что значит люди писания в коране

Люди Писания

Люди Писания (араб. أهل الكتاب) — терминологии исламского права словосочетанием «люди Писания», согласно мнению большинства ученых-богословов, обозначаются христиане и иудеи.

Богословы-ханафиты высказались немного иначе. Согласно их мнению, понятие «люди Писания» не ограничивается только христианами и иудеями. По их мнению, в это понятие входят все те люди, которые в разные времена уверовали в пророков, направленных с призывом уверовать в единого Бога, а также уверовали в священные писания, с которыми они приходили. Исходя из этого мнения, люди, уверовавшие, например, в пророка Дауда и в его священное писание Забур, тоже относятся к числу людей Писания.

Согласно мнению большинства ученых-богословов, огнепоклонники к людям Писания не относятся.

Согласно мнению большинства богословов, мужчина-мусульманин может взять в жены женщину из числа людей Писания. Однако если мусульманка выйдет замуж за мужчину из числа людей Писания, то их брак канонически будет признан недействительным.

Мусульманам предписано выстраивать хорошие и дружеские отношения с людьми Писания. Однако относительно людей Писания все же имеются некоторые ограничения. Например, не дозволяется производить захоронение умерших из числа людей Писания на кладбище, предназначенном для мусульман.

Кроме этого, нужно добавить, что люди Писания, проживающие на территории, населенной преимущественно мусульманами, обязаны соблюдать права других людей и следовать общим правилам. Так, например, при ведении торговли они должны следовать тем же правилам и принципам, которые предписаны мусульманам. При этом им предоставляется право исповедовать свою религию и следовать ей[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Люди Писания // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 7. С. 140–147.

что значит люди писания в коране. Смотреть фото что значит люди писания в коране. Смотреть картинку что значит люди писания в коране. Картинка про что значит люди писания в коране. Фото что значит люди писания в коране

что значит люди писания в коране. Смотреть фото что значит люди писания в коране. Смотреть картинку что значит люди писания в коране. Картинка про что значит люди писания в коране. Фото что значит люди писания в коране

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Православные это Люди Писания

Лю́ди Писа́ния (араб. اهل الكتاب‎‎ — ахль аль-Китаб) в исламе — немусульмане, сообразующие свою жизнь с божественным откровением, изложенном в Ветхом Завете. В настоящее время это христиане и иудеи. В Коране много аятов, посвящённых людям Писания, некоторые из которых могут толковаться неоднозначно. Поэтому споры о статусе людей Писания вообще, а также до и после ниспослания Корана продолжаются в исламе и сегодня. Однако исторически и по сей день правовой статус христиан и иудеев (в Иране и монотеистов зороастрийцев) отличается от статуса последователей других не исламских религиозных течений и неверующих.

Список религий, исповедуемых людьми Писания

Статус зимми

В исламских государствах люди Писания получали статус зимми (араб. ذمي‎‎, «покровительствуемых»). Они освобождались от закята, но облагались налогомджизья. Зимми также могли освобождаться от службы в армии, хотя иудеи, согласно Мединской конституции, могли воевать вместе с мусульманами против общих врагов.

Прозелитизм среди людей Писания

Переход из христианства в ислам приветствуется мусульманами
Но переход из ислама в христианство карается смертью

Исламское право допускало исключительно обращение в ислам, тогда как переход из ислама в иную веру надлежало карать смертью. Следует отметить, что, в особенности, в первое столетие халифата (VII—VIII вв.), центральное правительство выдвигало, напротив, целый ряд препятствий к обращению христиан и иудеев в ислам, поскольку это вело к уменьшению налоговой базы — основным налогом в первый период халифата был харадж (харадж — это налог c земли сельскохозяйственного назначения), взимавшийся исключительно с не-мусульман (это препятствие было устранено в начале VIII в., когда было постановлено, что и мусульмане и не-мусульмане были должны платить харадж).

Харадж — основной налог халифата, взимавшийся только с не-мусульман

Браки с людьми Писания

Мусульманин может жениться на не-мусульманке — христианке и иудейке
Но мусульманка не может выйти замуж за не-мусульманина христианина

Разным образом ограничивались и смешанные браки: мусульманка не имеет, согласно исламу, права выйти за немусульманина (даже за мужчину из людей Писания), а мусульманин имеет право взять себе в жёны не только мусульманку, но и женщину из людей Писания (христианку или иудейку). Но не имеет права жениться на женщине какой-либо другой веры.

Права наследования

Взаимно исключались между иноверцами и права наследования (по словам одного указа X в., «между мусульманами и немусульманами не может быть наследования»). Более того, по указу багдадского халифа, изданного в 923 г., выморочное имущество христианина и иудея отходило их общинам, тогда как наследником выморочного имущества мусульманина являлась казна.

Автономия людей Писания

Мусульманские власти сохранили (или в случае с христианами — создали) институты самостоятельного управления каждой из вероисповедных общин, главы которых, как правило, избирались самими общинами и только получали правительственное утверждение в должности. Иудеи сохранили и укрепили ту автономию, которой обладали в Византии и в особенности в рамках Сасанидской империи. Подобным образом было сделано и с зороастрийцами, к которым арабское правительство питало отчасти уважение, отчасти испытывало опасения перед лицом наследников сасанидской власти.

Главы зороастрийцев и иудеев являлись как духовными, так и светскими правителями, собирающими налоги со своих единоверцев и только оговорённую часть из них (то есть дань) выплачивающими арабам. В руках главы иудеев находились довольно существенные полномочия — суд между единоверцами, а также и полицейские полномочия. Значительные изменения в административную, а отчасти и в религиозную структуру иудейской общины на мусульманском востоке внёс раскол халифата, происшедший с завоеванием Фатимидами Египта и укреплением исмаилитского халифата (972 г.).

Во главе иудеев восточных, находящихся под формальной властью Аббасидов, провинций остаётся реш галута, которому багдадский халиф жалует титул сайидуна («господина нашего»), тогда как на западе признается власть сар хассарима («князя князей»), имеющего свою резиденцию в Каире. А. Мец отмечает, что «это особое положение каирского нагида, вероятно, было искусственно создано фатимидской оппозицией в противовес всему исходящему из Багдада, так как мы располагаем датированным ещё XII в., то есть сразу же после падения Фатимидов, посланием одного из предстоятелей египетской общины, к которому был направлен из Багдада неугодный раввин» (Мец А. Мусульманский Ренессанс. — М.: ВиМ, 1996. — С. 47).

Христиане находились в несколько менее выгодном положении:

Глава христиан обладал преимущественно духовной властью, хотя и ему, разумеется, принадлежал целый ряд административных и судебных полномочий. При Аббасидах, с перемещением центра халифата на восток, преобладающее (в административном во всяком случае) значение получают восточные христианские исповедания, а официальным главой христиан в пределах халифата становится несторианский патриарх (католикос).

Особыми полномочиями обладал якобитский патриарх, также получавший утверждение по своему избранию от халифа, однако в начале X в. ему было воспрещено избирать своей резиденцией Багдад (дабы, по всей вероятности, не вызывать неизбежных в противном случае конфликтов с несторианами). Во главе зороастрийцев стоял Худинан пештобай («Глава благой верой»), мусульманами чаще называвшийся «Главой магов» или «Главой гебров». Должность эта по меньшей мере на протяжении ста пятидесяти лет (IX—X вв.) принадлежала представителям одного семейства, пользовавшегося авторитетом и при дворе халифов.

Суд среди людей Писания

Как уже отмечалось выше, общины «покровительствуемых религий» имели право на самостоятельное отправление судопроизводства по своим обыкновениям. Имелись и установленные исключения из данной судебной привилегии. Так, в Испании в случае происшествия между христианами преступления, караемого смертной казнью, дело рассматривалось кади, выносившим приговор и затем передававшего преступника для совершения казни обратно христианской общине. Покровительствуемым со стороны мусульманского правительства не воспрещалось обращаться за решением спора и к кади. Последнее зачастую вызывало недовольство со стороны иудеев и христиан, поскольку разрушало власть общин над своими членами.

Позднее кади Старого Каира назначал для разбора дел христиан отдельный день, а другой кади, в 793 г. судил христиан прямо в самой мечети. Передав дело кади, стороны тем самым соглашались на применение мусульманского права и приговор становился для них обязателен. Покровительствуемые в юридическом отношении были ограничены тем, что не имели права выступать на судебном процессе, ведомом кади, в качестве свидетелей, притом даже и против единоверцев. Правда, ряд мусульманских толкователей права допускал в этих случаях определённые исключения. С другой стороны, христианские суды были обязаны принимать показания мусульманских свидетелей с теми условиями, что устанавливались самим исламским правом — а именно требованием от свидетелей богобоязненности и безупречного поведения (разумеется, по исламским критериям).

В высшей степени было важно, что жизнь покровительствуемого с точки зрения законов халифата, была равноценна с жизнью мусульманина. По толку Абу Ханифы и Ибн Ханбала за убийство покровительствуемого уплачивалась вира, одинаковая с вирой за убийство мусульманина. Правда, по толку Малика вира в случае убийства иудея или христианина уплачивалась половинная, по аш-Шафии — в размере одной трети.

Условия, когда люди Писания обладают статусом зимми

Существовало 6 условий для «зимми»:

В Коране

Источник

Кто такие люди Писания на сегодняшний день?

Вопрос № 158:
Нам дозволено мясо, добытое людьми Писания, но кто такие люди Писания и какие условия должны быть, чтобы считать человека из людей Писания? Все ли мясо в России или где-либо в христианских странах считается мясом, добытым людьми Писания

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَطَعامُ الَّذينَ أوتُوا الكِتابَ حِلٌّ لَكُم

«Пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам».
[Сура «аль-Маида», аят 5]

В данном аяте имеется в виду мясо, которое принесли в жертву. Ранее мы обсуждали условия, поставленные учеными и необходимые для того, чтобы мясо было халялем (Вопрос № 88).

Что же касается самих людей Писания, то у ученых есть разногласия по поводу того, кого мы имеем в виду под этим обозначением. Группа правоведов считает, что люди Писания — это «бану Исраиль», сыны Исраиля, к которым были посланы Муса и ‘Иса, мир им. Приводится в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима, что когда Муса, мир ему, встретился с Хидром, тот сказал: «Ты Муса, который был послан к бану Исраиль»[1].

Что же касается ‘Исы, то Всевышний Аллах говорит в Коране:

ۖ وَرَسولًا إِلىٰ بَني إِسرائيلَ أَنّي قَد جِئتُكُم بِآيَةٍ مِن رَبِّكُم

«Он сделает его посланником к сынам Исраиля. Он скажет им: «Поистине, я пришел к вам со знамением от вашего Господа»».
[Сура «аль-‘Имран», аят 49]

Исходя из вышеприведенных аятов, понятно, что и Муса, и ‘Иса, мир им, оба были посланниками к сынам Исраиля, и в этом нет сомнений у мусульман.

После того как Всевышний Аллах вознес ‘Ису к Себе на небеса, у апостолов возникли разногласия: призывать другие народы или их призыв будет только среди «бану Исраиль»? У них был также лжеапостол по имени Павел, который никогда не встречался с ‘Исой, а, напротив, был враждебен к нему. Когда он понял, что можно уничтожить эту религию изнутри, то стал заниматься ухищрениями и строить козни, призывая к тому, что надо распространять это Писание и среди других народов. Некоторые из апостолов его поддержали. Таким образом лжеапостол Павел был первым, кто придумал это нововведение и вывел призыв ‘Исы, мир ему, за пределы народа «бану Исраиль». Именно по данной причине некоторые правоведы считают, что люди Писания — это только те, кто относится к «бану Исраиль», а также те, кто принял иудаизм или христианство до прихода нашего Пророка ﷺ. Опираются они также на то, что с его ﷺ приходом Всевышний Аллах сказал:

ۗ إِنَّ الدّينَ عِندَ اللَّهِ الإِسلامُ

«Поистине, религия перед Аллахом — Ислам».
[Сура «аль-‘Имран», аят 19]

Из данного аята очевидно, что после прихода Ислама в этот мир не принимается никакая другая религия, и все народы, которые приняли христианство или иудаизм после нашего Пророка ﷺ, не причисляются к числу людей Писания.

Однако это мнение является слабым по нескольким причинам.

Во-первых: известно, что во времена Мусы, мир ему, люди, которые не относились к «бану Исраиль», принимали его религию. Среди них была Асия, женщина Фараона, а также колдуны, которые были из народа Фараона и которые также вошли в религию Мусы, и другие. Было много тех, которые приняли его религию, и из этого следует, что эта религия не была предназначена только для «бану Исраиль». Однако каждый, кто ее принимал, становился последователем Мусы, мир ему, даже если в основе своей призыв был предназначен для «бану Исраиль».

Во-вторых: утверждение, что христиане и иудеи — только те, кто был до нашего Пророка ﷺ, а также их потомки, — является слабым, потому что ученые Ислама во все времена относились к христианам и иудеям как к таковым даже после нашего Пророка ﷺ, и не относясь к ним, как к язычникам. И если церковь считает их христианами, а синагога — иудеями, то мы не вмешиваемся в их религиозные решения.

В-третьих: у многих возникает проблема — что люди Писания сегодня совершают многобожие, поклоняясь ‘Исе, мир ему, иконам и так далее. Однако между теми, кто был во времена Пророка, ﷺ и нынешними людьми Писания нет разницы: и те, и другие совершали ширк, поклонялись ‘Исе, мир ему, и его матери. Доводом на это являются слова Всевышнего в Коране:

ۚ وَلا تَقولوا ثَلاثَةٌ ۚ انتَهوا خَيرًا لَكُم

«Не говорите: «Троица». Прекратите, ведь так будет лучше для вас».
[Сура «ан-Ниса», аят 171]

Также Всевышний Аллах сказал:

ۖ وَقالَتِ اليَهودُ عُزَيرٌ ابنُ اللَّهِ وَقالَتِ النَّصارَى المَسيحُ ابنُ اللَّهِ

«Иудеи сказали: «Узейр — сын Аллаха». Христиане сказали: «Мессия (‘Иса) — сын Аллаха»».
[Сура «ат-Тауба», аят 30]

Представители данных религий говорили об этом во времена Пророка ﷺ и продолжают говорить в нынешнее время. Но, несмотря на это, Всевышний Аллах дозволил нам мясо животного, которое они принесли в жертву, сказав:

وَطَعامُ الَّذينَ أوتُوا الكِتابَ حِلٌّ لَكُم

«Пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам».
[Сура «аль-Маида», аят 5]

Таким образом, если те люди, которые сегодня называют себя людьми Писания, а это христиане и иудеи, принесли в жертву животное по тем условиям жертвоприношения, которые мы упоминали ранее, то дозволяется их жертвенное мясо для мусульман.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
22 Джумада аль-уля 1440 г. (28.01.2019)

[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 122, т. 1, с. 35; Сахих Муслима, хадис № 2380, т. 7, с. 103; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 3149, т. 5, с. 214.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Источник

Люди Писания

Люди Писания (ахль аль-Китаб) – люди (иудеи и христиане), которым были дарованы две части Писания от Аллаха: Таурат (Тора) и Инджил (истинное Евангелие). Среди них есть верующие и неверующие, которые отказались уверовать в Аллаха и в то, что им было ниспослано Всевышним в подтверждение того, что было у них (Коран, 2:41).

«Скажи: “О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом”. Если же они отвернутся, то скажи: “Свидетельствуйте, что мы – мусульмане”»

Священный Коран. Сура 3 «Аль Имран» / «Семейство Имрана», аят 64

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!». Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!»

Священный Коран. Сура 4 «Ан-Ниса» / «Женщины», аят 171

«О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание»; «Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь»

Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 15, 16

«О сыны Исраила (Израиля)! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету со Мной, и Я буду верен завету с вами. Меня одного страшитесь»; «Уверуйте в то, что Я ниспослал в подтверждение того, что есть у вас, и не становитесь первыми, кто отказался уверовать в это. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и Меня одного бойтесь»

«Не облекайте истину в ложь и не скрывайте истину, тогда как вы знаете ее»; «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися»; «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?»

Священный Коран. Сура 2 «Аль Бакара» / «Корова», аят 40-44

«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, — быть может, вы будете помилованы»; «Мы ниспослали его, чтобы вы не говорили: “Писание было ниспослано только двум общинам до нас, и мы ничего не знали о том, что они изучали”»; «Или чтобы вы не говорили: “Если бы нам было ниспослано Писание, то мы придерживались бы прямого пути лучше, чем они”. К вам уже явилось ясное знамение от вашего Господа, верное руководство и милость. Кто же несправедливее того, кто считает ложью знамения Аллаха и отворачивается от них? Мы воздадим тем, кто отворачивается от Наших знамений, тяжкими мучениями за то, что они отворачивались»

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали»

Священный Коран. Сура 6 «Аль-Анам» / «Скот», аят 155-159

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство из них — нечестивцы»

Священный Коран. Сура 3 «Аль Имран» / «Семейство Имрана», аят 110

Источник

Ахл ал-Китаб («Люди Писания»)

Исламовед М.Б.Пиотровский обращает внимание на то, что «неизвестно, что конкретно имеется в виду в Коране под сабиями. Согласно контексту, это должна быть какая-то из иудео-христианских сект. Термин «сабии» толкуется обычно как происходящий от вавилонско-арамейского «крестить». Скорее всего, речь идет о секте, близкой к иракским мандеям (христианам Иоанна Крестителя – прим. «Кавказского узла»), или же прямо о них. Есть предположение, что Коран имеет в виду аравийских ханифов. Комментаторы Корана тоже не знали точно, кто такие «сабии» (Пиотровский М.Б. Ас-Сāби’ȳн // Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991. С.201).

Указанным религиозным общинам были явлены от Аллаха посланники и богооткровенные Писания (ат-Таура –Тора, Забур-Псалмы, Инджил – Евангелие), но они исказили их тексты и заветы Аллаха. В Коране подчеркивается также неравенство «степеней» предшествующих посланников; среди них были и те, которым было отдано предпочтение в отношении полного изложения воли Бога, кто основывал новые направления веры, и те, кто разъяснял учение, уже возвещенное другими. «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым справедливо предначертано заблуждение» (Коран. Сура16. Аят. 36).

Главным искажением текстов древних священных книг считалось исключение из них упоминания о Мухаммаде и его миссии в качестве последнего пророка. Сутью посланничества Мухаммада в общечеловеческом плане считалось как подтверждение тех основных откровений, с которыми прежние пророки приходили к Ахл аль-Китаб, так и исправление всего того, что они исказили в прежних откровениях. Соответственно, отношение мусульман к «Людям Писания» отличается от их отношений с язычниками.

Представление об Ахл аль-Китаб родилось в период создания Корана из общей концепции тесной связи ислама с иудаизмом и христианством, признающими одного и того же бога. Она поддерживалась ожиданиями Мухаммада того, то иудеи и христиане признают в нем пророка. После начала мусульманских завоеваний терпимость к Ахл аль-Китаб была связана с необходимостью иметь социальную опору на завоеванных территориях, а затем – с необходимостью организовать экономическую и социальную жизнь в странах, где иноверцы составляли большинство населения. С самого начала мусульманских завоеваний в средние века категория Ахл аль-Китаб стала расширяться.

Вопросы взаимоотношений мусульман с Людьми Писания регулируются фикхом. В средние века Ахл аль-Китаб открыто занимались своими религиозными практиками, имели молитвенные дома. Они считались находящимися под особым покровительством мусульманской общины и в этом качестве входили в категорию Ахл аз-Зимма («покровительствуемые»). В связи с Ахл аль-Китаб в фикхе дискутировались вопросы о допустимости строительства для них новых святилищ, о возможности для мусульман есть приготовленную Ахл аль-Китаб пищу, о возможности браков между мусульманами и Ахл аль-Китаб.

«Люди Писания» играли значительную роль – особенно экономическую и интеллектуальную – в средневековом мусульманском обществе. Особенно эта роль была велика на первых этапах его развития, когда иудеи и христиане составляли значительную часть административного аппарата, переводчиков, ремесленников и торговцев Халифата. В Халифате за Ахл аль-Китаб закрепился ряд профессий – например, они занимались запретными для мусульман ростовщичеством и виноделием.

Общее терпимое отношение мусульман к Ахл аль-Китаб, основанное на специальных указаниях Мухаммада и первых халифов не притеснять их, иногда сочеталось с силовым воздействием на их общины. Последнее выражалось в изгнании иудеев и христиан из Хиджаза и части Аравии, в требовании строго соблюдать ограничения в одежде, в способах передвижения, местах жительства и т.п. Однако в целом положение «Людей Писания» в странах ислама было более благоприятным, чем положение иноверцев в странах средневековой Европы. Часто иудеи и даже восточные христиане предпочитали жить под властью мусульманских, нежели европейских правителей.

Концепция «Людей Писания» давала и дает теоретическую основу для компромисса и мирных отношений между разными цивилизациями.

Источники:

Автор: Кавказский Узел

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *