какие информационные технологии применяются в правотворческой деятельности
Информационная инфраструктура всех стадий правотворческой деятельности
Понятие правотворческой деятельности
Правотворчество в широком смысле представляет собой интеллектуальную деятельность человека, направленную на создание права. Результатом такой деятельности являются нормативно-правовые акты, которые в своей массе составляют позитивное право. В узком понимании под правотворчеством понимается деятельность соответствующих государственных органов, направленная на разработку и принятие правовых документов, включающих в себя юридические нормы.
Исходя из этого под правотворчеством стоит понимать процесс, включающий в себя ряд относительно самостоятельных интеллектуальных действий, необходимых для создания правовых норм и нормативных документов. Процесс правотворчества подразумевает поиск и использование разнообразной информации в области права и социальных отношений для творческой обработке и создания на ее основе поведенческих моделей и правил, ложащихся в основу правовых норм.
Стадии правотворческого процесса
Первая стадия в правотворческом процессе (разработка законопроектов) представляет собой поиск и изучение всей исходной информации, необходимой в процессе разработки. К такой информации относятся:
Непосредственно текст будущего законопроекта формулируется основываясь на полученной информации. Именно это и обуславливает необходимость обработки большого объема информации для корректного и правомерного оформления текста нормативно-правового акта или закона.
Следующая стадия в правотворческом процессе (обсуждения будущего законопроекта) заключается в организации всесторонней правовой оценке будущего законопроекта, проведению экспертиз и подготовке к обсуждениям законодательным собранием или другим соответствующим правотворческим субъектом. На этом этапе так же подразумевается проведение сбора, обработки и анализа больших объемов информации правового характера с размножением с целью обработки всеми субъектами, участвующими в прениях с повторной обработкой и анализом. Стадия обсуждения подразумевает использование на ряду с базами данных информационно-аналитических технологий коллегиального участия в разработке законопроекта.
Третья стадия правотворческих процессов (принятие законов) включает в себя детальное обсуждение текстов будущих законопроектов во время пленарных заседаний в палатах Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации). Законопроекту необходимо пройти несколько чтений в процессе пленарного заседания. В промежутках между чтениями происходит доработка законопроекта, внесение правок, исключение отдельных положений с обсуждением вносимых правок и принятием окончательной редакции документа.
Принятый палатами Совета Федерации текст закона вступает в юридическую силу только после утверждения и подписания Президентом Российской Федерации. Этому предшествует проведение правовой экспертизы положений законопроекта на соответствие положениям Конституции РФ и других нормативно-правовых актов. Этот процесс также требует поиска, обработки и анализа информации, содержащейся в законопроекте с целью сопоставления и сравнения.
Информационно-технологическая инфраструктура и информационные системы в юридической деятельности
Из вышеизложенного следует, что информатизация правотворческого процесса обеспечивает подготовку и использование разнообразных баз данных, а также создание надежной информационно-телекоммуникационной среды, способной обеспечить сбор, передачу и использование необходимой информации правового характера. Для обеспечения всем необходимым профессиональных работников Федерального собрания предоставляется:
Данная инфраструктура обеспечивает основу информатизации правотворческих процессов и деятельности, связанной с законотворчеством.
Среди основных задач информационно-технологической инфраструктуры правотворческих процессов выделяют:
Процесс реализации задач информационно-технологического обеспечения правотворчества основан на создании материального, организационного и технологического обеспечения деятельности соответствующих субъектов правотворчества.
Конституция РФ и федеральные законы определяют полномочия набор законодательных функций палат парламента в процессе правотворчества:
С целью учета специфики правотворчества в разрезе отдельной республики, области или другого субъекта федерации Советом федерации формируется отдельный массив информации, касающийся правотворческой деятельности в регионах, и система взаимодействия с ним.
Правотворческая политика и современные информационные технологии
Мазуренко Андрей Петрович, кандидат юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института (Минеральные Воды).
Статья посвящена взаимодействию правотворческой политики с информационно-коммуникационными технологиями в правотворческом процессе. Автор анализирует различные точки зрения на правотворческую политику и предлагает собственное понимание названного феномена как важнейшей разновидности правовой политики государства.
Ключевые слова: правотворческая политика, информационные технологии, правотворчество, информатизация, автоматизация.
XXI в. справедливо называют веком новых технологий, в том числе в информационной сфере. Новейшие компьютерные разработки приходят на помощь отдельным людям, организациям, обществу и государству. Россия, как и другие страны, постепенно, но неуклонно становится электронной, компьютерной, технологичной. Например, в избирательной сфере и в области судопроизводства уже сейчас широко применяются системы ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие», включающие комплекс новейшего специализированного программного обеспечения и автоматизированных сетей. На обыденном уровне новые технологии реализуются в средствах массовой коммуникации: мобильных и спутниковых системах связи, онлайн-сервисах, электронных СМИ, в сети Интернет. Сказанное имеет непосредственное отношение и к развитию правотворческой политики, которая также зависит сегодня от информационной мобильности, от своевременного реагирования правотворческих органов на требования различных социальных слоев и общества в целом.
Поленина С.В. Правотворческие ошибки в свете факторного анализа законодательства // Правотворческие ошибки: понятие, виды, практика и техника устранения в постсоветских государствах. С. 67.
Исследование проблем правотворческой политики является одним из новых, перспективных направлений в теории государства и права. Но в настоящее время мы можем говорить о нем лишь в плане постановки проблемы. К сожалению, данная тема еще недостаточно освещена в отечественной правовой науке. И хотя термин «правотворческая политика» можно встретить в юридической литературе и даже в стандарте научной специальности 12.00.01, но используется он подчас как сам собой разумеющийся, без глубокого теоретического обоснования его природы, особенностей и структуры. Достаточно сказать, что в науке до сих пор не выработано сколько-нибудь устойчивого определения названного понятия.
На наш взгляд, под правотворческой политикой следует понимать особую разновидность правовой политики, выражающуюся в научно обоснованной, планомерной и системной деятельности государства и субъектов гражданского общества, направленной на формирование и реализацию стратегии и тактики правотворчества в целях создания непротиворечивой и целостной системы права.
Предложенное определение отражает идеальную модель рассматриваемого феномена и потому не позволяет забывать о многочисленных проблемах правотворческой политики, которые возникают в процессе ее осуществления, что, в свою очередь, требует от научного сообщества их дальнейшей теоретической разработки. Речь идет о таких ее элементах, как стратегия и тактика, планирование и прогнозирование, мониторинг и юридическая техника, научное обоснование и учет общественного мнения, экспертное и информационное обеспечение и т.д. Только в рамках целостной правотворческой политики все эти элементы упорядочиваются, приводятся в систему, в которой каждый из них занимает свое место и играет свою роль. Именно соединение данных разрозненных инструментов и установление между ними необходимых системных связей позволяют повысить их эффективность, делают их оптимизирующее воздействие на правотворчество более заметным и результативным. В этом одно из основных преимуществ подобного вида политики.
Правотворческая политика развивается под влиянием ряда внутренних и внешних факторов социальной действительности. Пожалуй, одним из важнейших факторов такого влияния в современных условиях выступает информатизация правового пространства как части информационного пространства в целом.
Коган В.З. Маршрут в страну Информологию. М., 1995. С. 10.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Рос. газ. 2008. 16 февр.
Аутсайдеры по информационному развитию // Парламентская газ. 2009. 13 февр.
Соколова М. Спрос на новые технологии растет // Там же. 20 марта.
Новичихин В. Электронная демократия // Там же. 2008. 24 апр.
Шаров А. К большей открытости власти // Там же. 2009. 30 янв.
У проблемы информатизации есть еще одна инструментальная сторона: необходимы полная автоматизация правотворческих процессов и комплексная систематизация законодательства. Решение этой задачи связано с преодолением рисков, которые невольно возникают в результате невысокого технико-юридического качества и недостаточной согласованности правовых актов. Конечно, данное направление информационного развития правотворческой политики весьма важно, но здесь не стоит вдаваться в крайности.
Голоскоков Л.В. Юридическая доктрина как основа правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N 4. С. 38.
Батурина С.В. Правовая доктрина как элемент российской правовой системы // Юристъ-Правоведъ. 2008. N 4. С. 34.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Глава XI // Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. / Под ред. М.И. Марченко. М., 2002. Т. 3. С. 236.
На наш взгляд, в данном случае подобное сравнение неуместно. Передача автомату (компьютеру, роботу) части функций правотворческого органа, пусть даже «в некоторых узких сферах» правотворческого процесса, неизбежно приведет к усугублению существующих проблем, кроме того, сведет на нет решение вопроса ответственности за результаты правотворческой деятельности. Таким образом, дальнейшее развитие информационного направления правотворческой политики состоит в том, чтобы не допустить возможности «полуавтоматического или автоматического» исполнения даже некоторых публично-правовых функций государства, тем более в сфере правотворчества.
См., например: Гаврилов О.А. Роль информации в гармонизации законодательства // Драма российского закона. М., 1996; Его же. Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. М., 1999; Его же. Интеллектуальные системы и технологии в законодательной деятельности // Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1998; Его же. Информатизация правотворчества как фактор его эффективности // Концепция стабильности закона. М., 2000; Его же. Курс правовой информатики: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.
Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. С. 199.
Функцию по обеспечению деятельности Государственной Думы (в том числе информационному) выполняет Аппарат Думы. Он не вырабатывает новую информацию, но создает и обеспечивает функционирование базовых механизмов всех информационных процессов. Функции по упорядочению работы нижней палаты выполняет Совет Думы, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты, генерирует информацию лишь постольку, поскольку необходимо координировать работу собственно Госдумы. Совет планирует деятельность палаты на основании оперативной информации. В информационных процессах участвуют субъекты права законодательной инициативы, думские комитеты, депутаты, принимающие участие в обсуждении законопроекта. Кроме того, к обсуждению законопроектов привлекаются эксперты, проводятся общественные обсуждения, круглые столы и т.п.
Аппарат Думы состоит из ряда структурных подразделений, каждое из которых выполняет свою функцию. Для нас определенный интерес представляет работа Управления информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы. Именно оно организует бесперебойное функционирование и развитие общей компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям Аппарата оперативно получать необходимую информацию.
В соответствии со ст. 96 Регламента Государственной Думы электронная система используется для:
а) регистрации депутатов Государственной Думы;
б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;
в) подсчета голосов и определения результатов голосования;
г) накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседаний;
д) формирования и распечатки списков и других документов заседания;
е) информационного обеспечения заседаний палаты.
Законодательная деятельность связана с использованием большого числа различных документов, обработка которых (поиск, просмотр, редактирование, выписка нужных сведений) является монотонной и трудоемкой, требует значительных затрат времени. Поэтому возникла необходимость создания таких систем, которые используют информационные банки и обеспечивают автоматизацию обработки документов.
См.: Исаков В.Б. Концепция создания Национального электронного архива законодательства России // URL: http:// www.hist.msu.ru/ Association/ HAC/ aik/ resource.htm.
Соколова М. Указ. соч.
Аутсайдеры по информационному развитию.
В настоящее время в сфере информатизации правотворческой деятельности исполнительной власти действуют лишь некоторые элементы системы автоматизированного сбора и обработки информации. Наиболее разработана автоматизированная система информационного обеспечения «Юстиция», призванная осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Минюста, поскольку именно данное ведомство выступает «локомотивом» исполнительной власти в сфере правотворчества. От степени информационного обеспечения этой деятельности во многом зависит качество основной массы законопроектов, вносимых в парламент Правительством РФ.
Подводя итог сказанному, можно сделать ряд выводов.
Информационные технологий в правотворческой деятельности
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(наименование учебной дисциплины)
Тема 4. Современные компьютерные технологии в юридической практике и в деятельности ФСИН России
Тезисы лекции 16. Современные компьютерные технологии в юридической практике
(наименование темы лекции)
подполковник внутренней службы
(звание, фамилия и инициалы автора)
Обсуждена на заседании кафедры
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Информационные технологий в правотворческой деятельности
2. Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции
3. Автоматизированные информационные системы органов прокуратуры РФ
4. Автоматизированные информационные системы МВД РФ
5. Автоматизированные информационные системы федеральных органов налоговой полиции
1. Пятибратов А.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. изд. – 3 переработанное и дополненное. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с.
2. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии. Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Гардарики, 2007. – 655 с.
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. – М.: Бином. Лаборатория знаний –М, 2008. – 250 с.
1. Наглядные пособия: слайды
2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
В основе многочисленных связей между человеком и обществом лежат информационные процессы. Так, все политические, экономические, правовые и многие другие взаимоотношения имеют в своей основе информационный характер.
Например, в основе судебного процесса лежит взаимодействие между данными, представленными фактами и свидетельствами, с одной стороны, и методами, закрепленными в законодательной базе и других нормативных актах, с другой стороны. В результате этого процесса образуется информация, которая закрепляется в судебном решении. Судебное решение, задокументированное в установленном порядке, становится данными, которые будут востребованы на следующем этапе — при исполнении судебного решения.
Продолжая анализ, мы можем убедиться, что и другие общественные процессы, например законодательный, имеют информационный характер.В России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта). Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством которой должна быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена «правовая плотность общества». Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяет основные направления информатизации:
· информатизация правоприменительной деятельности;
· информатизация правоохранительной деятельности;
· информатизация правового образования и воспитания;
· правовое обеспечение процессов информатизации.
Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел был восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. «О президентских программах по правовой информатизации». Этм указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации:
· органов государственной власти РФ;
· органов исполнительной власти РФ;
· органов государственной власти субъектов РФ.
Информационные технологий в правотворческой деятельности
Информатизация деятельности Государственной Думы РФ
Информатизация нормотворческого процесса в Думе включает следующие этапы:
· информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним приложениями;
· автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий;
· информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;
· распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;
· информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое;
· электронно-техническое и технологическое обеспечение пленарных заседаний и голосования;
· подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации.
Для обеспечения работы ГД служат информационные системы:
· Для лингвистической работы с текстами законопроектов служат различные тезаурусы (вспомогательные лингвистические системы), различные словари терминов и определений, алфавитные указатели к важнейшим законам и др.
· С целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий применяется компютерный мониторинг;
· Электронная система информационного обеспечения заседаний Государственной Думы служит для:
а) регистрации депутатов Государственной Думы;
б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;
в) подсчета голосов и определения результатов голосования.
· Автоматизированную обработку всех документов Госдумы обеспечивает электронная система документооборота (система управления электронным документооборотом), которая представляет собой совокупность программных устройств, с помощью которых организована процедура оборота документов в электронном виде.
Основные направления информатизации правотворческой деятельности
Современные информационные технологии, используемые в процессе поиска. Назначения и задачи информатизации правотворческой деятельности. Автоматизированные справочные правовые системы Государственной Думы РФ и Совета Федераций Федерального Собрания.
Рубрика | Программирование, компьютеры и кибернетика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.09.2012 |
Размер файла | 33,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В истории развития цивилизации, неразрывно связанной с процессом накопления знаний, многие исследователи отмечают несколько информационных революций, обусловленных кардинальными изменениями в сфере обработки информации. Следствием этих изменений стали важные качественные преобразования человеческого общества. К числу таких изменений обычно относят появление письменности, переход к книгопечатанию и использованию электричества, изобретение радиосвязи и электронных вычислительных машин и, наконец, формирование и развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей.
1) возможность фиксации знаний на материальном носителе и передачи знаний от поколения к поколениям;
2) возможность активного распространения информации, ее тиражирования (середина XVI в.);
3) использование телеграфа, телефона, радио, позволяющих оперативно передавать и накапливать информацию (конец XIX в.);
4) создание компьютеров, компьютерных сетей, систем передачи данных (информационные коммуникации).
Этот (70-е гг. XX в.) период характеризуют три фундаментальные инновации:
переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
создание программно-управляемых устройств и процессов;
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества.
В соответствии с концепцией З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера,
поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное
общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции
Существуют различные критерии определения факта перехода общества к информационной стадии. Так, например, в качестве критерия оценки перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг. Если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза; если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным. Согласно этому критерию США, например, вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 г. (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 г.), а информационным обществом США стали в 1974 г.
решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, т.е. разрешено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»;
обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
главной формой развития является информационная экономика;
в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;
обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.
Опасные тенденции информатизации:
возрастающее влияние на общество средств массовой информации;
возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;
усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;
увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;
усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.
информатизация правотворческий деятельность
1. Содержание понятия «информационные технологии»
2. Назначения и задачи информатизации правотворческой деятельности
Как известно под правотворчеством понимается деятельность государства по разработке, подготовке и, принятию нормативных правовых актов.
Правотворчество, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных одной целью.
На стадии разработки необходимо изучить:
— актуальность правового регулирования общественных отношений;
— практику применения действующего законодательства;
— историю правового регулирования;
— зарубежный опыт нормотворчества по аналогичным проблемам.
Как видите, для решения всех этих вопросов нужно собрать и проанализировать много информации по актуальным проблемам общественных отношений, входящим в предмет будущего закона или иного нормативного правового акта, а также собрать и обобщить в плане сравнительного правоведения Исторические и зарубежные аналоги.
На основе собранной информации разрабатывается законопроект.
На второй стадии необходимо организовать всестороннее предварительное обсуждение законопроекта, провести его экспертизу и подготовить к окончательному обсуждению субъектом правотворчества.
Здесь также требуется кропотливая работа по сбору, обработке и анализу большого объема информации, ее размножению и вновь сбору, обработке и анализу. Итак, до тех пор, пока не будет разработан и согласован окончательный вариант законопроекта.
На третьей стадии предстоит работа по детальному обсуждению законопроекта непосредственно в нескольких чтениях, его принятию (возможно, несколькими органами) и опубликованию.
Для того, чтобы был принят законопроект, необходимо провести много работы, связанной со сбором, обработкой и анализом огромного массива различной информации.
Для того, чтобы выполнить эту работу, необходимы вычислительная техника, надежные каналы связи для передачи информации, а также современные информационные технологии (способы сбора, обработки и передачи информации).
Таким образом, целью информатизации правотворческой деятельности является оказание помощи в деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов путем формирования ресурсов правовой информации, применения информационных средств и технологий.
Основными задачами информатизации являются:
— формирование массива информационных ресурсов;
— оснащение правотворческих органов современной вычислительной и другой техникой обработки и передачи информации;
— внедрение информационных технологий;
— обучение персонала навыкам работы с информационными средствами.
3. Основные направления информатизации правотворческой деятельности
Нормативные акты принимаются различными органами, в разное время, в различных пространственных пределах и по разному вопросу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.
Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.
Создание эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространения правовой информации в стране.
До недавнего времени процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную. Для учитываемых нормативных актов определялся список тематических вопросов, по которым должен осуществляться поиск необходимой информации. По тематикам строился специальный рубрикатор в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск.
В настоящее время с развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных информационно-поисковых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации.
Автоматизированные информационно-поисковые системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам.
Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов:
а) учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации, при обращении к ним можно получить любую справку;
б) оперативность получения требуемой информации и т.д.
4. Современные информационные технологии, используемые в процессе поиска и систематизация законодательства
Принципы формирования сетевых информационных хранилищ:
— однократный ввод и многократное использование информации;
— обязательное пополнение ресурсов;
— работа в режимах on-line, off-line;
— выполнение многократных запросов (как узкотематических, так и широких по тематике).
Операционные системы: Win 98SE, Windows ME, Windows NT.
IP-адрес (взаимодействие сетей), URL-адрес (унифицированный указатель ресурсов).
1) браузеры (Internet Explorer, Netscape Navigator);
2) электронная почта, списки рассылки (E-mail, Internet Mail, WWW mail, FTP-mail);
3) телеконференции (BMail, Internet News);
4) коммуникационные программы (Telnet, Terminal, UUPC).
Технология работы с браузером Internet Explorer:
— Сервисные возможности (свойства, адрес, поиск).
— Работа с Web-страницами (язык HTML, теги).
— Мультимедиа (встраивание объектов).
— Работа с системным журналом.
1. Прямой (по ключевым словам); простота, медлительность.
2. Индексный; высокая скорость, но требуется предварительная индексация.
3. Аннотированный (по поисковым образам); обеспечивает однозначное соответствие тематике, но небольшая скорость.
Приемы поиска: простой; расширенный, контекстный, специальный.
Обеспечивает поиск по одному слову и по группе слов
Ш по отдельным элементам (например, по ключевому слову # keyword=выражение).
Ранжирование: уточняющее слово или весовой коэффициент «- ».
Локальные сети: EtherNet, ArcNet, Token Ring.
Электронная почта: Web-mail, E-mail, USA.net, Яндекс-почта, Outlook Express.
Возможности Outlook Express: отправка, получение, запись в адресной книге, распределение по папкам (входящие, исходящие, отправленные, удаленные, черновики), вложения, переадресация.
Сетевые новости: UseNet.
«Мировая паутина»: WWW.
Поиск информации: Gopher, WAIS, доска объявлений BBC.
Удаленный доступ: TelNet, MS Net Meeting, Media Ring (аудио-, видеоконтакт).
Адресная книга: Whous.
Словарь: Webster (английский язык).
Общение в реальном времени: ICQ, MS Chat, IRC (дискуссионные группы).
Группы новостей: News, Sci, Rec, Comp, NetWork News.
Радиовещание: Real Audio Player.
Телеконференции и Web-форумы.
— деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике.
Таким образом, можно выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:
1. особый вид юридической деятельности;
3. систематизация осуществляется компетентными органами, но может быть и неофициальная систематизация;
4. объектом данного вида деятельности является действующее законодательство как система нормативно-правовых актов;
5. научно обоснованная, унифицированная;
6. в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты. Но в истории России известны периоды, когда какое-либо упорядочение законодательства носило только характер неудачных попыток (со времён Соборного Уложения 1649 года до кодификационных работ под руководством Сперанского М.М. в 1826-1833 гг.). Отсутствие работы по приведению законодательства в систему затрудняет его эффективное практическое использование, правовую культуру граждан;
7. результатом систематизации является создание кодифицированных актов.
5. Автоматизированные справочные правовые системы Государственной Думы РФ и Совета Федераций Федерального Собрания
В Аппарате Государственной Думы РФ функционирует несколько структурных подразделений, обеспечивающих информатизацию. Управление документационного обеспечения обеспечивает документооборот в Государственной Думе, главным образом, в печатном виде: размножение и доставку депутатам всех документов в печатном виде. Работники этого же управления обеспечивают стенографирование заседаний Думы и ее распечатывание.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы обеспечивает координацию всей законотворческой работы. Работники этого управления взаимодействуют со всеми комитетами и комиссиями законодательного органа в части плановой подготовки законопроектов, организуют с ними вместе подготовку парламентских слушаний по отдельным проблемам правотворческой работы, проводят экспертизу законопроектов, в том числе лингвистическую, то есть проверку текста законопроекта с точки зрения языкознания и правил грамматики. В силу названных функций Правовое управление обеспечивается в автоматическом режиме всеми необходимыми информационно-технологическими средствами.
Управление информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы организует функционирование и развитие компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую правовую и иную информацию.
Информатизация нормотворческого процесса в Думе включает следующие этапы:
-информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним приложениями;
-автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий;
-информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;
-распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;
-информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое;
-электронно-техническое и технологическое обеспечение пленарных заседаний и голосования;
-подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации.
В аппарате Государственной Думы функционируют различные прикладные компьютерные программы и интеллектуальные информационные системы.
Например, для лингвистической работы с текстами законопроектов работают различные тезаурусы (вспомогательные лингвистические системы), различные словари терминов и определений, алфавитные указатели к важнейшим законам и др. В сетевом режиме все депутаты и ответственные работники Аппарата Государственной Думы РФ обеспечены различными базами данных, с помощью которых ведется непосредственная подготовка над законопроектами, электронные справочники, аналитические информационные системы («Планирование», «Статистика», «Законопроект», «Законодательство», «Регион», «Контроль» и др.).
Законотворческая практика постоянно выдвигает новые формы применения ЭВМ в законопроектной деятельности. К их числу относится компьютерный мониторинг (процедура слежения) законодательного процесса.
Компьютерный мониторинг применяется с целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий.
В базе системы находятся:
исходный вариант законопроекта, все остальные варианты вплоть до окончательного, этапы движения законопроекта во всех государственных органах;
сведения о лицах, ответственных за состояние законопроекта, а также о лицах и органах (министерство, комитет), давших на него заключение, поступившие от заинтересованных и должностных лиц предложения.
Система выполняет следующие операции: ввод информации в базу данных, поиск и отбор информации о динамике законопроекта, ведение справочной информации.
В базе данных помещаются сведения об источнике опубликования и о месте хранения подлинника правового документа.
Когда подлинник документа отличается от официально опубликованного текста или несет на себе важные дополнительные элементы, об этом сообщается в научно-вспомогательном комментарии либо путем подключения фотокопии подлинного текста.
Электронная система информационного обеспечения заседаний Государственной Думы использует для:
а) регистрации депутатов Государственной Думы;
б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;
в) подсчета голосов и определения результатов голосования.
В Комитете по регламенту и организации работы Государственной Думы создана группа, которая осуществляет контроль за использованием электронной системы (в частности, в ходе голосования). Группа контроля обязана до начала тайного голосования проверить исправность электронной системы. Результаты работы электронной системы оформляется протоколом.
Автоматическую обработку всех документов Госдумы обеспечивает электронная система документооборота (система управления электронным документооборотом), которая представляет собой совокупность программных устройств, с помощью которых организована процедура оборота документов в электронном виде.
— ввод правовых и иных текстов документов;
— поиск документов по различным реквизитам;
— обработку и распечатывание;
— доступ пользователей к документам;
Система дает возможность пользователю создавать, хранить, обрабатывать и распространять документы в электронном и бумажном виде, контролировать исполнение поручений со стороны руководителей.
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.
Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.
С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.
Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.
Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.
Список используемой литературы
3. Дипломатический вестник. № 8. 2000.
5. Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. М.: Наука, 1989; Элькин В.Д. Информационные стохастические фракталы и их применение / В сб.: Средства массовой информации в информационном обществе. М.: АСМИ, 2002.
6. Основы информатики: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Морозевича. Минск.: Новое знание, 2001.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общая характеристика Управления Федерального Казначейства в частности: Территориального отдела №60. Особенности информатизации в работе отдела. Деятельность учреждения с государственной информационной системой государственных муниципальных платежей.
отчет по практике [228,8 K], добавлен 18.05.2014
Информационные технологии в современном обществе. Приоритетные направления информатизации здравоохранения. Задачи, решаемые с помощью персонального компьютера. Классификация информационных технологий, применяемых в деятельности медицинского работника.
презентация [1,9 M], добавлен 28.01.2016
Понятие «информационной потребности» и «новой информационной технологии». Современные технологические решения в области информатизации объектов агропромышленного комплекса. Эффективность организационного обеспечения Автоматизированного рабочего места.
контрольная работа [28,2 K], добавлен 19.10.2011
Цели и направления информатизации общества. Состав инфраструктуры информатизации. Факторы, влияющие на становление информационных технологий. Анализ состояния государственных информационных ресурсов. Информатизация в социальной и экономической сферах.
контрольная работа [19,5 K], добавлен 23.06.2011
Понятие информационной технологии и ее принципы: интерактивный режим работы, интегрированность с другими программными продуктами, гибкость процесса измерения данных. Цели применения автоматизированных информационных систем в следственной деятельности.
реферат [23,4 K], добавлен 15.03.2015
Экономические и социальные цели информатизации. Классификация задач по степени их формализованности и задания, решаемые разными группами работников. Этапы развития информационных технологий. Стратегии внедрения системы поддержки и принятия решений.
реферат [22,5 K], добавлен 02.12.2010
Характеристика информационных революций и их значения. Теоретико-методологические подходы к информатизации общества. Роль информатизации общества в развитии средств массовой информации. Социальные проблемы и варианты их решения в условиях информатизации.
курсовая работа [35,0 K], добавлен 27.11.2010