что значит количество показов на hh
hh.ru глазами работодателя
Как работодатели видят отклики
Личный кабинет работодателя выглядит иначе, чем соискательский. Отклики на вакансию лежат списком в папке «Входящие». Чтобы быстрее разобрать то, что накопилось во «Входящих» за день, HR-менеджеры стараются уменьшить количество лишних кликов. Они настраивают вид папки так, что в списке резюме видно не только имя кандидата, но и его должность, названия компаний, в которых он работал, навыки и сопроводительное письмо. Им не приходится открывать каждое резюме: краткая выдержка из него уже отображается в списке.
Список непросмотренных откликов
Обычно работодатели смотрят отклики один-два раза в день, в выделенное для этого время. Изучают список, выбирают несколько подходящих кандидатов и открывают их резюме: у этих откликов появляется отметка «Просмотрен». Есть менеджеры, которые специально нажимают кнопку «Отметить как просмотренный» — чтобы соискатели видели, что их резюме не потерялось во входящих. Но когда откликов много, то это занимает значительное количество рабочего времени, и часть резюме все-таки остается без внимания.
Чтобы отсеивать по резюме было проще, работодатели иногда используют простой трюк: в конце текста вакансии задают вопрос, ответ на который просят прислать в сопроводительном письме. В этом случае они смотрят только на резюме с сопроводительными письмами.
Иногда вакансия кажется подозрительной: она обновляется, но ваш отклик так и остается непросмотренным. Здесь могут быть два варианта. Или вы не подошли по каким-либо критериям, и HR-менеджер не открыл ваше резюме, либо поиск кандидатов на вакансию идет не очень активно. Его «замораживают», если представитель работодателя ушел в отпуск или заболел. Или подходящего кандидата нашли, но он еще не вышел на работу: закрывать вакансию в этом случае рискованно, ведь он еще может передумать.
Что делать, чтобы отклик просмотрели
Распределение количества откликов на вакансии и приглашений на собеседование по часам на сайте
Мы знаем, что каждый соискатель ждет ответ на отклик, и постоянно напоминаем об этом работодателям. Но нет смысла ждать ответа больше недели: на интересные резюме обычно реагируют в течение двух дней. Поэтому даже если вы нашли идеальную вакансию и последовали всем советам, не останавливайте поиск: цените себя и свое время.
Clickme: как оценить эффективность рекламы вакансий
Какой из каналов считать более эффективным в таком случае — решает сам работодатель. Как показывают опросы HeadHunter, в первую очередь компании смотрят на качество кандидатов, то есть на то, через какой канал пришел принятый в итоге сотрудник. Мы разберем метрики, которыми можно оценить рекламную кампанию в сервисе Clickme от HeadHunter: они помогут глубже понять, откуда и почему на вакансию пришли нужные вам кандидаты.
Как считаем
Среднестатистическая «воронка подбора» выглядит так:
Чтобы понять, насколько хорошо работает тот или иной канал привлечения кандидатов, придется пройти по всем пунктам и вписать туда результаты. И сравнить: сколько времени, денег и ресурсов рекрутера занял поиск через каждый канал.
Самый первый этап — показы объявления — не всегда можно сосчитать. Сервис Clickme дает такую возможность: объявления о вакансии появляются на самом верху выдачи hh.ru, в соцсетях, в том числе «Вконтакте», и в «Яндекс.Директе», и статистика о показах доступна работодателю. Около 50% рекламных компаний в Clickme используют соцсети, и примерно столько же — «Яндекс.Директ», и часто оба канала одновременно.
За что платим
Объявление видит гораздо больше людей, чем решает по нему кликнуть. Причины в том, что для человека объявление может быть неактуальным, его внешний вид — непривлекательным, и так далее.
Помогает заметить ошибки в дизайне объявления или таргетинге подсчет CTR (click-through rate, показатель «кликабельности») — отношения числа кликов на рекламное объявление к числу показов. Предположим, объявление видели 10 000 человек, а кликнуло по нему четыре соискателя: значит, CTR равен 0,04%.
В разных отраслях и на разных вакансиях этот показатель будет разным. Вот несколько успешных кейсов из опыта Clickme:
Офис-менеджер
143900 показов объявления
436 просмотров вакансии
28 откликов
Кредитный специалист в банке
8237067 показов объявления
1553 просмотров вакансии
73 откликов
В Clickme работодатель платит только за просмотры вакансии. Сколько из этих просмотров превратится в отклики, зависит от нескольких факторов: насколько правильно настроен таргетинг, сколько потенциальных кандидатов сейчас на рынке, насколько правдиво в объявлении представлены условия работы и ее преимущества. Если в рекламе указана одна сумма, а в самой вакансии — другая, то разочарованный кандидат вряд ли откликнется на такое предложение.
