что значит не учи ученого
не учи ученого
Смотреть что такое «не учи ученого» в других словарях:
НЕ УЧИ УЧЕНОГО, СЪЕШЬ ДЕРЬМА ПЕЧЕНОГО — посл. перед., груб.: Не учи ученого … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий
ученого учить — только портить — (напрасный труд) Ср. Вспомните пословицу: Ученого учить только портить, и раз навсегда откажитесь от роли моралиста и проповедника. Салтыков. Благонамеренные речи. В дороге. Ср. Вот землицы там мало, не у чего людей занять ну, да я бы нашла… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Ученого учить — только портить — Ученаго учить только портить ( напрасный трудъ). Ср. Вспомните пословицу: Ученого учить только портить, и разъ навсегда откажитесь отъ роли моралиста и проповѣдника. Салтыковъ. Благонамѣренныя рѣчи. Въ дорогѣ. Ср. Вотъ землицы тамъ мало, нѐ у… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
не учи рыбу плавать — нареч, кол во синонимов: 2 • не учи ученого (3) • хвост голове не указка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Не учи щуку плавать! щука знает свою науку — Не учи щуку плавать! щука знаетъ свою науку. Не учи рыбу плавать. Не учи безногаго хромать. Ср. Delphinum natare doces. Ср. Δελφῖνα νήχεσθαι διδάσκεις. Пер. Дельфина (извѣстнаго быстротой) учишь плавать. Aelianos. XII. Ср. Piscem natare doces. Ср … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Не учи сороку вприсядку плясать. — см. Ученого учить только портить … В.И. Даль. Пословицы русского народа
хвост голове не указка — нареч, кол во синонимов: 2 • не учи рыбу плавать (2) • не учи ученого (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Список выпусков телепередачи \»Городок\ — Основная статья Городок Содержание 1 1993 2 1994 3 1995 4 1996 5 1997 … Википедия
Не учи ученого
Смотреть что такое «Не учи ученого» в других словарях:
не учи ученого — нареч, кол во синонимов: 3 • не учи рыбу плавать (2) • хвост голове не указка (2) • … Словарь синонимов
НЕ УЧИ УЧЕНОГО, СЪЕШЬ ДЕРЬМА ПЕЧЕНОГО — посл. перед., груб.: Не учи ученого … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий
ученого учить — только портить — (напрасный труд) Ср. Вспомните пословицу: Ученого учить только портить, и раз навсегда откажитесь от роли моралиста и проповедника. Салтыков. Благонамеренные речи. В дороге. Ср. Вот землицы там мало, не у чего людей занять ну, да я бы нашла… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Ученого учить — только портить — Ученаго учить только портить ( напрасный трудъ). Ср. Вспомните пословицу: Ученого учить только портить, и разъ навсегда откажитесь отъ роли моралиста и проповѣдника. Салтыковъ. Благонамѣренныя рѣчи. Въ дорогѣ. Ср. Вотъ землицы тамъ мало, нѐ у… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
не учи рыбу плавать — нареч, кол во синонимов: 2 • не учи ученого (3) • хвост голове не указка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Не учи щуку плавать! щука знает свою науку — Не учи щуку плавать! щука знаетъ свою науку. Не учи рыбу плавать. Не учи безногаго хромать. Ср. Delphinum natare doces. Ср. Δελφῖνα νήχεσθαι διδάσκεις. Пер. Дельфина (извѣстнаго быстротой) учишь плавать. Aelianos. XII. Ср. Piscem natare doces. Ср … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Не учи сороку вприсядку плясать. — см. Ученого учить только портить … В.И. Даль. Пословицы русского народа
хвост голове не указка — нареч, кол во синонимов: 2 • не учи рыбу плавать (2) • не учи ученого (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Список выпусков телепередачи \»Городок\ — Основная статья Городок Содержание 1 1993 2 1994 3 1995 4 1996 5 1997 … Википедия
Пословицы и поговорки о знаниях и учении с пояснениями для детей
Пословицы и поговорки о знаниях с объяснениями
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Похожая по смыслу. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Используют, часто шутя, как наставление учиться, когда хотят подчеркнуть пользу знаний. Пословица построена на антитезе (противопоставлении), где образование — свет, а тьма — невежество.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Вариант. Красна птица пером, а человек умом.
Знания, образование и ум человека — великая ценность. Прилагательное «красна» имеет значение «красива», «хороша».
Век живи — век учись.
Варианты. Век живи — век учись, а дураком помрешь (останешься).
Век живи — век трудись, а трудясь, век учись.
Ни возраст, ни жизненный опыт не гарантируют отсутствие неудач, всю жизнь человек узнает для себя что-то новое. Используется как выражение удивления при непривычном, неожиданном повороте событий или как выражение сожаления об упущении, неверном шаге или поступке. Вторая часть пословицы («а дураком помрешь») является более новой и появилась, вероятно, как средство ослабления назидательности, содержащейся в первой части.
Повторенье — мать ученья.
Повторение ранее выученного — самый хороший способ что- либо запомнить. Пословицы с подобным смыслом есть во многих языках, поскольку восходят к латинской пословице «Repe- titio est mater studiorum» (Повторение — мать изучения).
Сытое брюхо к ученью глухо.
Похожая по смыслу. По сытому брюху хоть обухом бей.
Говорится о человеке, который вследствие своего полного благополучия не стремится ни к чему новому, не склонен углубляться в какие-либо проблемы, менять свой образ жизни.
Тяжело в учении — легко в бою.
Учиться чему-либо тяжело, но приобретенные навыки позволят в дальнейшем легко и правильно справляться с освоенным делом. Употребив эту пословицу, можно ободрить, обнадежить человека, испытывающего трудности в незнакомом деле.
Пословицы народов мира
• Знания — источник, который никогда не исчерпаешь (киргизская).
• Кто много знает, тот больше учится (португальская).
• Сильный победит одного, а знающий — тысячу (башкирская).
• Хорошо учить того, кто сам хочет учиться (исландская).
• Нет ничего опаснее неполного знания (английская).
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Вариант. Не умеючи, и лаптя не сплетешь.
Похожая по смыслу. Не учась, в люди не выйдешь.
Без навыка, сноровки, привычки и простое, казалось бы, дело сделать нелегко.
Ученого учить — только портить.
Вариант. Ученых учить — только портить.
Похожие по смыслу. Не учи рыбу плавать.
Не учи ученого.
Того, кто уже умеет что-либо делать и знает, как следует поступать, не стоит переучивать. Используется как предостережение против излишних нравоучений. «Не учи ученого» часто говорит сам человек, который не готов принимать чужие советы.
Учи других — и сам поймешь.
Пытаясь втолковать что-либо другому человеку, можно понять то, что до этого самому было непонятно.
Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
Прежде чем кого-либо учить, надо самому хорошо подумать над тем, что собираешься рассказывать, изучить вопрос досконально. Только мастер в своем деле может стать хорошим учителем.
Без муки нет науки.
Похожая по смыслу. Намучишься, так и научишься.
Чтобы чему-то научиться, нужно хорошо потрудиться. Не так много людей, которые схватывают все на лету, в основном для овладения какими-либо знаниями и навыками приходится тратить много времени и усилий.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Похожие по смыслу. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Ученье горько, но плоды сладки.
Учиться, познавать новое тяжело, нужно приложить много труда, но результат того стоит. Когда много знаешь и умеешь, можно получить большую выгоду.
Не хочу учиться, а хочу жениться.
Так говорят о ленивых и не слишком умных молодых людях, которые думают только о развлечениях. Эта реплика Митрофанушки — героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — давно стала поговоркой.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Похожая по смыслу. Учиться никогда не поздно.
Учиться, интересоваться новым и полезным нужно не только в детстве и юности, но и всю жизнь. Знаний никогда не бывает много.
Без наук — как без рук.
Даже физически и морально сильный человек без наук, то есть без образования, без знаний, не сможет сделать ничего толкового так же, как невозможно ничего сделать без рук.
Ворчаньем наскучишь, примером научишь.
Похожие по смыслу. Нужно учить не рассказом, а работой и показом.
Учи показом, а не рассказом.
Лучший способ овладеть знаниями, особенно практическими, — не слушать бесконечные рассказы и нотации, а смотреть и повторять за человеком то, что он хорошо умеет делать.
Почитай учителя, как родителя.
Учитель — человек, который заботится об учениках, а главное, старается передать им знания, научить их. А значит, почитать, то есть уважать учителя следует так же, как родителей.
Наука хлеба не просит, а хлеб дает.
Похожая по смыслу. Знания за плечами не носить.
Даже если какие-то знания кажутся ненужными, они «хлеба не просят», то есть на их «хранение» не требуется никаких усилий, но в любой момент они могут пригодиться и даже принести пользу.
Часто полуграмотные, недалекие люди считают себя знатоками в любых вопросах и позволяют себе учить других, читать нравоучения, в то время как умный человек понимает, как мало он в сущности знает и старается все время пополнять свой багаж знаний.
Ученый водит, неученый следом ходит.
Похожая по смыслу. Ученый идет, а неученый спотыкается.
Человек, который получил хорошее образование, занимает в обществе более высокое положение и более свободен в вы боре занятий в жизни, в отличие от малограмотных людей, которым приходит довольствоваться ролью работников, исполняющих волю других.
Оттого в люди пробился, что учился.
Знания и умения всегда ценятся, поэтому у человека грамотного намного больше шансов достичь более высокого положения в обществе, чем у того, кто к учебе относился спустя рукава.
Ученый сын старше неученого отца.
Учение дает человеку знания и опыт, в результате молодой человек по взглядам на жизнь может быть «старше» более взрослых, но менее грамотных людей.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Похожая по смыслу. Учись, поколе хрящи не срослись.
Здесь «Ваня» обозначает ребенка, а «Иван» — взрослого человека. Основные знания человек приобретает в детстве и юности. Если же учился не с должным прилежанием, потом очень трудно восполнить пробелы.
Человек без книги, как бескрылая птица.
Похожие по смыслу. С книгой поведешься — ума наберешься. Чтение — лучшее учение.
Как бескрылая птица не способна летать, так человек, который мало читает, не способен развить свою память, ум, стать мудрым. Он не может вкусить ощущения полета мысли.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Каждый человек чего-то не знает, и в этом нет ничего страшного. Главное, поняв это, постараться восполнить пробел.
Это интересно
Делать спустя рукава — так говорят о небрежно, кое-как выполняемой работе. В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами — они ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что работать, не подняв таких рукавов, было нельзя. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, скорее всего, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, старательно.
Не учи ученого
Охватившая общество мода на коллекционирование дипломов часто не имеет ничего общего с тягой к новым знаниям. Что же за этим стоит – стремление повысить свой рейтинг на рынке труда? Сменить профессию? Или. психологические проблемы?
«Вечный студент» – классический персонаж литературы XIX века. Оглянись: они вновь среди нас. В современном обществе становится все больше обладателей пяти дипломов и четырех международных сертификатов.
Психологи утверждают: образование – всего лишь инструмент. Оно помогает адаптироваться в обществе и готовит к самостоятельной творческой работе. Но все чаще образование становится самоцелью, учебой ради учебы. Работодатели с недоверием начинают смотреть на слишком квалифицированных кандидатов. Граница между дипломами, которые повышают твою ценность на рынке труда, и пустыми бумажками стирается. Что же гонит взрослых людей на студенческую скамью?
Я обиделась
Как это ни банально, но комплекс «вечного студента» – родом из детства. За ворохом дипломов может крыться детская обида: перенесенное унижение, невнимание или нелюбовь родителей. Сидящий внутри взрослого обиженный ребенок стремится заглушить недовольство самим собой и получить поощрение со стороны общества с помощью формальных признаков успеха (например, кандидатской степенью или МВА). «Ах, по-вашему, я последний ученик в классе? Я вам всем еще докажу!»
И каждое новое образование становится еще одним покрывалом, под которым прячется. комплекс неполноценности.
«У человека появляется идея «синей птицы»: вот будут у меня знания (бухучета, атомной физики, технологии выращивания помидоров и т.д.) – и я стану успешен, творчески реализован, продуктивен. А без этого я мало чего стою», – говорит психолог Центра экстренной психологической помощи МГПУ Павел Пономарев.
Не хочу жениться, а хочу учиться
Признайся: иногда ведь хочется снова стать маленькой? Не строить планов, не задумываться о деньгах. Как это сделать и где найти самооправдание? Ну, например, снова пойти в институт.
Психологи утверждают: подсознательно учиться – значит, оставаться ребенком. Для недавних выпускников аспирантура или второе высшее – способ продлить детство.
«Уровень инфантилизма в обществе растет, – уверен Павел Пономарев. – Сильные, молодые, готовые к самостоятельной деятельности люди боятся или просто не хотят брать на себя ответственность, помогать другим, строить карьеру и зарабатывать».
Таких называют кидалты – от английского kid (ребенок) + adult (взрослый) – «взрослые дети». Продолжая учиться, они демонстрируют себе и другим, что не готовы: к работе, взрослой жизни, творчеству. Это бегство от взрослости, но кидалт боится себе в этом признаться и говорит: «Я еще не готов».
Ой, боюсь-боюсь
«Окончи, дочка, музыкальную школу. Не будет работы – сможешь учить детей на пианино играть», – говорила в детстве мама Нины Наумовой. Следуя заветам, после музыкальной школы Нина окончила медицинский колледж, биологический факультет и курсы ландшафтного дизайна. Теперь она работает менеджером в фармацевтической фирме. «Менеджером быть неинтересно, – рассуждает Нина. – Чтобы заниматься ландшафтным дизайном, нужен опыт, а у меня его пока нет. Зато, если из-за кризиса меня уволят, я всегда смогу пойти преподавать биологию или работать в больнице».
Страх перед будущим и стремление к стабильности – еще одна частая причина получения лишнего образования. Причем ради диплома, а не знаний.
Ты боишься не найти работу по профессии и на всякий случай идешь получать еще одну «корочку на черный день»? Значит, тобой движет повышенный уровень тревожности. А это – психологическая проблема.
«Как ни печально, общество само заставляет людей учиться, учиться и учиться, – говорит Павел Пономарев. – Никто не прогнозирует необходимость той или иной профессии. В России уже переизбыток психологов или, к примеру, юристов. Найти работу они не могут и вынуждены перепрофилироваться. А пережив страх перед будущим однажды, человек может испытывать его, когда все уже хорошо».
Хочу все знать
И о приятном. Стремление учиться может быть связано. просто с тягой к знаниям. Мы все рождаемся с желанием получать новые знания и осваивать мир, уверены психологи. Если не сломать в ребенке интерес к жизни и любопытство к новому, он останется на всю жизнь. И тогда стремление к образованию будет связано с творческим поиском себя, самореализацией, любопытством и смелостью, которая нужна, чтобы искать свой путь, иногда и в ущерб достатку и социальному положению.
Психолог, руководитель отдела карьерного консультирования центра «Гуманитарные технологии» Анна Мухина вспоминает, как однажды к ней обратился топ-менеджер, который искал, где получить высшее психологическое образование. «Он не ставил задачей научиться манипулировать партнерами или наладить отношения в семье, – рассказывает Анна. – Ему просто было интересно. Таких людей очень мало, но они есть».
МОЙ МАЛЫШ
Помнишь, как мама не давала тебе прогуливать школу, заставляла поступать в институт или учить английский? Нет таких родителей, которые были бы против того, чтобы любимое чадо пошло учиться. Даже если чаду сильно за 30.
Непрерывная учеба почти всегда поддерживается семьей, считают психологи. Родители бессознательно не хотят, чтобы ребенок взрослел, и рады сохранить возможность управлять им. Точно так же в семье мужу (жене) нравится распоряжаться супругом, который (не зарабатывая денег) оказывается в подчиненном положении.
Как быть? Способ заставить «вечного студента» адаптироваться к обществу прост и циничен. «Лишите его поддержки, – говорит Павел Пономарев. – И материальной, и моральной». Если, видя сопротивление семьи, студент начнет подрабатывать, отказываться от развлечений, но продолжит учиться – значит, ему действительно нужны знания, а не повод задержаться в детской.
БОЛЬНО УМНЫЕ
Когда Юлия Железнова, журналист и пиарщик из Иркутска, получила президентскую стипендию на год учебы в Германии, она мечтала выучить немецкий, защитить диссертацию по психолингвистике и перейти на новый уровень в карьере. Но, вернувшись в Иркутск, найти работу она не смогла. «Ты же все равно скоро уедешь в Москву», – говорили ей потенциальные работодатели.
«У них учеба за рубежом вызывала скорее желание поговорить о том, как там живется и почему я там не осталась, а не о том, чему я училась, – вспоминает Юлия. – Все признавали, что свободный язык и год в немецком вузе в сочетании с моим опытом работы – это хорошо, однако говорили, что предложить мне им нечего».
Удивительно, но при устройстве на работу наличие нескольких образований далеко не всегда считается плюсом, даже если учеба была связана с реальным стремлением к знаниям.
«Работодатели часто заинтересованы в лояльных профессионалах, винтиках, которые они сами подготовят, а люди творческие, ищущие себя, вызывают у них страх», – уверен Павел Пономарев.
Overqualified (слишком квалифицированный) – частый ответ работодателей в таких случаях. В большинстве случаев они правы. Если твой уровень явно выше требуемого, ты либо быстро соскучишься и уйдешь, либо заменишь собственного начальника. А ему-то это зачем?
Увы, ворох дипломов при отсутствии опыта работы – прямой путь к безработице.
«В бизнесе все происходит «здесь и сейчас», помимо бек-граунда важны конкретные навыки и «набитые шишки», – уверяет Ольга Бруковская, директор по маркетингу группы компаний HeadHunter. – Подумай сама: важно ли твоему начальнику, что ты читала Цицерона в подлиннике, если не можешь вовремя заказать и проконтролировать печать листовок в типографии?»
Не стоит и ждать, что дополнительное образование повысит твою стоимость на рынке труда. «Знание иностранного языка прибавляет к зарплате сотрудника среднего звена гарантированные 200–300 долларов в месяц, – говорит генеральный директор кадрового центра «Эксперт» Андрей Устюжанин. – Но если ты работаешь в банке и параллельно учишься философии, на твоем доходе это никак не отразится».
К счастью, утверждать, что ценность образования на рынке труда стерлась, все же нельзя. Проверить, кроются ли за дипломами знания, легко. По словам Ольги Бруковской, умение держать себя, грамотная речь и структура мышления видны опытному рекрутеру уже на собеседовании. Остальное обнаруживается во время испытательного срока. Если встречают по диплому, то провожают все-таки по труду.
Профессия: учёный
Мария Марсова, младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.
О карьере учёного
Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.
Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.
Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения. Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях.
В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.
Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее. Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет.
Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:
Позиция | Как достичь |
---|---|
студент / лаборант | обучение в вузе |
аспирант / специалист | обучение в магистратуре |
младший научный сотрудник (м.н.с.) | кандидат наук либо 3 года стажа |
научный сотрудник (н.с.) | кандидат наук либо 5 лет стажа |
старший научный сотрудник (с.н.с.) | кандидат наук либо 10 лет стажа |
ведущий научный сотрудник (в.н.с.) | доктор либо кандидат наук |
главный научный сотрудник (г.н.с.) | доктор наук |
Какие качества и навыки нужны учёному
Любопытство
И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.
Активность, инициативность
Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.
Внимание к мелочам
В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.
Понимание причинно-следственных связей
Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить. Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.
Самоотверженность
Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству. Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.
Умение задавать вопросы и правильно интерпретировать ответы
Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.
Умение общаться и поддерживать социальные связи
Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.
Английский язык
Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.
Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.
Грамотность
Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.
Критическое мышление
Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.
Путь в науку
С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..
О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.
За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.
Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.
Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.
О науке
Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно.
В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.
О финансировании науки и зарплатах учёных
Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.
Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.
Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.
Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.
Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.
О графике работы
В большинстве научно-исследовательских институтов и лабораторий график обычный — с 9 до 18. Но строго за его исполнением никто не следит. С одной стороны, всегда можно прийти попозже и уйти пораньше, с другой — работа должна быть сделана в срок! Кроме того, интересы науки (а значит и ваши собственные) могут потребовать присутствия на рабочем месте и вечером, и в выходные, и в праздники.
Интеллектуальную деятельность трудно нормировать, она оценивается по результатам. Голова у всех работает по-разному, и руководители это прекрасно понимают. Кому-то нужно месяц обдумывать статью, а потом он напишет её за один день, а кому-то удобнее работать над материалом каждый день понемногу. В итоге оба сделают работу за одно и то же время, но разными способами.
О молодёжи в науке
Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды. Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных.
Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.
Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет. Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter