что значит ч4 в сольфеджио

Интервалы в музыке, сольфеджио, таблица

Специально для начинающих музыкантов мы подготовили таблицу интервалов в музыке и сольфеджио:

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Вообще, что же такое интервалы в музыке и сольфеджио?

Чистая прима(ч.1) количество ступеней 1, количество полутонов 0, количество тонов 0
Малая секунда(м.2) количество ступеней 2, количество полутонов 1, количество тонов 0,5
Большая секунда(б.2) количество ступеней 2, количество полутонов 2, количество тонов 1
Малая терция(м.3) количество ступеней 3, количество полутонов 3,количество тонов 1,5
Большая терция(б.3) количество ступеней 3, количество полутонов 4, количество тонов 2
Чистая кварта(ч.4) количество ступеней 4, количество полутонов 5, количество тонов 2,5
Увеличенная кварта(ув.4) количество ступеней 4, количество полутонов 6, количество тонов 3
Уменьшённая квинта(ум.5) количество ступеней 5, количество полутонов 6, количество тонов 3
Чистая квинта(ч.5) количество ступеней 5, количество полутонов 7, количество тонов 3,5
Малая секста(м.6) количество ступеней 6, количество полутонов 8, количество тонов 4
Большая секста(б.6) количество ступеней 6, количество полутонов 9, количество тонов 4,5
Малая септима(м.7) количество ступеней 7, количество полутонов 10, количество тонов 5
Большая септима(б.7) количество ступеней 7, количество полутонов 11, количество тонов 5,5
Чистая октава(ч.8) количество ступеней 8, количество полутонов 12, количество тонов 6

Интервалы в музыке: консонансы и диссонансы

Также интервалы делятся на группы по звучанию консонансы и диссонансы.

Диссонанс-резкое звучание звуков, консонанс же противоположность.

К диссонансам относятся такие интервалы как м.2(малая секунда), б.2(большая секунда), м.7(малая септима), б.7(большая септима), ув.4(увеличенная кварта), ум.5(уменьшённая квинта)

Консонансы подразделяются на группы:

Интервалы в музыке: обращение интервалов

Таким образом:
1<>8, 2<>7, 3<>7, 4<>5

Сведения приведенные выше помогут вам определять интервалы и разбираться в них.

Источник

Интервалы в музыке сольфеджио: таблица видов с описанием

Вы узнаете, что такое музыкальный интервал и как его использовать в композициях. Кроме того, разберем все виды и характеристики звучания. Покажу, как использовать обращение. Также будут таблицы, примеры и обозначения.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Музыкальный интервал

Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.

И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано. Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.

Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.

Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.

В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.

Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.

Таблица интервалов в музыке

Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.

Простые интервалы
Название интервалаОбозначениеКол-во тоновКол-во ступенейТип
Чистая примач. 101Совершенный консонанс
Увеличенная примаув. 10,51Диссонанс
Уменьшенная секундаум. 202Совершенный консонанс
Малая секундам. 20,52Диссонанс
Большая секундаб. 212
Увеличенная секундаув. 21,52Несовершенный консонанс
Уменьшенная терцияум. 313Диссонанс
Малая терциям. 31,53Несовершенный консонанс
Большая терцияб. 323
Увеличенная терцияув. 32,53Весьма совершенный консонанс
Уменьшенная квартаум. 424Несовершенный консонанс
Чистая квартач. 42,54Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квартаув. 434Диссонанс (другое название — тритон)
Уменьшенная квинтаум. 535
Чистая квинтач. 53,55Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квинтаув. 545Несовершенный консонанс
Уменьшенная секстаум. 63,56Весьма совершенный консонанс
Малая секстам. 646Несовершенный консонанс
Большая секстаб. 64,56
Увеличенная секстаув. 656Диссонанс
Уменьшенная септимаум. 74,57Несовершенный консонанс
Малая септимам. 757Диссонанс
Большая септимаб. 75,57
Увеличенная септимаув. 767Совершенный консонанс
Уменьшенная октаваум. 85,58Диссонанс
Чистая октавач. 868Совершенный консонанс

Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.

Составные интервалы
НазваниеОбозначениеКол-во тоновКол-во ступенейТип
Чистая октавач. 868Консонанс
Увеличенная октаваув. 86,58
Уменьшенная нонаум. 969Диссонанс
Малая нонам. 96,59
Большая нонаб. 979
Увеличенная нонаув. 97,59
Уменьшенная децимаум. 10710Консонанс
Малая децимам. 107,510
Большая децимаб. 10810
Увеличенная децимаув. 108,510
Уменьшенная ундецимаум. 1124Консонанс
Чистая ундецимач. 112,54
Увеличенная ундецимаув. 1134
Уменьшенная дуодецимаум. 1235Консонанс
Чистая дуодецимач. 123,55
Увеличенная дуодецимаув. 1245
Уменьшенная терцдецимаум. 133,56Консонанс
Малая терцдецимам. 1346
Большая терцдецимаб. 134,56
Увеличенная терцдецимаув. 1356
Уменьшенная квартдецимаум. 144,57Диссонанс
Малая квартдецимам. 1457
Большая квартдецимаб. 145,57
Увеличенная квартдецимаув. 1467
Уменьшенная квинтдецимаум. 155,58Консонанс
Чистая квинтдецимач. 1568

Простые интервалы

Простые интервалы находятся в пределах одной октавы. Ступенчатая величина определяется количеством охватываемых ступеней. В пределах октавы есть 8 ступеней.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио Простые интервалы от ноты До и Ре

Тоновая величина определяется количеством заключенных тонов. Она тоже нужна поскольку ступенчатая величина интервала определяет приблизительное расстояние.

К примеру, секунда До — Ре составляет целый тон. А секунда Ми — Фа составляет полутона.

Между основными ступенями звукоряда есть следующие интервалы.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Давайте посмотрим на основные.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио Главные музыкальные интервалы

Сначала идут две ноты одной высоты. Такой интервал называется «Prima» (прима) или «Unison» (унисон). Нота, расположенная на ступень выше, дает интервал в секунду. Поэтому и называется «Secunda» (секунда).

Следующая ступень даст интервал в терцию «Tertia» (три ступени).

Далее идет кварта «Quarta», то есть четыре ступени. Затем квинта «Quinta», то есть пять ступеней. Потом секста «Sexta», то есть шесть ступеней. После нее идет септима «Septima» с семью ступенями.

Наконец, возвращаясь к первоначальной ноте октавой выше, получаем интервал в октаву. Отсюда и название «Octave».

Все это простые диатонические интервалы. Они принадлежат одной тональности. В данном случае, ноте «До».

Секунды, терции, сексты и септимы могут быть как малыми, так и большими.

А примы, кванты, квинты и октавы являются чистыми или совершенными интервалами. Они никогда не могут быть большими или малыми.

Секунда

Секунда (лат. Secunda — вторая) — это интервал в две ступени. Такой звук приземленный, прижимистый. Его используют в частях, которые должны подогревать и готовить слушателя к чему-то важному.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоИнтервал секунда от всех нот

Часто используют в хип-хоп культуре во время читки рэпа.

Интервал секунда в музыке может быть большим ( б ) и малым ( м ). Характеристика звучания тут разная. Большая очень приземленная и прижимистая. Она четкая, структурированная и конкретная.

Маленькая кажется грустной. Может создавать большой нагнетающий эффект при использовании фригийского лада.

Терция

Терция (лат. tertia — третья) — это музыкальный интервал в три ступени. Она гармоничная и легко воспринимается.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоТерция в 3 ступени

Часто используется в классической музыке. Это такой добрый и успокаивающий интервал. Он всегда создает уютное сочетание и состояние слушателя.

Очень гармоничный. Часто присутствует в музыке Моцарта.

Бывает большая ( б ) и малая ( м ) терция. Большая всегда звучит радостно, а малая грустно.

Этот музыкальный интервал в 3 ступени определяет, как будет звучать аккорд. Кстати, он тоже состоит из терции.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоБольшая и малая терция в аккордах

Самая первая терция стоит в низу аккорда. Она определяет, насколько аккорд будет звучать грустно или весело.

Кварта

Кварта (лат. quarta — четвертая) — интервал в четыре ступени. Он очень динамичный и яркий. Звучит кричаще.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоИнтервал кварта

Очень похожа на фанфары потому что они звучат торжественно.

Интервал Тритон

Интервал тритон находится между квартой и квинтой.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

В средние века он являлся дьявольским интервалом. За его использование в то время могли запросто сжечь на костре. В 19 веке его еще называли «Черт в музыке» (от лат. diabolus in musica).

Почему он является таким страшным?

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио Обращение интервалов

Вот почему его не любили в средние века.

Сейчас его используют, когда нужно передать что-то таинственное, секретное и ужасное. Считается, что у него очень плохая энергетика.

Часто используется в heavy metal.

Квинта

Квинта (лат. quinta — пятая) — это интервал в пять ступеней. Хорошо подойдет для неземного восприятия, которое не вяжется с чем-то бытовым и простым.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоМузыкальный интервал в 5 ступеней

Используют в тех композициях, где нужно создать больше драматизма. Можно использовать в эпичных моментах. Он звучит широко, таинственно и пространственно.

Секста

Секста (от лат. sexta — шестая) — это расстояние в шесть нот. Она очень масштабная и большая. За счет этого создается важность какого-то события.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоМузыкальный интервал в 6 ступеней

Есть большая ( б ) и малая секста ( м ). За счет них произведения получают более серьезное восприятие.

Септима

Септима (лат. septima — седьмая) — это музыкальный интервал в 7 ступеней. Очень плохой с точки зрения гармонии. Звучит не приятно. Бывает большим и малым.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоМузыкальный интервал septima

Используется в аккордах. Например, в септаккордах на крайнем расстоянии между нотами. Но если внутрь добавить несколько нот, то аккорд будет звучать симпатично.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоИнтервал септима в большом мажорном септаккорде (Cmaj7)

Септима звучит грязно. Можно использовать в тех случаях, когда хотите взбунтовать нервную систему слушателя.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Октава

Октава (лат. octava — восьмая) — это музыкальный интервал в восемь ступеней. Повторяется один и тот же звук через диапазон.

К примеру, у нас есть на первой ступени нота. Далее мы ее просто повторяем в следующем диапазоне (октаве).

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоМузыкальный интервал в 8 ступеней

Это чистый интервал. Поэтому его легко использовать во многих музыкальных композициях. За счет расстояния в 8 ступеней достигается масштабность и объемность звучания.

К примеру, у нас идет звук конкретного инструмента. Нам он кажется слишком плоским и простым. Как сделать так, чтобы обогатить его звучание и придать объем?

Можно добавить к нему еще одну ступеньку на октаву выше или ниже. Это зависит от того, чего именно нужно достичь.

Если нужна полнота звучания, то лучше добавлять снизу. Так получим хороший и насыщенный звук инструмента.

Если хотим увеличить тембровку и создать новые обертона, то можно добавить октаву сверху. В итоге, получим яркий, четкий и насыщенный звук.

Большинство музыкантов ограничиваются использованием интервалов в пределах одной октавы. Это то, что мы рассмотрели ранее.

Но возникает необходимость играть чуть выше октавы.

Составные интервалы

Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио Составные интервалы в музыке

Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.

Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.

Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).

А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.

Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.

В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.

Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.

Другие виды интервалов в музыке

Выше вы узнали, что основные виды интервалов в музыке делятся на простые и составные. Но есть дополнительные типы, о которых стоит упомянуть ниже.

Большие и малые интервалы

Интервалы могут быть большими «б» и малыми «м». Таким образом, расстояние между До и Ре ♭ — малая секунда (м2). А между До и Ре натуральной — большая секунда (б 2).

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Между До и Ми ♭ будет интервал в малую терцию (м 3). До и Ми натуральное образуют большую терцию (б 3). Интервал в кварту является чистым (ч 4).

Но если поднимем верхнюю ноту кварты на полутон, то получим увеличенную кварту (ув). Она называется тритоном. Потому что между нотами До и Соль бемоль три тона.

Далее добираемся до пятой ступени, образуя чистую квинту (ч 5). Затем идет малая секста (м 6). А До и Ля натуральные образуют большую сексту (б 6).

После идет малая (м 7) и большая септима (б 7). Затем чистая октава (ч 8).

Давайте вернемся к прошлой схеме (картинке) «Главные музыкальные интервалы». Посмотрим, какие у нас были интервалы в диатонической гамме.

В гамме До мажор мы имеем большую секунду. На рисунке обозначено, как Second. Затем идет большая терция, чистая кварта и чистая квинта. Далее большая секста, большая септима и чистая октава.

То есть все другие интервалы не участвуют в формировании диатонической гаммы. Но здесь их можно встретить если отчитывать не от ноты До, а от других ступеней.

Например, можно найти малую секунду (м 2) между седьмой ступенью и восьмой. Между ними полутон, но две ступени.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Малая терция (м 3) между третьей ступенью и пятой. То есть между Ми и Соль.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоМалая терция

Большую терцию (б 3) мы можем найти между первой и третьей ступенью.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоБольшая терция

А между третьей ступенью и восьмой у нас малая секста (м 6). То есть между Ми и До.

В итоге, гамма содержит в себе все возможные интервалы. Но если будем добавлять полутона по ступенькам последовательно, то получим то, как на картинке «Главные музыкальные интервалы»

Чистые интервалы

Чистые интервалы при исполнении звучат слитно (мягко). При обращении они тоже образуют чистые интервалы. Поэтому их еще называют консонирующими.

Слитность звучания обусловлена тем, что гармоники двух нот тесно связаны друг с другом.

В диатонической гамме все кварты, квинты, примы и октавы являются чистыми.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Слова уменьшенный или увеличенный могут прибавляться к названию интервала. Они означают его расширение или сужение на хроматический полутон.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Если интервал большой и малый, но не чистый, тогда уменьшается малый, а увеличивается большой. Например, увеличенная секунда составляет 1,5 тона, а уменьшенная ноль тонов.

Возможны также дважды увеличенные и уменьшенные интервалы.

Например, нужно построить дважды увеличенную кварту. В таком случае, от основания До отсчитываем 3 ступени и получаем вершину Фа.

Дважды увеличенная кварта составляет 3,5 тона. А интервал До — Фа 2,5 тона. Тогда вершиной дважды увеличенной кварты будет Фа дубль диез.

Ниже показаны видоизмененные интервалы.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Если возьмем чистую квинту и сузим ее на полутон, то получим уменьшенную квинту (ум.5). Увеличивая на полутон чистую кварту, получаем увеличенную кварту (ув.4).

Эти две ноты одинаковые. Поэтому их еще называют энгармоническими. Потому что Соль бимоль и Фа диез, это одна и та же высота.

Увеличивая квинту, получаем увеличенную квинту (ув.5). Понижая шестую ступень, получаем уменьшенную сексту (ув.6). Но чаще всего такой интервал мы называем увеличенной квинтой.

А дальше идет пример пониженной второй ступени. Теоретически, мы получаем уменьшенную секунду (ум.2). Но на практике, применяем название малая секунда (м.2).

Тоже самое и с терцией.

Понятие уменьшенная терция на практике не применяется. Такая комбинация тонов обычно называется малой терцией (м.3).

В общем, если в чистый интервал добавлен полутон, то он становится увеличенным. А если из чистого расстояния вычли полутон, то такой интервал становится уменьшенным.

Как построить музыкальные интервалы

Чтобы построить музыкальные интервалы от заданной ноты, нужно установить ступеневую величину. То есть отсчитать требуемое количество ступеней. А затем отрегулировать если это нужно, тоновую величину расстояния знаком альтерации.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

К примеру, нужно построить большую терцию от основания До диез.

В таком случае, отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. А поскольку большая терция составляет два тона, вершиной интервала должен быть звук Ми диез.

Можно построить малую терцию от основания До. Тогда отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. И поскольку малая терция имеет 1,5 тона, вершиной будет звук Ми бимоль.

Обращение интервалов

Если нужно сделать обращение интервалов, то достаточно передвинуть одну из нот в другую октаву. Причем сделать так чтобы верхняя нота стала нижней, а нижняя верхней.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио Обращение интервалов

В результате получается другой интервал, который в сумме с исходным составляет октаву.

Обращением является вычитание из октавы первоначального расстояния. Оба этих интервала являются взаимообратимыми.

Если мы вычтем название исходного интервала из девяти, то получим название обращенного. Например, между До и Ля расстояние в сексту (6 ступеней).

Для того чтобы узнать, какой интервал мы получим при обращении сексты, вычтем шесть из девяти. В итоге, получим три ступени или терцию между Ля и До.

Между До и Си интервал в септиму. 9 — 7 = 2. Поэтому между Си и До интервал в секунду.

Это правило работает во всем диапазоне.

Качество интервалов при обращении сменяется на противоположное. Исключение лишь составляют чистые. Последние всегда обращаются в чистые.

Большой интервал обращается в малый. А малый всегда обращается в большой. Например, обращение большой сексты в малую терцию.

И возьмем, к примеру, расстояние в малую терцию между Ми и Соль. Давайте я перенесу основание интервала Ми на октаву выше. В итоге, это будет большая секста.

Увеличенный интервал обращается в уменьшенный, а уменьшенный в увеличенный.

Итак, интервалы определяются охватом ступеней. То есть внутри малой секунды всегда две ступени, но при этом один полутон. А внутри большой секунды тоже две ступени, но уже два полутона.

Малая терция охватывает три ступени, но при этом три полутона. Четыре полутона дают большую терцию. Пять полутонов дают чистую кварту и так далее.

Ступеневой охват дает прима, секунда, терции и так далее. А тоновый охват определяет, будет ли интервал малым или большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.

Пара взаимообратимых интервалов в ступеневых величинах выглядят так. Секунда и септима. Терция и секста. Кварта и квинта.

Равенством интервалов по их тоновой величине при различных названиях, называется энгармонизмом интервалов.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио Энгармонизм интервалов в музыке

Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Также интервалы делятся на консонансы (мягкие на слух) и диссонансы (резкие).

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Характерные интервалы

То есть характерны только для гармонического вида лада. А также содержат в себе ступени, характерные только для него.

Ниже представлена таблица характерных интервалов.

НазваниеСокращенное обозначениеСтупени
Гарм. мажорГарм. минор
Уменьшенная септимаум. 7
Увеличенная секундаув. 2
Уменьшенная квартаум. 4
Увеличенная квинтаув. 5

Гармонический мажор

Ниже можно увидеть гамму натурального мажора в тональности До мажор.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоДо мажор натуральный

А в гармоническом мажоре понижается 6 ступень, что вносит в мажор частичку минорной гаммы. Это придает ей особый минорный оттенок.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

В гармоническом мажоре в результате понижения шестой ступени появляются характерные для гармонического лада интервалы.

Первый из них, является ярким признаком лада. Это увеличенная секунда. Строится она на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Си.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Разрешается в чистую кварту от пятой. Поскольку Ля бимоль обращается в Соль, а Си в До.

Далее обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму, которая строится на 7 ступени Си — Ля бимоль. Она разрешается в чистую квинту от первой.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Следующая пара, у которых тоже пониженная шестая ступень. Это уменьшенная кварта от третьей Ми — Ля бимоль, которая разрешается в малую терцию от третьей.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Ля бимоль разрешается в Соль. А Ми остается на месте, так как это устойчивый звук.

И четвертый интервал, это обращение уменьшенной кварты. Это увеличенная квинта, которая строится на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Ми.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджио

Разрешается она в большую сексту от пятой.

Гармонический минор

А теперь давайте рассмотрим гармонический минор. Ниже гамма натурального минора в тональности Ля минор.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоЛя минор натуральный

А в гармоническом миноре повышается седьмая ступень. Это придает ему большую остроту тяготения в тонику.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоГармонический Ля минор

В результате повышения 7 ступени в гармоническом миноре тоже появляются четыре характерных интервала. Первый из них, это увеличенная секунда на 6 ступени Фа — Соль диез. Она разрешается в чистую кварту от пятой.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоОбращение увеличенной секунды

Далее обращение увеличенной секунды. Это уменьшенная септима, которая строится на повышенной 7 ступени Соль диез — Фа. Разрешается в чистую квинту от первой.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоОбращение уменьшенной септимы

Следующая пара характерных интервалов, это уменьшенная кварта от 7 ступени Соль диез — До. Разрешается в малую терцию от первой.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоОбращение интервала уменьшенной кварты

И обращение уменьшенной кварты в увеличенную квинту от третьей До — Соль диез. Разрешается в большую сексту от третьей.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоОбращение уменьшенной кварты

Таким образом, в гармоническом мажоре и миноре существует по четыре характерных интервала.

Во всех характерных интервалах содержится повышенная или пониженная ступень. И она характерная для гармонического мажора или минора.

Для мажора, это пониженная 6 ступень. А для минора — повышенная седьмая.

В заключение, подытожим правила построения характерных интервалов для гармонического мажора и минора.

что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть фото что значит ч4 в сольфеджио. Смотреть картинку что значит ч4 в сольфеджио. Картинка про что значит ч4 в сольфеджио. Фото что значит ч4 в сольфеджиоПостроение характерных интервалов

Снизу прямоугольниками выделено в каком ладу (мажоре или миноре) строятся интервалы. Левая часть к мажору. Правая к минору. А центральная часть к обеим одновременно.

То есть увеличенная секунда и уменьшенная септима строятся от 6 и 7 ступеней, как в гармоническом мажоре и миноре. А вот ступени с увеличенной квинтой и уменьшенной квартой, в мажоре и миноре различаются.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое интервалы в музыке. По сути, это главная составляющая всей музыкальной гармонии. Красота песни во многом заключается в их правильном подборе.

Ведь вся мелодия состоит из разных расстояний между звуками.

На самом деле интервалов не так много. И у каждого есть своя персональная характеристика звучания. Если вы ее знаете, то сможете грамотно внедрить подходящий вид в нужную часть композиции.

Например, у нас начало мелодии. Есть серединная часть и та, которая подготавливает слушателя. Также есть кульминационная часть, ради которой слушается вся композиция.

Получается, что для каждой части идет индивидуальная задача. Но те интервалы, которые используются в различных частях, будут восприниматься по-разному.

Есть и те, которые звучат приземленно. Их легко использовать в каких-то не нагружаемых эмоциональных композициях.

Конечно же, в разных мелодиях мы фактически можем использовать все интервалы. Но на эмоциональные части композиции лучше брать те, которые максимально точно передают эмоциональное содержание.

Есть интервалы, которые не будут звучать так роскошно и эпично. Потому что изначально они имеют другую характеристику звучания. И если такой тип вы засунете в кульминационную часть, то потом не сможете получить эффект масштабности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *