Что венчает шпиль адмиралтейства

Тайны и загадки кораблика-флюгера на шпиле Главного Адмиралтейства в Петербурге

Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтейства

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — старейшее в городе, построенное в качестве верфи через год после основания самого Санкт-Петербурга. Сегодня это значительный памятник архитектуры русского ампира. А кораблик на его шпиле является одним из символов Санкт-Петербурга. Рассказываем всё самое интересное, обо всех тайнах и загадках, которые до сих пор не были раскрыты и сохранились до наших дней.

Что это за кораблик?

По одной из версий, кораблик Адмиралтейства — это копия первого корабля, который вошёл в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Существует мнение, что прототипом кораблику служил фрегат «Орёл» — первый русский военный корабль. Его построили указу царя Алексея Михайловича в 1667—1669 годах.

Данная версия базируется на том факте, что все корабли, построенных Петром I до 1719 года, не имели ничего общего с корабликом на шпиле. Хотя и от «Орла» кораблик на шпиле отличается. У первого одна палуба, в то время как у второго их — 2.

Много неясностей внесла и надпись, которая была обнаружена на позолоченных парусах флюгера где-то в середине XVIII века. Некоторые думали, что там должно быть написано: «Не тронь меня» по названию линкора, сошедшего в то время с петербургских верфей, который по другой из версий стал, якобы, прообразом кораблика.

Но известно, что корабль «Не тронь меня» построили в 20-х годах XVII века, уже после того, как кораблик стоял на шпиле. Корабль, на которого мог быть похож кораблик Адмиралтейства, это «Полтава»1709 года постройки. Впрочем, и от «Полтавы» кораблик на шпиле отличается по количество пушек.

Наконец, некоторые утверждают, что прототипом кораблика на шпиле Адмиралтейства выступил голландский корабль, который первым зашёл в порт Петербурга. И автор кораблика был голландец. Многие сходятся во мнениях в том, что мастер представил собирательный образ кораблей российского флота.

Когда и кто создал кораблик?

Кораблик на шпиле Адмиралтейства создал умелец из Голландии — Харман ван Болос. Хотя Адмиралтейство было основано в 1704 году, кораблик на шпиле установили в 1719 году. Оригинал был весом 65 килограмм, длиной 192 сантиметров и высотой 158 сантиметров. Ходила молва, что на золочение кораблика потратили золота 16 кг.

Изготовил голландец миниатюрную фигурку корабля при участии русских мастеров. Однако доподлинно неизвестно, какой корабль был взят автором в качестве прообраза. Как стало понятным из предыдущего повествования, мнения по этому поводу сильно разнятся.

Какие легенды и загадки он хранит?

Бытует легенда, согласно которой 3 флага на мачтах кораблика сделали из чистого червонного золота. Также распространён миф, что в носовой части хранилась личная буссоль Петра Великого. Однако, никто ничего не может доказать или опровергнуть, дело в том, что оригинальный кораблик прососуществовал на шпиле здания Главного Адмиралтейства до 1815 года.

Когда его меняли на новый в ходе ремонта, аутентичный кораблик, который стал служить флюгером и одновременно символом Санкт-Петербурга, в 1816 году исчез самым загадочным образом. Он так и был навечно утрачен.

Создали точную копию кораблика и он простоял на шпиле в течение 71 года. Во время очередного ремонта в 1886 году кораблик со шпиля опять сняли и заменили опять на такой же вариант. Прошлый оригинал передали на хранение в Морской музей, который находился рядом.

Больше кораблик не пропадал, зато появились искатели, которые хотели залезть в «золотое яблоко», на котором зиждется кораблик-флюгер. Дело в том, что и здесь не обошлось без тайн. Во второй раз кораблик был изготовлен из листовой меди, украшенный сусальным золотом.

По легенде во время установки оригинального кораблика, под него в золотую сферу, якобы, заложили тайник с золотыми монетами. Причём, открывался он путём вращения 2-х половин определённым образом. Но эта загадка так и осталась неразгаданной.

Зато доподлинно известно, что находится в этом «золотом яблоке» сейчас. Внутри реально находится шкатулка, в которой лежат документы-отчёты о проведённых ремонтах и газеты разных лет. Там же была спрятана капсула времени и икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Источник

Тайны и загадки кораблика-флюгера на шпиле Главного Адмиралтейства в Петербурге

Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтейства

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — старейшее в городе, построенное в качестве верфи через год после основания самого Санкт-Петербурга. Сегодня это значительный памятник архитектуры русского ампира. А кораблик на его шпиле является одним из символов Санкт-Петербурга. Рассказываем всё самое интересное, обо всех тайнах и загадках, которые до сих пор не были раскрыты и сохранились до наших дней.

Что это за кораблик?

По одной из версий, кораблик Адмиралтейства — это копия первого корабля, который вошёл в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Существует мнение, что прототипом кораблику служил фрегат «Орёл» — первый русский военный корабль. Его построили указу царя Алексея Михайловича в 1667—1669 годах.

Данная версия базируется на том факте, что все корабли, построенных Петром I до 1719 года, не имели ничего общего с корабликом на шпиле. Хотя и от «Орла» кораблик на шпиле отличается. У первого одна палуба, в то время как у второго их — 2.

Много неясностей внесла и надпись, которая была обнаружена на позолоченных парусах флюгера где-то в середине XVIII века. Некоторые думали, что там должно быть написано: «Не тронь меня» по названию линкора, сошедшего в то время с петербургских верфей, который по другой из версий стал, якобы, прообразом кораблика.

Но известно, что корабль «Не тронь меня» построили в 20-х годах XVII века, уже после того, как кораблик стоял на шпиле. Корабль, на которого мог быть похож кораблик Адмиралтейства, это «Полтава»1709 года постройки. Впрочем, и от «Полтавы» кораблик на шпиле отличается по количество пушек.

Наконец, некоторые утверждают, что прототипом кораблика на шпиле Адмиралтейства выступил голландский корабль, который первым зашёл в порт Петербурга. И автор кораблика был голландец. Многие сходятся во мнениях в том, что мастер представил собирательный образ кораблей российского флота.

Когда и кто создал кораблик?

Кораблик на шпиле Адмиралтейства создал умелец из Голландии — Харман ван Болос. Хотя Адмиралтейство было основано в 1704 году, кораблик на шпиле установили в 1719 году. Оригинал был весом 65 килограмм, длиной 192 сантиметров и высотой 158 сантиметров. Ходила молва, что на золочение кораблика потратили золота 16 кг.

Изготовил голландец миниатюрную фигурку корабля при участии русских мастеров. Однако доподлинно неизвестно, какой корабль был взят автором в качестве прообраза. Как стало понятным из предыдущего повествования, мнения по этому поводу сильно разнятся.

Какие легенды и загадки он хранит?

Бытует легенда, согласно которой 3 флага на мачтах кораблика сделали из чистого червонного золота. Также распространён миф, что в носовой части хранилась личная буссоль Петра Великого. Однако, никто ничего не может доказать или опровергнуть, дело в том, что оригинальный кораблик прососуществовал на шпиле здания Главного Адмиралтейства до 1815 года.

Когда его меняли на новый в ходе ремонта, аутентичный кораблик, который стал служить флюгером и одновременно символом Санкт-Петербурга, в 1816 году исчез самым загадочным образом. Он так и был навечно утрачен.

Создали точную копию кораблика и он простоял на шпиле в течение 71 года. Во время очередного ремонта в 1886 году кораблик со шпиля опять сняли и заменили опять на такой же вариант. Прошлый оригинал передали на хранение в Морской музей, который находился рядом.

Больше кораблик не пропадал, зато появились искатели, которые хотели залезть в «золотое яблоко», на котором зиждется кораблик-флюгер. Дело в том, что и здесь не обошлось без тайн. Во второй раз кораблик был изготовлен из листовой меди, украшенный сусальным золотом.

По легенде во время установки оригинального кораблика, под него в золотую сферу, якобы, заложили тайник с золотыми монетами. Причём, открывался он путём вращения 2-х половин определённым образом. Но эта загадка так и осталась неразгаданной.

Зато доподлинно известно, что находится в этом «золотом яблоке» сейчас. Внутри реально находится шкатулка, в которой лежат документы-отчёты о проведённых ремонтах и газеты разных лет. Там же была спрятана капсула времени и икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Источник

Что венчает шпиль адмиралтейства

Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.

Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.

При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.

Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».

Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».

Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.

Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.

При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.

Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».

Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».

Источник

Что скрывается в шпиле Адмиралтейства?

Кораблик, который венчает семидесятиметровый шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — источник множества легенд. ученые исследовали уже вдоль и поперек, но, не смотря на это, он все равно обрастает мифами. А всё потому, что до сих пор неизвестно, какой корабль послужил прототипом для его создания в 1719 году.

Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.

Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.

Строительством реального корабля занимался царь Алексей Михайлович в 1668 году, однако прослужил «Орел» недолго и был сожжен Участниками восстания С. Разина в 1970 году. Другая же версия говорит о том, что изображено на шпиле судно из Голландии, которое первым вошло в петербургский порт.

Более сотни лет кораблик-флигель украшал Адмиралтейство, пока во время ремонта его не заменили на новый, потеряв при этом оригинал. Еще через 70 лет во время следующего ремонта его сняли и поместили в Центральный военно-морской музей, а на шпиль водрузили уже третий вариант корабля, который мы можем видеть сегодня. Его вес 65 кг, а высота 2 метра. Весь он покрыт сусальным золотом и является не только символом Петербурга, но и России, как морской державы.

Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».

Источник

«И светла Адмиралтейская игла»: краткая история и легенды о главном символе Петербурга

© Фото: Instagram / @andrei_mikhailov

Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтейства

Темы дня

Как здание было построено, что символизирует кораблик на золотом шпиле, какие секреты спрятаны в сверкающем шаре и как выглядит «адмиралтейский трезубец».

И верфь, и крепость

Петербургское Адмиралтейство изначально задумывалось как верфь и было заложено спустя год после основания города. В походном журнале Петра I сохранилась запись от ноября 1704 года: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии [питейном доме], и веселились». В длину постройка была почти в полкилометра, в ширину – как 25-метровый бассейн.

Строили здание рекордно быстро: через несколько месяцев после основания на верфи уже стояли основные постройки, а плотники начали собирать первые корабли. Считается, что царь лично трудился на объекте в должности баса – главного мастера, он даже получал зарплату. Условия для работяг были жёсткие: рабочий день начинался в пять утра, а заканчивался около девяти вечера.

В итоге Адмиралтейство получилось не простым местом постройки и ремонта судов, а настоящей крепостью: здания ограждали земляные валы и бастионы; по периметру шёл глубокий ров с водой; вокруг крепости была сделана насыпь гласиса – ровная площадка, где удобно размещались орудия. Чтобы противник не напал внезапно, обустроили эспланаду – обширное, свободное от построек пространство для обзора местности, простирающееся до современной Малой Морской улицы.

Первым судном, построенным на верфи, был прам. По сути, это огромное корыто с 18 пушками, которые управлялось парусами и рабочей силой гребцов. На воду его спустили в 1706 году.

Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтейства

Чертёж прама Николааса Витсена, 1671 год. Фото: wikipedia.org

Из каморки в музей

Пётр хотел сохранить все наработки своих мастеров и в 1709 году основал модель-камеру – кладовую, где хранились корабельные чертежи и модели всех построенных на верфи судов. Позднее из этой комнатушки вырос Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (ЦВММ) – один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира.

К 1715 году на верфи работало более 10 тыс. человек. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, службы адмиралтейского ведомства. Во дворе строили корабли, а по периметру был канал (засыпан в 1817 году), который носил и оборонительную, и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.

Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтейства

Вид Адмиралтейской верфи, гравюра. Алексей Зубов, 1716/1717 год. Фото: hermitagemuseum.org

Перестройка, кораблик на шпиле

Первая перестройка Адмиралтейства случилась в 1711 году, а спустя несколько лет была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами установили металлический шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Харманом ван Болосом.

Золотой кораблик – один из главных символов Петербурга, у которого есть несколько трактовок: он может как повторять силуэт первого корабля, вошедшего порт в начале 18 века, так и быть изображением фрегата «Орёл» – первого русского военного корабля, построенного в 1667–1669 годах. Второе утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром I до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле.

Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль – инструмент для измерения горизонтальных углов на местности – императора.

Кораблик заменили в 1815 году на новый. Оригинал же потеряли. Спустя 71 год при очередном ремонте шпиля символ Адмиралтейства снова заменили на копию. Уже повидавший время кораблик отправили в экспозицию ЦВММ.

Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтействаЧто венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтейства
Фото: Instagram / @ rado_travelling, culture.ru

20 кг золота на «иглу Адмиралтейства»

Каменное здание Адмиралтейства появилось в 1732–1738 годах, прошлая постройка тогда пришла в ветхое состояние. Архитектору Ивану Коробову удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность. Это было необходимо, так как на верфи трудилось огромное количество горожан.

В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, который Александр Пушкин в поэме «Медный всадник» назвал «Адмиралтейской иглой». На 72-метровую высоту и был вознесён кораблик-флюгер.

Кстати, Коробов предлагал сделать шпиль ниже на 15 метров для пущей устойчивости. Однако его идею приняли с негодование, ведь само строение было символом превращения России в великую морскую державу. В итоге поступили ровно наоборот: шпиль сделали ещё длиннее. А чтобы «игла» не упала, она на 12 метров уходит внутрь здания.

На позолоту столько значимого символа ушло около 17,8 кг чистого золота. Ещё около 2 кг сусального золота использовали во время реконструкции в конце 20 века.

Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтейства

Группы нимф, несущих небесную и земную сферы после реставрации 2013 года. Фото: Н.В. Лобанов

Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтейства

Центральная башня Адмиралтейства после реставрации 2013 года. Фото: Н.П. Лобанов

Тайны сверкающего шара

На шпиле под корабликом можно заметить золотой шар. Во время реконструкции 1928 года его вскрыли и обнаружили внутри газеты 1886 года. В тайник, по традиции, добавили несколько номеров ленинградских изданий. А в 1977 году в шар спрятали ещё свежей прессы и текст новой Конституции СССР.

На вершине «Адмиралтейской иглы» хранится ларец со сведениями обо всех мастерах, которые ремонтировали шпиль. Есть легенда, что в тайнике также хранится шкатулка с золотыми монетами, открыть которую невозможно: секрет поворота механизма утерян.

Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтействаЧто венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть фото Что венчает шпиль адмиралтейства. Смотреть картинку Что венчает шпиль адмиралтейства. Картинка про Что венчает шпиль адмиралтейства. Фото Что венчает шпиль адмиралтейства
Фото: Instagram / @andrei_mikhailov, @golovdinov

«Адмиралтейский трезубец»

В 1738 году шпиль Адмиралтейства стал ориентиром не только для Невского и Вознесенского проспектов, но и современной Гороховой улицы.

Так здание стало центром композиции «Адмиралтейского трезубца» – трехлучевой системы улиц в центре Петербурга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *