что значит основное образование и дополнительное
Что значит основное образование и дополнительное
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Образование основное и дополнительное — взаимодополняющее единство
В предыдущем разделе мы рассмотрели образование как целостную систему, которая обеспечивает взаимосвязь субъектов и объектов образовательной деятельности, непрерывность процесса образования, единство образовательного пространства на содержательном и организационном уровнях.
Этими двумя автономными, уникальными сферами являются основное и дополнительное образование, каждая из которых направлена на решение своих целей и задач, но в совокупности этих сфер и лежит смысл образования.
Говоря об основном и дополнительном образовании, мы рассматриваем их как равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность. Такая трактовка позволяет не только развести понятия «общее» и «основное» образование (первое явление более широкое, чем второе), но и подчеркнуть, что дополнительное образование, как и основное, нельзя вывести за пределы общего образования, что иногда делается. Подобное терминологическое пояснение вполне согласуется с Законом Росийской Федерации «Об образовании», где система образования рассматривается как совокупность преемственных образовательных программ и образовательных стандартов, а программы (общеобразовательные и профессиональные) в свою очередь подразделяются на основные и дополнительные.
Здесь главным процессом является развитие ребенка как субъекта жизнедеятельности, а главной деятельностью выступает педагогическая поддержка (о чем речь пойдет в третьей
Итак, если поменять точку зрения с «ведомственной» на «смысл образования», то сразу обнаружим, что в центр должен быть поставлен ребенок с его возможностями и потребностями в самоосуществлении ОБРАЗА человека, причем обладающего
огромным ресурсным потенциалом, который он наследует как «правопреемник» культуры.
Для этого рассмотрим и сопоставим перечень главных ориентаций основного и дополнительного образования.
Основное образование
Дополнительное образование
_______ ОРИЕНТИРОВАНО НА:
построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно-целесообразной деятельности
раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей
усвоение предметных знаний и способов их употребления
освоение возрастно-нормативного пространства
построение пространства саморазвития
социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности
индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности
типологизирующее, моновоз- растное образование, социально-групповые нормы развития
поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития
общечеловеческий опыт познания
личный опыт практической жизнедеятельности ребенка
адаптирующее и корректирующее образование
развивающее и реабилитирующее образование
может даже начать осуществляться, если не поставить перед собой четкие целевые ориентиры. Основное образование их достаточно явно проявляет и связывает в первую очередь с необходимостью трансляции культурных образцов и приобщения к
ним подрастающего поколения.
Однако заметим, что если нет специально спрограммирован- ной и осуществленной деятельности по поводу выявления и развития этих ресурсов, то мы до бесконечности только и будем, что их учитывать, а вот разовьются они и в какую сторону — за это никто отвечать не будет (и не обязан).
На наш взгляд, основное образование, пытающееся расши рить собственные границы возможного в области развития индивидуального потенциала ребенка лишь на основании собственных ресурсов, собственных ориентаций и содержания, сможет повторить лишь предыдущий печальный опыт советской школы, которая «хронически» декларировала заранее не обеспеченные адекватной деятельностью и ресурсами цели.
В данном случае дополнительное образование выступает вполне самостоятельной и самоценной частью целостного образования ребенка, если только не начнет менять ориентацию на цели, решаемые в основном образовании. Иначе произойдет путаница: все или будут делать одно и то же, оставляя без внимания важные цели, или каждый будет делать, что ему захочется, ничуть не заботясь о том, получает ли при этом реоенок возможность развивать себя как индивидуальность и вместе с тем осваивать богатства культурного опыта.
Без осмысленного, позиционного самоопределения этих двух сфер в единых стратегических целях ничего по сути не изменится в отношениях между основным и дополнительным образованием.
Мы уверены, что, используя принцип вариативности, любой педагог сможет определить, в чем смысл и специфика це лей, которые ставит перед собой дополнительное образование,
Переход от ученичества к самодеятельности и обратно создает уникальную образовательную ситуацию для ребенка, где он во всей полноте может реализовать свой культурно-личностный потенциал. То есть получает возможность знакомиться и усваивать культурные образцы, следуя взрос- лому-педагогу (обучаться), а может задать свою логику усвоения, а взрослый (педагог дополнительного образования) не только этому не воспрепятствует, а наоборот, поможет ребенку развернуть процесс исследования собственных интересов, способов их проявления и эффективности, а если необхо-
В этом «взаимопереходе» ребенок сталкивается со множеством образовательных проблем, решение которых и создает
реальную возможность для развития.
Естественно, что реализация названных проблем невозможна без осмысления установок, задающих направление основному и дополнительному образованию как взаимодополняющему единству. Кроме того, необходимо четкое выделение приоритетов и ориентаций, задающих специфику педагогической деятельности в сфере основного и в сфере дополнительного образования, которые, исходя из единого замысла, несут в себе черты,
отличающие их друг от друга.
Что же является основой для возникновения взаимодопол- нительности? Это конкретный ребенок, именно он ставит перед педагогикой проблему полноты развития его многообразных
Такая фундаментальная задача сегодня встает перед общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования. В идеале весь образ жизни ребенка, «каж дый квадратный метр его жизни» (А.С. Макаренко), должны быть заняты образованием. Возможно ли подобное? В принци пе возможно. Вопрос в том, знаем ли мы необходимые условия, имеем ли их, а если не имеем — умеем ли создавать?
Прежде чем мы попытаемся ответить на эти вопросы, рассмотрим более обстоятельно сущность дополнительного образования, его основные ценности.
Интеграция дополнительного образования и общего образования: виды, механизм, условия
Задача современной школы уже давно не заключается только в передаче знаний по ряду предметов. Более того, эта функция отходит на второй план, и приоритетным становится создание условий для всестороннего развития ребенка. У каждого есть склонности и способности к той или иной области знаний, творчества, практической или спортивной деятельности. И выявить эти задатки, дать им возможность развиться – одна из основных педагогических задач. Одних уроков для этого недостаточно. Поэтому такое внимание сегодня уделяется различным видам внеурочных практик школьников. Именно интеграция общего образования и дополнительного образования дает ребенку максимум возможностей для личностного развития.
Внеурочная деятельность или дополнительное образование?
Вам будет интересно: Объем правильной четырехугольной пирамиды. Формула и примеры задач
Эти два понятия часто путают между собой. Они действительно схожи тем, что создают условия для разностороннего развития школьника, но фактически это две разные сферы образования.
Вам будет интересно: Характеристика деятельности: общая, профессиональная, экономическая. Виды деятельности, процесс и общая оценка
Внеурочной деятельностью охвачены все школьники, участие в ней обязательно. Ребята пробуют себя в разных направлениях, чтобы понять, какая область им ближе. Учитель сопровождает этот процесс, помогая выявить задатки и склонности.
При определенных условиях интеграция общего и дополнительного образования возможна. Более того, внеурочные занятия и посещение кружков во дворце творчества могут эффективно дополнять друг друга. Непосредственные механизмы интеграции общего и дополнительного образования зависят от многих факторов: нормативной базы, материальных и технических возможностей, локации, кадрового потенциала и т. д.
Организация внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями федеральных стандартов внеурочные занятия направлены на достижение образовательных результатов, решение задач воспитания и социализации ребенка. Проводятся в формах, отличных от классно-урочной практики. Выделяют несколько основных тематических направлений внеурочной деятельности:
Вам будет интересно: Зенитные башни люфтваффе: особенности конструкций и назначение. Фортификационные сооружения Третьего рейха
В качестве организационных форм используются кружки, общества, мастерские, лаборатории, а также массовые экскурсии, конференции, соревнования, проекты.
Разработан ряд моделей внеурочной деятельности, базирующихся как на возможностях самой школы, так и на интеграции общего и дополнительного образования детей.
Сотрудничество школы и системы дополнительного образования
Результативность процесса развития школьника может быть увеличена за счет использования ресурсов учреждений дополнительного образования. Это следует и из положений стандартов. Во ФГОС об интеграции в среднем общем образовании говорится: при организации внеурочной деятельности могут быть использованы возможности организаций культуры, спорта.
Кадровые, технические, информационные возможности системы дополнительного образования способствуют расширению развивающего пространства, формированию межпредметных знаний.
При этом основным условием интеграции общего и дополнительного образования остается выработка четких правил и форм взаимодействия. Эффективность сотрудничества обеспечивается созданием общего программного и методического пространства. Предусматривается разработка соответствующей нормативной базы, коррекции локальных актов, распределение полномочий, модернизация образовательных программ.
Принципы интеграции
Вам будет интересно: Двигатель НЛО: устройство и принцип работы
Само понятие «интеграция» предполагает эффективную и продуктивную связь ряда элементов, относящихся к разным системам. То есть в случае вовлечения в образовательное пространство учреждений нескольких типов коэффициент полезного действия должен возрасти. Уровень образовательных результатов, которых дети могут достичь, находясь в таких условиях, значительно выше.
В ходе интеграции создается особая развивающая среда, которая может разрушиться в случае прекращения сотрудничества. Любые интеграционные связи мобильны и динамичны, для их эффективного использования требуется постоянная коррекция, оперативная реакция на возникающие сложности со стороны участников образовательного процесса.
Можно выделить несколько обязательных условий продуктивной интеграции общего и дополнительного образования детей. К ним относятся:
Виды интеграции общего и дополнительного образования
В связи с введением новых стандартов меняются принципы взаимодействия на разных образовательных ступенях, появляются новые формы сотрудничества. Их задача – обеспечить непрерывность образования, создать условия для успешной социальной адаптации учащегося.
В сфере интеграции общего образования и дополнительного образования можно выделить два компонента: внешний и внутренний. Первый отвечает за создание единой педагогической системы, второй – за взаимное проникновение элементов разных образовательных областей.
Для обеспечения совместного использования ресурсов применяются:
Последние признаны наиболее эффективной, хоть и организационно трудоемкой формой интеграции. Довольно часто применяются: модель муниципальной сети с рядом крупных ресурсных центров, расположенных недалеко друг от друга; формат межшкольного комбината, взаимодействующего с профессиональными учреждениями, технопарками, учреждениями культуры и спорта.
Отдельного внимания заслуживает проблема интеграции и дифференциации общего и специального образования. Речь идет о социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Основная идея состоит в применении принципов «нормализации», когда ребенок растет и развивается в условиях, максимально приближенных к стилю жизни современного общества. Интеграция специального и общего образования это реальный шанс для таких ребят участвовать в различных формах социальной жизни в условиях, компенсирующих ограниченность их возможностей. В современной школе практикуются различные формы совместного обучения, а также создаются классы коррекции и педагогической поддержки.
Федеральные модели
В ходе проектирования формата интеграции общего образования и дополнительного образования создана вариативная модель взаимодействия. Она включает в себя ряд компонентов, каждый из которых может быть выбран как основа для разработки собственной версии и адаптирован под конкретные условия.
Если речь идет не просто о выборе ребенком некой дополнительной сферы интересов, а о профессиональной ориентации, организационно этот процесс осуществляется в ходе интеграции профессионального и общего образования.
«Школа – социокультурный центр»
Данная модель строится на взаимодействии школы сразу с несколькими типами учреждений. Это могут быть организации допобразования, спорта, культуры, иные социальные партнеры. Фактически происходит интеграция общего и дополнительного образования при организации взаимодействия нескольких образовательных пространств: учебного, внеурочного, дополнительного в рамках сетевого взаимодействия.
В таких условиях залогом успеха является слаженность действий сотрудников всех задействованных организаций, единство педагогических целей, задач, используемых технологий. Фактически речь идет о создании единой воспитательной системы на основе межведомственного взаимодействия. Дополнительное образование, урочная, внеурочная деятельности ориентированы на общий результат – развитие личности ребенка в ходе его приобщения к учебным, социальным и культурным практикам. Такой подход обеспечивает:
Вам будет интересно: Биография польского политического деятеля Болеслава Берут
В ходе совместной работы учреждений может быть создана единая система информирования учащихся о готовящихся на территории района (города) проектах, мероприятиях, событиях, которые становятся частью общего воспитательного процесса.
«Школа – единое образовательное пространство»
Достаточно результативная модель интеграции дополнительного образования и общего образования, предусматривающая создание единого пространства развития и воспитания детей путем включения центра дополнительного образования в структуру школы.
Такое объединение позволяет более эффективнее решать общую для двух сфер образования задачу реализации индивидуальных социальных, творческих, познавательных интересов и потребностей школьника, формирования индивидуальной траектории его развития.
Подобная интеграция не становится формальностью. Каждая школа проводит анализ своих возможностей, позволяющих обеспечить дальнейшее развитие нового структурного подразделения.
Создаваемая образовательная среда дает ребенку возможность:
Показателями эффективности модели выступают: расширение спектра дополнительных образовательных программ; увеличение числа совместно проводимых мероприятий и проектов; заключение договоров о сотрудничестве; сохранение и увеличение контингента обучающихся и педагогов; удовлетворенность участников образовательного процесса.
Примеры интеграции из практики
Сегодня опыт разработки и внедрения эффективных моделей интеграции общего и дополнительного образования есть во многих регионах.
Так, в Мурманске на базе школы успешно действует музыкально-эстетический центр, в задачи которого входит приобщение подростков к музыкальному, изобразительному, театральному искусству. Открыто три отделения: хоровое, фольклорное, оркестровое. После 9-го класса ребята могут получить не только аттестат, но и свидетельство центра с правом поступления в средние и высшие музыкальные образовательные учреждения.
Нередким становится и создание крупных учебно-воспитательных комплексов, когда в рамках одного кластера объединяются образовательные организации разного уровня. В Ставрополе создан образовательный центр для одаренных учащихся на базе лицея, Дворца детского творчества и государственного университета, реализующий программу «школа – университет – аспирантура».
Интеграция программ среднего общего и профессионального образования
Реформы в сфере образования предоставляют учреждениям больше возможностей для выбора программ и форм обучения. Расширяется и диапазон форматов взаимодействия разных ступеней образования. Одно из востребованных направлений – интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и программ среднего профессионального образования на основе индивидуального учебного плана. Это становится возможным в результате профилизации старшей школы, позволяющей сочетать элементы программ разного уровня. Вариативная часть программ, по которым учатся старшеклассники, может быть скорректирована таким образом, чтобы на первый план выходило изучение материала, связанного с будущей профессиональной деятельностью. Важное значение при разработке образовательно-профессиональной программы имеет выбор форм и методов обучения. В них особенно заметно влияние системы профобразования с его упором на практико-ориентированность и деятельностный подход.
Целью такой интеграции являются: оптимизация сроков обучения; повышение качества профессиональных знаний и навыков; привлечение потенциальных работодателей к разработке конечных образовательных результатов. При этом школьники могут заранее ориентироваться на востребованные программы, заинтересовавшие работодателей.
После окончания обучения по такой интегрированной программе в 10-11-х классах и сдачи ЕГЭ, помимо школьного аттестата, выпускник получает академическую справку с указанием освоенных дисциплин (модулей) программы профобразования и результатов итоговой аттестации по ним.
При продолжении обучения по выбранному направлению студенту зачитывается ранее освоенный материал, что сокращает продолжительность получения профессионального образования.
Что значит основное образование и дополнительное
Статья 23. Типы образовательных организаций
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.
А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.
Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.
Образование — что это
Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.
Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.
Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.
В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».
В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.
Условно образование можно разделить на уровни:
Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.
Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.
Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.
Функции образования
Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.
В связи с этим можно выделить следующие функции образования:
Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:
Более развернуто все это представлено чуть ниже:
Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:
Виды, уровни и ступени образования
Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).
Весь процесс предполагает 3 ступени образования:
Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.
Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:
Ступени образования | Уровни образования | |
---|---|---|
1 | начальное образование (обязательно) | 1 |
2 | основное общее образование (обязательно) | |
3 | среднее (полное) общее образование | 2 |
4 | начальное профессиональное образование длительностью в 1 год | 3 |
5 | начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации | |
6 | среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года | 4 |
7 | среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года | |
8 | высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года) | 5 |
9 | высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность | |
10 | высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности | |
11 | послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года) | 6 |
То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?
Разные подходы к построению системы образования
Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:
Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.
Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.
Формы обучения
Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:
Отрасли (виды) образования
Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):