что значит недействительный укол в фехтовании
Раны и уколы: как работают профессиональные фехтовальщики
Чемпионат мира по фехтованию, прошедший в июле в столичном «Олимпийском», преподнес нам сюрприз. И дело не в масштабах мероприятия, хотя и они поражают воображение: на состязания заявились 912 спортсменов из 108 стран. И даже не в триумфе российской сборной, который был вполне заслужен и ожидаем, поэтому никак не тянет на сюрприз.
Приехав на чемпионат по приглашению компании Tissot, официального хронометриста соревнований, мы неожиданно для себя увидели фантастическое шоу, которое по зрелищности и накалу страстей заткнет за пояс любой рок-концерт. Эпитет «фантастический» как нельзя лучше описывает электрифицированную экипировку участников, в которой они похожи на инопланетных захватчиков, и нечеловеческую скорость их движений. Это же слово приходит на ум, когда дорожки под ногами спортсменов (так и хочется назвать их «сценой») вспыхивают яркими цветами синхронно с фонарями на масках, иллюстрируя укол. И конечно же, фантастические децибелы выдают зрители, поддерживая хозяев турнира — российскую сборную.
Зрителей на трибунах много, и аплодисменты то и дело раздаются невпопад: разобраться в правилах спортивного фехтования поначалу бывает непросто. Чтобы понять, чем отличаются поединки на рапирах, шпагах и саблях, стоит совершить небольшой экскурс в историю.
Колоть, а не рубить
Фонарь рассудит
Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом. До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».
Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.
Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.
Д’Артаньян, ты не прав!
Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.
Один за всех и все за одного
Командное фехтование — это редкий вид спорта, в котором интрига сохраняется до самого конца соревнования, и каждый спортсмен имеет теоретическую возможность переломить ход встречи и выиграть турнир вплоть до последнего поединка. Это становится возможным благодаря особым правилам подсчета ударов.
Команда состоит из трех спортсменов (допустимо наличие одного запасного). Они участвуют в девяти боях, и сетка расчерчена так, чтобы ни один участник не встретился дважды с тем же соперником. В каждом раунде максимальный счет увеличивается на пять ударов: в первом поединке фехтуют до пяти, в следующем до десяти Время поединка ограничено тремя минутами.
К примеру, если третий раунд начинается со счета 3:12 в пользу команды справа, правый боец может довести его до 3:15, если будет выигрывать «всухую». Но и боец слева может довести счет в этом раунде до 15:12 в пользу своей команды. Этой возможностью Софья Великая воспользовалась на прошедшем чемпионате мира, переломив ход встречи с Украиной: при счете 21:25 в пользу Украины в шестом раунде наша спортсменка выиграла бой против Алины Комащук с результатом 9:2. Раунд завершился с общим счетом 30:27 в пользу команды России, а первенство — золотой медалью в копилку нашей сборной.
Как ни парадоксально, именно в командных соревнованиях ярче проявляется характер бойца. Здесь нет гарантированных титулов и побед по очкам за несколько этапов до конца первенства, как в «Формуле-1». Проявив железную волю, годами отточенное мастерство и стойкую концентрацию, спортсмен может исправить даже грубые ошибки товарищей и привести команду к победе. И, посетив чемпионат мира в Москве, я могу уверенно сказать: фехтовальщики действительно до последнего верят в победу.
Если я назвал недостаточно причин для того, чтобы ходить смотреть на фехтование, то вот вам еще одна: судьи здесь говорят по-французски. Это очень красиво.
Терминология
Источники:
«Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры»
под редакцией Д.А. Тышлера, Москва, Издательство «Физкультура, образование и наука», 1997 г.
«Искусство сценического фехтования»
Д. Тышлер, А. Мовшович, Москва, СпортАкадемПресс, 2004 г.
В первой части приводятся термины, используемые при изучении как спортивного, так и сценического фехтования. Термины, используемые исключительно в сценическом (театральном) фехтовании, изложены во второй части этой страницы. Кроме того, на странице «спортивное фехтование» Вы можете ознакомиться с наиболее важными правилами ведения фехтовального поединка.
Общая терминология фехтования
Термины, относящиеся к сценическому (театральному) фехтованию
дага – вид кинжала, предназначенного для свободной от шпаги руки.
двуручный меч – имеющий длинную рукоять, рассчитанный на хват двумя руками.
доспех – металлическая одежда воина.
древковое оружие – состоящее из длинной палки, шеста и наконечника.
заточка – короткий металлический стержень (кусок арматуры, отвертка и др.) с острым концом.
защитное вооружение – средства для предохранения различных частей тела воина от ударов и уколов, а также щит и другие персонально используемые воином приспособления.
кастет – приспособление, имеющее острые выступы, сжимаемое в ладони для усиления удара кулаком.
кольчуга – защитная одежда на туловище воина, состоящая из малоразмерных переплетенных колец.
крестовина – металлическая деталь, укрепленная перед рукояткой в плоскости клинка и перпендикулярно ему.
обух – утолщенный край сабельного клинка.
палица – дубина из прочных сортов дерева с каменными или металлическими шипами.
панцирь – металлическая защитная одежда на груди воина.
приклад – расширенный конец винтовки (карабина, автомата), противоположный дульной части.
секира – топор, у которого верхняя заточенная часть является продолжением древка.
стилет – разновидность кинжала с узким колющим клинком
сценическое (театральное) фехтование – искусство ведения условного боя на холодном оружии, подчиненного сценическим законам и построенного в соответствии с исторической эпохой. Является также учебной дисциплиной, предназначенной для совершенствования двигательной культуры и физического воспитания актеров.
цевье – средняя часть ложи винтовки (карабина).
шейка приклада – суженная его часть, предназначенная для держания винтовки (карабина, автомата) сильнейшей рукой.
шлем – защитный металлический головной убор воина.
штык – колющий или колюще – рубящий клинок, укрепляемый на дульной части ствола винтовки (карабина, ружья, автомата).
штык-нож – разновидность штыка, с клинком, заточенным с одной из сторон.
штык – кинжал – разновидность штыка, с обоюдоострым клинком.
эспадрон – большой пехотный двуручный меч, применявшийся в Европе в XV – XVI веках, а также название спортивной сабли в XIX и первой половине XX века.
О клубе
Клуб «Ан Гард» был основан в 1997 году при кафедре теории и методики Фехтования и современного пятиборья Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК).
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Если вам нужны темы для Вордпресс, то всё, что вам нужно находится на интернет-ресурсе https://wordpresssuite.com/.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ
Л
Лезвие — рубящий край сабельного клинка.
Линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.
Ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.
М
Маневрирование — глубокое перемещение по полю боя.
Маскировка — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.
Т
Тактика — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.
Тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.
Техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.
У
Удар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.
Удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.
Уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.
Укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.
Э
Электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.
Что значит недействительный укол в фехтовании
Уколы
Шпажист должен уметь быстро и точно наносить уколы из разнообразных положений, возникающих в процессе поединка, ограничивая при этом возможности противника в его попытках нанести опережающий или одновременный укол.
С оппозицией выполняются уколы, направленные как в руку, так и в туловище, голову, ногу. Чаще всего применяются уколы с оппозицией в 6, 4 и 8-е (2-е) соединения. Изучение уколов с оппозицией лучше начинать с выполнения их из соединений, что несколько легче, чем использование оппозиций в ситуациях вне соединения.
Уколы захлестом выполняются с небольшим замахом путем движения в лучезапястном суставе, с одновременным выпрямлением руки в сторону цели, что создает изгиб в слабой части клинка, позволяющий нанести укол острием в руку, закрытую гардой от прямого укола. Укол захлестом можно также выполнить ударом клинка по гарде с любой стороны. В этом случае изгиб слабой части клинка получится от соприкосновения с гардой.
Обучение уколам рекомендуется начинать с ближней дистанции с постепенным увеличением ее до средней. Это способствует меньшему напряжению мышц вооруженной руки, которое характерно для многих начинающих, и лучшему контролю за ходом выполняемых заданий.
Для повышения точности уколов необходимы упражнения, в которых уколы наносятся в постоянно движущуюся цель. В качестве подвижной цели могут быть, например, теннисные мячи, подвешенные на различной высоте. При выполнении уколов в такую мишень занимающимся приходится постоянно предвосхищать меняющиеся положения и движения цели.
Для совершенствования техники уколов (в мишени, при парных упражнениях, индивидуальных уроках) с успехом может быть использовано специальное приспособление, фиксирующее уколы. Оно состоит из батарейки и лампочки от карманного фонаря, последовательно соединенных и подключенных к электрошпаге. Лампочка размещается на маске фехтовальщика (или любом другом месте) и должна находиться в поле его зрения. При желании получать одновременно и звуковой сигнал к приспособлению можно добавить телефонный наушник с вмонтированным в него генератором. Применение приспособления дает возможность получать объективную информацию о качестве уколов.
Фехтование на саблях: термины, соревнования, правила
Виды фехтования
Что касается специфики боев на шпагах, то соперники наносят уколы в любую часть тела, что заметно упрощает поединок. Если касания осуществляются обоими участниками в одно время, то и очки присуждаются двоим. По времени сражение может затягиваться, так как в этом виде используется тактика выжидания.
Терминология
В фехтовании как спортивной дисциплине используется терминология, принятая ФИЕ. Она носит общеизвестный характер и используется во всех официальных соревнованиях, таких как Чемпионат мира всех категорий, Олимпийские игры и Кубок мира.
Бой – это поединок между двумя фехтовальщиками с учетом результата. То есть в таком состязании есть проигравший и победитель.
Вольный бой – это соревнование, когда очки не учитываются, а победа не присуждается. Его еще называют «вежливым» поединком.
Встреча – совокупность поединков между фехтовальщиками из двух разных команд.
В понятие чемпионата входит определение победителя в каждом виде фехтования. Этот вид соревнований выявляет лучшего спортсмена в рамках отдельной федерации, региона или всего мира.
Личные и командные соревнования
В организации личных соревнований применяют следующие способы:
Главное правило проведения личных турниров: тур пулек должен включать 6 или 7 спортсменов. Пульки составляют с учетом квалификации участников, причём представители одной страны должны быть в разных группах. В случае, когда в туре 7 участников, пулька выглядит следующим образом: 1-4, 2-5, 3-6, 7-1, 5-4, 2-3. Если в группе 6 спортсменов, то формула такая: 1-2, 4-5, 2-3, 5-6, 3-1, 6-4.
Бой в пульке считается оконченным, если один из спортсменов сделал 5 уколов. Если же счет равный, к примеру, 4:4, то оппоненты продолжают фехтовать до решающего укола до истечения времени. Также поединок заканчивается по истечении 3 минут. В этом случае победителем считается тот, у кого уколов больше. Если счет равный – назначаются дополнительные 60 секунд.
После проведения пулек судьи устанавливают общую классификацию всех спортсменов, при этом учитывая индексы (П/Б, УН-УП, УН). Наиболее высокие индексы присуждают первое место в квалификации. Если же показатели равны, тогда лидером становится тот, кто нанес больше уколов или ударов.
Бои, которые проводятся способом прямого выбывания, учитывают 15 уколов, а максимальное время – 9 минут. Оно разбито на периоды по 3 минуты. Поединок заканчивается, когда один из фехтовальщиков сделал свои 15 уколов, либо когда заканчивается время. В любом случае победителем считают участника, у которого больше касаний оппонента. В каждом туре бои проходят между теми, кто занесен в таблицу, сверху вниз.
Примером личных соревнований, которые проводятся по вышеописанному способу являются чемпионат и Кубок мира среди взрослых. Они проходят в два этапа: предварительный и тур прямого выбывания. В первом выбывает до 20-30 процентов из всех участников. Остальные борются за титулы и личные показатели.
Командные соревнования включают личные поединки, а затем и объединенные. Победителей выявляют как индивидуально, так и по общим показателям по круговой системе. В этом случае в одной группе, состоящей из 6 спортсменов, каждый должен сразиться с 5 соперниками. Трое или четверо лучших фехтовальщиков переходят на следующий круг. Решает общее число побед на данном этапе. Если спортсмены набирают равное количество выигрышей, тогда оценивают разницу полученных и нанесенных ударов. Если и этот способ не помогает, то назначают перебой. Затем в финал проходят шесть фехтовальщиков.
В турнирах, где применяется способ прямого выбывания, за 2 круга выбирают 32 или 16 фехтовальщиков, и каждому назначают соперника на первую встречу. В финал проходят шесть спортсменов. Эти бои уже проводятся без учета предыдущих результатов. Перебой в случае одинакового количества применим.
Требования к полю боя
Место, на котором проводятся бои, обязательно должно быть ровным и горизонтальным. Это уравнивает участников и позволяет избежать проблем с невыигрышным положением одного из них. Ширина площадки достигает 1,5 – 2 метра. Длина в 14 метров позволяет соперникам, находясь от средней линии в двух метрах, отступать до задней границы.
На поле боя присутствуют 5 линий, которые перпендикулярны его длине: средняя, две черты начала поединка и две задние границы. Промежутки между ними обычно обозначаются разными цветами, для того чтобы оппоненты четко различали места поля.
Снаряжение фехтовальщиков
При выборе защитного снаряжения учитывается индивидуальный подход. Основные меры направлены на охрану от травм головы, шеи и туловища. Встречается стандартная одежда, которую можно увидеть на всех дуэлях.
Первое – защита головы. Она раньше и чаще всего подвергается уколам и ударам. Специальная защита – это маска для электрической сабли. Отличается она прочной сеткой и мощной конструкцией, которая выдерживает разные удары. При выборе головного убора следует учитывать, что правильный атрибут должен подходить по размеру, не болтаться и не сдавливать. Без маски ведение боя категорически запрещено.
Следующая часть тела – шея. Для её защиты тела существует горже. Это приспособление может быть как элементом маски, так и отдельным аксессуаром. Лучший вариант – горже из кожи с амортизатором. Он точно не пропустит к телу ни одного касания.
Чтобы туловище не пострадало, рекомендуется использовать специальные колеты. Они выглядят как жилеты без рукавов с дополнительным укреплением фронтальной части. Менее эффективными считают «стегачи». Этот доспех включает амортизирующую прослойку, что приводит к увеличению габаритов фехтовальщика. Всё больше набирают популярность кожаные и стальные каркасы, которые лучше выполняют защитную функцию.
Девушки могут также использовать корсаж, который предотвращает повреждение ребер и живота. Существует и скрытая защита, такая как пластиковые приспособления для суставов и ракушки для паха. Они надеваются под одежду.
К необязательным элементам экипировки относят перчатки. Тем не менее они предохраняют кисть от истирания и незначительных повреждений. Этот атрибут тоже имеет разновидности. Рекомендуется использовать плотные перчатки, желательно изготовленные из кожи. К обязательным средствам защиты относятся нагрудники. Их используют как женщины, так и мужчины.
Ведение боя
Участник, которого судья вызвал первым, становится справа. Исключение – поединок между левшой и правшой. Спортсмен становится так, чтобы его впереди стоящая ступня была в двух метрах от средней линии. В середине ширины поля поединка осуществляется положение «К бою», при этом дистанция между спортсменами должна быть такой, чтобы они не касались орудиями.
Когда фехтовальщики заняли свое место и приняли положение «К бою», судья задает вопрос «Готовы?». После положительного ответа он дает сигнал начала поединка – «Алле!». До сигнала фехтовальщики сохраняют неподвижность и правильную позицию. До начала сражения уколы и удары не засчитываются.
Во время боя участники не должны поворачиваться спиной друг к другу, иначе укол виновника аннулируется. При переходах немедленные уколы засчитываются тогда, когда фехтовальщик находится перед противником. Если он сместился за него, то судья подает сигнал остановки и спортсмены возвращаются на свои позиции. Если укол наносится в тот момент, когда фехтовальщик вышел за пределы поля боя, он аннулируется.
Невооруженная рука во время боя не используется. При этом спортсмену запрещается прикрывать поражаемую поверхность любыми частями тела либо дотрагиваться до электрического снаряжения. В таком случае все уколы виновного будут аннулированы. Если все-таки судья заметил использование второй руки, он просит своих ассистентов подтвердить или опровергнуть этот факт.
Во время ведения поединка спортсмены должны соблюдать границы поля. Пересечение задней границы двумя ногами будет стоить виновнику штрафного укола. Боковых линий это правило не касается. В случае пересечения правой или левой границы судья дает сигнал остановки боя. Нарушитель становится на дистанцию возобновления боя, а его конкурент – на метр вперед от места пересечения.
Время боя учитывает всю продолжительность от «Начинайте» до «Стой», при этом остановки не считаются. За хронометрией следит судья. Общепринятое время течения боя таково: в пульках – 5 уколов и 4 минуты; способом прямого выбывания – 15 уколов и 9 минут; в командных турнирах – 4 минуты на каждый поединок в «эстафете».
Если во время поединка один из фехтовальщиков получил травму, бой прерывается на 10 минут. Это время, необходимое для оказания первой медицинской помощи. В течение дня участник может уйти на перерыв из-за новой травмы, никак не связанной с предыдущей.
Судейская коллегия
Бои фехтовальщиков проходят под надзором судей, которые квалифицированы как арбитры национального и международного ранга. Судейские обязанности:
В обязанности ассистентов входит контроль невооруженных рук оппонентов на поле. Они сидят в противоположных сторонах от судьи и должны меняться после каждого периода (при прямом выбывании) или боя (командные соревнования).
Для обслуживания Олимпийских игр судей выбирают методом жеребьевки. Коллегия делегатов составляет перечень лучших из присутствующих арбитров, в распоряжение каждого отводят четверть таблицы. На финальные бои назначаются 4-8 судьи, среди которых должны быть и нейтральные, и без учета национальности. После первых четырех финальных поединков снова проводят жеребьевку, принимая во внимание страны участников.
Условия ведения боя
Санкции
В проведении соревнований по фехтованию на саблях существует несколько категорий санкций. Их налагают за различные виды нарушений. Во-первых, дисциплинарные меры используются, если зафиксировано нарушение проведения самих соревнований. Примеры:
Санкции применяются и к боям, во время которых фиксируются нарушения, а именно:
Все нарушения сначала указываются лично спортсмену. Судья должен показать желтую карточку. Если участник продолжает нарушать правила, тогда ему показывают красную карточку и назначают штрафной укол. В случае, когда недопустимое поведение во время боя продолжается, применяется черная карточка – она обозначает отстранение от боя.
Федерации
Спортивным фехтованием управляет международная организация ФИЕ. Она была основана 29 ноября 1913-го года в Париже. На сегодняшний день штаб-квартира находится в Швейцарии. Международная организация фехтования объединяет 153 национальные федерации, каждая из них признана Олимпийским комитетом своей страны.
История фехтования как спортивной дисциплины
Сражения на саблях, рапирах и шпагах мысленно перемещают во времена рыцарей и французских мушкетеров. Однако на самом деле о фехтовании было известно еще в Античности. Египетские фрески, датируемые периодом порядка 3000 лет до н. э., отображают орудия, которые используются сегодня, и маски, закрывающие лица соперников.
Наибольшую популярность фехтование обрело в Средневековье. Тогда лишь аристократы позволяли себе биться на мечах, а простые люди использовали палки. Начиная с XV века в Европе бои на шпагах и рапирах стали предметом искусства. Страной-первооткрывателем стала Испания, но сражения быстро обрели популярность в Германии и Англии. Там же организовали первые корпорации.
С появлением международной федерации ФИЕ фехтование выделили в отдельную дисциплину. Регламент и правила приняли в 1914 году. Спустя 7 лет в Париже прошел первый мировой чемпионат на шпагах. Годом позже провели состязания на саблях. В 1926-ом году в перечень видов спорта включили и фехтование на рапирах. Официальный чемпионат Европы был организован в начале 80-ых.
Что касается соревнований на шпагах, то правила этого вида утвердили в 1914-ом году. Они приняты Олимпийским и международным комитетом.
Интересные факты
Полезная литература
В спортивном фехтовании есть литература, которая направлена не только на физическое воспитание спортсмена. Книги, описывающие историю становления фехтования, могут стать полезными для тех, кто просто любит наблюдать за поединками. Многие спортсмены по завершении карьеры публикуют автобиографии, которые содержат немало полезной и интересной информации о достижениях на поле боя.
Ключевыми можно назвать следующие:
Альбом описывает более чем столетнюю историю фехтования. В книге рассказывается о знаменитых мастерах клинка, которые в разное время представляли свою страну на международной и олимпийской аренах.
Краткие биографии известных фехтовальщиков, тренеров и функционеров. Все актуальные вопросы о данной дисциплине рассмотрены в статьях мастеров, также представлена информация о правилах и основах судейства. Энциклопедия расскажет и покажет фехтование со всех ракурсов.
Книга – биография двукратного олимпийского чемпиона, который затем тренировал сборную России. Ильгар Мамедов делится историями личного спортивного пути и победами своих воспитанников на Олимпийских играх.
В заключение можно отметить, что фехтование на саблях – спорт с богатой историей и большой популярностью. Некогда бывший исключительно элитным, он продолжает держать марку. Наравне с шахматами большинство фехтовальщиков отличаются высоким интеллектом, дополненным физическими навыками.