что значит хиджра в исламе
Что такое хиджра? Значение хиджры для мусульман
Ислам, это одна из мировых религий, которая насчитывает более одного миллиарда последователей по всему миру. В этой статье мы коснемся одного очень важного понятия этого учения, а именно мы попытаемся ответить на вопрос о том, что такое хиджра.
Определение понятия
За тем глубоким понятием хиджры, которое мы имеем сегодня, стоит одно важное для процесса развития ислама историческое событие. Речь идет о переселении пророка Мухаммеда в Медину из родной ему Мекки. Это переселение и есть хиджра в собственном смысле слова. Все, что касается прочих ее аспектов, это богословская рефлексия.
История
Выяснив, что такое хиджра, разберем теперь подробнее историю этого события. Для этого перенесемся в самое начало седьмого века нашей эры, в 609 год. Именно тогда со своей проповедью нового откровения единого Бога выступает арабский торговец, уроженец Мекки, по имени Мухаммед. Он провозглашает себя пророком, заключающим ряд таких библейских персонажей, как Авраам, Моисей и Иисус. Амбициозный проповедник утверждает, что пришло время новой религии и нового закона, который Всевышний дает людям через него. К сожалению новоявленного пророка, большинство его соотечественников не прониклись призывами обратиться от отеческих заветов и принять новую весть. Большинство людей просто игнорировало претензии Мухаммеда на богоизбранность, но были и такие, кто оказал ему и его сподвижникам активное сопротивление и даже угрожал расправой. На беду пророка особой неприязнью к нему отличались вожди и предводители общества. Жизнь первой мусульманской общины была достаточно тяжелой и трудной в таких условиях, поэтому некоторые из них переселились в Эфиопию, где их согласился приютить христианский правитель. Это и есть первая хиджра мусульман. Другими словами, что такое хиджра? Это переход, бегство от зла к добру, миру и безопасности.
Но пророк в это время все еще оставался в Мекке и подвергался преследованиям. В то же время в другом городе, который тогда назывался Ясриб, проживали два арабских племени, враждовавших между собой. Они исповедовали традиционное язычество арабов, но рядом с ними в Ясрибе жили представители иудаизма и христианства, поэтому они были наслышаны о вере в единого Бога. Когда до них дошла весть, что в Мекке появился некий пророк этой веры из арабов, они заинтересовались. В ответ Мухаммед послал к ним в город проповедника, который сумел убедить многих людей отречься от отеческого многобожия и принять новую религию — ислам. Их было так много, что они даже решили просить Мухаммеда о том, чтобы он переселился к ним в город и стал во главе правления. Пророк принял это предложение. Переселение его в Ясриб состоялось в 622 году, после чего город стал называться Мединой. Мухаммеда приняли с миром и великим почетом, как верховного правителя и нового лидера жителей. Это событие из жизни пророка и стало хиджрой в собственном смысле слова.
Значение переселения
Но что такое хиджра Мухаммеда для мусульман и почему она имеет такое большое значение для верующих? Дело в том, что переселение в Медину ознаменовало собой новый этап не только в частной жизни пророка, но и в истории становления провозглашенной им религии. Ведь вместе с ним в Ясриб отправилась вся мусульманская община Мекки, которая до этого была слаба и притесняема. Теперь же, после хиджры, последователи ислама стали сильны и многочисленны. Исламское сообщество превратилось из компании единомышленников в общественную формацию и влиятельную социальную общность. Жизнь самой Медины полностью изменилась. Если традиционное языческое население прежде основывалось на родоплеменных отношениях, то отныне их стала связывать общность веры. Внутри ислама люди были уравнены в правах, независимо от национальности, благосостояния, происхождения и положения в обществе. Другими словами, полностью изменился социальный строй города, что в дальнейшем сделало возможным широкую экспансию ислама в мир. Тотальная исламизация многих стран и государств Среднего и Ближнего Востока, Африки, Азии началась именно с хиджры Мухаммеда в Медину. Поэтому это событие стало своеобразной точкой отсчета в истории религии Корана.
