что значит контрагент требующий внимания
Внимание! Ваш контрагент в фокусе налоговой
О том, что ваш контрагент попал в поле зрения налоговой, вы сможете узнать, во-первых, от него самого и во-вторых, получив требование налоговой представить информацию о ваших с ним взаимодействиях.
Это повод насторожиться – не исключено, что — перебрав звенья цепочки — налоговую заинтересует и ваша компания.
Встречные проверки – самое обычное дело. Далеко не всегда они приводят к выездным. Но недооценивать налоговый контроль, расслабляться и бездействовать не стоит.
Что делать:
1. Свяжитесь с контрагентом и сообщите о внимании налоговой. Или узнайте у него, что происходит.
2. Уточните, что требует налоговая от вашего контрагента.
В рамках какой процедуры проводит налоговый контроль– камеральная, выездная, тематическая проверки.
Что им предшествовало — требования, вызов на комиссию, — какие результаты.
Какие заданы опасные вопросы и какие даны ответы.
3. Какие методы налогового контроля применены – осмотры помещений, выемка документов, опросы сотрудников. Острые моменты и выводы.
4. Сопоставьте с контрагентом общие документы, проверьте их на абсолютную идентичность. Должны совпадать все реквизиты, в том числе подписи, печати, нумерации, даты. Проверьте еще раз. Факсовые копии замените на подлинники.
5. Узнайте — сдавал ли контрагент уточненную отчетность по сделкам, касающимся вашей компании. И его планы по этому вопросу. Просчитайте свои риски и последствия.
6. Выслушайте мнение контрагента и его предложения по совместным действиям.
7. И его предложения по вашим действиям. Пристрастно оцените их приемлемость в интересах своей компании.
8. С учетом полученной информации и критичного взгляда на происходящее, оцените перспективы и просчитайте риски своей компании.
Продумайте свою тактику в отношении:
9. В случае острой ситуации — если вы уверены в правильности своих действий и достаточности их доказательств — приготовьтесь к защите своих интересов.
«Трясти» могут и вашего поставщика, и вашего покупателя. Вовремя информировать своих партнеров о надвигающейся угрозе – хороший тон.
Не замыкайтесь в себе. Не игнорируйте своих контрагентов. Вы можете узнать много интересного, неожиданного, а главное – своевременного и полезного!
Ваш контрагент проверен – какие к вам претензии?
Может очень пригодиться в работе Определение ВС от 29 сентября 2018 г. № 305-КГ18-7133.
Суд указал: одно и тоже обстоятельство в актах разных налоговых проверок должно оцениваться одинаково. Налоговые органы составляют единую централизованную систему.
Налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля должны учитываться выводы других налоговых органов, сделанные в отношении контрагентов проверяемого лица.
Как применить: при проверке – любой — камеральной, выездной- полезно связаться со своим контрагентом, за сделки с которым «зацепились» налоговики.
И если в отношении него налоговая уже провела налоговую проверку – любую — камеральную, выездную — за тот период, по которому «бодают» вас – и нарушений никаких по сделке с вами не выявлено — можете проинформировать свою налоговую о положительных выводах налоговой проверки контрагента. Определение суда — вам в помощь!
Две истории, которые тоже могут быть интересны.
Контрагент пропал, что делать?
Если после сделки с вами по прошествии ряда лет контрагент исчезнет из поля зрения налоговой, прекратит деятельность и будет признан нарушителем — собранный вами отчет о проверке его благонадежности поможет вам выиграть дело.
Есть на эту тему положительная арбитражная практика.
Позиция суда: на день заключения договора контрагент вел деятельность и не относился к «однодневкам». Компания не могла знать о будущих нарушениях контрагента и не должна за них отвечать.
Об этом в постановлениях:
Важно понимать, что пороки контрагентов не могут дискредитировать вас за одним единственным исключением: если вы, заключая с ними договор знали (или могли знать), что они неблагонадежны. Или сами создали спорную схему из подконтрольных участников.
Обязанность доказать умысел — на налоговых органах. А ваша задача- убедить из в том, что в выборе контрагента проявлена надлежащая коммерческая осмотрительность.
И еще одно полезное решение суда.
Цепочка и коммерческая осмотрительность
Пороки поставщиков непервого уровня в цепочке – не влекут автоматического признания необоснованной налоговой выгоды у налогоплательщика. Так как каждый из них самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга пользуется своими правами.
Об этом Определение Верховного суда РФ от 1 февраля 2016 г. №308-КГ15-18629.
На практике нередко налоговые органы изучают сделки по цепочке контрагентов и в случае разрыва в ней – отказывают в вычете всем участникам или возлагают ответственность на платежеспособную компанию, обладающую ресурсами.
Суд поддержит компанию, если она – не инициатор создания этой цепочки, налоговый орган не представит доказательств подконтрольности и взаимозависимости ее участников, и контрагент первого звена будет проверен должным образом и признан добросовестным.
Налоговые оговорки в договор станут еще одним доказательством вашей осмотрительности и защитят компанию от потерь в случае налоговых претензий.
Грамотно собранные доказательства убедят проверяющих в прозрачности и достоверности сделки.
Желаю вам надежных и порядочных контрагентов!
Встречайтесь с ними, приглашайте выпить кофе и поздравляйте с праздниками!
Опасайтесь аферистов и берегите свой бизнес от негативных налоговых последствий!
Проверка контрагента — 2021: что важно для налоговых органов сегодня
На протяжении последнего десятилетия система проверки деловых партнеров сильно менялась. Ведь еще до 2010 года отсутствовали какие-либо подробные разъяснения по этому вопросу, не сформировалась судебная практика и даже не была принята концепция должной осмотрительности.
Впервые попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика при выборе контрагентов была предпринята в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. С тех пор прошло более 10 лет, но многие компании по-прежнему уверены, что сегодня для проверки делового партнера достаточно сбора базовой информации из открытых источников. Конечно, такую информацию иметь нужно, но судебная практика показывает, что этот подход уже устарел.
Бизнес хочет понять, каких мер и в каком объеме ожидают от него налоговики, почему он должен «отвечать» за своих контрагентов и каких действий будет достаточно для того, чтобы предотвратить негативные последствия в работе с партнерами.
На эти вопросы в рамках конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020», организованной компанией СКБ Контур, ответила Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY.
Как развивалась система проверки контрагентов
Начиная с 2010 года в судах постепенно образовалось огромное количество дел, связанных с взаимодействием с контрагентами. В этих делах так или иначе рассматривался вопрос о том, могут ли компании принять к вычету входной НДС от поставщика и поставить к вычету расходы для целей налога на прибыль.
Вычеты по НДС и вычеты по налогу на прибыль представляли собой две разные темы. Но время от времени они пересекались, когда суды рассматривали споры о правомерности принятия расходов для целей налога на прибыль.
В этот же период набирала обороты тема борьбы с фирмами-однодневками и с незаконными вычетами по НДС и возмещениями по НДС. Накапливалась судебная практика. Проблема заключалась в одном: налогоплательщикам было неясно, какими действиями можно доказать свою добросовестность в выборе делового партнера. Ответ на этот вопрос впервые появился в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.
В этом документе была предпринята попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика и налоговых органов. Именно тогда сформировалась концепция необоснованной налоговой выгоды и появилась другая терминология, которую суды используют по сей день, рассматривая спорные ситуации с заявленными вычетами.
Еще до 2010 года был изменен подход к выбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. ФНС и Минфин выпустили первые письма, в которых пытались ответить на вопрос, какие меры нужно предпринять налогоплательщику, чтобы убедить налоговые органы в проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента.
После 2010 года ситуация прояснилась еще больше. Помимо писем и разъяснений ведомств появилась автоматизированная система контроля за возмещением НДС — АСК НДС-2. К этому моменту уже стало понятно, что налоговые органы решили довольно системно подойти к решению вопроса, а значит и ответ бизнеса тоже должен быть системным.
В 2017 году появилась ст. 54.1 НК РФ, которая требует от налогоплательщика не злоупотреблять правом. То есть сделка должна быть реальной, она должна осуществляться тем контрагентом, который заявлен по документам, и у сторон не должно быть намерения не платить или недоплатить налоги.
Как менялся фокус налоговых проверок
Изначально фокус проверок был направлен на борьбу с фирмами-однодневками. Налоговики старались выявлять компании, которые создавались на короткий срок и не ставили цель осуществлять реальную экономическую деятельность. Именно на них налоговая отработала свой подход к проверке контрагента.
Разработка подходов налоговой службы к проверке контрагентов
Во многом налоговикам помог запуск системы АСК НДС-2. Она позволила в онлайн-режиме выявлять ситуации, когда в бюджете не создан источник для возмещения денежных средств, предъявляемых к вычету.
Стали появляться письма ведомства, которые раскрыли внутренние подходы налоговой службы к проверке контрагентов. В частности, был разработан так называемый риск-ориентированный подход, согласно которому все налогоплательщики распределяются по ряду групп и каждому из них присваивается риск-фактор. В зависимости от этого фактора определяется степень налогового контроля.
Требования к выбору поставщика не только первого уровня
С определенного момента и по сей день налоговые органы поднимают вопросы о должной осмотрительности в выборе поставщика не только первого, но и предыдущих уровней.
Как показала судебная практика, сейчас уже недостаточно просто продемонстрировать налоговым органам формальное соблюдение критериев проявления должной осмотрительности, например, собрав комплект базовых документов, свидетельствующих о том, что контрагент существует.
Налоговые органы начали разбираться в деталях. Им стало интересно, насколько вы, выбирая того или иного контрагента, ту или иную бизнес-модель или цепочку поставщиков, понимаете, что имеете дело с добросовестным партнером, который отвечает не только вашим коммерческим интересам, но и интересам государства.
Налоговики хотят, чтобы представители бизнеса знали своего контрагента довольно детально. Для них важно, чтобы сами налогоплательщики предприняли определенные усилия и поняли:
По сути, налоговые органы хотят разделить бремя проведения процедур контроля с самими налогоплательщиками.
Каких изменений следует ожидать в будущем
Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY, считает, что нужно отталкиваться от результатов судебных разбирательств за последний год. А они свидетельствуют о том, что налоговые органы готовы перейти к функциональному анализу бизнес-цепочек. Это необходимо для того, чтобы понять роли каждого звена в этой цепочке.
Более того, налоговики ожидают, что каждый участник цепочки должен быть готов ответить на вопрос о том, какова конкретно его роль и роль каждого партнера в этой цепочке.
Налоговая стимулирует бизнес к тому, чтобы цепочка поставок была короче. А если это невозможно, то она должна быть максимально прозрачной.
Каким должен быть ответ бизнеса на требования налоговых органов
Сегодня многие налогоплательщики по-прежнему ограничивают процедуры проверки контрагентов сбором базовой информации, которая доступна в открытых источниках.
Например, есть целый набор бесплатных ресурсов ФНС для поиска контрагента по ИНН, проверки задолженности по уплате налогов, выявления адресов массовой регистрации, поиска людей в реестре дисквалифицированных лиц и др. Также уже не первый год работает сервис «Прозрачный бизнес», с помощью которого можно получить комплексную информацию о налогоплательщике. В рамках этого ресурса ФНС открывает всё больше полезных данных, которыми можно воспользоваться, чтобы минимизировать риски.
Но, к сожалению, использования только открытых источников для проверки контрагента сегодня недостаточно.
Все данные о контрагенте в один клик: поиск связанных организаций, участие в госконтрактах, финансовое состояние и многое другое
Важно, чтобы подход компаний к проверке своих деловых партнеров основывался:
Сегодня разумный подход заключается в выстраивании определенной системы мер, которая должна включать не только сбор и анализ общедоступной информации, но и доказательств того, что деловой партнер располагает достаточным количеством ресурсов, у него есть квалифицированные сотрудники и т.д.
В рамках анализа необходимо ответить на ряд вопросов. Привлекает ли ваш контрагент для выполнения своей задачи других контрагентов? Осведомлены ли вы о всей цепочке поставок? Уплачивает ли контрагент налоги и какими документами вы можете это подтвердить, не нарушая коммерческой тайны?
Этапы проверки контрагента в 2021 году
На конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ассоциированный партнер EY Ольга Одинцова описала 4 этапа, которым нужно следовать.
Этап 1. Соберите информацию о своем контрагенте
Этот блок самый простой. Он включает анализ данных из открытых источников, а также запрос необходимых документов: копии устава организации, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документов, удостоверяющих личность руководителя и др.
Также полезно провести сбор дополнительной информации на основе уже имеющегося опыта взаимодействия с контрагентом. Помните о том, что одного только наличия информации, «не пропущенной» через аналитику, не дает полного представления о рисках. Прежде всего важно собирать документы, которые подтверждают реальность совершения хозяйственных операций.
Этап 2. Анализируйте собранную информацию с учетом критериев
Нужно помнить о критериях добросовестности, на которые указывают в своих письмах Минфин, ФНС, а также судебная практика.
Нужно проверять, есть ли у контрагента необходимые ресурсы, насколько хороша его деловая репутация, обладают ли сотрудники необходимыми навыками и компетенциями.
Этап 3. Документируйте процесс
Собирайте документы, с помощью которых можно подтвердить выбор контрагента и критерии, на основе которых он был сделан. Полезна будет и деловая переписка.
У вас должен быть документ, регулирующий порядок отбора контрагента, а также документы, отражающие процесс принятия решения о сотрудничестве.
Этап 4. Следите за изменениями
Осуществляйте мониторинг изменений в статусе того контрагента, которого выбрали для сотрудничества. Не забывайте следить за выполнением транзакций, операций и фиксируйте те факты хозяйственной деятельности, которые имели место быть. Важно отсутствие факторов, которые могут негативно повлиять на репутацию контрагента.
Выбор делового партнера — задача не только бухгалтеров и финансовых специалистов. Неправильный выбор может привести к налоговым рискам, а значит к доначислениям. И это, помимо бухгалтеров, важно понимать руководителю компании, юристам, специалистам логистического отдела и другим ключевым сотрудникам компании.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Должная осмотрительность: что это, как и зачем ее проявлять и как могут наказать, если этого не делать
Пошаговый план проверки потенциального партнера, который защитит бизнес от договоров с мошенниками и проблем с налоговой
Екатерина Новикова
Налоговый юрист, директор компании V.U.CONSULT
Налоговая доначислила налог двум компаниям. Одна компания смогла доказать в суде, что налоговая приняла решение необоснованно, и защитила свои 47 млн рублей, а другая оказалась должна бюджету 64 миллиона.
Разница между этими компаниями в том, что одна тщательно проверяет контрагентов, а другая — нет. На языке закона это называется должная осмотрительность.
В статье даем пошаговый план, как проявлять должную осмотрительность. Статья будет полезна всем компаниями и ИП, которые заключают договоры с контрагентами.
Что такое должная осмотрительность и зачем ее проявлять
Проявление должной осмотрительности — это когда компания или ИП проверяют своих контрагентов перед тем, как заключить с ними сделку. Должную осмотрительность нужно проявлять прежде, чем подписать договор с партнером, поставщиком или клиентом.
Считается, что компании и ИП должны быть внимательными к контрагентам по умолчанию — в ст. 10 гражданского кодекса есть прямое указание на это: «добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются».
В законах понятия «должная осмотрительность» нет, зато оно часто встречается в практике. Термин впервые появился в постановлении Верховного суда в 2006 году и с тех пор регулярно встречается в спорах между налоговой и бизнесами по поводу доначисленных налогов.
Понятие должной осмотрительности появилось того, что некоторые компании пытаются незаконно экономить на налогах и втягивают в это своих партнеров.
Компания, которая честно ведет бизнес, может пострадать, если связалась с недобросовестным партнером: налоговая может отменить льготы, отказать в вычетах и доначислить налоги.
Сейчас объясним, как это работает.
У бизнеса есть законные способы сэкономить на налогах:
Получается так: компания должна была заплатить одну сумму налогов, а заплатила меньше. Такую экономию называют налоговой выгодой. Это все законные способы уменьшить налоги: если у бизнеса действительно были расходы и НДС, так делать можно.
Некоторые компании пользуются этими способами и хотят с их помощью уменьшить налоги незаконно: сделать вид, что у них были расходы, чтобы вычесть деньги из налогооблагаемой базы.
Для этого они заключают ненастоящие сделки: на бумаге покупка есть, а на деле — нет. Такие сделки заключают с компаниями-мошенниками, их еще часто называют однодневками. Эти компании ничего не продают и не оказывают услуги, а создают видимость честной работы. По факту они просто помогают провернуть незаконную схему недобросовестному бизнесу и вывести деньги через свои счета.
Такую «экономию» называют необоснованной налоговой выгодой. То есть компания заплатила меньше налогов, но законных оснований для этого не было.
Когда налоговая проводит проверку, она определяет, налоговая выгода обоснованная или нет, то есть законная или незаконная. Если компания заплатила за аренду офиса, оформила договор аренды, реально снимает помещение, она может законно учесть арендные платежи в расходах и уменьшить тем самым налог к уплате. А если компания купила счет-фактуру и предъявляет НДС к возмещению, а в реальности никакой покупки не было, то такой способ снижения налогов — незаконный.
Налоговая отслеживает не только мошенников, но и тех, кто заключает с ними сделки. Она подозревает, что контрагенты однодневок — это бизнес, который пытается сэкономить на налогах.
Например, если компания купит товар у подозрительного контрагента, подаст документы на получение вычета по НДС, а подозрительный контрагент не перечислит НДС в бюджет, налоговая может решить, что это незаконная схема: компания специально заключила договор, чтобы сэкономить на налогах, — и доначислит их.
Налоговая считает, что проявление должной осмотрительности при выборе контрагента — обязанность бизнеса. И суды с ней в этом согласны. В постановлении Высшего арбитражного суда написано: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности».
Это значит: даже когда компания не знала о том, что контрагент — подозрительный для налоговой, это не влияет на решение суда. Незнание не освобождает от ответственности.
Компания не проявила должную осмотрительность и должна выплатить в бюджет 64 млн рублей
Позиция налоговой. В ходе проверки налоговая решила, что компания получила необоснованную налоговую выгоду, и доначислила 44 млн рублей налогов и 20 млн рублей пеней и штрафов. Компания должна бюджету 64 млн рублей.
Позиция компании. Компания пыталась доказать свою правоту и законность сделки, но у нее не было подтверждений, что она проверяла контрагента перед тем, как заключить договор, и вела с ним сделку с соблюдением всех требований: собирала акты, счета-фактуры и другие документы.
Решение суда. Суд решил, что партнер компании имеет все признаки фирмы-однодневки и компания сама не проявила должную осмотрительность при заключении договора. А значит, решение налоговой правомерно: компания должна заплатить в бюджет 64 млн рублей. Суды других инстанций это решение поддержали.
Запомним: бизнесу надо проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, чтобы не иметь проблем с налоговой.
Разберемся, как проявить должную осмотрительность: что проверить при заключении сделки с новым контрагентом.
Подозрительные признаки контрагента
В 2017 и 2021 годах налоговая издала письма, где перечислила признаки компании, которые должны насторожить ее потенциальных партнеров. Еще обстоятельства, которые необходимо проверить, расписаны в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.
Сведения из этих документов можно взять за основу для проверки потенциальных партнеров.
Вот примерный список того, что должно вас насторожить:
Не обязательно найти все признаки, чтобы считать компанию неблагонадежной. Но чем больше подозрительных фактов, тем более внимательно нужно принимать решение о сотрудничестве с таким партнером.
Где собирать информацию о партнере
Проверить контрагента можно самостоятельно в открытых источниках или с помощью специальных сервисов.
Самостоятельно. На это понадобится потратить время: нужно будет заходить на разные ресурсы, искать сведения и проверять их. Вот что вам может понадобиться.
Ресурс | Что проверить |
---|---|
Федеральная налоговая служба | Наличие регистрации в реестре юридических лиц или ИП. Здесь же можно получить выписку |
Федеральная налоговая служба | — Проверка адреса на массовость; — наличие руководителя в реестре дисквалифицированных лиц; — участие директора в нескольких юрлицах |
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве | Наличие процедуры банкротства |
Картотека арбитражных дел | Наличие судебных разбирательств |
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) | Включение в РНП |
Федеральная служба судебных приставов | Наличие исполнительных производств |
Еще вам могут понадобиться реестры лицензий, если ваш партнер занимается лицензируемым видом деятельности, и службы статистики, чтобы проверить отчетность партнера.
Самостоятельная проверка занимает много времени. Если у вас регулярно появляются новые партнеры, этот способ не подойдет: придется нанимать юриста, чтобы он с утра до вечера проверял компании и документы с точки зрения налоговых рисков.
С помощью сервисов. Можно воспользоваться специальными ресурсами, которые собирают данные из разных источников и показывают подробную информацию о партнере в общей справке.
Пользователю нужно только вписать ИНН потенциального партнера.
Как проявить должную осмотрительность
Минфин говорит, что компания имеет право сама выбирать, как проверять потенциальных партнеров, и решать сотрудничать с ними или нет.
Проверка должна была настолько тщательной, чтобы компанию нельзя было обвинить в том, что она не проявила должную осмотрительность. Поэтому важно не только провести проверку, но и сохранить документальные подтверждения.
Это пригодится, если компания решит сотрудничать с контрагентом и потом возникнут проблемы с налоговой. Компания сможет доказать в суде, что была достаточно осмотрительная при выборе контрагента, и отменить доначисленные налоги, пени и штраф.
Компания доказала в суде, что проявила должную осмотрительность, и сэкономила 47 млн рублей
Позиция налоговой. Налоговая решила, что компания получила необоснованную налоговую выгоду, и доначислила 25 млн НДС и 7 млн налога на прибыль плюс 15 млн штрафов и пеней. Всего налоговая требовала, чтобы компания заплатила 47 млн рублей в бюджет.
Позиция компании. Компания с этим не согласилась и обратилась в суд за защитой своих прав. В суде она предъявила доказательства того, что была осмотрительна при выборе партнеров: проверила контрагентов через систему СПАРК, запросила учредительные документы, предоставила протоколы осмотра нотариусом сайтов налоговой, предъявила заявки на поставку товаров, пояснения по рыночным ценам и другое.
Что решил суд. Суд оценил эти документы как «достоверные и подтверждающие проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и заботливости при выборе контрагентов» и удовлетворил заявление компании.
Налоговая пробовала обжаловать решение суда в других инстанциях, но решение по этому делу не изменилось: компания не должна доплачивать налоги.
Рекомендуем проверять каждого нового контрагента и составлять досье с данными проверки, чтобы при проблемах с налоговой у вас были документы, подтверждающие вашу осмотрительность. В досье сохраняйте все документы, которые пришлет контрагент, и скрины из открытых источников, сделанные при его проверке.
Если налоговая будет проверять ваш бизнес и вызовет сотрудников или руководителя на допрос, изучите список вопросов, которые налоговая будет задавать, — он есть в открытом доступе.
Правильные ответы на эти вопросы помогут доказать, что вы проявляете должную осмотрительность.
Мы подготовили инструкцию, которая поможет проверить потенциального партнера и проявить должную осмотрительность. В нашем списке всего семь пунктов, но их может быть больше — если хотите проверить еще, сделайте это.
Мы предлагаем действовать так:
Рассмотрим, что нужно делать на каждом шаге.
Шаг 1. Запросите у партнера пакет документов
Компания, которой нечего скрывать, предоставит вам пакет документов. Для ИП и компании часть документов одинаковые, а часть — отличается.
Шаг 2. Получите на сайте налоговой выписку из реестра юрлиц или ИП
Выписку с основными данными о компании или ИП можно получить на сайте налоговой бесплатно за минуту. Для этого нужно ввести в поле поиска название компании, ФИО предпринимателя, ИНН, ОГРН или ОГРНИП.
У любого партнера в выписке надо проверить:
Коды ОКВЭД. В выписке обратите внимание на то, какие коды ОКВЭД партнер выбрал для своей деятельности: если вы планируете заказать сайт, а по кодам ОКВЭД бизнес занимается продуктами питания, это подозрительно.
Если планируете сотрудничать с компанией, обратите внимание еще на несколько критериев:
Достоверность сведений о директоре. В выписке может быть пометка, что сведения о директоре недостоверны. Это значит, что человек, которого компания указывает директором, уже не работает в компании. Возможно, он с самого начала был номинальным, а на самом деле компанией управляет другой человек. Если вы заключите сделку с такой компанией, впоследствии ее можно будет оспорить в суде и признать недействительной.
Достоверность адреса. Недобросовестные компании могут указывать фиктивные адреса для регистрации юрлица. Если в выписке есть пометка, что сведения об адресе недостоверны, это значит, что компании нет по тому адресу, который она указывает. Обычно это вскрывается при налоговых проверках.
Размер уставного капитала. Если у крупной компании минимальный уставный капитал — 10 000 ₽, в совокупности с другими факторами это должно вас насторожить.
Кроме того, есть виды деятельности, где есть требования к размеру уставного капитала. Например, у магазинов, которые торгуют алкогольной продукцией, уставный капитал должен быть не меньше 1 млн рублей.
Если ваш потенциальный партнер продает алкоголь в магазинах, а уставный капитал — всего 10 000 ₽, лучше с ним не сотрудничать.
Шаг 3. Проверьте адрес контрагента
Рекомендуем проверить два факта:
Наличие помещений. Если компания нигде не указывает адрес своего офиса или шоурума, скрывает адреса складов и торговых площадок, а на просьбу встретиться на их территории отвечает отказом, это тревожно. Возможно, компания существует только на бумаге.
Массовый адрес. Бывает, что компания при регистрации указывает не свой фактический адрес, а покупает в интернете адрес для регистрации. Как правило, по таким адресам зарегистрировано много компаний, но никто там по факту не находится. Такой адрес называют массовым.
Если вы проверяете офис компании, а там зарегистрировано 50 компаний и все занимаются разным, в совокупности с другими признаками недобросовестности это повод насторожиться.
Проверить, какие компании зарегистрированы по адресу, можно на сайте налоговой.
Шаг 4. Поищите контрагента в списке банкротов
Список компаний и ИП, которые проходят процедуру банкротства, есть в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Потенциальный партнер может быть на стадии конкурсного производства или только собирается банкротиться.
Если он сам подал заявление о банкротстве, лучше с ним не сотрудничать: бизнес пытается избежать обязательств перед своими текущими партнерами, а значит, и вас тоже может обмануть.
Если ведется конкурсное производство, значит, контрагент уже не может заключать сделки и работать с ним нельзя по закону.
Шаг 5. Проверьте контрагента на сайте судебных приставов
Если ваш потенциальный партнер проиграл дело в суде и все равно не платит долг, информация об этом попадает к приставам. Они начинают исполнительное производство по взысканию долгов.
Все дела, которые ведут приставы, можно посмотреть на сайте Федеральной службы судебных приставов.
Шаг 6. Проверьте директора компании
Рекомендуем проверить директора по двум критериям:
Проверка на номинальность. Иногда человек управляет несколькими компаниями, и это нормально, например, когда компания — объединение юрлиц. Но если директор руководит несколькими несвязанными компаниями, это может означать, что он номинальный. То есть по факту ничего не делает, только числится руководителем.
Проверить, в скольких юрлицах человек работает директором, можно на сайте налоговой.
Проверка на дисквалификацию. Некоторым людям запрещено управлять компаниями и быть директорами по решению суда, их вносят в реестр дисквалифицированных лиц.
Такие люди иногда все равно работают директорами, хотя им это запрещено. Судебная практика в таких случаях противоречива: иногда сделки, подписанные дисквалифицированным человеком, все же признаются действительными, а иногда нет. Рекомендуем не рисковать и отказаться от сотрудничества.
Шаг 7. Проверьте судебные дела с участием контрагента
Можно искать информацию о судебных делах с участием контрагента в общей базе судебных и нормативных актов, но мы рекомендуем остановиться на картотеке арбитражных дел: экономические споры слушаются в арбитраже.
В картотеке арбитражных дел легко проверить контрагента: искать можно по ИНН, названию юрлица или ФИО ИП. Еще можно выбрать, кем выступал контрагент в судебных делах — ответчиком, истцом или третьим лицом.
Обратите внимание не только на количество судебных дел с участием потенциального партнера, но и на его роль — истец или ответчик.
Если компания или ИП — ответчик по судебным делам, это может быть тревожным сигналом: возможно, это стандартная практика вашего потенциального партнера — судиться вместо того, чтобы платить по договорам.
Чек-лист проверки контрагента
Собрали все критерии, о которых говорили выше, в одну таблицу, чтобы вам было проще сориентироваться, на что обратить внимание при проверке контрагента.
Эту таблицу оформили в чек-лист, который вы можете использовать в своей работе. Скачайте чек-лист по ссылке справа.
Советуем принимать решение о сотрудничестве с каждым конкретным контрагентом обдуманно: быстрая прибыль от сделки с недобросовестной компанией может обернуться миллионами доначисленных налогов, штрафов и пеней.