что значит обременение земельного участка ипотека
Выписка из ЕГРН о наличии обременений на объекте недвижимости
Согласно Федеральному Закону ФЗ-218 единственным подтверждением прекращения или возникновения права на объект недвижимости является выписка из ЕГРН (Единого Государственного Реестра Недвижимости).
Следовательно, абсолютно все данные о недвижимости хранятся именно в этой базе. Если Вам необходимо узнать, есть ли обременения на объекте недвижимости – ипотека, залог или арест, то Вам нужна именно Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и правообладателях объекта недвижимости.
Как узнать о наличии обременений на квартире, доме или земельном участке?
Если объект недвижимости находится в ипотеке, залоге или на недвижимость наложен арест в судебном порядке, то эти сведения обязательно вносятся в базу Росреестра. Благодаря вступившему в силу с 01 января 2017 года закону, любой человек имеет возможность узнать о наличии зарегистрированных обременений (или об их отсутствии) путем подачи запроса и получения Выписки из ЕГРН.
Выписка имеет несколько разделов, более детально Вы можете ознакомиться с ними в статье: Какие есть разделы в Выписке из ЕГРН?
В каком разделе Выписки указаны данные об обременениях?
Для того, чтобы ознакомиться с зарегистрированными правами и возможными обременениями объекта недвижимости, необходимо изучить Раздел 2 Выписки: Сведения о зарегистрированных правах.
Кроме интересующей нас информации в этом разделе указаны ФИО правообладателя, дата возникновения права собственности и основания возникновения права собственности, участие в долевом строительстве и т.д.
Почти все остальные «поля» этого раздела относятся к наличию или отсутствию обременений. Вариантов же различных обременений – масса. Это могут быть ипотека, аресты, залоги и т.д.
Если рассматривать понятие «обременение» в самом широком смысле, то Выписка из ЕГРН не сможет предоставить Вам информацию:
Как быть, если обременения с объекта сняты, а в ЕГРН они все ещё есть?
Поэтому Вам просто необходимо подождать 14-20 календарных дней и получить новую выписку. Если же по истечению этого срока информация по Вашему объекту не будет исправлена, Вы можете обратиться в МФЦ самостоятельно. В этом случае, после Вашего обращения, регистратор обязан будет внести правки в срок до 5 рабочих дней, и теперь, если этого не будет сделано, регистратор лично будет нести ответственность за неверную информацию, содержащуюся в ЕГРН. Подробнее узнать о процедуре внесения изменений можно в статье: Как исправить ошибки в Выписке ЕГРН.
Что делать, если на недвижимости есть обременения и они не сняты?
Если Вы собираетесь приобрести квартиру, дом или участок, то Вам однозначно нужно знать о наличии или отсутствии обременений, поскольку, в случае возникновения спора, Вы будете признаны добросовестным покупателем только в случае должной осмотрительности. Если же, получив Выписку, Вы увидели, что они есть, то Вам обязательно нужно обговорить и документально закрепить Ваши договоренности с продавцом.
Например, при наличии ареста или залога, Вы можете заключить предварительный договор, в котором будет указано, до какой конкретной даты продавец обязуется снять данные ограничения, чтобы Вы имели возможность приобрести юридически чистый объект.
Безусловно, Вы имеете право купить квартиру или дом и при наличии некоторых типов обременения, но в этом случае процесс покупки усложнится, а приобретение такой недвижимости станет очень рискованным!
Подробнее о подготовке к покупке квартиры читайте в статье: Что нужно знать перед покупкой квартиры и как ее проверить?
Обременение объекта недвижимости
Что такое обременение права собственности?
Обременение — это синоним слова «ограничение» в отношении прав кого-либо. Оно касается ограничения прав на недвижимость. Согласно ГК РФ ст. 131 и ФЗ N218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости». Оно возникает при заключении различных договоров или исполнения судебных решений. Права собственника на недвижимость могут ограничиваться не только при продаже квадратных метров, но даже при сдаче помещения в аренду.
От сервитута до ареста
Всего существует шесть основных типов обременений недвижимости:
Сервитут — ограничение, накладываемое на арендаторов земельных участков или людей, пользующихся помещениями, им не принадлежащим — например, кухня в коммунальной квартире. В земельных отношениях понятие «сервитут» возникает, когда через земельный участок необходимо, например, проложить дорогу. Такой вид использования чужой недвижимости может быть оплачен как частными лицами, так и государством.
Ипотечное обременение — с ним столкнется любой, кто оформляет ипотеку. Банк имеет право присвоить объект, если его владелец не выполняет кредитные обязательства. Кредитная организация должна быть уверена в том, что недвижимость останется за заемщиком. Именно поэтому банк ограничивает возможность владельца продавать и сдавать недвижимость в аренду. Без согласия банка нельзя даже устроить перепланировку. Прописывать в квартире можно только супругов, родителей и детей. Уведомлять кредитора придется и в случае, если вы решите пару месяцев пожить за границей. При погашении ипотеки необходимо подать заявку и снять квартиру с ипотечного обременения.
Арест имущества и недвижимости накладывает суд из-за долгов или преступных действий самого собственника. Так, недвижимость может быть конфискована судом в качестве уплаты долга или выполнения судебного решения в пользу государства или пострадавших.
Аренда — довольно распространенный вид обременения. По договору аренды арендодатель сдает недвижимость арендатору во временное пользование с рядом ограничений, которые они заключают между собой. Например, арендодатель сам вправе решить, может ли арендатор заселять других жильцов, делать переустановку. Аренда накладывает ограничения и на арендодателя: он не может пользоваться недвижимостью, но может продать ее. Однако, он будет не вправе выселить арендаторов без соблюдения прописанных в договоре причин.
Рента — это особый вид обременения, который относится к передаче прав на недвижимость. Здесь объект обременения — сам собственник жилья, которому необходима помощь или материальное содержание. Он сдает свою недвижимость в ренту с требованием собственного содержания до момента смерти, после которой недвижимость переходит в собственность второй стороне. Заключается договор с персональными условиями, согласно которым владельцу выплачивается договорная сумма и обеспечивается содержание. Сделка аннулируется, если условия обременения второй стороной не выполняются.
Пpи доверительном управлении объектом ответственный будет в праве управлять недвижимостью, но не владеть ею. Такой тип обременения заверяется у нотариуса и отменяется после купли-продажи недвижимости.
Есть и другие виды обременения. К ним относится, например, опека над несовершеннолетним владельцем недвижимости. На родителей и опекунов накладывается ограничение на продажу недвижимости, если в конечном итоге условия жизни ребенка ухудшатся. Также существуют обременения аварийных строений и памятников культуры. В первом случае недвижимость нельзя продавать, во втором — все изменения, а также продажа должны быть изначально согласованы с органами по охране памятников.
Как наложить обременение на квартиру?
Обременение не всегда становится решением третьей стороны. Часто это делают сами собственники или наследники, которые опасаются за свою недвижимость. Для того, чтобы сделать это, нужно обратиться в МФЦ или отправить документы заказным письмом в Росреестр. Нужно доказать, что обременение на недвижимость действительно необходимо владельцу. Для этого придется предоставить:
Где и как проверить наличие обременения?
Наличие обременения обязательно стоит проверять всем, кто хочет купить «вторичку» Через выписку ЕГРН можно узнать точное количество собственников (чтобы исключить претендентов на купленную квартиру), была ли квартира заложена, заключен ли договор ренты на недвижимость. Запросить справку о владельцах квартиры можно в управляющей компании. В ней будут указаны военнослужащие-владельцы квартиры или заключенные, которые отбывают наказание и являются временно выписанными из квартиры. Также стоит запросить оплаченные квитанции за последний месяц, чтобы удостовериться в отсутствии долгов. Проверить строение на статус памятника можно в органах местной администрации. Выявить другие виды обременения сложнее, так как они не фиксируются в государственных ресурсах. Например, проверить сдается ли квартира в аренду, можно только очно, поговорив с соседями или пару раз придти квартиру в неожиданное для собственника время.
Как снять обременение c квартиры?
Это довольно простая процедура, если собственник не нарушал условий договорных отношений. Конечно, для каждого вида обременения будет свой алгоритм действий. Так в случае ренты обременение будет снято только после смерти владельца. Для этого нужно будет предоставить свидетельство о смерти. При договоре аренды его не нужно снимать специально, так как оно не регистрируется государственными органами. Сложнее с ипотекой: тут потребуется предоставить банку свидетельство того, что все обязательства перед ним выполнены. Документы нужно будет подать в МФЦ на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и примерно через 10 дней проверить статус недвижимости в Росреестре. Снять обременение можно и онлайн, через сайт Росреестра. Понадобится пункт «Регистрация прекращения прав, ограничений (обременений) прав» и далее «Погашение регистрационной записи об ипотеке».
Какие документы понадобятся?
Риски при покупке недвижимости с обременением
Квартиры на вторичном рынке с обременением в виде невыплаченной до конца ипотеки, увы, сегодня не редкость. Обычно такие квартиры продаются по стоимости ниже рынка. Владельцы, как правило, обещают закрыть ипотеку за счет оплаты. В этом случае покупателю стоит быть еще более внимательным при проверке документов. Нужно проверить жилье на все другие виды обременений: удостовериться, что ее никто не арендует, если это не оговорено заранее, нет ли обязательств по ренте, не является ли недвижимость арестованной или аварийной. Помните, есть риск, что недобросовестный продавец может разорвать сделку продажи после внесения средств за ипотеку. Вам же очень долго придется возвращать сумму через суд. Впрочем, обременение еще не означает, что вас обязательно обманут. Серьезнее отнеситесь к проверке документов.
Узнать все о нюансах обременения объектов недвижимости вы может из нашего курса «Современные проблемы права недвижимости и землепользования».
Обременение земельного участка
Что такое «обременение земельного участка»? И может ли обременение помешать владельцу продать земельный участок?
Обременение – это ограничение собственника в его праве пользоваться или распоряжаться своим земельным участком.
Чтобы ответить на второй вопрос, нужно понять, какое именно обременение наложено на земельный участок?
Ограничения, наложенные на землю, подлежат обязательной государственной регистрации в органах Росреестра. Органы Росреестра вносят соответствующие записи в ЕГРН. Поэтому о наличии обременений на земельный участок можно узнать заранее, запросив информацию в Росреестре.
Виды обременений:
Сервитут – это ограниченное право пользования земельным участком.
Это обременение устанавливают при необходимости обеспечить доступ к чужому земельному участку, если получателю сервитута необходимо:
— получить право прохода (проезда) через этот земельный участок;
— получить право проведения инженерных коммуникаций (газовые и водопроводные трубы, электрические кабели, линии связи и др.).
Долгосрочная аренда.
Правообладатель земельного участка имеет право совершать сделки купли-продажи, даже если участок обременен долгосрочной арендой. При этом, договор аренды не расторгается.
Ипотека (залог недвижимости).
Это – один из самых распространенных видов обременения.
Так как собственник выплачивает кредит, выданный на приобретение жилья, объект недвижимости находится в залоге и считается фактически принадлежащим банку.
Распоряжаться объектом собственник не может. Сдать в аренду, передать в безвозмездное пользование или продать его возможно исключительно с согласия банка.
Концессия.
Этот вид отношений заключается в том, что собственник или арендатор передает концессионеру право пользования участком за определенную плату. Концессия заключается с определенной целью, например, для возведения здания и использования его для получения прибыли.
Доверительное управление.
Если использование участка осуществляет управляющий в интересах владельца или лица, которое укажет владелец – это доверительное управление. Этот вид обременения также подлежит государственной регистрации в ЕГРН.
Арест.
Арест налагается судом. Это единственное обременение, при котором запрещены любые сделки с этим земельным участком. Его нельзя продать, подарить, нельзя провести выдел и т.д.
Вывод: при различных видах обременений, может допускаться сделка купли-продажи, однако, она возможна только при согласии обременителя. Новому владельцу земельного участка придется принять уже существующее обременение.
Совершить сделку купли-продажи невозможно, только при аресте. Ее невозможно будет зарегистрировать в органах Росреестра.
Снятие обременения по ипотеке
Что такое обременение по ипотеке?
Обременение по банковской ипотеке – это наложенные в силу договора ограничения на право собственности.
Ограничения определяются Гражданским кодексом, ФЗ№ 102 и условиями соглашения с банком. Недвижимость, находящуюся под залогом, нельзя обменивать, дарить, продавать и, в некоторых случаях, сдавать в найм без официального согласия залогодержателя.
Обременение банк накладывает после покупки клиентом жилья на кредитные средства. Основанием для этого является договор. Приобретаемый объект, по условиям документа, на весь срок выплаты долга передается в залог банку в качестве обеспечения клиентом его финансовых обязательств.
Данные о том, что объект находится под ограничениями, заносятся в единую базу недвижимости Росреестра. Обычно процедуру регистрации ипотеки проводят сразу в день заключения соглашения с финансовым учреждением.
Когда можно снять обременение с квартиры по ипотеке?
Освободить объект недвижимости от ограничений можно только в том случае, когда банк не имеет финансовых претензий к собственнику жилплощади. Иными словами, снятие обременения с квартиры по ипотеке возможно лишь после возврата кредита с процентам в полном объеме. Причем внесение последнего платежа может быть как по графику, так и досрочно.
Росреестр погашает запись о наложении ограничений на основании одного из предоставленных документов:
В случае отсутствия каких-либо претензий и судебных разбирательств документом, на основании которого собственник может погасить запись о залоге, является заявление, написанное лично им и представителем банка, и закладная. Начать процедуру можно уже на следующий день после внесения последнего платежа.
Условия снятия обременения по ипотеке
Для снятия обременения с залогового жилья существует стандартная процедура. Предусмотрена возможность оформления документов с помощью местного МФЦ, и, тем не менее, отдельные сложность все же иногда возникают.
Случается, что проценты (особенно при досрочном погашении долга) рассчитываются неправильно и на кредитном счете остается минимальная сумма долга. Постепенно на эту небольшую сумму начисляются пени и штрафы, в результате чего добросовестный плательщик превращается в должника.
Банковское учреждение должно передать заемщику официальные бумаги, которые подтвердят то, что кредитополучатель оплатил всю сумму ипотеки и договор закрыт. Эта справка нужна для того, чтобы МФЦ передал бумаги о снятии обременения, нужный для внесения записи в ЕГРП.
Срок снятия обременения по ипотеке
В соответствии со ст. 25 ФЗ №264, снятие обременения по ипотеке Росреестр проводит в течение 3 рабочих дней с момента подачи собственником документов.
Если бумаги подавались через МФЦ, то процесс может затянуться на 1-2 дня, так как центру потребуется дополнительное время на пересылку документов.
Срок увеличится до 5 рабочих дней, если собственник хочет снять обременение по ипотеке на объект, приобретенный по долевому строительству.
Некоторые финансовые учреждения самостоятельно проводят данную процедуру. Но в этом случае сроки будут затянуты до 3-4 недель.
Какие нужны документы для снятия обременения?
После внесения последнего платежа по ипотечному кредиту, гражданин должен обратиться в банк, для получения документа подтверждающего полную выплату долга. Специалист по ипотечному кредитованию консультирует по процедуре снятия обременения.
Требуется собрать документы, согласно следующему перечню:
Чтобы получить письмо из банка, нужно подать следующее заявление:
Образец заявления на снятие обременения
Заявление
Что потребуется указать:
Образец заявления в Росеестр на снятие обременения
Бланк заявления можно запросить в банке или в регистрирующем органе. Документ должен быть заверен финансовым учреждением. Если у квартиры несколько собственников, то заявление должен написать каждый из них.
Заявление может не потребоваться, если банком была оформлена закладная. В этом случае в качестве документа-основания в Росеестр можно подать закладную с печатью банка и отметкой о том, что кредит погашен и финансовое учреждение не имеет финансовых претензий к заемщику.
Госпошлина
Снятие с квартиры ограничений требует внесение изменений в реестр недвижимости.
Выписку на бумажном носителе можно заказать через МФЦ — госпошлина составляет 460 рублей.
Выписка из ЕГРН в электронном виде обойдется дешевле, госпошлина за эту услугу составляет — 290 рублей.
Повторное Свидетельство о государственной регистрации права не выдается
Следует учитывать, что оплачивать пошлину потребуется каждому участнику процедуры.
Новый документ оформлять не обязательно, так как по закону и фактически объект недвижимости после процедуры снятия ограничений уже становится свободным от прав третьих лиц. Однако в старом документе о праве владения будет значиться запись о залоге. Если собственник хочет получить бумагу без этой записи, то может заказать свидетельство. Правоустанавливающий документ подготавливается в течение 10-14 дней.
Способы подачи заявления
Существует несколько вариантов подачи бумаг и заявления.
Через регистрационную палату
В Росреестр можно обратиться как лично, так и дистанционно, отправив документы по почте. Порядок прохождения процедуры следующий:
Ипотека в силу закона и ипотека в силу договора
Несмотря на частое и практически повсеместное использование термина «ипотека», далеко не все россияне понимают его значение в полной мере. В качестве подтверждения этого тезиса достаточно привести две разновидности этого понятия: ипотека в силу договора и ипотеку в силу закона. С высокой степенью вероятности можно сказать, что мало кто, за исключением специалистов финансового рынка, способен указать разницу между ними. Поэтому имеет смысл рассмотреть подробнее основания возникновения, порядок прекращения и другие особенности каждой из двух разновидностей ипотеки.
В первом случае речь идет о предоставлении заемщиком в ипотечный залог приобретаемого на средства кредитора объекта недвижимости. В качестве последнего выступает земельный участок, комната, квартира, частный дом или другие жилые помещения. Важно отметить, что сказанное выше распространяется на любое недвижимое имущество – коммерческие объекты, промышленные здания и т.д. Регистрация ипотеки в силу закона осуществляется в один момент с переходов прав владения на актив. Основанием для этого становится договор ЦЖЗ (целевого жилищного займа) или кредитный договор.
Ипотека в силу договора предусматривает предоставление в качестве обеспечения финансовых обязательств заемщика уже имеющейся у него недвижимости. Регистрация ипотеки в силу договора происходит после того, как перешли права собственности. Основанием для этого становится ипотечный договор.
Основания возникновения, порядок прекращения и другие аспекты взаимоотношений в рамках ипотечного кредитования регламентируются положениями №102-ФЗ (датируется 16.07.1998) «Об ипотеке». Базовый для рассматриваемой сферы деятельности Федеральный закон постоянно корректируется, а потому актуальная на сегодня редакция принята совсем недавно – 30 апреля 2021 года.
Залогодержатель
В подавляющем большинстве случаев залогодержателем становится банк, выдающий кредит. Намного реже ипотечные взаимоотношения возникают без участия финансовой организации – между покупателем и продавцом, оба из которых выступают в статусе физических лиц. В этом случае залогодержателем становится продавец жилья.
Когда возникает и основания для прекращения
Ипотека в силу закона возникает при выполнении условий, которые установлены №102-ФЗ. Основанием для прекращения выступает подача заявления залогодержателя о необходимости снятия обременения в следствие исполнения залогодателем взятых на себя финансовых обязательств.
Вторая разновидность рассматриваемого понятия возникает после подписания договора ипотеки. А основанием для ее прекращения становится расторжение или истечение срока действия договорных отношений.
Риски и сложности ипотеки в силу закона
Именно такой формат сделки используется для приобретения жилья особенно часто. Его характерной особенностью становится сравнительно невысокий уровень риска для банка. Фактически он сводится к минимуму наличием ликвидного и ценного залога, который при возникновении финансовых проблем у заемщика реализуется на рынке, что позволяет вернуть заемные средства банковского учреждения. Дополнительным рычагом снижения рисков становится обязательная страховка заложенного имущества. Еще одним аналогичным механизмом выступает страхование жизни и здоровья заемщика, которое не относится к обязательным, но часто применяется на практике.
Риски клиента финансовой организации заметно выше. Главный из них – возникновение проблем с обслуживанием и погашением ипотечного кредита. В подобной ситуации вполне реальна ситуация, когда заемщик теряет и жилье, и деньги, уплаченные ранее в качестве первоначального и всех последующих взносов. Тем более – они первым делом направляются на погашение процентов, что выгодно банку, но ни в коем случае – его клиенту.
Сформировавшаяся за много лет практика наглядно демонстрирует, что нередко заемщиков попросту выселяют из ипотечного жилья, за которое они не в состоянии больше платить. В завершении нужно отметить еще один негативный для клиентов банка юридический нюанс. Он заключается в том, что на квартиру в ипотеке не распространяется запрет на реализацию за долги, актуальный для единственного жилья.
Чем отличаются два вида ипотеки?
Ипотека в силу закона предусматривает предоставление в залог приобретаемого в рамках кредитного договора объекта недвижимости. Ипотека в силу договора предполагает, что финансовые обязательства заемщика обеспечиваются оформлением залога на любое недвижимое имущество, включая уже имеющееся в собственности залогодателя.
Каким Федеральным законом регламентируются взаимоотношения сторон при оформлении ипотечного договора?
Базовым законом в этой сфере выступает №102-ФЗ, принятый еще 16 июля 1998 года. Актуальная редакция документа утверждена в апреле текущего года.
Каковы основные риски участников сделки в рамках ипотеки в силу закона?
Наибольшему риску в рамках рассматриваемой сделки подвергается заемщик. Главная опасность связана с возникновением финансовых проблем. Если клиент банка не в состоянии обслуживать кредитный долг, велика вероятность ареста ипотечной квартиры с последующим выставлением на торги. Сказанное в полной мере касается единственного жилья, если оно оформлено в залог. В этом случае запрет на его продажу в рамках исполнительного производства не распространяется.
Вместо вывода
Оба вариант ипотеки – и в силу договора, и в силу закона – имеют как общие свойства, так и достаточно заметные различия. Первый вариант обычно используется в рамках потребительского кредитования и при заключении сделки без банка – между двумя физлицами. Вторая схема особенно часто применяется при оформлении стандартной ипотеки между банком и клиентом, а потому справедливо считается наиболее распространенной и востребованной.