Внешняя и внутренняя хиджра
В первое время после переселения в Медину Мухаммеда его примеру должны были следовать все новообращенные мусульмане. Затем, когда Мекка была покорена, это установление было отменено, но с тех пор стала распространяться идея о внутреннем переселении. Что такое хиджра, совершаемая внутри человеческого духа? Это такой образ мысли и жизни, когда человек избегает всего дурного, что в соответствии с нормами ислама считается греховным. Поэтому, каждый раз, когда мусульманин избегает соблазна и от греха переходит к праведному образу жизни, это считается совершением хиджры.
Появление исламского календаря
После смерти пророка, когда мусульманской общиной правил халиф Омар, был поднят вопрос о разработке календаря, адаптированного под нужды религии. В результате на созванном свете было принято решение об утверждении лунного календаря. А точкой отсчета для нового летоисчисления было принято определить переселение Мухаммеда в Медину. С тех пор и до настоящего времени празднуется мусульманский Новый год по хиджре.
Особенности мусульманского календаря
Как и в традиционном календаре, исламский включает в себя двенадцать месяцев, о чем записано даже в Коране. Поскольку эта система основывается на циклах луны, в году, таким образом, бывает 354 или 355 дней, а не 365, как в солнечном календаре. То есть месяцы по хиджре могут начинаться в разное время, не имея привязки ко времени года. Важно отметить, что четыре из двенадцати месяцев называются запретными и имеют особенное значение для жизни верующих. В заключение стоит сказать, что лунная хиджра, то есть Новый год по мусульманскому летоисчислению не является праздником в европейском понимании этого слова. Последователи ислама не отмечают начало нового цикла. Для них это событие, однако, служит поводом заняться самоанализом и хорошим временем, чтобы подвести итоги и построить планы на будущее.
Хиджра в истории Ислама
Первые два переселения мусульман из Мекки в Эфиопию
Хиджра – это переселение мусульман с целью получения возможности свободно исповедовать свою религию и выполнять свои религиозные обязанности. Целью Хиджры является защита религии.
Первой хиджрой (переселением) в истории Ислама было переселение мусульман из Мекки в Эфиопию. Общее число первых переселенцев составило 15 человек: 10 мужчин и 5 женщин. Это произошло в месяце раджаб после получения Мухаммадом (мир ему и благословение) пророчества, то есть в 615 году. И возглавил их Усман ибн Маз’ун (как передано от Ибн Хишама).
Причиной переселения мусульман из Мекки в Эфиопию и в дальнейшем в Медину было то, что в Мекке их подвергали гонениям, и они не имели возможности исполнять свои религиозные обязанности.
Когда неверные начали слишком притеснять верующих, доставлять им мучения, убивать их, всячески препятствовать распространению Ислама, Пророк (мир ему и благословение) повелел мусульманам переселиться в Эфиопию, так как его сердце наполненное милосердием, не могло больше выносить это.
Эфиопия была выбрана для переселения, потому что правитель Эфиопии исповедовал христианство и был известен своей справедливостью. Пророк (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «Если вы пойдете в землю Эфиопии, то найдете там правителя, при котором никого не притесняют. Кроме того, там царит справедливость и порядок. До тех пор, пока Всевышний Аллах не укажет путь к спасению, оставайтесь там».
По прошествии трех месяцев мусульмане, переселившиеся в Эфиопию, возвратились в Мекку.
Когда Пророк (мир ему и благословение) и сподвижники подверглись гонениям со стороны язычников, Пророк (мир ему и благословение) повелел переселиться в Эфиопию во второй раз. Среди переселенцев было примерно 83 мужчины и 18 женщин. («Ар-Рахикуль-махтум», с. 142).
Мусульман, которые переселились в Эфиопию во второй раз возглавлял Джа‘фар, сын Абу Талиба.
Из книги «Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в вопросах и ответах»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Хиджра: предпосылки и последствия
В числе важнейших вех в истории ислама – переселение первых мусульман из Мекки в Медину, именуемое хиджрой.
О значимости этого события говорит хотя бы тот факт, что исламское летосчисление ведёт отсчёт именно с той даты, т.е. с 16 июля 622 года по григорианскому календарю (Милади).
Хиджра в Эфиопию
Переселению в Медину предшествовала первая хиджра в истории ислама – в Эфиопию. В самом начале пророческой миссии мусульмане начали претерпевать гонения и издевательства со стороны многобожников. Мекканцы подвергали верующих пыткам, стремясь заставить их отказаться от религии Аллаха и вернутся к джахилии. Посланник Аллаха Мухаммад (с.г.в.), который был главным объектом нападок со стороны язычников, прекрасно видел это. Спустя некоторое время он посоветовал мусульманам уехать из Мекки в христианскую Эфиопию. Выбор пал на это государство, так как Пророк (с.г.в.) убедился, что им правит справедливый царь, который не занимается притеснениями людей по религиозному признаку.
В 615 году по Милади (спустя 5 лет с начала пророческой миссии) первая группа верующих отправилась в Эфиопию. Сам Пророк (с.г.в.) решил остаться в Мекке, а переселенцев возглавил его сподвижник Усман ибн Аффан (р.а.). Спустя три месяца мусульмане вернулись в Мекку. Однако, оказавшись в родных краях, они осознали, что за прошедшее время отношение многобожников к мусульманам не изменилось. Под гнётом пыток и издевательств верующие принимают решение повторно совершить хиджру в Эфиопию. На этот раз уже мусульман было в несколько раз больше и группу возглавил Джафар ибн Абу Талиб (р.а.).
Предпосылки переселения в Медину
В те годы давление на мусульман со стороны мекканских многобожников лишь возрастало. Язычники опасались распространения влияния ислама, так как это угрожало их интересам. Именно поэтому они всячески давили на верующих, чтобы сбить их с истинного пути и принудить вернуться к поклонению идолам.
Для мусульман этот период был очень тяжёлым, так как им в одиночку приходилось противостоять многобожникам, которые на тот момент были абсолютным большинством. В столь непростой ситуации Посланник Всевышнего (с.г.в.) принимает решение о совершении хиджры, то есть переселении в Йасриб (Медину). Выбор пал на этот город ввиду того, что местные жители пообещали приютить у себя мекканских братьев.
Хиджра
В 622 году начинается переселение первых мусульман из Мекки в Медину. Верующие совершали хиджру тайно и малыми группами с целью обезопасить себя от провокаций со стороны своих недругов. Однако один мусульманин сделал это открыто. Им был один из ближайших сподвижников Пророка (с.г.в.) – Умар ибн Хаттаб (р.а.), ставший впоследствии вторым праведным халифом. Дело в том, что до принятия ислама Умар пользовался большим авторитетом у мекканцев. Он был необычайно силён как физически, так и духовно. После перехода в лоно новой религии многие многобожники возненавидели его, но вступить с ним в схватку никто не осмеливался.
В те сложные времена верующие вынуждены были оставить свои жилища и имущество и отправиться в путь, как им посоветовал Пророк Мухаммад (с.г.в.), который одним из последних покинул Мекку. В пути его сопровождал наиболее близкий друг, сахаб Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.), ставший впоследствии его преемником.
После прибытия в Медину мекканские мусульмане (мухаджиры) нашли тёплый приют среди своих единоверцев – ансаров.
Последствия
В результате переселения Пророка (с.г.в.) и его единомышленников в Медину стало возможным создание первого в мире мусульманского государства, в котором сожительствовали в мире и согласии как мусульмане, так и представители других авраамических религий – христиане и иудеи. Йасриб стал отправной точкой создания мусульманской уммы, сфера влияния которой с годами лишь разрасталась и впоследствии привела к созданию могущественной империи – Арабского халифата.
Кроме того, в Медине верующие получили возможность свободно и без каких-либо опасений посещать мечети, выполнять намазы, поститься и совершать дуа. Тем самым, после тяжёлых лет угнетения и унижений мусульмане обрели спокойствие и гармонию, начав новую жизнь.
Эти и многие другие факторы оказали влияние на то, что именно это событие было выбрано вторым праведным халифом Умаром ибн Хаттабом (р.а.) как точка отсчёта нового мусульманского лунного календаря, принятого в 15 году хиджры.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Всегда искренне восхищался Умаром ибн Хаттабом, да будет доволен им Аллах! Человек, олицетворявший и физическую и духовную мощь! Если бы сегодня мусульманским миром правил он, то не было бы той бойни, которую мы видим на Ближнем Востоке
Хиджра: какие уроки оставил для нас Мухаммад ﷺ
В переводе с арабского языка «хиджра» означает буквально бросить или уйти. В более широком смысле хиджра подразумевает, что кто-то вынужден бежать с территории многобожия на территорию, где есть верующие. Так обстояло и с нашим пророком Мухаммадом ﷺ, который бежал от преследования язычников из родного города Мекки в Медину в 622 году.
Необходимость его эмиграции вместе со своими сподвижниками была очевидна – унизительные преследования, с которыми он столкнулся среди арабов-многобожников Мекки.
Хиджра в то время позволила собрать мусульман в одном месте, где они могли бы сформировать ядро будущего государства, а не были рассеяны и разбросаны по всему миру. Также, помимо объединения, Пророк ﷺ смог установить мирные отношения между мусульманами, иудеями и другими группами, которые проживали в Медине. Именно в результате этой миграции Пророк ввёл конституционную основу, известную как Мединский договор.
В этом договоре была заложена прочная основа для справедливых дальнейших взаимоотношений, в которых все участвующие стороны должны были работать вместе, независимо от их вероисповедания или племенной принадлежности. В доказательство этого приведём несколько пунктов из текста договора.
«. для евреев – их религия, а для мусульман – их религия. Но тот, кто поступает неправильно или совершает предательство, навлекает зло только на себя и своих домочадцев…»
«. И это предписание не принесёт никакой пользы ни одному угнетателю или нарушителю завета. И каждый должен быть в безопасности, независимо от того, отправится ли он в поход или останется в Медине, иначе это будет притеснением и нарушением договора».
Мединский договор, подписанный всеми заинтересованными сторонами, установил закон и его верховенство как один из важных элементов процветающего сообщества.
Хиджра преподнесла нам множество уроков и имеет непосредственное отношение к сегодняшнему положению дел в мире и к тому, что будет в будущем.
Некоторые из уроков, помимо их исторической важности и творческого подхода к развитию сообщества, также важны для отдельных личностей. Хиджра учит нас терпению (сабр), бескорыстности и поддержки людей в тяжёлых ситуациях.
Одной из наиболее отличительных черт тех, кто эмигрировал из Мекки в Медину, является их терпение и выдержка.
В Коране Всевышний Создатель говорит:
«Тем, кто переселился ради Аллаха после того, как подверглись притеснениям [со стороны язычников], Мы предоставим прекрасное место жительства [в Медине – уже] в этом мире, а вознаграждение в вечной жизни будет ещё больше [чем блага, дарованные им в мирской жизни]. Если бы они [неверующие, изгнавшие их с родины, и мусульмане, не совершившие хиджру] только знали [о тех благах, которые уготованы в обоих мирах для мухаджиров] [то непременно последовали бы за ними]!» (ан-Нахль, 41 аят).
В другом аяте сказано: «Поистине, твой Господь прощает и милует тех, кто переселился [к мусульманам] после того, как они были подвергнуты искушению [для того, чтобы они отреклись от своей веры], а затем сражались [с неверующими] и проявляли терпение [перенося все трудности на этом пути]» (ан-Нахль, 110 аят).
Сегодня, как и всегда, важность терпения в нашей повседневной жизни нельзя недооценивать, будь то перед лицом исламофобских предрассудков, связанных с ношением хиджаба мусульманскими женщинами, или при решении социальных проблем.
Забота о вынужденных беженцах
Хиджра показывает, что, будучи мусульманами, мы всегда должны стараться заботиться о нуждах других, особенно тех, кто оказался вынужденным покинуть свой родной дом из-за войны или преследования. Как видно из истории, самоотверженность во имя Аллаха является важной частью исламской веры.
Те, кто принимал первых мусульман, вынужденных бежать со своей родной земли из-за преследований язычников, вошли в историю из-за их самоотверженности.
В отношении их деяний в Коране говорится:
«И пусть не клянутся благородные и богатые среди вас, что не станут [впредь] помогать родственникам, бедным и переселившимся на пути Аллаха. Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? И Аллах — Прощающий, Милующий [верующих]» (ан-Нур, 22 аят).
В другом аяте говорится:
«А жившие в домах [в Медине] и уверовавшие до них [до того, как туда переселились мусульмане из Мекки, искренне] любят переселившихся к ним и не чувствуют зависти к тому, что дано им. Они ставят их выше себя [отдают им еду, а сами остаются голодными], даже если сами нуждаются. А защищённый от скупости преуспеет [и спасётся]» (аль-Хашр, 9 аят).
По данным ЮНИСЕФ, на конец 2021 года в мире насчитывается порядка 84 миллионов вынужденных переселенцев.
Как мусульмане, мы обязаны помогать им по мере своих возможностей – адаптироваться, найти жильё, получить образование и устроиться на работу. Также в наших силах помолиться, чтобы Аллах даровал им облегчение.
Уважение ко всем наукам и точкам зрения
Ещё один важный урок, который можно извлечь из хиджры, содержится в идее Салмана аль Фариса, который предложил вырыть траншею вокруг Медины с использованием техники, распространённой среди военных экспертов сасанидского происхождения.
Как показала история, предложение оказалось эффективным. Несмотря на неарабское происхождение Салмана аль Фариса, его опыт сыграл важную роль в становлении общины.
Это свидетельствует о том, что все формы знаний и наук полезны и что сообщество будет процветать, если оно позволит вносить свой посильный вклад людям из разных слоёв общества, независимо от этнической принадлежности или пигментации кожи.
Духовный аспект хиджры
Несмотря на то, что хиджра, совершённая Пророком ﷺ, закончилась, и мусульмане в большинстве стран сегодня могут исповедовать религию почти повсеместно без каких-либо ограничений или преследований, что были в Мекке, духовная составляющая хиджры по-прежнему актуальна.
Об Абдуллы ибн Амра известно, что пророка Мухаммада ﷺ однажды спросили, какая эмиграция лучше. На что посланник Всевышнего ﷺ ответил: «Удалиться от того, что не одобряет Аллах. » (Ахмад).
Хиджра
Полезное
Смотреть что такое «Хиджра» в других словарях:
ХИДЖРА — араб. hedschra, от hadschara, бежать. Бегство Магомета из Мекки в Медину, в ночь с 15 на 16 е июля 622 г. по Р. Хр. С этой эпохи мусульмане ведут свое летоисчисление. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка
ХИДЖРА — (араб. переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама) 622… … Большой Энциклопедический словарь
Хиджра — переселение пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Ясриб (Медину). Совершено (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 г. (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I год хиджры был объявлен началом мусульманского… … Исторический словарь
ХИДЖРА — ХИДЖРА, хиджры, жен. То же, что геджра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
хиджра — сущ., кол во синонимов: 5 • бегство (12) • геджра (3) • гиджра (3) • … Словарь синонимов
хиджра — (араб. переселение), переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама)… … Энциклопедический словарь
Хиджра — Ислам · Пророки … Википедия
Хиджра — I Хиджра (араб., буквально переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев (мухаджиров) из Мекки в Ясриб (Медину), совершенное (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I… … Большая советская энциклопедия
Хиджра — (тат.) см. Геджра … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона