что значит если человек любит ужасы
Почему люди любят смотреть фильмы ужасов?
Как и у любых других жанров кино, у фильмов ужасов есть масса поклонников. Некоторые смотрят их в качестве разнообразия, а другие, в буквальном смысле, просто «фанатеют» от таких душераздирающих сюжетов.
В данной статье мы поговорим, как раз о последней группе людей и попытаемся разобраться, почему они любят фильмы ужасов.
Во-первых, данный жанр кино является очень эмоциональным. Он вызывает страх, всплеск адреналина, яркие впечатления и даже стресс.
Если в жизни того или иного человека не хватает этих эмоций, то он может пытаться получить их, просматривая фильмы ужасов.
Во-вторых, вызывающие страх ситуации автоматически привлекают внимание людей. А фильмы в жанре ужаса целиком и полностью состоят из таких ситуаций. Люди, как известно, существа весьма любопытные, они испытывают интерес к каким-либо необъяснимым явлениям, мистике, катастрофам, стихийным бедствиям и другим неопознанным явлениям.
Просматривая фильм ужасов, человек как бы оказывается на месте совершения преступления, аварии или иного действия, увлекается, заинтересовывается событиями. А так как интерес, даже связанный с негативными процессами, является положительной эмоцией, страсть к фильмам ужаса с этой точки зрения вполне объяснима.
В-третьих, каждый фильм такого жанра содержит огромное количество страхов и фобий, которые люди нередко испытывают в реальной жизни. Это может быть страх высоты, наводнения, урагана, войны, пожара, маниакальных личностей, боязнь темноты, змей, пауков и прочие фобии. В фильме все эти ситуации специально нагнетаются, подаются в заостренной форме.
Но люди, испытывающие подобные страхи, находясь в привычной и комфортной обстановке, например под уютным пледом на диване, просматривая ужасающее кино, как будто переживают собственные боязни. Они испытывают при этом разнообразные эмоции и считают просмотр фильмов ужасов прекрасным времяпрепровождением и в тоже время отличным лекарством от фобий.
И последнее, подобные фильмы для небольшой группы людей могут быть некоторым способом разрядки и выплеска подсознательной агрессии. Человек как бы заставляет героя киноленты переживать ужас, душевные муки и телесные страдания, задуманные режиссерами, в некоторых случаях специально для получения такого эффекта.
При этом подобная агрессия не является следствием психического заболевания, если, конечно, мы говорим об обычном среднестатистическом зрителе, а не о маньяке или серийном убийце.
В 2007 году психологи из Университета Беркли и Университета Флориды предложили новую теорию, объясняющую, почему люди любят смотреть фильмы ужасов.
По их мнению, люди, любящие смотреть фильмы ужасов, счастливы оттого, что чувствуют себя несчастными.
Им просто нравится пугаться, причем наиболее страшные моменты фильма доставляют им наибольшее наслаждение. По мнению исследователей, люди, которые любят фильмы ужасов психологически отличаются от тех, кто подобные фильмы не любит.
Почему нам нравятся ужасы
Фильмы ужасов и комнаты страха успокаивают мозг, подобно медитации.
Фильмы ужасов пользуются неизменной популярностью, хотя с точки зрения биологии или просто здравого смысла пристрастие к ужастикам кажется нонсенсом.
Вряд ли можно найти много людей, которым в реальности, например, повезло бы уйти живыми от акулы-людоеда и которые потом захотели бы еще раз пережить этот волнующий опыт (о любителях экстремального спорта мы сейчас не говорим). Если человека, который ходит на хорроры, читает мрачно-готическую фантастику и посещает разнообразные комнаты страха, спросить, почему его тянет на мрачное и ужасное, он, скорее всего, ответит, что ему оно нравится. Но всё равно возникает другой вопрос – а почему нравится?
Исследователи из Питтсбургского университета попытались разобраться, почему нас (ну, по крайней мере, многих из нас) тянет на ужасы. Они попросили посетителей комнаты страха, организованной как дом с привидениями, ответить на ряд вопросов, касающихся их психологического состояния; на вопросы нужно было ответить до и после того, как ты побывал в «доме с привидениями». Кроме того, у некоторых участников исследования с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) оценивали активность мозга во время выполнения разных когнитивных задач (активность мозга также оценивали до и после аттракциона).
В статье в журнале Emotion говорится, что после «дома с привидениями» у людей улучшалось настроение, у них уменьшалась тревожность и они чувствовали себя менее уставшими, причем чем сильнее они пугались, тем лучше психологическое состояние было на выходе.
Анализ ЭЭГ показал, что активность мозга при этом уменьшалась – что следует понимать так, что мозг, столкнувшись с какой-то задачей, не перевозбуждался и не тратил силы по пустякам. Авторы работы отмечают, что такой же эффект на мозг оказывают некоторые медитационные практики, которые тоже учат мозг спокойствию и адекватности – хотя сравнение комнаты страха и медитации может показаться очень странным.
Исследователи предлагают и другое сравнение: по их словам, посещение комнаты страха или фильма ужасов сродни альпинизму или многокилометровому кроссу: достигнув какой-то особенно высокой точки или добежав до конца, вы чувствуете, что несмотря на все препятствия, несмотря на свою неуверенность и пр., вы всё же достигли цели. Кому-то для этого нужно действительно забраться на Эверест или встретиться с толпой настоящих зомби, но многом хватает похода на свежий ужастик.
Кроме того, сидя в зрительном зале или блуждая по лабиринтам аттракциона, мы понимаем, что серьёзная опасность нам всё же не грозит, и потому мы в состоянии смотреть на себя со стороны, отслеживая собственные реакции и анализируя причины собственного страха. Так что в некотором смысле это ещё и способ познать самих себя.
Наконец, ещё одно, о чём авторы работы говорят в своей заметке на портале The Conversation, это что посещение фильмов ужасов помогает укрепить социальные связи – особенно, если вы пришли в кино с друзьями: вы переживаете одинаковые эмоции и потому становитесь ближе друг другу.
Кстати говоря, два года назад мы писали о похожем исследовании, которое касалось грустных фильмов – тогда в статье в Royal Society Open Science исследователи из Оксфорда сообщали, что совместные переживания на грустном кино помогают нам почувствовать общность с другими людьми.
Ужасы нашего времени: почему жанр хоррора влечет даже слабонервных
«Бабадук» и «Оно следует за тобой», «Ведьма» и «Сырое», «Не дыши» и «Убрать из друзей» — благодаря этим картинам мы не первый год читаем о начале хоррор-ренессанса. Но только в прошлом году появились настоящие жанровые блокбастеры. Страх не сдал позиций и в 2018-м. Последней сенсацией, которой не ждали, стало «Тихое место» Джона Красински, за первый уик-энд проката в Америке собравшее больше 50 миллионов долларов. Для сравнения — всего на пару миллионов меньше, чем «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга с бюджетом в 10 раз больше. «Тихому месту» удалось и кое-что посложнее: заставить зрителей во всех без исключения залах замолчать. Пока идет фильм, никто не хрустит поп-корном — все вжимаются в кресла и зажимают рты, когда хочется ахнуть или предостеречь героя от неосторожного шага.
Кадр из фильма «Тихое место»
Хоррор как метафора
«Увидев сценарий, я понял, что эта история — не просто очередной ужастик. Это одна из лучших метафор родительского статуса. На что ты по-настоящему готов ради своих детей?» — говорил в интервью Красински. Самые значимые образцы жанра хоррора — всегда метафоры чего-то большего, какого-то коллективного глубокого страха, а не просто истории о призраках или чудовищах в подвале. По сути, социальные комментарии, облеченные в форму развлекательного кино. По тому, как менялись с годами темы хорроров, можно многое сказать о состоянии общества в этот момент. Например, когда женщины получили доступ к оральной контрацепции — и с ним контроль над собственным телом, входящий в конфликт с религиозными установками и вере в «божью волю», — зло все чаще стало наведываться на экраны в облике невинных детей. Тогда же в человеческие жизни принялись активно вмешиваться демоны и прочие библейские создания, вплоть до самого антихриста, — вспомним «Изгоняющего дьявола» или «Омена».
Даже самые затертые хоррор-клише — ростки наших глубинных страхов и убеждений. Все знают, например, что, оказавшись в фильме ужасов, точно не стоит заниматься сексом — он практически всегда заканчивается смертью кого-то из участников. Создатели молодежных малобюджетных ужасов любят этот прием за возможность лишний раз показать на экране тела молодых и свежих актеров, но корнями троп «секс = смерть» все равно уходит в религиозные установки, проросшие глубоко в культуру и западного, и российского общества. Удовольствие ради удовольствия, а не продолжения рода — это грех, влекущий наказание. Его нарушители и получают. Но, несмотря на интересное происхождение каждого из таких клише, если жанр начинает строиться только на тасовании одних и тех же сто раз разыгранных карт, следить за ним становится скучно. Именно это и произошло с хоррором в 90-е — в тот момент жанр растерял склонность в рефлексии. Даже «Крик», появившийся как раз как мета-хоррор, издевка над всеми его клише, став франшизой, тут же растерял весь свой задор.
Ужастики нового поколения, спровоцировавшие разговор о втором пришествии хоррора, на самом деле возвращают нас к истокам. Они утягивают зрителя вглубь, за образы картонных маньяков и монстров. Каждый из режиссеров выбирает тему, которая наиболее ему близка. Это может быть сексуальность или семья, опасности digital-эры или вопросы расовой идентичности.
Но хотя темы разные, общие черты у большинства этих фильмов все-таки есть. Реальность и большинство обитающих в ней существ оказываются враждебно настроенными по отношению к главным героям. Дело больше не в одном монстре — Фредди Крюгере, Джейсоне, убийце-каннибале, — а в полном искажении окружающего мира. Зло приходит не из темноты и не из-под кровати, а из газетных заголовков, из ощущения растерянности и разобщенности. Чудовище, поселившееся в подвале, оказывается подавленным чувством вины, прорвавшимся сквозь психологические защиты. Люди, выжившие после апокалипсиса, пугают больше, чем загадочная болезнь, до этого выкосившая две трети человечества. Именно поэтому так популярны истории о семьях, держащихся вместе в игре «все против всех». И поэтому все больше хорроров строится вокруг историй о взрослении.
Кадр из фильма «Прочь»
Героиня французского хоррора «Сырое» пробует сырое мясо и уже не может остановиться, боясь растущего желания свежей плоти и крови, но не умея с ним совладать. Религиозная студентка Тельма влюбляется в подругу и открывает в себе сверхъестественный дар, который не хочет принимать и не может усмирить. Керри из недавнего ремейка ленты 1976 года обнаруживает в себе телепатические способности и весь город, включая ее саму, заливает кровью — не только свиной, но и человеческой. Датчанка Мари из норвежской ленты «Когда звери мечтают» понимает, что загадочные смерти, происходящие в ее деревушке, напрямую связаны со странными переменами, происходящими с ее собственным телом. 19-летняя Джей из «Оно следует за тобой» после первого же секса заражается странной болезнью — она начинает видеть странных существ, преследующих ее повсюду и пытающихся утянуть за собой.
Встать в этот ряд с большой вероятностью может и ремейк «Суспирии» Ардженто, выходящий в этом году: режиссер проекта Лука Гуаданиньо, до этого снявший «Большой всплеск» и «Зови меня своим именем», одинаково убедительно умеет рассказывать истории и о всепожирающей страсти, и о хрупкой звенящей юности. Переход из беззаботного детства в жестокую реальность никогда не был безболезненным. Изменения, происходящие с телом, пробуждающаяся сексуальность (пожирание плоти и жажда крови в кино практически всегда символизируют именно секс), пугающая и взрослых, и самих подростков, чувство отверженности и чужеродности в привычном обществе — для переноса этого состояния на экран кинематографисты часто используют образы оборотней и ведьм. Те, кто не может ужиться с собственной темной стороной, не потеряв над ней контроль, заканчивают плохо. Те, кто пытается загнать ее на чердак, отрицая происходящие перемены, заканчивают не лучше: игнорируемое и замалчиваемое однажды вырвется наружу, и никакие религиозные установки и чувство вины не смогут сдержать этот поток.
Реальность против фантазий
Разобраться, кто или что из присутствующего на экране — настоящее зло, теперь сложнее, чем когда-либо. В фильме «Спокойной ночи, мамочка» близнецы ждут возвращения матери домой. Она возвращается после операции вся в бинтах, с полностью скрытым лицом, и кажется отчужденной и холодной. Их ли это мать, или из больницы под ее видом пришел совсем другой человек? Это история об опасной незнакомке или о равнодушии детей к родителям, ослабевании связей внутри семьи? Кто окажется злодеем, а кто жертвой? Есть ли здесь злодеи вообще, или главное зло — паранойя, охватывающая героев? Все эти вопросы, которые можно задать по поводу одного только фильма, вышедшего в 2014 году, идеально ложатся в политическую и социальную повестку 2018-го — в эпоху fake news, когда быть полностью уверенным в реальности происходящего вокруг невозможно.
Кадр из сериала «Американская история ужасов»
Нервозность в обществе сегодня выше, чем когда-либо. Если власть выступает против мигрантов, а президент позволяет себе пренебрежительные высказывания об угнетенных группах, значит ли это, что он выдает официальное разрешение на открытую агрессию тем, кто еще недавно скрывал свои взгляды? Когда кто-то голосует за кандидата от консерваторов, значит ли это, что он готов пойти и дальше в своей неприязни к тем, против кого направлена консервативная политика? Что делать и что чувствовать, когда те, кого еще недавно вы считали славными людьми, оказываются по другую сторону баррикад? Сколько еще скелетов в шкафах скрывают эти и другие славные люди? А сколько их у вас? Становитесь ли вы плохим человеком, если необходимость быть политкорректным, следить за каждым словом, чтобы никого ненароком не обидеть, вызывает все больше раздражения и все меньше понимания? А что если однажды и вы сорветесь?
Райан Мерфи, автор сериальной хоррор-антологии «Американская история ужасов», не зря посвятил последний сезон выборам в Америке и сделал главными героями не сверхъестественных монстров, а обычных людей, взвинченных до предела. Именно потому, что реальность страшнее фантазий, хоррор так нужен людям сегодня. Да, фильмы ужасов нас пугают. Но страх этот — карманный, его легко контролировать. Можно выключить фильм. Можно закрыть руками глаза. Можно посмотреть подборку мемов с клоуном Пеннивайзом, танцующим под дурацкие поп-хиты. Закрыть руками глаза на свою реальную жизнь не получится. Не получится стереть из реальности последствия чьих-то политических решений, посмеявшись над коллекцией шуток про их автора. Или нажать кнопку «выкл», когда на вас нападают.
Уютные катастрофы и карманный ужас
В научной фантастике есть отдельный поджанр, который называется cosy catastrophe — «уютной катастрофой». Так называют истории о конце света, в которых апокалипсис оказывается не так уж страшен. Людей больше нет, и некому творить все прошлые ужасы, ограничений тоже нет, и деньги не имеют никакого значения. Теперь главный герой, по счастливой случайности оставшийся последним человеком на Земле, наконец может пожить в свое удовольствие. Он выбирает любой дом по нраву или садится в любую машину и отправляется в путешествие. Берет любые продукты, которые ему нравятся, занимается тем, чем всегда хотел, и очень доволен новой жизнью после массовой смерти. Такие истории не то чтобы популярны в современном кино — в полнометражных фильмах «уютных катастроф» не много. Однако жанр ужасов используется многими для возвращения чувства комфорта и стабильности. Это уже не просто хоррор, а «хюгге хоррор». Теплое одеяло, дождь за окном, пара зажженных свечей и отвратительный кровавый слэшер на экране ноутбука — можно ли представить себе более умиротворяющую картину?
Кадр из фильма «Оно»
Пару лет назад в моду вернулись 1980-е — не только на подиумы, но и на экраны. Тогда вышла целая череда ностальгических фильмов и сериалов, возвращающих зрителя в 80-е и 90-е, в самой мирной их версии. Самый яркий пример — «Очень странные дела» — история про группу детей из маленького городка, столкнувшихся с необъяснимым и готовых с ним побороться. Даже действие недавнего ремейка «Оно» перенесли в 80-е — в оригинальной истории действие «детской» ее части происходило в конце 50-х годов. Именно в 80-е, туда, где нет мобильных телефонов и Facebook, а дети спасают мир, испорченный взрослыми, современные люди готовы бежать от нынешних политических потрясений и порожденных ими тревог. Знаменитую серию «Черного зеркала», SanJunipero, выполненную в той же стилистике 80-х, в Сети назвали «эпизодом, который поможет выкинуть из головы Трампа». Про «Тихое место» говорят похоже. «Это как раз то, в чем люди нуждались. Наконец вышел фильм, заставивший всех хоть на минуту заткнуться», — пишет о картине Красински журналист Vulture. Удивительным образом оказывается, что ностальгическая наивная фантастика и кровавые ужасы в определенном контексте — примерно одно и то же: способы себя успокоить или утешить. И если ностальгия по временам, когда деревья были большими, а мы маленькими, так успешно продавалась последние несколько лет, теперь пришло время хорроров.
Их преимущество еще и в том, что они не только дают возможность сбежать от реальности, но и помогают начать разговор о пугающих, неудобных вещах. Традиционные слэшеры или фильмы о захваченных призраками домах, конечно, помогут вам только отвлечься, забыв о безжалостной реальности. Что уже немало. А вот новые хорроры способны на большее: они не только обозначают проблемы общества, но и поднимают волну обсуждения вокруг них. Причем одновременно расширив аудиторию, которую могут заинтересовать эти вопросы, зацепив тех зрителей, для которых упомянутые проблемы всегда были невидимыми. Это смог сделать, например, фильм «Прочь». Как заставить обратить внимание на чужие проблемы тех, кто никогда не задумывался о своем привилегированном положении, не думал о расизме или был уверен, что его давно нет, а живем мы в «пострасовом» мире? Зубодробительная социальная драма о рабстве, сколько бы наград ни собрала, не получит такого же массового охвата: те, кто хочет от кино развлечений, на нее просто не пойдут. Зато на хоррор — вполне возможно.
Характер человека и его кинематографические пристрастия
Ни для кого не секрет, что каждый человек обладает индивидуальным вкусом. Предпочтения людей различаются во всех областях: в кулинарии, стиле одежды, литературе. Кинематография тоже не является исключением из этого правила.
Психологи утверждают, что по кинематографическим пристрастиям можно довольно многое сказать о характере человека. Например, те, кто любит ужастики и триллеры, скорее всего не получают в повседневной жизни острых впечатлений, а их будни кажутся им пресными и скучными. Специалисты считают, что люди, постоянно стремящиеся смотреть фильмы ужасов, имеют подсознательные фобии или другие скрытые проблемы, при этом сами они этого не осознают. Однако во время просмотра страшных фильмов их потребность в избавлении от страха компенсируется и благодаря этому они могут еще некоторое время пожить спокойно.
Люди, которые любят бразильские и мексиканские сериалы, скорее всего страдают от недостатка проявления эмоций, в повседневной жизни им не хватает романтических атрибутов, заверений в вечной любви и других красочных событий. Чаще всего они понимают, что такого в их жизни никогда не произойдет, поэтому ищут и находят романтику в подобных фильмах.
Считается, что комедии нравятся всем, поскольку несут в себе положительную энергию и делают взгляд на жизнь легким. Однако, если человеку нравятся низкопробные фильмы, весь юмор в которых сосредоточен в области «ниже пояса», это является показателем того, что он не обладает способностью тонко воспринимать красоту окружающего мира и идет по жизни, следуя только инстинктам. Такие люди зачастую агрессивны и скандальны, к тому же, они не всегда могут справиться с собственной жестокостью и грубостью.
Незатейливые кинокартины про счастливую любовь нравятся девушкам с легким и веселым характером, они ищут в них ту самую романтику, которую мечтают видеть в своей жизни.
Люди, которые с удовольствием смотрят детективы, свойственно четкое аналитическое мышление, а к своей жизни они подходят с рациональностью. Если у таких людей возникают проблемы, они ищут наиболее легкий путь для их решения. Любители детективов являются прекрасными аналитиками, они безошибочно определяют основную суть ситуации, затерянную среди множества мелких деталей.
Кинофильмы в фантастическом жанре нравятся людям, склонным верить во все, что нельзя потрогать руками и увидеть собственными глазами. Эти люди отличаются развитой интуицией, в жизни они руководствуются эмоциями, а не рациональностью. С такими людьми очень интересно общаться, но порой они могут сильно удивить нетрадиционностью.
Мультфильмы и сказки любят те, кто подсознательно отказывается трезво оценивать собственную жизнь. Про этих людей говорят, что они «витают в облаках», они не приспособлены к решению проблем. Психологи утверждают, что если человек устает от повседневных проблем, ему может помочь просмотр забавных и смешных мультфильмов.
Большинство людей не понимает альтернативного кинематографа. Некоммерческие кинокартины привлекают внимание больших оригиналов и людей с нетипичным мышлением. Нельзя не признать, что, несмотря на то, что общество обычно не признает таких людей, они обычно добиваются неплохих успехов в жизни.
Раскрыта причина любви к фильмам ужасов
Вас изумляет то обстоятельство, что некоторые люди обожают смотреть ужастики? Да им просто ужасно нравится ощущать себя несчастными, уверяют американские психологи.
Психологи из Университета Беркли (Калифорния) и Университета Флориды предложили новую теорию, которая объясняет, почему люди любят фильмы ужасов, в которых красочно демонстрируются оторванные головы, реки крови и прочие жуткие зрелища, эксплуатирующие исключительно негативные эмоции.
«Фильмы ужасов, как ни крути – эмоциональное кино. Они вызывают страх, а страх – это стресс, а стресс – это адреналин и эмоции. Если человеку не хватает в жизни адреналина, то он вполне может восполнять его недостаток посредством просмотра фильмов ужасов», – считает известный российский психотерапевт Андрей Курпатов
Ранее специалисты объясняли этот феномен при помощи двух предположений. Во-первых, когда человек смотрит подобное действо, он не пугается, а лишь испытывает чувство легкого возбуждения. Другое объяснение – два часа страха необходимы для того, чтобы в конце фильма, независимо от того, чем заканчивается описываемая в нем история, зритель испытал эйфорию, освободившись от ужасного зрелища и кошмарных звуков. В обоих случаях это не совсем нормально, но легкие отклонения никогда не считались чем-то действительно опасным.
Психологи новой теории полагают, что все дело в том, что люди, которые любят смотреть фильмы ужасов, счастливы из-за того, что ощущают себя несчастными. Они просто наслаждаются страхом, причем чем страшнее, тем больше наслаждения они получают. Вот такая странная страсть в лучших традициях мазохизма. Однако, как уверяют научные сотрудники, уж лучше таким образом проявить жалость к себе, чем нудеть окружающим о своих проблемах, вызывая в лучшем случае чувство легкого раздражения у собеседника.