что значит оставаться в тени
В ТЕНИ
Этот человек редко появлялся на экране, предпочитая находиться в тени. До недавнего времени его имя было почти неизвестно широким массам, и тем не менее именно к его кабинету в Минфине сходятся нити самых громких и масштабных преступлений конца ХХ века. МК, 2002.Её позицией было находиться в тени, создавать своему могущественному супругу надёжный тыл и всячески ограждать частную жизнь семьи от вторжения прессы. АиФ, 2001.
— Чтобы излить раздражение, вы нарисовали картину любезного вашему сердцу мироустройства, где сквозь барьеры из ловких, умеющих скромно держаться в тени лизунов справедливости никогда не пробиться! В. Морочко, Утраченный портрет.
При желании Бердичевский мог бы занять и иную, более видную должность, хотя бы и председателя окружного суда, но по складу характера и природной конфузливости предпочитал держаться в тени, советы власти давал не в присутствии и не на ареопагах, а больше келейно <. >. Б. Акунин, Пелагия и белый бульдог.
Если Синод выразил озабоченность общественной судьбой тех, кто откажется от ИНН, то теперь стоит побеспокоиться о религиозных правах тех, кто его имеет. Обычно лидеры протеста предпочитают оставаться в тени, действуя анонимно. В Петербурге активные прихожане всё же называют тех, кто открыто дал им благословение на подобную деятельность. НГ, 2000.
Он вошёл во вкус этой игры и каждый день, словно режиссёр перед театральным макетом, ставил новый спектакль. Ему понравилось играть чужими жизнями и судьбами, а самому оставаться в тени. И. Фарбаржевич, Губернский повелитель.
Сильно играть на протяжении всего сезона просто невозможно. Однако Марат по молодости лет не желает оставаться в тени и настырно лезет на передовую. Ему бы отсидеться в тылу, подлечиться, как это делали многие сильные теннисисты. Россiя, 2001.
оставаться в тени
Смотреть что такое «оставаться в тени» в других словарях:
Быть (держаться, оставаться) в тени — Разг. Быть незаметным, незамеченным, невыдающимся. ФСРЯ, 473 … Большой словарь русских поговорок
оставаться — глаг., нсв., употр. очень часто Морфология: я остаюсь, ты остаёшься, он/она/оно остаётся, мы остаёмся, вы остаётесь, они остаются, оставайся, оставайтесь, оставался, оставалась, оставалось, оставались, остающийся, остававшийся, оставаясь; св.… … Толковый словарь Дмитриева
В ТЕНИ — находиться, держаться, оставаться, пребывать; кто быть Незаметен, не выделяется из числа других, скрывается. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) действует, не привлекая к себе внимания других, делает что л. втайне, избегая огласки. Обычно … Фразеологический словарь русского языка
В тени крыл Твоих — Связать? Книга В тени крыл Твоих (нем. Unter dem Schatten deiner Flügel) содержит выбранные записи дневника Йохена Клеппера (нем. Jochen Klepper … Википедия
В тени смерти — Nāves ēnā … Википедия
S.T.A.L.K.E.R.: Тени Чернобыля — S.T.A.L.K.E.R. Обложка S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля Разработчик GSC Game World Издатели … Википедия
В тени — Экспрес. 1. (Быть, оставаться, держаться) незаметным, незамеченным; не выделяться из числа других. Он и раныше то, в школьные годы, не отличался особой бойкостью в женском обществе и на школьных вечерах, на именинах и праздниках держался обычно в … Фразеологический словарь русского литературного языка
Список персонажей «Хроник Амбера» — Персонажи «Хроник Амбера», серии романов в жанре фэнтези американского писателя Роджера Желязны, действуют в различных параллельных вселенных. Содержание 1 Королевская Семья Амбера 1.1 Бенедикт 1.2 … Википедия
Чейни, Ричард — Бывший вице президент США, бывший руководитель президентской администрации Бывший вице президент США (2001 2009), ранее глава президентской администрации (1975 1977), член Палаты представителей Конгресса (1978 1989), министр обороны (1989 1993).… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ТЕНЬ — Бояться своей (собственной) тени. Разг. Неодобр. О крайней степени трусости, необоснованного страха. ДП, 272; БМС 1998, 567. Быть (держаться, оставаться) в тени. Разг. Быть незаметным, незамеченным, невыдающимся. ФСРЯ, 473. Тени исчезают в… … Большой словарь русских поговорок
Быть (держаться, оставаться) в тени
Смотреть что такое «Быть (держаться, оставаться) в тени» в других словарях:
В ТЕНИ — находиться, держаться, оставаться, пребывать; кто быть Незаметен, не выделяется из числа других, скрывается. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) действует, не привлекая к себе внимания других, делает что л. втайне, избегая огласки. Обычно … Фразеологический словарь русского языка
В тени — Экспрес. 1. (Быть, оставаться, держаться) незаметным, незамеченным; не выделяться из числа других. Он и раныше то, в школьные годы, не отличался особой бойкостью в женском обществе и на школьных вечерах, на именинах и праздниках держался обычно в … Фразеологический словарь русского литературного языка
ТЕНЬ — Бояться своей (собственной) тени. Разг. Неодобр. О крайней степени трусости, необоснованного страха. ДП, 272; БМС 1998, 567. Быть (держаться, оставаться) в тени. Разг. Быть незаметным, незамеченным, невыдающимся. ФСРЯ, 473. Тени исчезают в… … Большой словарь русских поговорок
Список персонажей «Хроник Амбера» — Персонажи «Хроник Амбера», серии романов в жанре фэнтези американского писателя Роджера Желязны, действуют в различных параллельных вселенных. Содержание 1 Королевская Семья Амбера 1.1 Бенедикт 1.2 … Википедия
Дашкова, княгиня Екатерина Романовна — статс дама, президент С. Петербургской Академии Наук и Российской Академии, дочь графа Романа Илларионовича Воронцова и супруги его, графини Марфы Ивановны, урожденной Сурминой, род. 17 марта 1744 г. в Петербурге, ум. 4 января 1810 г. в Москве.… … Большая биографическая энциклопедия
Поездка в Кордофан — Вечером 25 февраля отлично оснащенная дахабие, которая должна была довезти нас вместе с Петериком вверх по Белому Нилу к лесистому селению Торра, отплыла от хартумского мишераэ, то есть торной дороги, к реке. Сильными ударами весел гребцы … Жизнь животных
Семейство полорогие — (Bovidae)** * * Семейство полорогих, или бычьих самая обширная и разнообразная группа парнокопытных, включает 45 50 современных родов и около 130 видов. Полорогие животные составляют естественную, ясно очерченную группу. Как ни… … Жизнь животных
Тропические леса и их Фауна — Блистает лес красой богатой. Как некий новый, дивный мир. До сих пор мы бродили по пустыне и ознакомились со степью; бросим теперь взгляд на леса внутренней Африки, которые можно назвать девственными лесами. Многие из них не… … Жизнь животных
Эпикур — Эпикур, сын Неокла и Херестраты, афинянин из дема Гаргетта, из рода Филаидов (как сообщает Метро дор в книге О знатности ). Вырос он на Самосе, где было поселение афинян (об этом пишут многие, в том числе Гераклид в Сокращении по Сотиону ), и … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
Семейство куньи — (Mustelidae)* * Семейство куньи включает 23 современных рода и около 65 видов хищных, от мелких (в том числе самых мелких представителей отряда) до средних (до 45 кг). Куньи распространены по всей Евразии, Африке, Северной и Южной Америке … Жизнь животных
Не пытайся убежать от своей Тени: куда нас тянет перфекционизм и почему пора с ним покончить
Стремление к идеальной морали и красоте сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Свои надежды на появление совершенного человека культивировали Античность и эпоха Возрождения, и даже наш прагматичный век высоких технологий не оставляет надежды создать идеального человека. Решению этой задачи посвящены статьи глянцевых журналов и современных философов, исповедующих трансгуманизм и ожидающих пришествия постчеловека. Одержимость совершенством превратила наши лучшие прогрессивные идеи в товары и услуги, которых всегда недостаточно для достижения идеала. Не пора ли остановить эту гонку и принять несовершенство себя и других? Об этом рассуждает культуролог Янина Пруденко.
Как показывает история, концепт сверхчеловека не единожды дискредитировал себя, а стремление к совершенству всегда оборачивалось исключением из общества всех тех, кто не подходил под слишком неустойчивые критерии прекрасного. Желая быть безупречными, мы неистово прячем качества, которые родители, учителя, партнеры, общество маркировали для нас как отрицательные — жадность, лень, похоть, зависть, нетерпимость, агрессию — за масками и образами идеального человека, проживающего наиболее полную и счастливую жизнь в лентах фейсбука и инстаграма.
Карл Юнг описал один из архетипов — Тень, который представляет собой совокупность всех наших установок, черт характера, маркируемых как ущербные и вытесненные на этом основании в бессознательное. Причина появления Тени — не что иное, как стремление человечества к своей светлой, лучшей стороне. Подавляя в себе качества, которые общество определяет как не соответствующие идеалу, мы стараемся показывать только свои положительные стороны.
«Осознать свою Тень и научиться управляться с ней — участь всех людей», — писал Юнг в работе «Борьба с Тенью». Но зачем вытаскивать на свет божий свою Тень, если даже Юнг говорил о том, что худшие Тени человечества в ужасающих масштабах отразились в персоне Гитлера?
Ответ очень прост: чтобы обрести целостность. Именно ее, целостность, предлагает Юнг и его ученики в качестве идеала современного мира.
«Не светлый элемент сам по себе создает исцеление; а то место, где свет и тьма соприкасаются, и есть место возникновения чуда», — пишет в работе «Признание собственной Тени» ученик Юнга Р.А. Джонсон. По его мнению, стремясь к светлой стороне, общество отбрасывает свою темную сторону, «и этот шлак проявляется в виде войн, экономического хаоса, забастовок, расовой непримиримости».
Другой ученик Юнга Э. Нойманн в работе «Глубинная психология и новая этика» утверждал, что необходима «новая форма гуманизма, которая позволит человеку доброжелательно относиться к самому себе и воспринимать свою теневую сторону как необходимый элемент своей творческой энергии». Сторонники аналитической психологии считают, что на сокрытие своей Тени человек тратит огромный ресурс, который высвобождается в случае проявления своего теневого аспекта, обращения на него внимания.
Но как освободить свою Тень? Для начала было бы неплохо понять, что она собой представляет. Юнг считал, что наши теневые аспекты проявляются из бессознательного в момент проекции, когда мы переносим свое внутреннее состояние на внешний мир.
Самый простой способ определить, какую Тень тщательно прячет подсознание, — обратить внимание на ярлыки, которые человек навешивает на других: «сноб», «несознательный», «расист» и т. д.
Суть этого процесса не в том, чтобы принять свою «теневую» несознательность и обрести противоположное, «светлое» качество — сознательность, а в том, чтобы дать себе право быть и сознательным, и несознательным одновременно. «Быть сознательным» — невыполнимое требование: всегда найдется человек или группа людей, с точки зрения которых вы ведете себя несознательно. Вспомните любого человека, которым вы восхищаетесь, — могу поспорить, что в его/ее биографии, образе мышления, поступках найдутся «темные пятна», которые вы сочтете недостаточно «светлыми».
Джонсон в упоминаемом ранее труде утверждал, что «мы наносим ущерб другому человеку, перекладывая на него нашу „черноту“ или свет (потому что заставлять кого-то играть роль героя для нас — это такая же тяжесть)». Достаточно привести в пример многих духовных гуру ХХ—XXI веков, за которыми тянется шлейф сексуальных скандалов и обвинений в присвоении денег доверчивой паствы или даже в убийствах собственных жен.
Американка Дебби Форд, интерпретатор и популяризатор концепта Тени Юнга, превратила теорию швейцарского психиатра в суперуспешный проект: она издала ряд бестселлеров, разработала программу тренингов по интеграции своей Тени, участвовала в популярных американских шоу, в том числе и в «Шоу Опры Уинфри». Форд рассматривала не только «темные тени», но и «свет» (в работах Юнга и его учеников тоже присутствует это понятие, но трактуется оно несколько иначе: «свет» соответствует Эго, сознательной части психики), «светлую противоположность тени», или «светлую тень». По ее мнению, светлая тень — это всё то, что восхищает нас в людях, становится предметом нашей белой зависти; это наш скрытый потенциал, который мы не реализовываем, поскольку считаем себя недостаточно красивыми, сексуальными, умными, коммуникабельными, творческими, спортивными и т. д.
В массовой культуре проекцию наших светлых теней легко отыскать в образах супергероев, тайно живущих среди нас и владеющих определенными сверхчеловеческими способностями.
В футуристических сюжетах подобными совершенными качествами мы наделяем искусственных людей — репликантов и искусственный интеллект.
В фильме I Am Mother (2019) как нельзя лучше отражено разочарование человечества в самом себе. По сюжету воспитание совершенного человека будущего доверено искусственному интеллекту, который с упорством Святой инквизиции сжигает все «отбракованные экземпляры». В сиквеле «Бегущего по лезвию» (2017) репликанты представляют собой идеал античной калокагатии — существ прекрасных внутренне и внешне. Моральные качества и физические способности офицера KD6-3:7 и Саппера Мортона (см. также короткометражный приквел «2048: Некуда бежать») вызывают в нас куда больше восхищения и симпатии, чем люди, живущие в 2048 году, но не особо отличающиеся от наших современников. Люди будущего предстают либо в образах злых гениев и типичных чиновников (см. короткометражный приквел «2036: Возрождение Nexus»), либо в образе white trash — деклассированных людей, демонстрирующих свое пренебрежение репликантам на том основании, что те являются «мешком с костями», то есть ненастоящими людьми.
Итак, светлые тени в момент проекции могут вызывать не только белую зависть, но такие же эмоции, как и темные тени — раздражение, нетерпимость, ненависть и агрессию. Для демистификации этих табуированных эмоций, которые не принято ассоциировать с цивилизованным обществом, предлагаю обратиться к науке, изучающей поведение животных, в том числе людей, — этологии. Один из ее отцов-основателей Конрад Лоренц в своей работе «Агрессия: (так называемое зло)» проследил причины возникновения агрессии и инструменты, с помощью которых мы (животные и люди) ее усмиряем.
Лоренц полемизирует с Зигмундом Фрейдом, который в некоторых своих работах высказывал мысль о том, что агрессия — это проявление инстинкта смерти, Танатоса. Лоренц же связывает агрессию именно с Эросом, относящимся к жизнеутверждающим инстинктам: выживанию, продолжению рода, борьбе за ресурсы.
Также, анализируя большое количество проведенных экспериментов, Лоренц утверждает, что агрессия — явление преимущественно внутривидовое. Он приводит пример: выслеживая свою жертву, хищник испытывает вовсе не агрессию, а предвкушение насыщения, как и человек не испытывает агрессию к индейке, которую он собирается съесть на ужин.
Для того чтобы преодолеть агрессию, направить ее, как выражается Лоренц, «в безопасное русло» и избежать кровопролития, то есть сохранить свой вид, природа изобрела прекрасный механизм — ритуал. Советский и российский этолог Виктор Дольник в своей популярной книге «Непослушное дитя биосферы» приводит пример ритуала у самцов джейранов, которые меряются ростом, чтобы выяснить свой иерархический ранг, не калеча друг друга (что можно сравнить с демонстрацией странами своей военной мощи). Долгое время и в обществе людей ритуалы позволяли (и позволяют во многих странах и сообществах и сегодня) сохранять «плохой мир».
Однако, как отмечает Лоренц, человечество не просто представляет собой единый гомогенный вид, но искусственно создает внутривидовое разделение. «Темная сторона псевдовидообразования состоит в том, что оно подвергает нас опасности не считать людьми представителей других псевдовидов» — такой вывод делает из своих наблюдений Лоренц, который принадлежал к Национал-социалистической немецкой рабочей партии, воевал в рядах германской армии в годы Второй мировой войны, а после ее окончания скитался несколько лет по советским лагерям для военнопленных. Он подчеркивает, что в основе любого ритуала лежит всего лишь привычка и «животный страх ее нарушить».
И даже если мы не находим сил работать со своей пресловутой «зоной комфорта», «мы должны, со всей силой своего ответственного разума, подавлять нашу естественную склонность относиться к социальным нормам и ритуалам других культур как к неполноценным», иначе, считает Лоренц, новая мировая война неизбежна.
Рекомендация Лоренца выглядела бы убедительной, если бы он дал определение понятию «ответственный разум», а также объяснил работу механизма «подавления», который, по его мнению, помогает избегать внутривидовых человеческих конфликтов. Не имея ответов на эти запросы, позволю себе всё же не согласиться с этологом. Довольно легко в начале ХХI века представить (или подсмотреть) сценарий, главный герой которого, видя несостоятельность общества и руководствуясь самыми благими намерениями, возьмет на себя роль «ответственного разума», изобретающего эти самые механизмы «подавления». Ведь и Гитлер, как писал Юнг в «Борьбе с Тенью», «намеревался создать международный порядок определенного рода», и этого порядка жаждали тысячи людей, поддерживающие своего лидера.
Тени «становятся опасными для нас лишь в том случае, когда не находят выхода», — утверждает в своей книге «Темная сторона охотников за светом» Дебби Форд. Возможно, не подавление, о котором пишет Лоренц, а признание и востребование своих теневых аспектов — один из первых шагов к избавлению от чувства ущербности, обусловливающего наш перфекционизм, который имеет слишком высокую цену как для нас самих лично, так и для общества и окружающего мира?
Признавая свое право на ошибку, мы неизбежно становимся более терпимыми к ошибкам других. Принимая свое несовершенство, мы создаем пространство для несовершенства другого.
Сегодня представители человеческого вида, десятилетиями и веками считавшиеся маргиналами и не имеющие возможность попасть на верхушку вертикали власти, переворачивают ее или, скорее, опрокидывают. Но каким образом? Без насилия и доминирования, без перераспределения ресурсов и административных должностей, но неся благую весть о несовершенстве несовершенным людям, стремящимся к идеалу сверхчеловека.
Стихи и афоризмы для экзистенциалистов
ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ОСТАТЬСЯ В ТЕНИ, ЕСЛИ САМ ИЗЛУЧАЕШЬ СВЕТ (АВТОРСКАЯ ПОДБОРКА СТИХОВ И АФОРИЗМОВ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА)
1976 Горький (Н. Новгород)
* * *
Что ж ты не пишешь?
Думаешь,
Пыль улиц заменит тебя?
Что ж ты, не слышишь?
Думаешь,
Стук сердца заменит тебя?
1979 Горький (Н. Новгород)
1979 Горький (Н. Новгород)
1980 Горький (Н. Новгород)
Я выдумываю жизнь на три четверти,
И за это она четвертинкой последней
Будоражит меня и дарует прозреньем.
1982 Горький (Н. Новгород)
1982 Горький (Н. Новгород)
1984 Горький (Н. Новгород)
1985 Горький ( Н. Новгород)
«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»
В начале-то всё же не слово, а чувство,
Оно порoждает и жизнь, и искусство.
И мысль, как служанка, служить им готова,
И только тогда оживает и слово.
1997, Бостон
СНЕГ ШЁЛ СКВОЗЬ ВЕЧЕР
Не люблю я тех, кто над схваткой,
С их усмешкой, умом, ухваткой.
Не люблю их судьбы трусливые,
Ни несчастные, ни счастливые.
А С ТОБОЮ ДЕНЬ ЛЮБОЙ.
Маше
12 сентября 1998, Бостон
Я СОГЛАСЕН, ЖИЗНЬ ЛИШЬ ЧАСТНОСТЬ
Аркаше Герштейну
Я согласен, жизнь лишь частность,
Реплика в старинном споре,
Галка утром на заборе
И случайная строка.
И я счастлив каждой строчкой,
Каждой встречей, каждой почкой,
Каждым ломтиком лимона,
Каждой кружкой молока.
Я встал с утра в любви,
На третьем этаже.
Увидел белый свет,
Что в окна бил уже.
Увидел белый снег,
Летящий с высоты,
Стремительный, густой,
Такой, как любишь ты.
И небо на Земле,
И небо в вышине,
И между ними всё
Принадлежало мне.
Не говори, что мне всего
Каких-то сорок лет,
Я столько раз на свете жил,
Таких и чисел нет!
Моя судьба есть мой народ,
С ним жить и умирать,
И каждый день с лучом зари
Из небытья вставать.
А ОТ РУК ТВОИХ
Маше
10 июня 2004, Бостон
Я ЗНАЮ, КАК В ОБЛАКЕ ВИДЕТЬ КОТЁНКА.
TЫ ОЖИВЛЯЕШЬ ВЗГЛЯДОМ МИР
Маше
Tы оживляешь взглядом мир.
Он до тебя хоть был, да не был.
Прикосновением своим
Душе ты возвращаешь тело.