что значит чаевые в кафе
Сколько оставлять на чай официанту и не только😎
❓Есть ли правила, какую сумму оставлять на чай. Кому уместно оставлять чаевые и как это сделать красиво
Около десяти лет назад первая моя полугодовая практика прошла в отеле сети Кемпински в Женеве. Там я была администратором и многие правила относительно чаевых привили именно там.
Принято считать, что официантам надо оставлять 10% от чека. На самом деле в разных странах это работает по-разному.
Если сервис был действительно хорош, не стоит ограничиваться 10%, можно спокойно дать и 20% и более.
Считается, что оставлять чаевыми монетами это дурной тон, лучше оставлять купюру минимальным номиналом ( я например всегда стараюсь носить в сумке купюры небольшими номиналами именно на чаевые, в том числе откладываю отдельно купюры по 1 доллару, на случай если счет будет совсем небольшой, а отметить официанта хотелось бы).
В России например тоже начали выкручиваться и появляются сервисы, позволяющие официантам легально получать чаевые через разные облачные сервисы-тоже очень удобная история.
На мой взгляд, любой сервис/услуга и люди, которые их оказывают должны быть отмечены. Чаевые — это своего рода «спасибо», которое вы говорите специалисту.
⚡Например, даже работая администратором в женевском отеле, мне регулярно перепадали чаевые (и, спойлер, часто не малые по нашим меркам). Вопреки расхожему мнению. Хотя я просто выполняла качественно свою работу. Ведь обеспечивать комфорт во время нахождения гостей в отеле и была прямая обязанность в моем понимании.
Я часто просто помогала, направляла русскоговорящих гостей, за что они и выражали свою Благодарность в виде чаевых.
⚡Применимо это абсолютно ко всем: администраторам в салонах красоты и спа (они же тоже оказывают вам сервис абсолютно бесплатно), массажистам, косметологам, парикмахерам, тренерам… Все они приходят на работу с одной лишь целью — порадовать своих клиентов.
Это сложная, эмоциональная работа, а у нас в жизни и так мало позитива. Как там в песне поется? «От улыбки станет всем светлей?».Так вот и от спасибо мастерам тоже становится теплее и светлее😊
Чаевые в ресторане по правилам. Давать или не давать?
Чаевые – дело тонкое. Есть особая статистика на их счет. Половина гостей ресторана уважают традицию чаевых и оставляют официанту вознаграждение. Четвертая часть посетителей, будучи не в курсе, сколько и как давать на чай, оставляют или несоразмерно много, или неприлично мало. А оставшиеся 25% вообще не дают чаевые по принципиальным соображениям…
Кто из них прав? Следует оставлять чаевые в ресторане или не следует? Если следует, то сколько и как? И как обстоят дела с чаевыми в других странах? Ищем и получаем ответы на эти вопросы при помощи ведущего российского интернет-портала www.4banket.ru.
Давать или не давать?
Чаевые – это вознаграждение, которое добровольно вручается посетителем обслуживающему персоналу – официантам, парковщикам, поварам, портье, горничным…
Но из этого правила есть исключения, переводящие чаевые из добровольных пожертвований в разряд принудительных. Очень часто в ресторанах чаевые включают итоговый счёт отдельной строкой — «10% за обслуживание».
4 довода в пользу чаевых
Но, как бы то ни было, чаевые — это доход официанта и его средства для существования, заработанные, кстати, нелегким трудом. Важно об этом помнить, когда начнет дрожать рука над ресторанным счетом.
На заметку: в некоторых заведениях обслуживающий персонал все чаевые объединяет и потом делит поровну в конце рабочего дня.
На заметку: замечено, что люди, которые когда-либо работали в сфере обслуживания и знают не понаслышке тяготы этого труда, всегда оставляют на чай.
2 довода против чаевых
Пожалуй, это – главный аргумент нежелания клиента оставлять монетизированную благодарность обслуживающему персоналу.
Но, даже в этом случае, можно проявить благородную вежливость и чаевые, все же, приложить к счету, но не в полном размере.
Совет: в случае замеченных упущений в работе официанта, надо дать ему шанс их исправить, сделав замечание в тактичной форме.
Если же замечание не вызвало улучшения в обслуживании. И грубость, небрежность, нерасторопность остались без изменения, то вполне нормально со стороны клиента наказать такого работника, лишив его чаевых.
На заметку: иногда нет вины официанта в задержке подачи заказа или в холодной отбивной. Возможно, что это – промах кухни или ошибка менеджера ресторана. Тогда совсем лишать чаевых официанта, оказавшегося крайним, было бы несправедливо.
Отдельная строка в счете – «За обслуживание» — свидетельствует о том, что чаевые уже в него включены. В этом случае, клиент не обязан ничего платить сверх итоговой суммы чека.
Как определить размер чаевых?
Вопрос не имеет однозначного ответа, ведь речь идет о вознаграждении, размер которого не обговорен законодательно.
На размер чаевых, как правило, влияют 4 фактора.
Важно: в России в ресторанах принято оставлять в качестве чаевых 15% от общей суммы счета. Причем, это считается минимальной «чаевой ставкой». Все, что ниже ее, выглядит, как недовольство клиента обслуживанием и является «камнем в огород» официанта, в большинстве случаев, весьма болезненным.
Если клиент доволен обслуживанием, то официант вправе ждать от него более щедрого вознаграждения – 20%-30%.
В случае небольших компаний, например, из 4-6 человек, существует практика, когда каждый дает на чай по 100 рублей. Но! Это не выглядит скупостью только в том случае, если полученная сумма выше 15% от счета.
4 способа: как посчитать 15 процентов?
Не пугая расслабленного клиента ресторана математическими уравнениями, предлагаем упрощенный способ высчитывания 15%.
Округляем итоговую сумму счета, убирая из нее копейки и прочие мелкие «неудобства» для счета. Например, 1403 рубля превращаем в 1400.
Выясняем, сколько будет 10% от этой суммы – сдвигаем запятую влево на одну цифру. Так, 10% от 1400 будет 140 руб.
Высчитываем оставшиеся 5 процентов – делим 140 на 2, получаем 70 и прибавляем их к 140 (10%).
Таким нехитрым способом, получаем 210 рублей – 15% от 1400 – средний размер чаевых.
Если сумма кажется «несерьезной», а обслуживание вас более чем устроило, можно оставить хорошему официанту 20%. Для этого 10% удваиваются: 140 и 140, получается 280 рублей. Округляем до 300 и добавляем благодарную улыбку к счету. Будьте уверены, в ответ вы получите не менее благодарную улыбку довольного официанта.
Прежде, чем пускаться в математические расчеты, нужно проверить счет. Сегодня многие рестораны включают чаевые в итоговую сумму. Оплачивая такой счет, клиент автоматически вносит свою благодарную материальную лепту за обслуживание.
На заметку: такая практика используется и ресторанами при обслуживании крупных мероприятий и застолий с большим количеством участников. Это делается для устранения недоразумений при оплате счета, когда у клиентов нет единодушного мнения по поводу чаевых.
Есть специальные приложения для смартфонов и веб-сайты, помогающие подсчитать процент чаевых. Чтобы ими воспользоваться в нужный момент, приложение нужно заранее скачать на телефон, а для захода на сайт подключить интернет.
Кроме того, все современные телефоны обладают функцией калькулятора, при помощи которого легко высчитывается любой процент от любой суммы.
Он действителен только в том случае, если в городе, где расположен ресторан, действует налог с продаж. Он составляет 5% и указан в счете. При его помощи легко высчитать 15% чаевых, умножив сумму налога на три.
Совет: при расчете чаевых, процент берется от чистой суммы — без скидок и бонусов. В противном случае, благодарность за обслуживание будет выглядеть как оскорбление.
Правила чаевых
Есть несколько негласных правил, касающихся подачи чаевых.
Традиции чаевых в разных странах
Япония – чаевые не приняты. Если иностранный гость японского ресторана этого не знает и оставляет, из лучших намерений, чаевые, официант, обнаруживший подобную благодарность, придет в ужас и побежит с деньгами догонять странного иностранца, чтобы вернуть ему его «благодарность». А хозяин заведения будет оскорблен, ибо оставленные чаевые – это упрек в его адрес, мало платящего своим работникам.
Китай – аналогичная ситуация, с той разницей лишь, что чаевые допустимы в китайских отелях и ресторанах, которые предназначены исключительно для иностранцев.
Тайланд – спокойно относятся к чаевым и местный официант будет рад 1 доллару в качестве вознаграждения.
ОАЭ – в Дубае, например, чаевые составляют 10%.
Египет, Тунис – чаевые включены в счет, но часто довольный клиент добавляет сверху 5-10%. В этих странах уважают «бакшиш».
На заметку: в Египте, Турции, Тунисе и прочих курортных странах в отелях, работающих по системе «все включено», часто можно видеть баночки-боксы для чаевых в барах, кафе, ресторанах. Бросить туда монетку – добровольное дело каждого, ценящего доброжелательное к себе отношение и тяжелый труд людей сферы обслуживания.
В некоторых странах Европы вообще не приняты чаевые. А там, где они есть, составляют 5-10% от счета. Причем, чем севернее расположена европейская страна, тем меньше чаевые. В Финляндии и Норвегии, например, не принято оставлять чаевые.
Общее объяснение небольших чаевых в Европе – простое: официальные зарплаты европейских официантов выше, чем в странах Азии. И чаевые для них – приятные бонус, а не средство существования. Хотя на Францию это правило не распространяется. На родине кафе и ресторанов, гастрономии и кулинарии труд официанта в почете и отмечается 15-процентными чаевыми.
А в Германии пунктуальные немцы, любящие во всем ясность, обязательно прокомментируют свои чаевые – поблагодарят официанта за обслуживание в словесной форме, уточняя таким образом, что они довольны обслуживанием.
Также немцы, оставляя чаевые на столике, прикроют их салфеткой, а итальянцы и французы не будут заморачиваться подобной маскировкой.
Канада – 10-15% чаевых.
Чили – закон официально закрепил за чаевыми ставку в 10%.
Израиль – чаевые включены в счет.
Австралия – 10-15% чаевых.
Чаевые в разных странах: кому и сколько давать на чай
Чаевые как форма добровольного вознаграждения за качественный сервис — норма во многих популярных у туристов странах.
Закономерные вопросы вызывает этикет оставления чаевых: когда, кому и сколько платить, как передавать деньги — лично или оставлять на видном месте. Наконец, чаевые — это не только пункт этикета, но и статья расходов, которую нужно предусмотреть заранее.
На многолюдных курортах и в странах, где традиция давать чаевые сложилась исторически, дополнительное денежное поощрение получают официанты, бармены, гостиничный персонал, стюардессы, водители автобусов и такси, гиды, реже — парикмахеры и работники заправок.
В то же время этикет других стран не только не предполагает денежной благодарности за и так оплаченную услугу, но и дает основание расценивать такой порыв как способ унизить обслуживающий персонал. Именно поэтому перед поездкой всегда уместно ознакомиться с традициями страны, которую вы собираетесь посетить.
Сколько принято оставлять чаевых
Оптимальный размер чаевых различается по странам, а часто и по регионам внутри страны. Градация платежей наблюдается по сферам обслуживания. Ниже приведен средний размер чаевых за рубежом: кто и сколько получает в зависимости от профессии.
Оставить чаевые можно не только наличными, в некоторых ресторанах предлагают выбрать сумму для списывания с карты. В ряде заведений фастфуда, небольших отелях вопрос с вознаграждениями для персонала решается еще проще: на видном места стоит банка для чаевых (Tip jar).
Беспокоиться о размере чаевых не нужно, если они включены в счет и уже прописаны отдельной строкой. И если сервис был превосходным, даже в таком случае можно отблагодарить дополнительно, прибавив от себя еще 5–10% к чеку.
Чаевые в России
В России чаевые в основном оставляют в кафе и ресторанах — официантам. На практике закрепляется европейское правило — от 10% от счета, аналогично — в Беларуси, Украине, Казахстане. В таком же размере можно выразить благодарность повару или бармену.
Актуальный в первую очередь для офисных работников вопрос — давать ли чаевые на бизнес-ланче — каждый вправе решать самостоятельно. Доплаты в виде чаевых в целом остаются добровольными.
В отелях чаевые в России дают реже, чем в ресторанах. Сумма, оставляемая для горничных и носильщиков, зависит и от статуса гостиницы. Сохраняется разница между стоимостью услуг и, соответственно, чаевыми в Москве, Санкт-Петербурге и в регионах.
Чаевые в Турции
Размер чаевых в Турции умеренный — в пределах 5–10% от суммы счета. Выше могут быть чаевые в престижном ресторане (около 15%, если уже не указаны в счете) при посещении хаммама (15–20%), по желанию — чаевые гиду и водителю автобуса. Отельному персоналу, носильщикам и горничным, уместно оставлять в качестве благодарности 1–2 доллара. В ресторанах и отелях также распространены коробки для чаевых.
Чаевые на Кипре
Распространенный размер чаевых на Кипре — 5–10% от стоимости заказа по усмотрению клиента. Внимательно изучите полученный счет: в него уже может быть включено обслуживание, и тогда доплата не требуется. Чаевые в отелях тоже добровольные: 1–2 евро горничной и 5 евро администратору, причем передавать деньги желательно лично, далеко не везде персонал принимает мелочь или купюры, оставленные на постели.
Чаевые в Таиланде
Решая вопрос с чаевыми в Таиланде, вы можете смело довериться собственным симпатиям и благодарить только за хорошо указанную услугу. Демонстративная щедрость ни к чему, ориентиром остаются классические 10% на чай. Кому оставлять чаевые? Официантам, горничным, носильщикам и администраторам отелей, гидам, массажистам.
Чаевые во Вьетнаме
Никаких обычаев и правил, касающихся финансовой благодарности, во Вьетнаме нет. «Коридор» для чаевых — 3–10%, уместно просто заплатить больше, чем в предъявленном счете. Передавать деньги желательно лично в руки, а не оставлять на видном месте в номере.
Чаевые в Тунисе
Доплата за обслуживание в Тунисе не является обязательной, но желательна в знак благодарности официантам (10%), носильщикам (1 динар), горничным (5 динаров в неделю), гидам (групповые экскурсии) и водителям — по 3–5 динаров.
Чаевые в Израиле
За хорошее обслуживание официанты израильских ресторанов и кафе будут рады получить 10–15% сверх счета, хотя чаевые в стране в основном остаются добровольными. В некоторых местах плата за обслуживание уже входит в счет. Хороший тон для иностранцев в такси — округлить до целого шекеля в большую сторону. Вознаграждение для носильщиков, горничных, курьеров в Израиле — от 5 до 10 шекелей.
Чаевые на Бали
Чаевые в Европе
В странах Европы нормы чаевых различаются, но в основном составляют 10–15% от счета, в ресторанах нередко уже входят в конечную сумму — выведены отдельной строкой в чеке.
Не забывайте, что в странах, где приняты чаевые, такая форма благодарности будет уместна и по отношению к гидам, водителям экскурсионных автобусов.
Италия
Ситуация с чаевыми в Италии не так проста: в ресторанах эта сумма нередко включена в счет, но допустимо оставить и сверх — около 10%; а в отелях такую благодарность могут принять далеко не всегда. В такси будет удобно как округлить сумму, так и немного доплатить. Обслуживающему персоналу желательно вручать деньги лично, а не оставлять в номере.
Испания
Предъявляемый счет в Испании всегда конечный, практики «условно обязательных» чаевых в стране нет, а в качестве благодарности можно оставлять даже мелочь — никто не обидится. Доплата клиента за сервис может достигать 3–10% от чека. Стоимость проезда в такси округляется до следующего евро.
Чехия
Размер чаевых в Чехии — 10%. В некоторых ресторанах в Праге и популярных курортных городах чаевые по умолчанию включаются в заказ и выводятся отдельной строкой в чеке. В такси и на экскурсиях можно округлить сумму в большую сторону. В отелях оставлять чаевые желательно с запиской — так ваши намерения точно поймут.
Германия
В размере 5–10% чаевые, как правило, уместно оставлять в кафе и ресторанах, хотя в счет уже входит сбор за обслуживание. При расчете официанту нужно назвать полную сумму, самостоятельно посчитав и включив в нее чаевые. Оплатить можно в том числе и картой. Если счет небольшой, до 10 евро, то за обслуживание оставляют 1 евро либо сдачу. Счет в такси в Германии просто округляют. В номере отеля для персонала можно оставить 1–2 евро, хотя эту практику и нельзя назвать повсеместной.
Страна | Включены в счет | Дополнительно, по желанию | Особенности |
Австрия | 10% в большинстве ресторанов. | 5% | |
Бельгия | 10% в кафе и ресторанах. | 5% | В такси сумму округляют или добавляют пару евро. |
Болгария | — | Размер не установлен, в престижных ресторанах — до 10%; персоналу гостиниц — 1–2 лева. | В такси водители часто округляют сумму. |
Великобритания | 10% в кафе и ресторанах. | В такси — 10% либо 1 фунт, носильщику — 1 фунт. | В пабах оставлять не принято. |
Венгрия | — | Стандартные — 10%, в дорогих ресторанах и элитных отелях — 20%. | За обслуживание принято доплачивать официантам, горничным, таксистам, парикмахерам, заправщикам. |
Греция | До 10–13% в некоторых ресторанах. | 5–10%, если не включены в счет. В отеле, такси — 1–2 евро. | |
Латвия | 5–10% | 1–2 евро горничной и 1 евро носильщику. | Чаевые в отелях — редкость. |
Литва | 5–10% | В любом размере, по желанию (нормально — 1 лит, 1 евро). | |
Польша | — | До 10% либо округлить в большую сторону. Горничной — 3–5 злотых. | В такси водитель выдает сдачу полностью, даже мелочью. |
Португалия | Входят в стоимость блюд в ресторанах и кафе. | До 10% либо 1 евро в ресторанах, отелях (горничной и носильщикам), такси. | |
Франция | 10–15% | До 5%, если не включены в счет. | |
Хорватия | В ресторанах часто включены в счет. | 10% от суммы счета (если не включены). В отелях: горничным — 5 кун, носильщикам и барменам — 5–10 кун. | |
Черногория | В ряде мест могут быть указаны в чеке. | 1 евро либо до 10% обслуживающему персоналу. | |
Швейцария | В ресторанах, гостиницах и такси. | Приемлемо — 1–2 франка. | В основном чаевые даются за дополнительные услуги. |
Эстония | 5–10% | До 10% |
Чаевые в США
Культура чаевых в США развита настолько, что дополнительную оплату труда ожидает большинство сотрудников сервиса, существует даже градация чаевых по городам и сферам обслуживания.
Размер чаевых в Америке периодически вызывает недовольство туристов: доплачивать рекомендуется 15–25% сверх счета и выделить менее 10% уже считается неприличным. Такие весьма щедрые суммы даже по сравнению с европейскими странами объясняются просто: для сотрудников кафе и ресторанов, получающих минимальную почасовую зарплату, чаевые часто составляют основную часть дохода. Небольшие чаевые (1–5 доллара) американцы иногда оставляют даже в заведениях с самообслуживанием.
В гостиницах доплачивать принято метрдотелю, портье, горничной. Приемлемая сумма зависит от региона и статуса отеля.
Чаевые таксистам — 15% в дополнение к сумме по счетчику. Парикмахерам и специалистам по маникюру оставляют около 20%.
Однако отказаться от выплаты чаевых можно даже в США, если не устроило качество обслуживания.
На практике разобраться с градацией чаевых в США и Канаде, где закрепились схожие традиции, может помочь приложение-калькулятор для расчета чаевых, в который включены и советы по размеру доплаты.
Подробнее — в советах опытных путешественников на Туристер.Ру:
В каких странах не принято оставлять чаевые
Япония — классический пример страны, где желание дать чаевые может быть принято за оскорбление. Туристам вовсе не стоит беспокоиться о доплатах и вникать в тонкости оставления денег до услуги — этот момент этикета весьма деликатный и касается в основном социальных отношений между японцами.
Категорический отказ от чаевых можно встретить и в Южной Корее. Считается, что за все товары и услуги уже назначена достаточная цена. Разумеется, в отелях и ресторанах западного типа к чаевым относятся спокойно.
В Китае в большинстве случаев чаевые не приняты, в том числе в Гонконге. Исключение — дорогие рестораны, заведения европейской кухни: однако там в счет нередко уже включен сервисный сбор, но и от дополнительных материальных «спасибо» никто не откажется.
Чаевые в Сингапуре не одобряются местными властями, и в некоторых местах можно даже встретить знаки, указывающие на этот запрет. В отелях и ресторанах сбор входит в счет.
В Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции давать на чай тоже не нужно: плата за обслуживание в ресторанах, гостиницах и такси уже включена в счет.
Чаевые в круизе
Под чаевыми в морских круизах обычно понимается сервисный сбор, который является обязательным у большинства международных компаний: насчитывается по дням, а списываться может как посуточно, так и в последний день круиза, либо оплачивается наличными (по выбору). Так как чаевые могут составлять существенную сумму даже в сравнении со стоимостью круиза, уточнять условия их начисления нужно заранее.
В конце круиза можно отказаться от выплаты чаевых, заполнив соответствующее заявление на ресепшене. Однако для этого потребуется указать, что именно в сервисе вас не устроило. Так как на круизных лайнерах обслуживание обычно на высоком уровне, пассажирские отказы от выплаты чаевых минимальны и считаются дурным тоном.
Если у вас остались вопросы по теме чаевых за границей, их можно задать в разделе «Вопросы и ответы на Туристер.Ру», выбрав интересующее направление: тогда отвечать будут эксперты по региону. Смотрите также это подробное обсуждение.
Дорогие читатели, а сколько вы даете на чай в путешествиях? Будем признательны, если вы поделитесь в комментариях ниже своим опытом.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Египет до сих пор закрыт? Летим в 2021 через Белоруссию!.