что значит чистоту наблюдать преступление и наказание

Соня Мармеладова

Софья (Соня) Семеновна Мармеладова — героиня романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Дочь спившегося чиновника Мармеладова от первого брака, «лет восемнадцати». Вынуждена торговать собой чтобы содержать семью. Девушка считает себя «великой грешницей». Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди.

Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала огромное влияние на Раскольникова, став для него спасением и любовью. Именно она убеждает Раскольникова покаяться в содеянном, и добровольно отправляется вслед за ним на каторгу.

Внешность Сони Мармеладовой

На момент описанных в романе событий Соне было 18 лет, но внешне она казалась почти ребенком:

К тому же, она была худая и маленького роста:

Для работы на улице Соня носит специальный разукрашенный, «уличный» наряд, который ясно заявляет о ее профессии:

Характер Сони

Соня Мармеладова — кроткая, робкая девушка которую «всякий мог обидеть»:

Девушка боится новых знакомств:

При этом Соня очень доверчивая девушка, которую легко обмануть. Так, она она берет деньги господина Лужина веря, что он от чистого сердца хочет помочь ей, но в последствии он публично обвиняет Соню в воровстве. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который вместе с Раскольниковым доказывают ее невиновность:

Соня — добрая девушка, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся, по словам ее мачехи:

«…да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!

Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!»
— Часть 5, глава III

По словам Мармеладова, Соня является честной и трудолюбивой девушкой без особых талантов:

Соня имеет минимальное образование. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам, так как некому было ее обучать. Тем не менее, она с интересом прочла довольно сложную научно-популярную книгу «Физиология обыденной жизни» (1861) Д. Г. Льюиса:

При этом Соня является глубоко верующей девушкой. Она читает и хорошо знает «Евангелие». Вера в Бога помогает ей выжить в невыносимых обстоятельствах ее жизни:

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Соня — дочь бывшего титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Матери Соня лишилась еще в детстве. Первоначально Мармеладовы живут в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и здесь отец не может найти работу.

4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:

Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину:

Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. Кроме того, был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты:

Мачеха упрекала Соню в том, что девушка не приносит в дом денег:

Катерина Ивановна не стесняется в выражениях и говорит о том, что Соня могла бы даже пойти на панель чтобы заработать денег:

В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы (в том числе и Лебезятников добивавшийся ее расположения) вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.

Символично, что Соня Мармеладова снимает комнату у портного с фамилией Капернаумов. Это как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума. С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения».

Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:

Несчастная Соня содержит всю семью: пяницу-отца, больную чахоткой мачеху и ее троих детей. За это Раскольников называет ее «колодцем», которым уже привыкли пользоваться Мармеладовы:

Даже осознавая, что деньги достаются Соне ценой унижений и страданий, ее отец не бросает пить, и даже берет у нее деньги на выпивку:

Сама себя Соня считает бесчестной девушкой и великой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Мысль о своей позоре и бесчестье терзает ее:

По словам Раскольникова, в жизни Сони удивительным образом совмещаются две противоположности — позор и низость ее профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой стороны:

Но не смотря на ужасное положение, в котором оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту души:

В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.

Соня и Раскольников

На протяжении всего романа Раскольников приходит в комнату к Соне Мармеладовой, где они беседуют наедине. Расскольников видит в девушке родственную душу, ведь, хотя и руководствуясь разными мотивами, они оба преступили евангельские заповеди.

После признания, Раскольникова судят и приговаривают к 8 годам каторги в Сибири. Соня неожиданно получает в подарок от Свидригайлова в подарок 3 000 рублей и бросает свое позорное ремесло. Но она не оставляетРаскольникова и, подобно женам декабристов, следует за ним. На каторге девушка поддерживает молодого человека и живет только его жизнью:

В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой (портнихой):

На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь:

В конце концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь вдвоем:

Источник

Овать употребление слов «чистота» и«грязь» в романе «Преступление и наказание», чтобы проследить как они связаны с темой омертвления души героя и ее воскресения

ПОНЯТИЯ «ЧИСТОТЫ» И «ГРЯЗИ» В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

В своей работе я попыталась проанализировать употребление слов «чистота» и «грязь» в романе «Преступление и наказание», чтобы проследить как они связаны с темой омертвления души героя и ее воскресения. Понятия «чистоты» и «грязи» являются ключами к осмыслению того или иного поступка, действия героя, его выбора между светом и тьмой. Также анализ этих понятий дает возможность в ином ракурсе увидеть разные стороны характеров персонажей, открыть в них новую перспективу.

