что значит что диалектика атрибутивна человеческому мышлению
Ответы на тесты по теме Философия
Если новое, появившееся в процессе развития, качественно отличается от исходного большей жизнеспособностью, гибкостью, сложностью, способностью к дальнейшему развитию, богатством реализо-ванных возможностей, то можно говорить о том, это
Эмерджентная концепция развития сложилась в работах
Сеэмюэль Александер Морган Конви Ллоид
—> Исходит из допущения принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка из хаоса, делает акцент на нестабильности открытых систем, многообразии путей их изменения и развития, условиях устойчивого развития сложных структур
К основным принципам диалектики относят
принцип всеобщей связи; принцип становления; принцип историзма
Выдвинул идею открытой системы категорий
Настаивает на неизменности определенного корпуса истин, а новация рассматривается как подрывающая основы знания и вообще порядка
Подход, берущий свое начало от античных софистов, основанный на предположении о том, что нет абсолютной истины, есть разная по силе убеждения аргументация –
Обосновал понятия биосферы (сферы биологической жизни) и ноосферы (совокупности человеческих идей и их материализаций в технике и «теле цивилизации»)
Природа, чтобы развиваться, должна быть единственной, самодостаточной, суверенной, нет потусторонних, нематериальных сфер и миров, руководящих миром материальным – это положение выражает суть принципа
Материального единства мира
Что значит, что диалектика атрибутивна человеческому мышлению
Изначальна присуща человеческому мышлению
Формы отражения в живой природе
Материальной основой сознания является
Мышление это
функция сознания, выражающаяся в формировании понятий и оперировании ими
Эмоциональная сфера сознания включает в себя
аффекты,настроения и элементарные эмоции
Самосознание это
целостность компонентов внутреннего и внешнего опыта человека
Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
Что такое диалектика?
Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).
Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.
Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».
Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:
При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.
Законы диалектики
Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.
1. Закон единства и борьбы противоположностей
Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).
Для этих противоположностей выполняется ряд условий:
В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).
3. Закон отрицания отрицания
Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.
Принципы диалектики
Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.
Категории диалектики
Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:
Исторические формы диалектики
Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.
Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.
1. Наивная (стихийная) диалектика античности
Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.
2. Умозрительная диалектика Средних веков
Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.
В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:
Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.
3. Диалектика эпохи Возрождения
Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.
5. Материалистическая диалектика Маркса
Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.
Альтернативы диалектики
Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:
Заключение
Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.
К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.
Значение диалектического мышления для научной и практической деятельности
Для научной деятельности. Диалектика является современной общей теорией развития всего сущего, она адекватно отображает мир в своих принципах, законах и категориях.
Так, принципы объективности, познаваемости, детерминизма, всеобщей взаимосвязи, развития настраивают исследователя на соответствующие общие позиции в научной работе. Владение категориями «причина» и «следствие» во всех оттенках их смыслов позволяет ученому с самого начала исследования отказаться от ложных ходов мысли, например, от абсолютизации случайности или принятия позиций индетерминизма на основе обсуждения вероятностных форм причинности или ее целевых форм (когда, например, в обществе происходит опережение следствием причины в случаях действий людей в соответствии с идеально выработанными целями, идеалами).
Тем не менее методология Л. С. Выготского и сегодня далеко еще не освоена. Педологические принципы в педагогике сегодня возрождены и являются едва ли не главной педагогической доктриной в нашей стране. Работают кабинеты по работе с «одаренными детьми», учителя не столько воспитывают детей, сколько развивают их «врожденные» задатки и таланты. И массе людей это представляется научным, эффективным и даже вполне нравственным и гуманным.
Для общественно-практической деятельности. Диалектика атрибутивна (изначально присуща) человеческому мышлению. Человечество не состоялось бы как таковое, если бы оно отражало природу только как неподвижную, непротиворечивую и неизменную. Иное дело степень развитости этой «субъективной диалектики».
Первоначально диалектика была вплетена в мифологическое образное мышление. Уточка добывает горстку земли со дна мирового океана, и из нее строятся огромные материки. Малое здесь равно большому, из малого вырастает большое. В рамках мифологии формируются категории «дао», «инь» и «ян», пишется древнекитайская «Книга перемен» и т. д.
С ходом истории развивалось производство, усложнялись социально-политические отношения, жизнь требовала преимущественного развития однозначного, непротиворечивого, рассудочного мышления. Это мышление опосредствовало развитие цивилизации. На протяжении нескольких тысячелетий (с перерывами и зигзагами в этом движении) человечеству было достаточно этого мышления для решения задач развития техники, организации социальной и политической жизни, даже для развития познания, наук, искусств. На основе этого мышления вспыхнул феномен античной цивилизации.
Ирония истории, однако, состояла в том, что буржуазные интеллигенты опоздали. Триумф шествия новой логики (философия Гегеля) пришелся на эпоху, когда буржуазия уже фактически победила феодализм, и перед ней встали задачи консервации своей власти и своей цивилизации. Диалектика стала не только не нужной, но и враждебной. Философия Гегеля стала изгоняться из научной и культурной жизни. Диалектику вытеснили в музей истории философии, знаменем и знамением новой культуры стал позитивизм в лице представителей новой волны интеллигенции (Конт, Гуссерль, Витгенштейн, Поппер, Деррида, Делез и масса других). Сама идея прогресса вытеснена из культуры. Провозглашаются и господствуют лозунги конца истории, постистории, постобщества, постчеловека.
Ответы на тесты по теме Философия
Помимо Бытия нет ничего. Мышление и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем. Так полагал
—> Что значит, что диалектика атрибутивна человеческому мышлению
Изначальна присуща человеческому мышлению
Мышление это
функция сознания, выражающаяся в формировании понятий и оперировании ими
Форма мышления, демонстрирующая отношения между двумя и более классами предметов или признаков
В статье «Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)», изданной в сборнике «Вехи» в 1909 году называет русскую революцию интеллигентской
Помимо Бытия, нет ничего. Мышление и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем. Так полагал
И протяжение и мышление уже не являются двумя разными субстанциями. Они выступают как два главных атрибута, т. е. два неотъемлемых свойства одной и той же субстанции – эти идеи принадлежат
Назовите мыслителя, который, как указывает Г. Риккерт, не только ясно понял, что на пороге двадцатого столетия широкие круги духовной Европы жаждущими пальцами стали искать новый лейтмотив для построения мировоззрения, но сделал также из жизни, по крайней мере, в своем последнем труде, определенный центр своего собственного мышления, правда, таким путем, что, в сущности, произошло преодоление чистой философии жизни.
С.Н.Булгаков в работе «Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)» указывает, что русская интеллигенция ошибочно думала, чтоб русское просвещение и русская культура могли быть построены на ___________ как духовном основании, с полным пренебрежением религиозной культуры личности и с заменой всего этого простым сообщением знаний
Социологическая парадигма политического мышления означает акцент на том, чем человек обязан
—>
Политическое самосознание XX в. отразило стремление людей избежать столкновения в политике ценностей и идеалов и утвердить прагматизм политического мышления. Эту идею обосновал:
Лапласовское мышление — мышление в духе приоритета
Антропологическая парадигма политического мышления означает акцент на том, чем человек обязан
самой природе человека
Выделите диалектико-материалистическую концепцию взаимоотношения мышления и языка
язык есть необходимая материальная основа мышления
Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
Исходный пункт философского мышления Картезия?
Какому способу мышления присуще формирование парных, полярных категорий?
Ответы на тесты по теме Философия
В неклассической философии преобладает
Обосновал понятия биосферы (сферы биологической жизни) и ноосферы (совокупности человеческих идей и их материализаций в технике и «теле цивилизации»)
Природа, чтобы развиваться, должна быть единственной, самодостаточной, суверенной, нет потусторонних, нематериальных сфер и миров, руководящих миром материальным – это положение выражает суть принципа
Материального единства мира
Изначальна присуща человеческому мышлению
Высший уровень духовной активности
Формы отражения в живой природе
Психика характеризуется
Способностью к опережающему отражению
Материальной основой сознания является
Мышление это
функция сознания, выражающаяся в формировании понятий и оперировании ими
Язык это
система знаков, выступающих связующим звеном между мышлением и миром
—>
Эмоциональная сфера сознания включает в себя
аффекты,настроения и элементарные эмоции
Самосознание это
целостность компонентов внутреннего и внешнего опыта человека
Единственный метод изучения самосознания согласно У.Джеймсу
Носителями общественного сознания являются
любые социальные группы
Вера это
нравственно-эмоциональный акт, связанный с целостно-смысловой структурой сознания