что значит направлено по подведомственности в суде

Формулировка суда «Постановление о передаче дела по подведомственности»

Доброй ночи, интересует, что именно происходит с моим делом. Вот формулировка МосГорСуда «Постановление о передаче дела по подведомственности»

Это значит, что заявление подано не в тот суд (или орган), который уполномочен его рассматривать. Вот перечень дел, которые рассматривают суды общей юрисдикции:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
7) дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Если Ваше дело к указанным не относится, то суд, по общему правилу отказывает в принятии заявления (ст.134 ГПК РФ). Но есть категория дел, по которой суд может вынести решение о передаче дела по подведомственности. Например, по административным делам:

Согласно ст. 29.4 КоАП РФ:

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

Ваше дело передано в другой суд, в чью компетенцию входит рассмотрение предмета Вашего спора.

Так, согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают: исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ.

6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;
7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Источник

О механизме передачи жалобы по делу об административном правонарушении из СОЮ в арбитражный суд (и наоборот)

Немало юристов стояло перед роковым выбором: в какой суд обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении юридического лица?

Как определить, связано ли административное правонарушение с предпринимательской деятельностью в контексте ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, которая относит такие дела к компетенции арбитражных судов, или не связано?

Ведь если ошибиться в этом вопросе, то арбитражый суд возвратит жалобу (ну или откажет в принятии), а суд общей юрисдикции прекратит производство по ней. В подавляющем большинстве случаев, такое процессуальное решение будет принято за пределами срока обжалования по делу об административном правонарушении, которое составляет десять суток (30.3 КоАП РФ).

Жалобу, таким образом, придется подавать заново, но уже в осложненном варианте: с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.

Увы, в подавляющем большинстве случаев заблуждение относительно подведомственности жалобы не принимается в качестве уважительной причиной пропуска срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Между тем, действующее законодательство предусматривает механизмы передачи неподведомственных жалоб между судами двух систем: арбитражными и общей юрисдикции, причем в обе стороны.

Что делают, и что на самом деле должны делать суды общей юрисдикции, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении относится к компетенции арбитражного суда?

Небольшая ремарка для тех, кому не доводилось вникать в вопросы о подведомственности жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях: если суд общей юрисдикции приходит к выводу о том, что жалоба подлежит рассмотрению в арбитражном суде, он, как правило, прекращает производство по жалобе (например: решение МГС от 12.02.2020 г. по делу № 7-1786/2020, Решение МГС от 06.02.2020 г. по делу № 7-1618/2020, решение МГС от 18.11.2019 г. по делу № 7-14458/2019 и многие другие).

Интересно заметить, что прекращение производства по жалобе (не путать с прекращением производства по делу) на постановление по делу об административном правонарушении вообще не предусмотрено КоАП РФ (см. ст. 30.4), и единственный случай, в котором принятие такого решения допустимо – отказ от жалобы самого заявителя (п. 33.1 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5).

Что же на самом деле должен сделать суд общей юрисдикции, если установит, что жалоба не относится к его компетенции?

Ответ лежит на поверхности: согласно ч. 3 ст. 30.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи.

Верховный Суд РФ в Постановлении от 27.07.2018 г. № 78-АД18-7 указал: если судом общей юрисдикции установлено, что рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении «не относится к компетенции суда общей юрисдикции, судье районного суда в соответствии с частью 3 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежало направить ее со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности», имея ввиду передачу жалобы с приложенными материалами именно в арбитражный суд.

Более того, еще в 2011 году урегулирован порядок действий арбитражных судов на случай, если суд общей юрисдикции передает жалобу по делу об административном правонарушении по подведомственности.

Так, пунктом 6.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 г. предусмотрена обязанность арбитражного суда принять к производству жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, переданную по подведомственности судом общей юрисдикции:

«Вместе с тем при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвратить ее заявителю и должен принять ее к производству».

Полагаю, единичная практика применения указанных разъяснений (Решение МГС от 22.01.2019 г. по делу № 7-1120/2019, Решение Владимирского облсуда от 19.05.2015 г. № 11-228/2015, Решение Ленинградского облсуда от 03.07.2019 г. № 7-521/2019 и еще порядка 11 судебных актов, которые мне удалось найти) – хороший повод напомнить суду о том, что неподведомственную жалобу следует передать в арбитражный суд (и сохранить заявителю кучу нервов и времени), а не прекращать производство по ней.

А что с арбитражными судами?

Тем же самым пунктом 6.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 г. (который введен ППВАС РФ от 10.11.2011 г. № 71) разъяснено, что «АПК РФ не предусматривает возможность передачи в суд общей юрисдикции или административный орган по подведомственности дел, в том числе об административных правонарушениях».

Между тем, с октября 2019 г. такая возможность появилась.

Согласно ч. 4 ст. 39 АПК РФ, «если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом».

Нельзя сказать, что практика передачи жалоб из арбитражных судов в суды общей юрисдикции сложилась по всей стране, но, в некоторых округах уже можно попробовать предсказать судьбу неподведомственной жалобы.

Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа, постепенно вводит такую практику:

Между тем, в постановлении от 04.08.2020 г. по делу № А66-2746/2020 АС Северо-Западного округа отметил, что передача дела в суд общей юрисдикции возможна лишь «в случае принятия заявления к своему производству, тогда как в рассматриваемом деле заявление возвращено», сославшись на пункт 2 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2019 г. № 26.

Подходы выглядят вполне логичными, не вижу поводов не использовать их в других арбитражных округах.

Источник

Прокурор разъясняет

Ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержит указание, что заявителю необходимо направлять письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении подлежат направлению в соответствующие органы (МВД, Следственный комитет РФ и т.п.) по правилам подследственности, установленным ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Гражданам следует учитывать, что органы прокуратуры не имеют в своем составе каких-либо подразделений быстрого реагирования; по телефонным вызовам граждан на происшествия не выезжают. В подобных случаях следует обращаться в органы внутренних дел по имеющимся телефонам экстренных служб.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Органами прокуратуры осуществляется надзор за действиями (бездействием) государственных органов, к чьему ведению отнесено решение тех или иных вопросов.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в семидневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей.

Гражданам необходимо учитывать, что подача обращения в государственные органы с нарушением подведомственности влечет увеличение срока рассмотрения обращений с учетом необходимости направления жалобы по принадлежности вопроса.

Обращение (запрос), разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в семидневный срок с момента регистрации направляется в соответствующий орган прокуратуры по принадлежности с извещением об этом заявителя.

В Санкт-Петербурге при направлении обращений следует учитывать, что в соответствии со ст. 65 Конституции РФ город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградская область являются самостоятельными и равнозначными субъектами Российской Федерации. Органы прокуратуры Санкт-Петербурга и органы прокуратуры Ленинградской области друг другу не подчинены. Обращения о нарушениях законов на территории Ленинградской области следует направлять в прокуратуру Ленинградской области по адресу: 194044, Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 20 кор. 12.

Вопросы надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Санкт-Петербурга относятся к компетенции Северо-Западной транспортной прокуратуры, которая не входит в состав прокуратуры Санкт-Петербурга. Адрес Северо-Западной транспортной прокуратуры: 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 85, тел канцелярии 717-65-07.

Вопросы надзора за соблюдением прав военнослужащих, а также исполнения законов органами военного управления и воинскими должностными лицами на территории Санкт-Петербурга относятся к компетенции Военной прокуратуры Западного военного округа, которая также не входит в состав прокуратуры Санкт-Петербурга. Адрес Военной прокуратуры Западного военного округа: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д.4, тел. канцелярии 494-23-30.

Прокуратура
Санкт-Петербурга

Соблюдение правил подведомственности при направлении обращений

Ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержит указание, что заявителю необходимо направлять письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении подлежат направлению в соответствующие органы (МВД, Следственный комитет РФ и т.п.) по правилам подследственности, установленным ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Гражданам следует учитывать, что органы прокуратуры не имеют в своем составе каких-либо подразделений быстрого реагирования; по телефонным вызовам граждан на происшествия не выезжают. В подобных случаях следует обращаться в органы внутренних дел по имеющимся телефонам экстренных служб.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Органами прокуратуры осуществляется надзор за действиями (бездействием) государственных органов, к чьему ведению отнесено решение тех или иных вопросов.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в семидневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей.

Гражданам необходимо учитывать, что подача обращения в государственные органы с нарушением подведомственности влечет увеличение срока рассмотрения обращений с учетом необходимости направления жалобы по принадлежности вопроса.

Обращение (запрос), разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в семидневный срок с момента регистрации направляется в соответствующий орган прокуратуры по принадлежности с извещением об этом заявителя.

В Санкт-Петербурге при направлении обращений следует учитывать, что в соответствии со ст. 65 Конституции РФ город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградская область являются самостоятельными и равнозначными субъектами Российской Федерации. Органы прокуратуры Санкт-Петербурга и органы прокуратуры Ленинградской области друг другу не подчинены. Обращения о нарушениях законов на территории Ленинградской области следует направлять в прокуратуру Ленинградской области по адресу: 194044, Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 20 кор. 12.

Вопросы надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Санкт-Петербурга относятся к компетенции Северо-Западной транспортной прокуратуры, которая не входит в состав прокуратуры Санкт-Петербурга. Адрес Северо-Западной транспортной прокуратуры: 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 85, тел канцелярии 717-65-07.

Вопросы надзора за соблюдением прав военнослужащих, а также исполнения законов органами военного управления и воинскими должностными лицами на территории Санкт-Петербурга относятся к компетенции Военной прокуратуры Западного военного округа, которая также не входит в состав прокуратуры Санкт-Петербурга. Адрес Военной прокуратуры Западного военного округа: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д.4, тел. канцелярии 494-23-30.

Источник

Что нужно знать о подведомственности и подсудности дел?

Что нужно знать о подведомственности (общие моменты)

Понятие подведомственности подразумевает компетентные действия гос.органа, отнесенные к его ведению.

Например, в компетенции судей — разрешать споры граждан, возникающим из семейных/ трудовых/жилищных/земельных и иных правоотношений, нотариусов — совершать нотариальные действия, должностных лиц ГИБДД — налагать административные штрафы и т.д.

К примеру, суды общей юрисдикции также рассматривают дела:

— об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (ст. 245 ГПК РФ),

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 262 ГПК РФ).

Что нужно знать о приказном производстве

При отсутствии спора о праве дела рассматриваются в приказном производстве (бесспорном).По результатам рассмотрения таких дел судом выдаётся судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника.

Приказное производство возбуждается на основании заявления, истец зовется взыскателем, а ответчик — должником.

Требования, по которым возможно издания судебного приказа:

— требование основано на сделке в письменной форме;

— требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

— о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства);

— о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

— о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

— заявлено органом внутренних дел о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика или должника.

Судья имеет право в течение 3-х дней отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа по общим основаниям ст. 134, 135 ГПК РФ, либо не представлены документы, подтверждающие заявленное требование, либо из заявления усматривается наличие спора, либо не оплачена гос.пошлина.

Судебный приказ выдается в течение 5-и дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон. Должник, в течение 10-и дней со дня получения копии приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения. Если должник возражает относительно исполнения судебного приказа, то приказ отменяется.

Если возражений не поступило, судья выдает взыскателю экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению, либо по просьбе взыскателя направляется судом судебному приставу-исполнителю.

Что нужно знать об особом производстве

Дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства (см. также гл. 27 — 38 ГПК РФ).

В порядке особого производства рассматриваются дела:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение (факта принятия наследства и места открытия наследства, факта владения и пользования недвижимым имуществом, факта нахождения на иждивении и др.);

— об усыновлении (удочерении) ребенка;

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

— об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

— о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

— о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

— о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

— о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

— по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

— по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства (прекращенного полностью или в части определением суда).

Что такое заочное производство

В случае, если ответчик, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, не является в суд, не сообщает об уважительных причинах неявки и не просит рассмотреть дело в свое отсутствие, то с согласия истца применяется заочное производство. Если истец возражает против заочного рассмотрения дела судом (без присутствия ответчика), то рассмотрение дела переносится на следующее заседание, ответчику направляется новое уведомление о времени и месте очередного судебного заседания.

Вынесенное заочное решение может быть отменено по заявлению ответчика в случае, если:

— причины неявки ответчика в суд выяснились и признаны уважительными;

— ответчик не мог сообщить о них суду;

— ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

После отмены заочного решения рассмотрение дела возобновляется по существу.

Что нужно знать о территориальной подсудности дел искового производства (общие моменты)

Согласно ст. 23 ГПК РФ, мировые судьи рассматривают дела:

— о выдаче судебного приказа;

— о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

— о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 000 руб.;

— иные возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

— по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 000 руб.;

— об определении порядка пользования имуществом.

К компетенции районных судов относится рассмотрение всех остальных гражданских дел, которые не отнесены к компетенции мировых судов (см. ст. 24 ГПК РФ).

Правила подачи искового заявления

Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика-гражданина, местонахождению организации. В некоторых случаях закон позволяет истцу самому выбрать суд:

— если иск, предъявляемый организации, вытекает из деятельности ее филиала. Обратиться можно в том числе в суд по местонахождению филиала или представительства;

— иск о взыскании алиментов и об установлении отцовства может быть предъявлен в суд по местожительству истца;

— иск о расторжении брака может быть предъявлен в суд по местожительству истца — если при нем находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к местожительству ответчика представляется для него затруднительным;

— иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда;

— иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по местожительству истца;

— иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по местожительству или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора;

— иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

В некоторых случаях иск может быть подан в определенный суд (исключительная подсудность — ст. 30 ГПК РФ), например:

— иск о праве на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества;

— иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства;

— иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Если иск предъявляется к нескольким ответчикам, которые проживают в разных местах, то истец может выбрать суд по месту жительства или местонахождению одного из ответчиков.

Суд также обязан передать дело на рассмотрение другого суда в случае, если (п. 2 ст. 33 ГПК РФ):

— обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;

— при рассмотрении дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

— после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *