что значит экология души в моем понятии
Экология души
В общем, пример понятный. Чтобы решить какую-то проблему, надо сначала устранить ее причину. А потом уже разбираться с последствиями. В Москве прошла неделя экологии. Как говорится, и я там был, и на открытии выступал. Об экологии мы сегодня сегодня говорим много. И правильно говорим, и правильно делаем, что говорим. Человек, наконец, осознал, что к природе надо относиться бережно. Иначе будет совсем плохо.
Но вот с чего начинать? С раздельного собирания в мусорных баках стеклянных и пластиковых бутылок? Или с изготовления биологически разлагаемых пакетов? Или с охраны уссурийских тигров? А может быть, все это одновременно делать? Церковь говорит, что надо начинать с экологии души. От того, что внутри нас – не в смысле внутренних органов, конечно, – зависит и то, каким будет мир вокруг.
Библия говорит нам, что окружающий мир является домом, который Бог создал для человека. Все-таки домом, а не только мастерской. Возможно, со мной не все согласятся, но я думаю, что преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это, конечно, не значит, что нужно свернуть экологическую деятельность, или ее вообще не начинать, пока все не станут святыми. Но это значит, что сначала все-таки надо закрыть кран, а потом уже разбираться с последствиями потопа.
Замечательный святой Максим Исповедник сказал, что человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом. Замечательно, правда? Носить рай в себе самом.
Что значит экология души в моем понятии
Введение
Старшее поколение очень часто критикует нынешних молодых людей, говоря о том, что мы бездушные. Нет души? Но это не так! Как много по всей России, в том числе и в нашем городе, волонтёрских организаций, групп – это молодые люди, которые готовы оказать помощь в любой ситуации.
Добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом… Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других. Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
Нужно ли помогать пожилым, одиноким, больным, бедным людям? Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах? Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям, является умение прощать? Можно ли принудить человека быть добрым? Может мы зря приходим на митинг 9 мая, или на концерт пожилым людям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?
Всё это и есть….экология души. Но, да, я согласна с тем, что многие мои сверстники не могут положительно ответить на эти вопросы… Что же нужно сделать, чтобы вернуть веру…в добро? Как «очистить» душу? Как «сделать» её «экологически чистой».
процесс формирования нравственных качеств, влияющих на «экологию души».
методы формирования нравственных качеств
создание презентации «Экология души»
План мероприятий, ожидаемый результат
Первый этап. Подготовительный
Разработка вопросов анкеты-опросника для одноклассников, для определения актуальности темы проекта.
Редактирование списка вопросов: правописание, стилистика, оформление.
Оформлен печатный и электронный вариант анкеты-опросника
Назарова Полина, Назарова Е.А.
Проведение опроса среди одноклассников
Назарова Полина, Богданова Е.А.
Подведение итогов опроса среди одноклассников
Готовы результаты опроса
Назарова Полина, Назарова Е.А.
Второй этап. Практический.
Изучение литературных справочников
Посещение школьной библиотеки
Подготовлен список художественной литературы для анализа
Назарова Полина, школьный библиотекарь
Подготовлен список электронных адресов
Назарова Полина, Назарова Е.А.
Знакомство с советским кинематографом
Сделаны выписки о роли «добрых» фильмов в развитии нравственности
Назарова Полина, Назарова Е.А.
Просмотр новостей в разделе «Культура» за последние полгода
Подготовлены новости из жизненной практики, подсказывающие, что экология природы не имеет будущего без экологии души
Назарова Полина, Назарова Е.А.
Третий этап. Итоговый
Знакомство с программой PoverPoint
Сделан выбор оформления презентации
Назарова Полина, Назарова Е.А.
Систематизация материала. Оформление презентации
Подготовлена презентация «Экология души»
Опрос среди одноклассников:
Результаты опроса показали, что не все одноклассники знакомы с понятием «экология души»; не все знают, а самое страшное, не все считают нужным заботиться о «чистое» души. В опросе приняло участие 24 человека:
Основная часть
Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.
Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях. Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив». Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи (расизм, геноцид, экстремизм).
Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.
Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни.
Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть: » Ну, побей, побей дедушку, – говорит с умилением старый мужчина маленькому внучку. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как дедушке больно!»
И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью.
А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Как мы можем позаботиться об экологии души? Этому и посвящена моя работа.
Мой лучший друг — книга. И это не просто громкие слова.Летом я познакомилась со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб». Считаю, что это произведение является важным для детей моего возраста. Почему? От названия сказки веет теплом, нежностью и любовью. И действительно, это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить злое сердце и побеждают злобу людскую. Главный герой сказки-Филька-предстаёт перед нами недоверчивым. А прозвище «Ну тебя» говорит о его лени, эгоизме, грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конём: «Да ну тебя! Дьявол!»-крикнул Филька и ударил коня по губам. Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни, наступил холод и голод. Природа словно взбунтовалась из-за жестокого обращения с конём. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Останавливаться на этом не буду. В конце произведения Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. Показывая путь своего героя, Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков. Кто-то может подумать, что «очищать» душу может только произведения русской классики, но это не так. Этим летом я открыла для себя произведения замечательной современной детской писательницы родом из Великобритании. Холли Вебб, которая раскрывает перед нами все сложности и удивительные приключения котов и собак, предлагая хоть ненадолго оказаться в их шкуре. От ее рассказов веет теплом и добротой, даже имена питомцам подобраны ласковые — Одуванчик, Звездочка, Любимчик, Пуговка и т.д. Все книги Холли Вебб из этой серии очень увлекательны. Это — настоящие приключения и испытания, которые выпадают маленьким котятам и щенкам. Кроме зверят, действующими лицами рассказов являются дети, которые заботятся и помогают братьям своим меньшим. Воспитательное значение этого цикла сложно переоценить. Считаю, что многим родителям нужно вспомнить о том, что лучше «приучить» ребёнка к чтению, чем…посадить его за очередную компьютерную игрушку.
В процессе работы с интернет-ресурсами познакомилась с замечательным, на мой взгляд, проектом «Поэзия – экология души» в г.Омск. Творческие люди знакомятся, делятся мыслями, даря друг другу добро, заставляя «душу работать». То есть нельзя сказать, что лишить ребёнка интернета – это панацея ото всего зла. Нет. Нужно распознать, увидеть в нём то, что его привлекает, например, поэзия и познакомить с близкими по духу людей…
ПРИВЕТ! МЫ ИЩЕМ ТЕБЯ!Что за странный маяк виднеется вдалеке?Кто сидит на дереве, сияет, мечтая о маяке? Что лежит в банке из-под грибов, почему она светится? Знаете, скоро все закрутится и завертится!И тебе, слышишь, ТЕ-БЕ, откроется тайна. Мы ищем ТЕБЯ, рожденного неслучайно, самого необычайного!
Кроме того, нашла ещё один интересный способ соединить «душу» и современные технологии. Можно предложить создать буктрейлер по мотивам прочитанного произведения. Нам, ученикам, придётся изучить достаточно много литературы по анализу произведения, которая сможет «очистить» нашу душу. Мы сами этого не заметим…
Может, кто-то не поверит, но в нашей семье является традицией семейный просмотр «старых», как я их называю, кинокартин: «Девчата», «По семейным обстоятельствам», «Усатый нянь», «Полосатый рейс», «Большая перемена», «Мачеха» и этот список можно ещё продолжить… Почему? Например, последний просмотренный фильм – «Спортлото-82». Он имеет свое особое значение, его могут оценить даже современные дети, привыкшие к компьютеру. Красивые актеры, исключительно юмористический сюжет, хороший конец — вот что нужно людям, которые хотят оставить себе объективное мышление, чувство юмора и способность сопереживать другим. Стоит сказать о том, что, наверное, самой главной направленностью советского кино являлось то, что всех людей учили добру и самоотверженности. Это касалось всех сфер жизни. Нужно научить любить родину вопреки всему, не смотря на то, что возможно, на родине человек не нашел совершенную жизнь.
Поэтому предлагаю устраивать семейные кинопоказы, школьные просмотры фильмов, «с душой», которые заставляют нас, школьников, думать, смеяться и плакать. Не просто смотреть, а устраивать просмотр с последующими обменами мыслей и критическими комментариями (наподобие передачи «Закрытый показ» с А. Гордоном).
Изучая раздел «Культура» в ленте новостей, узнала, что экология природы не имеет будущего без экологии души. Так студенты московского педагогического университета в рамках курса по выбору Сценические практики поставили развивающий спектакль для детей «Петушок – Золотой гребешок», по мотивам русской народной сказки. В спектакле ставятся задачи формирования правильных представлений о детско-родительских отношениях. А именно – формирование уважительного отношения к родителям, как представителям старшего поколения. Важно? Да.
Поэтому, на мой взгляд, и с нами, обычными учениками, необходимо организовывать небольшие поучительные представления. Вживаясь в героев, мы научимся понимать, что значит всегда оставаться Человеком.
Мама на уроках литературы часто говорит своим детям: «Любовь должна быть деятельна!» Раньше я не понимала, что это значит… Ведь они анализируют взрослые большие произведения, обсуждают важные проблемы. Теперь я понимаю, если я люблю свою страну, люблю свой город, то я должна что-то сделать сама, чтобы мой город стал «сильным» городом. Поэтому важно напоминать нам, детям, что экология души начинается с экологии вокруг. Если привлечь к волонтёрскому движению, которое принимает участие в уборке берега реки Черемшан; помогает бездомным животным, то тогда, город будущего…сильный и чистый, а мы, его жители…с чистой душой. Но мне хотелось бы, чтобы в ближайшем будущем появилась государственная программа, которая оказывала бы помощь таким организациям. Иногда им не хватает средств, помещений… Важно поддержать, потому что развитое и успешное государство – это не только «цифры», это и … душа…мораль. Именно большой душой и отличается Россия от других государств!
От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Каждому из нас нужно задуматься о том, что важно не только вкусно поесть, но и то… что как развивается наша душа…
Заключение
В заключении хочу напомнить вам притчу о двух волках:
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.«Душевная экология» — это дело самого человека. Ты – это твои действия, и нет другого тебя… С.Экзюпери.
Список использованных источников
Экология души — путь в будущее человечества
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 07.10.2014
Статья просмотрена: 30318 раз
Библиографическое описание:
Гуревич, Л. Е. Экология души — путь в будущее человечества / Л. Е. Гуревич, И. И. Паршикова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6286/ (дата обращения: 17.12.2021).
Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. С древнейших времён и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, унитарное её использование, наконец, сознание необходимости подчиниться её законам и требованиям — вот только некоторые вехи несмолкающего «диалога» человека и природы.
Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души.
Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души. Ведь, по справедливому высказыванию немецкого писателя и мыслителя И. Гете, «растёт то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы».
Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди — как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной экология нашей планеты
В таких условиях перед школой стоит важная задача — воспитать не только образованного высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение учащихся к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления, без которого невозможно сохранение жизни на Земле.
В современной школе учитель должен через свой предмет воспитать в учащихся гуманное отношение к окружающему миру, ответственность за себя и за природу.
Именно уроки русского языка и литературы обладают мощной очищающей силой, а значит, способны играть значительную роль в экологическом воспитании учащихся. На уроках русского языка нами используется дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологическую тему. Очень часто проводятся интегрированные уроки, например, с учителем экологии на тему: «Природа и люди — одно целое». Все эти формы работы позволяют задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
На уроках литературы также рассматриваем художественные тексты с экологической точки зрения, ведь литература и искусство — самые мощные инструменты воспитания нравственности. Например, в 5 классе мы погружаемся в устное народное творчество, в котором народной мудростью веками собирались обширнейшие знания о природе, окружающем мире. Ведь русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей.
Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных (стихотворение «Природа», вошедшее в «Стихотворения в прозе» И.Тургенева, повесть «Когда Земля вскрикнула» Артура Конан Дойла, «Натуралист на мушке, или Живой портрет с природой», «Ковчег в пути», «Птицы, звери и родственники», «Три билета до Эдвенчер», «Поймайте мне колобуса» Дж. Даррелла и другое). Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе.
На уроках, посвященных теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков», происходит не только знакомство учащихся с замечательными русскими поэтами (А. Пушкина, М. Лермонтова, С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева и многих других), но и понимание того, что у каждого из них свое видение окружающего мира. Дети учатся способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты.
Так в стихотворении «Природа», вошедшем в «Стихотворения в прозе», И. С. Тургенев объединяются в одно целое два важных понятия: «жилой дом» и «храм». Храмина — это и Дом Природы, и в то же время святое место, церковь. А сама природа предстает в образе величественной и величавой женщины, полной глубоких дум, она восседает в огромной подземной храмине с высокими сводами, наполненной каком-то подземным, ровным светом.
В начале разговора лирический герой убежден, что отношений между Природой и человеком полны гармонии, что Природа — это мать, которая заботиться о его (человеке) благе и счастье. Но поговорив с Матерью-природой, герой понимает, что не все так однозначно. Разум и чувства выделяют человека из мира природы. Люди живут по своим законам, а природа — по своим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Горе человеку, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.
О загадочной душе природы замечательно написал Ф. И. Тютчев. Для поэта природа всегда была живым организмом, имеющим душу:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Тонкий мастер стихотворных пейзажей, он выступал против тех, кто недооценивал природу, говорил о людской глухоте, очерствении человеческой души.
В 1928 году журнал «Liberty Magazine» опубликовал научно-фантастическую повесть известного английского писателя Артура Конан Дойла «Когда Земля вскрикнула». Но сейчас, к сожалению, то, что описывал знаменитый англичанин в начале прошлого века, стало реальностью. И все больше людей соглашаются с сэром Артуром Конан Дойлом, обратившим внимание на сходство планеты, на которой мы живем, с живым существом, но только очень большим.
Повесть «Когда Земля вскрикнула» является пятой по счету книгой в цикле произведений о профессоре Челленджере, который утверждал, что Земля не имеет ни малейшего представления о том, как человечество эксплуатирует ее, более того, она не подозревает о существовании человека. Джордж Челленджер вынашивает и потом пытается осуществить свой план, согласно которому Земля должна узнать, что существует, по меньшей мере, один человек — Джордж Эдуард Челленджер, — который требует к себе внимания.
И так после нескольких лет неустанной работы, которая, не прекращаясь ни днем, ни ночью, велась при помощи всевозможных буров, сверл, землечерпалок и взрывов и, в конце концов, привела к нужной цели. Челленджер пробил земную кору, ее толщина составила четырнадцать тысяч четыреста сорок два ярда. После этого он планировал добраться до «живой плоти Земли».
Профессору это удается. И после того, как он просверлил земную мантию, по всей земли понесся рев, в котором боль, гнев, угроза и оскорбленное величие Природы слились в ужасающий пронзительный звук. Он длился целую минуту и был подобен слившимся воедино голосам тысячи сирен; он пронесся по всему южному побережью, достиг берегов соседней Франции, перелетев через Ла-Манш, и, в конце концов, растаял в спокойном летнем воздухе.
Нужно сказать, что большинство героев повести, среди которых были и журналист Мелоун, и Пэрлисс Джоунс, был напуган реакцией Земли. Но они посчитали такую реакцию правильной. Им о многое пришлось обдумать. И единственным человеком, кого не тронула такая реакция Земли, был профессор Челленджер. Он считал, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны, что Земля — это живой организм, такой же как мы с вами. И все что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.
Естественно когда Артур Конан Дойл задумывал свое произведение о профессоре Челленджере, он опирался на прототипы реальных людей, которые уже тогда причиняли вред планете, не думая о последствиях своих деяний. Но история человечества и литературы в том числе, как неотъемлемой ее части, знает и другие примеры. Когда свою жизнь люди посвящали защите природы, всей нашей планеты. Таким ярким примером может служить жизнь и деятельность Джеральда Даррелла — замечательного писателя-натуралиста, великого путешественника — обладающего неповторимым даром рассказчика и тонким юмором. Его книги («Натуралист на мушке, или Живой портрет с природой», «Ковчег в пути», «Птицы, звери и родственники», «Три билета до Эдвенчер», «Поймайте мне колобуса» и многие другие) помогли миллионам детей и взрослых по всему свету по-новому посмотреть на мир живой природы и почувствовать себя неотъемлемой ее частью. Главными героями его всех замечательных сборников рассказов стали. сам Даррелл и его необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты!
Но этот удивительный человек был не только писателем, призывающим к спасению редких животных и птиц, но и тем, кто своим примером показывал, как это сделать.
В 1959 году Джеральд Даррелл создал на острове Джерси зоопарк, на базе которого в 1963 году был организован Джерсийский трест сохранения диких животных. Основная идея Даррелла заключалась в разведении редких животных в условиях зоопарка и дальнейшем расселении их в места естественного обитания. В настоящее время эта идея стала общепринятой научной концепцией. Итолько благодаря Джерсийскому тресту, многие виды животных сохранились, и мы их можем увидеть в естественной среде обитания, а не только в виде чучел в зоологических музеях
В старших классах идет постижение литературы как классической, так и зарубежной. Мы пытаемся донести до учащихся мысль о том, что нарушение экологии ведет к нарушению экологии души. В этом нам помогают произведения. Например, роман Чингиза Айтматова «Плаха» Этот роман — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Добавим сюда и В. Распутина «Прощание с Матерой», и Д. Гранина «Картина», и С. Залыгина «Комиссия» др. авторов. Нам важно показать на уроках литературы, что экологические и нравственные проблемы тесно взаимосвязаны. Не случайно писатель С. Залыгин утверждал: «Природа должна найти свое единственное убежище — наше духовное сознание»
Как-то замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”».
Эти слова были написаны в первой половине XX века, но мы знаем, очень хорошо знаем, к чему привела такая психология. Думается, что сейчас будет более правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым.
Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души.
Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно — формирует личность человека. Именно этим она и ценна для нас, людей.
От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души!
1. Боголюбов, С. А. Защита экологических прав: пособие для граждан и общественных организаций [Текст] / С. А. Боголюбов. — М., 1996.
2. Дубовик, О. Л. Экологическое право: учебник [Текст] / О. Л. Дубовик, Л.Кремер, Г. Лоббе-Вольфф. — М.: ЭКСМО, 2005.
3. Ерофеев, Б. В. Экологическое право России: учебник [Текст] / Б. В. Ерофеев. — 3-е изд. — М.:Юристъ, 2005.
4. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1991).
5. Малахов, В. М. Тепловое загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями [Текст] / В. М. Малахов, В. Н. Сенин // Серия «Экология». — М., 1996.
6. Криксунов, Е. А. Экология [Текст] / Е. А. Кринсунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин. — М.: Дрофа, 1995
7. Богдановский, Г. А. Химическая экология [Текст] / Г. А. Богдановский. — М.: Издательство Московского университета, 1994
8. Агаджанян, Н. А. Экология человека [Текст] / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин. — М.: Экоцентр, КРУК, 1994
9. Экология человека: Словарь-справочник [Текст] // Под общей редакцией академика РАМН Н. А. Агаджаняна. — М.: КРУК, 1997.
10. Экология. Природа — Человек — Техника: учебник для вузов [Текст] // Т. А. Акимова, A. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
11. Экология: учебник для вузов [Текст] / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — М.: Дрофа, 2004.
12. Экология: учебник для вузов [Текст] // А. С. Степановских. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
13. Даррелл, Д. Птица-пересмешник. Натуралист на мушке [Текст] / Д.Даррелл. — М.: Эксмо, 2008. — 608 с.
14. Даррелл, Д. Поймайте мне колобуса [Текст] / Д. Даррелл, пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2001. — 223 с.
15. Даррелл, Д. Гончие Бафута. Под пологом пьяного леса [Текст] / Д.Даррелл. — М.: Эксмо, 2008. — 544 с.
16. Дойл, А. Собрание сочинений. В 10 т. Том 2: Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда мир вскрикнул [Текст] / Артур Конан Дойл. — М.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. — 416 с.