что значит что враги человеку домашние его
Слова Христа о ненависти к родным. Как их понимать? Разве «враги человеку – домашние его»?
Михея 7:6, Луки 12:53, Мф 10:34-36, Слово как бы предрекает, что обязательно должны быть распри между близкими. Так может это нормально, что дети будут убивать своих родителей? Не пойму, что-то зашкаливает?
Спасибо за важный вопрос. Конечно же не нормально кого-либо убивать – ни только родных, но и вообще посторонних. Приведенные цитаты очень часто порождают смущение, и поэтому я постараюсь ответить на Ваш вопрос развернуто. Мне хотелось бы рассеять все сомнения, касательно этих непростых для понимания стихов Библии.
Кстати, не раз атеисты и различные борцы с христианством упрекали последователей Иисуса Христа в человеконенавистничестве, используя эти места Писания. Действительно, на первый взгляд они сильно отличаются от учения Господа о любви к ближнему.
Процитирую указанные стихи Библии, и попытаюсь сразу же обратить Ваше внимание на их контекст, и попытаемся разобраться с написанным:
1) «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его» (Мих.7:6).
Этот стих Библии скорее обретает негативный смысл, лишь при неверном толковании последующих мест из Евангелия. Но если смотреть в контексте, то видно, что не читающий повеление Господа делает себя врагом домашним своим, а скорее наоборот. Прочтем отрывок шире, и Вы сразу это увидите:
«Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня» (Мих.7:2-7).
Михей пророчески описывает состояние глубокого отступничества народа, когда те, кто призван быть лучшими и справедливыми – предельно подлы и корыстолюбивы, а самые близкие человеку – настолько непорядочны, и что Господь повелевает не верить им и стеречь двери своих уст (следить за языком). При таком нечестии пророк не опускает рук, а восклицает: «А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего».
Правильное понимание слов Михея исключительно важно для последующего толкования слов Христа. Бог не повелевает враждовать, но констатирует факт, что, следуя чистыми путями, человек может столкнуться с противостоянием со стороны близких, и самые родные могут делать себя врагом.
Эти три стиха следуют за большим пассажем – речью Христа о последних временах и о том, какие гонения придется претерпеть христианам. (Не христиане будут третировать своих родных, но скорее наоборот).
Затем Иисус утешает учеников тем, что если Его преследуют и унижают, то не удивительно, что и Его последователей будут гнать: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более домашних его?».
Продолжая мысль, Иисус трижды ободряет учеников словами «Не бойтесь» (26,28,31 стихи), предупреждая о важности устоять в вере во времена гонений: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».
И только после этих слов Христос говорит, что принес меч, чтобы разделить родных, и цитирует Михея: «враги человеку – домашние его» (И мы помним, какое значение вкладывал в эти слова Михей).
О каком мече идет речь? Что за меч Господь принес с небес, который разделяет людей, и почему они разделяются? По Его ли совершенной воле?
Писание четко отвечает на этот вопрос, что этим мечом является Слово Божье, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Также в Еф.6:17 оно названо мечом духовным.
И разделение приходит не посредством ненависти, уничижения или раздора! Одни покоряются Слову, а другие – отказываются это делать, ставя себя по другую сторону баррикад. Вражда порождается не по причине ненависти со стороны христиан (одной из двух ключевых заповедей для них является требование любить ближнего), а наоборот – в отношении их. Причиной тому – во-первых, непокорность Господу, Который и становится камнем преткновения и соблазна, а во-вторых, противление Его Слову. Потому-то оно и названо мечом, производящим разделение.
Понимая слова Христа, гораздо легче разобраться с другой цитатой, которая фактически повторяет приведенную выше:
3) «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лук.12:51-53).
Интересно также обратить внимание еще на один стих Библии:
4) «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26).
Вновь выглядит так, словно Иисус проповедует ненависть! Но странно слышать эти слова, от Того, кто обличал фарисеев, пренебрегавших заботой и попечением о своих родителях, упразднив традициями заповедь «Почитай отца и мать твою. » (см. Мф.15:3-6; Мр.7:9-13).
Разве не Иисус множество раз говорил о любви к ближнему?
Или не Он говорил богатому юноше, желавшему следовать за Ним, почитать отца своего и мать? (Мр.10:19)
А узнав о том, что теща Петра болеет, неужели Он сказал Петру «возликуй и возрадуйся, ибо враг твой болен»? НЕТ! Он не называл ее врагом, а пошел и исцелил ее!
Эти примеры можно продолжать и продолжать – Иисус никогда не проповедовал ненависть к людям. Апостолы постоянно проявляли сострадание и милость к людям, уча: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».
Тогда как же понять слова Христа о ненависти, сказанные в Лук.14:26?
Все становится на свои места, если сравнить с аналогичной, но сказанной несколько иначе, мыслью:
5) «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).
Сравнив эти два отрывка, мы ясно видим, что Иисус не говорит буквально о ненависти. Он использует ораторский прием, называемый “гипербола”, т.е. нарочитое преувеличение с целью подчеркнуть значимость какой-либо мысли.
Итак, на мой взгляд, Иисус учит не о ненависти, а о приоритетах отношениях – к Богу, себе и людям. Что же касается любви, то Христос говорил даже о любви к врагам, не то, что ближним.
В человеконенавистничестве Его не упрекнуть!
Если мы смотрим на Писание целостно и не вырываем никакой стих из контекста, то очень многие сложные места Писания становятся вполне объяснимы. Но даже если что-либо на определенный момент времени не понятно – не теряйте веру и упование! В правильный момент – Бог откроет!
Толкование Евангелия на каждый день года. Пятница 2-й седмицы по Пятидесятнице
Мф., 38 зач., 10, 32–36; 11, 1
Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его.
И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным», – говорит Христос. Что бы ни происходило с нами, речь всегда идет о самом существенном, о нашей душе. Речь идет о нашем исповедании веры! О исповедании веры перед людьми. И значит, не такой глубоко скрытой от всех веры, которую никто не может заметить. Недостаточно называть себя верующими, когда это совершенно безопасно и не ни к чему не обязывает, и ничего не меняет в нашей жизни. Речь идет о исповедании Христа перед судом, перед теми, кто противится вере и пытается заставить нас согласиться с ними, перед теми, кто смеется над нашей верой, кто грозит нам карами или отправкой в «психушку», как это было порой относительно недавно в нашей стране. Исповедуем ли мы Христа перед людьми? Живем ли по нашей вере? Какой ценой это нам дается? Чем мы жертвуем ради этого? Служим ли мы на самом деле Христу Богу? Или только самим себе?
«А кто отречется от Меня пред людьми, – добавляет Христос, – отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Снова и снова нам дается понять, что мы сами, теперь, уготовляем свой последний Суд. Господь не отделяет Себя ни от кого, кроме тех, кто отделяет себя от Него. Он не отрекается ни от кого, кроме тех, кто первыми начали отрекаться от Него. Когда мы говорим об отречении от Христа, мы думаем об отречении апостола Петра, которого Господь так чудесно простил после его тройного исповедания веры и любви на вопрошание: «Любишь ли Меня?» Это значит, что никакое отречение не может быть непоправимо гибельным, бесповоротным. Нет такого греха, сколь бы ни был он тяжким, который бы был непрощаем. При условии покаяния и исповедания Христа, твердой веры, что Бог спасает и прощает.
Все самое драгоценное и подлинное в даре человеческой свободы заключается в этой способности сказать: «верую» – до пролития крови, если нужно. Вот о чем нельзя никогда забывать. До пролития крови! Это вовсе не обязательно означает мученичество. Но это часто требует от нас героической верности Господу в исполнении наших каждодневных обязанностей, требует мужества перед лицом приходящих к нам испытаний.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». Наша вера – самое требовательное и самое бескомпромиссное, что есть на земле. Где компромисс с ложью, там не может быть мира с Богом, мира с совестью и с другими людьми. Христос дал Своим ученикам меч слова, чтобы они могли поражать им всякое учение, восстающее на истину и угрожающее вечному спасению многих. Бог объявляет войну, и кто устоит! В этой войне мир всегда разделяется на тех, кто принимает Христа и тех, кто отвергает Его. И в этой войне врагами человека могут оказаться домашние его.
Может случиться, что любовь к жене или к детям, к близким, заставит отказаться от опасного служения, от жертвы – потому что недостанет мужества оставить родных или подвергнуть их опасности. Бывает, что кто-то не решается посвятить свою жизнь всецело Богу вследствие личной привязанности к одному человеку. Вспоминается евангельская притча о званых на пир, и всегда находящих повод сказать: «Имей меня отреченна». Во всех обстоятельствах, если мы не хотим утратить и небесного, и земного, все самое драгоценное, что есть у нас на земле, должно уступить место верности Богу.
Сегодняшнее евангельское зачало завершается стихом, взятым из следующей главы: «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их». Совершая множество чудес, Господь показывает, что учение и проповедь должны всегда сопутствовать им и идти впереди их. Исцеление болящих – спасение тела, проповедь истины – спасение души. Господь проповедует в городах их – в самых населенных местах. Он забрасывает сеть там, где больше всего рыбы.
Православная Жизнь
В чем смысл одной из самых противоречивых евангельских фраз? Как строить отношения с родителями, которые не разделяют наших духовных устремлений? И почему отшельником сможет быть только тот, кто научился жить в миру? Отвечает настоятель Спасо-Преображенской единоверческой общины города Куровское Балашихинской епархии Московской митрополии иерей Алексей Гугливатый.
– Не сказано: «человек – враг домашним своим». Мы не должны быть врагами своим родителям. Мы должны относиться к ним с уважением и почтением вне зависимости от того, как они относятся к нам. Но даже если домашние – враги, в следующей заповеди мы читаем, что Господь нам заповедует любить врагов своих, кем бы они ни были. Тем более, если это родители! Иначе ничего, кроме как любовь и почтение, быть не может. А еще – благодарность родителям, за то, что вывели нас на свет Божий, вложили какие-то знания, умения. Нередко бывает так, что знакомятся с Богом в неверующей семье благодаря родителям. Потому что у неверующих родителей могло быть немало добрых дел, которые могли посеять семена веры в ребенке. Тем самым, они делают намного больше, чем те, кто верит номинально, но по своим делам верующими не являются.
Так что эта евангельская фраза не противоречит ни заповеди о почитании родителей, ни заповеди любви. Потому что любить мы должны вопреки всему. Что значит, домашние – враги человека? Нередко бывает так, что когда человек становится верующим, близкие не разделяя его богоискательства хотят его «приземлить» к каким-то земным благам и в этот момент становятся врагами. Не потому, что они желают ему зла. Просто со своей «колокольни» они считают, что могут человеку сделать лучше. Тогда как с точки зрения христианства они делают только хуже, искушая нас на то или иное. Надо понимать, что не всегда даже родные и близкие могут быть последовательны в том, что принесет нам благо.
– Что делать, если родители против духовных устремлений молодого человека? Как реагировать, когда в адрес веры и попыток ведения христианского образа жизни летят насмешки, уколы, раздражительные реплики, запреты, и даже кощунственные высказывания?
– Нередко молодые люди, становясь верующими, впадают в неофитство. Но неофитство – не только благодатное состояние устремления всеми силами к жизни по Божьим заповедям. Нередко за этой внешней благочестивой жизнью человек забывает, что гораздо важнее – внутренняя работа над собой. В этом случае очень часто бывает так, что сталкиваясь с родительским непониманием, начинает думать: начались гонения. Тогда как никаких гонений нет, и люди взрослые даже поопытнее бывают, чем пришедший к вере молодой человек. Есть такая ироничная фраза: когда человек начинает ходить в церковь, домашние становятся не только врагами, но и мучениками. Потому что иной раз люди, только приходя к вере, впадают в разные крайности, тогда как Бог от нас ждет совсем не этого. В псалме сказано: «жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50:17). Богу нужно ни столько внешнее исполнение каких-то правил, сколько внутренняя целеустремленная внимательная духовная жизнь. И работа над этим может проходить так, что мы даже не будем никого из близких приводить в смущение.
Был в жизни старца Иоанна (Крестьянкина) такой случай. Он пришел с матерью на поминки. Проводились они почему-то в этот день скоромной пищей, а день был постный. И маленький Иоанн не стал эту пищу есть. Люди на него обратили внимание, и давай хвалить: «какой Ваня молодец, подвижник!». Пришли они домой с мамой, и она его отругала. Иоанн удивился: «все-таки пост был». А мама говорит: «сынок, я положила себе в тарелку еду, и батюшка за столом сидел, положил в тарелку еду, но никто из нас к еде ни притронулся, чтобы не выказывать себя каким-то праведниками. Говорю тебе это не для того, чтобы себя как-то оправдать, а потому, что ты поступил неправильно». В этом бывает частый конфликт между неофитствующей молодежью и взрослыми, которые иной раз стоят на более христианских позициях по отношению к тому, как необходимо жить.
С другой стороны, бывают примеры, когда родные не имеют человеческой мудрости. И начинаются в некоторой степени гонения. В этом случае человек должен понять: они-то может и враги ему, но он им – не враг. Потому на родителей, родных и близких обижаться нельзя. Нужно понимать, что просто люди имеют вот такую духовную болезнь. Обижаться, оскорблять их, навязывать свою веру этим людям нельзя. Очень часто работает все это на отторжение. Ты навязываешь – а люди-то борются не против веры, а против того, что ты им навязываешь, сам не принеся плода веры. Им это навязывание – как лицемерие, которое они не примут. Поэтому человеку, неофитствующему или переносящему искушения от родных и близких нужно не озлобляться, во-первых, а во-вторых, не считать себя умнее, важнее и лучше кого бы то ни было. Нужно учиться истинным смирению и любви, которая готова пожертвовать собою ради других людей. С такой любовью нужно относиться к тем, кто нас еще не совсем понимает в нашем стремлении быть верующими людьми.
– Надо стараться не быть эгоистами. Перестанем мы общаться с одним, вторыми третьими родственниками – страсть нас не оставит, и одолеет в другом месте. На работе найдется такой человек, в больнице на соседней койке нам вдруг придется иметь такое общение, которое нам будет неприятно. Это проблема ведь не в них, а в нас. Проблема в том, что мы не можем научиться общаться, терпеть, смиряться. И посылает Господь нам такие ситуации, чтобы мы научились искать золотую середину. Чтобы мы научились любить и не оскорбляться, прощать, а не озлобляться. С родными и близкими бывает часто так: для внешних людей мы порядочные и хорошие, а для близких мы – злые вурдалаки. Такое часто бывает и с христианами. Посмотришь, внешне человек ангел во плоти, а домой приходит и становится извергом. И ведет себя хуже безбожников.
В этом плане нужно стараться бороться со своим эгоизмом. И золотая середина будет в том, чтобы мы научились общаться с родными и близкими, тогда и в миру нам будет проще с Божьей помощью. Есть такой духовный закон, провозвещенный Антонием Великим: чтобы научиться жить в одиночестве, нужно научиться жить среди людей. Просто сбежать в пустыню внешне не получится, если ты не научился жить в обществе. Ты не принесешь никакого духовного плода. Христианину надлежит учиться жить в мире, чтобы быть солью земли, осолоняя общество своей верой.
Беседовал Владимир Басенков
Кто это – «домашние» враги?
Беседа с сестрами обители на евангельское чтение «И враги человеку – домашние его». Домашние – это живущие внутри нас страсти, с которыми нам должно воевать мечом Иисусовой молитвы.
Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
Слова эти, конечно, имеют приточное значение. И хотя они предсказывают, что носитель духа Христова, пусть на первую пору, часто мог встретить непонимание среди своих домашних (многие из нас это помнят – как домашние становились если не врагами нашими, то, по крайней мере, находились по ту сторону церковных баррикад), но, конечно, в этом чтении есть сокровенное значение, относящееся к тайне человеческих сердец.
Не мир Я принёс, но меч. Очевидно, что меч – это слово Божие. Меч, исходящий из уст апокалиптического Судии – это, несомненно, Его Божественное имя. Господь принёс на землю нашего сердца не пленение – ложный мир с этими домашними, но меч разделения. Имея этот меч, то есть вспоминая часто имя Господа Иисуса Христа, ратоборствуя этим мечом, мы вступаем в состояние войны с домашними, которые на самом деле враги, ищущие нашей погибели.
Пришёл Я разделить дщерь и матерь. Дщерью может быть названа человеческая душа. Древнее русское присловье говорит, что всем нам матерь – сладострастие. Действительно, после падения Адама и Евы мы появляемся на свет Божий не без участия плотской похоти. И хотя Господь освящает брак – ложе христианских супругов чисто и непорочно, тем не менее каждый из нас призван в глубинах сердца бороться с этой матерью, то есть с похотениями, которые восстают на душу в образах, помыслах, ощущениях. И от этого никто уйти не может, от этой борьбы: ни иночествующие, ни супруги. Всем нам заповедано сердечное целомудрие.
Таким образом, война дщери против матери – это большой-большой труд, который заключается в отсечении привязанностей, если речь идёт о нездоровых привязанностях к людям, и в отсечении пристрастий, если речь идёт о нездоровой прилепленности к вещам этого мира.
Наконец, сказано: невестку на свекровь свою Я вооружу вот этим мечом молитвы. Безусловно, священники всегда недоумевают, когда на исповеди разбирают семейные дела и узнают об этом греховном противостоянии родственников своей крови: свекрови, матери мужа, и невестки. Но вот действительно против Христа и против воли Его свекрови и невестки по большей части, в силу своего отдаления от Христа, заповедавшего нам мир между собою, друг с другом воюют.
Однако если духовно рассуждать, невестка – это душа, которая не должна ведать, знать ничего плохого, а свекровь, с которой нужно воевать – это, очевидно, своя кровь, то есть вся совокупность страстей, которые живут в душе. Душа отождествляется в Священном Писании с кровью. Как Господь говорит: кто хочет сберечь душу, жизнь свою в мире сем, потеряет её, а кто погубит свою душу, жизнь, ради Христа и Евангелия, обретёт её. Вот борьба со свекровью – это борьба с восемью страстями, которые неким образом сокрываются в нашей душе. Гордостью и тщеславием, сребролюбием и гневом, чревоугодием и плотской нечистотой, унынием и печалью.
Итак, по Евангелию, до́лжно нам вступить во враждебные отношения с домашними, то есть со грехом, который кроется в нас; отвергнуться себя, то есть отвергнуть грех чрез покаяние и исполнение заповедей и следовать за Христом, обороняясь мечом, Богом данным, принесённым с неба, то есть именем Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Враги человека
Враги челове́ка — 1) диавол и подчиненные ему падшие духи ( Мф.13:39 ); 2) люди, сознательно пребывающие в отношении того или иного человека в состоянии вражды, принципиально настроенные на вражду ( 2Цар.22:49 ); 3) люди, формально не расположенные к вражде с тем или иным человеком, но дурно влияющие на него посредством личного примера и увещеваний, препятствующих идти по правильному, богоугодному пути.
Врагом человека Спаситель назвал дьявола ( Мф. 13:28 ). Падшие ангелы, возглавляемые дьяволом стремятся погубить человеческую душу, действуя через всеваемые в человека греховные помыслы. Усвоенные человеком греховные помыслы становятся страстями, которые превращают человека в раба дьявола, делают его противником Всесвятого Бога.
Искушающий человека дьявол выступает препятствием на пути стяжания Божественной благодати, на пути Богопознания и обожения. Он оставлен Богом для испытания произволения человека, чтобы человек в духовной борьбе с врагом явил Богу свое свободное произволение вечно пребывать с Ним.
Одно из имен врага человеческого рода, встречающееся в Библии, – сатана́, что в переводе с иврита означает «препятствие» или «противник». По учению свв. отцов, дьявол, как и подчиненные ему ангелы не обладают подлинным ведением, ибо они лишены соединения со Всеведущим Богом. По слову св. Петра Дамаскина, падший ангел «чрез неразумие и гордость лишившись ведения, дарованного Богом, по нужде сделался несмысленным и сам собою не может знать, что должно делать, но смотрит, что делает Бог для спасения нашего, и из этого научается и ухитряется делать подобное к погибели нашей». По слову св. Иоанна Златоуста, он ненавидит Бога, не в состоянии будучи ничего сделать против Него, воюет против нас, созданных по образу Его, думая этим мстить Богу.
Борьба с врагом человека – неотъемлемая часть христианского духовного подвига. Христианская духовная борьба не является бранью против «крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:12 ). В этой борьбе человеку помогает Сам Бог.
Почему Господь Иисус Христос возвестил, что враги человеку — домашние его ( Мф.10:36 )?
Собственно, этот тезис был известен человеку с гораздо более древних времён, например, со слов пророка Михея ( Мих.7:6 ). Однако, как в ветхозаветный период, так и в новозаветные времена эти слова, при правильном осмыслении, никогда не воспринимались верующими грубо буквально, в форме безусловного Божественного указания на то, чтобы видеть в лице своих родственников или друзей — непримиримых врагов.
Напротив, как Ветхозаветные, так и Новозаветные Священные Книги свидетельствуют о необходимости любви к своим ближним, призывают оказывать им, по мере необходимости и возможности, посильную поддержку (см: Милосердие).
Скажем, заповедь о почитании отца и матери являлась одним из важнейших Божественных требований, напрямую касавшимся личностных взаимоотношений в семье ( Исх.20:12 ). В ней нет даже и малейшего намёка на уместность какого-либо враждебного отношения сына к родителям и наоборот.
Спаситель же, говоря о братских взаимоотношениях, засвидетельствовал, что даже и беспричинно гневающийся на своего брата подлежит суду ( Мф.5:22 ) (см: Гнев). А казалось бы, простое, банальное наречение брата «безумным» сулит несправедливому ругателю адский огонь ( Мф.5:22 ). Более того, Новый Завет не только не возводит отношение к домашним, как к врагам, в обязательный принцип, но и учит любить всех своих ближних, включая в это понятие («ближний») самый широкий нравственный смысл ( Мф.19:19 ).
Стало быть, врагами домашние должны признаваться не априори и не огульно, а лишь в особых случаях: тогда, когда они действительно препятствуют человеку жить правильной жизнью, отвлекают или, что хуже, отрывают его от общения с Богом и Его святыми.
Но почему Господь, говоря о врагах, всё же поставил акцент на домашних? — Это связано с тем, что чаще обычного особое влияние на человека оказывают именно домашние, ведь они ему ближе многих других людей, лучше знают его, да и сами, как правило, пользуются большим доверием. Поэтому, если негативное воздействие исходит от домашних, оно бывает гораздо эффективнее и, значит, опаснее, чем воздействие, оказываемое посторонними людьми.
Самый главный враг сидит у меня внутри — это мои страсти
Протоиерей Евгений Шестун:
«Если я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей жизни и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, — это человек, нужный мне, пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него показывает, что я мало чем от него отличаюсь. Как говорят святые отцы, самое главное — я должен смотреть, что внутри меня происходит. И тогда становится ясно, что самый главный враг сидит у меня внутри — это мои страсти, моя раздражительность, моя гневливость, дух злобы, который я часто не замечаю. А тот человек, которого Бог посылает, будит эти скрытые во мне качества, то есть он показывает мне мои грехи. Но это же великое счастье, потому что видеть свои грехи — значит видеть начало своего спасения, начало своего исправления, начало своего очищения. Поэтому святые отцы и заповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту. У святителя Тихона Задонского был такой обычай: кто его обижал, он тому в знак благодарности 15 копеек давал за то, что внутри себя замечал греховные движения, греховные реакции, и очень благодарил, что Господь при помощи этого человека помогал ему каяться. Таким образом мы, возможно, друг друга и переделываем».
Как научиться любить врагов?
Священник Святослав Шевченко:
«Способность любить врагов – «высший пилотаж» в христианстве. И одна из самых верхних ступеней на лестнице добродетелей. Поэтому святой апостол Любви Иоанн Богослов в своем послании восклицает: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин. 4:20 ).
Для того чтобы научиться любить своих врагов, нужно научиться любить своих ближних. Всегда искренняя любовь достигается через смирение своей гордыни, когда христианин ставит свои интересы ниже интересов ближнего. Это долгий путь длиною в жизнь. Для того, чтобы этому научиться, нужно практиковаться в мелочах: кому-то уступить место, промолчать на оскорбление, попытаться простить обиду… И разумеется, надо просить Бога дать силы и способность любить врагов».