что значит небесному царствию причастника учини

Что означает быть причастниками Божеского естества?

Стать причастником Божеского естества – означает, Божьи качества, благодаря Его работе, свершаемой во мне могут стать моими!

что значит небесному царствию причастника учини. Смотреть фото что значит небесному царствию причастника учини. Смотреть картинку что значит небесному царствию причастника учини. Картинка про что значит небесному царствию причастника учини. Фото что значит небесному царствию причастника учини

В 2 Петра 1:4 написано: “… которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью.”

Это звучит невероятно. Стать причастниками Божеского естества? Что это значит? Разве это не богохульство утверждать, что мы можем стать подобными Богу?

Что такое Божеское естество?

Вера в то, что я лично могу стать причастником Божеского естества вовсе не значит, что я пытаюсь стать выше Бога. Я даже не пытаюсь занять положение на одном уровне с Ним. Я никогда не смогу стать таким Всемогущим, как Бог, всё знающим, Творцом и т.д.

Стать причастником Божеского естества значит, что Божьи качества становятся моими. Божье естество – это такие качества как:

Эти качества не заложены в нашей человеческой природе, которая осквернена грехом. “Положительные” человеческие качества всегда ограничены, порочны, и часто эгоистичны. Существует огромная разница между человеческой праведностью и праведностью и любовью Божьей, к примеру.

Человеческая природа.

Таким образом плоды Духа, которые тоже являются Божеским естеством, приходят на смену греху в моей плоти. Об этом очень ясно написано в Гал. 5:16-26. Когда я верно следую за Иисусом по пути победы над грехом, моя природа из человеческой становится Божеской. Я могу следовать примеру Иисуса, так как Дух Святой внутри меня показывает мне истину и даёт мне силу побеждать!

Важно понимать это. Так как это не происходит автоматически. Мы должны осознанно использовать возможности, которые получаем, чтобы побеждать над гордостью, раздражением, нечистыми мыслями, злобой, завистью, плетнями, эгоизмом и т.д.

Иисус – от Божеского естества к человеческому и наоборот.

О Иисусе написано, что Он не почитал хищением быть равным Богу (У Него было полное право на это), но уничижил Себя Самого и пришёл, сделавшись подобным человекам, и затем Он был послушен до смерти и смерти крестной, посему Бог и превознёс Его. (Флп. 2:5-11) Также написано, что во Христе обитала вся полнота Божества телесно. (Колос. 2:9) Это означает, что пока Иисус был в образе человека, Его человеческая природа была преобразована в Божеское естество. Теперь наша очередь следовать по этому пути, который Он проложил для нас – путь послушания и смирения. Посредством веры и терпения это возможно. “То вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.” 2 Петра 1:5-7.

Я делаю это не в своей собственной силе. Это чудо, которое совершает во мне Бог! Тогда это будет заметным, что мои дела, мотивы и цель в жизни становятся божественными. Они будут превыше всего, что считается “нормальным” для людей. Результатом Божьего чуда, которое Он совершает во мне посредством моего послушания веры и силы Святого Духа будет то, что Божьи мысли, которые настолько выше моих мыслей, как небо выше земли, становятся моими мыслями!

То, что Бог может совершить такое удивительное дело во мне – обычном человеке, который пропитан склонностью ко греху, настолько невероятно, что я буду восхвалять Его, чтить и славословить во всей вечности за то, что Он спас меня. Тогда моя жизнь – новое творение принесёт честь и славу Богу. Это та живая надежда, которую мы получили, за которую я сражаюсь, для которой я живу, на которую устремлён мой взгляд.

“Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.” 1 Петра 1:3-5.

Источник

О молитве. Статья II

Какое человеческое положение может быть выше, может сравниться с положением человека, допущенного к беседе с молитвою с Царем царей, с Богом богов, с Творцом и полновластным Владыкою всех видимых и невидимых, вещественных и духовных тварей?

От желающих приступить к Царю царей Он требует благоугодных Ему образа мыслей и сердечного настроения, того образа мыслей и того сердечного настроения, при посредстве которых приблизились к Нему и благоугодили Ему все праведники Ветхого и Нового Заветов ( Лк.1:17 ). Без этого образа мыслей и сердечного настроения доступ невозможен, попытки и усилия к доступу тщетны.

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом. Все святые полагали в основание молитвы сознание и исповедание своей греховности и греховности всего человечества. Святость человека зависит от сознания и исповедания этой греховности. Тот, Кто дарует святость человекам за покаяние их, сказал: «Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» ( Мф.9:13 ).

Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде, нежели приступишь к этому подвигу, постарайся простить всякому огорчившему, оклеветавшему, уничижившему тебя, всякому, причинившему тебе какое бы то ни было зло. Тот, пред кем ты намереваешься предстать молитвою, повелевает тебе: «Аще принесеши дар молитвы к горнему олтарю Царя царей, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ).

В жертву любви к молитве принеси наслаждение чувствами и наслаждения умственные, любознательность, любопытство; храни душу твою от всех внешних впечатлений, чтоб на ней напечатлелся, при посредстве молитвы, Бог. Его всесвятый, невидимый, духовный Образ не терпит пребывать в душе, засоренной образами суетного, вещественного, преходящего мира.

Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетою, недостатком внимания и помощи человеческих, как они поразили и угнетали многоболезненного Иова, по Божию попущению. Но мы, подобно этому праведнику, благословим и возблагодарим Бога за попущенное Им, исполненное бесами 71 ; славословием и благодарением Бога совершившим всесвятую волю Божию, объявленную нам Святым Божиим Духом: «о всем благодарите: сие бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» ( 1Сол.5:18 ).

Демоны подучают человеков вооружаться на делателя молитвы, осуждать его за странность поведения, за скудость полезной деятельности, – обвинять в праздности, лицемерстве и пустосвятстве, – приписывать ему намерения злые и коварные, действия порочные, – нарушать и возмущать его безмолвие, – принуждать к занятиям, противоположным его жительству, сопряженным с развлечением, рассеянностью, с нарушением сердечного мира. Зная начальную причину этих искушений, будем молиться по заповеди Евангелия и по завещанию святых Отцов о ближних наших, согрешающих в неведении и по увлечению; козни демонов разрушит Бог.

При таких побеждениях невидимые враги наши влагают нам стыд по причине побеждения, а по причине стыда расслабление в молитвенном подвиге, недоверие к нему, мысль о оставлении его и о переходе к благой деятельности посреди человеческого общества. Не вдадимся в обман! С самоотвержением и бесстыдством откроем нашу язву пред всеблагим и всемогущим Врачом нашим, заповедавшим это спасительное для нас бесстыдство и обетовавшим увенчать его отмщением соперникам нашим ( Лк.18 ). Положим в душе своей завет: до конца жизни не оставлять молитвенного подвига, из среды его прейти в вечность.

Наша стыдливость при побеждениях чужда смысла: она – злая насмешка над нами врагов наших. Способен ли этот лист смоковничный – стыдливость с ее средствами – сокрыть согрешение человека от всевидящего Бога? Бог видит грех и без исповедания греха. Он ищет исповедания единственно для того, чтоб уврачевать. Если он завещал Апостолу Своему прощать согрешившего и кающегося брата «седмижды» на день: тем более Сам исполнит это над нами, непрестанно приносящими Ему молитву и покаяние ( Лк.17:4 ).

Обратим тщательное внимание на нижеследующее: не двоедушие ли наше укрепляет врагов наших в борьбе с нами? Не оно ли – причиною частых побеждений наших? Не сами ли мы упрочиваем власть и влияние наших врагов над нами, исполняя их волю исполнением наших плотских пожеланий, влечений, пристрастий? Не прогневляем ли мы этим Бога, не удаляем ли Его от себя? не действует ли в нас миролюбие, оставляющее за нами наружность служителей Бога, отъемлющее существенное достоинство Божиих рабов, соделывающее в сущности врагами Бога ( Иак.4:4–5 )? «Муж двоедушен не устроен во всех путех своих добродетелей» ( Иак.1:8 ): тем паче поколеблется он на пути возвышеннейшей, первенствующей добродетели – молитвы. Он отвергается Богом, как ни теплый, ни студеный ( Откр.3:16 ). Он не возможет быть учеником истинной молитвы, приводящей учеников своих пред лицо Божие для вышеестественного назидания, водящей их во след Иисуса, «если не отречется всего своего имения» ( Лк.14:33 ): болезненных уклонений воли падшего человека к миру. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 ): только принадлежащие всецело Христу могут стяжать истинную молитву.

Когда от души простишь всем ближним согрешения их: тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем все человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве.

Если Святый Дух, вселившись в нас, плачет о нас: тем более мы, до приятия в себя этого Всесвятого Странника, должны плакать о себе. Если состояние наше, по обновлении нас Святым Духом, достойно плача, – достойно плача по свидетельству Самого Духа: тем более оно достойно плача в ветхости своей, в падении своем, предоставленное самому себе. Плач должен быть неотъемлемым качеством молитвы нашей, ее постоянным, неразлучным спутником и споспешником, ее душою.

Кто соединяет с молитвою плач: тот подвизается по указанию Самого Бога, подвизается правильно, законно. В свое время он пожнет обильный плод: радость достоверного спасения. Кто устранил из молитвы плач: тот трудится в противность установлению Божию, тот не пожнет никаких плодов. Мало этого, пожнет терние самомнения, самообольщения, погибели.

Братия! Не попустим обмануть себя мысли ложной, смешной, безрассудной, гибельной: не устремимся к исканию наслаждений при молитве нашей! Не свойственно грешникам благодатное наслаждение; им свойственен плач: поищем его всеусердно, поищем этого сокровища – ключа ко всем духовным сокровищам.

Не имеющий плача находится в ложном положении: он обманут своей гордостью.

Источник

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПРИЧАЩЕНИЮ СВЯТЫХ ТАЙН

Господь Иисус Христос не только принес за нас на Кресте в жертву Богу Отцу Свое Пречистое Тело и Кровь, но еще питает нас Своим Телом и Кровию и через это теснейшими узами соединяет нас с Собою; творит нас единокровными Себе, а через Себя вводит нас в общение с Богом Отцом, делая нас причастниками Его милости и любви. Поэтому престол, на котором освящаются Тело и Кровь Христовы, имеет значение не только жертвенника, но и трапезы, к которой Ипостасная Премудрость Божия, предавшая Себя на заклание, до скончания века будет приглашать своих чад словами: прииди те, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам ( Притч. 9, 1–5 ). Приимите, ядите, сие есть Тело Мое; пийте, сия есть Кровь Моя.

В чинопоследовании литургий верных причащение предваряется приготовительными действиями, подобно тому, как возношение и освящение Святых Даров соединяется с предварительными действиями.

Верующие готовятся к причащению Святых Тайн: 1) тайной молитвой священника о неосужденном причащении, читаемой во время дьяконской ектении; 2) молитвой Господней: Отче наш; 3) молитвой главопреклонения к Богу Отцу и молитвой к Иисусу Христу; 4) возглашением: Святая Святым. Затем следует приготовление Святых Даров к употреблению для причастников.

1. «На Тебя, человеколюбивый Господи, – говорит тайно священник в своей первой приготовительной к причащению молитве, – возлагаем всю нашу жизнь и надежду, и просим, и молим, и униженно умоляем: сподоби нас причаститься Небесных и Страшных Тайн этой священной и духовной трапезы с чистой совестью, во оставление грехов, в прощение прегрешений, в общение Святого Духа, к получению в наследие Царства Небесного, не в суд или в осуждение».

Святые Тайны, к неосужденному приятию которых священник готовит себя и предстоящих этой молитвой, именуются небесными в том смысле, что имеют одинаковое значение и составляют одно и то же с пребывающим на Небесах прославленным человечеством Господа Иисуса Христа; именуются страшными, потому что в них сокрыта Божественная сила, попаляющая, подобно огню, души недостойных людей и грозная для духов злобы; именуются Тайнами трапезы духовной, потому что питают и насыщают преимущественно дух и служат к возрастанию и утверждению в нас духовной жизни.

Эту тайную молитву священник читает в то самое время, когда дьякон на амвоне возглашает ектению, часть которой также служит приготовлением к причащению.

а) Вся святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся, т.е. после того, как мы вступили в ближайшее общение со святыми, которых поминали пред Бескровной жертвой, снова помянем их как наших молитвенников и их молитвами подкрепим наши немощные молитвы, которые снова будем возносить к Богу в мире.

б) О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся. В каком же именно отношении должно молиться о принесенных и освященных Дарах, это объясняется в следующем за этим возглашении дьякона.

Но как ни угодна Богу Отцу сама по себе Бескровная жертва, она может остаться без спасительного действия на наши души, если не находит в них желания и готовности воспользоваться ею для спасения. Благодать Святого Духа, сошедшего на Святые Дары и соделавшая их Телом и Кровию Христа, может совсем не коснуться наших сердец, если в них нет надлежащего усердия к ее усвоению, – ибо не может же Он действовать на нас без участия нашей свободной воли. Поэтому необходимое условие с нашей стороны для привлечения благодати Святого Духа, сокрытой в Бескровной жертве, есть молитва. Поэтому Святая Церковь учит нас, устами дьякона, молить Бога Отца, приявшего освященные Дары в Пренебесный Свой жертвенник, чтобы Он с высоты его ниспослал на всех нас, особенно же на причащающихся, Свою Божественную благодать, милующую нас, и дар Святого Духа к нашему просвещению и освящению.

За этим прошением следуют обычные возглашения просительной ектении: о избавитися нам от всякия скорби. заступи, спаси, помилуй. дне всего совершенна. В заключение дьякон возглашает: Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим, т.е. будем просить у Бога, да поможет Он нам Своею благодатью блюсти единение между собою в вере, да сподобит Он нас общения со Святым Духом, и затем отдадим себя всецело под покров милосердного и всемогущего Искупителя нашего Христа Бога.

Представим краткое изъяснительное изложение молитвы Господней.

Отче наш, Иже ecи на Небесех. «K Тебе, Господи, возносим нашу молитву, с сыновним дерзновением и вместе с благоговением. С сыновним дерзновением, ибо Ты – наш Отец. Ты запечатлел в нас образ и подобие Твое и через это соделал нас сродными Тебе. Ты с отеческой любовью промышляешь о нас. Ты из чад гнева соделал нас чадами Твоими по благодати возрождения в Таинстве Крещения и с отеческим милосердием прощаешь наши грехи. С благоговением, потому что Ты – Отец, сущий на небесах ( Мф. 6, 9 ; Лк. 11, 2 ). Ты хотя вездесущ, но преимущественно любишь являть Свое присутствие там, куда не проникло зло греха – на Небесах, и с высоты Твоей святости простираешь на весь Твой мир беспредельную власть и силу. Твоя отеческая близость к нам пробуждает в нас дерзновение перед Тобою, но Твое величество, как Царя Небесного, исполняет нас благоговением к Тебе. Если на Небесах со страхом и трепетом предстоят Тебе и славословят Тебя сонмы безгрешных и чистых духов, то с каким страхом и благоговением, с каким смирением, с каким глубоким чувством нашего недостоинства должны молиться Тебе мы, существа земные и, несмотря на Твое беспредельное милосердие к нам, оскорбляющие Тебя нашими грехами!»

Да святится имя Твое. «Тебе единому, Отец наш Небесный, принадлежит имя истинного Бога. Тебе единому подобает Божественная слава, честь и поклонение. Но есть люди и целые племена и народы, сидящие во тьме и сени смертной, которые не ведают Тебя и подобающую Тебе единому Божественную честь воздают творениям. Есть люди и целые народы, которые хотя не почитают твари вместо Творца, но не воздают Тебе тройческого поклонения, не просвещены верой в Отца и Сына и Святого Духа (каковы мусульмане и евреи), не приняли евангельской истины. Но и из тех, которые веруют в Евангелие, не все православно веруют в Тебя (каковы еретики и разные лжеучители), не все благоговейно чтут Тебя. А есть и такие, которые по гордости ума и ослеплению сердца совсем не имеют веры в Бога и дерзко проповедуют безбожие. Молим Тебя, Боже, сотвори, да святится, – да свято чтится, да с благоговением всюду призывается и прославляется пречестное и великолепое имя Твое, как имя единого истинного Бога, и светом истинного богопознания разгони мрак языческого многобожия, магометанских и иудейских заблуждений. Сотвори, да святится имя Твое и между самими христианами, да не будет между ними разномыслия в познании и чествовании Тебя, да все они единомысленно, единым сердцем и едиными устами исповедуют веру в Тебя и славят Тебя. И так как для распространения истинного боговедения и богопочтения потребны проповедники учения истины, то воздвигни их, Господи, из среды нас, изведи их на жатву Твою в потребном количестве и одушеви их неослабевающей ревностью к прохождению их служения. Сподоби и всех нас самой нашей жизнью святить, прославлять Тебя и тем побуждать других, неведущих Тебя или неправославно в Тебя верующих и перед Тобой неблагоговеющих, к прославлению Тебя, – содействовать распространению между ними истинной веры и истинного богопочитания. Внуши нам, Отец Небесный, благоговение к самому звуку имени Твоего, да не всуе оно будет произноситься нами».

Да приидет Царствие Твое. «Слава имени Твоего, Отец Небесный, требует от нас не только поклонения Тебе, как единому истинному Богу, но и беспрекословного повиновения Тебе, как Царю всяческих творений. Царственная власть Твоя простирается на весь мир, потому в область Твоего Царства входят все люди, даже непризнающие Тебя Своим Царем. Но Ты хочешь быть Царем над нами не так, как Ты царствуешь над неразумными и неодушевленными существами. Ты хочешь, чтобы мы, как существа, одаренные разумом и свободой, свободно признавали Твою царственную власть и покорялись ей. Особенно Ты хочешь видеть эту добровольную покорность в христианах, как подданных Твоего благодатного Царства. Но как многого недостает нам, детям твоим, чтобы быть верными подданными Твоего Царства. Как Царь, Ты имеешь над нами власть верховного законодателя, но для всех ли из нас священны Твои законы, содержащиеся в святом Твоем слове, всеми ли прилежно они изучаются и исполняются. Как наш Царь, Ты – наш верховный судья. Но все ли страшатся Твоего суда за пренебрежение Твоих законов и этим страхом удерживаются от грехов? Как наш Царь, Ты – верховный Владыка и распорядитель наших судеб, но все ли с покорностью, смирением и благодарностью принимают от Твоей руки все, что Тебе угодно послать на их долю, все ли безропотно переносят лишения и скорби, по воле Твоей их постигающие? Признаем, Отец наш Небесный, что не имеем надлежащего отношения к Тебе, как Царю. Но вместе с тем признаем и то, что без благодатной Твоей помощи мы не можем быть верными Твоими слугами. Потому молим Тебя: да приидет Царствие Твое, – Сам своей благодатью водвори среди нас Царство Твое во всей его силе, так чтобы сами наши дела, вся наша жизнь свидетельствовали о нас как о верных Твоих подданных, ревнующих об исполнении Твоих законов, благоговеющих перед Твоим судом, покоряющихся Твоим распоряжениям. Даруй, чтобы и в земных царствах были признаваемы Твои царственные права, чтобы цари земные взирали на себя как на Твоих слуг, чтобы все гражданские отношения были запечатлены духом верности Тебе, чтобы, наконец, сами международные отношения были устрояемы по Твоим законам. Тогда все будет показывать, что грядет Царствие Твое. Господи, скорее бы оно пришло во всей силе!»

Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. «Отец наш Небесный, на нас лежит долг не только творить волю Твою, как нашего Царя, но творить ее так, как творят ее на Небесах, достигать в исполнении ее равноангельского совершенства. Как соединенные под одной Главой – Христом – с небожителями ( Еф. 1, 10 ), мы должны быть соединены с ними в единой верности Тебе, всеобщему нашему Царю. Но Ты знаешь, Отец наш Небесный, как нам трудно достичь равноангельского совершенства в исполнении святой Твоей воли. Небожители, Ангелы и прославленные на Небесах человеки уже утвердились в повиновении святой Твоей воле, так что для них уже невозможно противление ей. Но нам еще предстоит бороться с нашей ослабленной грехом волей и многоразличными искушениями, чтобы наконец привыкнуть с такой же ревностью и постоянством творить Твою волю, как творят ее на Небесах. Мы не можем без Твоей благодатной помощи, с успехом вести эту борьбу. Не лиши нас этой помощи, научи и укрепи нас достигать равноангельского совершенства в исполнении заповедей Твоих. Веруем, что грядут новое небо и новая земля, на которых будет обитать одна правда ( 2Пет. 3, 13 ). Но сотвори, чтобы уже и на нынешней земле начиналось это, подобное небесному, торжество правды: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли».

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. «Ты даровал нам жизнь, Отец наш Небесный; не лиши нас средств к ее поддержанию. Для этого многое потребно, но преимущественно пища. Она есть необходимое условие для здоровья, а при здоровье мы можем трудиться и трудами добывать себе все нужное для нынешней жизни. Если у нас совсем нет хлеба, даруй нам его, помоги нам добыть его, чтобы нам не умереть с голоду. Если же у нас запасено много хлеба, то благослови употреблять его во славу святого имени Твоего, ибо без Твоего благословения мы можем лишиться и того, что имеем, ибо ничто без Твоего благословения не послужит нам во благо. Мы не просим у Тебя хлеба чужого, даруй нам и благослови употреблять хлеб наш, на который мы имеем право, как на приобретенный с Твоею помощью, нашими трудами. Мы не просим у Тебя обильной и роскошной пищи, ибо боимся впасть в грех сластолюбия, – даруй нам хлеб насущный, необходимый для поддержания нашей жизни, даруй нам хлеб в такой мере, чтобы поддержать телесные силы и здоровье. Даруй нам хлеб днесь, на текущий день, и чрез это утверди нас в уповании на Твое благоволение к нам в будущее время, чтобы нам, при уповании на Твой премудрый Промысел, не нужно было изнурять себя чрезмерными заботами о заготовлении пищи на будущее. Но благослови нас искать Царства Божия и правды его. Но прежде всего не лиши нас, Отец наш Небесный, пищи, необходимой для поддержания духовной жизни, той Таинственной пищи, о которой сказано: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе ( Ин. 6, 53 )».

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. «Долги нашы – это наши грехи ( Лк. 11, 4 ). Дары природы и благодати мы получили от Тебя, Отец наш Небесный, с обязательством употреблять их во славу святого Твоего имени. Не употребляя их согласно с их назначением или злоупотребляя ими, мы нарушаем свое обещание, грешим против Тебя. Наши грехи делают нас неоплатными должниками пред Тобою, ибо ничем не можем их искупить или за них заплатить, ничем не можем удовлетворить Твоему святому правосудию. Несостоятельного должника заимодавец имеет право предать суду и законному наказанию. И мы за грехи наши против Тебя подлежим строгой ответственности перед Тобою. Но не войди в суд с должниками Твоими, ибо кто устоит перед судом Твоим? Не взыскивай с нас долгов наших по закону правосудия, но прости их единственно по милости Твоей, подобно тому, как заимодавец прощает долги несостоятельных должников. Сами мы не заслуживаем Твоей милости. Но мы веруем, Боже Отец Вседержитель, в великую силу ходатайства за нас Единородного Твоего Сына, который за тем и сошел с Небес на землю, чтобы тяготевшее на нас праведное осуждение за грехи наши принять на Себя одного. Яви нам Твою милость по этой нашей вере и прости нам грехи, как и мы прощаем нашим должникам, т.е. тем, которые в чем-либо против нас виновны».

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. «Ежеминутно мы находимся в опасности впасть в грех, вследствие многообразных искушений от дьявола, существа лукаваго, злого. Он вводит нас в грех возбуждением в нас греховных помыслов и желаний. Усиливает в нас ростки страстей, возникающих от нашего произвола. Нападения его для нас тем опасней, чем неприметнее источник их происхождения, чем меньше мы подозреваем присутствие дьявола около нас. Исповедуем перед Тобою, Отец наш Небесный, нашу немощь в борьбе с врагом нашего спасения, и отнюдь не надеясь победить его нашими силами, взываем к Твоей всесильной помощи. Избавь нас от этого пагубного искушения и вместе с тем от власти над нами лукавого. Молим Тебя, не допусти нас до встречи с дьявольским искушением, так чтобы оно совсем не коснулось нас, не приблизилось к нам; но если Тебе угодно испытать нашу веру и любовь к Тебе борьбой с искушениями и соблазнами, то подай нам потребную для противоборства силу, не попусти нам быть искушенными сверх сил, но при искушении дай и облегчение, так чтобы мы были в силах перенести ( 1Кор. 10, 13 ) и осторжествовать над кознями сатаны».

«Уповаем на Тебя, Отец наш Небесный, и веруем, что Ты услышишь нашу молитву и сможешь исполнить наши, выраженные в ней желания, потому что Тебе принадлежит Царство – владычество над всем, и все в Твоей власти. Ты обладаешь всемогущей силой исполнить все, что Тебе благоугодно, и сама слава Твоего имени побуждает Тебя к благосклонному вниманию к нашей молитве». Эти заключительные слова молитвы Господней произносит священник. Аминь, – произносит народ, выражая одинаковое со священником желание и упование в том, что молитвы услышаны.

3. После молитвы Господней приготовлением к причащению Святых Тайн служат главопреклоненная молитва к Богу Отцу и молитва к Господу Иисусу Христу. Эти молитвы произносятся священником тайно.

а) Первую молитву священник читает, преподав мир всем, вслед за тем, как присутствующие после возгласа дьякона преклонят головы. «Благодарим Тебя, Царь невидимый, все устроивший неизмеримой Твоей силой и по обильной милости Твоей все призвавший из небытия в бытие. Сам же Ты, Владыка, призри с неба на преклонивших перед Тобой главы: они преклонили их не перед плотью и кровью (не перед людьми), но перед Тобою, страшным Богом. Итак, сотвори, Владыка, чтобы эти предлежащие Дары послужили всем нам во благо соразмерно с потребностью каждого. Плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, болящих исцели, Врач душ и тел наших, – благодатью и щедротами Единородного Сына Твоего, с которым Ты благословен вместе со Всесвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, сегодня и непрестанно и во веки веков». Последние слова: Благодатию и щедротами. священник говорит вслух. Народ отвечает: аминь.

В этой молитве священник молится преимущественно о причастниках, чтобы им послужили во благо Святые Дары. Между причастниками упоминаются, в частности, плавающие, путешествующие, болящие. Это свидетельствует, что в древности не только болящие искали врачевания и утешения в причащении, но и собиравшиеся путешествовать напутствовали себя Святыми Тайнами. Некоторые даже брали в путь или хранили у себя дома запасные Дары для причащения – на случай, если не было возможности причаститься в церкви вследствие дальности ее местонахождения.

На литургии святителя Василия Великого главопреклонненная молитва читается так: «Владыко Господи, Отец щедрот и Боже всякого утешения, преклонивших перед Тобой главы благослови, освяти, соблюди, укрепи, утверди, от всякого злого дела отведи, ко всякому благому делу привлеки и сподоби неосужденно причаститься этих Пречистых и Животворящих Тайн, в оставление грехов, в общение Святого Духа, благодатью Единородного Сына Твоего. (далее как у Иоанна Златоуста)».

б) В следующей молитве к Господу Иисусу Христу священник просит Его, чтобы Он Сам преподал ему и сослужащим с ним Тело и Кровь Свою, и через них всему народу. «Услышь нас, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святого жилища Твоего и от престола славы Царства Твоего, и приди, чтобы освятить нас, Седящий с Отцом на Небесах и здесь невидимо с нами присутствующий, и сподоби державной Твоей рукой преподать нам Пречистое Тело Твое и драгоценную Кровь, а через нас и всему народу Твоему».

4. Приготовительные к святому причащению действия заканчиваются тем, что священник берет в руки Святой Агнец и, поднимая его над дискосом, возглашает: Святая святым, и народ на это отвечает исповеданием святости единого Господа Иисуса Христа.

Народ отвечает: Един Свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь, смиренно исповедуя, что никто из людей сам собой не может быть святым, – свят в собственном смысле, имея ни от кого не заимствованную святость, только Господь Иисус Христос, – и что Он один над всеми господствует во славу Бога Отца ( Флп. 2, 11 ), и, следовательно, только Он может сделать нас причастниками Своей святости. Возглас:

Святая святым, в соединении с поднятием Агнца, как действие весьма важное в порядке приготовления к Святому Причащению, предваряется поклонением священника перед Дарами и молитвой: Боже, очисти меня грешнаго. Вместе с ним поклоняется на амвоне и ту же молитву творит дьякон. Равно и все присутствующие, как это видно из древних служебников, тоже должны поклоняться. Вслед за тем завеса в алтаре задергивается, и алтарь на время причащения священнослужителей становится подобием той замкнутой горницы, в которой прияли причастие от рук Самого Христа апостолы, без посторонних зрителей.

5. Приготовление верующих к причащению окончено, остается приготовить Святые Дары к употреблению. Это приготовление состоит из раздробления Святого Агнца, соединения Тела и Крови Христовой и вливания в Чашу теплоты.

а) Дьякон подходит к престолу и говорит священнику: Раздроби, владыко, святый хлеб, т.е. Тело Христово, которое сохраняет вид хлеба и для причащающихся от него служит хлебом жизни ( Ин. 6, 48–51 ). И священник, по примеру Иисуса Христа, преломившего таинственно освященный в Его Тело хлеб, преломляет Тело Христово, – именно раздробляет на четыре части по крестообразному разрезу, сделанному на Агнце при совершении проскомидии, и при этом произносит: раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяе мый, всегда ядомый, и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй. Агнец есть раздробляемый и неразделяемый, ибо Господь Иисус Христос всецело, не только Телом, но и Своим Божеством, присутствует в каждой части и в каждой капле Святых Даров, как в каждом осколке разбитого зеркала видно все отражаемое ими солнце. По учению Православной Церкви, хотя в одно и то же время бывает много священнодействий по всему земному шару, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно. «Тело Господа, находящееся на Небесах, не спускается на жертвенники, но хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквях и претворяемый в Таинстве Евхаристии, делается одним и тем же с Телом Христовым, пребывающем на Небесах. Ибо у Господа всегда одно Тело, а не многие тела, находящиеся во многих местах» (Послание Восточных Патриархов, глава 17). Агнец есть всегда ядомый, и никогдаже иждиваемый, подобием чего служили прообразовавшая его ветхозаветная манна, которая в продолжение странствования народа Божия никогда не оскудевала, и пять хлебов, от которых, после чудесного насыщения ими более пяти тысяч человек, остались еще избытки.

в) Наконец, в Потир вливается теплота, т.е. согретая вода, для изображения животворящей силы Таинства и в подобие воды, истекшей из ребра Спасителя с Кровию; ибо вода и Кровь истекли еще из неостывшего Тела Спасителя и, следственно, сохранили теплоту. Держа сосуд с теплотою, дьякон говорит: благослови, владыко, теплоту. Священник осеняет ее крестообразно со словами: благословенна теплота святых Твоих, т.е. святынь Твоих, Тела и Крови Христовых под видами хлеба и вина. Дьякон, вливая в Потир благословенную теплоту, произносит: теплота веры исполнь Духа Святаго, т.е. животворной силе Таинства, изображаемой теплотою, должна соответствовать живая, теплая вера, исполненная благодати Святого Духа.

Т.е. научи нас достигать совершенства в святости, так чтобы мы боялись прогневать Тебя не только плотскими делами, но и гнездящимися в душе мыслями и нечистыми желаниями, от которых отвращается чистое Твое око.

Часть святынь – это служащие к нашему освящению Тело и Кровь Христовы, подаваемые причастникам под видом раздробленных частиц хлеба и каплей вина.

Человекообразное выражение: принять жертву в воню благоухания, сходно с употребленным в книге Бытия о жертве Ноя: обоня Господь воню благоухания ( Быт 8, 21 ). Это значит, что жертва Ноя была приятна Богу, как человеку приятно обонять благовоние.

Так, святой Киприан говорит: «Христос есть хлеб наш, и хлеб этот не всем принадлежит, но наш есть, Христос есть наш хлеб, поколику мы принимаем Тело Его» (De oratione Domin). Tepтуллиан говорит: «Прося у Бога хлеба насущного, мы просим Его, чтобы вам всегда быть причастными Тела Христова и пребывать с Ним неразлучно» (De oratione Domin).

Слова: Отца и Сына и Святага Духа, внесены Церковью в текст заключительных слов молитвы Господней с той целью, чтобы мы, относя ее к Богу Отцу, в то же время помышляли о Его Сыне и Святом Духе, ибо все Лица Святой Троицы, будучи единосущны, принимают нераздельное участие в попечении о людях.

Дионисий Ареопагит. Церковная иерархия. Гл. III. (И толкование на него преподобного Максима Исповедника.)

По другим греческим спискам: Святыя Потиры. Это указывает на древний обычай причащать верующих не из одного, а из нескольких Потиров, если причастников было много.

В других греческих списках литургии: в полноту Духа Святаго ( ειξ πληρωμα πωευματοξ του αγιου ).

Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *