что значит младшая ветвь рода
Понятия со словосочетанием «младшая ветвь»
Связанные понятия
Великие герцоги Ольденбурга являются младшей линией Гольштейн-Готтопрской династии, младшей ветви Ольденбургской династии. Герцогский престол должен был наследоваться по принципу агнатической примогенитуры. Нынешним главой Ольденбургской герцогской семьи с 2014 года является герцог Кристиан (род. 1955), который именуется «Его Королевское Высочество Герцог Ольденбургский». Его предки правили в Великом герцогстве Ольденбург до 1918 года, когда последний великий герцог Фридрих Август II.
Это список претендентов на трон Пармского герцогства, которым правили представители династии Бурбон-Парма с 1748 по 1859 год, когда правящая семья была изгнана из герцогства во время Войны за независимость Италии.
Герцог Орлеанский (фр. Duc d’Orléans) — титул французской королевской семьи, присваиваемый с XIV века. Титул присваивался принцу крови, второму сыну короля (или старшему из младших братьев короля). Таким образом, они сформировали побочную линию французской королевской семьи, с возможным правом наследования трона в случае пресечения основной линии.
Начиная с 2011 года, герцогский престол Люксембурга переходит по наследству потомкам великого герцога Анри в соответствии с системой абсолютной примогенитуры. Женщины и мужчины имеют равные права престолонаследия.
Первоначально герцогство Шартр (фр. Duche de Chartres) было графством со столицей в городе Шартр. Титул графа Шартра был повышен до титула герцога Шартрского в 1528 году. В 1674 году король Франции Людовик XIV пожаловал титул герцога Шартрского своему новорожденному племяннику Филиппу II Орлеанскому (1674—1723). Филипп II был младшим сыном и наследником Филиппа Французского, герцога Орлеанского (1640—1701), младшего брата Людовика XIV.
В 1918 году Германская империя и королевство Пруссия были упразднены. Нынешним главой бывшего правящего дома Гогенцоллернов является Георг Фридрих, принц Прусский (род. 1976). Согласно закону о престолонаследии, германский императорский престол должен наследования мужской линией династии по степени первородства.
Орлеанистским претендентом на французский королевский престол является принц Жан Орлеанский (род. 1965), неоспоримый наследник Луи-Филиппа Орлеанского (1773—1850), короля французов (1830—1848). Согласно семейному соглашению от 1909 года, только потомки деда нынешнего претендента считаются членами династии, имеющими претензии на королевский трон Франции. Основатели линий Орлеан-Браганса и Орлеан-Галлиера, приняв иностранное гражданство, выбыли из списка наследования престола.
младшая ветвь
Смотреть что такое «младшая ветвь» в других словарях:
Список японских родов — Это список японских аристократических родов, чьи дома имели большое влияние и власть над Японским государством или его частями. Древние роды (годзоку), о которых упоминается в списках Нихон сёки и Кодзики, утратили политическое влияние ещё до… … Википедия
Монморанси — У этого термина существуют и другие значения, см. Монморанси (значения). Монморанси … Википедия
Волконские — Описание герба: см. текст … Википедия
Латур д’Овернь — Латур д’Овернь … Википедия
Шуйские — княжеский род, потомки суздальских князей. Принадлежат роду Рюриковичей. На протяжении всего правления на Руси московской линии Рюриковичей являлись следующей ветвью в очереди на престол, и в случае прекращения московской династии имели право на… … Википедия
Люксембурги — Герб Люксембургов Люксембурги династия, правившая в Священной Римской империи (1308 1313, 1346 1400, 1410 1437), Чехии (1310 1437), Ве … Википедия
Флеминги — Описание герба … Википедия
Роган — В червлени девять золотых веретен Период XI XXI вв. Девиз(ы) … Википедия
Дом Клеве — (нем. Haus von Kleve, нидерл. Huis Kleef) знатный род в Священной Римской империи, происходивший из Вестфалии. В 1047 году император Генрих III утвердил за представителями рода графство Клеве. Также существовал более поздний Клевский… … Википедия
Список монархов Франции — Содержание 1 Династия Меровингов 2 Династия Каролингов 3 Династия Капетингов … Википедия
Дом де Роган — Роган В червлени девять золотых сквозных веретен … Википедия
Венец безбрачия, родовые проклятия и другие признаки вымирания рода
Как понять, что ваш род вымирает? И чем это может вам грозить? Наследственные болезни, неудачи в личной жизни, родовые проклятия — все это предупреждения, что нужно пересмотреть свои жизненные принципы.
© Getty Images/OJO Images RF вымирание рода, что это, причины, вымирание рода что делать, вымирание рода признаки, венец безбрачия, родовое проклятие
— Говоря о родовой преемственности, мы нередко имеем виду только семью, в которой выросли и ближайших родственников. На самом деле род — это все родственные связи, идущие от предков, которые когда либо наступали через рождение или брак. Они исчисляются десятками поколений людей, имевших общих предков и связанных между собой кровным родством или брачными узами.
Большинство считает, что женщина после замужества переходит в род мужа и покидает свой, оставляя в родном гнезде только наследников мужского пола, например, дядю или братьев, это не так. Когда мужчина и женщина женятся, они своим союзом объединят два рода и дают своим браком новую ветвь.
Род даже в самой слабой и малочисленной семье огромен, но проблема в том, что мало кто знает свою родню. Со времен каменного века и до конца эпохи возрождения люди жили общинами, поддерживали тесный контакт даже с самыми дальними родственниками. Задачей представителей старшего поколения было хранение, систематизация и передача информации о родственных связях и семейных традициях представителям последующего поколения. Но к началу 20-го века все изменилось. Расширились горизонты, изменились традиции и порядки, а потом несколько мировых войн подряд в корне изменили уклад жизни.
Чаще всего проблема не в угасании целого рода, а отдельной его ветви. Основных таких проблем пять, но они наступают постепенно, приходя друг за другом, если члены рода не прислушиваются к знакам.
Род всеми силами готов помогать. От первого до последнего тревожного знака может пройти не только несколько лет, но и даже много поколений. Но стоит помнить, что родовая магия очень тонкая и если появляются больные ветви, как бы древо их не любило, они угаснут без лечения.
Так что внимательное отношение к себе и членам семьи, знание корней и истории предков поможет избежать проблем, остановить угасание отдельной ветви рода и гарантировать процветание ей и всему клану.
© Morsa Images / DigitalVision / Getty Images вымирание рода, что это, причины, вымирание рода что делать
Первый уровень: нет связи между родственниками
Первая и самая простая причина угасания отдельной ветви кроется в том, что члены одного рода не знают своей истории и родства, не общаются, не видятся, живут очень далеко друг от друга. Эту стадию пропускают чаще всего, и чем больше семья, тем сложнее поддерживать общение дальней родне. У всех свои жизненные приоритеты, воспитание и задачи.
Проблему можно считать актуальной, если на протяжении двух-трех поколений (например, от бабушки до внучки) в семье разлад, наблюдается предательство родни и разрыв кровных уз. Всех помирить не получится, но если самые младшие члены семьи будут хотя бы сами по отдельности общаться с бабушками и дедушками, узнают и запишут историю рода со слов старшего поколения, проблему можно будет купировать.
Если интерес к корням на третьем поколении не угаснет, то в четвертом поколении родится ребенок, который станет целителем рода и сможет проработать проблемы семьи и всех снова объединить вокруг себя. Когда этого не происходит, наступает второй тревожный знак.
Второй уровень: генетические болезни
Вторая причина, ведущая к вымиранию ветви рода, проявится в том, что начнут появляются болезни и генетические проблемы, передающиеся по наследству. Физические недуги — это первая стадия программы рода, нацеленной либо на отделение и вымирание ветви, либо на получение опыта, который позволит людям измениться и выйти на новый уровень. И тут есть выбор: прорабатывать трудности и возвращаться на путь истинный в лоно семьи с чистым сердцем и помыслами, либо игнорировать проблему и ничего не делать.
Если вы слышали от мамы или бабушки, что у всех мужчин в семье были инфаркты к сорока годам, у женщин проблемы с алкоголем, болезни репродуктивной системы и другие схожие между родственницами диагнозы, это очень тревожный звонок. У больных людей рано или поздно начинают рождаться слабые болезненные дети, которые либо не появляются вовсе, либо угасают в утробе матери, либо умирают в младенчестве. Поэтому очень важно следить за своим здоровьем и своевременно принимать меры, чтобы генетика оставалась максимально чистой и здоровой.
Помните, ваше здоровье принадлежит не вам. Оно — то, что наследуют ваши дети.
Если проблем с физическим здоровьем оказывается недостаточно, ситуация переходит на следующий уровень.
© Getty Images
Третий уровень: ментальные проблемы
У новых поколений все чаще наблюдаются проблемы с головой, нервами и включаются родовые проклятья, негативные программы и тяжелый ментальный опыт, который продолжают нести потомки. Это может проявляться самыми разными способами. Начиная от эпилепсии, шизофрении и других душевных недугов, заканчивая тем, что все женщины будут разводиться или уходить на сторону, мужчины станут бросать жен, детей и родителей.
Старшие члены семьи начнут доживать век в нищете и одиночестве, а потомки будут беспризорниками. Растрата семейного имущества, игромания, долги, проблемы с наркотиками, частые измены с рождением детей вне брака, которых впоследствии бросают. На этой стадии уже будет непросто что-то изменить, но специальные обряды еще могут помочь, если обратиться к хорошему специалисту.
Четвертый уровень: магия
Параллельно с третьей есть и четвертая причина. Она кроется в том, что в роду рождается и остается слишком много практикующих магов. Сила начинает искать выход. Сначала она передается по женской линии из поколения в поколение, потом от бабушки к внучке. Это дает ветви рода возможность хотя бы через поколение «разбавить» или перераспределить энергию.
Например, если бабушка в семье очень сильная колдунья, то ее дочь не унаследует дар. Она, будучи всего лишь носителем, выйдет замуж и родит двоих детей, мальчика и девочку. Так вот, дар перейдет ее дочери, а сыну нет. Так род сохранит силу, но при этом угроза вымирания ослабнет.
Если еще спустя пару поколений будут рождаться одни девочки, сила начнет наследоваться детьми обоего пола, а затем и через браки мужчин, чтобы уже их дочери наследовали дар и «лечили» род, соединяясь с другими ветвями.
Такое положение напрямую зависит тот того, какие практики поддерживают в семье. Если светлые, то история может тянуться несколько десятков поколений и закончится хорошо — сила распределится правильно и многие члены рода обретут власть, богатство и могущество.
Если дар используется во зло, ветвь угаснет, потому что дети рано или поздно либо перестанут рождаться на свет, либо откажутся принимать силу предков и разорвут отношения с семьей, перепишут родовые программы и наследовать станет некому.
© Getty Images
Пятый уровень: прекращение продолжения рода
При самом худшем раскладе, если все предыдущие «стадии» не помогли, наступает пятая проблема. В роду начинают из поколения в поколение рождаться дети таких взглядов, которые не способствуют продолжению рода.
Давайте сразу уточним: 7% всей популяции почти всех видов не способны к размножению. Это не болезнь и не какое-то отклонение, таким образом, природа регулирует популяцию видов и люди в этом отношении не исключение. Но если соотношение тех, кто не захотят заводить детей, резко увеличится, это можно считать тревожным звонком.
Если и это не поможет, то в роду вообще перестанут рождаться дети, а взрослые не смогут найти себе пару или начнут умирать до того, как достигнут брачного возраста и создадут свою семью. Так ветвь рода угаснет.
Каждую из пяти проблем, ведущих к угасанию рода можно решить, особенно, если в этом заинтересован не только один целитель рода, но и все его поколение. Поэтому по возможности стоит хотя бы попытаться не зацикливаться на себе и своей маленькой семейной ячейке, поддерживать контакт со старшими родственниками и не отказываться от потомства, даже если не хочется рожать.
Человек может войти в род через брак и даже усыновление, особенно, если взять маленького малыша, которому можно будет привить определенные ценности и традиции.
Если вы хотите улучшить силу своего рода, но не знаете, как это сделать, вы можете просто желать своему роду процветания и силы. Любое пожелание даст свои положительные плоды. Даже если вы сразу не увидите результата, поверьте он есть. И будет усиливаться дальше.
Почему Род считается до седьмого колена, родовая система человека
Вот у кого-то все идет не так! И денег нет, и проблемы одна за другой, и отношений нет стабильных… И таких людей все больше и больше на нашем постсоветском пространстве. Почему? Что такое родовая система человека и как она влияет на нашу жизнь, расскажем в данной статье.
Что такое родовая система человека?
Зачастую мы совсем не привязаны к своей Родовой истории, а вернее, переселились, отделились, забыли, потерялись или сами намеренно отошли от всех родственников. И начинаются раскопки причин, следственных связей и вопросов: «А почему у меня так?».
Каждый из нас принадлежит к какому-то Роду. Очень часто мы сами не знаем к какому, кто наши родители и кто входит в наш род, или мы входим к кому-то в Родовую систему. Вся информация записана в нашем ДНК и передается из поколения в поколение.
А чтобы в этом убедиться, то составьте свое генеалогическое древо, это очень увлекательный и познавательный процесс. Там четко просматриваются закономерности, которые удивят вас точно. Энергия течет по Родовой системе и питает Вас, если вы не нарушаете законы своего Рода и есть связь духовная с членами этого Рода. А главная задача любого Рода – это продолжение Рода!
Основная информация по Роду, которую важно знать
Кто входит в вашу систему Рода:
Важно помнить! Нельзя никого исключать из системы Рода, даже люди со сложной судьбой не должны быть забыты и приняты, несмотря на любую сложную ситуацию. Все проблемы, потери денег, несчастья, болезни начинаются в Роду, если это происходит. Это прямое указание на ошибки и не пройдённые уроки Жизни.
Главные задачи членов Рода
Есть закономерности по Роду, которые очень нужно знать.
4 Закона Родовой системы
Принадлежность к Роду
Род – это система, и в ней как в математической таблице все должно быть понятно и все должны быть в ней.
Поэтому все люди, которые были в этом Роду, умершие рано, нерожденные по разным причинам дети, преступники, «родовая вражда», абсолютно все должны быть в этом Роду приняты вами и иметь свое место в генеалогическом древе и в вашей памяти.
Исключать никого нельзя ни по каким причинам. Почему?
Нарушается течение энергии по «родовым связям», и даже, если вы забудете про них, то Родовая система человека напомнит вам об этом, и то, что не принято повториться в этом Роду снова, но уже на новых членах этого Рода.
Например, если мужчина счастлив во втором браке, а первый старается забыть, то ему это «напомнится» в его детях от второго брака каким-то образом. По крайней мере, так часто это происходит.
Или женщина, прожив в родительской семье с отцом-алкоголиком, говорит себе, что «у меня так точно не будет». А получается, что и она выходит часто за мужчину замуж, а он становится алкоголиком.
Нам не подвластно все, и эти знания лучше учитывать в Родовой системе человека.
Закон иерархии в строгом порядке
Закон иерархии значит следующее, «кто первый пришел в Род, тот и старше». Первая жена старше второй жены, папа всегда главнее, дети всегда продолжение родителей, и никак по-другому. Если после ухода папы из семьи, дочь берет на себя обязанности отца, и становится для мамы мамой «условно», то так не должно быть. Так нарушается нормальный ход течения энергии в Роду.
И есть только одно исключение! Новая семья всегда имеет преимущество перед старой семьей.
Закон баланса энергии
Энергия течет от родителей к детям. И ваши дети всегда имеют преимущество перед вашими родителями. Психологи обычно говорят по этому поводу, что «река течет вперед», и никак иначе.
Здесь нужно учитывать и старшинство, и мужское начало. Закон баланса всегда затрагивает в отношениях сохранение и течение энергии без перекосов.
Нельзя бесконечно быть донором в отношениях, нужно обязательно и этот баланс соблюдать. Когда вы отдаете подарок человеку, то вместе с ним и энергия уходит.
Поэтому энергию всегда необходимо пополнять и обязательно соблюдать баланс брать и давать.
Закон развития и течения Любви
Родители отдают детям, дети отдают своим детям и так дальше по цепочке. Повернуть вспять течение энергии – это значит нарушить течение энергии и не дать развиваться Родовой системе человека дальше.
Дети всегда перед родителями в неоплатном долгу, родители дали им жизнь, а дети не могут им этим отплатить. Но таков этот закон, что Любовь передается по Роду дальше новым поколениям и никак иначе. Об этом лучше помнить всегда.
Род считается до седьмого колена, почему так?
Число семь имеет магическую природу. Семь дней недели, семь нот в музыке, семь дней Бог создавал землю, семь чудес света, семь цветов радуги и даже «проклятия все были до 7 колена», а дальше не действовали.
По Роду семь поколений – это 128 прямых потомка. А история о семи коленах началась со времен израилевых, когда была важна чистота Рода. Поэтому знание своего Рода до седьмого колена и считалось чистотой Рода.
7 колен рода человека
То есть «все знали о Роде, если знали всех в Роду до седьмого колена». Вот откуда появилось это выражение! Поделитесь с нами информацией о том, что вы знаете про Род и что означает выражение «седьмая вода на киселе»?
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики
ОГЛАВЛЕНИЕ
44. ГЕЛЬ (гюль, салор-гёль, салорская роза) — национальный туркменский символ. Хорошо известен и распространен как элемент национального орнамента, его центральная фигура; гель представляет собой восьмигранник особого вида — прямоугольной формы с длинными горизонтальными и короткими скошенными вертикальными сторонами,— внутри которого заключен другой фигурный восьмиугольник.
Гель. Государственный символ Республики Таджикистан.
Гель — национальный символ туркмен с древнейших времен, он обязательно присутствует во всех произведениях народного прикладного искусства, по нему отличают туркменские ковры от всех других ковров Ближнего и Среднего Востока. Гель вошел как геральдический элемент уже в первый герб Советского Туркменистана, вначале как основная, центральная эмблема, а позднее (после 1937 г.) как одна из эмблем, характеризующая национальные черты республики. В русском же тексте ст. 121 Конституции Туркменской ССР 1937 года гель уже не блазонировался. А в Конституции 1977 года в ст. 168 он вообще назван “ковром”, на котором, собственно, и изображен. С марта 1992 года гель вошел как главный государственный символ во флаг Туркменистана: на зеленом поле пять красно-бордовых гелей, расположенных у древка один над другим.
Турнирный воротник
Нить:полная и «обрубок»
б) “Нить”, “скалка” (нем. der Faden, фр. traverse, шв. kavle) — узкая полоска, вдвое-втрое уже, чем перевязь, пересекающая щит по диагонали и покрывающая в этом случае все изображения (эмблемы) на нем.
Если “нить” идет из геральдического правого верхнего угла щита в нижний левый угол, то это означает младшую ветвь рода; если же “нить” идет в противоположном направлении (из левого верхнего угла в правый нижний), то это означает побочную (не вполне “чистую»). В этом случае метка носит название «бастардной ветки».
в) Часто с целью избежать искажения гербовых фигур из-за пересечения их “скалками” эти метки сильно укорачивают, оставляя от них лишь “отрезки”, “обломки”, “обрубки” (нем. die В niche; фр. baton peri) и вводя их лишь в те части гербового щита, которые свободны от фигур, но сохраняя четко то направление, в котором должны идти полные “нити”. Эти “обломки” имеют совершенно то же значение, что и неукороченные “нити” или “скалки”.
Геральдические метки употребляются исключительно в западноевропейской континентальной геральдике, особенно во французской, испанской и отчасти в немецкой, шведской, датской, австрийской, португальской. В польской и русской, украинской геральдике неизвестны. Английская геральдика имеет свою собственную систему геральдических прибавлений, где для различения гербов сыновей одной и той же семьи (фамилии) установлены не геральдические метки, а геральдические фигуры и даже символы, но в особом, специальном для этих случаев значении. Так, в гербовый щит старшего сына вносится “турнирный воротник” (label), второго сына — полумесяц, третьего — пятиконечная звезда или колесико от шпоры (mulett), четвертого — обрубленная птица (marlett), пятого — кольцо (anulet), шестого — лилия (fleur de lys), седьмого — роза (пятилистая, геральдическая), восьмого- якорный крест (cross moline), девятого- двойной четырехлистник.
46. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — условные геометрические изображения, которые специально применяются в классической геральдике, особенно в гербах, или которые принято и допустимо в них изображать. Делятся на три группы:
Гирлянда лавровая
Гирляндагоризонтальная хвойная
Гирлянда памятная
48.ГЛАЗ, ГЛАЗА (см. Око, очи).
49. ГЛАСНЫЕ, или ГОВОРЯЩИЕ, ЭМБЛЕМЫ. Так назывались первоначально, еще в античное время и в раннее средневековье, всякие изображения, которые употреблялись для звуковой, фонетической передачи какого-нибудь имени человека, которое было либо одного корня с эмблемой, либо просто созвучно с названием животного или растения, даже если оно не повторяло его в точности. Так, вместо имени Каприолла рисовали козленка (“капри” — по-латыни “коза”), вместо Порцелла — поросенка (порка — поросенок), вместо Розалии — розу. В эпоху почти всеобщей неграмотности,какой были средние века, говорящие эмблемы играли значительную информативную, служебную роль. Позднее “говорящими” стали называть такие эмблемы, которые выражали не идею, а употреблялись в прямом значении того, что они изображали. Так, например, в родовых гербах, принадлежавших Барановым, изображали барана, Петуховым — петуха, Медведевым — медведя, Журавлевым — журавля и т. д., хотя эти животные как эмблемы имели свои иносказательные значения, которые в данном случае не принимались во внимание, поскольку эмблемы употреблялись как “говорящие”.
Особенно часто применялись говорящие эмблемы в гербах городов. Так, например, известный немецкий город Магдебург имел в своем гербе девушку (магд) и крепость (бург), так что герб прямо “говорил” полное наименование города. Из русских городов такие, как Старица, Стародуб, Курган, Пятигорск, Рогачев, имели в своих гербах соответственно изображения старухи, старого, полузасохшего дуба, кургана, пяти горных пиков и бараньего рога, то есть обладали абсолютно говорящими эмблемами. Иногда же говорящие эмблемы в городских гербах хотя и не соответствовали напрямую имени города, но все же означали непосредственно то, что было на них изображено, а не идею, не иносказание. Так, например, сноп в городских гербах означал хлебную торговлю, а молот — кузнечное ремесло, в то время как в государственных гербах те же самые предметы представляли собой эмблемы определенных высоких или более широких и абстрактных идей: сноп выражал благосостояние, достаток, а молот — промышленность или рабочий класс. Это обстоятельство позволило рассматривать говорящие эмблемы как своего рода эмблемы второго сорта, что отражало реальное соотношение в положении дворянства, монархии и городского бюргерства (буржуазии) в средневековой Европе.
Во время буржуазных революций в Западной Европе резко усилилась тенденция отказа от говорящих эмблем, проявилось стремление победившей буржуазии к созданию новых иносказательных идейных эмблем, к приданию старым говорящим эмблемам нового иносказательного значения. Наоборот, в периоды упадка буржуазной культуры вновь возобладала приземленная, бескрылая трактовка большинства эмблем как говорящих. В период Октябрьской революции и гражданской войны, в эпоху великого революционного подъема эмблемы носили только высокое, идейное значение. Социалистическая революция практически отказалась от говорящих эмблем, и все ремесленные эмблемы прошлого, так называемые цеховые или профессиональные, представлявшие собой изображения орудий труда, перестали использоваться как “говорящие”, а многие из них превратились в высокие, иносказательные (см. Молот, Серп, Наковальня, Колос). Но с 1970-х годов началось увлечение говорящими эмблемами в городской геральдике. Чрезмерное употребление говорящих эмблем является, таким образом, своеобразным сигналом, извещающим о духовном нездоровье любого общества: об упадке его идейности, политической сознательности и духовной культуры.
50. ГОЛУБАЯ, ГОЛУБОЙ. а) “Голубая бригада” (В1& brigaden) (“Голубая дивизия”) — термин, применяемый с XVII века в Европе для обозначения отборных или привилегированных наемных войск. Впервые такое название получила бригада, завербованная королем Швеции Густавом II Адольфом в Германии во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов из немцев-протестантов Померании. Она сражалась вместе с регулярными финскими и далекарлийскими полками шведской армии и использовалась в самых жарких схватках, в частности участвовала в кровопролитных битвах при Брейтенфельде (7 сентября 1631 г.) и при Лютцене (6 ноября 1632 г.). Первоначально название “Голубая бригада” было дано немецким наемникам по цвету их мундиров, но затем оно превратилось в символическое, что ставило “голубые” части в привилегированное положение, но не уравнивало их нисколько со шведской королевской гвардией. После Вестфальского мира в 1648 году “Голубая бригада” была расселена в районе Штеттина (Польша), а в 1652 году распущена.
С этих пор сложилась традиция давать наемным иностранным военным формированиям в случае участия их в европейских врйнах других стран обозначение “голубые” для отличия их от регулярных частей собственно воюющих сторон. Отсюда термин “голубой” получил в прогрессивной среде XVIII—XIX веков презрительный оттенок. (Ср. М. Ю. Лермонтов: “. И вы, мундиры голубые, и ты, послушный им народ”.) В новейшее время “голубыми” корпусами были шведские и норвежские отряды добровольцев, воевавших против Красной Армии в период советско-финской войны 1939—1940 годов. В годы второй мировой войны военные формирования франкистской Испании, воевавшие на стороне гитлеровской Германии на Восточном фронте против Красной Армии, носили название “Голубая дивизия” (прибыла на фронт в октябре 1941 г., численность — 20 тыс. человек, т. е. фактически почти две дивизии). б) Характерно, что и в бытовом языке понятие “голубой” постепенно приобрело полунасмешливый-полупрезрительный оттенок недоверия. (Ср. выражения: “Что ты смотришь на меня голубыми глазами?”, “Как же, принесут тебе на блюдечке с голубой каемочкой”.)
в) Примерно с конца 80-х годов термин “голубой” стал применяться для обозначения гомосексуалистов — вначале полуофициально, как их самообозначение, как эвфемизм гомосексуализма вообще, а затем, с 1990 года, как термин различных общественных объединений гомосексуалистов, как их собственное “приличное” наименование всего их “голубого движения” и их официальных организаций.
г) Наконец, термин “голубые каски”, которым в современной прессе с 60-х годов стали обозначать войска ООН, не имеет переносного, символического значения, а является “говорящим” и связан с голубым цветом флага ООН и касок солдат ооновских военных контингентов.
51. ГОЛУБЬ — один из древнейших символов и эмблем человечества, имеющих разнообразное значение у разных народов, обусловленное историческими условиями, при которых произошло знакомство человека с этой птицей. Из 400 видов голубей, которые встречаются во всем свете, большинство приходится на Австралию и Африку (около 300), свыше 90 — на Азию и лишь 4 — на Европу. Отсюда ясно, что голубь — не европейская птица. Это подтверждает и история: древнейшие сведения о домашних голубях найдены в египетских настенных +надписях за 3000 лет до н. э. В Египте и древнейших государствах Двуречья и Передней Азии голубь был рано одомашнен и сделался предметом культа и специального разведения для голубиной почты. Оттуда он проник в Древнюю Грецию: впервые голуби появились в Греции в 478 году до н. э. и были использованы позднее для связи между островами Эгейского моря, полисами самой Греции и особенно для передачи вестей о победителях на Олимпиадах, что и дало повод для изображения голубя с оливковой ветвью в клюве. Постепенно из древнеан-тичных государств дикий и почтовый голуби проникли и в остальную Европу, но уже в историческое время. Обожествление голубя у азиатских народов в эпоху эллинизма перешло и в раннее христианство, где два внешних обстоятельства — белый, ангельский цвет пера почтовых голубей и их способность не только улетать высоко в небо и далеко за пределы маленьких государств, но и возвращаться к своему хозяину — были истолкованы как “божественные” и дали повод для изображения голубя как эмблемы “святого духа”. В этом значении голубь и стал в основном трактоваться как эмблема в христианской Европе и позднее — в Америке.
Голубь мира Пикассо
Эмблема голубя на флаге Кипра
Эмблема почтового ведомства
Однако древнеазиатское значение обоготворяемого голубя было совершенно иным. Это была “богиня-голубь” — символ любви и особенно брака, поскольку склонность голубей к одомашниванию, их необычайная способность плодиться были уже в глубокой древности подмечены людьми, и это послужило причиной того, что и в Азии, и в Африке у местных народов голубь рано стал эмблемой плотской любви, затем брака и семейного очага.
В этом случае изображали или голубя с маленьким колечком (веночком) в клюве, или двух голубей, обращенных друг к другу и держащих в своих клювах одно ожерелье. Подобные изображения были распространены и среди народов Среднего Востока — персов, бактрийцев и др. В средние века, когда Восток практически оказался закрыт для европейцев, а идеологически христианство и ислам образовали два замкнутых мира, не допускавших никакого влияния друг на друга, эмблематическое значение голубя для Европы (как католической, так и православной) ограничивалось чисто религиозным содержанием — “святой дух”, и фактически голубь как эмблема постепенно исчез, превратившись лишь в словесный образ “святого духа”. На Востоке же голубь продолжал существовать как языческая эмблема плотской любви и в этом смысле также стал подвергаться гонению со стороны ислама и постепенно забываться.
Лишь ослабление религиозного влияния в Европе, особенно после буржуазных революций 1789, 1830 и 1848 годов, привело к возрождению античной традиции рассматривать голубя как эмблему брака (особенно популярную в среде мелкой буржуазии — целующиеся голубки), а в начале XX века, после серии войн (испано-американской, японо-китайской, англо-бурской, русско-японской), и как эмблему мира (с оливковой ветвью в клюве). После первой мировой войны эта эмблема стала отождествляться с понятием “Версальский мир”, то есть мир империалистический, несправедливый, и потому употреблялась иронически в карикатурах в прогрессивной европейской прессе, прежде всего в рабочей, коммунистической, как пошлая эмблема буржуазного пацифизма. В период между двумя мировыми войнами в целях борьбы с эпидемиями и распространением различных болезней во многих странах, особенно в Восточной Европе, началась планомерная борьба с такими переносчиками заразы, как крысы, мыши, комары, клопы и голуби. В крупных городах — центрах многовековой культуры борьба с распространением голубей велась еще и в целях сохранения от порчи памятников архитектуры, и для поддержания нормального санитарного порядка. Борьба эта велась и в Советском Союзе, причем весьма успешно, так что к середине 30-х годов города абсолютно были очищены от голубей-сизарей. Одновременно велось регистрированное почтовое голубеводство в кружках Осоавиахима, которое полностью контролировалось в санитарном отношении.
Таким образом, голубь был лишен своего символического значения во всех смыслах, а как эмблема вообще был сдвершенно забыт, в том числе и русской церковью. Надо сказать, что церковники в прошлом испытывали определенные неудобства из-за невозможности примирить такие противоречивые понятия, как то, что голубь служит для церкви эмблемой святого духа, и то, что голубь практически является одной из самых грязных птиц, как в этом легко может убедиться каждый. Уже в ранних комментариях к Библии встречается поэтому разъяснение святого Иеронима, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а “горлицу”, птицу чистую, не обитающую в нижних местах, а всегда гнездящуюся на вершине самых высоких деревьев. Один из видных богословов — Тертуллиан уже в начале III века пытался включить в христианскую символику элементы языческой, заявив, что голубь с оливковой ветвью появился первым после потопа над Ноевым ковчегом, возвещая наступление мира.
Если санитарная пропаганда 20—40 годов XX в. привела к физическому уничтожению голубей, то антирелигиозная пропаганда этого же периода лишила голубя религиозного ореола, ликвидировала всякую связь этой эмблемы с понятиями идеала и чистоты. Новые поколения, выросшие после второй мировой войны, вообще не только не знали этой эмблемы, но и не подозревали, что вокруг нее велась идеологическая борьба и что ее значение крайне разнообразно у разных народов и в разных частях света.
После второй мировой войны в связи с обеспокоенностью прогрессивных сил растущей напряженностью в Европе и созданием блока НАТО (март 1949 г.) было решено созвать Всемирный конгресс мира в апреле 1949 года в Париже. Его устроители обратились к всемирно известному художнику-антифашисту Пабло Пикассо с просьбой создать плакат-извещение об открытии конгресса и, если возможно, нарисовать запоминающуюся эмблему всего движения сторонников мира. Так появился знаменитый “Голубь мира” Пикассо — белый махровый почтовый голубь, постепенно завоевавший признание во всем мире. В том, что Пикассо решил изобразить в виде эмблемы мира именно голубя, нет ничего удивительного, если учесть, что Пикассо, родившийся в Малаге, на самом католически непримиримом юге Испании, учился затем в Барселоне и Мадриде, а всю свою жизнь прожил во Франции, и потому символика “христианнейших” стран Европы была для него естественной, обычной. Кроме того, накануне созыва Первого конгресса сторонников мира Пикассо был во Вроцлаве (Польша), на Всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира в 1948 году, где, собственно, и было положено начало движению сторонников мира. В Польше Пикассо смог убедиться в огромном влиянии католической церкви как в самой Польше, так и в Венгрии, особенно в то время, то есть задолго до разоблачения кардинала Миндсенти, и отсюда сделать вывод, что христианская символика понятна массам и в Восточной Европе. Если учесть еще два обстоятельства: во-первых, страны Латинской Америки, составляя огромное большинство в Западном полушарии, были тесно связаны с. католической культурой и ее символикой и, во-вторых, презрительное и пренебрежительное отношение к голубям у североамериканцев, у янки, для которых образ голубя всегда был синонимом “слабака”*,— то можно легко понять, почему Пикассо почти инстинктивно прибег именно к этому образу, решил сделать голубя эмблемой Всемирного движения сторонников мира, имея в виду в первую очередь придать особую широту и популярность этому движению и далеко не в последнюю очередь задеть этой эмблемой американский империализм, противопоставить ее американским ястребам. Вместе с тем, как коммунист и человек, впитавший в себя классическую западную культуру, Пикассо постарался сделать так, чтобы его голубь — “голубь мира” все же отличался от христианского голубя — “святого духа”. Сделать это наглядно и четко можно было только геральдическими средствами, а именно путем коренного изменения поворота эмблемы. Голубь Пикассо повернут в геральдически левую сторону, во-первых, в отличие от обычного его поворота вправо, а во-вторых, с намеком на принадлежность этой эмблемы левым силам, силам прогресса. К сожалению, на это различие не всегда обращают внимание у нас и в некоторых восточных странах, где голубя мира зачастую изображают и с поворотом в геральдически правую сторону, что искажает смысл Эмблемы, созданной Пикассо. В то же время западноевропейские организации мира, где хорошо понимают и сознают особое эмблематическое значение голубя мира как современной, прогрессивной эмблемы, всегда подчеркивают, что этой эмблемой является не вообще “голубь”, а “голубь Пикассо”, и изображают его с поворотом в левую геральдическую сторону.
Помимо того что эмблема голубя используется ныне различными движениями, выступающими за мир, причем каждая страна или организация наделяет эту эмблему своими особыми атрибутами (например, голубь в кроссовках!), в настоящее время голубь с оливковой ветвью в клюве, то есть в своем традиционном значении эмблемы мира, а точнее — вестника мира, входит также в число государственных эмблем таких государств, как Гвинея, Фиджи, Тонга и Кипр, причем у Кипра это единственная (основная, главная) государственная гербовая эмблема. При этом нельзя не подчеркнуть, что даже у этой страны, где христианские традиции и идеология чрезвычайно сильны и где главой государства в момент получения ею независимости и создания своего герба было духовное лицо — архиепископ Макариос,— голубь, в несомненное уважение к международному движению за мир, изображен поворотом влево, то есть в его современной форме. Наоборот, в гербах Фиджи и Тонга голубь повернут вправо, а у Мали и Руанды не только повернут вправо, но и изображен негеральдически (не в профиль) и без оливковой ветви, что свидетельствует о том, что два последних государства считают себя свободными от обязанности следовать каноническому (христианскому, по их мнению) исполнению этой эмблемы, учитывая то, что в Мали 60% населения исповедует ислам, а католиков лишь 1%, а в Руанде почти 80% населения придерживается местных негритянских культов и лишь чуть более пятой части — христиане. Таким образом, гербовые эмблемы, если их внимательно рассматривать и правильно “читать”, могут давать основание для весьма разнообразной и точной информации о стране.
52. ГОРА (или ХОЛМ) — символ возвышенного места в библейской символике и место жертвоприношения в символике языческих европейских народов до принятия христианства; в обоих случаях гора с древнейших времен в европейской символике — олицетворение почетного места. В средневековой символике гора, холм стали символизировать землю, страну вообще, причем одновременно олицетворяли место пребывания власти (как светской, так и духовной). Поэтому эмблема горы в западноевропейской геральдике, особенно в немецкой и австрийской, встречается весьма часто. Наиболее охотно ею пользуются историко-географические провинции и земли, на которые делилась Священная Римская империя германской нации и позднее Австро-Венгерская империя. До сих пор эмблема горы сохраняется в гербах таких национальных частей бывшей Габсбургской империи, как Чехия, Венгрия, Трансильвания, для правителей которых в свое время было крайне важно подчеркнуть, что они есть владетели особых “стран”, особых “земель”, а не просто провинций. Эта старая эмблема была восстановлена после событий 1989—1990 годов в Восточной Европе, в нынешнем государственном гербе Венгерской Республики и в гербе Чехо-Словакии (как эмблема Словакии).
Помимо “высокого” значения “гора” в геральдике используется как “подставка” (непременная подставка, основание) для таких эмблем, как башни, деревья, звери и птицы. Это объясняется тем, что гора, холм как возвышение являются естественным местом для сооружения башен, крепостей, для гнездования птиц. И, кроме того, эмблема “горы” всегда помещается в гербах на том месте, которое отведено для геральдической фигуры, называемой “основание щита”.
Эмблематическое изображение горы весьма подробно разработано в германской (немецкой) геральдике, где имеется почти десяток ее различных вариаций или видов. Это просто гора (Berg), если ее образует выгнутое вверх “основание щита” (1). Но нередко горой считается троехолмие (Dreiberg) — самый частый вариант эмблемы горы (2). Число холмов может быть любым, но только включая шестихолмие (Sechsberg) эмблема продолжает называться горой. Свыше шести вершин блазонируются уже как “пропасть” или “неприступные скалы” (der Schroffen, escapres) (3), а троехолмие, у которого средняя, выступающая вверх гора имеет не округлую, а остроконечную вершину, называется уже не горой, а пиком (Gipfel, Spitzberg, pic). Троехолмие, образуемое не округлыми линиями, а ломаными, называется не горами, а горным хребтом (Gebirge), скалами (Felsen) (4). Гора с пламенем “читается” как “горящая гора” (Flammen-berg), что означает маяк, сторожевой пост, пограничную заставу или сигнальные огни на горе. В русской геральдике и эмблематике гора, наоборот, не имеет канонизированного, строго определенного изображения. В городской геральдике горы изображаются крайне произвольно, натурально, в виде скал или холмов самой разнообразной конфигурации, и к тому же натуральным цветом — коричневым или реже — зеленым, серым, черным, что делает такие изображения невыразительными, неэмблематичными, бледными.
В конце XIX — начале XX века в мировой практике стал складываться еще один вид символического и эмблематического использования и употребления понятия “гора”, который был неизвестен классической геральдике.
Некоторые особо знаменитые и широко известные горы благодаря частому упоминанию их в прессе в связи с той или иной страной стали постепенно превращаться в неофициальные символы этих стран. Так, Монблан уже с конца XIX века воспринимался как олицетворение Швейцарии, Везувий — Италии, Этна — Сицилии. Фудзияма (гора Фудзи) после 1905 года в европейской прессе стала использоваться как один из символов Японии. После второй мировой войны Эверест (Джомолунгма), а иногда и Гималаи в целом символизировали Непал. Более того, характерные силуэты ряда известных гор позволили использовать эти географические объекты и в эмблематическом отношении. Так, силуэт Фудзи используется в различных значках, туристических плакатах, торговой рекламе Японии как своеобразная, запоминающаяся неофициальная или полуофициальная эмблема страны. В советской геральдике силуэты ряда гор были совершенно официально включены в гербы некоторых союзных республик: в герб Армении — Большой и Малый Арарат (эта эмблема остается и в новом гербе Республики Армении), в гербе Грузии — Казбек, в гербе Киргизии — Западный Аламедин, двойной пик которого, покрытый снегами, хорошо виден из столицы республики Бишкека. В частности гоа или холм изображен на гербе города Иркутска.
53. ГРАНАТ — плод гранатника, древневосточная эмблема жизни, известная финикийцам и от них распространившаяся по всему античному миру. Гранат (по-финикийски — риммон) был эмблемой Солнца, а отсюда и эмблемой жизни. Этот плод, который с уважением и почтением упоминается в древнейших религиозных книгах Востока, а также в Библии, позднее в греческих и латинских переводах стали называть яблоком, и это неправильное название перешло затем во все европейские языки, в том числе и в русский. Вот почему яблоком называют плод, который Парис присудил Афродите, плод, которым была в раю соблазнена Ева. “Яблоками” в скандинавской мифологии называют пищу богов, которая делала их бессмертными; наконец, яблоком называли императорскую, царскую и королевскую регалию— державу (шар с крестиком), которая символизировала власть монарха над жизнью своих подданных и давала право на обладание страной.
Эмлемы граната
Граната. Военная эмблема
Во всех этих случаях имелся в виду плод граната, который в своей африканской, бескосточковой, форме был известен древним египтянам, а затем коптам, роди ной которого были Вавилония, Ассирия и Древняя Палестина и чудесные свойства которого, целебность всех частей этого растения — его корней, коры, листьев, кожуры, косточек и, наконец, самого сока — были известны и производили сильное впечатление на древних вавилонян и египтян. Не удивительно, что это “божественное” дерево и его плод не только стали на ранней стадии развития человеческой культуры предметом поклонения, но и последующие поколения почти слепо и подчас преувеличенно приписывали гранату (яблоку) сверхъестественные свойства и потому копировали и его форму, и внешний вид для создания символов власти. Так, остатки цветка (ШИПОК) на верхней стороне плода граната дали повод изображать короны со времен средневековья не в виде головного кольца или налобной повязки (диадема), или античного венка, как это было в глубокой древности, особенно на Востоке, а в виде зазубренной шапочки без верха, то есть в полном соответствии
с шипком граната. Сам же плод дал, как уже говорилось, основание для создания такой регалии, как держава, или, по старой русской терминологии, “яблоко державное”. В старой геральдике гранат изображается всегда золотым, но иногда бывает и так называемый “гранат треснувший”, когда в центр окружности вписывается узкий эллипс, в котором видны красные зерна, причем их число и расположение геральдически установлено 1:2:3:3:2:1= 12 (дюжина) — число, символизирующее (означающее) с глубокой древности совершенство. В советской геральдике гранат не употреблялся именно в связи со всей предшествующей историей этой эмблемы. На этом же основании плод “безобидного” граната был исключен и из проекта герба Советского Азербайджана в 1931 году.
54. ГРУША (грушевая ветка с плодом, плод груши) — эмблема, принятая в германской, польской и русской геральдике. Означала добропорядочную службу (по гражданско-административной линии), использовалась для знаков, отмечающих “мирные” заслуги чиновничества, а также в городских гербах, где соответствовала понятию плодородия. В современной геральдике не употребляется