Что важно в балете
Какая польза от занятий балетом?
Содержание
Принято считать, что балет полезен исключительно с раннего детства и только тогда, когда заниматься им исключительно на профессиональном уровне. На самом деле, преимуществ у балета не меньше, чем у профессионального фитнеса или других видов активностей. В некоторых случаях классическая хореография для взрослых даже полезнее фитнес-тренировок.
Балет всегда вызывает ассоциации с чем-то красивым, грациозным и обязательно неподъемно сложным. Последнее – действительно правда. Но не настолько, чтобы отказаться от такого хобби. В чем преимущества занятий балетом для взрослых, и кому такое времяпровождение точно не подойдет? Рассмотрим в статье.
Почему о балете мечтают и почему его боятся?
Занятия балетом всегда были окутаны пеленой чего-то очень красивого и изящного. Всему виной роскошные постановки, красивые костюмы танцоров, изящество и грация самих балерин. Тоненькие и стройные они кажутся многим девочкам с детства эталоном чего-то прекрасного и недостижимого.
Из-за завышенных ожиданий и стереотипов многие намеренно отказываются в детстве или даже во взрослом возрасте идти на балет, забывая, что его ценность не только в красоте и грации, но и в том, что это отличная тренировка для физической подготовки, силы и выносливости.
Многие забывают о том, что в тренировочных залах, где проходит большая часть жизни балерин, они не надевают балетные пачки, а тренируются в удобной для себя одежде. И залог их привлекательного и утонченного внешнего вида – не всегда в генетике. В большинстве случаев – это результат тяжелого и упорного физического труда на тренировках. И если для всех остальных балет – это, прежде всего, искусство, то для балерины – работа. Почему бы и вам не попробовать себя в этом?
Ниже мы рассмотрим преимущества и недостатки балета в качестве основных тренировок.
Преимущества занятий балетом
Помимо понимания того, что вы сможете приобщиться к прекрасному – балету, занятия для вас будут полезны еще и по другим, более прозаичным причинам, о которых мы поговорим ниже.
Альтернатива спорту
Известно, что кардионагрузки требуют больших энергозатрат, нежели силовые (в случае аматорских тренировок). Но проблема в том, что многим просто скучно часами бегать на дорожке или выполнять упражнения на степпере. Гораздо интереснее и полезнее прийти в танцевальный класс, освоить новые движения или па.
Балет – это классический пример кардиотренировки. За час занятий балетом вы потеряете около 500 ккал, а чтобы потратить такое же количество энергии на силовых тренировках, вам понадобится целых два часа интенсивной тренировки. Балет – это полноценная кардиотренировка, и вы можете воспринимать ее исключительно с этой точки зрения.
При этом, во время интенсивных занятий балетом вы не сможете нарастить нежелательные мышцы, увеличивая объем тела. Тренировочный процесс построен таким образом, что вы будете терять лишние килограммы и жировую прослойку. Сами мышцы станут более сухими и подтянутыми. Особенно заметны результаты ваших тренировок будут на ногах, прессе и спине. Руки также станут более подтянутыми, но при этом вы не получите нежелательного рельефа.
Вместо гимнастики
Если любителям силового фитнеса приходится тратить время на растяжку после тренировки, то в балете стретчинг – неотъемлемая часть самого тренировочного процесса. В каждом балетном движении вам нужна будет гибкость всех мышц, суставов, плавность движений.
Чтобы все упражнения вы выполняли действительно грациозно и красиво, в тренировку обязательно включается растяжка. Помимо того, что вы будете преуспевать в самом балете, гибкие мышцы и суставы полезны и для всего организма. Так вы менее подвержены различным травмам вроде растяжений. Во время растяжки вы также сможете избавиться от болей в мышцах и суставах, которая преследовала вас не один год.
Красивая осанка и положение тела
Балет хорош тем, что помимо интенсивных физических нагрузок вы также получаете привычку держать спину ровно, кисти рук – красиво, стопы – аккуратно и в правильном положении. Даже в повседневной жизни балерины олицетворяют собой пример грации, женственности и плавности движений. Они просто не умеют иначе с учетом того, сколько времени проводят в тренировочном зале оттачивая это положение тела.
Даже если вы не станете балериной и не превратите занятия балетом в свой рабочий день, результат обязательно будет. Ваше тело запомнит «правильное» положение, постепенно выровняется положение спины, вытянется шея, походка станет более плавной и грациозной (вы же знаете, что гнуть колени в балете тоже нельзя?).
В целом, балет идеально подойдет тем девушкам, которые хотят немного похудеть, но боятся нежелательных мышц и объема в результате силовых тренировок. Вместо этого вы получите идеальные плавные движения и грацию.
Самодисциплина
Вы хотя бы раз занимались самостоятельно в тренажерном зале или начинали бегать на стадионе? И сколько раз после этого ваши намерения заканчивались на третьей или, в лучшем случае, пятой тренировке? Поверьте, вы не одни – многие из-за недостатка самодисциплины также бросают инициативы самостоятельного занятия спортом.
В балете все иначе. Во-первых, вас ждет тренер и группа на определенное время у станка в балетном классе. Это уже само по себе дисциплинирует: одно дело договориться с собой «отложить тренировку на следующий раз», и совсем другое – дать остальным понять, что вы несерьезно намерены заниматься балетом. Каждый раз приходя после пропуска на тренировки, вы будете видеть, что другие участники группы уже серьезно продвинулись вперед и умеют больше, чем вы. Поверьте, лучшей мотивации не будет.
Еще один интересный факт – в балете ваше тело будет влиять на вашу ментальную дисциплину. На самой тренировке вы будете учить свое тело «слушаться». Спину будете держать ровной, колени, ровными, руки – грациозными и красивыми. В свою очередь, благодаря механизмам психосоматики, ваше тело будет и вам говорить о том, что необходима дисциплина и самоконтроль. Вы также будете замечать, насколько проще вам стало просыпаться по утрам, делать ненавистные ранее домашние дела и ходить на тренировки. Удивительно, но такая связь работает очень и очень хорошо!
Новые знакомства и интересы
Если вы по вечерам несколько раз в неделю будете посещать балетный класс, то вы обязательно познакомитесь с интересными людьми, которые разделили вместе с вами увлечение балетом. Более того, вам не нужно будет тратить время на то, чтобы найти точки соприкосновения и общие интересы. Они уже есть – вы все выбрали балет.
Со временем вы сможете встречаться вне балетного класса. Это отличная возможность говорить и общаться с людьми, с которыми у вас сходятся интересы. И если вы недавно переехали в новый район или сменили город проживания – новое хобби в виде занятий балетом будет как нельзя кстати для появления новых друзей!
Уникальность
Сколько из ваших друзей и знакомых занимаются спортом? Уверенны, что многие. А сколько из них выбрали танцы? Уже меньше. И готовы поспорить, что скорее всего, поклонников балета в вашем круге общения немного, а то и вовсе нет. Только представьте, насколько вы будете интересны только благодаря своему необычному хобби!
Все знают, как выглядит беговая дорожка в тренажерном зале. А что если вы расскажете о новом, интересном па? Уверяем вас, после ваших воодушевленных рассказов многие из ваших подруг захотят присоединиться.
А еще мы хотим сказать, что новомодные направления танцев и фитнеса очень быстро теряют актуальность и проходят, а балет – это вечная классика, которая будет актуальна всегда. Вы будете всегда в тренде, занимаясь балетом.
Кому не подойдут занятия?
Конечно, нельзя говорить о том, что балет – это лекарство от всех ваших проблем и трудностей. Кому же не подойдут такие тренировки:
Выводы
Балет может стать отличной альтернативой спорту, если вы правильно понимаете то, к каких результатам такие тренировки могут привести. Если вы хотите привести тело в тонус, сделать движения более грациозными, плавными, развить самодисциплину – балетные тренировки будут идеальным решением!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Что нужно знать о балете, чтобы не прослыть полным валенком.
Допустим, вам пришла идея расширить горизонты своего культурного сознания, или ваша девушка как-то пробрасывала, что обожает балет, и вы хотите сделать в её сторону широкий культурный жест – в общем, вы решили сходить на балет. Тогда для вас эта культшпаргалка.
1. Исторический ликбез
Несмотря на то, что жанр балета родом из Европы, классического совершенства он достиг у нас, в России во второй половине 19 века.
Именно он отточил классическую хореографию до эталона. Как Лев Толстой является зеркалом русской литературы, так Петипа воплощает собой русский балет. Даже начинающий балетоман не может не знать этого имени.
Далее. Поскольку балет создает не только балетмейстер, но и композитор, то Пётр Ильич Чайковский – второй герой нашей темы. Про его шедевры слыхал любой русский человек. Уж «Лебединое озеро» точно все знают. И «Щелкунчик» тоже. Ещё есть «Спящая красавица».
Кстати! если придете на Лебединое озеро, не ждите, когда же будет знаменитая сцена Умирающего лебедя. Знайте, это вообще другой балет!
В труппе балетного театра очень сложная иерархическая лестница. На первый раз достаточно знать только три её ступеньки: кордебалет (это стройные синхронные ряды танцовщиц, создающие на сцене красивые обрамления и узоры), солисты (они исполняют партии второго плана) и премьеры: прима-балерина и премьер (они танцуют главные партии).
Обратите внимание, по штатному расписанию театра только примы можгут носить это гордое звание – балерина.
Среди премьеров есть свои супер-звёзды. На их спектакли вы вряд ли попадёте. Но все равно запомните хотя бы парочку звёздных имен. Только не говорите, что вы одну знаете, и зовут её Волочкова. Выбросьте это имя из своего балетного багажа и забейте место, где оно у вас лежало, досками! Выучите на первый раз двух балетных богинь 21 века: Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева.
Возможно, вы слышали два звёздных имени – Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. Это уже прошлое, но, если запомните их – будет просто хорошо.
Внимание! Не вздумайте всерьез назвать танцовщика балеруном! Если это позорное слово вырвется из ваших уст, вам ничем уже не восстановить вашу репутацию просвещенного балетомана.
3.Как называется то, что они танцуют
В классическом балете есть два вида танца: классический и харАктерный, то есть, национальный. В характерном своя система движений, костюмы тоже национальные.
В классическом танце все гораздо сложнее. Запомните самое-самое, без которого никак:
Сольный танец называется вариацией. Парный – па-де-де. Трио – па-де-труа.
Знаменитое вращение балерины на одной ноге, с выбрасыванием в сторону другую – фуэте. Она должна совершить полный оборот 32 раза, не выходя за линию мысленно очерченного пяточка диаметром приблизительно в полметра. Фуэте – это такая демонстрация технического уровня балерины и больше ничего. Если она еще при этом держит руки на талии, то тогда вообще – рекорд! Чистый спорт, в принципе.
4. Во что они одеты
Пачка – это пышная юбочка из нескольких слоев тюля. Пачки в каждом балетном спектакле разного фасона. Есть в виде длинных струящихся колоколов, есть покороче и есть совсем короткие, как в Лебедином озере. Каждый слой тюля (его уходит до 20 метров на одну пачку) вручную пришивается к трусикам, присбаривается, и иногда всё это ещё укрепляется тонким стальным обручем для лучшей фиксации.
Пуанты – это такая спец.обувь для классического танца, где основная позиция балерины – на кончиках пальцев.
Никакой пробки внутри пуантов нет. Твердость мыска создается за счет многослойного обклеивания деревянной колодки (у каждой танцовщицы своя) кусочками мешковины и бязи. Слой ткани – слой клея (специально сваренного из двух видов муки), и так далее.
Кожаная подошва пришивается вручную к атласному футлярчику туфельки. Потом мастер тщательно ровняет и уплотняет до идеальной гладкости мысок пуанты точными ударами специального молоточка, приклеивает стельку ( это делается у мастера на коленке). И дальше всё это сушится в специальной печи.
Но это ещё далеко не всё. Дальше танцовщица сама обычно пришивает атласные ленточки к пуантам, и доводит их до конечной степени удобства.
В сложном балетном спектакле срок эксплуатации одной пары пуантов равен примерно сорока минутам (продолжительность балетного акта). Дальше они годны только в качестве сувенира. После антракта балерина выходит на сцену в новой паре, которую через сорок минут ждет та же участь.
5. Когда аплодировать
• когда в оркестровой яме появляется дирижёр
• когда открывается занавес и открывается красиво декорированная сцена
• в балете принято также «хвалить» танцовщиков после каждого номера.
Но тут вы не запутаетесь, потому что в столичных театрах обычно есть клака, то есть специально обученные люди из балетных, которые организуют «своим» солистам успешный прием публики. Они хлопают, когда надо, и кричат «браво» особыми, поставленными голосами.
Слово «браво» в переводе с итальянского означает «молодец».
6. Неужели вся эта классика дошла до нас в неприкосновенности?
Нет, во времена Петипа и Чайковского балет выглядел иначе. Пачки были длиннее, ноги не принято было поднимать слишком высоко (выше, чем на 90градусов), а сами балерины были довольно приземистые и фигуристые девушки, правда, гибкие и хорошенькие (недаром они пользовались повышенным спросом у мужской половины высшего света и императорского двора).
Это начиная с высокой Анны Павловой (рубеж 19 и 20 веков) танцовщицы стали увеличиваться в росте и стремительно худеть. Теперь золотой стандарт балерины – невозможная худоба, длинные руки, ноги и шея, маленькая головка, выразительное лицо.
Вот фото для сравнения.
А ва кордебалет из постановки Лебединого озера 1892 года. Посмотрите на тяжеловесных танцовщиц в левом углу. Каждая как две Волочковых. И обратите внимание на пачки. Совсем не то, что сейчас.
Прошло больше ста лет. Теперь балерины вот такие тростиночки(это Диана Вишнева)
и кордебалет в Лебедином озере совсем иначе выглядит.
7. Как отличить хороший балет от плохого.
Если вы видите на сцене кордебалет, где танцовщицы разного роста и телосложения, нет синхронности, если прима коренаста и тяжела, если премьер красиво водит руками, но плохо прыгает, то это низкое качество.
Если балет настоящего качества, вы сразу это поймете безо всякого анализа. Вы просто будете восхищаться этой красотой.
И помните, пожалуйста, сколько труда вложено в это зрелище! Даже спектакль среднего уровня заслуживает ваших бурных аплодисментов.
Никогда не ходите на слабые балетные спектакли. Вся прелесть классики открывается только в хорошем исполнении. Особенно избегайте гастрольных команд, которые возят один спектакль и танцуют под фонограмму.
На пуантах: почему заниматься балетом — классно
Вид искусства или один из вариантов физической нагрузки? О том, как балет может изменить жизнь «небалетного» человека, заменив ему фитнес, и о том, как выбрать преподавателя и одежду, нам рассказал премьер Мариинского театра Владимир Шкляров.
Начать профессионально заниматься балетом во взрослом возрасте невозможно, так как в балете очень важны физиологические параметры: гибкость, шаг, растяжка, подъемы. Я не слышал ни одного случая, чтобы взрослый человек пришел в балет и стал профессиональным артистом.
Обычно в балет приходят в 7-8 лет. Детей приучают к растяжке и выносливости, правильному питанию и распорядку дня. А вот после 25-30 лет тянуться уже сложно и не нужно — например, выворачивать ноги вообще нельзя, это может закончиться серьезными травмами. Что касается веса, то профессиональный артист должен быть стройным — я, например, при росте 180 см вешу 71-72 кг. Но любителям это не так важно.
А вот заниматься для себя и выбрать балет в качестве альтернативы фитнесу — прекрасная идея, особенно если вам нравится вся эта эстетика.
Балет — это красиво, он развивает пластику, силу и гибкость. Разумеется, как и любая физическая нагрузка, занятия могут способствовать похудению, при условии, что вы правильно питаетесь и создаете дефицит калорий. В любом возрасте балет поможет сформировать красивую осанку, походку и плавные движения. Это, пожалуй, главные аргументы «за».
Отношения с педагогом
В зрелом возрасте человек приходит в балет для собственного удовольствия. Поэтому я считаю, что репетитор (в балете, кстати, нет слова «тренер») не должен быть излишне строгим, но без дисциплины в классе — никуда. Необходим хороший пример — педагог, который умеет зарядить своей энергией.
В профессиональном балете также очень важна атмосфера в зале. Это абсолютный авторитет и доминирование, чтобы ни у кого не возникало вопросов, прав педагог или нет. Педагог всегда прав. А для такого уровня нужно не только соответствующее образование, но и педагогические способности, харизма.
Балет — вид искусства, предполагающий контакт преподавателя с учеником.
Будьте готовы к тому, что педагог будет подходить, дотрагиваться до рук, головы, ног. Это не означает, что он специально хочет дотронуться, — просто иначе всего не объяснить. Вы должны понять и прочувствовать технику, так что взаимодействие с репетитором обязательно будет.
Совместимость с другими тренировками
Если вы хотите продвинуться в балете даже на любительском уровне, нужно быть очень осторожными с другими видами нагрузки. К примеру, профессиональные артисты ходят в спортзал, но предельно аккуратно — чтобы не превратиться в качков. Нам нужно свободное, гибкое и податливое тело, которое будет сильным и в то же время не перекачанным.
Лучше заниматься плаванием — шикарно укрепляет и растягивает. Пилатес также может быть прекрасным дополнением к балету.
Что надеть…
Понятия «экипировка» в балете нет — не путайте со спортом. Есть профессиональная балетная одежда — трико, бандаж, футболка и балетные туфли. Для девочек — купальники, пуанты или каски. Это все — балетная классика.
Существуют специализированные магазины балетной одежды, но я давно там ничего не покупаю. Из профессиональной «экипировки» у меня есть только бандажи — это необходимо мужчинам. И балетные туфли.
Все остальное нахожу в спортивных магазинах. Чаще выбираю бренд Nike, люблю за отличные трико и штаны из микрофибры, футболки, кроссовки для бега и одежда для стретчинга. Многим девушкам нравятся купальники от японского бренда Yumiko — это качественная одежда для танцоров.
Ниша практически пустая — нет серьезного бренда, который занимался бы исключительно профессиональной балетной одеждой.
Многие пытались это сделать, но ничего не вышло, — марки, которая бы качественно одевала артистов балета пока не придумали. Поэтому большинство из нас ищут что-то подходящее в спортивных магазинах.
Самая важная часть атрибутики — обувь. Нужно подобрать правильную колодку, ширину, длину, расстояние между носком и пяткой. Раньше с этим было сложно, но сейчас в обиход вошли раздельные стельки. Индивидуально подбираются каски (пуанты) и межпальцевые перегородки. С подбором вам должен помочь преподаватель.
… и как это надеть
Для артистов балета важно одеваться тепло, чтобы не повредить связки и сухожилия. Это же помогает правильно разогреться. Перед началом занятия я надеваю шерстяные носки, затем чуни, трико, штаны или гетры. Сверху — кофта на молнии или жилет. В процессе все это постепенно снимается — остаюсь лишь в трико, балетных туфлях и футболке.
За тренировочный день меняют 8-9 футболок.
Девочки точно так же — сначала надевают побольше одежды, чтобы разогреться и постепенно все это снимают, оставаясь в купальнике. Очень важно медленно протянуть тело, послушать его и подготовиться к трудовому дню.
Что в балете важнее: генетика или везение? Рассказывает Елизавете Таранда
При приеме в училище ребенка педагоги нередко смотрят на физические данные родителей, ведь все дети – это отражение и сочетание родителей. Если мама и папа небольшого роста, то скорее всего ребенок высоким не будет. И если в балете для девочки средний рост 170 см – это нормально, то для мальчика это может стать ограничением в партиях.
У высоких родителей, как правило, высокие дети. Для мальчика – это хорошо, а вот для девочки может стать препятствием: не во всех театрах мира есть солисты высокого роста, партнера найти будет трудно, зато есть большой репертуар второстепенных персонажей для рослых артисток.
Все знают, что балерина должна быть тоненькой и длинноногой, а что еще нужно? Как определить, что ваш ребенок соответствует необходимым критериям для балета? А ведь от их наличия зависит здоровье в профессии.
Внешние данные
При приеме в балетное училище устроены три тура. Первый – проверка физических данных, подъем стопы, соотношение длины ног, туловища и рук, форма черепа и длина шеи, ширина плеч и бедер.
Второй тур – медицинский, здоровье у балерины изначально должно быть крепким, чтобы нагрузки не спровоцировали травмы и не навредили развитию ребенка. Третий тур – музыкальность и артистизм, ребенок демонстрирует свой талант в танце, выученном или импровизируя.
Многие родители идут на все, чтобы их чадо взяли в училище, несмотря на отсутствие важных данных, так как их дети мечтают танцевать. На мой взгляд, самое необходимое для танца без вреда для здоровья – это отсутствие хронических заболеваний, патологий, мобильность суставов. На ноги приходится вся нагрузка, поэтому стопы должны быть развитыми, чтобы у балерины с самого начала не было проблем с главным рабочим инструментом.
Если существуют проблемы с лишним весом, то нужно решить сразу – либо балет, либо бутерброд. Причем на долгосрочную перспективу. Ведь ученицу могут отчислить за отсутствие подобающей формы. Обычно из роста вычитается 120 – так высчитывается максимальный вес балерины. Для старших классов есть ограничения до 53 килограммов при условии высокого роста артистки. Все остальное – индивидуальность, трудолюбие, талант и удача.
Фото: @stepanstepansky. Модель: Елизавета Таранда
Истории и судьбы
В моем первом балетном классе в МГАХ на Фрунзенской было 20 девочек с потрясающими данными. Лучшая из них была стройной, очень способной, стояла всегда по центру станка, была абсолютной отличницей по всем предметам как в общеобразовательной школе, так и по балету.
Она получила красный диплом и была принята в труппу Большого театра. Педагоги начали работать с ней, ее брали на гастроли, но вдруг она отказалась от карьеры и ушла из балета насовсем. Столкнувшись с реальной жизнью театра с 10 утра до позднего вечера, лучшая из лучших вдруг осознала, что это не для нее, вышла замуж и родила ребенка.
Но известны и противоположные случаи. Диане Вишневой постоянно говорили, что у нее недостаточно хорошие данные, не хотели брать в хореографическое училище. Она и сама признает, что ее успех – плод тяжелого многолетнего труда, она заплатила за него постоянно больными ногами. Екатерину Кондаурову дважды не принимали в училище в Москве, она уехала в Санкт-Петербург, где стала прима-балериной Мариинского театра.
Глядя на Наталью Осипову, можно задать вопросы о линиях ног, росте и пропорциях, но феноменальный прыжок, вращение, сценическая харизма еще в самом начале карьеры отставили на второй план остальные критерии.
Легендарная балерина Наталия Дудинская говорила: «В балете невозможного не существует – нужно только работать». Ее ученица Ульяна Лопаткина была одной из первых высоких балерин, с 41-м размером ноги, непропорционально длинными руками, тем не менее она достигла невероятных успехов, стала лицом русского балета.
Еще одна моя одноклассница была невысокого роста, и кроме хрупкой фигуры и железного характера имела довольно средние данные. Но с каким упорством она занималась, как сильно хотела добиться успехов! Сейчас она танцует все кордебалетные партии в Большом театре, и нет спектакля, где она не была бы задействована.
Шансы есть!
Что можно развить у ребенка, чтобы у него появился шанс поступить в профессиональное училище? Улучшить растяжку – заниматься с художественными гимнастками, у них хорошая дисциплина и жесткие требования.
Развить подвижность суставов, разработать выворотность ног – в эстетике балета принято, чтобы колени и ступни танцовщицы смотрели в разные стороны, так называемая верхняя и нижняя выворотность.
Очень важно, чтобы стопа хорошо гнулась, развить ее можно упражнениями у балетного станка – многократными подъемами на полупальцы и прыжками. Но повторяю: в искусстве нет правил без исключений и никогда не стоит отказываться от своей мечты!