Что важно в архитектуре

Что значит архитектура для человека?

Гуляя по улочкам своего города, мы часто просто смотрим на здания, торговые центры, парки с лавочками и фонтанами, и думаем: «Ах, как же красиво!». Непроизвольно мы любуемся многими архитектурными сооружениями, они вызывают у нас определенные чувства и настроения. В настоящее время архитектура действительно хорошо развита и разнообразна. Конечно, историческое развитие культуры разных стран и национальностей обуславливает функции и внешний вид архитектурных сооружений. Архитектура тесно связана с жизнью общества. Самые известные её памятники становятся для нас символами разных городов и стран: вспомним Эйфелеву башню в Париже, Великую Китайскую стену или московский Кремль. Но что она значит для человека, для каждого из нас?

Архитектура – это искусство. Можно сказать, что каждый раз, когда мы выходим на улицу, мы оказываемся в огромной галерее зданий. Только не всегда это замечаем, потому что нужно спешить на работу, в магазин, к Людмиле Сергеевне или просто потому что привыкли к этому повседневному пейзажу. Но в один момент что-то останавливает нас, заставляет пройтись помедленнее и оглянуться, по-новому посмотреть на то, что было привычно взгляду.

Удивительно, но на самом деле архитектура – это диалог. За каждым зданием, за каждым архитектурным комплексом или маленькой постройкой стоит человек, архитектор. Таким необычным языком он пытается донести до общества какую-то мысль, идею в художественном образе. Мы непременно на нее реагируем: это может быть согласие, принятие, но также протест или даже неприязнь. Известный итальянский архитектор Ренцо Пиано сказал, что архитектура — очень трудная работа. Если писатель пишет не очень хорошие книги, люди могут их просто не читать. Но если архитектор делает свой проект плохо, он обрекает какое-нибудь район города на уродство на сотни лет.

Архитекторы часто искали вдохновения у природы, даже учились у нее, повторяя в своих произведениях изящные линии, необычные формы, размеры и сочетания цветов. Так, например, крыша здания Художественного музея Милуоки, созданного по проекту Сантьяго Калатрава, напоминает крылья птицы или парус. Такой нежный образ архитектор нашел, наблюдая за озером Мичиган. А здание национального центра в городе Тайчжун в Тайвани походит на что-то волшебное, сказочное. Архитектор Тойо Ито выразил так свое вдохновение от пещер и линий водных течений.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

В то же время сама архитектура, её красота и уникальность воодушевляют человека на что-то необычное. Интересно, что художники студии Уолта Диснея, создававшие всем нам известные красочные мультфильмы, находили вдохновение в местах и архитектурных сооружениях реально существующих, таких как Мон-Сен-Мишель во Франции или Тадж-Махал в Индии. Эти места действительно завораживают. Посетив их, трудно остаться без новых мыслей и впечатлений.

Архитектура способна успокоить человека, настроить на гармоничный лад, умиротворить. Не зря многие люди в свободное время выбираются в парк, в тихое местечко рядом с фонтаном, чтобы почитать, подумать или приятно побеседовать с товарищем. Психолог К. Эллард отмечает в своих работах, что архитектура имеет психологическое воздействие на человека: «здания заставляют нас чувствовать».

И все же, архитектура, насколько она важна? Что она значит для каждого из нас? Человек видит и узнает в окружающем его мире то, что есть в нем самом. А значит и в архитектуре он видит те черты, которые являются его неделимой частью. Он может найти в ней место обману, уродству, лицемерию. Но также человек увидит в ней отражение любви, красоты и честности.

Источник

От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Николай Фанеев:

«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Екатерина Сванидзе:

«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Николай Фанеев:

«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

Николай Фанеев:

«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

Николай Фанеев:

«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».

Источник

Архитектура и психология

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

Автор: Андрей Калашников

Член Президентского совета СРО «Союз психотерапевтов и психологов», психолог, руководитель сервиса психологической поддержки трудовых коллективов

Как проектирование воздействует на людей и какие положительные психологические эффекты таит в себе продуманный архитектурный дизайн

Что важно в архитектуре. Смотреть фото Что важно в архитектуре. Смотреть картинку Что важно в архитектуре. Картинка про Что важно в архитектуре. Фото Что важно в архитектуре

По просьбе редакции За-Строй.РФ я сделал обзор материалов из зарубежных источников на тему психологического воздействия архитектурного проектирования. Предлагаю ознакомиться с результатом моей работы читателям сайта.

Взаимодействие между архитектурным проектированием и психологией человека значимо, но остаётся в значительной степени незамеченным или даже игнорируемым как в индустрии проектирования, так и за её пределами. Более того, взаимосвязь между архитектурой и психологией не только косвенная, но и двунаправленная. С одной стороны, успешный дизайн оказывает явное психологическое и физиологическое воздействие. С другой стороны, психология, человеческий опыт и функция наших неврологических систем – всё это играет важную роль в том, что мы воспринимаем как успешный дизайн.

А стресс всегда рядом

Архитектура зародилась как средство защиты, как убежище от окружающей среды. Постепенно она превратилась в форму искусства, в которую были введены субъективность, творчество и красота. Сегодня мы наблюдаем, как архитектура снова развивается, на этот раз из формы искусства в предмет психологического исследования и целенаправленной реализации, ориентированной на психологическое благополучие. Изучение психологических эффектов архитектурного и интерьерного дизайна важно из-за их огромного влияния на эмоциональное и психологическое благополучие людей.

Чтобы понять, как архитектурный дизайн и дизайн интерьера влияют на психологию людей, важно сначала понять, по крайней мере на базовом уровне, психологическое воздействие определённых стимулов на человеческий мозг.

Наслаждение – это чувство счастья, удовлетворения и удовольствия. Однако способы, которыми может быть достигнуто это чувство, являются субъективными и эволюционировали по мере того, как наши интересы как людей развивались, и наши доступные ресурсы изменялись.

Поскольку стресс стал таким заметным фактором в современной жизни, а последствия стресса для здоровья теперь хорошо известны, для борьбы с ним используются такие стратегии, как психологическая терапия, медитация, наркотики и многое другое. Хотя существует много противоречивых мнений о том, какой из вышеперечисленных методов наиболее эффективен, все согласны с тем, что снижение стресса, по крайней мере, до некоторой степени возможно. Здесь чрезвычайно актуальны архитектурный дизайн и дизайн интерьера, а также их положительное психологическое воздействие.

Ритмы архитектуры

Архитектурный стиль со временем эволюционировал по мере того, как менялись предпочтения широкой публики и открывались новые материалы и строительные процессы. Некоторые стили были модой, которая быстро приходила и уходила, в то время как другие выдержали испытание временем и существовали веками, даже оказывая влияние на современную архитектуру сегодня.

Что отличает сохранившиеся архитектурные стили от уже несуществующих? Считается, что «красивое» здание состоит из трёх компонентов: формы, удобства и красоты. Хотя слово «красивый» в своей основе субъективно, чувство, связанное с ним, универсально. Видя то, что мы определяем, как прекрасное, мы испытываем удовольствие. Чувство удовольствия является результатом выброса окситоцина и эндорфинов в наш мозг. Если единственная цель зданий – форма или место, где люди могут просто собираться для какой-то конкретной цели, почему тогда у них будет возможность положительно влиять на нас физиологически? Опять же, ответ основан на эволюции.

Здания, доставляющие нам чувство удовольствия, – это те здания, которые включают архитектурные элементы, которые наш мозг распознаёт как имеющие характеристики, аналогичные тем местам, которые помогали нашим предкам выжить. Таким образом, важно определить, какие конкретные характеристики или паттерны наш мозг ассоциирует с этими атрибутами выживания и почему.

Модели (шаблоны, паттерны) уже давно являются предметом человеческого любопытства, и мы успешно адаптировали их для использования в нашей способности планировать наперёд. Наш мозг распознаёт закономерности несколькими способами. Первый, известный как сопоставление признаков, заключается в том, что входящая информация о шаблоне разбивается мозгом на части, которые затем сравниваются одна за другой с частями ранее сохраненного шаблона. Сопоставление прототипа похоже на сопоставление признаков, за исключением того, что наш мозг не сопоставляет входящий шаблон с сохраненным шаблоном, он пытается связать входящую информацию с определёнными характеристиками известного прототипа. Человеческий мозг так долго использовал распознавание образов как форму выживания, что стало чем-то, что мы подсознательно делаем ежедневно.

Хотя ваше сознание может не осознавать, что чувства, которые он испытывает, вызваны закономерностью или отсутствием таковой, наша физиологическая система действительно приводит к той же симпатической или парасимпатической реакции, которую испытывали наши предки.

Важность рисунка выходит за рамки способности распознать буквально что-то вроде жилища или дома. Это также важно из-за своей эстетической реакции на красивую архитектуру. Образец в архитектуре часто называют ритмом. Это то, что заставляет взгляд перемещаться от одной фокусной точки к другой (например, от одной части комнаты или дома к другой). Он не только привлекает внимание, но и способствует красоте объекта (дома или комнаты).

В архитектурном мире есть четыре категории ритмов: чередование, повторение контрастирующей пары; прогрессия, увеличение или уменьшение размера элемента в шаблоне; повторение, непрерывное повторение одного элемента; и переход – использование линии, по которой глаз может непрерывно следовать от одной точки к другой.

Мы считаем, что здания, которые включают в себя определённые эстетически приятные узоры или ритмы, более красивы, потому что наш мозг обусловлен эволюцией, чтобы связывать эти узоры с безопасностью, благополучием и выживанием.

Как отмечалось ранее, такое восприятие приводит к высвобождению окситоцина, эндорфинов, что приводит к ощущению удовольствия. Это, в свою очередь, помогает восстановить наше тело, иммунную систему, теломеры клеток и так далее, что полезно как для психического, так и для физического здоровья. Имея эту информацию в качестве фона, мы теперь можем понять архитектурный успех некоторых исторических зданий.

Вдохновение природы

Многие из зданий, получивших наибольшее признание критиков, были построены по образцам, имитирующим естественную среду, из которой мы пришли. Храм Святого Семейства, спроектированный Антонио Гауди, – экстравагантный собор, расположенный в Барселоне, Испания. Строительство началось в 1882 году, но, поскольку детали здания настолько изысканные, предполагается, что здание не будет полностью завершено до 2026 года.

Вдохновением для собора Гауди послужил лес и множество деревьев, из которых он состоит. При входе в собор человека встречают сотни колонн высотой 78 футов, которые разветвляются на вершинах и сходятся в потолке и друг в друге, как переплетающиеся ветви навесов деревьев.

Национальный театр Тайчжун, расположенный на Тайване, спроектированный Тойо Ито, напоминает естественное образование скал. Современный стиль здания, его мягкие округлые изгибы и использование нейтральных землистых тонов призваны показать скалы в их естественной обстановке.

Проект Эдем в Корнуолле, Англия, состоит из нескольких прозрачных куполов, в которых обитают самые разные растения. Архитектор Николас Гримшоу черпал вдохновение в пузырьках, благодаря которым полупрозрачные купола легко сосуществовали с окружающей природой. Все три здания известны своей красотой.

Одна из основных причин, по которой мы воспринимаем эти здания как красивые, заключается в том, что наш мозг обрабатывает сенсорную информацию, которую он получает от них, и соотносит её с закономерностями, которые ранее доказали свою эволюционную полезность в природе. Тем не менее, поскольку это распознавание образов происходит на подсознательном уровне, большинство зрителей не осознают нейропсихологические и физиологические основы восприятия этого чувства прекрасного. Такая же физиологическая реакция может произойти, даже если сходство здания с окружающей средой не так очевидно, как в приведённых выше примерах.

Способность архитектуры и дизайна воздействовать на наши эмоции сложнее, чем архитектура, просто имитирующая природу. Типы шаблонов, используемых в дизайне, также играют важную роль в нашем восприятии. В частности, здания, которые большинством людей считаются красивыми, демонстрируют вариации определённого вида узора, известного как сетка из девяти квадратов.

Сетка из девяти квадратов – не недавно открытое архитектурное явление. Древние азиатские культуры использовали его, поскольку считали его имеющим космологическое значение. На Ближнем Востоке считается, что он олицетворяет изначальную и совершенную форму, и он широко использовался в эпоху Возрождения и неоклассицизма. Корневой образец сетки из девяти квадратов состоит из сетки 3 x 3 с централизованным пространством (средний квадрат), окруженным внешней зоной (внешние 8 квадратов). Однако, поскольку люди по своей природе видят закономерности в большинстве вещей, существует множество вариаций сетки из девяти квадратов, которые производят тот же эффект. Это связано с тем, что сетка из девяти квадратов – это не столько сами квадраты, сколько разделение пространства, которое создаёт квадраты.

Шаблон можно применить ко всему: от планов городов до экстерьеров зданий и поэтажных планов. Центр сетки из девяти квадратов был использован в плане квартала Барселоны, а также базилики Святого Петра в Риме, которая использует центр сетки из девяти квадратов, а также четыре угловых квадрата. Греческий Парфенон, Римский Пантеон и Тадж-Махал в Индии также являются примерами сетки из девяти квадратов. Эти здания являются важными ориентирами как из-за их общепризнанной красоты, так и из-за того, что они выдержали испытание временем, как физически, так и метафорически.

Парфенон находится в Афинах (Греция), и был построен между 447-м и 432-м годами до нашей эры так, чтобы смотреть на него только снаружи, и зрители могли заглянуть внутрь только через внешние колонны.

Пантеон в Риме, Италия, как полагают, был построен около 120-го года нашей эры и имеет высоту и 142 фута в диаметре. Он использует сетку из девяти квадратов у входа в здание, а также на основном плане здания, который просматривается с высоты птичьего полёта.

Наконец, Тадж-Махал, который некоторые считают одним из семи чудес света, был построен между 1628-м и 1658-м годами. Он также включает в себя два узора из девяти квадратов: один в 9-ти арках в передней части здания, а другой внутри центральной арки фасада.

Эти примеры иллюстрируют важность узора «сетки из девяти квадратов» как важной исторической архитектурной концепции. Эти здания также показывают, насколько структурно прочен узор, поскольку они сохранялись веками. Их общепризнанная красота показывает, насколько психологически паттерн девяти квадратов оказывает влияние на человеческий мозг. Частота её использования является результатом благотворного психологического воздействия паттерна, закодированного в человеческом мозгу и, следовательно, в умах архитекторов, создавших эти здания.

Ещё один важный фактор, способствующий популярности сетки из девяти квадратов в архитектуре, заключается в его сходстве со структурой человеческого лица.

Распознавание лиц – одна из важнейших адаптаций человечества к выживанию. Фактически, это настолько важно, что 65% нейронной структуры мозга новорождённого ребёнка посвящено механизмам распознавания лиц. Распознавание лиц – это то, что позволило нам различать людей, животных и неодушевлённые предметы. Это также помогло нам делать такие разные вещи, как распознавать хищников и избегать их, а также узнавать наших родителей с самого раннего возраста. Кроме того, распознавание лиц помогло выявить важные социальные сигналы, которые когда-то были необходимы для выживания, включая такие показатели, как личность, возраст, пол и эмоции.

Здесь также важно отметить, что вертикальный Т-образный узор человеческого лица очень напоминает сетку из девяти квадратов. Человеческое лицо состоит из двух симметричных глаз, носа по центру и рта по центру. При наложении сетки из девяти квадратов на лицо левый глаз находится в верхнем левом квадрате, правый глаз – в верхнем правом квадрате, нос – в самом центральном квадрате, а рот – в центральном квадрате в нижнем ряду. Близкое сходство сетки из девяти квадратов с человеческим лицом создаёт явную возможность того, что люди подсознательно видят лица при наблюдении определённых форм архитектуры и в образцах этой архитектуры, обеспечивая другое объяснение физиологических реакций и ощущения удовольствия, которые может вызывать определенная архитектура.

Здания, которые утомляют

Пока что мы остановились на положительном влиянии архитектуры. Не менее важно наблюдать негативное влияние, которое плохо спроектированные или построенные здания и пространства оказывают на психологию и физиологию человека.

В то время как городское планирование имеет важное значение для защиты здоровья населения, так же важна архитектура отдельных зданий, составляющих архитектурную среду города. Исследования показали, что разрушенные дома и кварталы, а также заброшенные и полуразрушенные здания заставляют нас чувствовать себя небезопасно, вызывая страх и беспокойство. Эти чувства активируют наши механизмы выживания и приводят в действие нашу симпатическую нервную систему.

Психологи выяснили, что люди обычно более здоровы, когда их искусственная среда включает множество независимых магазинов, уникальных пространств и зданий, а не типовых, цементных зданий и повторяющихся сетевых магазинов. Таким образом, архитектура и дизайн могут оказывать существенное влияние на психологию и эмоции человека.

Хорошо спроектированные здания, в которых используются удачные образцы, такие как сетка из девяти квадратов, или которые вызывают чувство безопасности, оказывают положительное психологическое воздействие и вызывают выброс нейрохимических веществ, вызывающих у нас чувство удовольствия. Плохо обслуживаемые здания заставляют нас нервничать и бояться, активизируя нашу симпатическую нервную систему, что наносит ущерб нашему здоровью.

Множество уникальных зданий стимулируют наш разум, в то время как скучные однообразные здания утомляют нас, которые, как было клинически доказано, вызывают стресс. Кроме того, постоянное воздействие таких негативных характеристик здания может быть вредным для здоровья, поскольку они могут быть источником хронического стресса.

К счастью, этого можно избежать и исправить, учитывая все когнитивные исследования и строительные технологии, имеющиеся в нашем распоряжении. В идеале при строительстве новых зданий и городских территорий следует не просто избегать этих отрицательных качеств, но и работать над их нейтрализацией, используя вышеупомянутые методы красивого дизайна.

Вместо эпилога

В настоящее время проводятся обширные исследования, демонстрирующие, что хороший архитектурный дизайн имеет явные психологические и физиологические преимущества, которые выходят за рамки простого ощущения эстетически приятного внешнего вида.

Но уже и сейчас очевидно, что существует прямая связь между плохим архитектурным проектированием и исполнением, а также проблемами со здоровьем и психологическими проблемами.

Наконец, сегодня мы лучше понимаем эволюционную основу многих психологических и физиологических реакций человека на дизайн. Используя эти знания и технологические инструменты, которыми мы сейчас располагаем, у нас есть возможность создавать архитектуру, которая не только эстетически прекрасна, но, что ещё более важно, психологически выгодна.

Поскольку проблемы со здоровьем, такие как сердечные приступы и ожирение, вызванные стрессом, высокое кровяное давление, депрессия, беспокойство и так далее, всё больше и больше преследуют современный мир, применение архитектурного дизайна, в котором не используются элементы, которые, как известно, оказывают психологическое и восстанавливающее воздействие, больше не актуально.

Важно, чтобы мы пересмотрели укоренившиеся в обществе конструкции, которые ошибочно обозначили сферу архитектурного дизайна как простую форму искусства, тем самым лишив её значимой легитимности, которой она заслуживает как поле, имеющее потенциал для реальной общественной пользы. Если положительное психологическое и восстанавливающее влияние архитектуры увидят только психологи и архитекторы, а не широкая общественность, то психологическое воздействие бездумного архитектурного дизайна никогда не будет устранено, и в поле будет по-прежнему не хватать ресурсов, необходимых для улучшения мира, в котором мы живём. Короче говоря, это необходимо признать как социальную проблему, которая является неотложной и важной для самого общества.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *