Что верили древние греки
Древнегреческое язычество
Язычество в Древней Греции господствовало, начиная еще с прошлой эры. Оно не было четко организовано, не имело единого учения. Древнегреческое язычество, скорее, представляло собой собрание культов различных богов, каждый из которых отвечал за ту или иную природную стихию, сторону человеческой жизни. Характерным для древнегреческого язычества было то, что каждому богу соответствовало то или иное священное животное. Согласно мифологии Древней Греции, боги подчинялись судьбе, как и все люди. Боги иногда вступали в противостояние друг с другом. Вообще они могли не быть идеальными с точки зрения морали.
Характерные черты древнегреческого язычества
Восхваление богов
Для своих богов греческие язычники строили специальные алтари, на которые воздвигали идолы. Вы, наверное, не удивитесь, когда узнаете, что греки приносили своим божествам жертвы. Чаще всего это была пища, напитки, ценные подарки. Но отличительным жертвоприношением для древнегреческого язычества была гекатомба, или целая сотня быков! Жертвы богам приносили, чтобы выразить свое почтение и уважение. Но преследовали греки и свои цели: задобрить богов, чтобы достичь своих желаний и нужд. Причем мясо животных люди обычно ели сами. Богам, мол, ни к чему подачки, ведь они и так богаты. А вот вино могли вылить на землю, это было возлияние для богов.
Интересно было и то, как организованы были жертвоприношения. Например, если жертву приносит царь, то он просит за весь свой народ. А если глава, хозяин дома, то за всю семью. Все праздники и церемонии в Древней Греции были пронизаны религиозными верованиями. Это касалось и такого важного события, как Олимпийские Игры, и простых праздников. Кроме того, читали для богов и особые молитвы, прося их о чем-то или благодаря за что-то.
Понятие о морали
Очень важным является тот факт, что у древних греков существовали понятия морали и нравственности. Например, добродетелями они считали умеренность, справедливость, мужество, благоразумие. А в противоположность им ставилась гордыня. Человек являлся вполне свободной личностью. Но он должен был уметь держать себя в руках, уважать себя не до степени надменности, не оскорблять других. Греческое язычество порождало в сердцах людей гуманность, добро, отзывчивость, милосердие, почитание старших, патриотизм. И отражение этого мы видим в многочисленных мифах и легендах Древней Греции.
Божественный пантеон в древнегреческом язычестве
Большую часть информации о древнегреческом язычестве мы получаем из легендарных «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Согласно им, все боги Древней Греции подразделялись на:
Кроме богов, древние греки верили и в низших духов, или демонов. Примерами подобных существ были нимфы, сатиры, селены. Они могли быть добрыми и злыми. Поэтому их, как и богов, нужно было восхвалять, совершать в их честь ритуалы.
Боги в древнегреческом язычестве изображались как обычные люди, если говорить об их внешности. Также им были присущи и человеческие черты характера, как положительные, так и отрицательные. Они тоже женились, влюблялись, ревновали, ругались. Но основными отличиями богов от людей было их бессмертие, превосходство в мудрости и силе, наличие сверхъестественных возможностей. Боги в понимании простых людей были идеализированы, но близки им по духу.
Боги по отношению к человеку чаще всего настроены благодушно. Их гнев можно навлечь на себя, если не оказывать им должного почтения, не приносить жертв. А вообще боги могут помогать людям, ставить их на верный путь. Если с человеком случалась беда или несчастье, то причину этого видели не в злости богов, а в вине самого человека. Однако боги могли наказывать людей: за предательство, за нерадушный прием гостей, за невыполнение обещаний. Но могли они и прощать, и жалеть человека. То есть им не были такие чувства, как сострадание и милосердие.
Для богов организовывали праздники. Например, праздник Великие Панафинеи был посвящен богине Афине, а Великие Дионисии, соответственно, богу Дионису.
Перечень основных богов в Древней Греции:
Согласно легендам, боги жили на горе Олимп. Тремя главными богами-олимпийцами были Зевс, Аид и Посейдон. Всего олимпийцами называют двенадцать богов. Остальные подразделяются на богов водной стихии, воздушной, подземного мира. Еще есть группа муз, гигантов, циклопов. Короче говоря, существ и богов, которые были в древнегреческом язычестве очень и очень много.
Конец древнегреческому язычеству пришел в первой половине десятого века, когда повсюду получило свое распространение христианство. Однако еще в четвертом веке начали запрещать жертвоприношения и строительство языческих храмов. В целом мы можем сказать, что язычество в Древней Греции хоть и имело свои отличительные, своеобразные черты, но базовые понятия и принципы оставались характерными для всего язычества.
Что верили древние греки
Глава 20. Религия древних греков
Хотя древнегреческая религия стала предметом научного интереса раньше других нехристианских религий, изученность и понимание ее до сих пор находятся в неудовлетворительном состоянии. В этой области крепко держатся некоторые укоренившиеся представления, в значительной степени односторонние или просто ошибочные.
* ( О. Kern. Ueber die Anfänge der Hellenischen Religion. Berlin, 1902. S. 6-7.)
Четвертый ошибочный, обывательский взгляд на греческую религию состоит в том, что ее нередко смешивают с римской религией. Так как римляне, издавна соприкасаясь с греками, пытались сблизить их богов со своими, то с тех пор и пошла привычка говорить о «греко-римских» богах либо называть греческих богов латинскими именами. На самом деле религии античных греков и римлян были глубоко различны.
Древнейшая стадия. Религия Эгейской эпохи
Вопрос об исторических корнях греческой религии, о ее древнейшей стадии и сейчас является труднейшим и наименее ясным из всех вопросов, касающихся религии греков. Элементы этой религии, восходящие к предполагаемой общеиндоевропейской эпохе, оказались на поверку действительно очень скудными. Они сводятся, пожалуй, к именам некоторых, очень немногих, богов, которые этимологически сближаются с именами богов других индоевропейцев: например Зевс// санскритский Дьяус//римский Юп-питер//германский Тиу; Уранос//санскритский Варуна. Из этих этимологических сопоставлений много не выведешь.
* ( См. Дж. Томсон. Исследования по истории древнегреческого общества. М., 1958.)
В последние годы наука достигла в этой области больших успехов: молодому английскому ученому Вентрису удалось в 1953 г. расшифровать критское «письмо В» («письмо А» остается и сейчас нерасшифрованным) и прочесть ряд надписей из Микен, Пилоса, Кносса. Советский ученый С. Я. Лурье продолжил и углубил изучение этих текстов. Оказалось, что надписи сделаны на архаическом ахейском диалекте греческого языка и что, следовательно, носителями эгейской культуры, по крайней мере в ее поздней фазе, были греческие племена.
Познакомимся с тем, что известно о религии крито-микенской эпохи.
* ( М. Nilsson. A history of Greek religion. Oxford, 1925, p. 15; С Clemen. Religionsgeschichte Europas, B. I. Heidelberg, 1926, S. 87-88.)
* ( Nilsson, p. 17-19, 21; Clemen, S. 92.)
Богиня со змеями. Статуэтка из слоновой кости и золота. Кносс, середина второго тысячелетия до н. э.
Таковы скудные сведения о религии носителей крито-микенской культуры. Из них очень трудно сделать выводы о характере и формах этой религии.
Хотя мы теперь и знаем, что носителями крито-микенской культуры, по крайней мере позднего периода, были греки-ахейцы, для нас не совсем ясно, какое историческое отношение они имеют к грекам классического периода. Видимо, имело место вторжение греческих же ионийских племен, а затем дорийских, стоявших на гораздо более низком уровне культурного развития. Микенская культура была разрушена.
Поэтому никак нельзя считать крито-микенскую религию попросту ранней стадией греческой религии. Последняя представляет собой весьма сложное целое, составные части которого имеют различное историческое происхождение. Однако не подлежит сомнению, что целый ряд элементов крито-микенской религии сохранился, хотя бы в пережиточной и видоизмененной форме, в верованиях и обрядах греков классической эпохи. Наличие в ней таких весьма многочисленных пережитков убедительно показали шведский исследователь Мартин Нильсон и английский историк Джордж Томсон.
Вопрос об историческом развитии
Следы тотемизма
Афина, Эрихфоний и змееногий Кекроп. Рельеф из Аттики
Следы промысловых культов
* ( См. Павсаний. Описание Эллады. Спб., 1887-1889. Кн. VII, гл. 18, 8-13.)
С древнейшими промысловыми культами были связаны и обряды магии погоды. Первоначальный, чисто магический характер таких обрядов, правда, был уже затемнен образами богов, к которым стали адресовать эти обряды, но он все-таки виден довольно отчетливо. У Павсания * можно найти очень интересные описания таких обрядов, исполнявшихся еще в его время. Например, в городке Мефанах (Коринфика) для отогнания знойного ливийского ветра исполнялся такой обряд: два человека брали белого петуха, разрезал и его пополам и с этими половинами бежали в разные стороны вокруг виноградника, после чего зарывали обе части петуха в землю на том месте, откуда начали бежать. Неподалеку от Сикиона тоже исполнялся обряд «для смягчения дыхания» ветров: ночью читались «заклинания Медеи» над четырьмя ямами у жертвенника ветров. Еще шире практиковались обряды вызывания дождя. Около Ликосуры (Аркадия) в случае засухи жрец Зевса Ликейского бросал на воду дубовую ветвь, ожидая, что от поднимающегося пара образуются облака и пойдет дождь; при этом он, конечно, молился и приносил жертву Зевсу, но первоначальное, чисто магическое зерно обряда остается отчетливо видным.
* ( См. Павсаний. Описание Эллады. Спб., 1887-1889. Кн. II, гл. 34, 2; кн. II, гл. 12, 1; кн. VIII, гл. 38, 4.)
Вредоносная и лечебная магия
Следы тайных союзов
Существовали и чисто женские культы, к участию в которых не имели доступа мужчины: таковы, например, были некоторые местные культы Деметры, Коры и Диониса.
Погребальный и семейно-родовые культы
К еще более глубокой древности восходят погребальные обряды греков и связанные с ними представления о загробном мире. Господствующей традицией у греков было зарывание покойника в землю или захоронение в гробнице. Эта традиция, восходящая к крито-микенской эпохе, была лишь на короткое время прервана вследствие появления обычая кремации трупов, вероятно принесенного ионийцами (как раз этот период их господства и отражен в поэмах Гомера); но новый обычай скоро исчез, и носители его подчинились местной традиции хоронить умерших в земле. Обычай трупосожжения почти не оставил следа и в представлениях греков о загробной жизни, если только не считать отдельных мифологических мотивов, вроде вознесения Геракла на небо из пламени погребального костра. Напротив, обычай зарывания трупа в землю наложил свой отпечаток на представления греков о судьбе умерших. По этим представлениям, хорошо отразившимся в «Одиссее» (песнь XI), души или тени умерших ведут печальное существование в подземной области Аида. При этом судьба всех душ, будь то доблестный воин или простой земледелец, почти одинакова: всем им суждено бродить унылыми тенями по пустынным и мрачным пространствам Аида. Существовала, однако, и идея посмертного наказания за преступления: навлекшие на себя особый гнев богов люди, как легендарные Сизиф, Тантал, Данаиды, терпят различные мучения в Аиде. Более же прочным и распространенным было убеждение, что судьба душ зависит от выполнения живыми должных обрядов над телом умершего. Душа покойника, лишенного погребения, не находит себе покоя в загробном мире.
* ( Лукиан. Соч., т. 2. Серия «Памятники мировой литературы». М., 1920, стр. 34.)
Погребальный культ, лежавший прежде всего на обязанности родственников и потомков умершего, составлял существенную часть семейно-родовой религии греков. Устойчивость ее поддерживалась сохранением сильных пережитков патриархальнородового строя.
Аристократический культ героев
На почве разложения родового строя в связи с выделением аристократических родов выросла очень характерная для Греции новая форма религии: аристократический культ «героев».
В литературе высказывалось мнение, что культ героев есть явление позднее, результат упадка веры в богов. Но с этим нельзя согласиться. В архаическом языке надгробных надписей слово ηρως (герой) означало просто умершего. Героями первоначально были духи-покровители отдельных родов, предки-родоначальники; с выделением же аристократических родов и их родоначальники стали выделяться как особый предмет почитания. Герои-предки наиболее знатных и могучих родов возносились высоко над другими, и круг почитателей их чрезвычайно расширялся.
Любопытно по этому поводу сикионское предание, сообщаемое Павсанием («Описание Эллады», кн. II, гл. 10, 1): сын Геракла Фест заставил сикионцев чтить его отца не как героя (как его чтили раньше), а как бога.
* ( P. Foucart. Les mystères d’Eleusis. Paris, 1914, p. 141-144, 148, 156-159.)
Местные общинные культы
* ( См. Е. Кагаров. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. Спб., 1913.)
Земледельческий культ
Крупную роль в древних общинных культах играло поклонение божествам плодородия, покровителям земледелия и скотоводства. Знаменитые элевсинские мистерии вначале были не чем иным, как местным культом земледельческих божеств, прежде всего Деметры. Чисто земледельческий культ Деметры существовал и в Фигалии, где этой богине приносили бескровные жертвы: плоды, виноград, медовые соты и свежесрезанную овечью шерсть; все это складывалось на жертвенник и поливалось оливковым маслом. Такая жертва приносилась Деметре от имени всей фигалийской общины (Павсаний, кн. VIII, гл. 42, 11). Очень интересны приемы магического привлечения урожая, практиковавшиеся жителями Тифореи (Фокида): тифорейцы старались украсть землю с могилы Зета и Амфиона около Фив и перенести к себе, чтобы положить на могилу Антиопы; этим они переносили к себе из фиванской земли урожай; фиванцы, однако, старались не допустить такого похищения у них урожая и тщательно стерегли гробницу (Павсаний, кн. IX, гл. 17,4). Хорошо известно, что и общеэллинские боги во многих случаях сохраняли в себе черты покровителей земледелия и скотоводства.
Полисные культы
Все описанные выше религиозные верования и обряды греков, сохранявшиеся преимущественно в быту народных масс, крестьянства, представляли собой пережиток ранних форм религии, восходящих в основном к первобытнообщинной эпохе или к стадии разложения первобытной общины. Что касается господствующих форм религии в классическую эпоху, в эпоху расцвета рабовладельческих республик, то основной формой ее был несомненно культ богов-покровителей полиса.
О происхождении общегреческого пантеона
Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил несомненно длительную эволюцию. Некоторые из олимпийских богов представляют собой, по мнению наиболее компетентных исследователей, древние крито-микенские доэллинские божества, культ которых был усвоен ахейцами.
Посейдон
Посейдон был, вероятно, древним морским божеством Пелопоннесса, его чтили прибрежные рыбаки. Он не раз упоминается в микенских надписях. Культ его был воспринят и ионийцами и дорянами, у которых святилище Посейдона на мысе Тенаре было средоточием лаконского морского союза. Помимо своей роли божества моря, Посейдон почитался и как покровитель коней. Распространившись впоследствии, культ Посейдона вобрал в себя ряд местных культов, образ его вытеснил местных героев или слился с ними. Так, например, в г. Онхесте (Беотия) некогда почитался местный герой Онхест, но впоследствии он был превращен в сына Посейдона или даже отождествился с ним: там стояли храм и статуя Посейдона Онхестия.
Афина
Артемида
* ( См. Лурье, стр. 208-209.)
** ( См. Томсон, стр. 267-278.)
Аполлон
* ( См. А. Ф. Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.)
*** ( См. Томсон, стр. 291-293.)
* ( Nilsson, p. 115; Шантепи-де-ла-Соссей. Иллюстрированная история религии, стр. 292.)
Асклепий, Пан, Афродита, Арес
Таким же местным божеством, аркадским по происхождению, был бог пастухов Пан.
Фракийский бог Арес, позаимствованный еще в гомеровскую эпоху (в «Илиаде» он тоже враждебен ахейцам), превратился у греков в неистового бога войны.
Гефест, Гестия, Гермес
* ( См. Лосев, стр. 215-217.)
** ( Kern, S. 23-25; Nilsson, p. 145-146.)
Земледельческие божества
* ( См. Лурье, стр. 291-293.)
Дионис, бог-покровитель виноградарства и виноделия, фракийско-фригийского происхождения, вошел в греческий культ лишь с VII-VI вв. Распространению культа Диониса содействовали тираны Периандр Коринфский, Клисфен Сикионский, Писистрат Афинский: опираясь на народные массы, тираны, очевидно, хотели противопоставить этот сельский демократический культ аристократическому почитанию героев.
Деметра и Кора, окруженные жрецами и жрицами Элевсина. Рисунок на античной вазе
Прочие боги, титаны и др.
* ( См. К. Белох. История Греции, изд. 2, т. I. 1905, стр. 78.)
Мифология
Греческая мифология представляет собой очень трудный объект для изучения. Следует указать прежде всего на ее крайнюю сложность. Далеко не все в этой мифологии относится к области религии, да и не все может быть названо мифом в собственном смысле этого слова. В то сложное и обширное целое, которое обычно именуется греческой мифологией, входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, и сказочные сюжеты, и литературные новеллы, и свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассмотреть эту широко понимаемую мифологию в целом.
Антропогонический мотив почти отсутствует в греческой мифологии, которая не дает ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу, создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира или человека.
Мифы о культурном герое и др.
* ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 25.)
К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные-полуисторические фигуры законодателей, основателей и устроителей городов, а с другой стороны, великих художников, певцов и поэтов. К числу героев первого типа относятся: Тесей, которому приписывается синойкизм Афин, разделение народа Аттики на филы, фратрии и роды, на сословия и профессии; Ликург, известный спартанский законодатель; Кадм, основатель Фив, и др. В этих образах черты каких-то исторических личностей сливаются с полубожественными, мифологическими представлениями, так что вопрос о реальном историческом зерне легенд о Тесее, Эаке, Кадме, даже Ликурге и Харонде остается неясным. Но элемент религии в этих образах легендарных градооснователей и законодателей есть: они были по большей части предметами местного культа. Ясен и политический смысл этого культа и самих этих легенд: приписывая установление существующего социально-политического строя (конечно, аристократического) полубожественным персонажам, родоплеменная знать (эвпатриды, спартиаты и др.) тем самым облекала ореолом святости и неприкосновенности свои собственные привилегии и власть.
* ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, стр. 216.)
Культовые мифы
Подлинное зерно чисто религиозной мифологии составляют так называемые культовые мифы. Они тесно связаны с теми или иными религиозными обрядами и являются как бы их священным текстом. Самые обряды нередко представляют собой разыгрывание в лицах того или иного мифологического рассказа. Таковы, например, мифы о Гере-Нимфе и Гере-Телии, непосредственно относящиеся к ежегодным обрядам купания статуи Геры в священном источнике в Навп-лии (Арголида) (Навсаний, кн. II, гл. 38, 2); миф о воспитании молодого Зевса и об учреждении им олимпийских игр, связанный с этими играми (Павсаний, кн. IX, гл. 3, 1-2); миф о ссоре и примирении Геры с Зевсом, в память чего справлялся ежегодный праздник в Платеях, и т. п. По-видимому, и здесь, как это обычно бывает, не обряды установлены для инсценировки мифов, а, напротив, мифы создавались как своеобразное осмысление и вторичная интерпретация в большинстве случаев весьма древних обрядов, происхождение и первоначальный смысл которых были забыты.
Заимствованные и искусственные мифы
В греческой мифологии встречается и целый ряд явно заимствованных извне мифологических сюжетов и мотивов. Сюда надо отнести миф о потопе (очевидно, вавилонского происхождения, так как в бедной водой Греции он едва ли мог бы возникнуть), а также мифы, связанные с богами, пришедшими с Востока (Дионис, кабиры и др.).
Не следует смешивать с мифологией богатый и красочный эпос греков, хотя его и трудно отделить от мифологии. Сказания о походе Аргонавтов, о Троянской войне, о скитаниях Одиссея, о фиванских царях (Эдипе и др.) не являются в настоящем смысле слова мифами, хотя мифологические образы и мотивы в них встречаются часто. В целом это исторические легенды, содержащие в себе реальное историческое зерно.
* ( См. Платон. Пир. М., 1908, стр. 35-43.)
** ( См. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Спб., 1887, стр. 44-49.)
Своеобразие греческой мифологии
Культ
* ( Наиболее обстоятельно формы культа в Древней Греции описал В. В. Латышев в «Очерках греческих древностей» (ч. 2. Спб., 1889).)
Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Обряды всегда совершались по строго установленному, особому в каждой местности церемониалу.
Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Обряды в честь городских общинных богов-покровителей совершались под руководством высших должностных лиц государства, и к ним относились со всей серьезностью. Наиболее важные из таких обрядов принимали характер общенародных торжественных праздников: таковы были великие и малые панафенеи в Афинах, гермейские игры в Фенее (Беотия) и пр. Жрецы тоже участвовали в этих обрядах.
Помимо общественного культа, которым руководили должностные лица государства и жрецы, существовал и частный, домашний культ. Обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов.
Жрецы, храмы
Жречество в Греции не составляло особой корпорации, тем более замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах отдельных богов; в их обязанности входило повседневное обслуживание культа бога, принесение регулярных жертв, украшение статуи бога, ритуальное омовение и пр. В некоторых случаях жрецы занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была нередко пожизненной и даже наследственной, переходя из поколения в поколение в пределах отдельных знатных родов. Так было в особенности там, где публичный культ непосредственно развивался из родового. Но чаще жрецы были выборными, притом зачастую на короткие сроки; иногда даже, как, например, в Олимпии, на один месяц. Выборность, однако, не мешала тому, что жреческие должности держала в своих руках преимущественно старая аристократия: выбирали жрецов обычно из знатных семей. От жреца требовалась ритуальная чистота, отсутствие физических недостатков, нередко соблюдение целомудрия. Очевидно, в связи с последним требованием в некоторых храмах жрецами были мальчики, и только до их возмужалости. Нередко жреческие должности выполнялись женщинами, иногда девочками или девушками (например, в храме Пандросо в Афинах), иногда старухами (храм Деметры в Гермионе) (Павсаний, кн. I, гл. 27, 5). Требование целомудрия к женщинам-жрицам предъявлялось еще более строго.
Должность жреца была почетной, но не давала никакой непосредственной власти, тем более что зачастую официальным культом руководили вообще не жрецы, а гражданские должностные лица. Греческие рабовладельческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жрецов.
При храмах помимо жрецов состояли обычно разные служители, жившие за счет доходов храма, за счет жертв и вкладов верующих.
* ( См. А. Валлон. История рабства в античном мире. «Греция». 1936, стр. 74-75; В. Латышев. Очерк греческих древностей, ч. 2. Спб., 1889, стр. 41-46; К. Белох. История Греции, т. 2, стр. 203.)
Общегреческое культовое единство
Так, жрецы Дельфийского храма искусно поддерживали авторитет своего прорицалища. Благодаря своей хорошей осведомленности в вопросах политики греческих полисов и даже некоторых варварских государств, они могли давать нередко полезные советы обращавшимся к ним частным лицам и городам. Впрочем, для страховки от ошибок дельфийские жрецы старались облекать свои предсказания и советы в нарочито туманную и двусмысленную форму. Надо отметить при этом, что, стараясь лавировать между интересами отдельных соперничавших между собой греческих городов, дельфийское святилище стояло далеко не на уровне понимания общенациональных задач: оно, например, заняло весьма антипатриотическую позицию в минуту грозной опасности, нависшей над Элладой при персидском вторжении; в междоусобной войне V в. оно всецело было на стороне пелопоннесцев и не пыталось употребить свой авторитет для примирения враждующих сторон.
Орфики и пифагорейцы
Рядом с господствующим полисным культом и старыми народными верованиями в Греции примерно с VI в. до н. э. появляются новые религиозные течения полусектантского типа. Из них наибольшее значение получил так называемый орфизм.
* ( О. Kern. Orphicorum fragmenta. Berlin, 1922.)
Элевсинские таинства. Культ Диониса
Верующие не только в Аттике, но и за ее пределами придавали очень большое значение элевсинским мистериям. Упоминания о них встречаются у целого ряда античных авторов. В гомеровском гимне в честь Деметры поется: «Счастлив, что сам лицезрел это все из людей сего мира; кто ж не воспринят к сим тайнам, кто им не причастен, подобной тот не имеет судьбы после смерти под мраком холодным». В «Панегирике» Исократа (IV в. до н. э.) есть такое место: «Деметра, появившись в наших краях, дала нам два неоцененных дара: культуру плодов земли, которая вывела нас из дикого состояния, и празднества, дающие посвященным самые сладкие упования о конце существования и о вечности».
Религия эллинистической эпохи
Влияние религии на философию
Религия и мифология оказали глубокое влияние на искусство, литературу, философию античной Греции. О религиозно-мифологических сюжетах и мотивах в литературе и искусстве уже говорилось. В философии влияние религии сказывалось особенно в раннюю эпоху. У ионийских натурфилософов заметно отражение мифологических представлений: например, идея Фалеса Милетского, что мир произошел из воды, еще недалеко отходит от мифа об Океане как отце всего существующего. Позднейшие философы-идеалисты, вплоть до Сократа и Платона, нередко пользовались для изложения своих концепций мифологическими образами. Вновь усилилось влияние религии на философию в эллинистическо-римскую эпоху, когда в связи с упадком античной демократии стали возникать религиозно-философские системы, такие, как неоплатонизм, неопифагореизм.
Свободомыслие
Но в философии же выразилось с наибольшей силой противоположное, атеистическое мировоззрение античной Греции. В этой стране с таким же правом можно видеть родину свободомыслия, с каким мы считаем ее колыбелью нашей науки, литературы, искусства.
* ( Гомер, Одиссея, песнь VIII, стихи 266-369.)
* ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. I, стр. 418.)
** ( См. С. И. Радциг. История древнегреческой литературы. М.-Л., 1940, стр. 213-215.)
* ( См. И. П. Вороницын. История атеизма, вып. I. Атеизм в древности. М., «Атеист».)
** ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. I, стр. 418.)
Все же греческая религия дожила до победы христианства в Римской империи. Отдельные черты ее влились в христианство.