Что вдохновляет в работе педагога

Эссе «Я — педагог. Как рождается вдохновение?»

Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть фото Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть картинку Что вдохновляет в работе педагога. Картинка про Что вдохновляет в работе педагога. Фото Что вдохновляет в работе педагога Елена Землянская
Эссе «Я — педагог. Как рождается вдохновение?»

Елена Землянская

Дождик капает по лужам, вьются листья на ветру, с чашкой кофе в теплом кресле жду фантазию мою. Легкой поступью неслышно проскользнет тихонько в дверь и в руках моих возникнет образ творческих затей.

А еще хочется преобразить к лучшему, сделать удобнее и ярче пространство, в котором находятся дети в саду. А значит, любая погода за окном –это всего лишь выбор между множеством видов деятельности: то ли это будет сегодня лепка из соленого теста, или. может быть, нам с детьми захочется смастерить украшение для будущей новогодней елки из природного материала. Творчество всегда зависит от детского настроения и атмосферы в моей группе. Все, чем я занимаюсь в течении рабочего дня в детском саду, наполняет меня ощущением радости и удовлетворения.Очень часто идеи для творчества подают мои пятилетние помощники: «Интересно, а птицам зимой понравятся кормушки на нашем участке? Может мы их украсим вот этими новыми салфетками?». И я вдруг понимаю, что действительно, кормушки НАДО украсить, ведь зимой так мало солнечного света и тепла.

Кем бы ни был педагог в детском саду,чем бы он не занимался с детьми в течение дня: будь то творчество или беседа о дружбе – нужно стараться всегда поощрять детскую инициативу, креативность и любознательность, проявляя безграничное добро и терпение!

Источник

Мотивация для учителей: идеи для вдохновения

Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть фото Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть картинку Что вдохновляет в работе педагога. Картинка про Что вдохновляет в работе педагога. Фото Что вдохновляет в работе педагога

Психологи и педагоги говорят о необходимости поддержания мотивации у учащихся. А как же преподаватели? Если у них нет увлеченности и желания достигать результата, откуда же эти чувства возьмутся у студентов?
Разберем 6 идей для профессионального вдохновения.

Пример других преподавателей

Прекрасная возможность черпать новые идеи на практике — это посетить урок коллеги. Если нет такой возможности, смотрите занятие в записи. Например, фрагмент из Jeremy Harmer «The Practice of English Language Teaching»

Постарайтесь сконцентрироваться на положительных моментах урока, которые вы могли бы перенять. Урок состоит не только из работы с основными навыками, но и налаживания контакта, мотивации студентов, креативных идей и лайфхаков. Анализируя занятие задайте себе несколько вопросов:

Новые методы и подходы

Даже в такой интересной деятельности как преподавание могут наступить однообразие и скука, особенно если учитель работает “по накатанной”. Расширяйте свои горизонты. Возьмите новый курс, с которым ранее не работали, или новую возрастную группу. Какие подходы появились в современной методике? А вы пробовали внедрять элементы Flipped classroom, CLIL, Content-based learning на своих занятиях? На первый взгляд кажется, что это не работает. В первый год работы меня удивлял прием Guided discovery. Как же преподаватель может что-то спрашивать, если он этого не объяснял? Позже, разобравшись тщательнее в этом вопросе, и подсмотрев у коллеги, как он работает на практике, удивляюсь, как можно было думать так однобоко.
Выходите из зоны комфорта, используйте нестандартные задания: реалии, гаджеты, проекты, драму. Некоторые учителя стесняются использовать что-то оригинальное, опасаясь насмешек учащихся. Например, принести одежду и аксессуары на урок для изучения лексики. Мотивированные студенты всегда оценят старания педагога. Новые оригинальные подходы и задания помогут стать более профессиональным, опытным и эффективным.

Истории известных учителей и воспитателей

Меняются подходы в методике обучения, а базовые принципы взаимодействия с учениками остаются. Мысли и поступки известных воспитателей способны заставить задуматься и меняться к лучшему — быть позитивнее, терпимее, верить в успех каждого.О том, чему мы можем научиться у выдающихся педагогов, уже писали в этой статье.

Фильмы и книги о школе, в которых педагоги справляются со сложными ситуациями

Преподавателю важно понимать, что он борется с разными проблемами не один. Дисциплина, отсутствие мотивации студентов, неуспеваемость, медленный прогресс… Фильмы и книги, хотя и являются вымыслом, содержат поучительные примеры. Они смогут поддержать в ту минуту, когда пропадает желание работать.
Учителю из “Freedom Writers” (2007) пришлось искать подход к очень сложным подросткам и она справилась. После просмотра фильма, возможно, ваш класс покажется ангелами.

Англоязычная культура

Внутренняя мотивация состоит из желания быть причастным к культуре изучаемого языка.Объясним на примере Великобритании.
Со студенческих лет у меня сохранилась уверенность в том, что Соединенное королевство — это что-то уникальное, “породистое”. Всё, что связано с традициями, бытом британцев вызывает заинтересованность и желание изучать глубже. Как подогревать интерес к культуре страны?
Читайте статьи о том, как живут современные британцы, узнайте больше об искусстве, кино, современной литературе, например, на сайте The Telegraph.
Великобритания сняла много сериалов и документальных фильмов о культуре и истории. Из самых свежих “Britannia”(2018), который является “pop cultural exploration of key historical moments”. Несмотря на жестокость отдельных сцен и искажение исторических фактов, фильм вызывает интерес к истории и традициям Британии 43 года нашей эры: показывает способ жизни того времени, разрозненность и вражду племен, магические ритуалы друидов.

Также небольшие сувениры с британской символикой, такие как чашка, брелок, блокнот, карта Великобритании с достопримечательностями помогут почувствовать дух Британии у себя дома.

Источник

Keep calm and carry on: 5 источников вдохновения для учителя

Нана Акопова

I have a confession to make: раньше я не воспринимала профессию преподавателя английского языка, как творческую. Такое впечатление у меня сложилось еще в школе и подкрепилось в университете. Сейчас я работаю учителем и точно знаю, что эта профессия настолько же творческая, насколько и профессия артиста! Да! Учитель – это артист. Аудитория – это сцена!

Наша задача мотивировать и вдохновлять. Но откуда брать вдохновение самому маэстро? Вот парочка советов, которыми я сама пользуюсь:

Язык

Я просто влюблена в английский язык, и зачастую вдохновение для урока беру именно в нем. Так как я не являюсь носителем языка, то провожу много времени, читая и просматривая любимые передачи на английском (“So you think you can dance” и “Project runway”). Так я постоянно открываю что-то новое в языке (фразы, речевые обороты, устойчивые конструкции, слова, получившие новые значения) и всегда делюсь своими открытиями со студентами.

Языковая практика

Практики языка никогда не бывает много ни для студента, ни для учителя. Ну а если таким образом можно почерпнуть вдохновение и новые идеи, то она более чем нужна.

Я предлагаю временами примерять на себя роль студента и посещать уроки с носителями языка или изучать другой иностранный язык (например, я занимаюсь испанским). Так вы приобретаете и совершенствуете знания, учитесь больше понимать своих студентов, а также получаете вдохновение для своих уроков. Присмотритесь к своему преподавателю: какая у него манера ведения урока, общения с учениками? Как он презентует новые темы и отрабатывает материал? Ищите вдохновение в людях!

Посещение уроков коллег

Мой совет в этом случае такой – посетите уроки своих коллег. Подсмотрите, как они взаимодействуют с группой студентов или как по-другому презентуют Present Continuous или лексику по теме “Family”, как проводят вступительную или заключительную часть урока и т.д. Так вы сможете почерпнуть много практических идей для своих уроков.

Пособия для преподавателей

Через несколько лет работы преподаватели начинают замечать, что на уроках пользуются одними и теми же приемами, играми, материалами, и незаметно урок из разряда «класс, как круто» переходит в разряд «ну, нормально».

Не забывайте, что учителю нужно уметь удерживать внимание аудитории. Когда я сталкиваюсь с нехваткой идей, то обращаюсь к двум моим любимым пособиям — Vocabulary Games and Activities и Grammar Games and Activities for Teachers (автор Peter Watcyn Jones).

Это простые сборники лексических и грамматических игр. Как только я нахожу нужное мне задание, я загораюсь и предвкушаю восторг моих студентов, когда им нужно будет выполнить какое-нибудь интересное и даже непредсказуемое задание.

Каждое задание можно подстраивать под себя и под свою аудиторию, менять, а также просто вдохновляться и создавать свои игры и задания.

Обратная связь

Лучший источник вдохновения для преподавателя — улыбки студентов, их достижения и желание ходить на уроки. Я рекомендую придумать своего рода форму обратной связи (например, анонимную форму в Goodle Docs), в которой студенты будут делиться своими впечатлениями об уроках и пожеланиями. Пусть они напишут, что нравится им больше всего, что меньше. И не забывайте собирать идеи и отзывы!

Нет ничего более мотивирующего, чем восторженные отклики учеников!

Это были мои 5 советов о том, где преподавателю искать профессиональное вдохновение. А куда вы обращаетесь в поисках вдохновения? Обязательно поделитесь с коллегами в комментариях, ведь вдохновения никогда не бывает много!

Источник

Публикация на тему «Учитель-вдохновитель»

Детство – страна удивительная. В ней всё возможно. Каждый может сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Любой ребёнок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравится, что вызывает у него интерес. С приходом в нашу жизнь новых технологий… Сейчас всё чаще можно услышать: главное — не заставлять ребёнка учиться, а сделать так, чтобы он захотел этого сам. И учителям почему-то кажется, что 3D-презентации, 3D-принтеры и прочие чудеса прогресса — те самые инструменты, которые смогут заинтересовать детей учёбой Очень трудно ребёнка научить чему – либо, сложно развивать его способности, если он не осознает для чего нужна ему данная информация

важной задачей учителя является не только обучение, но и заинтересованность обучающихся, сделать так, чтобы дети осознавали то, что они делают и каким образом это им пригодится в жизни. Только осознав это ученик поймет, что учиться нужно не ради оценок, а ради знаний. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, современных технологии.(ФГОС)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Никакие выдумки преподавателей не заинтересуют нас больше, чем сами преподаватели. Учащимся всегда интересно смотреть на учителя, и именноон становится им примером.Вспомним,. пока мы молоды, мы неосознанно впитываем в себя всё, что нас окружает, и, пусть и незаметно для самих себя, можем научиться любить то, что вы хотите, чтобы мы любили, и что действительно стоит любить.

Для меня есть существенный разрыв между понятиями «друг» и «товарищ». От товарища иногда справедливо требовать помощи и мудрости, которой пока ещё нет у тебя. Многие считают, что нельзя отождествлять понятия «родители» и «друзья». Это спорный вопрос и уже совсем другая история, но вот с тем, что родитель должен быть товарищем, поспорить нельзя. То же самое и с учителем. Это вовсе не значит, что мы будем с вами грубо разговаривать. (Странно, откуда пошла фраза: «Я тебе не подружка!» — друзья ведь не заслужили оскорблений.) Впрочем, в любом случае учитель должен понять, что мы, ученики, готовы к диалогу с ним.

И говорите с нами как со взрослыми людьми. Учителям кажется, будто мы ничего не смыслим в политике, культуре, пожалуй, самая большая ошибка работников образования. Как раз в таких случаях нужно общаться с нами на равных. Нет ничего плохого в том, что дети имеют активную гражданскую позицию. Дайте им право решать самостоятельно свои поступки, и тогда они почувствуют уважение к себе и прислушаются к вам.

3. Дайте детям возможность искать себя и исправлять свои ошибки и тогда они станут творцами жизни.

Современная система образования построена так, что в большинстве случаев мы просто не имеем права на ошибку, хотя оно должно гарантироваться любому школьнику. Когда я ещё не училась в старшей школе, пришлось столкнуться со следующей проблемой: учитель снижал оценку за исправления в тетради. Это очень угнетало. Однажды я услышала рассуждения учениц;- выполняя контрольную работу, я решила задачу неправильно. Потом верное решение всё-таки я нашла, хотела исправить… и не стала. А зачем? Ведь я всё равно получу ту же оценку, что и за неправильно решённую задачу И кто же виноват в том, что у ученика не возникает мотивации искать и находить верные ответы на поставленные учителем вопросы? Мы не можем учиться, не совершая ошибок. Как бы примитивно это сейчас ни звучало, но, если бы мы всё умели делать хорошо и сразу, в школу бы никто не пошёл. Позволяйте детям делать ошибки и учиться исправлять их, накапливая опыт и это тоже является мотивацией и вдохновляющим фактором в некоторых моментах нашей жизни

Самостоятельность не только дома но и в школе, позволяет учащимся искать себя и уметь видеть ошибки в своих поступках

4. Многим ученикам важно знать чем вы интересуетесь чем увлекаетесь.

Я не имею в виду, что учитель должен взвалить на себя, помимо преподавания, лишние заботы. Пусть это всё остаётся в рамках уроков. Например, на математике дети могли бы рассказывать, о какой интересной теореме услышали или прочитали, личность какого учёного-математика их заинтересовала и так далее. На литературе каждый мог бы прочитать любимые стихи, рассказать о новой, недавно прочитанной книге. Это вдохновит детей выполнять задания не только по школьной программе.

Но не нужно превращать это в обременительное выполнение сообщений и докладов, которые, как известно мало эффективны. Детям и без того есть что рассказать. Многие ученики хорошо разбираются в искусстве, литературе, политике и могли бы достаточно много обо всём этом рассказать, если бы их хоть кто-нибудь спросил.

Так же, как и нам, учителям, важно чувствовать заинтересованность в своём предмете, так и ученикам, важно знать, что вы интересуетесь нами.

Но не нужно превращать это в обременительное выполнение сообщений и докладов, которые, кстати, вообще неэффективны. Детям и без того есть что рассказать. Многие мои ровесники хорошо разбираются в искусстве, литературе, политике и могли бы достаточно много обо всём этом рассказать, если бы их хоть кто-нибудь спросил.

Дети хотят учиться и им важно ощущать, что в учебном процессе есть место для них и их интересов, предпочтений, стремлений и достижений

5. Общаюсь и знакомлюсь с теми кто уже вдохновлен

6. Вдохновлять учащихся собственным примером

Никакие выдумки преподавателей не заинтересуют нас больше, чем сами преподаватели. Поймите, что нам интересно смотреть на вас, и именно вы часто становитесь для нас примером. Когда ты подросток, ты не всегда знаешь, как тебе правильно поступить в той или иной ситуации. Вам может показаться, что мы воспринимаем мнение взрослых в штыки, но на самом деле это не всегда так. Пока мы молоды, мы неосознанно впитываем в себя всё, что нас окружает, и, пусть и незаметно для самих себя, можем научиться любить то, что вы хотите, чтобы мы любили, и что действительно стоит любить.Впрочем, в любом случае учитель должен понять, что, ученики, готовы к диалогу с ним.

И говорить с ними как со взрослыми людьми. Учителям кажется, будто дети мало смыслят в политике, культуре, пожалуй, самая большая ошибка работников образования. Как раз в таких случаях нужно общаться с детьми на равных. Нет ничего плохого в том, что дети имеют активную гражданскую позицию. Дайте им право решать самостоятельно — ходить на митинги или не ходить, и тогда они почувствуют уважение к себе и прислушаются к вам.

Использование собственных идей, замыслов, умений, способностей, позволяет мне на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

7.станьте организатором познавательной деятельности

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных педагогических технологий и использование их в своей практике.

Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье- сбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

8.Новые методы и подходы

Источник

Вдохновение в жизни гуманного учителя

Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть фото Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть картинку Что вдохновляет в работе педагога. Картинка про Что вдохновляет в работе педагога. Фото Что вдохновляет в работе педагога Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть фото Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть картинку Что вдохновляет в работе педагога. Картинка про Что вдохновляет в работе педагога. Фото Что вдохновляет в работе педагога Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть фото Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть картинку Что вдохновляет в работе педагога. Картинка про Что вдохновляет в работе педагога. Фото Что вдохновляет в работе педагога Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть фото Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть картинку Что вдохновляет в работе педагога. Картинка про Что вдохновляет в работе педагога. Фото Что вдохновляет в работе педагога

Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть фото Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть картинку Что вдохновляет в работе педагога. Картинка про Что вдохновляет в работе педагога. Фото Что вдохновляет в работе педагога

Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть фото Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть картинку Что вдохновляет в работе педагога. Картинка про Что вдохновляет в работе педагога. Фото Что вдохновляет в работе педагога

Детям Света нужны учителя Света…

Отношения учителей и учащихся в процессе усвоения нравственных знаний характеризуются активной гуманистической установкой, взаимным партнерством; сотрудничеством сторон, испытывающих взаимное влияние; принятием и пониманием позиции другой стороны; стремлением к соучастию, сопереживанию; взаимным уважением.

Так как восприятие учащимися учебного материала зависит от учителя, было установлено, что учителя, относящиеся с энтузиазмом к своему предмету, обретают положительный опыт обучения этому предмету. Известно, что учителя, имеющие положительный настрой на содержание курса, как правило, передают свои позитивные эмоции восприимчивым ученикам. Эти учителя стараются найти всё новые и свежие материалы для своего курса. Особенность этого подхода заключается в том, что учитель должен постоянно заниматься своим совершенствованием, выходить за рамки даже учебного плана, и, поэтому ученикам всегда интересно рядомс такими вдохновленными учителями. Школьники, как правило, выше оценивают учителей, полных энтузиазма и вдохновения, чем учителей, которые никак не проявляли энтузиазма по материалам преподаваемого ими курса. Учителя, проявляющие энтузиазм и вдохновение к своей работе,могут вызвать у учеников заинтересованность и тягу к изучению предмета. Недавние исследования показали корреляцию между энтузиазмом учителя и внутренней мотивации учащихся к обучению и жизнеспособности в классе. Экспериментальные исследования по изучению внутренней мотивации учащихся показали, что невербальные выражения энтузиазма, такие как демонстративный жест, разнообразные движения и эмоциональное выражение лица, привели к тому, что ученики достигли более высокого уровня внутренней мотивации к обучению. Учащиеся, которые имеют дело на уроках с вдохновленным учителем, скорее всего, читают материалы по предмету и за пределами классной комнаты.

Существуют различные механизмы, посредством которых вдохновленный учитель может способствовать более высокому уровню внутренней мотивации. Учитель, имеющий вдохновение, может способствовать созданию в классе атмосферы, полной энергии и энтузиазма, которые питают интерес учеников и вызывают восторг в изучении предмета. Полные энтузиазма учителя могут также привести своих учеников квсе возрастающей самостоятельности впроцессе обучения. Концепция вдохновленного взаимодействия показывает, что энтузиазм учителя может способствовать возрастанию внутренней мотивации учащегося в контексте обучения. Кроме того, энтузиазм может действовать как «мотивационное украшение», повышающее интерес учеников к материалу, богатому разнообразием, новизной и неожиданностью представления от вдохновленного учителя. Наконец, применяется также и концепция эмоционального заряда, исходящего от вдохновленного учителя. Ученики, безусловно, становятся внутренне более мотивированными, реагируя на энтузиазм и вдохновение учителя.

Мотивация учеников и отношение к школе тесно связаны с отношениями ученик-учитель. Вдохновленные учителя способствуют созданию взаимопритягательных отношений со своими учениками. Их способность строить отношения со своими учениками создает эффективную среду для обучения. Любовь учителя к ученику играет решающую роль в повышении академические успехов и личных достижений обучаемого. Здесь, внутренняя цель ученика к улучшению себя зависит только от него самого, в то время как академические успехи включают цели, которые он получает в качестве задания от учителя. Учитель должен направлять своих учеников в процессе согласования его личных целей с его академическимцелями. Учащиеся, которые получают такое направляющее участие от учителя, более уверены в себе и достигают больших личных и академических успехов, чем те, кто не имеет такого взаимодействия с учителем.

Ученики могут строить более крепкие отношения с учителями, которые доброжелательны, благосклонны и будут проявлять больше интереса к предметам, преподаваемым этими учителями. Учителя, тратящие больше времени на сотрудничество и общение с учениками, воспринимаются ими как благоприятные и эффективные учителя. Настоящие учителя не жалеют ни времени, ни сил на совместное творчество вместе с учениками, приглашают их к участию в принятии решений, позволяют юмор в классе, а также демонстрируя готовность играть.

Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть фото Что вдохновляет в работе педагога. Смотреть картинку Что вдохновляет в работе педагога. Картинка про Что вдохновляет в работе педагога. Фото Что вдохновляет в работе педагога

Жизненный опыт самого учителя способствует тому, что то, чему он учит на своем уроке, остается с учеником в виде определённых эмоций. Важны три наиболее существенных аспекта в поведении учителя: энтузиазм в отношении преподавания, энтузиазм в отношении учеников, и энтузиазм в отношении предмета. Учителю должно нравиться преподавать. Если они не наслаждаются тем, что они делают, ученики будут в состоянии увидеть это. Им также должно нравиться быть в окружении школьников. Учитель, который заботится о своих учениках, всегда готов помочь им в решении жизненных вопросов. Учитель также должен быть в восторге от предмета, который он преподаёт, вести его языком сердца. Например, учитель говорит о химии так, как будто он наслаждается искусством химии и с удовольствием показывает это детям. Искра в учителе может создать искру восхищения в ученике также. Энтузиазм и вдохновение учителя обладают огромной силой воздействия на жизни юных учащихся. [76]

Такие энтузиазм и вдохновение ощущались на проходивших в январе 2012 года в Москве 11-х Международных педагогических чтениях. Информация об этом форуме будет интересна педагогам именно своей насыщенностью духовным содержанием и новизной в подходах гуманной педагогики, заключающейся в углублении по направлению к своим истокам.

Духом гуманной педагогики была пропитана вся атмосфера этих педчтений, проходивших в стенах МГПУ (Московского городского педагогического университета). В фойе университета чувствовалась вдохновляющая обстановка доброжелательности, внешней простоты и внутреннего огня возвышенных мыслей делегатов. Действительно, на Чтения приехали энтузиасты своего дела: учителя, руководители организаций и органов образования, ученые, объединенные любовью к детям и понимающие, что современное образование необходимо менять, очеловечивать, одухотворять. Эпиграф к программке форума («Детям Света нужны учителя Света») наполнял вдохновением от ощущения значимости происходящего.

Первый день Чтений начался с общей встречи в актовом зале Университета, где присутствовали представители почти всех республик бывшего Советского Союза. Самыми многочисленными были делегации Литвы (63 участника) и Украины (62 человека). Поражало то, что зал был переполнен. Люди стояли в проходах, принесли дополнительные стулья, сидели на ступеньках, и никто не только не роптал на дискомфорт, но, напротив, у всех глаза светились от счастья, все улыбались и были настроены на праздник. Воистину, не комфорт для тела, но возвышенность Духа определяет счастье человека.

Оказалось, что большинство делегатов приехали за свой счет, не только из городов, но и из отдалённых деревень и сёл. Жили в общежитиях, привезли свою еду, так как Москва очень дорогой город. Некоторые приехали с детьми. Несколько мальчиков, возраста 11-13 лет, не только прослушали все выступления, но и активно участвовали в работе лабораторий. Вдохновляет то, что язык и тематика Чтений были доступны и интересны детям, значит, Гуманная Педагогика говорит на языке будущего.

Любовь царила везде, начиная от гардероба, где студентам помогали также и организаторы Чтений (ученые, педагоги ВУЗов), и кончая столовой и фойе. Очень важную роль в плане нравственной направленности образования играет международное сотрудничество и обмен опытом между педагогами, мыслящими в русле духовного гуманизма. С этой целью в июле 2011 года руководителями организаций разного уровня, приверженцами гуманной педагогики, представителями разных стран, учителями, воспитателями, общественными деятелями, представителями науки был провозглашен «Манифест гуманной педагогики», идеи которого служат целям духовно-нравственного становления подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребенку.

Пленарное заседание в 10.00ч. открыл приветственным словом Ш.А.Амонашвили, который сказал, что 10 лет назад, когда они начинали, их было очень мало, всего 200 человек. Сейчас это мощное педагогическое движение, никто даже не ожидал, что оно примет такие огромные масштабы. Новое в педагогике, к чему мы пришли – это Духовный гуманизм, который должен пронизывать всю систему образования.

Он выступал очень проникновенно и вдохновляюще: «Я живу от Чтений до Чтений. Этот год быстро пролетает в радости ожидания. Жизнь, как снежинка, тает быстро, и это направляет мою жизнь. 10 лет назад я был совсем другим человеком, и вы все были другие. Все в этом мире меняется, и мы меняемся. Да, я был в гуманной педагогике… Но каждый раз жизнь открывает новые горизонты. Нет конца и начала воспитанию, поскольку воспитание – категория Вселенская. Я хочу поблагодарить вас всех за рост моего сознания. Я чувствую вашу поддержку, мы движемся все вместе.

Грань Любви – бесконечная тема в педагогике. 10 лет – это цикл, сейчас у нас начинается новый цикл. Теперь у нас есть Манифест гуманной педагогики, который принят 17 июля 2011 года на моей Родине в Бушети (Грузия). Группа людей собиралась постоянно, обсуждала каждое слово, каждую фразу документа, потому что у нас тревога за наших детей. Что мы строим, куда идем? Великая Священная книга говорит нам: «Не хлебом единым жив человек. А всяким духовным словом». Следующее поколение должно быть лучше нас.

Из Манифеста я хочу выделить фундаментальное понятие – духовный гуманизм. Только через изменение педагогического сознания на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, блага – можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Авторитарной педагогике противостоит гуманная педагогика, которая во главу угла ставит духовные ценности. Авторитарная же педагогика отдает приоритет материальным ценностям и благам, хотя она тоже воспитала много хороших ученых.

Объясняя понятие духовного гуманизма, можно сказать, что смысл духовности станет более понятным через понятие гуманности. Это процесс развития в вере, которая, в свою очередь, наделяет человека свободной волей и утверждением внутреннего гуманного мира. Человек становится Творцом жизни. Понятия «духовность» и «гуманность» переплетаются друг с другом. Вместе они – суть гуманной педагогики. Таким образом, мы пришли от педагогики сотрудничества, которое ввели когда-то педагоги-новаторы, к педагогике Духовного гуманизма.

Некоторые темы наших предыдущих Педагогических Чтений звучат таким образом: «Улыбка моя, где ты?», «Спешите, дети, будем учиться летать», «Почему не прожить нам жизнь героями духа?» и т.д. Все эти предыдущие ступени составляют чашу наших Чтений. Теперь у нас новая тема: «Учитель, вдохнови меня на творчество!». О творчестве говорилось и говорится очень много. Какая авторитарная школа скажет, что не развивает творчество? В нашей теме самым главным ключевым словом является слово «вдохнови». Творчество может быть и без вдохновения, по заказу. В нашем педагогическом творчестве самое главное – это Вдохновение, говоря иначе – Вдох Нового. Вдохновение всегда происходит из единого духовного источника и является невидимым явлением для сознания. Вот об этом мы все вместе должны поразмышлять на наших Чтениях…»

Предыдущий манифест «Педагогики сотрудничества» развивался в рамках материалистического мировоззрения. Принцип сотрудничества остаётся, но в новом манифесте он обогащается духовным измерением. Очень важно принять в свое сознание измерение духовности и мыслить на его основе. Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Расширенное сознание во главу этих измерений ставит ещё одно – духовность, ядром, которого является вера в Высшее Начало. Духовное измерение наполняет педагогику мудростью и направляет её в будущее.

Ступенька восхождения сегодняшних чтений: «Учитель, вдохнови меня на творчество!» Творчество развивается во всех школах, даже в авторитарных. Но главное слово здесь – Вдохнови! Много книг написано о творчестве. Но где книги о том, как вдохновить? И на что вдохновить? Иногда дети показывают дрессированное творчество. Много учебников по педагогике и психологии творчества. Но о вдохновении – ничего нет!

Вернадский создал теорию «живого вещества». Вселенная произошла из «живого вещества», не из «косной материи». Он писал в «Дневниках»: «Значение…вдохновения трудно переоценить. Оно есть основной элемент жизни». Если искра вдохновения осенит тебя, то тебя уже никто не остановит. Что это за мистическое настроение – вдохновение?

Откуда приходит вдохновение? Вот меня вдохновил МаллаевДжафар. А кто вдохновил его? И так далее. Откуда приходит вдохновение? Из материальной жизни вдохновение не придет. Если нет живого, творящего начала, то нет и вдохновения. Тогда мы живем как в гробу материального мира. Как назовем этот вечный источник вдохновения? Дух, Живые Небеса.

Например, А.С.Пушкин всегда жил во вдохновении, но я, Шалва Александрович, ищу вдохновение, жду его. Как приходит вдохновение? Вдохновение не придет для дурных дел. Вера – это предчувствие знаний. Во вдохновении человек поднимается в более высокий мир, для него уже не важны мирские мелочи. Он творит, не думая о вознаграждении. Он говорит от сердца, не по бумажке. Если человек мыслит возвышенно, то к нему обязательно приходит вдохновение. Иногда вдохновение приходит и уходит. Но мы можем учиться жить во вдохновении. Мы можем жить вдохновенно всегда, и мы должны учиться этому! Нам нужно пробудить внутреннего Бога! Почему Он бездельничает и спит? Его надо пробудить!

Иногда человек принимает решение быть гуманным, вдохновляющим. Но когда начинается обычная работа, он действует по стандартным методикам. Почему так случается, надо понять. Ведь без вдохновения всякое творчество – принуждение.

Вдохновение приходит изнутри, из ниоткуда, как «Я сам хочу». Дети все вдохновлённые. Они вдохновенно едят, вдохновенно играют, даже дерутся вдохновенно, искренне, всем сердцем. Но когда они соприкасаются с миром взрослых, то их начинают учить творить… «Технологии творчества»… «Технологии вдохновения»… Не «технологии вдохновения», а таинство вдохновения…

Вдохновлённый человек – это счастье для человечества. Искры вдохновения субъективны, они только для нас. Ведь у каждого своя миссия, своё предназначение.

Это не философский и не научный разговор. Здесь трудно провести эксперимент. Как светлый ангел побеждает? Светлый ангел – это вдохновлённый человек.

— Чтобы самому хотелось провести этот урок.

— Бодрым, с юмором, поменьше писанины.

— Чтобы хорошо относились к детям.

— Чтобы урок был как радуга после дождя.

— Чтобы урок был тихим и спокойным, должен запомниться навсегда.

То есть учитель должен думать не столько о том, какие вопросы задавать, а о том, как сделать урок запоминающимся.

Учителя, вдохновитесь на поиски этого вечного, основного элемента жизни – мистического настроения вдохновения! На наших чтениях мы вместе должны подумать, понять, как нам вдохновляться, как вдохновить детей…

Знаете, что мне хочется узнать от Вас при встрече: «Здравствуйте, как Ваше творческое вдохновение?» Мы привыкли к выражениям: «Как Ваше здоровье? Как дела? Здоровья Вам! Удачи Вам!» Но представьте, как это будет прекрасно, если в нашей педагогической среде каждый из нас станет для другого добрым, светлым ангелом и научится шептать коллеге: «Дай Вам Бог творческого вдохновения, учитель!» [77]

Таким образом, вдохновение – это важнейшая составляющая педагогического творчества, наличие которой является индикаторомготовности школьного коллектива к движению вперед по пути духовно-нравственного восхождения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *