что значит казенное предприятие простым языком

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Полезное

Смотреть что такое «КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» в других словарях:

Казенное предприятие — (state owned unitary enterprise) — Казенное предприятие, а также учреждение, ведущее некоммерческую деятельность, обладают правом оперативного управления. В соответствии со ст. 296 ГК РФ они осуществляют в отношении закрепленного за… … Экономико-математический словарь

Казенное предприятие — (state owned unitary enterprise) — Казенное предприятие, а также учреждение, ведущее некоммерческую деятельность, обладают правом оперативного управления. В соответствии со ст. 296 ГК РФ они осуществляют в отношении закрепленного за… … Экономико-математический словарь

казенное предприятие — Казенное предприятие, а также учреждение, ведущее некоммерческую деятельность, обладают правом оперативного управления. В соответствии со ст. 296 ГК РФ они осуществляют в отношении закрепленного за ними имущества (в пределах, установленных… … Справочник технического переводчика

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — в соответствии с гражданским законодательством РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению… … Юридическая энциклопедия

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства… … Юридический словарь

Казенное предприятие — см. Право оперативного управления; Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления … Энциклопедия права

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — один из видов государственных предприятий. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

Казенное предприятие — Разновидность унитарного предприятия. Является коммерческой организацией. Казенное предприятие может быть образовано в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — в соответствии со ст. 115 ГК в случаях, предусмотренных законодательством об унитарных предприятиях, по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, может быть образовано унитарное … Юридический словарь современного гражданского права

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — в соответствии с гражданским законодательством РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению… … Энциклопедический словарь экономики и права

казенное предприятие — по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства… … Большой юридический словарь

Источник

Казенное предприятие

Казенное предприятие – это по гражданскому законодательству РФ унитарное государственное предприятие, основанное на праве оперативного управления закрепленным за ним имуществом. Возникновение К.п. (казенных заводов, фабрик) в России восходит к временам царствования Петра Великого. Главным их назначением было удовлетворение государственных нужд в областях военного, морского, горно-литейного дела. После 1917 все К.п. были национализированы. Потребность в К.п. в настоящее время обусловлена, прежде всего, тем, что в гражданском обороте отдельные предприятия призваны действовать, в сущности, от имени государства (государственного или муниципального образования) в интересах обеспечения обороны и безопасности РФ, функционирования различных видов транспорта, достижения иных стратегических целей РФ.

К действующим в настоящее время К.п. относятся некоторые предприятия оборонного комплекса, предприятия Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России) и др. В сфере гражданской защиты, в частности в МЧС России, имеются государственные унитарные предприятия (ведомственного подчинения). В последние годы наблюдается тенденция преобразовать отдельные из них в казенные предприятия с целью повышения эффективности выполнения работ и оказываемых услуг, предназначенных для федеральных государственных нужд.

В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, К.п. на закрепленное за ним имущество собственника приобретает право оперативного управления (П.о.у.), которое по содержанию совпадает с аналогичным правом финансируемых собственниками учреждений (ст. 296 ГК РФ). К. п. распоряжается закрепленным за ним движимым и недвижимым имуществом только с согласия собственника имущества (в лице уполномоченного Федерального органа исполнительной власти (ФОИВ).

В соответствии со ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на П.о.у., т.е. федеральное К.п. Учредительным документом К.п. является его устав, утверждаемый постановлением Правительства РФ (в том же порядке в устав вносятся изменения). Собственник имущества несет субсидарную ответственность (дополнительную ответственность, которую наряду с должником – К.п. – несет собственник перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором по обязательствам К.п.). В силу последнего К.п. не может быть объявлено банкротом. Но такая ответственность наступает только при недостаточности всего имущества К.п. для удовлетворения требований кредиторов (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Этим К.п. отличается от некоммерческих учреждений, по долгам которых собственники имущества отвечают уже при недостатке находящихся в распоряжении учреждений денежных средств, и от унитарных предприятий, по долгам которых их собственники не несут субсидарной ответственности. В остальном на К.п. распространяются общие правила об унитарных предприятиях.

Фирменное наименование К.п., основанного на П.о.у., должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Права К.п. на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. ст. 296, 297 ГК РФ.

Продукция, произведенная К.п. самостоятельно, может быть реализована им с возможными ограничениями (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Собственник определяет порядок распределения доходов К.п. Он вправе без согласия К.п. изъять у него излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Порядок распределения доходов К.п. определяется собственником имущества. Полученная прибыль направляется на финансирование мероприятий плана-заказа, плана развития К.п. и достижения др. производственных целей, а также на социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым Уполномоченным Правительством РФ исполнительным органом (У.П.и.о.). Остаток прибыли изымается в доход федерального бюджета.

Контроль за деятельностью К.п. осуществляют: Правительство РФ; Минэкономразвития России; Минфин России; Минздравсоцразвития России (Роструд), У.П.и.о.

Размеры и условия оплаты труда работников К.п. определяются в порядке, установленном Правительством РФ. Финансируется К.п. полностью или частично из бюджета государства.

К.п. без согласия Правительства РФ или У.П.и.о. не вправе создавать дочерние предприятия либо выступать учредителем др. предприятий (организаций, учреждений).

Возглавляет К.п. директор, назначение на должность и освобождение от должности которого осуществляет У.П.и.о.

К.п. может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» позволяет создавать К.п. субъектов РФ (по решению органов власти субъектов РФ), а также муниципальные предприятия (по решениям органов местного самоуправления).

Источники: Комментарий (постатейный) к ГК РФ. –М., 2004; Казенное предприятие и особенности правового статуса его имущества. Юрист Ахметьянова З.А. 2003.

Источник

Казенные предприятия: особенности правового положения

«Руководитель бюджетной организации», 2010, N 6

Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Том 1. М., 2005.

Казенное предприятие, с одной стороны, создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а значит, для ведения коммерческой деятельности. С другой стороны, в большинстве случаев львиная доля затрат на ведение такой деятельности осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, главными заказчиками продукции, выпускаемой казенными предприятиями, являются органы государственной власти.

Казенные предприятия и учреждения во многом схожи. Прежде всего тем, что ни те, ни другие не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.

Конечно, с этого момента прошло уже достаточно времени. Однако разработка нормативных правовых актов, которые должны быть приняты во исполнение Закона N 161-ФЗ, идет слишком медленно. Так, Правительство РФ лишь через пять лет после вступления в силу Закона N 161-ФЗ утвердило Положение о создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий (Постановление от 15.12.2007 N 872).

Таким образом, количество казенных предприятий уже возросло и может значительно возрасти в будущем. Конечно, при условии, что государство не изыщет другие варианты реализации своих функций.

Правовой статус казенных предприятий и история их развития

Следовательно, нельзя создавать унитарные, в том числе казенные, предприятия на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, и имущества ее субъектов или муниципальных образований. Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя, которому на праве собственности принадлежит имущество, закрепленное за таким предприятием.

С 1 января 1995 г. (дата вступления в силу части первой Гражданского кодекса) и до вступления в действие Закона N 161-ФЗ основы правового положения унитарных предприятий определялись только Гражданским кодексом.

Примечание. Казенные предприятия и учреждения во многом схожи. Прежде всего тем, что ни те, ни другие не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.

Так, п. 6 ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливал, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также к федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.

Согласно ст. 37 Закона N 161-ФЗ уставы существовавших унитарных предприятий должны были быть приведены в соответствие нормам данного Закона до 1 июля 2003 г.

Кроме того, Законом N 161-ФЗ были внесены поправки в ГК РФ (ст. 38 Закона N 161-ФЗ). В частности, начиная с 3 декабря 2002 г. всем унитарным предприятиям запрещено создавать дочерние предприятия.

Но самые значительные изменения были внесены в ст. 115 «Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления» ГК РФ.

Было установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), может быть создано на базе государственной собственности (как федеральной, так и собственности субъектов РФ) или муниципальной собственности.

Еще раз отметим, что до 3 декабря 2002 г. казенные предприятия могли быть созданы только по решению Правительства РФ и только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Соответственно, уставы казенных предприятий утверждались Правительством РФ, субсидиарную ответственность по обязательствам данного предприятия несла Российская Федерация, а ликвидировано или реорганизовано оно могло быть также только по решению Правительства РФ.

Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Казенное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно должно иметь самостоятельный баланс.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества: Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

Печать казенного предприятия должна содержать его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения данного предприятия, а также может содержать его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Место нахождения казенного предприятия определяется местом его государственной регистрации. Казенное предприятие должно также иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь. Об изменении своего почтового адреса оно должно уведомлять орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Отметим, что никакими другими законами, кроме Гражданского кодекса и Закона N 161-ФЗ, правовое положение казенных предприятий не определяется. Такая норма прямо закреплена п. 6 ст. 113 ГК РФ.

Казенные предприятия и учреждения

Анализ правового положения казенных предприятий позволяет провести аналогию с правовым положением учреждений по некоторым видам классификации юридических лиц: по форме собственности, составу учредителей, правам участников, объему вещных прав.

Форма собственности. И у государственных казенных предприятий (в широком смысле, включая муниципальные), и у государственных учреждений (также включая муниципальные), бюджетных и автономных, одинаковая форма собственности. Они государственные. Это свидетельствует о том, что и казенные предприятия, и учреждения преследуют общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования.

Состав учредителей. По составу учредителей в казенных предприятиях и государственных учреждениях (учреждения бывают также частными) существует общее ограничение. Так, учредителем и казенных предприятий, и государственных учреждений (в широком смысле, включая муниципальные) могут выступать только Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.

Объем вещных прав. По объему вещных прав юридические лица классифицируются в зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество.

При создании любого юридического лица учредители должны наделить его определенным имуществом для ведения самостоятельной деятельности. Это имущество, а также имущество, приобретенное юридическим лицом в процессе деятельности, становятся его собственностью.

Примечание. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Исключение составляют казенные предприятия и бюджетные учреждения. После передачи имущества такому юридическому лицу учредитель предоставляет ему только ограниченное (вторичное) вещное право (на оперативное управление), сохраняя за собой право собственности на данное имущество. Распоряжаться этим имуществом казенные предприятия и бюджетные учреждения могут только с согласия собственника. Что касается автономных учреждений, то распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом они также могут только с согласия собственника.

Собственник имущества и казенного предприятия, и бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность.

Казенное предприятие, как и учреждение, не может быть признано банкротом (ст. 65 ГК РФ).

Собственник имущества казенного предприятия. В соответствии со ст. 20 Закона N 161-ФЗ правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по его созданию, реорганизации и ликвидации, утверждению устава и внесению изменений в него осуществляет Правительство РФ.

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляют Правительство РФ или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, с 3 декабря 2007 г. от имени Российской Федерации права собственника имущества федерального казенного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Такое дополнение в Закон N 161-ФЗ внес Федеральный закон от 01.12.2007 N 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

От имени муниципального образования права собственника имущества казенного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Правоспособность казенных предприятий

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Датой создания казенного предприятия как юридического лица является не дата принятия решения о его создании, а дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ, ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

Казенное предприятие должно быть зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для государственной регистрации казенного предприятия в орган, осуществляющий регистрацию (ФНС и ее территориальные органы), представляются:

По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Но это правило не касается казенных предприятий, поскольку они обладают так называемой специальной, или уставной правоспособностью. Это означает, что казенное предприятие может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности и предусмотрены в его уставе. Соответственно, и обязанности у казенного предприятия возникают в связи с этой деятельностью. Данные требования закреплены в ст. 49 ГК РФ и в ст. 3 Закона N 161-ФЗ.

Исходя из специальной правоспособности казенных предприятий, п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе казенного предприятия, относит, в частности, предмет, цели и виды деятельности казенного предприятия.

Для справки. Казенные предприятия не вправе совершать сделки, которые противоречат целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).

Объем специальной правоспособности конкретного казенного предприятия нужно отразить в его уставе при создании предприятия в соответствии с целями, определенными собственником имущества (уполномоченным органом). При необходимости объем уставной правоспособности казенного предприятия может быть изменен. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в его устав решением органа, уполномоченного утверждать устав данного предприятия.

Таким образом, недопустимо включать в устав казенного предприятия положение о том, что предприятие вправе совершать любые сделки, не запрещенные законом.

Отметим, что такие же требования установлены и в отношении учреждений.

Казенное предприятие создается без ограничения срока, однако собственник имущества может создать его и на определенный срок, который обязательно должен быть указан в уставе предприятия.

По согласованию с собственником имущества казенное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

Оно вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Такая же норма действует в отношении автономных учреждений. Что же касается бюджетных учреждений, то они осуществляют все свои операции исключительно через лицевые счета, открытые им в органах казначейства. Отметим, что в период с 1997 г. до вступления в силу Бюджетного кодекса (до 1 января 2000 г.) федеральным казенным предприятиям счета открывались не в учреждениях банка, а в органах Федерального казначейства.

Казенные предприятия могут открыть в банках не только расчетные счета, но и текущие счета (они открываются, как правило, филиалам и представительствам предприятия), депозитные и валютные счета.

Создание казенного предприятия

Федеральное казенное предприятие учреждается только решением Правительства РФ. Решением федерального органа власти оно создано быть не может.

Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принимать такие решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Согласно ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано в случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования, а также если необходимо:

При принятии решения об учреждении казенного предприятия должны быть определены цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Согласно Постановлению N 872 для создания федерального казенного предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться предприятие (уполномоченный орган), должен обеспечить подготовку:

Кроме того, должны быть подготовлены проекты следующих документов:

При этом в технико-экономическом обосновании создания предприятия должны содержаться:

Пути создания казенного предприятия

Казенное предприятие может быть создано путем:

Если казенное предприятие создается путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия, то, кроме перечисленных выше документов, уполномоченный орган должен также подготовить следующие документы:

В случае создания казенного предприятия путем реорганизации унитарного предприятия уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня принятия соответствующего акта Правительства РФ должен согласовать проект разделительного баланса или передаточного акта и направить его на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом.

Уполномоченный орган в месячный срок со дня государственной регистрации предприятия должен:

Предприятие при его создании должно быть наделено имуществом, необходимым и достаточным для осуществления видов деятельности, предусмотренных его уставом.

Программа деятельности и смета доходов и расходов казенного предприятия

Свою деятельность казенное предприятие осуществляет в соответствии с программой деятельности на очередной год и плановый период и сметой доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом.

Программа деятельности казенного предприятия на очередной год и плановый период, а также смета доходов и расходов составляются по форме, утверждаемой уполномоченным органом. При этом смета доходов и расходов составляется на основе программы деятельности предприятия.

Руководитель предприятия обязан ежегодно представлять в уполномоченный орган:

Отметим, что процедура создания казенного предприятия практически аналогична процедуре создания автономных учреждений путем изменения типа существующего (бюджетного) учреждения.

Заключение

Действия учредителя в совокупности с государственной регистрацией казенного предприятия являются юридическим составом, порождающим возникновение нового субъекта гражданского права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *