Что венчает шпиль адмиралтейства
Тайны и загадки кораблика-флюгера на шпиле Главного Адмиралтейства в Петербурге
Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — старейшее в городе, построенное в качестве верфи через год после основания самого Санкт-Петербурга. Сегодня это значительный памятник архитектуры русского ампира. А кораблик на его шпиле является одним из символов Санкт-Петербурга. Рассказываем всё самое интересное, обо всех тайнах и загадках, которые до сих пор не были раскрыты и сохранились до наших дней.
Что это за кораблик?
По одной из версий, кораблик Адмиралтейства — это копия первого корабля, который вошёл в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Существует мнение, что прототипом кораблику служил фрегат «Орёл» — первый русский военный корабль. Его построили указу царя Алексея Михайловича в 1667—1669 годах.
Данная версия базируется на том факте, что все корабли, построенных Петром I до 1719 года, не имели ничего общего с корабликом на шпиле. Хотя и от «Орла» кораблик на шпиле отличается. У первого одна палуба, в то время как у второго их — 2.
Много неясностей внесла и надпись, которая была обнаружена на позолоченных парусах флюгера где-то в середине XVIII века. Некоторые думали, что там должно быть написано: «Не тронь меня» по названию линкора, сошедшего в то время с петербургских верфей, который по другой из версий стал, якобы, прообразом кораблика.
Но известно, что корабль «Не тронь меня» построили в 20-х годах XVII века, уже после того, как кораблик стоял на шпиле. Корабль, на которого мог быть похож кораблик Адмиралтейства, это «Полтава»1709 года постройки. Впрочем, и от «Полтавы» кораблик на шпиле отличается по количество пушек.
Наконец, некоторые утверждают, что прототипом кораблика на шпиле Адмиралтейства выступил голландский корабль, который первым зашёл в порт Петербурга. И автор кораблика был голландец. Многие сходятся во мнениях в том, что мастер представил собирательный образ кораблей российского флота.
Когда и кто создал кораблик?
Кораблик на шпиле Адмиралтейства создал умелец из Голландии — Харман ван Болос. Хотя Адмиралтейство было основано в 1704 году, кораблик на шпиле установили в 1719 году. Оригинал был весом 65 килограмм, длиной 192 сантиметров и высотой 158 сантиметров. Ходила молва, что на золочение кораблика потратили золота 16 кг.
Изготовил голландец миниатюрную фигурку корабля при участии русских мастеров. Однако доподлинно неизвестно, какой корабль был взят автором в качестве прообраза. Как стало понятным из предыдущего повествования, мнения по этому поводу сильно разнятся.
Какие легенды и загадки он хранит?
Бытует легенда, согласно которой 3 флага на мачтах кораблика сделали из чистого червонного золота. Также распространён миф, что в носовой части хранилась личная буссоль Петра Великого. Однако, никто ничего не может доказать или опровергнуть, дело в том, что оригинальный кораблик прососуществовал на шпиле здания Главного Адмиралтейства до 1815 года.
Когда его меняли на новый в ходе ремонта, аутентичный кораблик, который стал служить флюгером и одновременно символом Санкт-Петербурга, в 1816 году исчез самым загадочным образом. Он так и был навечно утрачен.
Создали точную копию кораблика и он простоял на шпиле в течение 71 года. Во время очередного ремонта в 1886 году кораблик со шпиля опять сняли и заменили опять на такой же вариант. Прошлый оригинал передали на хранение в Морской музей, который находился рядом.
Больше кораблик не пропадал, зато появились искатели, которые хотели залезть в «золотое яблоко», на котором зиждется кораблик-флюгер. Дело в том, что и здесь не обошлось без тайн. Во второй раз кораблик был изготовлен из листовой меди, украшенный сусальным золотом.
По легенде во время установки оригинального кораблика, под него в золотую сферу, якобы, заложили тайник с золотыми монетами. Причём, открывался он путём вращения 2-х половин определённым образом. Но эта загадка так и осталась неразгаданной.
Зато доподлинно известно, что находится в этом «золотом яблоке» сейчас. Внутри реально находится шкатулка, в которой лежат документы-отчёты о проведённых ремонтах и газеты разных лет. Там же была спрятана капсула времени и икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Тайны и загадки кораблика-флюгера на шпиле Главного Адмиралтейства в Петербурге
Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — старейшее в городе, построенное в качестве верфи через год после основания самого Санкт-Петербурга. Сегодня это значительный памятник архитектуры русского ампира. А кораблик на его шпиле является одним из символов Санкт-Петербурга. Рассказываем всё самое интересное, обо всех тайнах и загадках, которые до сих пор не были раскрыты и сохранились до наших дней.
Что это за кораблик?
По одной из версий, кораблик Адмиралтейства — это копия первого корабля, который вошёл в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Существует мнение, что прототипом кораблику служил фрегат «Орёл» — первый русский военный корабль. Его построили указу царя Алексея Михайловича в 1667—1669 годах.
Данная версия базируется на том факте, что все корабли, построенных Петром I до 1719 года, не имели ничего общего с корабликом на шпиле. Хотя и от «Орла» кораблик на шпиле отличается. У первого одна палуба, в то время как у второго их — 2.
Много неясностей внесла и надпись, которая была обнаружена на позолоченных парусах флюгера где-то в середине XVIII века. Некоторые думали, что там должно быть написано: «Не тронь меня» по названию линкора, сошедшего в то время с петербургских верфей, который по другой из версий стал, якобы, прообразом кораблика.
Но известно, что корабль «Не тронь меня» построили в 20-х годах XVII века, уже после того, как кораблик стоял на шпиле. Корабль, на которого мог быть похож кораблик Адмиралтейства, это «Полтава»1709 года постройки. Впрочем, и от «Полтавы» кораблик на шпиле отличается по количество пушек.
Наконец, некоторые утверждают, что прототипом кораблика на шпиле Адмиралтейства выступил голландский корабль, который первым зашёл в порт Петербурга. И автор кораблика был голландец. Многие сходятся во мнениях в том, что мастер представил собирательный образ кораблей российского флота.
Когда и кто создал кораблик?
Кораблик на шпиле Адмиралтейства создал умелец из Голландии — Харман ван Болос. Хотя Адмиралтейство было основано в 1704 году, кораблик на шпиле установили в 1719 году. Оригинал был весом 65 килограмм, длиной 192 сантиметров и высотой 158 сантиметров. Ходила молва, что на золочение кораблика потратили золота 16 кг.
Изготовил голландец миниатюрную фигурку корабля при участии русских мастеров. Однако доподлинно неизвестно, какой корабль был взят автором в качестве прообраза. Как стало понятным из предыдущего повествования, мнения по этому поводу сильно разнятся.
Какие легенды и загадки он хранит?
Бытует легенда, согласно которой 3 флага на мачтах кораблика сделали из чистого червонного золота. Также распространён миф, что в носовой части хранилась личная буссоль Петра Великого. Однако, никто ничего не может доказать или опровергнуть, дело в том, что оригинальный кораблик прососуществовал на шпиле здания Главного Адмиралтейства до 1815 года.
Когда его меняли на новый в ходе ремонта, аутентичный кораблик, который стал служить флюгером и одновременно символом Санкт-Петербурга, в 1816 году исчез самым загадочным образом. Он так и был навечно утрачен.
Создали точную копию кораблика и он простоял на шпиле в течение 71 года. Во время очередного ремонта в 1886 году кораблик со шпиля опять сняли и заменили опять на такой же вариант. Прошлый оригинал передали на хранение в Морской музей, который находился рядом.
Больше кораблик не пропадал, зато появились искатели, которые хотели залезть в «золотое яблоко», на котором зиждется кораблик-флюгер. Дело в том, что и здесь не обошлось без тайн. Во второй раз кораблик был изготовлен из листовой меди, украшенный сусальным золотом.
По легенде во время установки оригинального кораблика, под него в золотую сферу, якобы, заложили тайник с золотыми монетами. Причём, открывался он путём вращения 2-х половин определённым образом. Но эта загадка так и осталась неразгаданной.
Зато доподлинно известно, что находится в этом «золотом яблоке» сейчас. Внутри реально находится шкатулка, в которой лежат документы-отчёты о проведённых ремонтах и газеты разных лет. Там же была спрятана капсула времени и икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Что венчает шпиль адмиралтейства
Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.
Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.
При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.
Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».
Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».
Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.
Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.
При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.
Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».
Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».
Что скрывается в шпиле Адмиралтейства?
Кораблик, который венчает семидесятиметровый шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — источник множества легенд. ученые исследовали уже вдоль и поперек, но, не смотря на это, он все равно обрастает мифами. А всё потому, что до сих пор неизвестно, какой корабль послужил прототипом для его создания в 1719 году.
Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.
Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.
Строительством реального корабля занимался царь Алексей Михайлович в 1668 году, однако прослужил «Орел» недолго и был сожжен Участниками восстания С. Разина в 1970 году. Другая же версия говорит о том, что изображено на шпиле судно из Голландии, которое первым вошло в петербургский порт.
Более сотни лет кораблик-флигель украшал Адмиралтейство, пока во время ремонта его не заменили на новый, потеряв при этом оригинал. Еще через 70 лет во время следующего ремонта его сняли и поместили в Центральный военно-морской музей, а на шпиль водрузили уже третий вариант корабля, который мы можем видеть сегодня. Его вес 65 кг, а высота 2 метра. Весь он покрыт сусальным золотом и является не только символом Петербурга, но и России, как морской державы.
Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».
«И светла Адмиралтейская игла»: краткая история и легенды о главном символе Петербурга
© Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
Темы дня
Как здание было построено, что символизирует кораблик на золотом шпиле, какие секреты спрятаны в сверкающем шаре и как выглядит «адмиралтейский трезубец».
И верфь, и крепость
Петербургское Адмиралтейство изначально задумывалось как верфь и было заложено спустя год после основания города. В походном журнале Петра I сохранилась запись от ноября 1704 года: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии [питейном доме], и веселились». В длину постройка была почти в полкилометра, в ширину – как 25-метровый бассейн.
Строили здание рекордно быстро: через несколько месяцев после основания на верфи уже стояли основные постройки, а плотники начали собирать первые корабли. Считается, что царь лично трудился на объекте в должности баса – главного мастера, он даже получал зарплату. Условия для работяг были жёсткие: рабочий день начинался в пять утра, а заканчивался около девяти вечера.
В итоге Адмиралтейство получилось не простым местом постройки и ремонта судов, а настоящей крепостью: здания ограждали земляные валы и бастионы; по периметру шёл глубокий ров с водой; вокруг крепости была сделана насыпь гласиса – ровная площадка, где удобно размещались орудия. Чтобы противник не напал внезапно, обустроили эспланаду – обширное, свободное от построек пространство для обзора местности, простирающееся до современной Малой Морской улицы.
Первым судном, построенным на верфи, был прам. По сути, это огромное корыто с 18 пушками, которые управлялось парусами и рабочей силой гребцов. На воду его спустили в 1706 году.
Чертёж прама Николааса Витсена, 1671 год. Фото: wikipedia.org
Из каморки в музей
Пётр хотел сохранить все наработки своих мастеров и в 1709 году основал модель-камеру – кладовую, где хранились корабельные чертежи и модели всех построенных на верфи судов. Позднее из этой комнатушки вырос Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (ЦВММ) – один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира.
К 1715 году на верфи работало более 10 тыс. человек. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, службы адмиралтейского ведомства. Во дворе строили корабли, а по периметру был канал (засыпан в 1817 году), который носил и оборонительную, и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.
Вид Адмиралтейской верфи, гравюра. Алексей Зубов, 1716/1717 год. Фото: hermitagemuseum.org
Перестройка, кораблик на шпиле
Первая перестройка Адмиралтейства случилась в 1711 году, а спустя несколько лет была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами установили металлический шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Харманом ван Болосом.
Золотой кораблик – один из главных символов Петербурга, у которого есть несколько трактовок: он может как повторять силуэт первого корабля, вошедшего порт в начале 18 века, так и быть изображением фрегата «Орёл» – первого русского военного корабля, построенного в 1667–1669 годах. Второе утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром I до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле.
Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль – инструмент для измерения горизонтальных углов на местности – императора.
Кораблик заменили в 1815 году на новый. Оригинал же потеряли. Спустя 71 год при очередном ремонте шпиля символ Адмиралтейства снова заменили на копию. Уже повидавший время кораблик отправили в экспозицию ЦВММ.
Фото: Instagram / @ rado_travelling, culture.ru
20 кг золота на «иглу Адмиралтейства»
Каменное здание Адмиралтейства появилось в 1732–1738 годах, прошлая постройка тогда пришла в ветхое состояние. Архитектору Ивану Коробову удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность. Это было необходимо, так как на верфи трудилось огромное количество горожан.
В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, который Александр Пушкин в поэме «Медный всадник» назвал «Адмиралтейской иглой». На 72-метровую высоту и был вознесён кораблик-флюгер.
Кстати, Коробов предлагал сделать шпиль ниже на 15 метров для пущей устойчивости. Однако его идею приняли с негодование, ведь само строение было символом превращения России в великую морскую державу. В итоге поступили ровно наоборот: шпиль сделали ещё длиннее. А чтобы «игла» не упала, она на 12 метров уходит внутрь здания.
На позолоту столько значимого символа ушло около 17,8 кг чистого золота. Ещё около 2 кг сусального золота использовали во время реконструкции в конце 20 века.
Группы нимф, несущих небесную и земную сферы после реставрации 2013 года. Фото: Н.В. Лобанов
Центральная башня Адмиралтейства после реставрации 2013 года. Фото: Н.П. Лобанов
Тайны сверкающего шара
На шпиле под корабликом можно заметить золотой шар. Во время реконструкции 1928 года его вскрыли и обнаружили внутри газеты 1886 года. В тайник, по традиции, добавили несколько номеров ленинградских изданий. А в 1977 году в шар спрятали ещё свежей прессы и текст новой Конституции СССР.
На вершине «Адмиралтейской иглы» хранится ларец со сведениями обо всех мастерах, которые ремонтировали шпиль. Есть легенда, что в тайнике также хранится шкатулка с золотыми монетами, открыть которую невозможно: секрет поворота механизма утерян.
Фото: Instagram / @andrei_mikhailov, @golovdinov
«Адмиралтейский трезубец»
В 1738 году шпиль Адмиралтейства стал ориентиром не только для Невского и Вознесенского проспектов, но и современной Гороховой улицы.
Так здание стало центром композиции «Адмиралтейского трезубца» – трехлучевой системы улиц в центре Петербурга.