство с точки зрения видов экономической деятельности, например: «Добыча полезных ископаемых», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» и др. Именно так публикуют статистические данные большинство крупных международных организации. Виды экокомической деятельности составляют функциональную структуру хозяйства.
Размещение видов деятельности и отраслей хозяйства показывают на экономических картах. Промышленные и транспортные узлы, города, дороги, сельскохозяйственные районы образуют территориальную структуру хозяйства. Одни территории с высокой концентрацией производства и населения, другие освоены слабо. Размещение производства зависит от многих факторов (рис. 73) и часто по его рисунку можно определить «биографию» экономического развития страны.
Конспект урока по географии на тему «Развитие хозяйства» 8 класс
География 8 класс Урок33
Тема: Развитие хозяйства
Цели: Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «отраслевой комплекс», «территориальная структура». Определять и характеризовать экономические ресурсы страны. Сформулировать представление о секторах хозяйства России. Формировать умения работать со статистическими материалами, развивать умение работать с учебниками, составлять логические схемы.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование : экономическая карта России, текст учебника.
I. Организационный момент
Для успешного развития хозяйства важно эффективно управлять природно-ресурсным, человеческим и производственным капиталом.
Вспомните, что относится к природно-ресурсному капиталу? Что такое человеческий капитал?
I I I. Изучение нового материала
— Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России. Что же такое хозяйство России?
Экономика-это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ. ИЛИ
Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, чем или с помощью чего работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает).
— Главной задачей хозяйства (экономики) является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.
Общество любой страны должно решить 3 проблемы:
а) что производить (пушки или масло);
б) как производить (какие технологии и ресурсы использовать);
в) для кого они будут предназначены (какой части населения необходимы и как географически распределены по стране).
Для успешного управления хозяйством нужно хорошо представлять, чем располагает страна-что есть в избытке, чего не хватает и как правильно распорядиться имеющимися экономическими ресурсами.
Работа в группах. Изучить текс учебника на стр. 154 ( 3-5мин.)
Хозяйство состоит из отраслей. А что такое отрасль?
Какие учреждения образуют отрасль экономики – образование? Ответы учеников
Отрасли, производящие сходную продукцию, объединяются в отраслевые комплексы (ТЭК, АПК)
Назвать факторы, которые влияют на размещение производств по территории страны (рис 73, на стр. 155). Ответы учеников.
Хозяйство можно представить в виде следующей схемы, которую учитель чертит на доске, а учащиеся в тетради.
Задания : Назвать и дать краткую характеристику секторам экономики
1. Первичный сектор
Первичный сектор экономики составляют охота и рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобывающая промышленность
2. Вторичный сектор
Вторичный сектор составляют обрабатывающие отрасли и строительство.
3. Третичный сектор.
4. Четвертичный сектор.
В XX веке начали выделять четвертичный сектор. Производство и обработка информации.
— В чем особенности структуры экономики России? (Преобладание промышленности в экономике.)
— Какие отрасли хозяйства являются ведущими? (Промышленность (добывающая), строительство, торговля, здравоохранение, образование и др.)
— Назовите секторы хозяйства? (Первичный, вторичный, третичный, часто выделяют еще и четвертичный.)
Что нового вы узнали об экономике страны?
Как и где вам может пригодиться эта информация?
Всё ли вам было понятно на уроке? Какие трудности возникли и как вы их решили?
Урок 38. Развитие хозяйства в России география
Урок 38. Развитие хозяйства в России география
· выявить, что важно для успешного развития эконо- мики;
· сформировать представление о природно-ресурсном, человеческом и производственном капиталах;
· охарактеризовать отраслевую, функциональную и территориальную структуры хозяйства;
· выявить роль секторов экономики в хозяйстве;
· познакомить с «циклами Кондратьева».
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и знаний о природно-ресурсном, человеческом и производственном ка- питале, об отраслевой, функциональной и территориаль- ной структуре хозяйства, о секторах экономики и «циклах Кондратьева».
Метапредметные: формирование умений: 1) анализи- ровать схемы и таблицы учебника, делать самостоятель- ные выводы; 2) высказывать своё мнение и аргументиро- вать свою позицию; 3) работать с текстом; 4) включаться в обсуждение проблем необходимости развития хозяйства России.
Личностные: осознание необходимости динамичного развития экономики.
Основное содержание: хозяйство (экономика); отрас- левая, функциональная и территориальная структура хо- зяйства; секторы экономики.
Деятельность обучающихся: анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства Рос- сии, определять их различия; формулировать черты сход- ства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от отраслевой и функциональной струк- туры хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира; выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт; выявлять значение человеческого капитала как основного фактора развития общества.
Ценностный компонент урока: природно-ресурс- ный, человеческий и производственный капиталы — ос- нова успешного развития экономики.
Оборудование: схемы «Факторы размещения произ- водства» и «Секторы хозяйства».
Тип урока: изучение нового материала.
Изучение нового материала
Урок начинается с вопросов учителя к обучающимся:
«Что вы знаете о понятиях «экономика», «хозяйство»? Ка- кое определение даётся этим понятиям в параграфе? По- чему необходимо развивать экономику страны?»
Хозяйство России — это совокупность огромного чис- ла разнообразных предприятий и учреждений, каждое из которых удовлетворяет определённые потребности населе- ния. Учитель подчёркивает, что хозяйство, сложившееся исторически в границах государства, называют экономи- кой страны или национальной экономикой.
«Как организовано хозяйство?» — при изучении этого вопроса обучающиеся знакомятся с отраслевой, функцио- нальной и территориальной структурой хозяйства.
Хозяйство любой страны представляет собой систему взаимодействия людей (рабочей силы) и средств производ- ства (орудий труда).
Многочисленные предприятия, учреждения, удовлетво- ряющие однородные потребности людей, составляют от- расль хозяйства. Основными отраслями хозяйства России являются: промышленность, сельское хозяйство, транс- порт, наука, строительство, образование, связь, здравоох- ранение, торговля и т. д. Все отрасли хозяйства взаимо- связаны между собой.
Школьники должны привести примеры такого рода: промышленность даёт сельскому хозяйству технику, удо- брения, сельское хозяйство снабжает промышленность сы- рьём, транспорт осуществляет перевозку промышленной и сельскохозяйственной продукции и т. д.
Все отрасли можно объединить в отраслевые комплек- сы — группы отраслей, выполняющих общую хозяйствен- ную функцию.
Функциональная структура — тип организационной структуры, при которой создаются производства в соответ- ствии с видом выполняемых ими работ.
Промышленные и транспортные узлы, города, дороги, сельскохозяйственные районы образуют территориальную структуру хозяйства.
Изучая рисунок 73 (с. 155 учебника), обучающиеся выясняют, что такое факторы размещения производства, а изучая рисунок 74 (с. 156 учебника), устанавливают, какие отрасли относятся к первичному, вторичному, тре- тичному и четвертичному секторам хозяйства. Какой сек- тор преобладает в промышленно развитых странах? Что необходимо, чтобы этот сектор активно развивался в Рос- сии?
Для ознакомления учеников с «циклами Кондратье- ва» — учёного, фото которого помещено на шмуцтитуле, используется приём опережающего задания — анализ та-
блицы на с. 157 учебника. Учителю следует подчеркнуть, что сегодня в мире формируется шестой технологический уклад. Его базовые отрасли: биотехнология, нанотехноло- гия и др. Именно развитие этих отраслей обеспечит про- гресс и развитие России.
В качестве дополнительного материала к уроку учитель может привлечь следующий текст.
Развитие промышленности происходит неравномерно, че- рез спады и подъёмы. Впервые на эту закономерность обратил внимание в 1847 г. англичанин Х. Кларк, который подсчитал, что между экономическими кризисами 1793 г. и 1847 г. про- шло 54 года. Он высказал мысль, что такой период не случаен, что должны быть причины, его обусловившие. Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому учёному Н. Д. Кондратьеву. Он впервые глубоко проанализировал этот феномен в 1928 г.
Николай Дмитриевич Кондратьев (1892—1938), выпускник юридического факультета Петербургского университета, про- жил всего 46 лет. Ещё в начале 1920-х он начал широкую дис- куссию по поводу длинных волн (периодов, циклов) в развитии экономики. Наибольшую известность ему принёс доклад в ин- ституте экономики в 1928 г. «Большие циклы конъюнктуры». Ис- следования Н. Д. Кондратьева охватывали этапы развития ряда стран Западной Европы и США за 100—150 лет. Он учитывал индексы цен, внешнеторговый оборот, добычу золота, угля, вы- плавку чугуна. Н. Д. Кондратьев в 1930 г. был репрессирован и умер в заключении в 1938 г. Его научные труды стали из- даваться только с 1989 г.
Домашнее задание: 1) изучить § 38; 2) ответить на
вопросы 1—4; 3) выполнить задания 5—7 (по выбору уча-
щихся); 4) выполнить задание 1 на с. 68 тренажёра.