Как узнать стоимость отклика
Прежде чем считать стоимость, нужно определить количество откликов на вакансию: сколько из них пришло из Clickme, а сколько — из обычной выдачи hh.ru? Разделите стоимость рекламной кампании на количество полученных с ее помощью откликов: это покажет, сколько денег ушло на привлечение одного соискателя через этот канал.
Оценить результат можно только в сравнении и с учетом ответов на следующие вопросы:
Высокая стоимость отклика может оказаться вполне справедливой, если она сэкономила рекрутеру несколько дней поисков. И наоборот: если на вакансию пришло очень много «дешевых» откликов, возможно, стоит уточнить таргетинг — чтобы получать более релевантных кандидатов и сократить время разбора резюме.
Эксперименты с вакансиями: что влияет на просмотры и отклики
Когда в вакансии нужно что-то изменить
Когда маркетологи размещают в интернете рекламу товара или услуги, они сразу следят за эффектом — просмотрами и кликами, чтобы не расходовать бюджет напрасно. Если реакции на рекламу нет или реагирует нецелевая аудитория, меняют текст или картинку и снова смотрят на эффект.
С вакансией нужно поступать так же. Вакансия «Стандарт» активно собирает отклики в первые три дня, «Премиум» — неделю. Поэтому смотрите на количество просмотров и откликов в течение этого «горячего» периода и, если их мало, принимайте меры: когда будете обновлять вакансию, поменяйте в ней что-нибудь.
Как понять, что именно менять. Сделайте конкурентный анализ вакансии на hh.ru — это бесплатно. Лучше проводить его еще до размещения вакансии, но если вы поторопились с публикацией без анализа, сделайте его после. Попасть в «Конкурентный анализ вакансии» можно через вкладку «Все сервисы».
Проверьте вакансию по чек-листу типичных ошибок. Покажите ее кому-то из специалистов, похожих на тех, кого вы хотите привлечь через нее, и спросите, откликнулись бы они на нее, и, если нет, почему. В идеале всё это тоже лучше сделать до публикации, но лучше поздно, чем никогда.
Ниже — еще несколько подсказок.
1. Если у вакансии нет или мало просмотров
Это значит, что вакансию пролистывают, не открывая, либо она редко попадает в поисковую выдачу. Первый вариант означает, что ваша вакансия не заинтересовывает соискателей, когда они скроллят перечень вакансий, сформированный по их поисковому запросу. В это время они видят только название, зарплату (если вы ее указали), наименование работодателя и краткое описание. Вот пример, как выглядит поисковая выдача у соискателя.
Если вакансию пролистывают, не открывая, возможно, у нее неудачное название, слишком низкая зарплата или невнятное краткое описание.
Второй вариант — вакансия редко показывается в поисковой выдаче — случается как из-за неудачного названия и описания, так и из-за ошибок с размещением вакансии (например, если неправильно указана профобласть).
Поменяйте название
Сформулируйте название вакансии точнее. Узнайте, как предпочитают называть себя специалисты, которых вы ищете. Проверьте, увеличатся ли после этого просмотры. Если у соответствующего функционала может быть несколько альтернативных вариантов названий, попробуйте все и посмотрите, какой из них сработает лучше.
Если у должности есть какое-то преимущество, которое уместно указать сразу в названии, сделайте это. Например, для менеджеров по продажам большой плюс — работать не с холодной, а с теплой базой. На hh.ru был кейс, когда две похожие вакансии менеджеров по продажам с зарплатой одного уровня принципиально отличались только названием: одну назвали просто «менеджер по продажам», другую — «менеджер по продажам (теплые клиенты)». Вторая вакансия набрала в два раза больше откликов.
Разберитесь с зарплатой
Конкурентный анализ вакансии выявляет в том числе отклонение зарплаты от среднего уровня в предложениях конкурентов. Если вы пользуетесь таким инструментом, как «Карта вакансий» от проекта «Люди в цифрах», вы можете сделать более глубокую аналитику — по аналогичным вакансиям конкретных конкурентов. Вдруг кто-то из них разместил суперзаманчивое предложение существенно выше рынка — и все кандидаты сейчас «слетаются» только на него, игнорируя остальные.
Если вы видите, что предложенная вами зарплата ниже рыночного уровня, уберите ее из вакансии.
Вообще, обычно мы советуем в вакансии зарплату указывать. Потому что, когда сведений о зарплате нет, соискатели думают, что она слишком низкая (если, конечно, это не позиция топ-менеджера), и предпочитают вакансии, в которых зарплата указана. Но в ситуации, когда зарплата ниже рынка, убрать ее — меньшая из двух зол. Пока вакансия активно показывается в топе, вы получите хотя бы какое-то количество откликов, параллельно убеждая руководителя пересмотреть размер вознаграждения в соответствии с рыночными реалиями.
Если зарплата в вашей вакансии, наоборот, не была указана, хотя она предполагается достойной, не умалчивайте о ней — укажите. И следите, увеличатся ли просмотры.
Если у вас зарплатная вилка и вы указали нижнее значение («от 45 000 рублей»), попробуйте указать вместо этого максимум («до 70 000 рублей») и следите за просмотрами. О влиянии размера зарплаты на отклики мы рассказывали здесь.
Посмотрите краткое описание
Попробуйте найти свою вакансию как обычный пользователь и посмотрите, как она выглядит в поисковой выдаче на фоне остальных похожих. Заодно поймете, легко ли она находится.
Краткое описание понятное, содержит ключевую информацию или в нем «вода» и путаница? Краткое описание формируется автоматически из вашего основного текста вакансии. Попробуйте что-то переформулировать в основном тексте — изменится и краткое описание. Если сейчас у вас сплошной текст свободной структуры, разбейте его на разделы: обязанности, требования, условия.
Повторно разместите вакансию в другой день
Если у вас вакансия «Стандарт», проверьте, когда вы ее разместили. Соотнесите это с таблицей активности соискателей по дням недели и времени суток. Чем темнее тон ячеек в этой таблице, тем активнее в это время пользователи на hh.ru. В целом соискатели активнее всего ищут вакансии обычно с понедельника по четверг примерно с 9:00 до 16:00. Начиная с пятницы их активность на сайте снижается. В таблице можно смотреть данные по конкретным профобластям и регионам.
Но из каждого правила есть исключение: некоторые HR-специалисты опытным путем вычисляют, что их целевая аудитория, наоборот, активно ищет работу по пятницам и в выходные дни. Мы рассказывали про такой кейс.
Если просмотров меньше, чем вы ожидали, и вы не уверены, публикация в какой день и в какое время суток сработает лучше в вашем случае, проведите эксперимент — попробуйте обновлять вакансию в разные дни и разное время, сравните результаты.
2. Если просмотров много, а откликов нет
Это значит, что вашу вакансию легко найти, она в топе, заинтересовывает соискателей в поисковой выдаче, но, когда они ее открывают и читают подробнее, что-то в ней разочаровывает или даже отталкивает.
Это повод проанализировать основной текст вакансии глубже — нет ли в ней типичных ошибок и соответствует ли она правилам привлекательности.
Опять же, покажите ее тем, для кого она предназначена, и спросите, откликнулись бы они и если нет, то почему. Уберите или переформулируйте то, что их смущает.
HR-менеджер сервиса бухгалтерской поддержки бизнеса рассказывала про случай из ее практики, когда на вакансию бухгалтера с зарплатой выше рыночного уровня не поступило откликов. Вакансию показали бухгалтерам, которые уже работали в этой компании. Они сказали, что не стали бы откликаться — испугались бы, что профессионально не соответствуют (в вакансии было слишком много требований). Когда в описании оставили только самые существенные требования, а остальные удалили, на нее пошли отклики.
3. Если отклики сплошь нерелевантные
К сожалению, это нормально в сложные периоды, когда много людей теряет работу (они начинают откликаться на любые варианты). Но в обычных стабильных условиях это означает, что условия вакансии привлекают не тех, кто вам нужен, но совсем не привлекают тех, кого вы ждете. Например, потому что из описания вакансии не очень понятно, какого рода специалиста вы ищете и какие конкретно задачи будут стоять перед ним (смотрите ошибку № 3 в этой статье), или у вас в одной вакансии функционал сразу для целого отдела (смотрите ошибку № 5 в этой статье).
Сформулируйте описание точнее. Для этого попросите заказчика подбора (руководителя, в команду которого требуется специалист) помочь вам составить профиль должности.
Еще возможный вариант: нужные специалисты вакансию тоже смотрят, но им в ней что-то не нравится (см. предыдущий раздел статьи), тогда как непрофессионалы не обращают на эти недостатки внимания.
Самая частая причина большого количества нерелевантных откликов — высокая зарплата. Чем она выше, тем больше соблазн откликнуться даже у человека совсем из другой сферы («А вдруг повезет?»). Если при этом еще и требования к соискателям и описание функционала не очень четкие или кажутся простыми, то откликаются все подряд.
Не меняйте всё сразу
Если у вас несколько гипотез, что стоило бы поменять в вакансии, не спешите менять всё за один раз. Иначе вы не поймете, что сработало, а что — нет, можете перебить эффект от правильного изменения неправильным и даже не понять этого.
Допустим, вы переформулировали название вакансии (должности) и одновременно указали размер зарплаты, если в первом варианте размера зарплаты не было. Если после этого просмотров не стало больше, а вы по-прежнему не знаете, проблема в названии, в зарплате или и в том, и в другом. Может быть, новое название удачное и оно сработало бы, если бы вы по-другому указали зарплату.
Последовательные изменения (сначала название, потом зарплата или наоборот) позволят отследить реакцию на каждое из них и в конце концов создать наиболее удачный вариант вакансии.
Все эти советы — скорая помощь для попытки отладить вакансию на ходу. Хотите действовать как настоящий марчар (HR-маркетолог) и составлять четко выверенные под целевую аудиторию вакансии? Скоро расскажем, как проводить сравнительное тестирование вакансий.
Анализ резюме hh.ru: много графиков и немного сексизма и дискриминации
Недавно мне на глаза попалась статья про анализ датасета резюме hh.ru, который участвовал в каком-то хакатоне. Это навело меня на мысль самому поиграться с данными резюме. Тем более что у меня их немного больше. Я выбрал самую интересную для меня профобласть, которую можно указать в резюме, — «Информационные технологии, интернет, телеком».
Под катом вас ожидает много графиков, на которых вы узнаете, сколько получают люди в различных айтишных специализациях, выпускники каких вузов хотят больше всего денег, у каких работодателей айтишники задерживаются меньше всего, зарабатывают ли пользователи гуглопочты больше, чем пользователи почты Яндекса или Мейла, и много другой информации.
Всё описанное ниже — это лишь моё видение того, как оно должно быть. Графики не претендуют на полную объективность и отражение реальной ситуации. В любом месте я мог допустить ошибку.
Я взял российские резюме из профобласти «Информационные технологии, интернет, телеком», которые обновлялись за последний год. Далее для всех графиков следует учитывать, что приведенные ниже показатели — это не абсолютный срез по стране, а только по той части, которая присутствует на hh.ru. Она может быть смещенная.
В общей сложности в анализе участвует 566 178 резюме айтишников. Все графики кликабельны.
Количество человек в специализации
В профобласти «Информационные технологии, интернет, телеком» можно выбрать до трех специализаций. На графике показано, сколько человек какую специализацию выбрали:
Сколько человек скрывают желаемую зарплату
При создании резюме можно не указывать свою заплату. Как видим, этим пользуется порядка 40% айтишников.
Распределение мужчин и женщин по специализациям
Перевесом мужчин в IT никого не удивишь. Почему так мало женщин — сисадминов, сетевиков и руководящих технарей?
Распределение желаемой зарплаты по специализациям
Ну а теперь посмотрим, сколько денег хотят мужчины и женщины в разных специализациях по всей России.
Следующий график — это boxplot, или по-нашему — ящик с усами. Читается он так. Черта внутри ящика — это медиана. То есть половина людей получает больше этой суммы, а другая половина — меньше. Значение медианы я постарался почти на всех графиках подписать. Ящик представляет собой интерквартильный размах (IQR) и включает в себя 50% всех резюме: от 1-го квартиля (25%) до 3-го квартиля (75%). Другими словами, 25% резюме хотят меньше денег, чем левая граница ящика, и 25% хотят больше денег, чем правая граница ящика. Усы же ограничивают почти все остальные данные: 0,35% всех резюме хотят меньше денег, чем у левой границы, и 0,35% хотят больше, чем граница правого уса. Все, кто не вошел в указанные интервалы, — выбросы и отмечаются отдельными точками.
Ни для кого не секрет, что в Москве и Санкт-Петербурге больше айтишников, чем в других регионах нашей страны, и уровень оплаты там выше среднего по стране. Поэтому я сделал для этих городов отдельные графики с распределением зарплат по специализациям.
Распределение зарплат по специализациям в Москве
Распределение зарплат по специализациям в Санкт-Петербурге
На всех трех графиках одинаковые ожидания по денежной компенсации между мужчинами и женщинами можно увидеть у тестировщиков. Кстати, в эту IT-область девушки идут с большей охотой, чем во многие другие.
Стоит отметить, что в Москве и Питере женская медиана у технических начальниц выше. Но если посмотреть на график распределения по количеству мужчин и женщин в этой специальности, то видно, что вторых значительно меньше.
Зарплаты айтишников по России в сравнении с другими профессиональными областями
Видим, что по зарплате айтишники уступают только добыче сырья, консультированию и высшему менеджменту. В 24 из 28 профобластей женщины хотят меньше денег (по медиане). В остальных — поровну.
Распределение айтишников по регионам
Еще раз уточню, что график отражает не реальное распределение айтишников по стране, а только те резюме, которые есть на hh.ru. Уровень использования сайта в регионах отличается.
Сколько резюме приходится на одну вакансию
Для данного графика я получил все активные вакансии и резюме, которые обновлялись в течение года, и для каждого региона поделил количество резюме на количество вакансий. Также я исключил регионы, где количество айтишников меньше 1000.
Видно, что в лидеры вырвалась Московская область. Она не включает в себя саму Москву. Скорее всего, так потому, что много айтишников, особенно приезжих, расселяется на периферии, а работа по большей части в самом городе.
Процент IT-резюме от общего числа резюме
На следующем графике я посчитал, какой процент от общего числа резюме в данном регионе занимают айтишники.
Интересная разница между Питером и Ленинградской областью и Москвой и Московской областью. Скорее всего, это из-за наличия в МО таких крупных притонов для айтишников, как Мытищи, Химки, Люберцы и прочих, которые относятся к области, но близко к городу.
Распределение желаемой зарплаты в IT по регионам
Самые популярные ключевые навыки в IT
В резюме можно указывать ключевые навыки. На следующем графике показан топ выбранных навыков для всех айтишников.
Ключевые навыки для специализации «Программирование, разработка»
Интересно посмотреть основные ключевые навыки только для разработчиков.
Ключевые навыки для специализации «Начало карьеры»
Распределение денежных ожиданий по ключевым навыкам
Распределение возраста по специализациям в IT
Молодёжь чаще идёт в web и игрушки. Мне кажется, это отличная точка входа в IT.
Зависимость зарплаты от опыта работы
Порядок нарушают лишь те, кто проработал уже более 20 лет. Скорее всего, так потому, что в этой категории много тех, кто пришел в IT из другой области. Так как в резюме люди часто любят указывать не только релевантный данной профобласти опыт.
Распределение резюме по статусам видимости
Предпочитаемое время на дорогу до работы
Большинство указывает, что время, затраченное на дорогу до работы, не имеет значения. В Питере и Москве люди несколько глубже осознают это «не имеет значения» и поэтому реже выбирают этот пункт.
Ближайшая станция метро
В резюме можно указывать ближайшую станцию метро. Посмотрим для Москвы, где больше всего людей.
Я не нашел простого способа поставить в питоновском gmap текстовый лейбл, поэтому отмеченные маркерами станции обозначены отдельно:
Большинство указанных станций — основные точки входа в город из людных замкадных мест.
Какими сотовыми операторами пользуются айтишники
Я скачал базу DEF-кодов на сайте Россвязи, немного причесал её и смапил с номерами телефонов из резюме.
Какой электронной почтой пользуются
Для данного графика различные домены одной компании я объединил в одну группу. Кстати, любопытный факт, которого не видно на графике, про Яндекс.Почту, что подавляющее большинство указывает в email-адресе домен yandex.ru, а не ya.ru
Я всегда считал, что самые крутые чуваки пользуются Gmail, средние — Яндексом, а остальные используют почту Mail.ru. Сейчас посмотрим, какие зарплатные ожидания будут по этим трем группам.
Так что, ребята, если хотите больше денег — вы знаете, что делать.
Распределение желаемой зарплаты по вузам
Ну а теперь посмотрим, выпускники каких вузов хотят больше всего денег. Я отсеял все заведения, где училось меньше 1000 человек из выборки.
В каких компаниях люди дольше всего работают
В опыте работы можно указать продолжительность работы в данной компании. Я взял все, через которые прошло более 500 айтишников.
Видно, что попадаются не очень айтишные организации. Всё потому, что в опыте работы указывается не только релевантный опыт.
Распределение желаемой зарплаты при наличии опыта работы в компании
Посмотрим, люди с опытом работы в каких компаниях хотят больше всего денег. Возьму Москву и Питер отдельно.
В процессе рисования графиков у меня появлялись всё новые и новые идеи что можно сделать ещё, но я решил остановиться на том, что есть. Если этот пост хорошо зайдёт, я сделаю продолжение.
В рисовании графиков мне помогали: Python, Jupyter notebook, Pandas, Seaborn, Apache Hive и другие.
Задавайте вопросы.
Всем спасибо.
UPD: Немного почистил три последних графика, объединив разные написания одной организации