Анализ понятия чистоты как ключ к пониманию противоречий духовного мира героя.

В Катерине Ивановне мы видим двоякое осмысление чистоты, метафора достигает предельной концентрации, в результате чего проявляется смысловая связка понятий грех-чистота, которая у писателя тесно сплетена.

Если с женскими образами романа связывается лишь понятие «жертвенной чистоты», то в отношении мужских образов толкование «чистоты» получает разные смыслы..

Неслучайно и то, что мнимый заклад Раскольников завернет в « чистую белую бумагу», так же и ложную теорию свою он представит как благо для всего мира. Низкие, гадкие идейки возведет он в ранг идей человеколюбия и созидания на благо общества.

Истинная чистота будет обретена им только на каторге, в Сибири, когда во сне ему явятся «другие люди»: « Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видел этих людей, никто не слыхал их слова и голоса» (6; 420). Этих людей он найдет и станет одним из них, вернувшись в лоно Авраамово, очистив свою душу от греха и вернувшись к Господу.

Итак, понятие чистоты в романе многогранно: «жертвенная» чистота, преобразуется в чистоту относительную, тем самым читатель получает возможность проследить за динамикой изменения духовного мира героев.

Анализ понятия грязи как ключ к пониманию противоречий духовного мира героя.

Понятие «грязь» точно так же, как и понятие «чистота», помогает нам проанализировать духовный путь героя.

Эта грязь в Раскольникове появляется еще даже и до убийства, в тот момент, когда только рождается его теория о равенстве человека и Бога. Чем ближе он к осуществлению своего замысла, тем больше грязи в его жизни: «немытая рубаха» служит основой для петли, в которой он понесет топор; по дороге к дому старухи-процентщицы он кругом видит грязь. Чем ближе убийство, тем грязнее сам Раскольников, а его внутренне состояние передается через предметы, которыми он окружен.

Понятие грязи помогает нам разобраться и в отношении Лужина к Авдотье Романовне Раскольниковой. Своей невесте и Пульхерии Александровне он снимает номера у Бакалеева, приговаривая «какие чистенькие комнатки». Но, едва узнав об этом, Разумихин говорит: «Скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место Дешево, впрочем» (6; 114). В словах господина Лужина, прослеживается не только определение будущего Авдотьи Романовны, если она станет его законной женой, но и разность понимания сути предмета: что для Лужина есть чистота и правда, то для Разумихина грязь и вонь, грех. Таким образом, Достоевский открывает нам настоящее лицо и истинные намерения господина Лужина, тем самым предваряя развитие сюжета.

Понятия «грязи» в «Преступление и наказании» выражено непосредственно словом грязь и словами одного с ним лексико-семантического ряда: пыль, смрад, помои, чад, вонь, клоак, хлам, беспорядок, грязнотца. Также используются глаголы обнеряшиться, опуститься, перестать мести. Для раскрытия понятия грязи Достоевский использует антонимию: чистенькие комнатки – вонь и грязь; вычистить помойную яму.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Мотив «жертвенной чистоты» помогает нам по-иному взглянуть на женские образы романа «Преступление и наказание», выделить индивидуальные особенности духовной жизни каждой из героинь. Так Лизавета абсолютно чиста, Сонечка искупляет свой грех «деятельной любовью к ближнему», Дуня Раскольникова вначале готова была променять свою чистоту на материальные блага. Вовсе неоднозначным, многогранным и противоречивым предстает в такой интерпретации Катерина Ивановна, не только беспрестанно страдающая, но и «требующая».

Одним из важных моментов является «относительная чистота», которая связана с Порфирием Петровичем. Относительность – это одна из великих тайн бытия, приблизиться к пониманию которой нам помогает великий христианский писатель.

1 Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.,1967. С. 280

2 Пращерук Н. В. Метафора // Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. Челябинск, 1997. С.182.

3 3 Туган-Барановский М.И. Нравственное мировоззрение Достоевского // Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М.,1990. С.141

4 4 Касаткина. Т. А. «Мир, открывающийся в слове» // Касаткина Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004. С. 322

5 5 Неминущий А. Н. «Воздуху пропустить, свежего!» // Достоевский и современность. Великий Новгород. 2006. С. 226.

Источник

Интерьер и его значение в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты

В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. Но у Достоевского, в отличии от Гоголя, в описании интерьеров прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.

Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

Комната Раскольникова

Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.

Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:

Мать Родиона Раскольникова считает что одной из причин меланхолии сына является именно его квартира:

Комната Сони Мармеладовой

Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам.

Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично.

Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:

Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.

Квартира Мармеладовых

Квартира старухи-процентщицы

Старуха-процентщица Алена Ивановна проживает вместе со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, которую она бьет и держит в качестве рабыни. Их квартира состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:

Как и в большинстве помещений описанных в романе, в гостиной поклены желтые обои:

В этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик, несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой:

Номер Свидригайлова

Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

Квартира следователя Порфирий Петровича

Квартиру следователя ведущему дело о убийстве старухи Достоевский описывает довольно скупо, но из сцены первой встречи с Раскольниковым можно сделать вывод, что квартира имеет отдельную прихожую и довольно большую жилую комнату в которой свободно размещаются сам Порфирий Петрович, Заметов, Разумихин и Раскольников:

Из мебели автор упоминает: стул, диван и стол. При этом, в отличии от других квартир описанных в романе, в комнате Порфирия Петровича ничто не говорит о бедности или запущенности. На полу даже лежит ковер:

Кабинет Порфирия Петровича

Лестницы

Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Так, во второй части романа автор описывает как соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа:

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть картинку что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Картинка про что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание

Мари Умняшка

Лучший ответ:

что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть картинку что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Картинка про что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание

Мари Умняшка

Я думаю это как вариант очистки своей совести от совершенных грехов
То есть у каждого есть свой вариант такой чистоты

В «Преступлении и наказании» выстраивается новый мир, существующий согласно понятию чистоты.

Лизавета – невинноубиенная сестра старухи-процентщицы. Именно к ней относится первое упоминание чистоты в «Преступлении и наказании»: «Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире» (6; 9). Раскольников говорит, войдя в квартиру Алены Ивановны: «Лизаветина работа». Безропотно подчиняясь воле сводной сестры, она не смеет без ее разрешения и шагу ступить, терпит старухины побои, будучи сама «восьми вершков росту….», хотя легко могла бы освободиться от этой зависимости. Лизавета, верующая всей душой, проявляет смирение и кротость и только в них видит спасение, поэтому и не может ответить Алене Ивановне. Ее внутренняя чистота заключается в жертвенности во имя сестры, готовности мириться с сестрой плохой, гадкой, той, которая бьет и презирает ее. Важное замечание: Лизавета была прачкой, нанималась мыть полы. Да и студент говорит о том, что держала она себя чистоплотно. В контексте романа данные слова и словосочетания, как и слово чистота, относятся к одному лексико-семантическому ряду, акцентируют внимание на внутренней чистоте героини.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Том 5. Преступление и наказание

НАСТРОЙКИ.

что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть картинку что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Картинка про что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание

что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть картинку что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Картинка про что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание

что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть картинку что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Картинка про что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание

что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть картинку что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Картинка про что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Смотреть картинку что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Картинка про что значит чистоту наблюдать преступление и наказание. Фото что значит чистоту наблюдать преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Собрание сочинений в пятнадцати томах

Том 5. Преступление и наказание

Преступление и наказание

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

«Я так и знал! — бормотал он в смущении, — я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа… Смешная, потому и приметная… К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят… главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее… Мелочи, мелочи главное. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё…»

Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью. Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, «безобразную» мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя всё еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее и сильнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *