что значит масло первой заливки
Как выбрать моторное масло: советы экспертов
Для многих водителей выбор моторного масла — задача непростая. Кто-то обращается за советом к друзьям или на интернет-форумы, а кто-то просто доверяет выбор специалистам СТО. Мы собрали популярные вопросы автолюбителей на эту тему и попросили экспертов компании «Лукойл» доступно на них ответить
В России официально представлены десятки автомобильных марок, сотни моделей и тысячи двигателей. И под каждый необходимо правильно подобрать масло, ориентируясь на многообразие допусков автопроизводителей и вязкостей моторных масел. Но все не так сложно, как кажется на первый взгляд, если просто ориентироваться на рекомендации автопроизводителя, которые, в свою очередь, базируются на двух основных моментах: тип двигателя и температура окружающей среды.
ВЯЗКОСТЬ
В обозначение вязкости масла по SAE входят две цифры. Первая, рядом с буквой W, обозначает низкотемпературную вязкость (0W, 5W, 10W, 15W, 20W). Чем ниже этот показатель, тем при более низкой температуре можно завести двигатель. В средней полосе России достаточно класса вязкости 5W-X, но в районах Крайнего Севера, где температура может опускаться ниже –30° С, рекомендуется использовать масло с классом вязкости 0W-X.
Вторая цифра в обозначении класса вязкости — это высокотемпературная вязкость (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60). Двигатели различных автопроизводителей имеют самые разные требования к этому параметру. Некоторые конструкционно рассчитаны под маловязкие масла, как, например, японские и корейские автомобили. А некоторые, наоборот, требуют применения масел с вязкостью XW-40. В любом случае при выборе класса вязкости необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя.
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В «СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ» И «ОДОБРЕНИЯХ»?
Автопроизводители могут иметь самые разные требования к маслам. Европейские и американские зачастую имеют собственные допуски на масла и разрешают заливать в свои двигатели только продукцию, получившую одобрение и прошедшую тестирование в независимых или собственных лабораториях. Японские, китайские и корейские автопроизводители не имеют собственных допусков для моторных масел, но требуют наличия соответствия требованиям международных классификаций API или ILSAC.
Чтобы получить допуск автопроизводителя, необходимо провести ряд стендовых и моторных испытаний в независимых лабораториях. На основе успешных испытаний выдается допуск на масло, подтверждающий уровень эксплуатационных свойств, и автомобильная компания вносит масло в список официально одобренных. Наличие официального одобрения от автопроизводителя гарантирует исправную работу масла в двигателе. Если какая-либо поломка все же произошла, и ее причиной стало именно масло, заявленное как одобренное, то автопроизводитель обязан компенсировать расходы на ремонт.
МАСЛО ПЕРВОЙ ЗАЛИВКИ И СЕРВИСНОЙ ЗАЛИВКИ
Первое масло в двигатели автомобилей заливают на сборочном конвейере и, как правило, требования, которые автопроизводители к нему предъявляют, выше, чем к маслам сервисной заливки. Такие масла обладают меньшей вязкостью, чтобы излишне не препятствовать «сглаживанию» трущихся поверхностей при обкатке и стендовых испытаниях двигателя. После того как мотор обкатан, он с залитым маслом отправляется на сборочную линию.
Масло, которое попадает в двигатель при его гарантийном обслуживании, принято называть маслом сервисной заливки. Многие считают, что необходимо использовать исключительно оригинальные моторные масла в таре с этикеткой автопроизводителя. Однако стоит отметить, что сейчас ни одна автомобильная компания не занимается самостоятельным производством масел, а прибегает к помощи специализированных компаний. Поэтому масло в фирменной упаковке отличается лишь логотипом на этикетке и завышенным ценником. Соответственно, при замене масла можно использовать продукт любого бренда при наличии необходимого допуска и уровня эксплуатационных свойств, рекомендуемых автопроизводителем в руководстве по эксплуатации к автомобилю.
МАСЛО В ПОСТГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД
В постгарантийный период, когда пробег автомобиля может достигать более 100–200 тыс. км, в первую очередь увеличиваются зазоры между стенкой цилиндра и поршнем. Если продолжать использовать маловязкие масла, то создаваемой толщины масляной пленки может оказаться недостаточно, и будет происходить прорыв газов сгорания в масляный картер. В этой связи, имеет смысл перейти на более вязкие масла, которые будут обеспечивать большую толщину масляной пленки и продлят жизнь двигателя.
КАК ЧАСТО МЕНЯТЬ МАСЛО?
На вопрос «Когда менять масло?» нельзя ответить однозначно, поскольку этот момент зависит от большого количества факторов — от условий эксплуатации до качества топлива. В руководстве по эксплуатации автомобилей, как правило, приведены несколько заниженные цифры — до 15 тыс. км. На самом деле качественные масла от крупных компаний, имеющие официальные одобрения автопроизводителей, вполне могут проработать гораздо дольше. Поэтому ничего страшного не произойдет, если затянуть с заменой масла на 500–1000 км. Но делать этого все же не следует, так как в случае поломки автопроизводитель имеет право отказать в гарантийном ремонте.
Большое влияние на ресурс моторного масла оказывает режим, при котором эксплуатируется автомобиль
ИТОГИ
Итак, для того чтобы самостоятельно правильно подобрать моторное масло, нужно выполнить следующие действия:
Что значит масло первой заливки
24.11.2019
Масла TOTAL для первой заливки на автомобильных заводах как гарантия высокого качества
В настоящее время в мире насчитывается большое количество производителей автомобильных масел и смазок.
Но не у каждого производителя качество достигает такого высокого уровня, чтобы автопроизводители использовали их смазочные материалы в первоначальной заливке в новых автомобилях.
Автомобильные производители, прежде чем выдать заключения о соответствии масел к использованию в своих автомобилях, проводят длительные ресурсные тесты и испытания.
Компания TOTAL уже более ста лет производит смазочные материалы – моторные и трансмиссионные масла, смазки и специальные жидкости.
Сотрудничество французских производителей: автомобильного концерна PSA (PEUGEOT CITROEN) и компании TOTAL длится на протяжении двадцатого и двадцать первого веков.
И все это время моторные и трансмиссионные масла TOTAL рекомендованы для первой заливки на производстве автомобилей и для послепродажного обслуживания.
В частности синтетическое масло TOTAL QUARTZ 9000 5W-40 одобрено к применению в бензиновых двигателях, в том числе и оснащенных турбонаддувом.
Для дизельных двигателей специально разработаны синтетические масла TOTAL INEO ECS 5W-30 и TOTAL INEO FIRST 0W-30.
По мере расширения присутствия на европейском рынке, концерн HYUNDAI/KIA и компания TOTAL заключили соглашение о сотрудничестве.
По результатам исследований, лабораторных испытаний и ресурсных тестов концерн HYUNDAI/KIA принял решение, что в двигателях автомобилей, производимых автозаводами Европы и Кореи, нужно использовать моторные масла TOTAL.
В дизельные двигатели в качестве масла первой заливки – синтетическое моторное масло TOTAL INEO HKS D 5W-30 C2.
Для бензиновых двигателей утверждено к применению синтетическое масло TOTAL QUARTZ 9000 ENERGY HKS G-310 5W-30.
Новые поколения автомобилей оснащаются шестиступенчатыми автоматическими трансмиссиями.
Масло для них должно соответствовать только классификации DEXRON IV и допуском HYUNDAI/KIA SP-IV.
По результатам проведенных испытаний концерном HYUNDAI/KIA принято решение, что масло TOTAL FLUIDMATIC MV LV допущено к заливке на конвейере автозаводов в автоматические трансмиссии.
Масло обладает высоким уровнем эксплуатационных характеристик и способствует экономии топлива.
Для долговечной и бесперебойной работы таких сложных агрегатов трансмиссии необходимо использоваться только масло TOTAL FLUIDMATIC MV LV.
Не зря автолюбители в дальнейшей эксплуатации своих машин, по мере дальнейшего технического обслуживания, придерживаются рекомендаций производителей автомобилей.
При обращении в нашу компанию «Эксперт-ойл», в отдел продаж 8-495-77-11-093, за консультациями по моторным и трансмиссионным маслам,
мы подберем для каждого конкретного автомобиля масла с требуемыми допусками и спецификациями.
Первая заливка
Сопровождать автомобиль на протяжении всего цикла эксплуатации, от производства до утилизации, — заветная мечта и идеальная модель для любого производителя масел. Первый шаг на этом пути — конвейерная заливка, приносящая небольшой доход, но позволяющая выйти в гораздо более прибыльный сегмент сервисного обслуживания и обеспечивающая продвижение на розничном рынке.
Рынок первой (конвейерной) заливки, конечно, невозможно сравнивать по масштабу с сегментами фасованных масел или даже сервисной заливки. По данным Discovery Research Group, которые приводит РБК, в целом объем российского рынка моторных масел в 2012 году составил 579,57 тыс. тонн. Прогноз объема рынка масел первой заливки на 2013 год — 17,3 тыс. тонн. Естественно, емкость этого сегмента напрямую связана с состоянием автомобильного рынка. По данным Росстата, с января по октябрь в России было произведено 1,6 млн легковых автомобилей. Это на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2012‑го. Производство грузовых автомобилей за то же время уменьшилось на 2,8% — до 168 тыс. штук. То есть динамика отрицательная — в первую очередь за счет насыщения рынка на фоне общего снижения покупательской способности в связи с общим экономическим спадом. Соответственно, снижаются и объемы рынка конвейерных заливок масла. Однако привлекательность этого сегмента не в объемах, а в возможности изначально сориентировать автовладельцев на использование масла одного производителя на протяжении всей эксплуатации автомобиля.
Всего за год компания «Газпромнефть — смазочные материалы» создала для автопроизводителей девять новых видов масел
Идеальное масло
С точки зрения автопроизводителей, товарные масла делятся на две группы: продукты первой и сервисной заливки. Масло первой заливки попадает в агрегат еще до окончания сборки автомобиля, поэтому еще называется маслом конвейерной заливки. Порядок заправки связан как с технологией самого сборочного процесса, так и с необходимостью предварительных испытаний ответственных агрегатов — например, каждый двигатель до окончательной установки необходимо обкатать и протестировать.
После завершения сборки автомобиль своим ходом перемещается в зону готовой продукции, откуда отправляется к месту продажи. На следующем этапе дилер обязан убедиться в полной исправности автомобиля, провести предпродажное обслуживание, в ходе которого при необходимости доливаются все масла и технические жидкости. Таким образом, к потребителю автомобиль попадает в полной готовности к эксплуатации. Автопроизводитель жестко регламентирует и пробег, после которого автомобиль должен проходить сервисное обслуживание, где масло первой заливки заменяется на сервисное.
11% российского рынка конвейерной заливки занимает сегодня «Газпромнефть-СМ»
При этом маслам первой заливки автоконцерны уделяют особо пристальное внимание. «Строго говоря, это масло, идеально удовлетворяющее требованиям конкретного автопроизводителя, — пояснил начальник отдела по работе с производителями техники OEM „Газпромнефть-СМ“ Николай Дорошенко. — Для получения допуска к первой заливке масла проходят полный цикл испытаний, подтверждающих как соответствие базовым требованиям,общепринятым в отрасли, например ACEA или API, так и сугубо специфичным требованиям, обусловленным особенностями конструкции конкретного автомобиля».
Трудоемкость и стоимость таких проектов высока, но вложения окупаются, так как речь идет о достижении технологического лидерства. Производитель масла получает эксклюзивный продукт с защищенными правами на первую заливку, присадочная компания — надежный рынок сбыта технологии, автоконцерн — надежный и экономичный в эксплуатации агрегат, наличие которого — конкурентное преимущество на рынке.
Определенные возможности для развития существуют и с компаниями, уже имеющими стратегических партнеров, — такими, например, как КАМАЗ
Пример подобного сотрудничества — разработка масла первой заливки для группы ГАЗ в Совместно с присадочными компаниями специалисты «Газпромнефть-СМ» разработали рецептуры, которые испытывались на двигателях ЯМЗ-238ДК, ЯМЗ-236НЕ2—3, ЯМЗ-7511 в инженерно-конструкторском центре компании «Автодизель». В результате новое масло получило допуск к первой заливке на конвейере Ярославского моторного завода. Дальнейшее сотрудничество получило развитие уже в области сервисных продуктов с увеличенным интервалом до замены для двигателей серии 650, производящихся по лицензии Renault на Тутаевском моторном заводе.
Другой пример совместной разработки, но уже в сегменте спецмашин — универсальное трансмиссионно-гидравлическое масло для агрегатов техники под брендом «Четра» концерна «Тракторные заводы». Высокие требования производителя к низкотемпературным свойствам и универсальности применения определили высокий уровень эксплуатационных свойств, соответствующий спецификации Caterpillar TO-4. В настоящее время проводятся совместные масштабные полевые испытания продукта в регионах с различными климатическими условиями. Эта разработка должна заместить на конвейере ГОСТовский продукт, что обеспечит машинам новый уровень эксплуатационных свойств.
Есть у «Газпромнефть-СМ» и опыт совместных инжиниринговых проектов. Помимо поставок масел на сборочную линию производственной площадки «Мерседес-Бенц Тракс Восток», идет внедрение автоматизированного комплекса по заправке масел и технических жидкостей.
G-ENERGY F SYNTH 0W-40
SAE 0W-40, API SM
Спецификации/Одобрения: ACEA A3/B4; ILSAC GF-4
Полностью синтетическое (PAO&VHVI) моторное масло наивысших эксплуатационных характеристик, предназначенное для использования в современных бензиновых двигателях легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков. Обладает уникальными низкотемпературными и энергосберегающими свойствами.
G-ENERGY FE DX I
SAE 5W-30, API SN
Спецификации/Одобрения: ILSAC GF-5
G-BOX ATF DX VI
Спецификации/Одобрения: Dexron VI
G-Box ATF DX VI — рабочая жидкость для автоматических коробок передач, соответствующая новейшим спецификациям General Motors с увеличенным сроком замены. Рекомендована как для самых современных, так и для более ранних моделей трансмиссионных систем. За счет эксплуатационных свойств повышает производительность АКПП.
Стратегическое движение
Сегодня в России, по данным Минпромторга РФ, действует 12 автосборочных кластеров. Этот жесткий каркас обеспечивает стабильность расстановки сил в сегменте первой заливки масел. Особенно учитывая, что многие партнерства производителей масел и автомобилей в России — просто продолжения существующих уже много лет международных альянсов. «Рынок масел первой заливки — сложный и не ждет новых игроков с распростертыми объятиями, однако сегодня компания уже занимает на нем 11%‑ную долю», — отметил начальник отдела развития продаж в специальных каналах (ОЕМ) «Газпромнефть-СМ» Борис Горбунов. Всего в России, по данным РБК, 39 производственных площадок ОЕМ. Резервы для роста можно оценить исходя из структуры рынка, который условно делится на три сегмента.
Первый — это производственные площадки, где практически нет барьеров для вхождения новых игроков. «У таких производителей нет соглашений о стратегическом сотрудничестве, это значит, что теоретически любая компания может предложить поставлять свою продукцию», — рассказал Борис Горбунов. Второй сегмент на рынке масел первой заливки — это компании, для которых должны быть разработаны абсолютно новые продуктовые решения, а порой целые линейки новых масел. Третий сегмент — самый сложный. Это компании, у которых уже есть соглашения о стратегическом сотрудничестве с какими-либо производителями масел. Как правило, это международные нефтегазовые корпорации с глобальным присутствием на мировом рынке масел — лидеры мирового рынка.
В идеале развитие компании на рынке масел первой заливки — это перевод предприятий первой и второй категорий в третью за счет заключения с ними собственных договоров о стратегическом партнерстве. Совсем свежий пример такого движения — заключение «Газпромнефть-СМ» соглашения о стратегическом партнерстве с «Лифан Моторс Рус» о поставках масла на сборочную площадку Derways в Черкесске, где производятся китайские автомобили Geely и Lifan. Помимо стабильного объема продаж, это сотрудничество обеспечивает и дальнейший контакт «Газпром нефти» с обширной дилерской сетью Lifan в России и владельцами автомобилей этих марок. «Под капотом каждого Lifan, собранного в нашей стране, теперь размещаются специальные таблички с логотипом компании в качестве рекомендованного производителя масел и списком одобренных продуктов, так что владелец всегда будет знать, что выбрать. Это лучший способ коммуникации, — пояснил Борис Горбунов. — Кроме того, в подобных соглашениях практически всегда существует специальный пункт, где указывается, какое масло должно использоваться при прохождении техобслуживания в сервисах официальных дилеров, и эта информация доступна в сервисных книжках. А у каждого автопроизводителя в стране десятки фирменных техцентров».
«ГАЗПРОМНЕФТЬ — СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»
Дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации масел, смазок и технических жидкостей. Располагает пятью производственными площадками в России, Италии и Сербии. Общий объем производства — 450 тыс. тонн высококачественных масел, смазок и технических жидкостей в год. Система менеджмента компании «Газпромнефть-СМ» и ее производственных активов соответствует требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001. Ассортимент продукции включает более 400 наименований масел и смазок для всех секторов рынка (свыше 1000 товарных позиций).
Компания «Газпромнефть-СМ» занимает 14% рынка смазочных материалов России, а также работает на рынках Восточной и Северной Европы, в странах СНГ и Балтии, Центральной Азии, Доминиканской Республики и других регионах. Всего продукция компании представлена более чем в 40 странах мира.
Таким образом, небольшой доход от поставок масел первой заливки многократно увеличивается за счет выхода в сегмент послепродажного обслуживания и маркетингового эффекта в рознице.
Помимо Lifan, у «Газпромнефть-СМ» есть соглашение о стратегическом партнерстве с еще одним китайским ОЕМ — Chery, и компанией «Чери Автомобили Рус».
Определенные возможности для развития существуют и с компаниями, уже имеющими стратегических партнеров. «Основные объемы там приходятся на других поставщиков масел, но мы реализуем некоторое количество фасованных масел и налив. Таким образом компания сотрудничает, например, с ГАЗом и КамАЗом, — рассказал Борис Горбунов. — В таких случаях инженеры и технологи стараются использовать новые технологии, активно сотрудничать с научными организациями, что позволяет создавать новые высококачественные продукты».
Из 11% российского рынка конвейерной заливки, которые сегодня занимают «Газпромнефть — смазочные материалы», около 3% приходится на поставки в рамках соглашений о стратегическом партнерстве. О перспективе укрепления рыночных позиций в «Газпромнефть-СМ» говорят осторожно, ссылаясь на стагнацию российского авторынка. В качестве ориентира на 2014 год рассматривается увеличение общей доли до 15%.
ОЕМ карта России
По данным Минпромторга
В России 39 производственных площадок ОЕМ Источник: РбК, Автомобилестроение в России, 2012
9 фактов, которые нужно знать о замене моторного масла
Как понять, что пора менять масло
Учитывайте рекомендации
Обычно сервисный регламент предполагает замену масла каждые 10-15 тысяч километров — в зависимости от того, что написано в вашей инструкции. Но рассчитывать циклы замены по инструкции не всегда оптимальное решение — здесь не учитывается разница пробега по трассе и по городу. Учитывайте, где вы чаще ездите? Если по городу — меняйте масло чуть раньше, чем рекомендовано.
Интервал замены у каждой модели свой — изучите инструкцию
Смотрите на понижение уровня
Ориентируйтесь на показания датчиков и нехарактерное поведение автомобиля. Если уровень быстро падает, может быть проблема в агрегатах — повод заменить масло и заодно провести диагностику автомобиля в сервисе.
Проверить уровень можно щупом — на нем выгравированы отметки нормального уровня.
Периодически проверяйте уровень, не дожидаясь, когда загорится индикатор давления масла
Проверьте цвет масла щупом
В начале масло светлое, чистое. Если темнеет, то пора его менять. Если масло полностью черное — нужно срочно его заменить и отогнать машину в сервис на проверку. Езда на отработанном масла может повредить узлы автомобиля.
Проверяйте цвет щупом. Двигатель автомобиля должен быть холодным. Если двигаетесь в основном в городе по пробкам — проезжаете 8-10 тысяч и потом проверяйте цвет каждые 500-1000 км. Если эксплуатируете машину на трассе — проверяйте цвет после 10-15 тысяч.
В сервисах есть хорошая практика — после замены масла клеить на видимое место стикер с названием жидкости и датой замены. Воспользуйтесь этим лайфхаком, не надейтесь на память.
Обратите внимание — средний срок эксплуатации масла — один год. Даже если ваш автомобиль просто стоял в гараже, то качественные характеристики жидкости снизились, и масло стоит поменять в ближайшее время.
Состояние масла проще всего проверить щупом
На щупе железная стружка
Если вы обнаружили на щупе железную стружку — срочно направляйтесь в сервисный центр. Это означает, что движущиеся элементы мотора начали разрушаться из-за неэффективной работы масла.
Не доводите масло до такого состояния
Меняем «полусинтетику» и «синтетику»
Так уж вышло, что в наших экспериментах мы меняем полусинтетическое масло либо на минеральное, либо сразу на синтетическое – эдакие две крайности. Правда, и в одном, и в другом случае предусмотрели замену с промывкой и без. Стало быть, вариантов всего четыре.
Лучшие результаты получили, как нетрудно догадаться, при замене на более качественное синтетическое масло. Причем, как и в предыдущих опытах, бо’льшую работоспособность имело синтетическое масло, которым заменили «полусинтетику» сразу, без промывки. А вот меньшая оптическая плотность, напротив, получается, если промыть. Выходит, что на вид масло свежее, а работает чуть хуже.
А вот с заменой «полусинтетики» на «минералку» вышло несколько странно. Чуть лучший результат – при замене с промывкой (щелочность 1,54 против 1,2). При самом общем толковании это означает, что для плохонькой «минералки» примесь свежей промывки лучше, чем поработавшей «полусинтетики».
Вот мы и дошли до случая замены «синтетики» либо на «минералку» (с промывкой или без), либо на такую же «синтетику» (тоже – с промывкой или без).
Наверное, вы догадались: меняя синтетическое масло на такое же, промывать не надо – получается только хуже. Но похожий результат у нас и с заменой «синтетики» на «минералку» – с промывкой выходит похуже. Видно, стойкость к окислению у высококачественного масла столь высока, что его остаточные свойства все равно много лучше хорошей промывки.
Как выбрать новое масло
Если вы решили менять масло самостоятельно, изучите ассортимент смазочных жидкостей. Нужно понимать, чем одни марки отличаются от других. Главное, что нужно знать — масло состоит из основы и присадков. Выбирают по виду основы.
Полусинтетика
Таких масел на рынке больше всего. Не такие дорогие, как аналоги, но содержание присадок гораздо выше, чем в минеральных. Продукты распада загрязняют мотор, вязкость меняется довольно быстро. Если вы эксплуатируете автомобиль в основном в городе, то рекомендуем обратить внимание на другие виды. Если по трассе — то интервал в 10 000 км масло протянет отлично.
Синтетика — гидрокрекинговые масла
Такие масла лучше обычной полусинтетики за счет дорогой основы. Стабильность вязкости удерживает пакет присадок. Тесты показывают, что такое масло может эффективно работать и 30 тысяч км в благоприятных условиях, но лучше не рисковать и проверять цвет после первых 10 тысяч.
Некоторые эксперты утверждают, что такие масла долго держат ресурс катализатора, но при этом увеличивают износ мотора.
Синтетика — полиальфаолефиновые масла (ПАО)
Такие масла часто используют в гоночных карах — они дороже и хорошо работают в морозы. Продукты распада чисты, не оказывают разрушающего влияния на поршневые кольца. Стареют такие масла очень долго, в тестах стандартный интервал в 400 часов значительно превышен.
Среди минусов — дороже других масел, менее стойкая масляная пленка.
Эстеровые масла
По мнению обозревателей и тестирующих, такие масла еще лучше. Ниже коэффициент трения, стойкая пена, качественные моющие средства. Есть проблема — производители нередко указывают слово эстеры, но не добавляют, что это лишь один из компонентов, а основа на самом деле состоит из ПАО и других смесей.
Использовать эстеровые масла рекомендуют на сильно загрязненных двигателях — они промоют его и уже затем можно будет перейти на жидкости дешевле. Если у вас такая ситуация, перед заменой проконсультируйтесь в сервисе, возможно, такие траты не нужны. Постоянно же такие масла актуально использовать на форсированных турбированных моторах.
Что купить
Выбирайте рекомендованное производителем масло или доверьтесь советам специалиста автосервиса. Приобретать масла стоит только у официальных дилеров. В сетевых магазинах покупайте масла только известных производителей. Не ведитесь на низкую цену неизвестного бренда в какой-нибудь «Ленте» или «Магните». Лучше не экспериментировать — неподходящая жидкость сомнительного состава может испортить мотор.
Классификация моторных масел
Существует несколько видов моторных масел и все они различаются по свойствам и составу:
Главная разница между тремя видами масел – в температуре кипения. Чем она выше, тем меньше масло пригорает и больше поглощает избыточного тепла. Соответственно, менять такое масло нужно реже. При выборе масла учитывайте его вязкость. Идеальное масло не слишком вязкое при запуске холодного двигателя и не слишком жидкое при работе на высоких температурах.
Что нужно для замены масла
К замене масла лучше подготовиться заранее — работа «грязная», и в середине процесса что-то искать в гараже будет плохой идеей.
Менять масло нужно на «теплом» двигателе — прокатитесь несколько километров и потом дайте мотору немного остыть. Хватит 5-10 минут. Так масло будет более текучим и его будет легче слить.
Зачем промывать мотор?
Теперь рассмотрим другую точку зрения относительно промывки двигателей. Многие автомеханики и опытные автовладельцы при замене минерального масла на полусинтетику рекомендуют промывать мотор. Масло предназначено не просто для смазывания контактирующих деталей, но и очищения их от загрязнений:
Все эти посторонние частицы смываются с внутренних стенок и перемешиваются со смазкой, в результате чего она темнеет и становится более вязкой. Для чего же тогда промывать мотор при замене масла, если в смазке и так есть моющие присадки? Нужно это по нескольким причинам:
Сразу после заливания масла в мотор моющие присадки разлагаются. Чем дольше вы будете ездить, тем хуже будут работать эти дополнительные составы. Под конец пробега содержащиеся в масле присадки перестают решать свои задачи. Примерно 10-15 процентов масла в моторе при замене сохраняются в скрытых полостях. Содержащаяся в этой смазке грязь смешивается со свежей смазкой и ухудшает ее свойства.
Следовательно, при каждой замене масло будет работать все хуже, даже при применении качественных смазочных составов от известных брендов. По этой же причине важно строго соблюдать регламент обслуживания машины.
Как поменять масло
Снимаем защиту — универсальных советов нет, все зависит от марки и модели вашего автомобиля.
Сливаем отработанную жидкость
Ставим поддон и откручиваем сливную пробку. Будьте осторожны в момент, когда польется старое масло — можно обжечься.
Если вы не планируете проводить другие работы с авто прямо сейчас, то можно снять крышку горловины, куда заливается масло — есть мнение, что так слив будет быстрее. Но это чревато — в нее может попасть пыль или другой мусор.
Не торопитесь — сначала масло будет идти быстро, потом процесс замедлится. Нужно дождаться, пока из слива вытечет все.
Подготовка к заливу нового
Снимаем масляный фильтр. Иногда это сложно сделать рукой, поэтому используют подручные средства. Лучше возьмите специальный съемник под вашу модель — это практикуется в автосервисах, быстро и безопасно. Или подденьте фильтр чем-то тонким и прочным, только аккуратно — инструмент может соскочить и что-нибудь повредить.
Когда фильтр снят, сразу закручивайте пробку сливного отверстия — ставим новую прокладку, затягиваем. Обратите внимание, не нужно прилагать много усилий — одна из популярных проблем при замене масла это оторванная голова отверстия.
Будьте аккуратнее при сливе масла — можно обжечься
Поставьте новый фильтр
Поставьте новый фильтр. Заливать в фильтр новое масло не нужно — это бессмысленно, хотя такие советы можно встретить в среде старых автовладельцев «Жигулей». Более того, во многих автомобилях фильтры ставятся под углом, и масло выльется.
Промажьте маслом резинку нового фильтра, закрутите его рукой. Процесс не должен быть сложным — если трудно, добавьте на резинку масла.
Затяните фильтр максимально сильно
Залейте масло
В сервисе новое масло заливают с помощью шланга — получится аккуратно. В гараже можно воспользоваться воронкой.
Обратите внимание — не нужно лить масла сразу столько, сколько указано в объеме картера. На деле вы слили не все масло, что-то осталось. Залить нужно чуть меньше и подождать, пока масло откачается — примерно 10 минут.
Используйте масло, рекомендованное производителем
Проверьте уровень
Долейте масло, ориентируясь на верхнюю метку щупа. Если делаете это первый раз, изучите инструкцию и проконсультируйтесь со специалистом — в некоторых машинах стоит держать границу не доходя до максимальной отметки половину от минимума, в других — около верхней отметки.
Проверьте, удачно ли все вышло — запустите мотор. Если индикатор давления масла погас, то фильтр заполнился. Заглушите мотор и подождите еще 5-10 минут. Затем проверьте уровень и, если нужно, долейте масла. Можно ехать. Повторите проверку уровня через 300 км.
Обратите внимание, если вы используете автомобиль с АКПП, то перед поездкой несколько раз переключите селектор — так масло лучше смешается с остатками старого. Подробно же о замене масла в АКПП мы расскажем в отдельной статье.
Ориентируйте на индикатор и щуп
Возможные негативные последствия промывки силового агрегата
Промывка ДВС – это крайняя и радикальная мера очистки силового агрегата, которая сможет не только не стать полезной для вашего авто, но и причинить в дальнейшем много неприятностей, вплоть до его выхода из строя. Если нет прямых показаний для промывки, то лучше отказаться от этой затеи и заменить масло без дополнительной очистки агрегата. Прежде чем принять положительное решение, нужно ли промывать двигатель при смене масла, основательно взвесьте все плюсы и минусы этой процедуры, а поможет это сделать перечень возможных негативных последствий от промывки:
Как видим, промывка мотора может стать не только бесполезной процедурой для мотора вашего авто, но и опасной для его функциональности.
Основные ошибки и проблемы после замены масла
Замена масла в двигателе простой, на первый взгляд, процесс. Тем не менее, при этой процедуре так же можно ошибиться.
Перелив или недолив масла
Перелив масла ведет к избыточному давлению внутри двигателя. Из-за этого может сорвать резиновые уплотнители и двигатель зальет маслом. Если масло недолить, то двигатель будет плохо смазываться, перегреваться и выйдет из строя.
Узнайте объем масла, который вмещает в себя двигатель и отмерьте нужное количество жидкости по меткам канистры.
Недостаточный слив старого масла
Если плохо слить масло, старое и новое масло смешается. Из-за этого жидкость недостаточно смазывает двигатель, агрегаты перегреваются. Износ мотора повышается.
Прогрейте двигатель до рабочей температуры и слейте горячее масло — так оно станет более жидким и лучше вытечет. Дополнительно можно использовать промывку для двигателя.
Плохо закрученный масляный фильтр
Если фильтр плохо закрутить, расход масла повысится, уровень снизится и мотор начнет изнашиваться быстрее.
Закрутите масляный фильтр максимально сильно, предварительно правильно установив его на посадочное место.
Неправильно подобранное масло
Неподходящее к двигателю масло будет плохо работать. Мотор не запустится на морозе из за неподходящей вязкости или качества.
Покупайте рекомендованное производителем масло у официальных дилеров. Доверьтесь рекомендациям специалистов автосервиса.
Моторист подвёл черту: можно ли менять моторное масло на другое без промывки?
Выбор моторного масла — одна из самых распространённых задач, с которой сталкиваются автовладельцы. Многие водители постоянно пользуются продуктом одного и того же производителя, имеющим одинаковые характеристики. Однако, порой автолюбители решаются перейти на другое моторное масло, отличающееся по своим свойствам. Принято считать, что в таком случае нужно обязательно промывать двигатель перед заменой смазывающего материала. Я узнал у знакомого моториста, так ли это на самом деле.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить «палец вверх»
На полках автомагазинов сейчас можно найти огромное количество промывок в различных ценовых сегментах. Производители подобных средств прямо указывают на упаковке, что состав не только позволит удалить отложения из ДВС, но и должен использоваться в случае перехода на другое моторное масло
. Обычно подобные промывки имеют быстрое действие, достаточно залить их на 5-15 минут и дать двигателю поработать на холостых оборотах.
Мнение о необходимости промывки двигателя перед сменой типа масла устоялось давно. Многие автолюбители считают, что смешивать разные смазывающие материалы друг с другом нельзя, якобы это может привести к расслоению или вспениванию
. Подтвердить или опровергнуть это мнение можно путём проведения реальных испытаний, которые нередко проводятся неосознанно.
Механик рассказал мне, что ему часто доводилось видеть смешанные между собой моторные масла. Порой они даже имели разное происхождение, в двигатель заливали синтетику и полусинтетику вместе. Ничего страшного после этого не происходило, современные масла без проблем уживаются между собой
, даже если смешать эстеровую синтетику и минералку. В Сети можно найти видеоролики, где специально смешивают 30 разных моторных масел, а затем ездят на этом составе 5 000 километров. Двигатель после такого испытания чувствует себя нормально.
Получается, что при смене моторного масла на другое нет смысла использовать промывку только во избежание смешивания двух смазывающих материалов. Если Вы хотите промыть двигатель, делать это нужно грамотно. Рекомендуется производить процедуру деликатными средствами, агрессивные промывки могут только навредить силовому агрегату, особенно на больших пробегах