что значит эластичность в экономике
Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы
Эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.
Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:
Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:
Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.
Нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 13.1).
На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.
Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.
Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:
Рис. 13.1. Эластичность и наклон – разные понятия
Основные формы перекрестной эластичности спроса:
Основные формы эластичности спроса по доходу:
Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:
ХИКС Джон Ричард (1904–1983), британский экономист, внес существенный вклад в теорию экономического равновесия, теорию денег, теорию благосостояния. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1972 г. «за новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». Математическое и экономическое образование получил в Оксфордском университете. Хикс ввел в экономический анализ «коэффициент взаимозаменяемости» (или «эластичность субституции») – показатель, определяющий относительную легкость замещения одного фактора производства другим. Идею о субъективной природе стоимости и потребностей отстаивал в работе «Стоимость и капитал» (1939).
САМУЭЛЬСОН Пол Антони (р. 1915), американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. «за научную работу, внесшую вклад в развитие статической и динамической теории и в повышение общего уровня анализа в экономической науке». Его учебник «Экономикс: введение в анализ» является наиболее популярным в мире по экономической теории. После первого издания (1948) книга была переведена более чем на 20 иностранных языков (на русский впервые переведена в 1964 г.).
Эластичность спроса
Эластичность спроса – принятая в экономической науке характеристика изменения объема платежеспособного спроса в связи с изменением других ценовых и неценовых факторов. Например:
Эластичность спроса по цене, в большинстве случаев оказывается отрицательной, т.е. при росте цены – количественно снижается спрос. Хотя есть и исключения, так например имиджевые вещи подешевев теряют привлекательность
Эластичность по доходу, напротив, имеет положительное значение – рост доходов сопровождается соответствующим увеличением расходов.
Для расчета степени приведенной зависимости в экономических исследованиях применяются коэффициенты эластичности, в общем виде представляющие собой дробь, в числителе которой размещается изменение объема спроса, в знаменателе – изменение фактора, влияющего на спрос.
Феномен спроса по цене можно наглядно представить на следующих примерах:
В реальности точное соответствие приведенным примерам встречается крайне редко, но описанные тенденции, в той или иной степени, имеют место практически на любом рынке.
В отношении эластичности можно проследить несколько общих закономерностей часто встречающихся вне зависимости от рынка и предмета торгов:
Наряду с описанными видами экономическими закономерностями имеет место еще один вид эластичности – перекрестная эластичность спроса по цене. Суть ее состоит во взаимосвязи изменения цены одного товара и спроса на другой. Например – рост цены на технику может приводить к увеличению спроса на детали и услуги.
Кроме эластичности спроса по цене, большое значение имеет также эластичность по доходу. Здесь причиной изменения спроса оказываются рост или ухудшение финансового положения покупателей. При этом влияние может оказаться разнонаправленным в зависимости от видов покупок. Потребление большинства товаров и услуг возрастает с ростом благосостояния покупателей, однако спрос на некоторые, определяемые как: «товары для бедных» может снижаться. Хороший пример тому – отказ от дешевой крупы и полуфабрикатов при появлении возможности покупать мясо.
Экономические тенденции, которые по сути своей можно определить как эластичность, присущи не только спросу, но и предложению, а также многим другим экономическим процессам имеющим ценовую составляющую.
Эластичность в экономике
Эластичность – это показатель того, насколько изменится одна переменная при изменении другой, связанной с ней, величиной. Коэффициент эластичности – это степень количественного изменения одного показателя в ответ на изменения другого.
Определение коэффициента эластичности
Рынок функционирует по определенным законам. Знание этих законов – является обязательным условием для того, чтобы понимать почему под воздействием ценовых и неценовых факторов происходит изменение спроса и предложения.
Для планирования своей деятельности, экономическим субъектам мало знать, что рост цен на товары вызывает сокращение объема спроса на них – им необходимо знать уровень “чувствительности” рынка. Этот уровень выражается в показателе эластичности и коэффициенте эластичности.
Нужна помощь в написании работы?
Эластичность спроса
Изучение эластичности спроса имеет практическое значение. Каждый производитель хочет знать реакцию потребителя на свои действия: на изменении цены, на изменение ассортимента продукции и др. Это необходимо для прогнозирования объема продаж и выручки.
