что значит казенное образовательное учреждение
Что значит казенное образовательное учреждение
БК РФ Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
3.1. Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 13.07.2020 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им:
государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги);
иных договоров (соглашений), казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий таких договоров (соглашений) в соответствии с общими требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в случае недостижения согласия по новым условиям расторгнуть договор (соглашение).
Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения) вправе потребовать от казенного учреждения возмещение только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения).
(п. 6 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ)
7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.
10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 199-ФЗ, от 01.04.2020 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
Государственное учреждение и муниципальное учреждение
Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.
Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы
Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.
Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.
Сформировать такое учреждение может:
Государственные и муниципальные организации делятся на типы:
Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.
Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений
Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.
Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.
Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:
Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.
В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.
Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.
Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность
Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.
Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.
Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.
Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.
Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.
Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство
Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.
Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.
Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.
Отличие бюджетного учреждения от казенного
Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.
Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.
Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения
Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.
Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.
Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.
Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.
В документе фиксируются такие особенности деятельности:
Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Вопросы и ответы юристов
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Расположение Муниципального Бюджетного Учреждения
Добрый день! Подскажите где должно располагаться Муниципальное Бюджетное Учреждение, в отдельном здание или в здании администрации города?\r\nесли не может МБУ находится в здание администрации города нужна ссылка на документ
Согласно ст.54 ГК РФ:
Фактическое место нахождение может быть и в отдельном здании, и в здании Администрации МО.
При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.
В случае выполнения реконструкции здания казенного учреждения (школы), кто должен быть определен как ответственный заказчик и на основании чего?
В муниципальной школе был приостановлен образовательный процесс из-за установленного экспертизой факта аварийности здания. Планируется реконструкция школы. За пол-года ни муниципалитет, ни управление образования не издали ни одного распорядительного документа о дальнейшей судьбе учреждения и здания. Каков порядок действий директора школы в этой ситуации? И в случае выполнения работ по реконструкции здания, кто должен выступать ответственным заказчиком?\r\n\r\n\’Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru\’
Также казенное учреждение не вправе осуществлять функции государственного (муниципального) заказчика на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Как указывается в Письме данное право отсутствует у казенных учреждений не только в силу норм, содержащихся в Законе N 94-ФЗ, но и согласно иным нормативным правовым актам РФ в редакции Закона N 83-ФЗ.
Отсутствие у казенного учреждения права осуществлять функции заказчика по выполнению работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, в соответствии с новым статусом бюджетных учреждений представляется вполне логичным. Поскольку бюджетное учреждение в соответствии с Законом N 83-ФЗ обладает самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, только бюджетное учреждение может отвечать за управление тем государственным (муниципальным) имуществом, которое закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи строительства и реконструкции объектов, входящих в состав указанного имущества.
Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов орган при этом вправе организовать размещение заказа для нужд бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, но подписать гражданско-правовой договор с победителем торгов вправе только руководитель (директор) бюджетного учреждения.
С учетом изложенного казенное учреждение может осуществлять функции заказчика при строительстве объектов, которые еще не переданы в оперативное управление бюджетным учреждениям.
Федеральное казенное учреждение. Государственное (муниципальное) казенное учреждение, его деятельность и права
В 2010 году был принят ФЗ №83. Он внес ряд изменений в отдельные законодательные документы. В соответствии с этими поправками с 2011 г. всем учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета, необходимо было принять статус автономных, бюджетных или казенных. Рассмотрим далее, что собой представляет последняя категория организаций.
Общие сведения
Имущественный вопрос
Права казенных учреждений на материальные ценности, закрепленные за ними, реализуются по определенным правилам. Предприятие может владеть, распоряжаться, пользоваться вверенным ему имуществом в пределах, предусмотренных законодательством. При этом данные действия должны согласовываться с целями функционирования организации, заданиями, назначением ценностей. Собственник имущества вправе изъять его часть у юрлица. Это допускается в том случае, если материальные ценности окажутся излишними, неиспользуемыми или используемыми не по назначению. Изъятым имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению. Казенное учреждение может самостоятельно реализовывать продукцию, которую выпускает, если другое не устанавливается законодательным актом или иным нормативным документом.
Перечень субъектов, обязанных сменить статус
Он приведен в ст. 31, п. 1 ФЗ №83. Изменить статус на территориальное или федеральное казенное учреждение необходимо:
Нормативная база
Изменение типа организации осуществляется в порядке, определяемом:
Документальное оформление
Проект постановления/распоряжения разрабатывается исполнительным органом, исполняющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовой регламентации в данной сфере деятельности, при согласовании с Минэкономразвития и Минфином.
Приложения
Вместе с распоряжением уполномоченный орган предоставляет:
Если изменение типа организации приведет к невозможности исполнения государственных задач, в пояснительной записке должны содержаться сведения о субъекте, которому они будут вверены.
Юридическое положение организаций после изменения типа
Территориальное или государственное казенное учреждение финансируется в соответствии со специально разработанной сметой из бюджетных средств соответствующего фонда. Данное положение закрепляется в ст. 6 и ст.161 (п. 2) БК. Операции по исполнению статей расходов и доходов казенное учреждение совершает на открытых им счетах в финансовом органе (региона или МО) либо Главном казначействе. Организация может самостоятельно выступать как истец или ответчик в суде. Эта возможность предоставляется в соответствии со ст. 161, п. 8 БК. Казенные учреждения России отвечают по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в их распоряжении.
Если имеющихся финансовых ресурсов организации недостаточно, собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность. Казенные учреждения РФ не могут получать и предоставлять займы/кредиты, покупать ценные бумаги. Бюджетные дотации и субсидии организациям не предоставляются. Предприятия не могут отчуждать либо другим способом распоряжаться вверенным им имуществом без согласования с собственником. Территориальное или государственное казенное учреждение может заниматься предпринимательством. Однако его форма должна быть указана в уставе. Доходы, полученные от такой деятельности, направляются в соответствующий бюджет. Размещение заказов на выполнение работ/предоставление услуг/поставку продукции осуществляется по ФЗ №94. Имущество организации закреплено за ней на правах оперативного управления.
Функции учредителя
Они осуществляются исполнительным органом, в ведении которого находится организация. Например, если это муниципальное казенное учреждение, то уполномоченной структурой будет администрация МО. Исполнительный орган:
Региональные и муниципальные исполнительные органы издают соответствующие документы, в которых устанавливаются конкретные задачи для учредителей подведомственных им учреждений.
Согласование с Росимуществом
Рассмотрение проекта решения о распоряжении материальными ценностями казенного учреждения осуществляется в течение 15 дней с даты его поступления. По окончании этого срока поданная документация согласовывается либо заявителю направляется мотивированный отказ в утверждении. При непоступлении ответа в течение 30 дней проект решения будет считаться согласованным. Уполномоченный исполнительный орган должен уведомить Росимущество о принятом постановлении. Это делается в течение 10 дней с даты утверждения. Для учреждений, которые находятся в ведении Росморречфлота, Управлении по делам Президента, Минобороны, решение принимается, соответственно, этими структурами.
Устав: общие положения
После утверждения нормативного акта о смене типа организации казенное учреждение должно внести соответствующие изменения в документацию. В уставе предприятия должны присутствовать «Общие положения». Они включают в себя:
Характер работы
В уставе должны быть обозначены цели и предмет деятельности. Они формулируются в соответствии с ФЗ, иным нормативным актом (региональным, местным). В документе должен указываться полный перечень типов деятельности, которые предприятие может осуществлять (указываются основные и дополнительные виды) для достижения поставленных целей. В устав включается раздел, содержащий информацию об организации работы и управлении предприятием. В числе прочего в нем указывается информация о:
Раздел о финансовом обеспечении и имуществе
В этой части устава указываются сведения о материальных ценностях, находящихся в оперативном управлении, их собственнике, порядке распоряжения ими, а также особенности поступления средств. Кроме этого, в разделе о финансовом обеспечении и имуществе указывается:
Уполномоченный исполнительный орган издает постановление, в соответствии с которым утверждаются изменения, внесенные в устав.
Что такое казенное учреждение и стоит ли стремиться им стать?
«Руководитель бюджетной организации», 2011, N 3
В чем состоят сходство и различия казенного учреждения с другими типами государственных и муниципальных учреждений? Кто принимает решение об оказании платных услуг? Каковы особенности налогообложения казенных учреждений?
В целом казенное учреждение по своим признакам представляет собой то, чем было раньше бюджетное учреждение (его даже можно назвать «старобюджетным» учреждением), однако с некоторыми новшествами и особенностями. В данной статье рассматриваются и анализируются характерные признаки казенных учреждений, условия превращения бюджетных учреждений в казенные, а также возможные последствия этого превращения для учреждения.
Функциональный статус казенного учреждения
Часть 2 ст. 120 ГК РФ.
Части 2 и 3 ст. 764 ГК РФ и ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Часть 19 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.
Часть 10 ст. 161 БК РФ.
Ответственность казенного учреждения по своим обязательствам
Абзац 4 ч. 2 ст. 120 ГК РФ.
Часть 7 ст. 161 БК РФ.
Распоряжение имуществом казенного учреждения
Часть 4 ст. 298 ГК РФ.
Финансирование казенного учреждения из бюджета
Статья 6 (определение понятия «казенное учреждение») и ч. 2 ст. 161 БК РФ.
Статья 220.1 БК РФ.
Внебюджетные доходы казенного учреждения
Часть 3 ст. 161 БК РФ.
Абзац 4 ч. 3 ст. 41 БК РФ.
Часть 3 ст. 161 БК РФ и абз. 2 ч. 4 ст. 298 ГК РФ.
Часть 22 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
Особенности налогообложения казенного учреждения
Пункт 33.1 ч. 1 ст. 251 НК РФ.
Пункт 1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ.
Как и бюджетные, казенные учреждения не вправе работать по упрощенной системе налогообложения (ст. 346.12 НК РФ). Как и любые государственные или муниципальные учреждения, казенные учреждения не вправе работать по единому сельскохозяйственному налогу (ст. 346.2 НК РФ).
Пункт 17 ч. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Пункт 4 ч. 6 ст. 346.2 НК РФ.
Казенное учреждение и государственное или муниципальное задание
Абзац 2 ч. 3 ст. 69.2 БК РФ.
Открытость деятельности казенных учреждений
Части 3.3 и 3.4 ст. 32 Закона N 7-ФЗ. Вступают в силу с 1 января 2012 г.
Часть 3.5 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.
Часть 5 ст. 33 Закона N 83-ФЗ.
Пункт 6 ч. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.
Пункт 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Каким бюджетным учреждениям лучше стать казенными?
Во-первых, необходимо понимать, что в отличие от «правил игры» при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения, где для такой трансформации требуется инициатива или согласие самого учреждения, решение о создании казенного учреждения принимается исключительно его учредителем и никакие инициативы и согласия самого учреждения здесь, по крайней мере формально, никакой роли не играют. Поэтому стать казенным учреждение может, только убедив в необходимости этого своего учредителя. Нужно надеяться, что учредители при принятии данного решения будут рассматривать предложения учреждений.
Часть 2 ст. 13 Закона N 7-ФЗ.
Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.
Пункт 1 ч. 2 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.
Часть 2 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ.
Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р.
Во-первых, в казенные учредителю необходимо переводить те муниципальные и государственные учреждения, которые должны выполнять функции распорядителей бюджетных средств.
Части 3 и 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.
В-третьих, безусловно, в статус казенных имеет смысл перевести те государственные и муниципальные учреждения, руководство которых пока не готово или не способно к увеличению своей финансово-хозяйственной самостоятельности в статусе бюджетного или автономного учреждения, а кадровый ресурс для замены этого руководства отсутствует.
Часть 1 ст. 78.1 БК РФ.