Что важно в актерском мастерстве
Как актерские навыки помогают в обычной жизни
Давайте представим, что вы пришли на интервью, чтобы устроиться на работу: перед этим долго готовились, учили искрометные фразы, читали гайды по языку тела и искали подходящую одежду – провели все вечера перед зеркалом. И как назло – тревога, нервозность, недружелюбный человек в строгом костюме. Сразу сбивается речь и забываешь нужные слова, сидишь в неуверенной позе, а одежда больше не кажется комфортной и презентабельной.
Этих и других подобных вещей (и не только на собеседовании, но и во множестве других жизненных ситуаций) можно избежать, если знать, как использовать в жизни актерские навыки. Поставленная сценическая речь позволит уверенно звучать, размеренно и четко говорить, а развитый эстетический вкус подскажет, какая одежда лучше подойдет для интервью. Даже разволновавшись, можно выразить положительные эмоции, а лучше и не волноваться – главное развивать психологическую устойчивость. Этому мы учим на нашем онлайн-курсе по актерскому мастерству: с теорией, практикой, обучающими видео и интересными заданиями. А в этой статье давайте разберемся подробнее с самыми важными навыками актера и возможностями их применить.
Ключевые актерские навыки: для чего их использовать
Существует множество навыков, которыми располагают актеры: от умения вживаться в роль и импровизировать до креативности, четкой дикции и раскрепощенности. Посмотрим на самые важные из них с практической точки зрения:
Актерским навыкам везде можно найти применение, другое дело – как-то освоить их. Разберемся, как можно самостоятельно натренировать каждое из перечисленных умений (кстати, узнать, в каких профессиях необходима сценическая речь, подробнее разобраться с эстетическим вкусом и понять специфику всех ключевых навыков можно в нашей статье «Навыки актера, которые пригодятся каждому»).
Как освоить актерские навыки?
Давайте посмотрим на рекомендованные упражнения для практики актерских навыков и разберемся, как можно тренировать эти умения с помощью ресурсов 4brain. В конце концов, вы сможете успешно применять навыки в жизни – мы также рассмотрим приемы, которые предлагает актриса Джейн Марла Роббинс в своей книге об актерских техниках, и научимся эффективно их использовать.
Вжиться в роль и выразить эмоции
Чтобы научиться хорошо передавать эмоции и поддерживать нужный образ, обратимся к технике якорения, основанной на нейролингвистическом программировании:
Узнать подробнее о технике якорения и найти еще 14 методик по управлению эмоциями можно в третьей части нашего тренинга по актерскому мастерству.
Прием. Техника якорения основана на такой вещи, как эмоциональная память. В своей книге Роббинс уделяет этой особенности мозга большое значение – и вот как ее можно использовать на примере актрисы:
«Бьющиеся о скалы волны придают мне ощущение живости, силы и безопасности. Настоящие ли это волны или воспроизведенные по памяти. Другими словами, звуки бьющихся волн, запах соленого морского воздуха, вид пены – все эти чувственные вещи заставляют мое тело вести себя так, будто я и вправду у океана, так это или нет. И это просто чудесное ощущение.
Для меня это способ контролировать свое тело, вместо того, чтобы быть зажатой, несчастливой или напуганной. Мне нравится ощущать расслабление, силу и воодушевление. Так что в тех ситуациях, когда имеют место быть убогость и напряжение, я просто воссоздаю те волны на противоположной стене – и это все, что мне нужно, чтобы хорошо провести время».
Для каждой эмоции можно подобрать соответствующий стимул, который ее вызовет. Можно поэкспериментировать с этим самим или для начала взять пример с Джейн и ее бьющихся волн.
Выразительно говорить
В хорошо поставленную сценическую речь входят правильная артикуляция, четкая дикция, выдержанные дыхательные паузы и выразительная интонация. Посмотрим, какими упражнениями можно улучшить дикцию:
Все задания на тренировку сценической речи, в том числе для интонации, дыхания и артикуляции, можно найти в пятом уроке по актерскому мастерству.
Прием. Чтобы ничего не мешало полностью раскрыть вашу отработанную речь, изучим прием «Замена». Он связан с эмоциональной памятью, и его смысл в том, чтобы заменять любые мешающие предметы на что-то радостное и безопасное в вашем сознании. Рассмотрим это на примере Линды.
Линда боялась свиданий вслепую: каждый раз она сильно напрягалась, не могла сказать ни слова и волновалась, что не понравится своему собеседнику. Так что она решила прибегнуть к «Замене»: любые цветы на столе ресторана она заменяла своими любимыми фрезиями, вместо шумной музыки она представляла Колыбельную Шумана, а запах хлеба на подносе приобретал аромат ее свежеиспеченных булочек.
Использовав все эти хитрости, Линда чувствовала себя как дома: она могла быть собой и не волноваться, что вся ее жизнь зависит от одного свидания. «Замена» – универсальный прием. Вспоминайте про него всегда, когда нужно разрядить обстановку и создать себе комфортные условия.
Уверенно двигаться
Станиславский считал сценическое движение самым главным средством внешней техники актера. Разберем упражнения на развитие координации:
Все тренировочные практики по развитию сценического движения можно найти в нашей статье «Сценическое движение».
Прием. Для того, чтобы свободно двигаться перед людьми, нужно чувствовать себя раскрепощенно. Воспользуемся такой методикой, как «Пародирование персонажа», в оригинале – Playing a Character. Эта практика хорошо подходит для многих ситуаций: от театрального выступления до свидания и знакомства с новыми людьми.
Все, что нужно – это взять на себя роль определенного персонажа или образа. Чтобы чувствовать себя привлекательной и чарующей девушкой, можно представить образ Мадонны, а если нужно немного подурачиться, то стоит прикинуться псом Гуфи. Подойдет любой персонаж.
А чтобы лучше войти в роль, ответьте на вопросы: «Какая у него походка? А манера разговора? Какая осанка и движения руками? Улыбка широкая и открытая, или наоборот закрытая?» Чем конкретнее вы представляете поведение своего персонажа, тем лучше.
Все запомнить
Актеры тренируют память, чтобы быстро и эффективно запоминать свои сценические реплики, песни, монологи. Но хорошая память пригодится всем и каждому, в любой ситуации: вспомнить номер начальника, вовремя поздравить с днем рождения друга и не забыть купить молоко в магазине.
Вот некоторые рекомендации по тренировке памяти:
Все практические рекомендации, способы запоминания и интересная теория по теме памяти находятся в статье «Как тренировать память». А еще есть мнемотехники.
Прием. С хорошей памятью к хорошему реквизиту – и да, это опять не про сцену.
Как повествует Роббинс, актриса Джоанна Майлз во время съемок одного фильма удивительным образом плакала каждый раз, когда ей подавали сигнал. Как только камеры немного сдвинули, она потеряла эту возможность. Все дело в том, что оборудование закрыло собой ручку какого-то красного дивана, видневшегося Джоанне. Можно предположить разное: возможно, когда-то на таком диване весело смеялась ее бабушка, а может, на похожем диване случилось что-то трагическое. Но факт остается фактом: актриса была эмоционально связана с этим предметом, и он заставлял ее плакать.
Для повседневной жизни, где нет камер и красных диванов, можно найти, например, камень – какой вам понравится. Подержите его в руке, сфокусируйтесь на этом маленьком предмете в своей ладони. И если вы услышите какую-то мысль, какую-то идею, – свой внутренний голос, – то носите этот камень с собой, в кошельке, сумке или где-то еще. В моменты напряжения и тревоги вспоминайте про него – должно стать легче, если вы направите внимание на предмет, с которым эмоционально связаны.
Выработать вкус
Эстетический вкус – понятие довольно абстрактное и субъективное. Вот несколько общих рекомендаций по его развитию:
Но самый действенный способ улучшения эстетического вкуса – это тренировать насмотренность.
Прием. Правильно подобранная одежда – залог успеха. Экспериментируйте с одеждой: светлыми и темными цветами, разными фактурами и тканями. Можно начать со шляпки (так, кстати, и сделал Харрисон Форд для роли Индианы Джонса – и это стало его фирменной фишкой в фильме), а можно подобрать себе целый наряд. Найдите вещи, в которых вы будете чувствовать себя уверенно и красиво – тогда вас запомнят, а вы произведете хорошее впечатление.
Обрести дзен
Вот несколько признаков того, что стоит поработать над своим ментальным здоровьем:
Если что-то из этого списка свойственно вам, советуем пройти нашу программу по психической саморегуляции: за 6 недель обучения и 25 уроков вы научитесь адаптироваться к стрессовым ситуациям, контролировать эмоции, регулировать внимание; освоите техники управления своей мотивацией, методы физиологической саморегуляции и еще много других полезных вещей.
У всех актерских навыков есть практическое применение. Отработав эти навыки, больше можно не волноваться ни о собеседовании, ни о свидании, ни о презентации, потому что все получится. Теперь, вернувшись на интервью, не будет беспокойства о его результате, как и об исходе свидания, чтении лекции или выступлении на сцене – главное помнить, что весь мир – театр, а мы всего лишь актеры в нем. Все зависит от того, как мы сыграем свою роль.
Желаем успехов в освоении актерских навыков и удачи в применении их на практике!
Как стать успешным актёром? 8 главных качеств, чтобы стать популярным актёром и выступать на сцене
Если вы с детства мечтаете сниматься в кино, выступать на сцене театра или озвучивать фильмы, но не знаете с чего начать, наша статья для вас.
О том, как стать актёром и что для этого нужно знать, рассказали:
В статье расскажем:
Какие навыки пригодятся начинающему актёру: 8 качеств хорошего актёра
Профессия актера не так легка, как может показаться человеку, сидящему в уютном кресле зрительного зала. Она требует самоотдачи. Мы подготовили для вас перечень качеств, которыми обладает профессиональный актёр.
У актера как и любого другого специалиста есть ряд навыков, необходимых для работы:
Пожалуй, это главные навыки, над которыми стоит работать начинающим и опытным актерам.
Дмитрий Рудаков. Актер, режиссер, телеведущий, тренер по ораторскому искусству, организатор мероприятий
Чтобы стать актером нужно быть:
Курсы актёрского мастерства в Москве
выбрать
Курсы сценаристов в Петербурге
Театральные студии в Петербурге
Какие бывают типы актеров?
Актер театра
Актер театра выступает на сцене, постоянно поддерживает образ персонажа, используя экспрессивные движения и мимику. Актер через героя непрерывно общается со зрителем, раскрывая все его грани.
Если вы почитатель классики и ценитель бессмертных произведений Шекспира, Стриндберга и Станиславского, и хотите стать актером театра — смело идите в театральную студию.
Актер кино
Актер кино снимается в киностудиях и специальных павильонах, правдоподобно играет на камеру, полностью погружается в роль. Киноактер умеет быстро переключаться с эмоции на эмоцию, так как обычно эпизоды снимаются в произвольном порядке.
Лучше всех умеет передавать эмоции на лице и через движения!
Если вы хотите стать успешным актером кино, вы должны всегда безупречно выглядеть, так как камера преувеличивает и искажает картинку. Эмоции в фильмах, в отличие от театра, выражаются точнее и аккуратнее.
Чем различаются актер театра и актер кино?
Актеров кино и театра обучают по одной схеме. Но есть отличия практического характера. Например, в кино нужно уметь работать с камерой, понимать значительность кадра, уметь работать в разных условиях, держать эмоциональный настрой и быстро включаться, так как актерам кино приходится ждать свою сцену по несколько часов. В театре же другие особенности. Например, нужно уметь владеть голосом, обладать широта жестов — театр требует открытой энергии.
Актер дубляжа/озвучки
Если вы из тех, кто не любит быть на виду, но можете одним только голосом с пародировать тысячу эмоций, то эта специальность для вас! Яркое воображение будет плюсом, так как иногда диалоги записываются без партнера, приходится работать одному, представляя собеседника и его реплики.
Актер дубляжа озвучивает реплики на родном языке в иностранных фильмах. Он — закадровый голос документальных и познавательных программ. Актер дубляжа мастерски владеет голосом. Озвучить писклявого героя мультика не составит для него никакого труда.
Спорим, вы не знали?
Как актёру работать над собой?
И начинающему и профессиональному актеру необходимо постоянно совершенствовать навыки, разбирать свои роли и кино-эпизоды, а затем работать над ошибками и исправлять их.
Какие способности необходимо развивать актеру?
1) Учиться дикции и ораторскому искусству. Людям, имеющим проблемы с дикцией (шепелявость, картавость, заикание) не стоит терять надежду стать знаменитым актером.
Во-первых, этот речевой дефект можно превратить в личную креативную фишку! Главное правильно преподнести себя и создать неповторимый образ (яркий пример – Иван Охлобыстин).
Во-вторых, дефект речи можно полностью или частично исправить у логопедов. После долгой и упорной работы над собой, повторения специальных упражнений для дикции. Нет ничего невозможного, главное желание.
2) Разрабатывать мимику. Мимика — главный инструмент в арсенале актера. Она способна изобразить яркую палитру любой эмоции, позволяя передать тончайший ее оттенок. Умение управлять своей мимикой поможет и актеру кино, и актеру театра.
3) Тренировать память. Память у актера должна быть не просто хорошей, а даже феноменальной. Десятки, а то и сотни страниц сценария, информации необходимо учить наизусть… Чтобы тренировать память, учите монологи из любимых произведений и кинофильмов. Читайте книги, изучайте иностранные языки, учите поэзию.
4) Учиться импровизировать. Разница между просто игрой по сценарию и импровизацией в одной и той же сцене — огромна! Поэтому режиссеры призывают актеров импровизировать. Умение выкручиваться из диковинных ситуаций, выходить не только сухим, но и победителем из сложных передряг – искусство, которому можно научится. Для этого существует много разных интерактивных задачек. Например, каждый день знакомиться с пятью людьми, используя для этого эксцентричные способы (разговаривать только глаголами или использовать жесты).
5) Заниматься самообучением. Хотите стать хорошим актером? Читайте специализированную литературу:пособия и самоучители по актерскому мастерству, мемуары и автобиографии знаменитых актеров кино и театра всех эпох. Ходите в театры, следите за работой профессионалов, разбирайте монологи и актерскую игру эталонов профессии.
6) Всегда держать свое тело в форме, а себя в тонусе. Личные качества человека: его характер, навыки и умения, вместе с выносливым натренированным телом и подтянутой фигурой, делают из него очень востребованного актера!
Так что не забываем про регулярные физические нагрузки, пластику и растяжку, отработку танцевальных навыков.
Пластика и растяжка позволит вам сделать движения мягкими и приятными эстетически, а умение танцевать не только поможет улучшить физические данные, но и станет вашим преимуществом на кастингах.
С чего начать, чтобы стать актером?
Профессиональное образование, чтобы стать актером не обязательно, но лишним не будет. Если вы уверены в своих силах и талантах, то достаточным будет посетить курсы по актерскому мастерству. На них вы в полной мере разовьете и раскроете личные качества и актерский потенциал, если он есть.
Как выбрать школу актерского мастерства?
Существует множество актерских школ, среди которых крайне сложно выбрать подходящую. Самое главное в выборе — это преподаватели! Учиться нужно у профессионалов, у настоящих актеров, получая знания и информацию, непосредственно во время живого общения с мастером. Не стоит проходить курсы у подрабатывающих студентов актерских школ.
Важен и конечный продукт обучения. Мы, например, со всеми студентами снимаем кино. Для чего? Чтобы побывать в настоящих условиях, а не только в аудитории. Важно, чтобы школа приглашала на мастер-классы больших профессионалов сферы кино и театра. И конечно, слушайте свое сердце, вам должно быть комфортно с преподавателем и группой. Для обучения актерскому мастерству нужна правильная атмосфера.
Дмитрий Рудаков. Актер, режиссер, телеведущий, тренер по ораторскому искусству, организатор мероприятий.
Дешевые способы совершенствования, не всегда дают отличный результат. Бесплатные курсы, обучение на бюджетных местах в университете, хождение по бесконечным пробам — это, конечно, не затратный, но долгий путь, который, в конечном итоге, приведет к работе в театре за 15-20 тысяч, в ожидании счастливого случая и возможности показать себя
Необходимо вложиться в саморазвитие, путем качественных платных тренингов и курсов, маркетинга и проработки своего образа. Искать проекты, которые сделают из вас медийную личность. Это можно осуществлять постепенно и идти к успеху, начиная с малого. Например, пойти на курсы актерского мастерства, импровизации или ораторского искусства. Годы классического образования не гарантия профессионализма и успеха в делах. Даже если на старте немного денег, вкладываясь понемногу ваш профессионализм и доходы будут расти.
Александр Попыловский, предприниматель, преподаватель в школе-студии актерской импровизации, актер импровизатор, ведущий тренингов и обучающих программ
Как добиться реального успеха в актерском деле?
Успех и популярность – очень разные понятие. Сегодня быть популярным можно и не являясь хорошим оратором или актером. Однако к настоящему успеху нужно быть готовым. Не забывайте оставаться настоящим, открытым и честным с самим собой. Формула успеха для каждого своя, но главное – это стать профессионалом и лучшим в своей области и тогда успех не заставит себя ждать. Это же очевидно!
Дмитрий Рудаков. Актер, режиссер, телеведущий, тренер по ораторскому искусству, организатор мероприятий.
Твердо решили, что ваше призвание — работа в театре и кино? Тогда повышайте свое мастерство, продвигайте себя в актерской сфере и узнайте, как добиться триумфа начинающему актеру.
Не забывайте участвовать в массовках и короткометражках. Ищите способы заявить о себе, показать себя публике или зарекомендовать себя перед режиссерами и постановщиками.
Создайте собственный канал на YouTube, куда будете выкладывать видео. Обязательно заведите портфолио, в которое войдут видео- аудио- и фотоматериалы, раскрывающие ваш потенциал. Устройте профессиональную фотосессию. Запишите песню в студии. Снимите видео-дневник и выложите в социальные сети. Умейте преподнести себя, работая с личным агентом или продюсером. Будьте сто процентов уверены в своих силах!
Для актеров озвучки и дубляжа замечательным опытом и способом обратить на себя внимание будет — участие в конкурсах разных уровней, озвучивая мультфильмы или зачитывая тексты для аудиокниг.
Главное ограничения для актера — это ограничение его собственного ума. Рамки, не дающие добиться успеха, в которые он сам себя ставит, в силу негативного опыта или боязни провала.
Самореализация — главная цель в любом деле! Актер чувствует это как никто другой, испытывая невероятное удовольствие от внимания зала и аудитории.
Когда ты видишь аудиторию, обращенную к тебе, то испытываешь чувства, которые невозможно описать словами. Это крутые ощущения, поверьте! Обучаться актерскому мастерству или ораторскому искусству, это значит, прежде всего, самовыразиться и работать над своей личностью. Обретать навыки необходимые каждому человеку – пожалуй самое интересное занятие на земле!
Дмитрий Рудаков. Актер, режиссер, телеведущий, тренер по ораторскому искусству, организатор мероприятий
Каждому актеру нужна своя команда, для поиска которой понадобится много времени и денег. Имея преданную команду, талант и желание усердно работать вы добьетесь продолжительного и головокружительного успеха!
При наличии добросовестных: школы, наставника, продюсера и команды (маркетологи, агенты, фотографы, стилисты и т.п.) можно стать успешным актером имея только талант. Эти люди сделают большую часть рутинной работы, помогут быстрее выбрать направление и пути развития, не позволят сидеть без дела. Вам останется только любимое дело — выходить и выступать.
Александр Попыловский, предприниматель, преподаватель в школе-студии актерской импровизации, актер импровизатор, ведущий тренингов и обучающих программ
Вы железно решили во что бы то ни стало стать профессиональным актером, готовым пройти через огонь, воду и медные трубы? Тогда вам определенно стоит начать осваивать эту сложную, но увлекательную профессию. Терпения и удачи!
Понравилась статья? Поделись с друзьями, вдруг и они мечтают стать знаменитыми актерами!
Урок 2. Главные качества хорошего актёра
Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений – это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений – это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы».
В соответствии с системой Станиславского, обучение актёрскому мастерству также начинается с долгой и кропотливой работы над собой.
Содержание:
Работа над собой состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй – в следующем.
Определение качеств, которыми должен обладать актёр
Качества актера – это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.
В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, предложенной Станиславским, его последователями и учениками.
Первая группа «Качества любого хорошего актёра» – это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять клише «необходимый минимум» – это то, что должен знать и уметь каждый.
Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство – ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.
Качества любого хорошего актёра
Ниже мы перечислим наиболее важные, на наш взгляд, качества, которыми должен обладать хороший актер.
Развитое внимание
Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а внимание сконцентрировано только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.
В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является сценическое внимание – избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с инструментами развития внимательности, возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами – инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры – речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.
Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:
Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:
1 | Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками. |
2 | Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой – круг, левой – треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы. |
Детальнее о сценическом внимании, этапах изучения этого актёрского навыка читайте в тематической статье нашего блога. Больше полезных упражнений для его развития можно найти здесь.
Ораторские способности
«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску», – писал К. С. Станиславский. Умение выступать перед публикой, произносить речи, которые давно стали образцом риторики (а таких немало в драматургии) – важное качество не только для общественных деятелей или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь.
Сценическая речь – профессиональное средство выразительности актёра и театрального воплощения драматургического произведения.
Владение этим качеством важно ещё и с точки зрения риторики – как способность к речевой импровизации. Через мастерство говорить актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.
Одной из основ техники речи является чувство темпо-ритма, открытое и описанное К. С. Станиславским. Он заметил связь между ним и чувствами: «Ускорил темп – отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп – освободил больше времени для действия и речи…». Таким образом, меняя темп и ритм, актёр меняет и гамму своих чувств, переживаемых в данный момент.
Это открытие имеет для театра огромное значение, поскольку позволяет в ходе постановки через изменение темпо-ритма актёра управлять не только его чувствами, но и развитием сценического действия в целом, влиять на его плавность или, наоборот, бурность. Детальнее читайте в книге «Работа актёра над собой».
Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:
1 | Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1. |
2 | Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите. |
Другие упражнения ищите в профильной статье.
Воображение и способность мыслить творчески
Чувство правды – это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия.
Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это – способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» – состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в два этапа:
Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия – качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.
Подробнее о чувстве правды читайте в этой статье.
Эмоциональная память
Память важна для актёра не только с точки зрения способности запомнить и воспроизвести текст (хотя это, без преувеличений, очень важно). Выше уже неоднократно отмечалось, что неотъемлемым атрибутом хорошей игры является способность к передаче эмоций героя, через которые раскрывается его внутренний мир, и, как результат, пьеса обретает художественную завершенность. Поэтому начинающему актёру стоит уделять внимание не только развитию памяти с целью запоминать большие объемы текстовой информации, но и учиться запоминать и воссоздавать эмоции и чувства.
Для этого нужно тренировать свою эмоциональную память – способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Пережитые и сохранённые в памяти чувства при репрезентации (воспроизведении) выступают в виде сигналов, которые влияют на нашу мимику, жесты, речь и другие элементы поведения.
Этот вид памяти очень важен при формировании личности любого человека, а тем более актёра. Все дело в том, что природа его переживаний такова, что во время игры нельзя жить такими же чувствами и эмоциями, как в реальной жизни. Жизненные и сценические эмоции различаются своим происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате настоящего (непридуманного) раздражителя. Вспомнить любое чувство можно лишь потому, что оно знакомо нам из опыта. Это и называется эмоциональной памятью. Реальные жизненные переживания являются первичными, а вызванные эмоциональные переживания на сцене – это воспроизведение чувства вторично за счет памяти актёра.
Рекомендации по развитию эмоциональной памяти:
A | Расширяйте эмоциональный кругозор. Станиславский требовал от своих учеников быть впечатлительными, стараться получать от жизни как можно больше впечатлений и внимательно следить за собой в наиболее яркие и полные чувств моменты. |
B | Проявляйте наблюдательность. Кроме собственных эмоций, следите также и за чужими, наблюдая за разными людьми и выявляя характерные для разных эмоций детали. |
C | Тренируйте память. Умение использовать специальные приёмы запоминания, мнемотехники разобраны в отдельном тренинге на нашем сайте, посвящённом развитию памяти. |
D | Учитесь воспроизводить эмоции, используя специальные приёмы, которые позволяют быстро освежить в памяти нужные чувства. К ним относятся якоря (или манки): внешние или внутренние стимуляторы реакции актёра. К примеру, большинство из нас легко воспроизведёт в своей памяти чувство влюблённости, если вспомнит свою первую любовь. Но стимуляторами эмоций может быть не только воспоминание, но и какой-то реальный объект, звук или даже запах. Подробнее о принципах воспроизведения эмоций читайте в следующем уроке по актёрскому мастерству. |
С практическими упражнениями для развития эмоциональной памяти можно познакомиться здесь.
Сценическая свобода
Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении – холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть – люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.
Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как сценическое движение. И в системе Станиславского, и его последователями, в частности, В. Э. Мейерхольдом, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».
В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика – красота движения, грация, выразительность артиста – внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему физическому состоянию. Вот несколько упражнений:
1 | Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы – классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька. |
2 | Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо – тело фиксировано в одной точке, всё остальное – расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов. |
3 | Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт. |
Другие упражнения описаны в отдельном материале.
Качества профессионального актера
Далее мы продолжаем разбирать актерские качества, но теперь сосредоточимся именно на тех, которыми должен обладать не просто хороший, а уже профессиональный актер.
Обаяние и харизма
Задумайтесь, как много актёров вы знаете всего и сколько из них можете назвать харизматическими. Не так и много, правда? Харизма – это свой стиль, то, что позволяет выделяться среди других, особенность и даже исключительность. Харизма – это когда роль, которую «примеряли» на себя сотни актёров, ассоциируется лишь с одним именем. Спросите любителей «бондианы» кто сыграл Джеймса Бонда лучше всех и большинство вам ответит – Шон Коннери.
Сейчас ошибочно бытует мнение, что актёр обязательно должен быть красивым. На самом деле это не так: он обязательно должен быть обаятельным. Вспомните Адриано Челентано, который своей игрой, манерой, стилем, влюбил в себя целое поколение, при этом, не обладая незаурядными внешними данными. Красота имеет значение, но далеко не так часто, как харизма и обаяние, превращающие хорошего актёра в лучшего.
Коммуникабельность
Актёрство – это непрерывный процесс общения. Это внутренний диалог с целью понять роль, профессиональная коммуникация с коллегами и отточенный навык вербального и невербального обращения к зрителю. Такова суть театрального искусства и ремесла актёра.
Развить коммуникативные навыки несложно, достаточно взять на вооружение три несложных закона общения:
Соблюдать эти законы вполне просто. Для этого достаточно лишь помнить о них и стараться всегда следить за своими проявлениями.
Умение справляться со страхом
Фобия публичного выступления является одной из самых распространенных среди жителей США. Да и большинство из нас, наверное, испытывали чувство волнения, сталкиваясь с необходимостью выступать перед численной аудиторией (а иногда и перед парой человек). Актёрам ещё сложнее, ведь их выступление нельзя разбавить неформальными приёмами, к тому же, они связаны не только с произнесением речи. Поэтому хороший артист должен уметь справляться с волнением перед зрителем и сценой. Это качество нужно развивать в себе, тренируя не только профессиональные навыки, но и уверенность, сосредоточенность, стрессоустойчивость.
Психическая уравновешенность
Трудолюбие и работоспособность
Съёмки и репетиции занимают очень много времени в жизни актёра и ему нужно быть готовым проводить значительно больше стандартного 8-часового рабочего дня на площадке, порой жертвуя отдыхом и личными интересами. Здесь не обойтись без терпеливости, выносливости и устойчивости в плане больших нагрузок.
Знание теорий, жанров и приёмов театрального искусства
Вряд ли вы бы доверили ремонтировать сантехнику человеку, который не понимает разницы между разводным и гаечным ключом. Аналогичная ситуация и с ремеслом актёра. Непосредственно на способность сыграть роль это влияет не критично, но стать профессионалом без багажа специальных знаний невозможно. И первый шаг для всех, кто хочет овладеть искусством перевоплощения – знакомство с видами и жанрами театрального искусства.
Музыкальные и хореографические навыки
Музыка развивает слух – учит слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для развития навыков сценической речи и не только. Не обойтись актёру и без хореографии, которая помогает развить пластику, добиться естественности, преодолеть скованность в движениях.
Вкус, эстетика, чувство гармонии
Драматург А. Н. Островский от своих актёров требовал развитого эстетического вкуса, без которого невозможно понять ни суть театра, ни природу персонажей. Без него, без чувства гармонии сам актёр не может понять красоту, максимально передать то, что требует образ и характер постановки. Эстетические способности угадываются в каждом аспекте техники – речи, движениях, эмоциональной наполненности игры.
Стремление совершенствоваться
Свои качества и навыки актёр должен развивать постоянно, прогрессировать от роли к роли, оставляя лучшее и избавляясь от ненужного. Дело здесь не только в конкурентной среде, где идёт постоянная борьба за главные роли и успех, но и в желании реализоваться, которое обязательно должно быть. Опыт обогащает эмоциональный багаж, а каждая роль – шаг выше в плане профессионального развития.
Честолюбие, стремление к успеху и славе, целеустремленность
Честолюбие – социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия направленные на достижение целей, самореализацию. По сути – это устойчивый положительный мотив, заставляющий человека двигаться к своей мечте. Без любви к занятию, без осознания его значимости для себя и других, без желания делать то, что делаешь хорошо и постоянно прогрессировать, любая работа превращается в мучение, даже такая интересная как актёр.
Другие качества
Здесь речь пойдёт не совсем о качествах, а, скорее, о направленности развития личности для того, чтобы стать хорошим актёром:
Знания психологии. Психологи врачуют душу. Очевидно, что для этого нужно что-нибудь о ней знать. Некоторые из этих знаний необходимы и тем, кто мечтает стать хорошим актёром. Понимание природы чувств, движимых человеком желаний, осознание мотивов поступков и характера людских пороков может помочь артисту «вжиться» в роль, пригодится для формирования представления об образе. Перевоплощение – процесс психологический, ведь как можно сыграть другого человека, не поняв его? Подробнее о психологии читайте в отдельном тренинге.
На этом пора подвести итог уроку. Думаем, что рассмотренной информации вполне достаточно, чтобы понять, над чем стоит работать.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Теперь переходим к вопросу управления эмоциями.