что значит креститься для мертвых

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Кор. 15:29

Свт. Иоанн Златоуст

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

(Апостол) приступает теперь к другому доказательству, подтверждая (учение о воскресении) то тем, что творит Бог, то тем, что делают сами (верующие). И это немало служит к защите истины, когда дела самих противников приводятся в свидетельство сказанного. Что же говорит он? Но, если хотите, я наперед скажу, как искажают эти слова зараженные болезнью Маркиона. Знаю, что это будет весьма смешно, однако скажу, – особенно для того, чтобы вы еще более остерегались их болезни. Когда у них умирает кто-нибудь из оглашенных, то они, спрятав живого под одром умершего, приступают к мертвому, говорят с ним и спрашивают: желает ли он принять крещение?

Так как он ничего не отвечает, то спрятанный под одром отвечает за него, что он желает принять крещение; и таким образом крестят его вместо умершего, разыгрывая как бы представление на зрелище. Такую силу имеет диавол над душами беспечных! Потом, когда их осуждают за это, они указывают на слова апостола, который, говорят они, сказал: «крестятся для мертвых». Видишь ли, как это смешно? Потому стоит ли и опровергать их? Не думаю, иначе нужно было бы спорить и с безумными о том, что они говорят в припадке сумашествия.

Впрочем, чтобы никто из самых простых не был увлечен ими, надобно сказать что-нибудь и против них. Если точно Павел говорит это, то для чего Бог угрожает не крещающемуся? При такой выдумке невозможно, чтобы кто-нибудь не крестился, и в противном случае вина падает не на умершего, а на живого. К кому, скажи мне, относятся слова (Спасителя): «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53), – к живым или к умершим? И еще: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Если допустить сказанное, если нет нужды в намерении приемлющего и в расположении его еще при жизни, то что препятствует сделаться верными и язычникам и иудеям, когда другие после их смерти сделают это за них? Но не будем слишком много трудиться напрасно, разрывая такую паутину, а раскроем теперь смысл самого изречения. Что же говорит Павел?

Но прежде я хочу привести вам на память слова, которые повелевают вам произносить в тот вечер совершители таинства, и потом обращусь к изречению Павла; тогда оно будет понятнее для вас. После всего прочего мы присовокупим и то, что теперь говорит Павел. Я хотел бы выразить это ясно, но не смею по причине (присутствия) непосвященных; они затрудняют нас при объяснении, поставляя в необходимость или говорить неясно, или открывать им сокровенное; впрочем, буду говорить, сколько могу, прикровеннее. По произнесении тех таинственных и страшных слов и после страшных внушений откровенных с неба догматов, мы, наконец, приступая к крещению, присовокупляем и эти слова, повелевая произносить следующее: верую в воскресение мертвых. В такой вере мы и крещаемся, – после исповедания этого вместе с прочим, мы сходим в источник тех священных вод. Это самое припоминая, Павел говорит: если нет воскресения, то для чего ты и крестишься мертвых ради, т. е. тел? Ведь при крещении ты веруешь воскресению мертвого тела, – тому, что оно уже не останется мертвым. Ты словами исповедуешь воскресение мертвых, а священник, как бы в образе, показывает тебе самим делом то, чему ты веровал и что исповедал словами; ты веруешь без знака, а он тогда же представляет тебе знак; ты делаешь зависящее от тебя, а Бог тогда же удостоверяет тебя.

Как и каким образом? Водой. Схождение и погружение в воду, а потом выхождение от воды есть знак нисхождения в ад и восхождения оттуда. Потому Павел и называет крещение гробом, когда говорит: «мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим.6:4). Этим он удостоверяет и в несомненности будущего, т. е. воскресения тела, потому что изгладить грехи гораздо труднее, нежели воскресить тело, как и Христос объяснил, когда сказал: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф.9:5). Первое, говорит, труднее последнего; но вы не верите тому, как делу неясному, и менее важное проявление моей силы считаете более важным, поэтому я не откажусь представить вам и это доказательство. «Тогда глагола расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф.9:6).

Как трудно, скажешь ты, когда это возможно и царям и начальникам, которые прощают и прелюбодеев и человекоубийц?

Гомилия 40 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Понеже что сотворят крестящиися мертвых ради? Аще отнюд мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради

Блаженный Феодорит своим образом выражает мысль Апостола, держась все той же исходной мысли – силы крещения. По нему Апостол говорит: «Крещающийся спогребается со Владыкою, чтобы, приобщившись смерти, соделаться общником и воскресения. Если же тело мертво и не воскреснет, то для чего и креститься?»

Итак, в пояснение сего места или надобно принимать какое-либо мнение из наших толковников, или оставлять его в числе непонятных. Новейшие толковники очень дурно делают, полагая, будто Апостол говорит здесь о крещении за мертвых, то есть о том, что так осмеивает святой Златоуст. Можно ли допустить, чтобы апостол Павел оставил без обличения такое нелепое нововведение, если бы оно было в Коринфе? И сообразно ли с его характером пользоваться заблуждением для подтверждения истины, очень твердо доказанной им уже из других источников?»

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Затем, возвращается к прежней речи своей, говоря: что будут делать крестящиеся за мертвецов, если мертвецы не воскресают? Ведь, если не воскресают, то какую пользу получает тот, кто крестит его? Для чего бы стал креститься с ним в крещении?

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Исидор Пелусиот

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Письма. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

Если мертвые целиком не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Поскольку [Апостол] имеет в виду мертвые тела, ибо это они суть падающие и восстающие; а крестимся мы ради их воскресения, ибо крещение отображает погребение и воскресение (ведь об этом явствует погружение и восприятие [от купели]), — потому Апостол и говорит, преграждая уста сомневающимся по поводу воскресения: Для чего и крестятся для мертвых?, ибо творящий здесь, через крещение, образ погребения и воскресения в свое время воспримет и совершенное истинное воскресение.

Если наши тела, — говорит он, — совсем не восстают, то почему мы верим, что при крещении они обретают нетленность?

Вопросы и затруднения.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Еретики маркиониты, когда у них кто-нибудь умрет без крещения, скрывши кого-нибудь живого под одром умершего, подходят к одру и спрашивают умершего, желает ли он креститься; скрывшийся под одром отвечает оттуда, что желает, и таким образом его крестят вместо умершего. Потом, когда их обвиняют в этом, они в защиту свою говорят, что апостол так сказал, и приводят, безумные, это изречение. Но это не так. А как? Желающие креститься все произносят Символ Веры, а в нем есть и такие слова: «Верую в воскресение мертвых». Итак, он говорит: поверившие будущему воскресению мертвых тел и в такой надежде крестившиеся что будут делать, когда они обманулись? Зачем же, наконец, и крестятся люди ради воскресения, то есть ожидания воскресения, если мертвые не воскресают?

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Дидим Слепец

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Последователи Маркиона крестят живых за тех, кто умер некрещеным, не зная, что крещение спасает только того, кто [сам] принял его.

Фрагменты.

Амвросиаст

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Источник

Что делают крестящиеся для мертвых? Толкование

Давайте сначала прочитаем указанный Вами стих полностью:

1 Кор.15:29 “Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?”

Уже при первом внимательном прочтении видно, что крещение осуществляется не “за” мертвых, а “для” мертвых. Кроме того, указанное крещение апостол в этом же предложении связывает с ожидаемым воскрешением мертвых.

К сожалению, мы в своей жизни зачастую мыслим стереотипами, сформированными в нас из-за распространенных в обществе традиций. Популярные церкви и культура навязывают нам определенный образ мышления, и мы на многие вещи, в том числе на текст Библии, смотрим через эту искажающую линзу. Так, например, когда я первый раз читал этот текст Священного Писания, то увидел в нем то же, что и автор вопроса: как люди стоят перед иконами или на кладбище и накладывают на себя крестное знамение, молясь о своих умерших родственниках. Уже спустя многое время, изучая Священное Писание, я начал для себя открывать истинные смыслы многих стихов Библии, которые как оказалось в контексте общего повествования говорили совсем о другом.

И в книге и в ответах на вопросы я постоянно призывал и буду продолжать призывать верующих толковать библейские стихи исключительно в контексте повествования всей главы или отдельной законченной мысли вестника Божьего. Исследуемая нами фраза является частью воззвания Павла к христианам из города Коринфа в связи с вкравшимся к ним в церковь лжеучении об отсутствии воскрешения мертвых.

После рассуждения в 14 главе о богослужении в собрании, Павел переходит к другой теме – воскрешению людей после смерти, акцентируя внимание на том, что предстоящее воскрешение это суть и цель всего Евангелия. Посмотрите, как апостол начинает свою речь:

Далее Павел вспоминает кратко историю воскрешения Иисуса, а затем переходит к изложению главной мысли этой части его послания к Коринфянам:

12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? … 15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают; 18 Поэтому и умершие во Христе погибли. 19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков … 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, … 26 Последний же враг истребится – смерть…

Вот за этим длинным рассуждением апостола Павла о реальности воскрешения верующих после смерти к вечной жизни следует ставшая впоследствии спорной фраза:

1 Кор.15:29 “Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?”

И далее апостол продолжает развивать свою мысль о логичности воскрешения и уверенности в нем самого Павла и других апостолов:

“30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? (если нет воскресения мертвых) … 32 По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают?”

И лишь за тем, когда Павел был уверен, что убедил своих читателей в реальности воскрешения, он начал объяснять христианам как произойдет воскрешение.

“35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? “

С 35 стиха и до конца главы апостол благовествует о том, что в День Пришествия Господа прах умерших людей (голое зерно, посеянное в землю, ст. 37) восстанет в нетлении (ст. 42); а живые на момент Пришествия смертные верующие (ст. 51,52) облекутся в новые нетленные тела.

Заканчивает Апостол свою мысль цитатой из ветхозавтенего Писания, показывая на то, что предстоящее воскрешение – это исполнение древнего пророчества:

Примерно об этом же Павел говорит в послании к Фессалоникийцам:

1 Фесс. 4:13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (и далее до конца главы).

Источник

Толкование на 1 Коринфянам 15:29

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Коринфянам 15:29 / 1Кор 15:29

Иоанн Златоуст (

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

(Апостол) приступает теперь к другому доказательству, подтверждая (учение о воскресении) то тем, что творит Бог, то тем, что делают сами (верующие). И это немало служит к защите истины, когда дела самих противников приводятся в свидетельство сказанного. Что же говорит он? Но, если хотите, я наперед скажу, как искажают эти слова зараженные болезнью Маркиона. Знаю, что это будет весьма смешно, однако скажу, — особенно для того, чтобы вы еще более остерегались их болезни. Когда у них умирает кто-нибудь из оглашенных, то они, спрятав живого под одром умершего, приступают к мертвому, говорят с ним и спрашивают: желает ли он принять крещение?

Так как он ничего не отвечает, то спрятанный под одром отвечает за него, что он желает принять крещение; и таким образом крестят его вместо умершего, разыгрывая как бы представление на зрелище. Такую силу имеет диавол над душами беспечных! Потом, когда их осуждают за это, они указывают на слова апостола, который, говорят они, сказал: «крестятся для мертвых». Видишь ли, как это смешно? Потому стоит ли и опровергать их? Не думаю, иначе нужно было бы спорить и с безумными о том, что они говорят в припадке сумашествия.

Впрочем, чтобы никто из самых простых не был увлечен ими, надобно сказать что-нибудь и против них. Если точно Павел говорит это, то для чего Бог угрожает не крещающемуся? При такой выдумке невозможно, чтобы кто-нибудь не крестился, и в противном случае вина падает не на умершего, а на живого. К кому, скажи мне, относятся слова (Спасителя): «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53), — к живым или к умершим? И еще: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Если допустить сказанное, если нет нужды в намерении приемлющего и в расположении его еще при жизни, то что препятствует сделаться верными и язычникам и иудеям, когда другие после их смерти сделают это за них? Но не будем слишком много трудиться напрасно, разрывая такую паутину, а раскроем теперь смысл самого изречения. Что же говорит Павел?

Но прежде я хочу привести вам на память слова, которые повелевают вам произносить в тот вечер совершители таинства, и потом обращусь к изречению Павла; тогда оно будет понятнее для вас. После всего прочего мы присовокупим и то, что теперь говорит Павел. Я хотел бы выразить это ясно, но не смею по причине (присутствия) непосвященных; они затрудняют нас при объяснении, поставляя в необходимость или говорить неясно, или открывать им сокровенное; впрочем, буду говорить, сколько могу, прикровеннее. По произнесении тех таинственных и страшных слов и после страшных внушений откровенных с неба догматов, мы, наконец, приступая к крещению, присовокупляем и эти слова, повелевая произносить следующее: верую в воскресение мертвых. В такой вере мы и крещаемся, — после исповедания этого вместе с прочим, мы сходим в источник тех священных вод. Это самое припоминая, Павел говорит: если нет воскресения, то для чего ты и крестишься мертвых ради, т. е. тел? Ведь при крещении ты веруешь воскресению мертвого тела, — тому, что оно уже не останется мертвым. Ты словами исповедуешь воскресение мертвых, а священник, как бы в образе, показывает тебе самим делом то, чему ты веровал и что исповедал словами; ты веруешь без знака, а он тогда же представляет тебе знак; ты делаешь зависящее от тебя, а Бог тогда же удостоверяет тебя.

Как и каким образом? Водой. Схождение и погружение в воду, а потом выхождение от воды есть знак нисхождения в ад и восхождения оттуда. Потому Павел и называет крещение гробом, когда говорит: «мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим.6:4). Этим он удостоверяет и в несомненности будущего, т. е. воскресения тела, потому что изгладить грехи гораздо труднее, нежели воскресить тело, как и Христос объяснил, когда сказал: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф.9:5). Первое, говорит, труднее последнего; но вы не верите тому, как делу неясному, и менее важное проявление моей силы считаете более важным, поэтому я не откажусь представить вам и это доказательство. «Тогда глагола расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф.9:6).

Как трудно, скажешь ты, когда это возможно и царям и начальникам, которые прощают и прелюбодеев и человекоубийц?

Источник: Гомилия 40 на 1-е послание к Коринфянам.

Феофан Затворник (1815−1894)

Понеже что сотворят крестящиися мертвых ради? Аще отнюд мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради

Блаженный Феодорит своим образом выражает мысль Апостола, держась все той же исходной мысли — силы крещения. По нему Апостол говорит: «Крещающийся спогребается со Владыкою, чтобы, приобщившись смерти, соделаться общником и воскресения. Если же тело мертво и не воскреснет, то для чего и креститься?»

Итак, в пояснение сего места или надобно принимать какое-либо мнение из наших толковников, или оставлять его в числе непонятных. Новейшие толковники очень дурно делают, полагая, будто Апостол говорит здесь о крещении за мертвых, то есть о том, что так осмеивает святой Златоуст. Можно ли допустить, чтобы апостол Павел оставил без обличения такое нелепое нововведение, если бы оно было в Коринфе? И сообразно ли с его характером пользоваться заблуждением для подтверждения истины, очень твердо доказанной им уже из других источников?»

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Затем, возвращается к прежней речи своей, говоря: что будут делать крестящиеся за мертвецов, если мертвецы не воскресают? Ведь, если не воскресают, то какую пользу получает тот, кто крестит его? Для чего бы стал креститься с ним в крещении?

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Аще отнюд мертвии не возстают, что и крещаются их ради, — сказал божественный Апостол о естестве тел, так прекрасно сравнивая его с неизменным естеством души, потому что душа не имеет конца и бессмертна, а естество тел подлежит тлению и изменению. Посему крестимся мертвых ради по естеству тел, веруя, что приведем их в нетление. Таково изъяснение сказанного Апостолом. Аще, — говорит он, — отнюд тела наши не воскреснут, то для чего и веруем, что в Крещении претворяются они в нетление?

Источник: Письма. Книга I.

Максим Исповедник (580−662)

Если мертвые целиком не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Поскольку [Апостол] имеет в виду мертвые тела, ибо это они суть падающие и восстающие; а крестимся мы ради их воскресения, ибо крещение отображает погребение и воскресение (ведь об этом явствует погружение и восприятие [от купели]), — потому Апостол и говорит, преграждая уста сомневающимся по поводу воскресения: Для чего и крестятся для мертвых?, ибо творящий здесь, через крещение, образ погребения и воскресения в свое время воспримет и совершенное истинное воскресение.

Если наши тела, — говорит он, — совсем не восстают, то почему мы верим, что при крещении они обретают нетленность?

Источник: Вопросы и затруднения.

Феофилакт Болгарский (

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Еретики маркиониты, когда у них кто-нибудь умрет без крещения, скрывши кого-нибудь живого под одром умершего, подходят к одру и спрашивают умершего, желает ли он креститься; скрывшийся под одром отвечает оттуда, что желает, и таким образом его крестят вместо умершего. Потом, когда их обвиняют в этом, они в защиту свою говорят, что апостол так сказал, и приводят, безумные, это изречение. Но это не так. А как? Желающие креститься все произносят Символ Веры, а в нем есть и такие слова: «Верую в воскресение мертвых». Итак, он говорит: поверившие будущему воскресению мертвых тел и в такой надежде крестившиеся что будут делать, когда они обманулись? Зачем же, наконец, и крестятся люди ради воскресения, то есть ожидания воскресения, если мертвые не воскресают?

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Дидим Слепец (

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Последователи Маркиона крестят живых за тех, кто умер некрещеным, не зная, что крещение спасает только того, кто [сам] принял его.

Амвросиаст (IV в.)

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Источник: На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых

Источник

Крестящиеся для мертвых — Трудные Тексты Библии

Вопрос: В 1Кор. 15:29 апостол Павел пишет: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых»? О чем здесь идет речь, и кого автор подразумевает под «крестящимися для мертвых»?

Ответ: Данный текст представляется одним из самых сложных в посланиях Павла. Сложность эта связана с тем, что автор не дает никакой оценки практике «крещения для мертвых» и больше не упоминает о ней ни в одном из своих посланий. В связи с этим существует множество (более 40) интерпретаций текста. Подобное многообразие связано, в частности, с различными значениями греческого предлога huper, который может означать «для», «ради», «из-за», «в пользу», «относительно», «над», «сверху», «за пределами» и т.д. У нас нет здесь возможности подробно анализировать и давать оценку всем этим толкованиям, остановимся лишь на наиболее распространенных.

Большинство исследователей считают, что Павел говорит здесь о заместительном крещении, т.е. о практике крещения вместо уже умерших людей. Якобы некоторые христиане настолько сильно переживали о судьбе своих покойных родственников или друзей, которые при жизни не приняли крещение, что крестились еще раз ради умерших. Однако вполне законно задать вопрос: если действительно в ранней церкви практиковалось крещение ради мертвых, тогда почему об этом вообще ничего не говорится на страницах Нового Завета? Ни Павел, ни другие новозаветные авторы, касаясь вопросов Крещения, не допускают даже мысли о допустимости какого-либо заместительного крещения, которое может быть действенным, полезным для умерших. Поэтому многие исследователи убеждены, что Павел, говоря о «крестящихся для мертвых», имеет в виду практику, распространенную среди некоторых гностических сект, в частности, среди маркионитов. Об этой еретической практике упоминают Тертуллиан и Иоанн Златоуст. Не давая никакой оценки данной практике, Павел вряд ли ее одобряет. Для него главное — показать реальность воскресения мертвых, и приводя аргументы, апостол ссылается и на еретиков, как бы говоря: они не принадлежат к Церкви, но крестятся ради мертвых. Даже они верят в воскресение, и их вера служит как бы укором тем, кто, находясь в Церкви, высказывает сомнение в воскресении мертвых. Именно об этих, сомневающихся в воскресении, людях апостол и отзывается как о безрассудных и не знающих Бога (ст. 33-35).

Ряд исследователей пытаются истолковать данный текст, как выражение желания крестящегося человека встретиться со своими умершими родственниками при пришествии Христовом. Кто-то придает предлогу huper значение «ради», применяя выражение «крестящиеся ради мертвых» к тем новообращенным христианам, которые были тронуты проповедью христианских мучеников и ради них, т.е. под влиянием их жизни и мученической кончины, приняли водное крещение.

Мартин Лютер полагал, что предлог huper в рассматриваемом нами тексте следует переводить как «над» или «сверху». Согласно Лютеру, верующие в Коринфе крестились «над мертвыми», т.е. над могилами умерших христиан, в знак своего твердого убеждения, что мертвые, которые покоятся в этих могилах, снова однажды восстанут к жизни. Однако данное объяснение вряд ли корректно, учитывая тот факт, что для перевода предлога huper как «над» или «сверху» необходимо, чтобы сопряженное с ним слово nekron (мертвые) было в винительном падеже. В нашем же тексте оно используется в родительном падеже, и потому основное значение этого предлога все-таки «для» или «ради».

Итак, что же на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда говорит о «крестящихся для мертвых»? Прежде всего, следует обратить внимание на более широкий контекст исследуемого нами отрывка. Вся 15 глава первого послания Павла к Коринфской церкви посвящена попыткам убедить коринфян в реальности воскресения мертвых. Для многих людей, как язычников, так и иудеев, эта истина не казалась столь очевидной. Видимо, в коринфской церкви были люди, которые отвергали идею воскресения (ст. 12).

Чтобы убедить членов Коринфской церкви в истинности веры в воскресение мертвых, Павел использует целый ряд аргументов. Начинает он с воскресения Иисуса Христа, которое преподносится им как исторический факт, поскольку свидетелями воскресшего Христа были многие люди (ст. 4-8). Затем апостол, используя целую цепочку логических построений, убеждает своих читателей в том, что воскресение Христово — это единственная надежда для смертного человека, и если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес, а это значит, что и сама вера человека оказывается тщетной (ст. 13-20).

Далее апостол Павел касается целого ряда вопросов, имеющих практическую значимость и напрямую связанных с христианской моралью. По-видимому, отсутствие надежды на будущее воскресение было одной из причин легкомысленного отношения многих коринфян к вопросам морали. Ложные учения порождают нравственную распущенность. Павел призывает своих читателей перестать обманываться, цитируя при этом языческого поэта: «худые сообщества развращают добрые нравы» (ст. 33).

Наконец, Павел с надеждой говорит о будущей перемене, которая произойдет со смертным телом при «последней трубе», при Пришествии Христа, когда «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (ст. 52). Заключительные слова этой главы звучат как торжественная ода в честь жизни и воскресения и Того, Кто одержал победу над смертью: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?… Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (ст. 55-57).

Итак, воскресение мертвых — это основная тема данной главы, которой подчинено все ее содержание. Упоминание крестящихся для мертвых — лишь одно небольшое звено в цепочке аргументации Павла. Исследователи обращают внимание на то, что слово «мертвые» в этой главе встречается как с артиклем, так и без него, что свидетельствует о том, что апостол Павел подразумевает две различных группы умерших. Там, где артикля нет, как, например, в 12, 13, 15, 16, 20, 21 стихах, речь идет о всех умерших, независимо от их отношения ко Христу. Там, где используется артикль, как в 35, 42, 52 стихах, — говорится об умерших, уверовавших во Христа. Имеет место артикль и перед словом «мертвых» в 29 стихе, что указывает на умерших христиан. Это означает, что Павел не мог задавать вопрос, «что делают крестящиеся для мертвых», имея ввиду заместительное крещение. Скорее всего, он говорит здесь о крещении новообращенных, которые совершают его под влиянием проповеди или примера тех христиан, которые уже ушли из жизни.

Как бы то ни было, в исследуемом нами тексте нет никаких указаний на то, что живые могут изменить судьбу умерших людей и что христиане должны креститься за своих умерших родственников или друзей. Чтобы получить спасение, каждый человек лично должен принять Христа, исповедовать перед Ним свои грехи и креститься. И сделать это можно только при жизни.

Евгений Зайцев, доктор теологии, директор Института библейских исследований ЕАД
По материалам сайта Института библейских исследований ЕАД

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *