что значит мученица в православии
Феномен мученичества в христианстве
Понятие «мученик», равно как и множество иных смысловых концептов христианства, претерпело своеобразное «обмирщение», упрощение. Его обывательское понимание сегодня мешает восприятию первоначального значения этого слова в христианстве. Это когда мучения и страдания заслоняют собой их главную цель — Царство Небесное и единение с Богом. Ради этого отдавшие свою за Христа мученики свидетельствовали о Боге и проповедовали свою веру перед лицом пыток и страшной смерти.
Понятие «мученик» в христианстве
Русский перевод греческого слова «martis» никак не совпадает с его истинным значением, ведь по-гречески это «свидетель», а не «мученик».
Первые христиане вообще по-иному воспринимали мученичество. Для них это был, прежде всего, подвиг веры, вызов, ответ на запрет. Они не искали смерти и не упивались страданием. Просто понимали, что оказались перед выбором: свидетельствовать о Боге и умереть телом или отказаться от веры и умереть душой.
Перед первыми святыми, которым во множестве довелось стать мучениками, открывалась перспектива кратчайшего пути в Царствие Небесное. Вот он путь — призвал Господь туда, где «много званых, но мало избранных». Докажи верность, свидетельствуй, а не отрекись подобно Петру.
Церковь поэтому считает мученичество одним из видов миссионерства: эти святые и словом свидетельствовали, и делом рассказывали о Христе и вере, причем именно делом – их подвиг мученичества привлекал новых верующих, так убедительна была вера святых.
Средневековье с его нездоровым страхом к смерти и смакованием мучений и ужасов сместило акцент именно на тему физических страданий во имя Бога и христианской религии. В жития первых святых мучеников «мартирии» были тогда внесены позднейшие вставки, в красках живописующие физиологию мученичества, сцены пыток и казней.
Гонения на первых христиан — история формирования мученичества
Собственно римские гонения на первых христиан и сформировали феномен мученичества в христианстве. Как знать, какими бы были формы святости и традиции последующего почитания святых мучеников, если бы не эти преследования и казни.
Все начиналось с доноса — если власти получали информацию о том, что некто исповедует христианство, то солдаты его арестовывали и подвергали допросу. Записи этих расследований и легли в основу первых мартириев — житий святых мучеников, а точнее «свидетелей» — мартисов.
Главный вопрос, который сразу начинал или прекращал дело: «Христианин ли ты?»
В 3-4 в н.э. Церкви пришлось даже осудить и предостеречь специально ищущих смерти ради возможной святости. Христиане стали искать подвига вместо изначального стремления свободно говорить о чуде веры и радости быть со Христом. Понятие мученичества стало искаженно восприниматься даже самими членами Церкви.
Мученичество как феномен
Понятие мученичество приобрело в языке и в культуре совершенно разные оттенки, которые стали наслаиваться на этот церковный термин.
То есть мученик сродни ученику, которого вызвали к доске доказывать теорему. Сам Господь призвал. Вот человек и доказывает свое отношение к Богу, даже ценой жизни, если нужно.
Вот жена мучается с мужем-алкоголиком — мученица. Человек через весь город на трех видах транспорта на работу ездит — мученик, однако. И народ у нас — мученик, и школьники — мученики.
Происходит подмена церковного термина культурным понятием, которое в данный момент востребовано социумом. Это нормальная практика развития языка, где сосуществуют многозначные значения одних и тех же слов.
Но это неверно для Церкви.
Верующие не должны забывать, что Богу не нужны наши страдания-мучения, а иногда и самобичевание или самовосхваление на этой почве. Бог «ищет сердца человеческого». Христос сам на кресте доказывал любовь к людям и веру в Творца (то есть Он и был самым первым мучеником), и мы должны в меру своих сил «свидетельствовать» о вере.
Мученики и исповедники Христовы
Христос предупредил Своих учеников: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15, 20). Начиная с первого христианского мученика диакона Стефана человек, страдавший за Христа, воспринимался Церковью как подражатель крестной жертве Спасителя. Сперва гонениям от начальников иудейских подвергались ученики Христовы в Иерусалиме. В языческих областях Римской империи христиане также подвергались притеснениям, хотя государственных гонений пока еще не было. Апостол Павел, сам не раз претерпевавший и заточения, и побои, писал христианам македонского города Филиппы: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп 1, 29). Другой македонской Церкви он писал (52–53): вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев (Фес 2, 14).
Гонения на Церковь в Римской империи
Преследование христиан со стороны государства, чудовищное по своей жестокости, началось в Риме в 64 году при императоре Нероне. В это гонение были казнены апостолы Павел и Петр и множество других мучеников. После смерти Нерона в 68 году преследование христиан временно прекратилось, но возобновилось при императорах Домициане (81–96), а с особенной силой — при Траяне (98–117). При Домициане мучениям подвергался апостол Иоанн Богослов, но он чудом остался жив. Евангелист Иоанн единственный из апостолов Христовых не принял мученическую кончину и умер в глубокой старости. При императоре Траяне пострадал ученик апостола Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец. Он был епископом Антиохии, и его приговорили к смерти от когтей и зубов диких зверей на арене. Когда воины везли его в Рим на казнь, он писал римским христианам, прося их не добиваться его освобождения: «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».
Гонения продолжались. Император Адриан (117–138) принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и наказываться только по признании их вины. Но и при нем и его преемниках пострадало немало христиан. При нем были замучены три девочки, названные в честь главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Вере, старшей из них, было двенадцать лет, Надежде — десять, а Любови — девять. Их мать София умерла спустя три дня у них на могиле и также прославлена как мученица.
Толпа ненавидела христиан за то, что те сторонились и избегали языческих празднеств, но собирались тайно. На христианские богослужебные собрания не допускались не принадлежавшие Церкви, и язычники подозревали, что на этих собраниях совершаются чудовищные преступления. Клевета на христиан передавалась из уст в уста. Не почитающие родных языческих божеств христиане представлялись народу настоящими безбожниками, а языческое государство видело в христианах опасных мятежников. В Римской империи спокойно относились к разнообразным и часто экзотическим верованиям и культам, но при этом, к какой бы религии ни принадлежал человек, требовалось по отечественным установлениям почитать римских богов, особенно — самого императора, который обожествлялся. Для христиан было немыслимо, поклоняясь Творцу неба и земли, воздавать Божественные почести творению. Некоторые христианские писатели обращались к императорам с апологиями (что значит «оправдания»), письмами в защиту учения Христова. Самым известным христианским апологетом был мученик Иустин Философ, пострадавший в 165 году, в правление императора Марка Аврелия.
В первой половине III века гонения на Церковь несколько ослабли, пока в 250 году не начал гонения на христиан император Декий. Гонения его отличались особой систематичностью и исключительным размахом. Всех граждан Римской империи обязывали принести жертву идолам и тем самым засвидетельствовать свою благонадежность для государства. Христиан, отказывавшихся участвовать в этих обрядах, принуждали к ним изощренными пытками. Принесших жертву идолам отпускали, им выдавалось специальное удостоверение. Христиане отвыкли от преследований за долгие годы мира. В пору правления Декия немало людей, не выдержав гонений, отрекалось от Христа и приносило требуемые жертвы. Некоторые богатые христиане, пользуясь связями и своим влиянием, покупали положенные удостоверения, но сами жертвы не приносили. В это время пострадали Римский епископ Фабиян, Антиохийский епископ Вавила, Иерусалимский епископ Александр.
В конце 251 года, во время войны с готами, Декий был убит. В 258 году последовал новый императорский указ, направленный против церковных иерархов. В этом году приняли мученическую кончину святой Сикст, папа Римский, с четырьмя диаконами и святой Киприан, епископ Карфагенский.
С 260 года до начала IV столетия в систематических преследованиях христиан наступил перерыв. Число христиан в империи неуклонно росло. Но этот временный мир для Церкви был прерван в 303 году. Началось преследование христиан, которое вошло в историю как Великое гонение. Его начали император Диоклетиан и его соправители, и продолжалось оно его преемниками до 313 года. Эти десять лет дали Церкви множество мучеников, среди которых — святые Георгий Победоносец, воин Феодор Тирон, Димитрий Солунский, целитель Пантелеимон, мученицы Анастасия Римская, Екатерина Александрийская.
В 313 году император Константин Великий издал в городе Милане эдикт (указ), прекращающий преследования христиан. Тем не менее в областях империи при соправителе Константина Ликинии продолжались казни и преследования христиан. Так, в 319 году пострадал мученик Феодор Стратилат, в 320 году под Севастией были замучены сорок воинов-христиан. В 324 году император Константин одержал победу над Ликинием, и Миланский эдикт о веротерпимости стал соблюдаться по всей империи.
Освободившись от гонений и получив поддержку императора, Церковь стала расти и укрепляться.
Язычество, обессиленное внутренне, изжившее себя к этому времени, быстро сходило на нет. Попытку восстановить его и возобновить преследование христиан предпринял в 362 году император Юлиан, за свой отказ от христианства получивший прозвание Отступник. За полтора года его правления подверглись гонениям и казни многие христиане. С внезапной гибелью Юлиана во время битвы гонения христиан прекратились.
Церковь мучеников
«С первого дня своего существования Церковь была, есть и будет мученической. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда — явным и открытым, иногда — скрытым и вероломным», — писал сербский богослов преподобный Иустин (Попович).
Вплоть до VII века тысячи христиан претерпевали притеснения и гонения в Персидской империи. Мученический венец приняло множество епископов и священнослужителей, а еще больше простых мирян — мужчин и женщин. Немало мучеников пострадало и в других языческих странах, например в Готфских землях.
С особой изощренностью православных преследовали ариане. Так, в V веке в Северной Африке от захвативших эти земли вандалов, исповедовавших арианство, было убито шестьдесят два священника и триста мирян. От еретиков-монофелитов [1] пострадали преподобный Максим Исповедник и два его ученика.
Огромный сонм святых мучеников явила Грузинская Церковь. Очень часто иноверцы-захватчики приходили на Грузинскую землю. В 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезмшахом Джалал ад-Дином. После того как Тбилиси (Тпилиси) был взят, шах согнал всех горожан к мосту, на котором положил святые иконы. Он предложил свободу и щедрые дары тем, кто отречется от Христа и потопчет святые иконы. Тогда сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и приняли мученическую кончину. В 1615 году от персидского шаха Аббаса I приняли мученическую кончину монахи Давидо-Гареджийского монастыря.
Первыми святыми, явленными в нашей Русской Церкви, тоже были мученики — Феодор Варяг и сын его Иоанн. Наш народ не был еще просвещен верой Христовой и поклонялся идолам. Жрецы потребовали от Феодора, чтобы он отдал в жертву своего сына Иоанна. Будучи христианином, Феодор воспрепятствовал этому бесчеловечному требованию, и оба — отец и сын — были убиты. Их кровь стала духовным семенем, из которого проросла наша Церковь.
Порой мучениками становились христианские миссионеры, а также их паства, которую они привели ко Христу. Два века (с начала XVIII столетия) продолжалась деятельность Русской духовной миссии в Китае. В самом конце XIX века в Китае вспыхнуло националистическое восстание ихэтуаней. В 1900 году восставшие достигли столицы Китая Пекина и начали жечь дома европейцев и китайцев-христиан. Несколько десятков человек под страхом мучений отреклись от веры, но двести двадцать два православных китайца выстояли и сподобились мученического венца. Возглавляет собор Китайских мучеников иерей Митрофан Цзи, первый православный священник-китаец, рукоположенный равноапостольным Николаем, просветителем Японии.
Новомученики и исповедники Российские
Самые масштабные, систематические и массовые гонения в истории Церкви Христовой случились не столетия назад, в древние века, а в России в ХХ веке. По количеству пострадавших за Христа гонения минувшего столетия превосходят и Великое гонение Диоклетиана, и все прочие преследования христиан. В первые же недели после прихода к власти большевиков (25 октября 1917 года) полилась кровь православных священников. Первомучеником открывшихся гонений стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе (расстрелян 31 октября).
В январе 1918 года участников Поместного Собора, проходившего в Москве, потрясло известие о том, что 25 января у стен Киево-Печерской лавры был злодейски убит почитаемый пастырь и иерарх Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. Члены Собора издали определение: «Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках и ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Тогда, в начале 1918 года, участники Собора, вероятно, не могли представить, сколько за последующие годы исповедников и мучеников присоединится к этому поминальному списку.
В сонм новомучеников вошло великое множество иерархов и священников — участников Поместного Собора 1917–1918 годов. Возглавляет Собор новомучеников и исповедников Российских его председатель святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России.
В те годы пострадало огромное число епископов, священников, монахов и мирян. Среди сотен иерархов, пострадавших в те годы, — митрополит Петр (Полянский), официально замещавший патриарший престол после смерти патриарха Тихона (f1925), но фактически находившийся в заточении и полностью лишенный возможности управлять Церковью; Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский; Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.
Особое место занимает в Соборе новомучеников семья последнего Российского государя, царя Николая: царица Александра и дети их — Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и Алексий, расстрелянные в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года.
Власти преследовали Церковь отнюдь не по политическим соображениям. С 1933 по 1937 годы прошла так называемая безбожная пятилетка, которая в рамках общегосударственного планирования народного хозяйства ставила целью «окончательно изжить религиозный дурман». Но Церковь Христова выстояла. В 1937 году прошла государственная перепись населения, во время которой треть горожан и две трети селян объявили себя верующими, убедительно свидетельствуя о провале атеистической кампании. Материалы этой переписи были запрещены для использования, многие из тех, кто ее осуществлял, подверглись репрессиям. Когда в 1990 году итоги переписи 1937 года были опубликованы, стало ясно, почему их так долго не обнародовали. Оказалось, что среди неграмотных православных верующие от шестнадцати лет и старше составляли 67,9%, среди грамотных — 79,2%.
Наиболее кровавые гонения пришлись на 1937–1939 годы. В пору Великой Отечественной войны отмечается некоторое ослабление преследования Церкви. В 1943 году, после того как стало известно, что на оккупированных немцами территориях открыто три тысячи семьсот тридцать два храма (больше, чем было в то время по всей Советской России), власти пересмотрели свою позицию. Однако и в годы войны аресты и расстрелы священников продолжались. С середины 1948 года давление государства на Церковь снова усилилось. Открытые ранее храмы опять закрыли, многие священнослужители были арестованы. С 1951 по 1972 год была закрыта почти половина всех храмов в России.
Давление государства на Церковь продолжалось все годы советской власти.
В современном мире в некоторых странах продолжаются настоящие кровавые гонения на христиан. Сотни христиан (в том числе и православных) каждый год подвергаются преследованиям и казням. В некоторых странах принятие христианства наказывается государственным законодательством, а в некоторых христиан преследуют, унижают и убивают агрессивно настроенные граждане. Причины гонений и ненависти к христианам в разные века и в разных странах объявляют разные, но общей для всех мучеников остается их стойкость и верность Господу.
[1] О них можно прочитать на с. 417. (с. 56)
[2] Об иконоборческой ереси, отвергающей святые иконы, можно прочитать на с. 418. (с. 57)
Что за подвиг такой — мученичество?
— Отче, немного наивные, как мне кажется, мучают меня вопросы, но хотелось бы всё же их задать…
— Без проблем! Что, собственно, непонятно?
— Например, такое. Церковь учит, что жизнь – это ценность, дар Божий. И вот в житиях святых часто читаем о том, что люди могли бы сохранить свою жизнь, но наоборот, выходили перед правителями и исповедовали себя христианами. Получается, они пренебрегли даром Божьим? Где грань — когда нужно беречь жизнь и когда отдавать её?
— Приведу аналогию, которая для старших может прозвучать как китайская грамота, но молодые точно меня поймут.
Ты сидишь, играешь в компьютерную игру. У тебя классный персонаж, огромные перспективы: ты еще не везде побывал, огромный мир открыт для исследования. И вдруг говорят: «А давай ты сейчас оставляешь своего персонажа (и его тут же убивают), сносишь игрушку, вообще выкидываешь компьютер на помойку, а мы тебе дарим машину — Порш Кайен».
А хорошая машина — это была твоя заветная мечта. Как, готов пойти на эту жертву? Конечно, готов! Ведь ценности несопоставимые: кукла на компьютерном экране и реальный автомобиль, о котором мечтал всю жизнь…
Христианин, человек веры, является носителем гипер-идеи. Для него этот мир имеет очень относительную ценность, несопоставимую с тем, к чему он на самом деле стремится. А стремится он наследовать Царство Божье. Когда вдруг наступает момент истины, и христианин оказывается перед выбором – продолжать ли эту жизнь или засвидетельствовать своей смертью четкое, неуклонное стремление к высшей цели, то он делает этот выбор.
— А как же те гонители и мучители, которые, видя веру христиан, сами шли на мучения, вдруг уверовав и исповедуя свою веру во Христа?
Для христиан это путь длиною в жизнь: нужно было падать, вставать, идти этим путем. А тут человек подходил к моменту истины, когда должен был сделать свой выбор, и становилось понятным, кто есть кто.
— Господь создал нас вот такими, как вы сказали — способными излучать свет. Но почему тогда творческим гением человека создается столько орудий пыток и орудий убийства? Почему вообще люди мучают друг друга?
Поэтому всё остальное – красота, которая должна спасти мир, – оказывается побочным продуктом прогресса, к сожалению.
Это постоянно нужно чинить. И генеральный ремонт системы был совершен, когда Главный Системный Администратор, или Придумщик всего этого, Сам вошел в эту систему. Не наблюдая «сверху и сбоку», а став одним из нас.
Он показал нам возможность ремонта — начинать с себя. Но огромная толпа людей хочет постоянно одурачить всех. Они пытаются обмануть Бога, в результате обманывают себя.
Потому и «уподобихомся скотом бессмысленным». В стремлении к своему скотоподобию, люди стали выискивать способы для наиболее эффективного достижения своих низменных целей. А для этого, чисто по законам животного мира, нужно устранять конкурентов. Вот и выискивают наиболее эффективные способы.
В нашем мире прогресс интеллектуальный опережает прогресс духовный. Еще каких-то 20 лет назад флешка казалась чудом. Научный прогресс движется всё быстрее и быстрее, в 2029 году вообще должен случиться сумасшедший прорыв в технологиях, сопоставимый по значимости с открытием электричества. Одни говорят, это будут нанотехнологии, другие – холодный термоядерный синтез…
Но, развиваясь интеллектуально, человек не успевает сказать, хорошо это или плохо, не успевает дать нравственную оценку своим изобретениям.
Но возвращаюсь к теме мученичества. Мученик, как я уже сказал, – это человек гипер-идеи. Он крепко осознаёт: то, что с тобой происходит здесь, всего лишь проверка, экзамен: сдашь или не сдашь.
Но любой экспромт, как известно, готовится заранее…
— Недавно была память мученика Юлиана Тарсийского. Что меня поразило: его год возили по улицам в клетке для наглядной демонстрации того, что будет с христианами. И его мать попросила: можно я буду ходить за ним, я его отговорю от христианства, вы увидите, он отречется. Но она его не отговаривала, а поддерживала, лечила, утешала в скорбях, убеждала и дальше держаться в христианстве. Когда об этом узнали, ей отрубили ступни ног, она умерла от кровопотери. Убили и Юлиана. Когда читаешь такое, возникает вопрос: Господи, зачем Тебе такая жертва?
Собственно, для того чтобы вынудить человека к чему бы то ни было, существуют достаточно эффективные методы психологической ломки, фармакологического и физического воздействия. И там, где не помогает воздействие непосредственно на личность, очень эффективным становится давление на родных и близких. Это не ново, это было всегда: не его мучай, терзай маму или сестру. Любимую собаку его мучай — и увидишь, что с ним станет! Вот и прибегали гонители к подобной подлости: «Христиане, послушайте своих родных, взгляните на их мучения и оставьте свои убеждения…»
Мать Юлиана Тарсийского знала, что и его не отпустят, и ей не поздоровится. И она изначально не собиралась его отговаривать. Наоборот, прекрасно понимала, что его вера, его убеждения, его гипер-идея, причем, истинная гипер-идея, важнее, чем его жизнь. Важнее, чем всё остальное. Важнее, чем то, что сделают с ним и что сделают с ней.
Мы же судим исходя из своей позиции, своей эмоциональности, и порой не замечаем картину в целом. Зачем Богу такие мучения? Чтобы привести к святости наиболее коротким путем. Напрямую, по отвесной тернистой скале, а не по удобному и пологому пандусу-серпантину. Как в эвклидовой геометрии: «самым коротким расстоянием между двумя точками является прямая». Мученичество — наиболее короткий путь к святости. Всё остальное – крики, боль, кровопотеря, улюлюканье толпы – не суть важно.
— В наших странах, слава Богу, уже не совершается убийств за Христа. О чем это говорит? Что эра мучений закончилась? Получается, у нас нет этого короткого пути?
— Сейчас у людей свои искушения, другие проблемы. И не нужно искать или провоцировать мученичество.
Да, сейчас этого нет. Так радуйся! Живи, становись человеком здесь и сейчас.
У иеромонаха Романа есть такие строки: «Да укрепит тебя, душе, Всевышний, / Когда настанет наш с тобою срок. / Одно бы только нам тогда услышать: / — Велик и славен христианский Бог…»
А если сейчас будешь лицемерить, то и потом станешь рассказывать: «Ну, я же понарошку отрекся, мне же ещё много чего надо сделать…»
Добрым попытайся быть ко всему, что тебя окружает. К окружающим тебя знакомым и незнакомым людям. К божьей коровке, влетевшей в твое окно.
У меня в храме есть «чин выпускания бабочек». Престол стоит вплотную к стенке, и за ним бабочки зимуют. Осенью налетают туда и в спячку впадают. К Пасхе набираются сил и улетают. Не то, чтобы какая-то особая благодать… Просто там висит кадило и стены пропитываются ладаном. Бабочки туда осенью и слетаются…
Так что… Человеком будь, сердце свое слушай. Стопятьсотый раз повторю: «Мы очень хотим казаться святыми, не научившись быть людьми».
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
— И последний вопрос. Что если мучитель и мученик встретятся в Царствии Небесном? Как им там уживаться? Тому, кто убивал, не испытывая злобы, просто потому что работа у него такая. И тому, кто пострадал, действительно, жестоко…
— Представь себе, умер человек. Не буду говорить, какой Рай — я не знаю, я там не был. Наши убогие представления о нем образы сообразны эпохе, культуре, знаниям, восприятию. Но это отнюдь не «зеленая лужайка с беленьким домиком и цветами вокруг».
И вот умер человек, попадает в Царствие Небесное, и вдруг видит там… Гитлера и Чикатило!
Могут быть разные реакции. Кто-то очень религиозный скажет: «Нет-нет, это искушение бесовское, не нужно мне такого рая, раз там такие гады сидят».
И есть любящее сердце, которое прошепчет: «Господи, если даже для таких у Тебя нашлось милосердие, может… Ты и меня помилуешь? Может и мне как-то тут можно? Я никого не жег в печах Дахау, не убивал детей. Но я знаю, каким гадом был при жизни… Боженька, прости меня, пожалуйста!»
Боязнь, нежелание подружиться с Господом – это пережиток языческого сознания. Мы хотим нарисовать Бога пострашнее. Громовержца, ищущего, кого бы еще прихлопнуть молнией. А Бог нас любит и постоянно пытается вытащить нас из тех проблем, которые мы сами себе создаем.
Есть такое хорошее выражение в церковнославянском языке — «окаляхся грехми». Что оно значит? Мы перед Богом — как маленькие обкакавшиеся дети. Как думаешь, Богу доставляет большую радость отмывать нас? — Нет. Как любому отцу. А надо отмывать своих детишек? Да.
Мы каждый раз говорим Ему, что больше не будем. Но мы ведь будем… И Бог знает это. Но надеется, что мы хотя бы постараемся этого больше не делать.
Вот и я так каждый раз. Я не говорю Ему, что «я обещаю». Я говорю «я постараюсь». И Он спросит с меня, как я старался.