что значит если ребенок не рисует руки
Специалисты рассказали, что можно узнать о родителях по рисункам ребенка
Как трактовать то, что изображают ваши дети
«Мой сын никогда не рисует на картинках, где изображает нашу семью, младшую сестренку, как будто ее не существует», — переживает мама 5-летнего малыша. «Дочка всегда рисует себя отдельно от нас с мужем», — сетуют родители первоклассницы.
Конечно, полностью разобраться в проблемах ребенка и его отношении к семье только по его художествам невозможно. Однако специалисты уверены, что многие «болевые точки» малыша вполне можно определить по тому, что и как он рисует.
Что могут рассказать рисунки о ребенке, его эмоциональном состоянии и отношении к близким? Мы попытались разобраться с детским психологом.
К сожалению, иногда и внимательные родители уверены, что ребенок чувствует себя в семье комфортно, даже если это не совсем так, — объясняет детский психолог Юлия Кротова. — Обычный детский рисунок может многое рассказать взрослым о состоянии малыша даже без похода к специалисту. Понимание поможет взрослым сгладить негатив и создать для ребенка комфортные условия. Конечно, практически нет смысла оценивать рисунки малышей до трех лет, они объективно еще не отражают внутреннего состояния ребенка и его отношения к взрослым. Реально информативным детское творчество становится с 4–5 лет. Также не следует оценивать картинку ребенка, если она нарисована сразу после какого-то семейного конфликта или ссоры. Очевидно, что рисунок покажет лишь отношение малыша к текущей ситуации, а не его состояние и восприятие своей семьи в целом.
Специалисты считают, что одним из самых эффективных способов диагностики внутрисемейных отношений является рисуночный тест «Моя семья». При правильной оценке из него можно получить наиболее полную информацию. Для проведения теста необходимо просто попросить ребенка нарисовать свою семью так, как ему хочется.
Черный папа и одинокий малыш
Случай из жизни: Алина из Подмосковья обратила внимание, что ее старший 5-летний сын стал очень капризным и замкнутым после рождения младшей сестренки. Рисунок «Моя семья» показал неожиданные результаты. Самого себя малыш изобразил в левой части листа рядом с бабушкой и кошкой. Мама с сестренкой оказались на другой стороне листа, а папа был нарисован в середине композиции и старательно заштрихован черным цветом, остальные члены семьи были покрашены в яркие тона.
Комментарий психолога: В рисунке сына Алину больше всего взволновал тот факт, что мальчик изобразил отца в черном цвете, хотя в данной ситуации это не имело большого значения и произошло случайно. После общения с ребенком выяснилось, что в последнее время мужчина чаще всего носил темную куртку и брюки, именно поэтому сын и раскрасил его черным карандашом. В подобном рисунке о причинах тревожности малыша можно говорить по композиции, то есть по тому, как расставлены герои на картинке. Ребенок явно чувствует себя обделенным вниманием родителей, ненужным им после рождения младшей сестры. Исходя из картинки, можно сказать, что близкие отношения в последнее время у него складываются только с бабушкой и котом. Судя по тому, что папу мальчик изобразил в центре картины, но отдельно от других членов семьи, отец пытается уделять всем равное внимание, но редко бывает дома, так как много работает.
Как трактовать рисунок по цвету
В норме дети обычно рисуют яркие и пестрые картинки своей семьи. В среднем для раскрашивания они используют 5–6 цветов. Специалисты отмечают, что чем больше малыш уверен в себе, тем ярче выглядят его художества. Правда, у каждого малыша есть несколько особенно любимых цветов, которые и будут преобладать на рисунке. Однако в целом по характеру раскрашивания картинки можно сделать выводы о текущем состоянии ребенка. Так, светлые яркие или насыщенные тона говорят о жизнерадостности и комфортном самочувствии малыша в семье. Преобладание красного цвета может указывать на эмоциональную напряженность и раздражительность маленького художника. Если семья малыша нарисована в черно-серых тонах, стоит задуматься о наличии скрытых страхов у ребенка, попытаться понять причины, почему ему неспокойно рядом с близкими. Интересно, что чаще всего малыш окрашивает в тот же цвет, что и самого себя, того члена семьи, к которому испытывает наибольшую симпатию.
Детский рисунок и композиция
В норме ребенок обычно рисует свою семью в центральной части листа, смещение вниз чаще всего говорит о заниженной самооценке малыша, а вверх — наоборот, о завышенной. Единственные дети в семье чаще всего рисуют себя в центре композиции между мамой и папой. Члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, обычно наиболее близки. Стоит также обратить внимание, в какой последовательности ребенок рисует домочадцев: тот, кто ближе к началу, в глазах ребенка занимает более значимую позицию в семье. Если малыш изображает себя в стороне от близких, это чаще всего свидетельствует о чувстве одиночества малыша, ощущении своей ненужности близким. Кроме того, такую композицию нередко выбирают дети, которые испытывают ревность и недостаток внимания родителей после рождения братика или сестрички.
Тревожным знаком считается и отсутствие на картинке одного из членов семьи. Если это тот же маленький брат или сестра, то дело в ревности. Если же на картинке отсутствует мама или папа, это может обозначать, что у малыша практически нет психологического контакта и эмоциональной связи с этим человеком в данный момент. Например, если ребенок не стал рисовать своего маленького брата или сестренку, возможно, он ревнует к нему родителей и стремится отстоять свое право на их любовь. Если на рисунке нет самого «художника», стоит задуматься, что малыш чувствует себя отверженным, ненужным в семье. В случае появления на картинке вымышленного члена семьи специалисты также отмечают, что ребенок в данный момент испытывает нехватку родительской любви.
Фото: Детский центр «Петрушка»
Руки-грабли и тучи над детской
Случай из жизни: Олег из Москвы стал беспокоиться, что после начала учебы в школе его 7-летний сын стал проявлять непонятную агрессию и злость, стал плохо слушаться и даже хамить взрослым. В последнее время родителям мальчика пришлось много работать, большую часть времени ребенок проводил с няней, поэтому взрослые решили проверить, не это ли стало причиной изменений в поведении ребенка. На рисунке мальчик изобразил всех членов семьи, включая собаку, самого себя он рисовал последним. Все герои были раскрашены яркими красками, люди держатся за руки, прорисованы достаточно пропорционально. Единственное, что может насторожить на картинке, это неестественные руки-грабли у самого маленького автора и тучи над головами героев рисунка.
Комментарий психолога: Судя по расположению героев на картинке, в данный момент ребенок не чувствует себя обделенным вниманием в семье. Единственное, не очень хорошо, что он изобразил самого себя последним, это говорит о том, что подсознательно мальчик не ощущает себя значимым в семье. А вот неестественные руки-грабли у автора действительно могут говорить о скрытой злости и агрессии у ребенка. О каких-то негативных эмоциях у малыша свидетельствуют и тучи, изображенные над семьей на рисунке. В данном случае, похоже, что раздражение у мальчика идет не из семьи, а от каких-то внешних факторов, возможно, от агрессивного поведения одноклассников в школе.
Положение героев и пропорции в рисунке:
О комфортном состоянии ребенка в семье, как правило, говорит тот факт, что все герои изображены в верных пропорциях относительно реальности. Если малыш изображает себя очень маленьким, значит, он чувствует себя неуверенным и незащищенным даже в кругу близких людей. Что касается остальных членов семьи и домашних животных, то чем крупнее они изображены на рисунке, тем большую роль играют для малыша. Большое значение играет и поза самого автора на картинке. Счастливый и уверенный в себе ребенок, скорее всего, изобразит себя с растопыренными руками и ногами, при этом все конечности будут детально прорисованы по мере способностей художника. Руки, прижатые к телу или закрывающие голову, говорят о неуверенности ребенка, возможно, взрослые слишком часто ругают или критикуют его.
О негативных эмоциях ребенка говорят рисунки, на которых автор изображает себя как будто висящим в воздухе, а не стоящим на одной плоскости с другими членами семьи. Большие глаза и яркие прорисованные зрачки у героев могут свидетельствовать о тревоге малыша, так же, как и сильная, с зажимом штриховка героев рисунка. А неестественно огромные руки-грабли у кого-то из персонажей, в том числе у самого ребенка, свидетельствуют о скрытой злости их обладателя.
Детали в детских художествах:
Психологи считают, что полное отсутствие каких-либо деталей на рисунке семьи ребенка говорит о замкнутости его автора. Обратная ситуация, когда этих деталей слишком много, может свидетельствовать о скрытом беспокойстве малыша. Изображение некоторых определенных предметов на картинке также нередко указывает на неблагополучие малыша в семье. Например, если вместо людей ребенок рисует какое-либо строение, где проживает семья, то это может быть знаком, что среди близких малышу некомфортно. Изображение солнца или лампы может означать, что автору картины не хватает душевного тепла в отношениях с близкими. Тучи и облака также свидетельствуют о негативных эмоциях, которые в данный момент беспокоят малыша, но они не обязательно исходят от членов семьи. Изображение различных игрушек или несуществующих домашних животных может говорить о том, что ребенку не хватает внимания от близких людей.
ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЫША
1. Задание нарисовать семью вызвало радость у ребенка.
2. Все члены семьи, с которыми близко общается малыш, присутствуют на картинке.
3. Герои изображаются пропорциональными, никто не выглядит неестественно большим или маленьким.
4. Все члены семьи расположены недалеко друг от друга, взявшись за руки. Все конечности у персонажей хорошо прорисованы.
5. Рисунок выполнен в насыщенных и ярких тонах без сильной штриховки.
ПРИЗНАКИ СКРЫТЫХ ПРОБЛЕМ В СЕМЬЕ У РЕБЕНКА
1. Малыш не хочет рисовать свою семью или вместо людей рисует свой дом.
2. Чрезмерно большие или маленькие размеры отдельных членов семьи.
3. Малыш рисует себя последним из домочадцев, демонстрируя, что мало значит в своей семье.
4. На рисунке отсутствует кто-то из членов семьи, сам ребенок или появляется несуществующий персонаж.
5.Изображение себя или близких с закрытым лицом или неестественно большими руками.
6. Преобладание на картине черных, серых, коричневых и фиолетовых тонов, желание нарисовать свою семью с помощью только простого карандаша.
ПРАВИЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
— Для анализа не стоит брать рисунки, которые дети рисовали в детском саду, школе или изостудии, — обычно они выполнены по определенным критериям;
— Если вы хотите правильно оценить использованные в рисунке цвета, предлагайте ребенку полный набор карандашей и красок. Иначе малыш может нарисовать картинку в темных тонах только потому, что именно они были в этот момент под рукой.
— Не стоит устраивать художественный тест, когда ребенок устал, обижен или расстроен, — результат будет неинформативен, так как покажет состояние малыша в текущий момент.
— Попросите ребенка самостоятельно описать свою картину, рассказать, что чувствует каждый из героев, так будет проще правильно интерпретировать художество малыша, особенно если он не очень силен в рисовании.
— В ходе теста постарайтесь не хвалить и не критиковать художества своего чада, иначе провести повторную проверку через некоторое время будет проблематично, так как ребенок будет действовать по шаблону, пытаясь угодить родителю.
Что значит если ребенок не рисует пальцы на руках
Ребенок не рисует руки у людей
смотря какой возраст при этом еще…
В психологии так характеризуются руки на рисунках :
Руки, ладони, пальцы
Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.
Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения.
Другая важная характеристика изображения рук – это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.
Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.
Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.
Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка.
Для детей старшего возраста отсутствие рук – очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.
Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам.
Если ребенок рисует длинные руки – это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.
Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.
Что означает, когда ребенок не рисует руки у человека?
Мне интересно, почему мой сын не рисует руки у людей (у него, мамы, папы). Ему уже 5 лет. И руки не рисует уже год. Иногда рисовал (очень длинные). Когда спрашиваю, у него, а где руки? Он говорит, что спрятал. Вопрос к психологам. Кто умеет распознавать детские рисунки. Наша ситуация такая: отец с нами не живет. Ребенок развивается нормально.
бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
Все на самом деле хорошо.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Присоединюсь к другим ответам. Руки — даже среди будущих художников, тех, кто учится в соответствующих ВУЗах — извечная тема для шуток))) Их просто сложно рисовать. Есть даже отдельные уроки — чисто по рукам. Никакая другая часть тела не удостаивается такого пристального внимания)) Если обращали внимание, то в рисунках модельеров кисти часто прорисовывают одним-двумя штрихами.
Но, разумеется, есть предположения, что важные для себя вещи дети рисуют большими, неважные — маленькими, если какие-то детали вовсе отсутствуют — это зона сложностей.
Нет ушей — не интересуется мнением окружающих.
Нет рук — есть трудности в общении. Руки — это наш актив. У взрослых открытые ладони — признак готовности к общению, открытость, доверие, уверенность в себе, в своей правоте. У детей то же самое. Предполагается, что дети, которые не рисуют руки, осторожны, скрытны, замкнуты и им тяжело приспособиться к окружающему. Возможно — испытывают чувство вины — вы, должно быть замечали, как прячут руки за спину те, кого ругают или обвиняют.
Гипертрофированные руки, слишком большие, с растопыренными пальцами, тщательно прорисованные — это, напротив, агрессивный настрой к своим сложностям с окружающими.
Но это всё слишком условно и ситуативно. Бывает, что нет рук или ушей — а это ничего не значит, кроме того, что самому ребенку не нравится, как у него получаются эти детали, вот он их и не рисует.
Важно и общее впечатление. Насколько позитивен рисунок, какой нажим, иногда дети рисуют историю, и надо их слушать, а не на рисунок смотреть.
Василий Котеночкин
[22.1K]
Вроде, как и согласен с предыдущими ответами:
Даже такой великий художник, как Гойя, избегал лишних прорисовок рук. Даже когда заказали портрет семьи монарха испанского, он прорисовал руки у короля и королевы, но ручёнки инфантов «спрятал».
Хотя возникают (благо и некоторых психологов иногда читал, а не только Фейхтвангера) подозрения, что уж очень часто на ручонки младенца зачастую обрушиваются с критикой: «чего ты там ручками ковыряешь?», «куда ты там своими ручонками полез?» и т.п.
Чтобы руки от критики (хотя и справедливой) скрыть, не быть обвинённым в чём-то там, приходится их на всеобщее обозрение не выставлять. И свои, и героев своих рисунков.
Я может и не прав, но постарайтесь обратить внимание: не прячет ли дитё от Вас руки во время общения?
В тестовых рисунках руки читаются, как
контактность, умение коммуницировать ( общаться) с окружающими.
Если на рисунке рук не видно, или они спрятаны за спину — это
говорит о трудностях общения, замкнутости на себе, уход в себя.
Детский психолог, анализирует рисунок по многим параметрам, а
не только по отсутствию рук или других частей тела.
В расчет принимают и расположение рисунка на листе бумаги, и толщину
этих частей и нажим карандашом, прямоту или изгиб линий, дополнений к рисунку.
И обязательно общаются при анализе рисунка, непосредственно с
самим ребенком. Расспрашивают о самом рисунке: кто это?
с кем дружит? кого любит?
И вот только проделав все в комплексе можно будет дать
Руки обычно считаются одним из самых сложных элементов в теле человека и нарисовать их часто сложно даже взрослым, не то что детям. Особенно пальцы — маленькие детали дети не любят рисовать. Мне кажется волноваться вам не нужно, врядли это связано с жизненной ситуацией, ребенок еще слишком маленький, чтоб перенести какие-то свои переживания на рисунок настолько зашифровано. Просто он хочет, чтоб рисунок был красивый, понравился маме, вот и хитрит про спрятаные руки. Хотя, если сильно переживаете — может есть смысл записать ребенка к детскому психологу на консультацию.
Я-психолог. Детский рисунок может рассказать о многом. Иногда я тоже прошу нарисовать ребенка человека. Отсутствие рук может говорить об отсутствии связи между родителями. Хотя бы обозначить он их может, если уж не умеет прорисовывать пальцы и ладони в 5 лет. Часто это ещё говорит об отсутствии активного взаимодействия между мамой и дитя. Если на руке нет пальцев, чаще всего это говорит о слабости. Проявляться она может по разному. Слабость перед окружающими, слабость в общении со сверстниками и прочее. А так же это говорит о пассивной поведении.
Он просто не умеет их рисовать 🙂 Говоря что он их спрятал, он как бы хитрит и не желает признаваться что не умеет их рисовать. Я тут просто вспомнил, как в детстве так же оставлял руки (без кистей) на рисунках, потому что мне просто не приходило в голову как их надо выводить. Вот увидите, наверняка потом он их начнёт рисовать в виде варежек, а в школе (1 классе) начнёт выводить пальцы, я просто уверен на 100%, а лучше покажите, дорисуйте их вместе с ним и для начала в виде варежек 😉
В большинстве случаев это ничего не значит. Не всем дано быть талантливыми художниками, изображающими каждую деталь.
Многие даже будучи взрослыми, не умеют и не рисуют руки в своих рисунках, а малолетнему ребенку и подавно это тяжело сделать.
Может, ему так проще.
Конечно, может быть действительно какой-то психологический момент вроде обиды или ощущения ненужности, но по одному рисунку без комплексных сеансов никакой психолог ничегоне скажет — сам по себе рисунок не говорит ни о чем.
Наверное они у него просто не красиво получаются,а он у вас ценитель красоты
Люди по разному воспринимают окружающий мир. Существуют три основных типа восприятия: визуал — в большинстве случаев воспринимает окружающий мир через глаза. Аудиал — лучше воспринимают информацию на слух. Кинестетик. Эти люди более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Хотя чистый тип восприятия встречается редко. На картинке ребенок визуал нарисует себя с красивыми четкопрорисованными глазками, но возможно без ушей, возможно без рук. Любит ли ваш ребенок мастерить, лепить, клеить?
Маму рисует без рук, возможно ему не хватает ласки. Больше его обнимайте, гладьте по головке, прикасайтесь.
Больше информации на сайте INTUIT.ru курс Психология общения
Моей дочери на каком-то школьном тестировании в1классе выдали «страшное» заключение: ребенок на пределе, его сознание заполнено страхами, немедленно работать с психологом. Это все потому, что она нарисовала девочку с прижатыми к бокам руками. На мой вопрос ребенок недоумевающе ответил: платье получилось слишком пышное, руки не помещались на листе. Так что я в эти тесты не верю.
Скорее всего ребенок не рисует руки просто потому,что наверное у него не получается. Может просто неусидчивый,сначала не нарисовал,а потом на других рисунках такой вот образ человека у него и заел в голове
ак выяснить, что творится в душе у ребенка? Психология детского рисунка
Как выяснить, что творится в душе у ребенка? Психология детского рисунка
Начиная с годовалого возраста, все дети любят рисовать. Стоит только им увидеть карандаш или шариковую ручку, так сразу они норовят схватить их в свои маленькие ручки и украсить своей живописью любую подвернувшуюся под руку бумагу: книгу, газету и даже обои. Родителям, конечно, интересно посмотреть, что рисует их малыш. Но годовалый ребенок еще не умеет ничего рисовать, поэтому он чертит линии, черточки и ставит жирные точки. Однако выбирать цвета в этом возрасте дети уже умеют, а потому при рисовании стараются использовать яркую и многоцветную палитру.
Чем контрастнее цвета в детском рисунке, тем неспокойнее у него на душе. Например, сочетание ярко-красного цвета с черным говорит об агрессивности ребенка, а зеленый с синим — о его спокойствии. Малыши двухлетнего возраста уже начинают выбирать свой любимый цвет и часто рисуют только этим цветом. Очень редко дети в этом возрасте рисуют яркими красками, чаще всего они выбирают темно-синий, черный, серый и коричневый цвет.
Связано это с тем, что малыш желает, чтобы родители заметили его рисунки и выбирает цвет, который наиболее контрастный с белой бумагой. Тревожиться насчет этого родителям не следует, в этом возрасте это совершенно нормально. Но за черточками, фигурками, кружочками и человечками ребенка трехлетнего возраста уже скрывается ценная информация. Внимательные родители могут самостоятельно, без помощи психолога, расшифровать их и выяснить, что творится в душе у ребенка.
Больше всего дети 3-х летнего возраста пытаются изобразить человека. Они рисуют голову, которая одновременно похожа на туловище, рот и глазки, которые представляют собой линию и пары кружочков. Ножки и ручки в детском рисунке напоминает палочек, а шея, нос, пальцы, уши, ресницы чаще всего в творениях искусства детей этого возраста отсутствуют. Они появятся позже, а пока малыш воспринимает мир, как пространство наполненное людьми. Он понимает, что в этом мире существует и он, у которого должно быть свое личное место там, где его больше всего любят. Поэтому он рисует себя в кругу членов семьи, воспитателей или друзей из детского сада. Вот что можно узнать из детских рисунков в виде человечков:
1. Малыш перестал рисовать, а на бумаге красуется только один человечек. Это тревожный сигнал. Значит, он по каким- то причинам не видит себя в структуре семьи и чувствует себя одиноким. Обычно дети младшего возраста сначала рисуют себя, затем того члена семьи, которого считают более важным. Обычно это мама или папа, потом они старательно выводят брата или сестру, бабушку или дедушку и так далее.
2. Ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме папы или мамы. Так рисуют дети из неполных семей, когда один из родителей отсутствует. Такой рисунок сигнализирует о скрытой неприязни малыша к тому человеку, которого в его рисунке нет. Это своеобразная детская месть за то, что ему обидно чувствовать себя обделенным родительской лаской отца или матери. Опасный сигнал, если ребенок нарисовал всех членов семьи, но не стал рисовать среди них себя. Значит, ему не хватает родительской любви и он не чувствует себя нужным в семьи.
3. По размерам частей тела человечков можно узнать, какое мнение у ребенка о себе. Если малыш нарисовал себя маленьким, а остальных членов семьи большими, то он слишком сильно зависит от мнения родителей. Тактику воспитания таких детей надо пересмотреть, слишком жесткие требования и наказания способны подавить индивидуальность и самостоятельность ребенка. Человечек с маленькой головой также говорит о заниженной самооценке ребенка, значит он не чувствует себя умным и сомневается в своих способностях. Если же на детском рисунке туловище человека прочерчены четко, а голова еле заметна, то это рисунок застенчивого и робкого ребенка. Крупное туловище и большая голова указывают на то, что ребенок не комплексует и считает себя сильным.
4. Если на рисунке руки мамы или папы чересчур длинные, то это говорит о том, что этот родитель его часто наказывает и он боится его. Толстые и большие ноги у родителей сигнализируют о напряженной атмосфере в семьи, значит, малыш подсознательно желает лучшего отношения между родителями. Отсутствие рта у папы или мамы на рисунке — плохой сигнал. Это сигнализирует о том, что этот родитель часто ругает малыша и он не хочет больше слышать его слов. Также человечков без рта рисуют дети необщительные, которые не имеют друзей в садике и испытывают от этого душевное страдание. Если всех людей ребенок рисует с поднятыми руками, то родителям пора задуматься о причинах формирования у ребенка агрессивного характера. Ребенок получает удовольствие от того, что его боятся, и ждет от родителей немедленного выполнения всех своих капризов.
На детских рисунках детей 5-7 летнего возраста появляются глаза, нос, пальцы, шея, ресницы, волосы и одежда. Чем тщательнее прорисовывает ребенок лицо человека, тем больше он озабочен своим внешним видом. Если руки у человека прижаты к телу, то ребенок растет замкнутым, он не чувствует себя счастливым. Открытую и жизнерадостную натуру ребенка можно узнать по изображению человека с широко расставленными в разные стороны руками, открытыми ладонями и улыбающимся до ушей ртом. Если ребенок вместо человечков рисует зубастых страшилищ, то это признак детской агрессии.
В детских рисунках отражается отношение ребенка к окружающим людям и его восприятие самого себя. Анализ рисунка ребенка не только расширяет возможности родителей в выявлении скрытых недостатков в характере ребенка, но и дает полную информацию о допущенных ими ошибках при воспитании. Если ребенок каждый раз рисует одного и того же зубастого человека, то родителям стоит задуматься о том, что так сильно пугает его и поближе познакомиться с его окружением в детском саде или же пересмотреть свои методы воспитания.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Автор: Искандер Милевски
Оглавление темы «Проблемы современного человека»:
1. Негативные эмоции — тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции
2. Как правильно реагировать на критику? — это знает каждый, но получается не у всех
3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?
4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?
5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?
6. Сочувствие и сострадание — нужно ли воспринимать эти эмоции?
7. Болит душа? — обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту
8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? — научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине
9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?
10. Почему у нас не хватает времени для себя?