Ценовая эластичность спроса – это чувствительность потребителей к изменению цены продукта. Она отражает зависимость изменения количества покупаемой продукции от изменения её цены.
Коэффициент эластичности спроса (Ed) измеряется в процентах. Его величина измеряется следующим образом:
Ed = Изменение величины спроса / Изменение цены
Виды эластичности спроса
Обычно спрос на товары, которые имеют высокую цену – эластичен, а на товары, которые имеют низкую цену – неэластичен
Например, повышение цен на машины на 15% приведет к резкому сокращению сделок на автомобильном рынке, а увеличение цен на соль на 15% почти не повлияет на объемы продаж.
На ценовую эластичность спроса влияют:
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу отражает изменение количества приобретаемой потребителями продукции в связи с изменением уровня их дохода.
Из-за того, что рост дохода потребителей увеличивает их возможности совершения покупок, с увеличением доходов, спрос на многие товары возрастает.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:
Перекрестная эластичность спроса
Перекрестная эластичность спроса показывает как повлияет изменения цены одного товара, на объемы продаж другого товара.
Эластичность предложения – это чувствительность производителей к изменению цен.
Если для производителей не составляет труда изменить объемы производства при повышении или снижении цен, то предложение эластично, если же трудно, то предложение неэластично.
Коэффициент ценовой эластичности предложения (Es):
Es = Процентное изменение величины предложения продукта X / процентное изменение цены продукта X
Чем больше времени у производителей на реакцию на изменение рыночной конъюнктуры, тем выше эластичность предложения.
В краткосрочном периоде предложение почти всегда неэластично: часто производитель почти никак не может повлиять на объем предложения.
Например, фермер продаёт на рынке овощи.
Если цены на овощи поднялись и оказались выше ожидаемых, то он не сможет продать больше овощей, чем вырастил. Если же цены сильно упали, яблоки придётся продавать даже если цена за них ниже их себестоимости – иначе они испортятся, и фермер не получит ничего.
В долгосрочном периоде предложение почти всегда эластично: у фирм есть время увеличить или уменьшить мощность производства и перенаправить производственные ресурсы.
Например, если на протяжении долгого времени цены на картофель падают, то фермеры могут сократить площади посева или же начать выращивать вместо него что-то, что принесёт им больший доход.
Специфика производства
Если производителю необходимо срочно расширить производство, то важную роль будет играть специфика его производства.
Например, если предприятие специализируется на изготовлении технологически сложной продукции, для производства которой требуется узкопрофильное дорогостоящее оборудование, то для расширения производства потребуются большие вложения
Возможности хранения изготовленной продукции
Чем дольше производитель может хранить свою продукцию, тем больше коэффициент эластичности предложения.
Вывод
Любой экономический субъект коммерческой направленности стремится к получению максимального дохода.
Изучение измерения эластичности позволяет им понимать, как происходит адаптация рынка к изменениям различных факторов, что необходимо для планирования своей экономической деятельности. Анализируя показатели, компании вырабатывают стратегию производственного процесса.
Эластичность спроса и предложения простыми словами
Эластичность – это показатель того, насколько изменится спрос или предложение при изменении другого фактора. Обычно в качестве определяющего фактора используется цена. Например, некоторые продукты клиенты по-прежнему будут покупать, даже если цена изменится. А от некоторых откажутся и перейдут на дешевые аналоги. Понимая зависимость от цены, компании проще формировать стратегию поведения.
Зачем анализировать эластичность спроса и предложения
Экономисты используют эти коэффициенты, чтобы понять, насколько сильно изменится ситуация на рынке, если изменить стоимость товаров. Оба коэффициента представляют собой соотношение двух метрик: изменение объема продукции и изменение цены. Расчет дает ответы на такие вопросы:
Вычисление коэффициентов актуально когда необходимо:
Эластичность спроса по ценам
Эластичность спроса – это взаимосвязь между ценой на товар и поведением клиентов. Например, многие люди пользуются интернет-связью. Если провайдеры повысят цены на тарифы, клиенты все равно будут платить ежемесячные платежи. Такой спрос называется неэластичным. С другой стороны, есть эластичный спрос, при котором повышение цен сопровождается падением продаж. Так происходит с товарами не первой необходимости, например, с деликатесами, развлечениями.
Однако максимально допустимое изменение цен отличается в зависимости от отрасли. Для некоторых товаров даже скачок в 10 % является сильным ударом. Это дорогостоящие товары и услуги, например, недвижимость. Чем ниже изначальная цена, тем лояльнее относятся потребители к ее постепенному повышению.
Существует коэффициент эластичности спроса, который измеряется в процентах. Вот как он рассчитывается:
Ed = Изменение спроса / Изменение цены
Чтобы рассчитать Ed по этой формуле, необходимо предварительно вычислить такие данные:
Если полученное значение больше единицы, значит, спрос эластичный. Например, цены на продукцию понизились на 15 % (допустим, проводилась распродажа), а спрос – повысился на 20 %. Так как изменение спроса и цены отличается более чем на единицу, спрос считается эластичным.
Если коэффициент равен единице, значит, изменение стоимости приведет к такому же изменению в спросе. Например, цены снизятся на 15 % и спрос повысится тоже на 15 %.
Что влияет на эластичность
Принято считать, что на поведение клиентов влияет только цена. Однако есть еще ряд факторов.
Заменяемость
Чем больше аналогов, тем более требовательными и капризными становятся клиенты. Например, в каждом городе установлена стоимость проезда на общественном транспорте. Если она вырастет, у пассажиров будет «выбор без выбора» – либо платить больше, либо отказываться от общественного транспорта в пользу личного авто. Но купить автомобиль для многих людей тяжелее, чем платить больше за проезд. Но есть товары, у которых много аналогов. Например, если один производитель йогурта поднимет цену, клиенты просто начнут покупать йогурты других марок.
Доля расходов на товар в общем бюджете потребителя
Если расходы на покупки составили небольшую долю в общих расходах клиента за месяц, он все равно будет готов покупать товар. Например, упаковку пищевой соды потребители покупают раз в несколько месяцев. Стоимость одной пачки мала по сравнению с доходом клиента, поэтому он не обратит внимания на рост стоимости.
Потребность по пирамиде Маслоу, которую закрывает продукт
Спрос на товары первой необходимости обычно неэластичный, потому что клиенты вынуждены их покупать. У производителей и продавцов есть возможность повысить цены, зная, что их продукция все равно востребована. Чтобы предотвратить самовольное повышение цен, государство контролирует их, например, устанавливая максимальную розничную стоимость за медикаменты.
Более эластичен спрос на товары роскоши, развлечения, потому что они необходимы людям, чтобы удовлетворить потребности 3–7 ступеней: желание развлечься, научиться чему-то новому, приобрести красивые или статусные вещи.
Однако важно помнить, что каждый клиент сам выбирает, что является для него предметом первой необходимости. Например, студентам и школьникам обязательно нужны канцтовары, хоть они не связаны с потребностью еды, сна или безопасности.
Время на раздумье
Чем больше времени на раздумья есть у покупателя, тем выше шанс, что он найдет, чем заменить подорожавший товар. В таком случае снижение спроса может быть отсроченным. Например, у клиента приближается отпуск и он внезапно решает купить тур по горящей путевке. Он видит, что цены выросли, но так как до отпуска остается мало времени, берет тур на тех условиях, которые предлагают турагентства. Но к следующему году он найдет альтернативные идеи отдыха – других туроператоров, иные направления, обратится ко внутреннему туризму вместе заграничного.
Товары Гиффена и Веблена
При анализе эластичности спроса на свои товары предприниматель может столкнуться с понятием товаров Гиффена и товаров Веблена. Это продукция, стоимость и спрос на которую находятся в прямой зависимости. То есть цена растет – и спрос тоже повышается.
К товарам Гиффена относится малоценная продукция, которую нельзя заменить на аналоги. Причем замена невозможна не из-за отсутствия аналогов на рынке, а по другим причинам. Например, хлеб является базовым элементом продуктовой корзины в России только по причине культурных и ментальных особенностей.
Товары Веблена – это ценные товары или предметы роскоши. Потребители покупают их даже при подорожании ради того, чтобы подчеркнуть свой статус. Например, смартфоны Apple продаются активно, несмотря на рост ценника, потому что для многих техника этого бренда стала показателем достатка.
Эластичность спроса по доходу
Спрос на продукцию может зависеть не только от рыночных цен, но и от зарплаты потребителя. Чтобы рассчитать этот показатель, используется классическая формула с небольшими изменениями: количество купленного товара надо разделить на изменения зарплаты потребителя. Например, в прошлом году средняя зарплата ЦА была равна 25 тысяч рублей, а в этом году выросла до 30 тысяч рублей. Но независимо от размера дохода клиенты приобретали в среднем десять единиц товара. Значит, спрос неэластичен.
Вот несколько примеров продукции с эластичным спросом, который зависит от дохода:
Низкая эластичность по доходу проявляется в отрасли продуктов питания. Например, фрукты и мясо – те товары, которые не будут продаваться активнее. Потому что потребители считают, что и так достаточно потребляют их.
Перекрестная эластичность
Если у компании несколько аналогичных товаров, которые конкурируют между собой, ей потребуется сравнивать эластичность спроса на них и влияние коэффициентов одного товара на второй. Например, бренд косметики выпускает шампунь в одной ценовой категории. Предприятие хочет повысить цену на шампунь 1, но тогда появляется опасность того, что клиенты начнут приобретать только шампунь 2.
Чтобы понять, возможна ли зависимость между двумя товарами, необходимо проверить их на соответствие критериям:
Эластичность предложения
Эластичность предложения (Es) – соотношение ценника и объема произведенной продукции. Предложение считается эластичным, если при расчетах получился коэффициент больше единицы.
Например, компания производит одежду для женщин: юбки, блузки, платья. Внезапно в моду входят юбки определенного фасона. Спрос на них повышается, но компания может удовлетворить его, переведя часть своего оборудования и персонала на производство юбок. В этом случае объем производства платьев и блузок снижается, так как мощностей на них не хватает. Однако через некоторое время компания за счет дополнительной выручки с продажи модных юбок покупает дополнительное оборудование и выравнивает объем производства остальных товаров. Такое предложение считается эластичным.
Однако есть отрасли и товары, производство которых нельзя ни сократить, ни нарастить. Например, сезонные товары, которые компания производит заранее. Даже если на них упал спрос, они уже произведены и занимают место на складе, то есть приходится снижать на них цену, чтобы распродать. Если спрос на них растет, то запустить в производство дополнительную партию невозможно, то есть компания упускает прибыль.
Главный фактор, влияющий на эластичность предложения – время. Чем его больше, тем проще предприятию перестроиться: заказать дополнительную партию сырья или перенастроить оборудование. Но, помимо него, объем предложения зависит от таких факторов:
Любая компания заинтересована в получении максимального дохода. Это возможно только в том случае, если аналитик предприятия правильно оценивают ситуацию на рынке и планируют деятельность фирмы. Поэтому не стоит пренебрегать расчетом коэффициентов эластичности.
Эластичность: сущность, формы и роль в экономике
Содержание:
Введение
Впервые термин «эластичность» был сформулирован, обоснован и введен в экономику Альфредом Маршаллом в его научном труде «Принципы экономической науки» в 1890 году. После тщательного рассмотрения структуры рынка А. Маршалл вводит понятие эластичности в практику экономического анализа.
То, что происходит со спросом отдельного человека, происходит и со спросом всего рынка. Мы можем сделать следующее обобщение: Степень эластичности (или отзывчивости) спроса на рынке зависит от того, насколько его объем увеличивается при данном снижении цены или уменьшается при данном повышении цены.
Изучая структуру рынка и проводя экономический анализ, Маршалл пришел к выводам собственной теории товарной эластичности.
Существует два метода расчета коэффициента эластичности: Точечная эластичность и дуговая эластичность:
Вводятся понятия цены спроса, которую потребитель готов заплатить за товар, и предельной цены спроса, которую он фактически платит. Эта цена служит мерой предельной полезности блага.
Позже понятие «эластичность» стало использоваться при анализе взаимосвязи цены и предложения капитала, заработной платы, а также при анализе эффективности ценовой политики организации.
А. Маршалл внес большой вклад в экономическую науку, введя теорию эластичности спроса и предложения. Это позволило прогнозировать дальнейшую разработку и принятие эффективной перспективной экономической политики отдельного предприятия и государства в целом, применяя методы эластичности.
Как обычно, можно предположить, что фирма будет увеличивать свои продажи, повышая цену на свою продукцию. Однако реальность иная, если повышение цен приводит не к росту, а, наоборот, к снижению доходов из-за снижения спроса и соответствующего сокращения продаж, а иногда и производства.
В условиях становления рыночной экономики на фоне нестабильной экономической и политической ситуации в стране для компании очень важно спрогнозировать, каким будет спрос и предложение на ее продукцию при изменении рыночных условий. Как избежать потери дохода фирмы и какие действия принесут наибольшую выгоду от предпринятых действий. Поэтому понятие эластичности актуально для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос, насколько изменяется объем спроса и предложения при изменении цены.
Ценовая эластичность спроса
Использование процентного расчета для выражения способности переменной приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям эффективно используется в современной экономике. Скорость и интенсивность реакции экономических агентов на изменение условий может быть разной. Например, покупатели и производители с разным уровнем благосостояния могут по-разному реагировать на изменение рыночных цен на товары. Изменения таких факторов, как цены на производимые товары, доходы потребителей и даже мода, влияют на интенсивность реакции. Изучая, как обычные потребители и производители (продавцы) реагируют на изменение тех или иных условий, можно предсказать общую реакцию рынка.
Для начала нашей работы рассмотрим эластичность спроса. Одним из основных факторов, влияющих на спрос, является цена, а точнее, реакция на изменение цены товара.
Однако при анализе графиков следует знать и помнить об одном очень важном свойстве.
Во-первых, наклон и вид кривой спроса зависят от масштаба координатных осей, поэтому по внешнему виду кривой не всегда можно правильно судить о степени эластичности спроса. Можно сделать наклон линии спроса более или менее крутым, изменив масштаб осей. На следующих двух графиках показана одна и та же функция спроса при разных масштабах осей.
Эластичность играет важную роль в изучении возможных реакций экономических агентов на изменение цен. Ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) показывает относительное изменение объема спроса в результате однопроцентного изменения цены. Если обозначить цену как P, а величину спроса как Q, то индекс (коэффициент) ценовой эластичности спроса будет Ep.
Между объемом спроса и изменением цены существует обратная зависимость, поэтому коэффициент прямой эластичности спроса будет иметь отрицательное значение. Однако при оценке степени ценовой эластичности спроса важен не знак перед коэффициентом, а его абсолютное значение (|E|). Использование процентов при расчете коэффициентов эластичности исключает влияние единиц измерения (тонн, литров, рублей и т.д.) на величину эластичности.
Во-вторых, в случае линейной формы функции спроса (прямая линия), независимо от наклона к координатным осям, эластичность спроса будет различной в разных районах.
Эластичность спроса по доходу
В экономических исследованиях рынка для оценки эластичности товара выбирается не только цена, но и другие экономические показатели. Одним из них является эластичность спроса по доходу. Эта экономическая переменная измеряется как отношение динамики спроса на товар к динамике дохода потребителя. Он показывает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от увеличения или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Формула для эластичности спроса по доходу выглядит следующим образом:
Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходу используется для классификации товаров по качеству. После измерения эластичности спроса по доходу определяется отношение конкретного товара к категории нормальных товаров. Если EdI > 0, товар считается нормальным, то увеличение дохода обычно приводит к увеличению спроса на такие товары, то есть доход и спрос изменяются в одном направлении. Некачественный товар определяется, если EdI 1).
Перекрестная эластичность
Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость процентного изменения спроса на один товар «a» от процентного изменения цены другого товара «b»:
Характер изменения спроса на товар «a» в результате изменения цены товара «b» зависит от соотношения между товарами «a» и «b»
если Edab > 0, то «a» и «b», скорее всего, являются взаимозаменяемыми товарами (например, разным детским питанием);
если Edab 1), а неэластичное предложение (с ES
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.