что значит лицензирование манги на территории рф
Лицензионный договор
Мы продолжаем тему прав на интеллектуальную собственность. Главное правило такое: нельзя использовать чужую работу, пока не разрешил автор. Вот что мы об этом написали:
Юрист Дарья Тимохина рассказывает, как получить права по лицензионному договору. Пока рассказываем о российских лицензиях, о зарубежных поговорим в другой раз.
Зачем нужен лицензионный договор
Лицензионный договор — один из способов получить права на работу автора. Без прав нельзя использовать чужое: ни фото из Гугл-картинок, ни музыку с фейсбука, ни твит. Иначе автор может подать в суд и отсудить компенсацию до пяти миллионов рублей.
Лицензионный договор используется в двух случаях. Чаще всего, когда автор передает права не одному клиенту, а нескольким. Так работают стоки с фотографиями, сервисы для бухгалтерии и ЦРМ, дизайнерские студии со шрифтами.
В магазине студии Артемия Лебедева можно купить шрифт по лицензии. Это значит, что такой шрифт может быть у вас и вашего конкурента. Магазин шрифтов на сайте студии Ледебева
Есть еще одна ситуация для лицензионного договора — когда закон требует заключить такой договор. Речь о программе и товарном знаке. Программист разработал программу, и если компания хочет ее получить, она вправе это сделать только по лицензионному договору.
Чтобы было проще составить договор, мы приготовили шаблон. Шаблон можно скачать и заполнить под себя.
Простая и исключительная лицензия
Лицензия бывает двух типов: исключительная и неисключительная. Разница в том, у кого право использовать работу автора.
Если автор планирует передать права нескольким людям, хоть трем, хоть сотне — он подписывает договор на неисключительную лицензию. Еще она называется «простой».
Если автор передает права одному клиенту и больше никому передавать не будет, у него договор на исключительную лицензию.
Неисключительная, или простая
Фотограф сделал серию снимков с котами и передает ее Шатерстоку. Его фотографии могут быть где угодно: на рекламе банка, обложках тетрадей, календарях
Исключительная
Фотограф снял серию котов, передает ее ООО «Питомцы» и не может передавать кому-либо еще
В договоре необязательно указывать тип лицензии — можно составить договор без упоминания, какая это лицензия, исключительная или простая.
Если в договоре нет типа лицензии, она считается простой и неисключительной. Поэтому клиентам надо обратить внимание на формулировки, иначе может оказаться, что автор вправе передать работу другим компаниям, в том числе конкурентам клиента.
Форма договора
Договор должен быть письменным, устно договориться о лицензии нельзя, это требует 1235-я статья Гражданского кодекса. Зато форму договора можно выбрать на свой вкус.
Есть вариант «бумажного» договора. Например, клиент хочет использовать фотографию, составляет договор, распечатывает и дает фотографу на подпись. Это бумажный договор.
Еще вариант — составить оферту и опубликовать ее на сайте. Оферта нужна, чтобы передавать права разным клиентам.
Фотосток публикует оферту на сайте, и теперь ему не надо бегать с договором за каждым клиентом. Компании нужна фотография, значит, она идет на сайт, смотрит оферту, подписывает и получает фотографию. Фотостоку не надо тратить время на договор.
Правила оферты для лицензионного договора такие же, как для любого другого. О правилах оферты рассказываем в статье Дела.
Кто подписывает договор
Инициатором лицензионного договора может быть любой:
В договоре есть два термина: лицензиар и лицензиат. Лицензиар — тот, кто передает права на работу, например, автор. Лицензиат — кто получает права. Расшифровка есть в начале договора или конце. Можно составить договор так:
Условия передачи прав
Что клиент вправе делать с работой и на каких условиях — обязательные пункты лицензионного договора. Без них клиент рискует. Партнер сможет оспорить трактовку договора, а суд — решить, что договор вовсе не заключили.
Вот что нужно описать в договоре: на что автор передает права, кому и для какой территории.
На что автор передает права или предмет договора. Как описать предмет, чтобы защитить себя от недопонимания, мы рассказывали в статье Дела. Если кратко, подход такой: чем точнее опишете, тем надежнее договор. Примеры описания:
Автор передает заказчику десять фотографий в формате RAW от 5 марта 2017 года, записанных на диск DVD-R 4.7 GB 1-4x. Сюжет фотографий: портрет девушки с веслом, яблоком, на мотоцикле, качелях, с удочкой, в зимнем саду, квартире, музее, коробке, библиотеке. Фотографии сделаны на фотоаппарат Nikon D3100 kit 18-55.
Администрация предоставляет неисключительную лицензию на использование платформы и оказывает сопутствующие услуги. Платформа — программный комплекс администрации, который расположен по адресу https://tilda.cc.
В каком формате передает: на флешке, диске, ссылкой на электронный архив.
Территория. Территория может быть любой: вся страна, конкретный город или без ограничений. Возможные формулировки:
Лицензиат вправе использовать работу на территории Краснодарского края;
… без ограничения по территории.
Кто получает права. Кажется, это простой пункт: раз компания подписывает договор, значит, у нее права. Это не совсем так.
Компания получает доступ к программе, но программой будет пользоваться не абстрактная компания, а сотрудники. При этом надо разобраться, кого считать сотрудниками: стажеров, только штатных и неуволенных; которые работают в России или где угодно.
Еще вопрос — сколько сотрудников получают доступ и как их считать. Если завтра компания наймет пятьсот сотрудников, они все могут получить доступ? На все вопросы надо найти ответы в договоре.
Если из договора не до конца понятно, кто получает права, можно случайно нарушить условия договора. Поэтому либо компания сама четко прописывает, либо просит партнера. Неправильных ответов здесь нет — главное, чтобы описание не вредило интересам компании.
Что можно делать с работой
В законе нет требований к условиям, поэтому можно ставить любые, которые выгодны правообладателю и клиенту.
Требования ЦРМ Мегаплана: «Право использовать экземпляр программы для собственного потребления без права переделки или иной переработки, без права распространения». Договор и условия целиком, на сайте Мегаплана.
Конструктора для сайта «Тильды»: «Пользователь не вправе изменять, настраивать, переводить или создавать производные продукты, основанные на сайте и элементах библиотеки, а также интегрировать сайт или элементы библиотеки в другие результаты интеллектуальной деятельности». Договор Тильды.
Студии Артемия Лебедева. «Персональные и студенческие лицензии дают право воспроизводить шрифт на одном компьютере и использовать его в личных и некоммерческих проектах.
Студенческая лицензия предоставляет право студенту на бесплатное использование шрифта в учебных некоммерческих проектах в течение всего периода обучения.
Персональная лицензия предоставляет право на использование шрифта для оформления личных документов, сайтов или блогов, не связанных с коммерческой деятельностью». Договор студии Артемия Лебедева.
Для программ есть ограничения: нельзя запрещать действия, которые нужны для работы с ней. Об этом говорит 1280-я статья Гражданского кодекса. Например, нельзя запретить «изучать, исследовать или испытывать функционирование программы в целях определения идей и принципов». Для всего остального ограничений нет.
Правило такое: если в договоре написано «нельзя делать вот так», значит, нельзя. А если запрета нет — значит, всё разрешено. Поэтому прежде чем подпишете договор, убедитесь, что в запрете нет чего-то важного.
Возможность перепродать права
В лицензионном договоре может быть право на сублицензионный договор или, на русском языке, право передавать права кому-то еще. Условие важно, если одна компания получает права на работу, чтобы потом перепродать другой. Например, так делают фотостоки и дистрибьюторы программ.
Нельзя передать права кому-то без письменного согласия правообладателя, это требование 1238-й статьи Гражданского кодекса.
Если согласие на перепродажу понадобится, есть два варианта: написать отдельный документ о согласии или прописать разрешение в лицензионном договоре. В обоих случаях подходит фраза: «Лицензиат вправе заключать сублицензионные договоры. Лицензиат обязан уведомлять лицензиара о таких договорах».
Срок действия договора
В лицензионном договоре обычно есть срок действия. Могут быть фразы:
Договор действует в течение 10 (десяти) лет, начиная со дня его заключения;
… с момента акцепта до момента удаления аккаунта пользователя;
… до полного исполнения всех обязательств.
Формально указывать срок в договоре необязательно. Если срока нет, договор действует и все обязательства в силе. Правда, в этом случае срок устанавливает закон — пять лет. Это норма из 1235-й статьи Гражданского кодекса.
Если компания подписывает договор не с автором, а с правообладателем, надо перепроверить срок договора. Лицензионный договор действует столько, сколько действуют исключительные права. Вот что это значит:
Фотограф передал права на серию с котами фотостоку до 2020 года.
Сейчас 2018 год. Значит, фотосток вправе перепродавать права на серию еще два года.
Если фотосток продаст серию в 2021 году, договор на серию будет недействительным. Автор может подать иск против компании, которая купит фотографии, и отсудить компенсацию до пяти миллионов рублей.
Исключение из правила — права на ноу-хау. Как работать с ноу-хау — тема отдельной статьи. Если нужно разобраться сейчас, о сроке говорится в 1469-й статье Гражданского кодекса.
Подпись на договоре
Подпись для бумажного договора очевидная: клиент и автор расписываются вживую.
Для оферты вариантов больше. Правила оферты для лицензионного договора такие же, как для любого другого — для оферты нужна подпись.
Скаенг продает уроки английского через оферту. Акцепт для оферты — оплата занятий: «При оплате пользователем сервиса, предлагаемого на Сайте и/или использовании cервиса или его отдельных функций, пользователь считается принявшим настоящий договор в полном объеме, без всяких оговорок и исключений (акцепт пользователя)». Договор Скаенга
«Тильда» считает акцептом регистрацию: «Регистрация в специальной форме, размещенной по адресу https://tilda.cc/registration/, является безусловным и безоговорочным принятием (акцептом) пользователем условий данного соглашения». Договор Тильды
Самые частые акцепты — это оплата или регистрация. Такие варианты законные и надежные, их можно использовать в лицензионном договоре.
Проверка прав
Откровенные мошенники встречаются не каждый день. Скорее всего, вот такой ситуации не будет: компания украла программу и теперь перепродает на нее права. А потом появляется настоящий автор и начинает судиться со всеми, кто незаконно использовал его программу. Но как юрист советую перестраховаться.
Хорошо, если в лицензионном договоре есть фраза, которая подтверждает наличие прав.
Цитата договора «Тильды»: «Администрация является правообладателем платформы и ее составных частей (код, дизайн, базы данных, ноу-хау, библиотеки, блоки, шаблоны)». Договор Тильды
Цитата из Мегаплана: «Исключительные права на программу принадлежат лицензиару на основании договора об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ „Мегаплан“, зарегистрированного года, рег. No РД 006 7802(свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ No 2 008 612 405, зарегистрировано в реестре программ для ЭВМ 19 мая 2008 г.)». Договор Мегаплана
Цитата договора дизайнерской студии: «Студия гарантирует, что исключительное право на материалы в полном объеме принадлежит только студии. В случае претензий или исков к заказчику из-за нарушений прав третьих лиц студия урегулирует претензии за свой счет».
Часто по лицензионному договору права продает не автор, а его посредник. Посредником может быть внешняя компания, например, фотосток или маркетплейс — интернет-магазин, который продает чужие программы или услуги.
Исключительные права работодателя, статья в Деле
Еще посредником бывает работодатель. Например, дизайнерская студия поручает дизайнерам разработать шрифты, они их готовят, и студия их продает клиентам. В этом случае авторы — это сотрудники, а студия — посредник в продажах.
Если покупаете у посредника, лучше убедиться, что у него есть право перепродавать права. У работодателя здорово попросить отрывок из шаблона трудового договора. Подходит цитата со словами о получении исключительных прав. Например:
Все исключительные права на произведения, созданные работником в ходе выполнения трудового договора, принадлежат ООО «Маркиза».
У внешней компании-посредника можно попросить договор между компанией и автором. Автор просто так не передает права на работу, он тоже подписывает договор. Необязательно просить договор целиком, достаточно выдержки, например, начала договора:
Иванов И. И отчуждает исключительные права на фотографии ООО «Лучший фотосток Саратова».
Не факт, что получится собрать подтверждение наличия прав. Если речь о фотографии со стока, и это не редкое извержение вулкана, а обычные котики, можно не тратить время на сбор доказательств.
Если покупаете что-то дорогое — программу или фото с вулканом, советую перестраховаться. Возможно, разбирательства с автором займут больше времени, чем сбор доказательств.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Что написать в договоре
На что правообладатель передает права и в каком формате
Что можно делать с работой и на какой территории
Можно ли перепродавать права
Срок действия договора
Как подстраховаться
Проверить, какая лицензия по договору — исключительная или простая
Убедиться, что у правообладателя есть права на работу
5 ЛЕТ
действует лицензионный договор, если не указать срок
Как проверять лицензии и сайты по 115-ФЗ: обзор письма Росфинмониторинга
Требование по проверке лицензируемых видов деятельности и сайтов организаций вступило в силу еще в июле 2021 года. Однако в 115-ФЗ процедура не была описана достаточно четко. На вопросы специалистов Росфинмониторинг ответил в письме. Разобрали его подробно.
Из статьи вы узнаете, какие ОКВЭД проверять, какие источники использовать, у всех ли организаций запрашивать адреса сайтов. Источник — Письмо Росфинмониторинга от 22.09.2021 № 64.
Стоит ли проверять все ОКВЭД клиента на наличие лицензии
Этот вопрос был одним из самых дискуссионных до выхода письма Росфинмониторинга. Регулятор отметил, что информацию обо всех лицензиях получать не нужно. В первую очередь, учитывайте, с какой целью обратился клиент. Исходя из этого и запрашивайте лицензии.
Например, у компании есть ОКВЭД и по грузовым, и по пассажирским перевозкам. Она обращается в лизинговую компанию, чтобы приобрести фуру в лизинг. В этом случае сработает ОКВЭД 49.4 — Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, который не подлежит лицензированию. А значит, лизинговая компания может сотрудничать с клиентом и не запрашивать лицензию по пассажирским перевозкам. Этот вид деятельности не задействован в финансово-хозяйственной деятельности клиента и лизинговой компании.
Как работать с организациями, которые состоят в СРО
Даже если компания обязана состоять в саморегулируемой организации, это не значит, что ее деятельность подлежит лицензированию.
При этом членство в СРО — своего рода альтернатива получению лицензии. Юрлицо может заниматься определенными видами деятельности на основании того, что входит в СРО или у него есть свидетельство о допуске к определенному виду работ (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Что делать, если лицензия истекает
Не стоит сразу же отказывать клиенту в обслуживании. Пока лицензия действует, вы можете сотрудничать с организацией. Главное — вовремя запросить информацию о новом разрешении. Если в течение семи дней клиент не ответит и продолжит работать в рамках лицензируемой деятельности, то вам придется отказать ему в проведении этих операций.
Как и какую информацию о лицензиях получить
Чтобы получить сведения о лицензиях компании, вы можете использовать онлайн-сервисы. При этом помните, вам все равно придется запросить подтверждающие документы у самого клиента или получить их через сайт госучреждения, которое выдало это разрешение.
Призма предупредит вас, если деятельность клиента подлежит обязательному лицензированию
После того как вы получили информацию, внесите ее в анкету клиента. Перечень сведений, которые нужно зафиксировать, указан в п. 2.2 Приложения 2 к Приказу Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.
Как проверять сайты юридических лиц
Вступившая в силу поправка обязала субъектов 115-ФЗ получать данные о сайте организации, а затем проверять по Единому реестру сайтов, информацию на которых запрещено распространять на территории РФ.
Как пишет регулятор, если у вас нет других надежных источников, то вы можете узнать адрес сайта компании от самого клиента. А после этого проверить его по реестру через форму на сайте Роскомнадзора.
Если сайт внесен в реестр, откажите клиенту в обслуживании. Если сайт попал в реестр уже после того, как вы начали сотрудничать с организацией, остановите операции от лица клиента.
Обратите внимание, что указанный реестр Роскомнадзора — единственный источник, на основе информации из которого можно отказать клиенту в обслуживании. Если сайт внесен в другие реестры, указанные в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ, то причин для отказа в обслуживании нет.
Светлана Кирланова, эксперт Контур.Призмы по законодательству в сфере ПОД/ФТ и комплаенс-рискам
Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Недостаточно подробный лицензионный договор
В прошлых статьях я рассказывал о необходимости заключения договора об отчуждении исключительного права при покупке или продаже объектов авторских прав через интернет, а также об ошибке при заключении такого договора. Сегодня же мы будем говорить о лицензионном договоре.
Как Вы помните, если договор об отчуждении исключительного права составлен слишком подробно, то это может в некоторых случаях навредить. С лицензионным договором всё наоборот. В нем как раз надо максимально детально описать все важные моменты.
Лицензионному договору уделено достаточное внимание в Гражданском кодексе (ГК РФ), но стоит отметить, что при изучении правил, касающихся лицензионных договоров, мы довольно часто сталкиваемся с диспозитивными нормами. Диспозитивная норма – это такая норма (статья или правило), которая дает сторонам некоторую свободу выбора при определении их прав и обязанностей. Многие диспозитивные нормы заканчиваются словами «если договором не предусмотрено иное». То есть обычно закон дает обязательное (императивное) правило: «Должно быть так-то». И всё, это обязательно. А диспозитивная норма дает возможность изменять или не применять установленное ею правило: «Должно быть так-то, если договором между сторонами не предусмотрено иное».
Вот самые яркие примеры диспозиционных норм, касающихся лицензионных договоров:
По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное (п.5. ст.1235 ГК РФ).
Лицензия предполагается простой (неисключительной), если лицензионным договором не предусмотрено иное (п.2. ст.1236 ГК РФ).
Это только пара примеров. По тексту статьи мы разберем похожие моменты, а в конце статьи я приведу перечень «ловушек», в которые можно попасться, если в договоре не будут четко описаны определенные условия. По этому перечню Вы сможете самостоятельно пошагово проверить Ваш договор.
Пока же предлагаю разобраться с существенными условиями лицензионного договора. Без существенных условий договор считается незаключенным; это те положения, которые обязательно должны быть в договоре (п.1. ст.432 ГК РФ).
Существенными условиями лицензионного договора являются предмет договора (указание на конкретный объект или объекты, в отношении которых заключается договор) и способы использования, которыми лицензиат (пользователь) сможет использовать объект. Размер вознаграждения является существенным условием только для возмездного лицензионного договора.
И если с указанием на конкретный объект проблем обычно не возникает, то вот со способами использования бывает хуже. Стороны начинают их придумывать, что-то забывают, что-то называют неправильно, что-то заимствуют из западного права. На самом деле не стоит изобретать велосипед. Способы использования произведения приведены в ст.1270 ГК РФ. Они сформулированы достаточно четко и так или иначе их можно применить к любому объекту. Самой грубой ошибкой является, конечно же, полное игнорирование способов использования в договоре. Но еще если их сформулировать размыто или не полностью, это тоже может привести суд к выводу о несогласованности сторонами способов использования. Чтобы этого избежать, рекомендую пользоваться формулировками из ст.1270 ГК РФ.
Стоит заранее согласовать с Вашим контрагентом способы использования и попросить юриста их сформулировать и включить в договор.
Помимо существенных условий в лицензионном договоре стоит учесть еще ряд важных моментов.
Конечно же, следует заранее определиться с видом лицензионного договора.
Лицензионные договоры бывают двух видов: о предоставлении простой неисключительной лицензии и о предоставлении исключительной лицензии.
Простая неисключительная лицензия означает, что правообладатель сохраняет за собой право выдавать лицензии кому-либо еще.
Исключительная лицензия означает, что лицензия предоставляется только одному лицензиату эксклюзивно, и правообладатель не вправе заключать такие же договоры в отношении этого объекта с кем-то еще.
Я рекомендую в договоре обязательно указывать его вид. Если этого не сделать, то договор будет считаться заключенным на условиях простой неисключительной лицензии (п.2. ст.1236 ГК РФ).
Срок – это еще одна важная деталь, которую обязательно стоит описать в договоре. Если срок не указать, то договор будет считаться действующим, но автоматически будет считаться заключенным на 5 лет (п.4 ст.1235 ГК РФ). Чаще всего лицензионные договоры заключаются на более короткий срок, так что стоит его конкретизировать.
Территория лицензионного договора тоже очень важна. Часто бывает, что территория является определяющим фактором для сторон договора (тогда, например, когда речь идет об эксклюзивных правах региональных лицензиатов). Отсутствие в договоре условия о территории не приведет к его недействительности, но если территория не прописана, то территорией использования будет считаться вся территория РФ. И если по такому договору объект будет использован вне пределов РФ, то это приведет к нарушению условий договора.
Бывает также, что у лицензиата возникает необходимость в заключении сублицензионных договоров. Сублицензионный договор – это такой лицензионный договор, который заключается не самим правообладателем, а пользователем с другим новым пользователем. Что важно: у пользователя должно быть письменное согласие первичного лицензиара на заключение сублицензионных договоров с другими пользователями. Такое письменное согласие может быть выражено договоре. Поэтому я рекомендую отдельно уточнять в договоре, предусмотрено ли для лицензиата право заключения сублицензионных договоров.
Итак, обобщая всё сказанное, привожу перечень основных моментов, которые стоит подробно отразить в лицензионном договоре, чтобы не попасться в «ловушки» диспозитивности и заключить договор, который будет действующим:
1. Предмет договора и перечень способов использования – обязательно стоит указать объект и привести согласованный сторонами перечень способов использования с учетом формулировок ст.1270 ГК РФ.
2. Вид договора – стоит указать, заключается ли лицензионный договор на условиях простой лицензии или же на условиях исключительной лицензии.
3. Срок договора – следует четко его определить. Иначе договор будет действовать 5 лет.
4. Территория – следует ее четко определить. Иначе договор будет действовать на всей территории РФ.
5. Право на заключение сублицензионных договоров – стоит указать предоставляется ли такое право лицензиату.
© Андрей Макаров, 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник